+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Изменен учетный период рабочего времени для водителей

Режимы труда и отдыха водителей в 2021 году

Изменен учетный период рабочего времени для водителей

В Российской Федерации существует несколько документов, которые определяют требования к водителям и их работодателям (либо нанимателям) в части соблюдения режимов труда и отдыха. Каждый руководитель автопарка и все работники, связанные с управлением транспортом, должны быть в курсе положений этих законодательных актов.

Нормативная база

Главный российский документ, регулирующий вопросы труда во всех сферах – это Трудовой кодекс. В Разделе IV Части III ТК РФ представлены основные понятия, права и обязанности, касающиеся условий режима работы. В Разделе V Части III ТК РФ сформулированы условия режима отдыха.

Детали регулирования труда работников транспорта перечислены в Главе 51 Раздела XII Части IV ТК РФ. В этой же главе, в Статье 329 сказано, что конкретные особенности режима труда и отдыха водителей устанавливаются федеральным органом власти, ответственным за транспорт, то есть Минтрансом.

Подробные требования по соблюдению РТиО на транспорте прописаны в Приказе Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Последние изменения в этот документ вносились в 2021 году.

Если речь идет о международных перевозках, то приоритетное значение имеют правила ЕСТР – Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (Статьи 6-8).

Основные правила

В Приказе Минтранса № 15 установлены два варианта учета рабочего времени водителей: ежедневный и суммированный с учетным периодом в один месяц.

– При ежедневном учете продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Для водителей, работающих 5 дней в неделю с 2 выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих 6 дней в неделю недели с 1 выходным – 7 часов.

– При суммированном учете время управления автомобилем в течение смены может быть увеличено до 10 часов, но не более 2-х раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов, а за две недели подряд – 90 часов

При сверхурочных работах длительность смены может быть увеличена до 12 часов, но сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4-х часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Не позднее чем через четыре часа управления автомобилем, водитель обязан делать перерыв на отдых длительностью не менее 15 минут. В дальнейшем такие перерывы предусматриваются не более, чем через каждые 2 часа.

В середине рабочей смены водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2-х часов и не менее 30 минут.

В документе есть различные уточнения и поправки, зависящие от особенностей перевозок. Отдельные положения приказа могут выполняться только по согласованию с водителями и профсоюзом. Для точного понимания всех аспектов обязательно изучите полный текст Приказа Минтранса №15.

Контроль и штрафы

Как известно, для контроля за соблюдением режимов труда и отдыха грузовые и пассажирские перевозчики обязаны устанавливать тахографы. Требования к этим устройствам изложены в Приказе Минтранса №36, а порядок оснащения различных типов ТС прописан в Приказе Минтранса №273.

Если на транспорте категорий N и M нет тахографа и отсутствует контроль за соблюдением РТиО, то это может повлечь штрафы в соответствии со Статьей 11.

23 КоАП РФ («Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха»).

Также работодателю и должностным лицам грозят санкции согласно Статье 5.27 КоАП РФ («Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). 

Предстоящие изменения

В начале этого года Минтранс выступил с инициативой ввести в ПДД раздел под названием «Нормы времени управления транспортным средством и отдыха». Во многом это связано с тем, что с 1 ноября 2021 года тахографы станут обязательными для физических лиц, управляющих грузовиками свыше 3,5 т и автобусами свыше 8 пассажирских мест (ФЗ №386).

Предлагается закрепить следующие правила:

  • нахождение за рулем в течение суток – не более 9 часов;
  • обязательные перерывы – 45 минут каждые 4,5 часа, или два перерыва по 15 и 30 минут;
  • отдых для водителей – не менее 11 часов в сутки;
  • общее время за рулем в течение недели – не более 56 часов, в течение двух недель – не более 90 часов;
  • в качестве исключения можно управлять ТС без остановок 10 часов, но не более 2-х раз в неделю.

Параллельно с этим в Государственной Думе обсуждается законопроект по ужесточению наказаний за отсутствие тахографа и несоблюдение РТиО. Если поправки будут приняты, то в Статье 11.23 КоАП появятся такие штрафы:

  • водитель – от 3 до 5 тыс. руб.;
  • должностные лица – от 7 до 10 тыс. руб.;
  • юрлица и ИП – от 20 000 до 50 000 рублей, либо приостановка деятельности до 90 суток.

Скорее всего, все эти изменения вступят в силу – либо в предлагаемом, либо в скорректированном виде. Не лишним будет сказать, что работать без цифрового тахографа станет окончательно невозможно. Поэтому предпринимателям и юрлицам, которые не установили тахографы или используют устаревшие аналоговые модели, следует быстрее взяться за решение этого вопроса.

Напомним, что для правильной работы с тахографами требуются карты водителя и предприятия, считыватели карт, программы для выгрузки/хранения данных и различные расходные материалы. А для более эффективного контроля и снижения затрат рекомендуется обеспечить передачу данных из тахографа в систему мониторинга транспорта.

