Доброго всем дня, уважаемые коллеги, читатели и просто мои дорогие друзья! Ваша Татьяна Сухих решила сегодня рассказать вам, какие обязанности воспитателя она сама, то есть, я, выполняет на своем рабочем месте. Я знаю, что многих родителей, особенно, молодых и особенно – мам и бабушек, волнует вопрос: что воспитатель обязан точно делать для их ребенка, а чего требовать от педагога не стоит.
- Какие претензии часто предъявляют воспитателю родители?
- Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС
- Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?
- Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?
- Должностная инструкция воспитателя
- II. Должностные обязанности
- III. Права
- IV. Ответственность
- ссылкой:
- Основные положения должностной инструкции воспитателя детского сада
- Как составить: общие положения
- Должностные обязанности: на что имеет право воспитатель детского сада и его ответственность
- Типовая
- Младшего
- Старшего
- Помощника воспитателя ДОУ
- 1. Общие положения
- 2. Должностные обязанности
- 3. Права
- 4. Ответственность
- Обязанности воспитателя детского сада
- Официальные документы
- Распорядок дня
- Дневной сон
- Обязанности воспитателя
- Обязанности младшего воспитателя
- Спорные вопросы
- 🎬 Видео
Какие претензии часто предъявляют воспитателю родители?
Эту статью я решила написать, основываясь на собственном опыте, а также, вспоминая случаи из практики моих сотрудников, и изучив тематические блоги родителей. По моим наблюдениям, есть несколько типов родителей: активные, но безобидные, агрессивные, адекватные, равнодушные или слишком тактичные.
Первые всем интересуются, постоянно звонят и расспрашивают о своем ребенке, стараются сделать что-то для группы, часто устанавливают достаточно близкие отношения с воспитателями и администрацией детсада.
Они могут быть слишком надоедливыми, но такие родители очень помогают нам, берут на себя разные организационные вопросы и т.п.
Они обычно не придираются к воспитателям, не конфликтуют, а стараются всячески их задобрить.
Агрессивные – это головная боль для всего садика. Этих родительниц все знают в лицо, они постоянно пишут жалобы, конфликтуют с педагогами и другими родителями.
От этого, конечно, страдают все, в том числе и их же дети, поскольку они чувствуют отторжение со стороны коллектива.
Педагог-профессионал не переносит свое отношение к конфликтным родительницам на их детей, но все равно, люди есть люди…
Этот типаж всегда недоволен: то не покормили, то не одели и не причесали нормально, то обидели, то простудили, то нос не вытерли…
Адекватные родители не станут конфликтовать по мелочам. Но они не смолчат, если что-то им не нравится. Такие родители доброжелательно, но твердо объясняют педагогу свою позицию и свою просьбу. Что говорить – этот тип родителей наиболее приятен любому воспитателю. Они знают свои права и не требуют невозможного.
Равнодушные могут быть действительно пофигистами, а могут быть просто слишком интеллигентными, чтобы выражать свое недовольство. Они не в силах заставить себя высказать претензии, даже если происходит что-то действительно безобразное: воспитатель не уследил за ребенком, и он разбил нос, постоянно ходит в мокрых штанишках, на улицу одет небрежно и т.п.
Вообще все претензии можно свести к одному: плохой уход и присмотр за детьми. Думаю, любой из вас, друзья, у кого есть дети, имеет множество «страшных» историй про бестолковых воспитательниц.
Пройдемся по конкретным обязанностям воспитателя в соответствии с ФГОС
Хочу сразу сказать, что про вытирание носов, плетение косичек, правильное одевание и докармливание ничего не сказано в должностной инструкции. Так что, опрятный внешний вид ребенка зависит от личности самого воспитателя. Если ему (ей) все равно, как выглядят дети, или сама воспитательница не отличается аккуратностью, то тут уж ничего не изменить.
Если других недостатков нет – она добра к детям, малыши сыты и веселы, то стоит принять ситуацию и не нервничать. Но когда детки ходят неопрятные, в группе бардак, режимные моменты не выполняются, то тут уж нужно проявлять недовольство.
С другой стороны, когда мамочка сооружает на волосах девочки башни с множеством заколок и резинок, то, извините, для сна все равно это расплетется, а потом никто обратно возводить прически не будет, хвостик или косичка – и хватит.
Обычно я проговариваю с родителями все требования к одежде, прическе, наличию сменки и другие вопросы, чтобы потом не возникало недоразумений.
