Обучение сотрудников: системный подход

Обучение сотрудников: системный подход Архив
Системный подход лучше опытного сотрудника. | [Блог ПМ]

Сколько раз в своей жизни вы слышали словосочетание «бизнес-процесс»?

Долгое время мне казалось, что я прекрасно знаю что это такое. Но за 10 лет работы в продажах пришел к необходимости разобраться в этом вопросе глубже.

В этом посте я покажу вам то, что долгое время для меня было не до конца понятно. И возможно вы найдете ответы на вопросы, которые требуют решения у вас.

В большинстве компаний, в которых мне удалось поработать руководителем — регулярно приходилось решать те же вопросы.

Моя работа зачастую сводилась к достижению таких «популярных» краткосрочных целей:

  1. Срочно нужны деньги. Нужны продажи. Нужны новые клиенты.
  2. Проблема с людьми. Где все нормальные? Либо «звезды», либо дико некомпетентные.
  3. Мы слишком много тратим, ошибаемся и теряем прибыль! Нужно кого-то наказать!

Очень важно понимать одну вещь — проблемы с деньгами и с людьми являются результатом проблем с процессами

1. Почему компании срочно нужны деньги? 

Потому, что не отлажен процесс маркетинговой деятельности, не выстроена эффективная модель продаж, не выстроены процессы обучения персонала и система мотивации продавцов.

Видео:ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДАСкачать

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

2. Как появляются «незаменимые» работники? 

Когда не разделены бизнес-процессы на функции, не прописаны регламенты работы, не отстроена система поиска и замещения работников – тогда человек может завязать на себя какие-то важные виды работ и сделать себя незаменимым.

3. Почему в компании низкая рентабельность (высокие издержки)?

Когда не написаны инструкции о том, как делать работу максимально эффективно, когда отсутствует контроль затрат, не выстроены процессы постоянной оптимизации производства – компания приходит к неуправляемым активностям, которые влекут за собой б́ольшие, чем нужно, затраты ресурсов.

Когда мы подходим к решению проблем с деньгами, с работниками или с ресурсами — предстоит в первую очередь научиться решать проблемы с процессами.

Практически каждый бизнес сегодня состоит из подобных блоков процессов, посмотрите

В чем основа системного подхода в организации?

Давайте разберем пример типичного создания отдела продаж.

Есть хороший и востребованный продукт и некоторая очередь из клиентов, которым он нужен. Но руководитель уже не успевает удовлетворять их запросы и поэтому решает нанять себе помощников в отдел продаж.

План выхода на прибыльность нового отдела продаж в увеличенном составе — 6 месяцев.
Планируется начать возврат вложений сил и средств в найм и обучение новых сотрудников на 3-4 месяц. Для отдела продаж сроки реальные, потому что эти люди будут не только тратить, но и зарабатывать.

Видео:[Обучение руководителей] Прямой эфир "Системный подход к обучению сотрудников" №085Скачать

[Обучение руководителей] Прямой эфир "Системный подход к обучению сотрудников" №085

В своём плане руководитель рассчитывает экономично тратить ресурсы на развитие и планирует организовать работу своих подчинённых очень надолго.

Для этого составлены «самые выгодные» схемы мотивации, заготовлен вводный план обучения, размещены объявления на работных сайтах и уже планируются интервью с кандидатами. Руководитель подбирает тех, кто мыслит с ним одинаково. На собеседовании кандидат должен впечатлить свежими идеями и поразить своей верностью целям бизнеса.

Со мной все это было именно в таком порядке и я уверен, что с вами происходит или происходило тоже самое.

Основной моей ошибкой, которую я повторял из раза в раз, в каждом вновь создаваемом мной отделе продаж, было решение нанять «самых лучших, исходя из личной интуиции», которые ВСЕ сделают правильно, быстро и дешево. И каждый раз я ошибался. В своем «уникальном» стиле и с невероятным задором.

Теперь я знаю — самое важное в начале — преодолеть в себе желание решать задачу «от человека, который знает как надо» или «от системы, которая зарекомендовала себя в другом месте и при других условиях».

Следует прекратить надеяться, что у вас сработает чей то проверенный подход.

https://www.youtube.com/watch?v=0d5KAN-c2t4

Такие желания и надежды типичны для собственника малого бизнеса. Потому что зачастую таков его личный подход к делам.
Сам он надеется, что как-то должно получиться, а от людей уже требует чтобы получилось.