Уточнить подробности и понять, как выгоднее всего организовать в автопарке работу по контролю за соблюдением режимов труда и отдыха, вы можете у наших специалистов

Источник: https://www.tk-ekat.ru/useful/blog/rezhimy-truda-i-otdyha-voditelej-v-2021-godu

Рабочее время водителей

Изменен учетный период рабочего времени для водителей

Профессия водителя связана с управлением автомобилем и другими транспортными средствами, то есть непосредственно источниками повышенной опасности.

Кроме того, часто водитель несет ответственность не только за свою сохранность и сохранность транспортного средства, но и за жизни своих пассажиров и других участников дорожного движения.

Поэтому данная профессия имеет свои особенности: права и обязанности работников этой сложной профессии и их работодателей установлены трудовым законодательством и отдельными положениями.

Положение о рабочем времени водителей

При установлении режима труда водителей работодателю необходимо руководствоваться положением, утвержденным приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей зарегистрировано в Минюсте 1 ноября 2004 года.

Положением установлены определенные особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (исключения: водители, занятые на международных перевозках, а также работающие в вахтовой бригаде), работающих по трудовому договору на машинах, которые принадлежат компаниям зарегистрированным на территории России.

Положение состоит из глав: общие положения, рабочее время и время отдыха.

Ненормированный рабочий день для водителей

Водителям стоит установить один из следующих режимов работы:

  • сменный режим работы;
  • деление рабочего дня на части;
  • ненормированный рабочий день.

Сменная работа – работа в несколько смен (две или более), когда сотрудники сменяют друг друга на рабочем месте в течение суток.

Деление рабочего дня на части необходимо ввести в случаях, когда интенсивность работы различается в течение дня. Чтобы рабочий день не был больше по времени установленных законодательством норм его день делят на части.

Но и тут предусмотрены исключения: например, перерыв между частями рабочей смены водителей автобусов, которые работают на регулярных автобусных маршрутах, должен быть не позже чем через пять часов после начала работы.

Что такое ненормированный рабочий день для водителей? Ненормированный рабочий день – такой режим работы, согласно которому работники могут иногда быть привлечены к работе за пределами установленной для них длительности рабочего времени. Например, ненормированный рабочий день может быть установлен:

  • водителям легковых авто (как правило, персональным водителям), кроме машин-такси;
  • водителям машин экспедиций, которые заняты на геологоразведочных и других изыскательских работах.

Если в компании существует представительный орган работников, то решение об определении ненормированного рабочего дня должно быть установлено с учетом решения представительного органа. Это может быть профсоюз или другой представительный орган (например, совет трудового коллектива).

С учетом определенных особенностей работы водителей авто им можно установить как поденный (длительность работы еженедельно не меняется), так и недельный и суммированный учет рабочего времени. Если нормальная длительность работы ежедневно и даже еженедельно не может быть соблюдена, то стоит установить для водителей суммированный учет рабочего времени.

Работодатель обязан учитывать время, которое фактически отработано каждым водителем, в том числе для оплаты рабочего времени. Для этого стоит вести табель учета рабочего времени.

Перед началом рабочей смены, водителю необходимо заполнить и выдать путевой лист, который работодатель составляет по самостоятельно разработанной или установленной форме. По путевому листу можно установить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также определить длительность фактически отработанного времени.

График работы водителя помогает отслеживать тахограф – устройство, которое обеспечивает непрерывную регистрацию маршрута движения машины, информацию о скорости, режиме труда водителя авто.

Организации, которые ведут деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, должны оснащать их такими техническими средствами контроля.

С 1 апреля 2015 года тахограф, предназначенный для регистрации соблюдения режима работы водителя, стал обязательным для коммерческого транспорта, а с 1 июля 2021 года запрещена эксплуатация транспорта, оснащенного техническими средствами, которые не обеспечивают регистрацию информации на картах тахографа.

График работы для личного водителя

Для личного водителя график работы целесообразнее всего установить в режиме ненормированного рабочего дня.

Ненормированный рабочий день устанавливается в случаях, когда:

  • требуется периодическая работа водителя, превышающая нормальную длительность рабочего времени;
  • труд водителя не поддается точному учету по времени;
  • работники распределяют рабочее время на свое усмотрение;
  • рабочее время работника делится на части различной неопределенной длительности.

Однако стоит учитывать, что работа в режиме ненормированного рабочего дня для личного водителя не означает, что его не касаются правила, которые определяют время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Работодатель должен вести точный учет отработанного рабочего времени, которое отработано фактически и отразить его в табеле учета рабочего времени.

Приказ об утверждении рабочего времени водителей

Приводим образец приказа об утверждении рабочего времени водителя в режиме ненормированного рабочего дня

Пример графика работы (сменности) водителей

Источник: https://spmag.ru/articles/rabochee-vremya-voditeley

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.