Итак, кратко о должностных обязанностях:
- Построение и организация воспитательной и образовательной работы в соответствии с требованиями образовательных программ;
- Тщательный присмотр за вверенными детьми в помещении и на территории сада строго по требованиям инструкции по охране здоровья и жизни детей;
- Контроль состояния здоровья малышей, постоянное проведение мероприятий по укреплению физического и психологического здоровья, обеспечение гигиены по СанПин;
- Всестороннее изучение индивидуальных способностей и особенностей каждого ребенка, на основании наблюдений построение коррекционной и воспитательно-образовательной работы;
- Строгое соблюдение режима дня и плана занятий в доу;
- Целенаправленная и постоянная просветительная работа с родителями;
- Выполнение предписаний и требований нормативных документов по ФГОС
Это краткое перечисление моих обязанностей, но каждый из перечисленных пунктов содержит огромный перечень режимных и воспитательных моментов. Самое главное – ответственность за здоровье и жизнь малышей, а также четкое выполнение должностной инструкции.
Какой багаж знаний обязан иметь воспитатель для осуществления своей деятельности?
Понятно, что базовые знания по педагогике и образовательной программе в саду дает специальное учебное заведение. Но вот конкретно, что должен знать педагог-дошкольник?
Основные нормативные документы, научные педагогические и психологические дисциплины, правила:
- Ключевые направления развития современной дошкольной образовательной системы РФ;
- Нормативные и законодательные акты в рамках своей деятельности (по ФГОС);
- Международную конвенцию ООН о правах ребенка;
- Дошкольную педагогику, социопсихологию, возрастную психологию;
- Основы психологической детской реабилитологии;
- Психологические и физические особенности детей с ограничениями по здоровью;
- Методика мониторинга развития дошкольника и другой инструментарий;
- Законы этики педагога;
- Методика и практика организации досуга дошкольников в пределах ДОУ;
- Современные инновационные технологии дошкольной педагогики;
- Психологические приемы воспитательного воздействия на детей, основы эффективного коммуницирования с родителями воспитанников и коллегами;
- Методы и приемы диагностики, профилактики и устранения конфликтных ситуаций в детском и взрослом коллективах;
- Основы социологии, экологии, экономики;
- Трудовой Кодекс РФ;
- Правила пожбезопасности и охраны труда;
- Санитарные нормы в дошкольных учреждениях;
- Основы работы с текстовым редактором и т.п.
Функции воспитателя нельзя втиснуть в шаблон должностной инструкции, как вы понимаете. Даже перечисленные мной требования можно долго и нудно дополнять и расшифровывать. Работа с детьми – это каждый день экзамен на профпригодность, да и просто – на человечность.
https://www.youtube.com/watch?v=hrJdK3i3afs
Если говорить терминами, хороший воспитатель должен обладать определенными компетенциями, которые обозначены ФГОС. Что входит в перечень компетенций? Это те качества и знания, которые обеспечивают необходимые условия для развития дошкольников.
Какие компетенции определяют уровень профессионализма воспитателя?
- Умение организовать эмоционально благополучный климат в группе путем непосредственного общения с каждым воспитанником. Построение взаимодействия с детьми на основе уважительного отношения к чувствам и потребностям каждой личности;
- Стремление поддержать инициативность и индивидуальность малышей через наблюдение, изучение наклонностей и личностных качеств деток, создание благоприятных условий для развития;
- Умение построить общение в коллективе детей через создание теплого, равноправного, открытого общения между детьми и педагогами. Учитывать при этом религиозные и социальные особенности семьи каждого ребенка, а также индивидуальные физические и психологические особенности малышей.
- Обучать дошкольников умению общаться со сверстниками и взрослыми. Организовать благоприятную среду в группе для развития коммуникативных навыков у детей.
- Распределение посильных трудовых обязанностей между детьми;
- Построение эффективного взаимодействия с родителями воспитанников так, чтобы сделать их союзниками в деле всестороннего развития детей.
Кроме всего прочего, я, как воспитатель, слежу за соблюдением порядка и чистоты в группе, контролирую работу помощника воспитателя, осуществляю ведение кучи документации, организовываю проведение занятий и праздничных мероприятий, заменяю при необходимости напарницу… Всего сразу и не упомнишь, честно говоря.