Еще в агентстве недвижимости я искал себе «партнёра» с предпринимательской жилкой. Работающего за процент, или с оплатой за результат. Тоже самое я повторил в рекламном агентстве.

Со временем я неизбежно терял инициативу. Партнер разбирался как все устроено, знакомился с поставщиками, получал доступ к клиентам. Несколько таких бывших коллег зарегистрировали свою компанию и стали моими конкурентами, которых я лично воспитал.

Второй вариант. Партнер никуда не уходит, но я впадаю в плотную зависимость от его техник и технологий. Со временем я понимаю, что технологии работы больше мне не принадлежат. Не знаю, как процесс в действительности работает.

Видео:Как обучать новых сотрудников? / 4 шага в создании системы обучения сотрудниковСкачать

Как обучать новых сотрудников? / 4 шага в создании системы обучения сотрудников

В решении искать себе партнеров-предпринимателей  — нет стабильных, долговременных результатов и счастливых от бизнеса руководителей.
Я уже был на том конце этого пути и в роли наемного специалиста и в роли управляющего своей компанией. В конце этого пути сплошные не оправдавшиеся надежды, нервотрепка и горькие расставания.

Я стал применять другую модель работы, избавляющую от большинства подобных проблем

В которой люди должны быть просто «годными» для работы,
а не «мастерами на все руки» или «партнерами-спасителями»

Каждый процесс в компании состоит из отдельных блоков работ, в которых закреплены исполнители (роли) и заготовлены инструкции.

Один человек может совмещать в себе несколько ролей на начальном этапе. Инструкции пишутся о том, как выполнить блок работ правильно, чтобы не было сбоев и ошибок. Как именно делать правильно — я должен был прежде понять и попробовать сам.

Для примера, посмотрите карту процесса «Продажа» в производственной компании

Как видите, под каждым блоком работ есть три роли исполнителей — Руководитель, Менеджер по продажам и Менеджер заказа.
У каждой роли свой функционал и объем работ. А над блоками работ представлены регламентирующие документы, инструкции.

У вас так же? Наверняка, уже задумывались о подобной структуре.Но инструкции и роли у вас написаны и распределены или все это делает один человек?

Этот человек — вы?

Процессному подходу не учат в малом бизнесе.
Потому что основой малого бизнеса часто остается его создатель.

И именно поэтому этот подход используют в первую очередь ТОП-500 компаний в мире, которые создавались 100-150 лет назад. Так обеспечивается стабильность и свобода от рутины для нынешних хозяев по сей день.

Лично мне самостоятельно было не разобраться как это работает

Видео:Системный подходСкачать

Системный подход

Менеджмент в малом бизнесе в 90% случаев строится на преемственности методов и внутренних ощущениях собственника. А в западных подходах, книгах и статьях принципы работы над процессами описываются сложными терминами и понятиями. Да и учиться и разбираться особенно некогда.

Позднее я понял, почему мне не удавалось разобраться, что к чему, так долго.

Если вы своими руками делаете web-сайты или переводы с иностранных языков, лично продаете и отгружаете клиенту товар, заготавливаете древесину на лесопилке и так далее – вы не сможете выстроить такую системную модель.

Проблема в том, что без посторонней помощи очень сложно самому выйти из режима «ремесленника» и обрести видение наблюдателя процесса. Это и есть видение настоящего «предпринимателя», а не самозанятого человека.

В случае, если вы работаете с наставником над выстраиванием системы работы – все равно придется все шаги пройти самостоятельно и развить в себе необходимое «видение ситуации со стороны».

Хотите стать счастливым руководителем?

1. Пишите правильные инструкции

2. Выбирайте правильных людей

3. Контролируйте правильное исполнение

А вот и обратное утверждение – делегирование функций, которые вам не понятны и вами не описаны в виде правил – всегда приводят к непонятному результату. Потому и бывает так уместна всем знакомая пословица: «Хочешь сделать что-то хорошо – сделай сам!»

Я прошел 4 этапа, чтобы изменить свой подход на новый

1. Взять полную ответственность за достижение цели (конечный результат) только на себя.

Видео:Склад плитного материала с сортировкой HEROСкачать

Склад плитного материала с сортировкой HERO

 От того, как я сумею просчитать верные шаги и создать по этим шагам понятную инструкцию к действию — будет зависеть успех каждого действия нанятого мной человека. Постепенно я стал любить списки дел и to-do листы.