Думаю, каждый из вас может тоже долго перечислять свои трудовые обязанности, правда? Интересно, кто-то из вас, друзья, занимает должность, именуемую в народе «не бей лежачего»? Расскажите!
Как обычно, просьба поделиться статьей в соцсетях, а также оформить ни к чему не обязывающую подписку на новости. Спасибо за внимание!
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Видео:Должностные инструкции - Елена А. ПономареваСкачать
Должностная инструкция воспитателя
1.На должность воспитателя назначаетсялицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогическиенауки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование идополнительное профессиональное образование по направлению деятельности вобразовательной организации.
2. Требования к опытупрактической работы не предъявляются.
3. К педагогической деятельностине допускаются лица:
— лишенные права заниматьсяпедагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силуприговором суда;
— имеющие или имевшие судимостьза преступления, состав и виды которых установлены законодательством РоссийскойФедерации;
— признанные недееспособными вустановленном федеральным законом порядке;
— имеющие заболевания,предусмотренные установленным перечнем.
4. Назначение на должность воспитателя,а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
5. Воспитатель должен знать:
5.1. Специфика дошкольногообразования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольноговозраста
5.2. Основныепсихологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный;основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольноговоспитания
5.3. Общиезакономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
5.4. Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем идошкольном возрасте
5.5. Основытеории физического, познавательного и личностного развития детей раннего идошкольного возраста
5.6. Современныетенденции развития дошкольного образования
5.7.
Приоритетныенаправления развития образовательной системы Российской Федерации, законов ииных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельностьв Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения ивоспитания детей, федеральных государственных образовательных стандартовдошкольного образования, законодательства о правах ребенка, трудовогозаконодательства
5.8. Нормативныедокументы по вопросам обучения и воспитания детей
5.9. Конвенциюо правах ребенка
5.10.Трудовое законодательство
5.11.Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующиеорганизацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательнойорганизации (экскурсий, походов и экспедиций)
5.12. _____________________________________________________________________
6. Воспитатель подчиняетсянепосредственно __________________.
7. На время отсутствия воспитателя(отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленномпорядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственностьза надлежащее их исполнение.
7.________________________________________________________________
II. Должностные обязанности
В обязанности воспитателя входит:
1. Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования:
— Участиев разработке основной общеобразовательной программы образовательной организациив соответствии с федеральным государственным образовательным стандартомдошкольного образования
— Участиев создании безопасной и психологически комфортной образовательной средыобразовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей,поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания вобразовательной организации
— Планированиеи реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольноговозраста в соответствии с федеральными государственными образовательнымистандартами и основными образовательными программами
— Организацияи проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательнойпрограммы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/илидошкольного возраста
— Участиев планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом идругими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальныхособенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
— Реализацияпедагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога идр.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также сдетьми с особыми образовательными потребностями
— Развитиепрофессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательныхзадач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностейвозрастных и индивидуальных особенностей их развития
— Формированиепсихологической готовности к школьному обучению
— Созданиепозитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательныхотношений между детьми, в том числе принадлежащими к разнымнационально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также сразличными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
— Организациявидов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной,познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развитиясвободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
— Организацияконструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, созданиеусловий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместнойдеятельности, материалов
— Активноеиспользование недирективной помощи и поддержка детской инициативы исамостоятельности в разных видах деятельности
— Организацияобразовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенкомс учетом его особых образовательных потребностей
III. Права
Воспитатель имеет право:
1. Запрашивать и получатьнеобходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросамсвоей деятельности.
2. Повышать квалификацию,проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие вобсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения изамечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководстваорганизации оказания содействия, в том числе обеспеченияорганизационно-технических условий и оформления установленных документов,необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6.___________________________________________________________
IV. Ответственность
Воспитатель несетответственность:
1. За ненадлежащее исполнениеили неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящейдолжностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовымзаконодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения,совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах,определенных действующим административным, уголовным и гражданскимзаконодательством Российской Федерации.
3. За причинение материальногоущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданскимзаконодательством Российской Федерации.
4.____________________________________________________________________
Настоящаядолжностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями)Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г.
№ 197 ФЗ (ТК РФ) (сизменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфередошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)(воспитатель, учитель)» утвержденного приказом Министерства труда исоциальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013г. №544н и иныхнормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
ссылкой:
Видео:Видео лекция Должностная инструкция младшего воспитателя ДОУСкачать
Основные положения должностной инструкции воспитателя детского сада
Должностная инструкция – это документ о правах, обязанностях и ответственности сотрудника. Законодательство Российской Федерации не принуждает работодателей составлять данную бумагу для каждого работника, однако для улучшения качества работы сотрудников организации директорам рекомендуется разработать и утвердить документ на каждую должность.
Должностная инструкция воспитателя детского сада должна быть составлена с опорой на требования ФГОС дошкольного образования (приказ №1155 Минобрнауки РФ от 17.10.13) — о том, как это сделать, читайте в нашей статье.
Как составить: общие положения
Первый раздел должностной инструкции называется «Общие положения». В нем необходимо указать основные условия труда воспитателя, требования к кандидату на должность, а также перечень документов, которыми в своей работе должен руководствоваться сотрудник детского сада.
Воспитатель относится к категории специалистов.
В государственных дошкольных учреждениях сотрудник назначается на должность и снимается с нее по указу заведующего данным заведением. В частных детских садах воспитателя принимают на работу по приказу директора.
https://www.youtube.com/watch?v=rLs9lCFtBAY
Работник подчиняется заведующему (директору)и старшему воспитателю учреждения.
Во время отсутствия сотрудника на рабочем месте (по болезни, отпуску, личным или служебным причинам) его обязанности выполняет назначенное руководителем организации должностное лицо.
Квалификационные требования к воспитателю ДОУ следующие:
- возраст от 18-ти лет и старше;
- высшее или среднее специальное образование;
- стаж работы (желателен, но необязателен).
Так как данная должность предполагает постоянное взаимодействие с детьми, к работе допускаются специалисты, предоставившие медицинское заключение о состоянии здоровья. Сотрудник проходит повторные медицинские осмотры 1 раз в 6 месяцев.
Для работы воспитателем необходимо знать:
- Конвенцию о правах ребенка;
- законодательство Российской Федерации;
- трудовой распорядок учреждения;
- Устав детского сада;
- инструкцию по охране здоровья и жизни ребенка;
- правила соблюдения санитарных условий в помещении;
- психологию развития человека;
- основы педагогики;
- правила оказания доврачебной медицинской помощи;
- технику пожарной безопасности.
Руководствоваться в своей работе сотрудник должен:
- соответствующими нормативными актами;
- собственной должностной инструкцией;
- инструкцией по охране труда;
- трудовым договором;
- законодательством РФ;
- внутренним распорядком учреждения.
Должностные обязанности: на что имеет право воспитатель детского сада и его ответственность
Во втором разделе должностной инструкции прописывается перечень служебных обязанностей воспитателя ДОУ. Здесь необходимо указать ежедневные, еженедельные и ежемесячные задачи сотрудника, а также порядок выполнения поручений руководства.
Основные обязанности работника следующие:
- следить за каждым доверенным ребенком, пока он находится в помещении учреждения или на прогулочной площадке;
- контролировать физиологическое и психологическое состояние подопечных совместно с медицинским персоналом, особое внимание уделять детям после болезни;
- проводить профилактические мероприятия по укреплению здоровья малышей;
- проводить гигиенический уход за детьми младших групп;
- организовывать обучающие и развивающие программы для детей совместно с другими воспитателями;
- находить индивидуальный подход к каждому подопечному;
- проводить коррекционно-развивающие работы с группой;
- соблюдать установленный режим;
- вести дневник наблюдений в младших группах;
- следить за посещаемостью детей, информировать медсестру о количестве отсутствующих и причине отсутствия каждого воспитанника;
- привлекать родителей к участию в воспитательном и образовательном процессе их детей;
- проявлять профессиональную выдержку в работе с подопечными;
- организовывать праздники и утренники совместно с другими специалистами детского сада;
- соблюдать график медицинских осмотров;
- выполнять все распоряжения непосредственного руководителя, а также старшей медсестры;
- вести соответствующую документацию, вовремя сдавать отчеты;
- постоянно повышать уровень своей квалификации за счет саморазвития, дополнительных курсов, тренингов и семинаров;
- проводить работы по благоустройству территории учреждения совместно со своими воспитанниками;
- участвовать в проведении конкурсов, выставок, детских мероприятий, родительских собраний, педсоветов;
- выполнять правила трудового распорядка и устава детского сада;
- следить за соблюдением детского режима;
- соблюдать требования по данному документу, трудовому договору и инструкции по охране труда.
Отдельный раздел должностной инструкции должен быть посвящен правам сотрудника.
Как правило, воспитатель вправе:
- проводить необходимые беседы с родителями подопечных;
- предлагать способы улучшения условий труда и новые методы мотивации;
- отказываться от выполнения обязанностей, которые не входят в должностную инструкцию воспитателя.
Заключительный раздел документа – «Ответственность». Воспитатель может быть оштрафован или уволен за:
- несоблюдение собственных должностных обязанностей;
- умышленное или случайное причинения вреда здоровью и жизни ребенка;
- несоблюдение правил учреждения;
- невыполнение приказов и распоряжений руководства.
Типовая
С образцом типовой должностной инструкции воспитателя ДОУ вы можете ознакомиться здесь: https://yadi.sk/i/UdOqqkwm3UaSCH
Младшего
Пример инструкции младшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения: https://yadi.sk/i/mFGaHqXt3UaSMQ
Старшего
Чтобы скачать шаблон документа для старшего специалиста, нажмите сюда: https://yadi.sk/i/VX8T6xHf3UaSXr
Помощника воспитателя ДОУ
Инструкцию для данного сотрудника мы поместили сюда: https://yadi.sk/i/cb07vDBn3UaSzz
Воспитатель работает с детьми, поэтому крайне важно контролировать процесс его деятельности. Должностная инструкция помогает в данном вопросе, поэтому крайне важно подходить к составлению данного документа с особой внимательностью.
1. Общие положения
1.1. Воспитатель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2.
На должность воспитателя принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность воспитателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Воспитатель должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
— психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
— методы и формы мониторинга деятельности обучающихся, воспитанников;
— педагогическую этику;
— теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся, воспитанников;
— методы управления образовательными системами;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики, социологии;
— трудовое законодательство;
— основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.5. Воспитателю запрещается:
— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов воспитателя;
— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.6. Воспитатель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
2. Должностные обязанности
Воспитатель:
2.1. Осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательной организации и ее структурных подразделениях, иных учреждениях и организациях.
2.2. Содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания.
2.3. Осуществляет изучение личности воспитанников, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей.
2.4. Создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого воспитанника.
2.5. Способствует развитию общения воспитанников.
2.6. Помогает воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими).
2.7. Осуществляет помощь воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.
2.8. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в учреждениях, по месту жительства.
2.9. В соответствии с индивидуальными и возрастными интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива воспитанников.
2.10. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса.
2.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием и воспитанием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм.
2.12. Разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой воспитанников.
2.13. Совместно с органами самоуправления воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни.
2.14. Работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) воспитанников.
2.15. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
2.16. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя.
2.17. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).
2.18. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
2.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса.
2.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.21. При выполнении обязанностей старшего воспитателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности воспитателя, осуществляет координацию деятельности воспитателей, педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.
2.22. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.23. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.24. Уважает честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений.
2.25. Развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.26. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.27. Учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.28. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.29. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.30. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.31. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.32. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.33. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Воспитатель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Выбирать формы и методы учебно-воспитательной деятельности группы продленного дня, утвержденные руководством образовательной организации.
3.3. Принимать участие в разработке учебно-воспитательной программы образовательной организации.
3.4. Принимать участие в принятии решений педагогического совета и любых других коллегиальных органов управления.
3.5. В необходимых случаях вызывать от лица образовательной организации родителей учащихся (лиц, их заменяющих).
3.6. Требовать от руководства образовательной организации оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.
3.7. Требовать от руководства создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.
3.8. Знакомиться с проектами решений руководства образовательной организации, касающимися его деятельности.
3.9. Повышать свою профессиональную квалификацию.
3.10. [Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Воспитатель несет ответственность:
4.1. За нарушение Устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
https://www.youtube.com/watch?v=oC3OEorZTdc
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа]
Руководитель кадровой службы
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Согласовано:
[должность]
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
[инициалы, фамилия]
[подпись]
[число, месяц, год]
Видео:Обязанности воспитателя в детском садуСкачать
Обязанности воспитателя детского сада
На основе знаний и навыков, которые дети приобретают в детских садах, формируется их мировоззрение на ближайшие несколько лет. Комфортность пребывания в саду во многом зависит от воспитателя, а точнее, от выполнения им прямых обязанностей. А также воспитатель отвечает не только за качество педагогической работы, но и за жизнь и здоровье детей.
Официальные документы
Обязанности воспитателя условно можно разделить на две категории: официальные и добровольные. В отличие от второго пункта, который зависит от желания и самоотдачи воспитателя, официальные требования к персоналу по ФГОС представлены в ряде документов:
- Инструкция с полным описанием обязанностей, в соответствии с которой действует педагог;
- Требования СанПиНа относительно санитарных условий в учреждении;
- Трудовой договор, составленный между дошкольным заведением и работником.
Все, что описано в данных документах, входит в прямые обязанности воспитателя детского сада.
Информация из этих юридических документов, предусматривает выполнение своих обязанностей воспитателем в следующих моментах:
- Прием детей в группу. Важным моментом является непосредственное участие родителя во время посещения группы. Если мама оставила дитя возле входа, а ребенок споткнулся и разбил коленку, то вина в таком случае ляжет не на персонал, а на родителя.
- Организация приема пищи. При необходимости дети должны получать помощь во время приема пищи. Самых маленьких воспитанников необходимо кормить.
- Организация «рабочего» дня. Воспитатель несет ответственность за качество времяпрепровождение малышей, проведение рекомендованных занятий, соблюдение правильного режима дня.
- Предоставление комфортных условий для сна, а также соблюдение режима отдыха.
- Организация прогулок, качественный присмотр за воспитанниками.
- Окончание дня, передача детей родителям.
Распорядок дня
Распорядок дня в дошкольном учреждении:
- Рабочая смена воспитателя начинается тогда, когда первый малыш приходит в группу. Перед принятием детей в садик, педагог должен удостовериться, что малыш в полном порядке. Если относительно его самочувствия возникают сомнения, воспитатель может обратиться в медпункт за помощью либо сообщить родителям, что малыша следует забрать домой.
- После приема всех участников группы, начинается зарядка, во время которой педагог должен мотивировать ребят к активным действиям.
- После небольшой разминки детей ждет завтрак. Во время приема пищи воспитатель помогает деткам покушать. Самые маленькие нуждаются в помощи, поэтому их нужно докармливать.
- На протяжении всего дня воспитатель следит за соблюдением правильного режима.
- Прогулки проводятся при хорошей погоде и по времени должны соответствовать нормам. Перед началом прогулки воспитатель помогает одеться тем, кто не умеет, и пересчитывает воспитанников.
- По возвращении с прогулки, как правило, приходит время обеда и дневного сна.
- Окончанием рабочего дня является передача ребят родителям. Ответственный воспитатель должен пообщаться с мамами, вкратце описав «рабочий» день малышей. Если у педагога есть замечания по поводу поведения ребенка, их необходимо озвучить.
Дневной сон
Сон в детском саду — отдельная тема. Многие родители переживают, соблюдены ли правила отдыха в дошкольном учреждении, которое посещает их малыш.
https://www.youtube.com/watch?v=Cn_9FxS_Ztc
Следует отметить, что родители имеют право посмотреть, в каких условиях учится и отдыхает ребенок. Если есть желание, можно войти в спальню и другие помещения.
Детей с чутким сном, а также тех, кто засыпает дольше, готовить ко сну принято в первую очередь. Будят таких малышей последними. Если в группе присутствуют дети разного возраста, то старших воспитанников принято поднимать раньше.
Во время дневного сна в спальне обязательно должен присутствовать кто-то из персонала. Оставлять детей одних нельзя.
Обязанности воспитателя
Помимо организации дня, приемов пищи и сна, воспитатель обязан обеспечит детям благоприятные условия для воспитания и обучения. На протяжении дня ребята должны участвовать в активных играх, развлекательных мероприятиях и обучающих занятиях.
В праздничные дни проводится особая программа, к которой дети готовятся заранее. В подготовке выступлений берут участие музыкальные руководители и инструкторы по физкультуре.
В ежедневные обязанности педагога входит поиск общего языка с каждым конкретным ребенком. В основе воспитания лежит понимание темпераментов и характеров малышей, на основе которых воспитатель находит индивидуальный подход к детям.
А также отдельное внимание уделяется уважительному отношению к ребенку. Это не значит, что педагог должен ходить на цыпочках вокруг воспитанников. Целью его работы должно стать формирование уважительного отношения ко всем членам группы: дети учатся уважать взрослых, а старшие прислушиваются к малышам.
Естественно, у каждого отдельного педагога имеется индивидуальный опыт общения с детьми, а также своя методика воспитания. Такие качества, как чуткость, внимательность и терпение — это признак не простого выполнения профессиональных обязанностей, а преимущество людей, работающих по призванию.
Обязанности младшего воспитателя
Должность младшего воспитателя в саду предусматривает соблюдение санитарно-гигиенических норм в группе:
- уборка помещений, где проводят день воспитанники;
- влажная уборка спальни по окончании дневного сна;
- замена постельного белья раз в неделю и внепланово при необходимости;
- проведение генеральной уборки с применением дезинфицирующих средств один раз в месяц;
- чистка инвентаря, игрушек и мытье посуды;
- проветривание помещения и уборка рабочих поверхностей;
- поддержка чистоты в туалетных комнатах.
Помимо того, младший воспитатель помогает старшему педагогу в проведении ежедневных мероприятий: кормлении, сборах на прогулку, отходу ко сну. Помощник старшего воспитателя прививает детям навыки самообслуживания, обучает основам личной гигиены и правилам хорошего поведения.
В то время как основной работой воспитателя является обучение и соблюдение режима дня, младший воспитатель выполняет роль няни.
Спорные вопросы
На словах должностные обязанности воспитателя детского сада выглядят простыми и понятными. Совсем иная картина вырисовывается при возникновении спорных вопросов, которые нередко возникают между родителями и персоналом сада.
Родители часто жалуются на форумах, что ребенку уделяется слишком мало внимания, его заставляют есть либо не следят за чистотой рук. В подобных ситуациях советуется учитывать, что в группе находится больше десятка малышей, и уследить за каждым поминутно не сможет ни один воспитатель.
Поэтому если неприятная ситуация случилась единожды, жаловаться нет необходимости. При систематическом повторении казуса родителям рекомендуется побеседовать с педагогом в виде просьбы. В большинстве случаев педагог принимает комментарии родителей с пониманием и следит за воспитанником в соответствии с вашими пожеланиями.
В случае если проблема выходит за рамки немытых рук, разбираться необходимо на уровне администрации.
Если во время нахождения в детском садуребенку была нанесена травма либо моральный ущерб, это необходимо засвидетельствовать, к примеру, вызвав «Скорую помощь».
Только в таком случае родители смогут получить компенсацию от дошкольного учреждения. Администрация в таком случае будет разбираться с педагогом.
https://www.youtube.com/watch?v=H8QeNQz1388
При получении ребенком морального ущерба, обращаться следует к заведующей детским садом. Заявление должно быть в письменном виде и полностью описывать ситуацию в корректной форме.
Прежде чем жаловаться на воспитателя детского сада, примите во внимание огромный объем работ, который проделывает этот человек ежедневно.
Вместо того чтобы упрекать персонал в отсутствии внимания к ребенку, учите малыша заводить дружбу со сверстниками, а если ваша кроха возвращается в вывернутых наизнанку носочках, учите чадо одеваться самостоятельно.
Большинство возникающих проблем можно решить мирным путем, ведь педагоги в большинстве своем тоже родители.
Из этого видео вы узнаете об особенностях работы воспитателя.
🎬 Видео
ОБЯЗАННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯСкачать
Про должностные инструкции - Елена А. ПономареваСкачать
Основные документы воспитателя детского садаСкачать
Воспитатель в детском саду - каким он должен быть?!Скачать
Все о работе няней в детском саду: обязанности, средстваСкачать
Воспитатель детского сада: суть профессии, обязанности, обучениеСкачать
Без лица: воспитатель детского сада рассказывает правду о работеСкачать
10 минут, чтобы узнать о профессии воспитатель детского садаСкачать
Работа воспитателя | Профессиональный интересСкачать
Как я работала нянечкой в Детском Саду. Рассказ помощника воспитателя (няня)Скачать
Типовая должностная инструкцияСкачать
Работа помощником воспитателя в детском саду / Плюсы и минусы / Пошел 3-й месяц работыСкачать
Помощник воспитателя: кто это, обязанности, обучениеСкачать
Завхоз: что это за профессия, обязанности, обучениеСкачать
Детский сад должностные обязанности воспитателя и скорая помощь при ларинготрахеите детейСкачать
Кто такой методист и в чем суть его работыСкачать
Профессия воспитатель. Вся правда о работе в детском саду.Скачать