Вычеркивая пройденные шаги, я вижу, куда иду и получаю дополнительное удовольствие от процесса приближения к цели.

2. Перейти от «Результатного» мышления к «Процессному». Прекратить ставить ни чем не подтвержденные цели (кроме личных амбиций), устанавливать контроль и внедрять «мотивацию по факту» – только для достижения конечного результата.

https://www.youtube.com/watch?v=DpJigILbTn4

Я хочу работать с умными людьми. А умные люди всегда чувствуют подвох. Когда я прошу делать работу, которую я сам делать не умею — они это знают. Кто кого использует в данном случае и сколько это продлится — всегда неприятная загадка.

Неверное выполнение шагов всегда ведет к неверным результатам и «выгодной мотивацией с результата» этого не исправить.
Вместо 100 способов сделать дело неправильно должна быть 1 инструкция о том, как сделать верно.

3. Открывать «Черные Ящики» процессов, в которых пока не разбираюсь. Если вы чего-то не знаете — не отмахивайтесь, мол «найму спеца и он все сделает». Обязательно сами проверяйте, как что-то работает. Иначе наемный специалист сделает свое дело у вас под носом, разобравшись в делах лучше вас.

4. Составлять пошаговый план для достижения результата. Раньше я начинал идти к цели без плана. С помощью магии и визуализации. Но это каждый раз не срабатывало. Каждый раз я разочаровывался в этом методе и все равно продолжал это делать, так как не знал как можно иначе.

Без регулярных и спланированных тренировок мы с вами не научились бы ходить, не закончили бы школу, не встретили бы хорошего партнера!

Видео:Склад готовой продукции HEROСкачать

Склад готовой продукции HERO

Даже при наличии у вас сегодняшнего плана в бизнесе, точно ли вы знаете – где, когда и сколько вам нужно клиентов, обращений, продуктов, действий для его выполнения? Раскрывайте детали и составляйте минимальный план! Как говорят спортсмены — это база!

Взято из сети:

«…подчинение структуры процессам, а процессы — стратегии» означает, что сначала надо выстроить стратегию, т. е.

сформировать видение будущего компании и определить его стратегические цели, затем выстроить бизнес-процессы таким образом, чтобы каждый из них был ориентирован на достижение конкретной цели, и лишь после этого формировать оргструктуру предприятия, которая бы обеспечивала эффективное исполнение бизнес-процессов».

Поставьте смайлик, если дочитали до конца )

🎥 Видео

Суть системного подхода за 10 минут. Ян Якоб Стам.Скачать

Суть системного подхода за 10 минут. Ян Якоб Стам.

Основные понятия системного подходаСкачать

Основные понятия системного подхода

10 реальных способов замотивировать сотрудников / Нематериальная мотивация персонала 16+Скачать

10 реальных способов замотивировать сотрудников / Нематериальная мотивация персонала 16+

Курс Трейдинг с использованием VSA | Обучение трейдингу метод VSA | VSA анализСкачать

Курс Трейдинг с использованием VSA  | Обучение трейдингу метод VSA | VSA анализ

Комплексный подход курса Большой Ведический Практикум | Адриан КрупчанскийСкачать

Комплексный подход курса Большой Ведический Практикум | Адриан Крупчанский

Введение в системный подходСкачать

Введение в системный подход

1. Системный подход и системное мышлениеСкачать

1. Системный подход и системное мышление

Системный подходСкачать

Системный подход

"Системный подход и метод расстановок" - урок 1.2 - Законы и порядки системСкачать

"Системный подход и метод расстановок" - урок 1.2 - Законы и порядки систем

Системное мышление - как развивать и тренировать| Системный подход к жизниСкачать

Системное мышление - как развивать и тренировать| Системный подход к жизни

Основы менеджмента. Л.7/1. Системный подход к управлениюСкачать

Основы менеджмента. Л.7/1. Системный подход к управлению

Склад готовой продукции HEROСкачать

Склад готовой продукции HERO

Системный подход в управлении: Создание эффективной командыСкачать

Системный подход в управлении: Создание эффективной команды

Запуск системы обучения в компании пошаговое руководствоСкачать

Запуск системы обучения в компании пошаговое руководство
Поделиться или сохранить к себе: