+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Порядок проведения служебной проверки

Содержание

Служебная проверка в отношении сотрудника полиции

Порядок проведения служебной проверки

Дисциплинированные сотрудники – это залог успеха любой организации. По этой причине необходимо проводить специальные проверки, чтобы своевременно устранять любые нарушения, проступки или крупные правонарушения. Итак, рассмотрим более подробно, что представляют собой служебные проверки, кем они проводятся и какие виды существуют.

Что такое служебная проверка?

Служебная проверка – это деятельность, направленная на своевременный, полный и объективный сбор и анализ материалов по факту выявления нарушений или неисполнения обязанностей служащими.

Порядок проведения служебных проверок регламентирован Приказом Министерства №161 от 2013 года.

Кто проводит?

Проверки проводятся согласно решению руководства федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

Следовательно, проверки могут проводиться как непосредственным руководством, так и вышестоящим.
Проверочные мероприятия могут проводиться по решению Министра внутренних дел и его заместителя, а также по инициативе начальника соответствующего отделения, его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.

Кого проверяют?

цель проведения проверок – необходимость опровергнуть или доказать факт нарушения или проступка подозреваемого сотрудника, а далее по результатам принять решение о наказании (если вина доказана).

Если вина доказана не будет, то никаких мер наказаний не последует.

Сроки проведения в МВД

Решение по результатам проверки должно быть вынесено не позднее двух недель с момента получения данных начальством. Этот момент разъяснен в Приказе №161.

В период, который отводится на проверочные мероприятия, не включается время нетрудоспособности работника, а также отпуск и командировки. Перечисленные обстоятельства необходимо подтвердить в документальной форме (справка из кадровой службы соответствующего подразделения).

Служебная проверка по срокам не может превышать одного месяца с даты принятия решения о ее проведении.

Внутренняя – случаи нарушения

Основной задачей проведения внутренней проверки является выяснение всех обстоятельств и сопутствующих факторов, которые могли спровоцировать нарушение внутреннего порядка. Проверка необходима и для того, чтобы выработать комплекс профилактических мероприятий во избежание образования прецедента.

Все проверки осуществляются на основании приказа Министерства № 161 от 2013 года. Иногда внутренние проверки проходят не по стандартам регламента, и связано это со следующими обстоятельствами:

  • Проверка проводится лицом, у которого отсутствуют полномочия на это действие.
  • Проверка назначена иными лицами.

Внимание: решение о проведении внутренних проверок всегда принимает руководство подразделения.

  • Нарушение сроков расследования. Внутреннее расследование должно начаться не позже, чем через 2 недели после получения данных о проступке должностного лица.
  • Отсутствие или недостаточное количество доказательств в отношении обвиняемого работника. Важным шагом внутренней проверки является формирование пакета документов. Грубым нарушением является проведение внутреннего расследования без необходимого количества бумаг. На основании документов формируется заключение.

В материалах должны присутствовать сведения из отдела кадрового администрирования того отделения, где проходит службу сотрудник.

К нарушениям относится факт отсутствия справки о том, состоит ли сотрудник в профсоюзе ГУ МВД или нет.
Расследование дисциплинарного поступка будет бесполезным, если руководство не имеет структурированных выводов о причинах его совершения.

Служебная: правила выполнения

Решение о внутреннем расследовании должно быть принято не позже двух недель с момента поступления данных о нарушении нормативных актов организации. Поступивший сигнал является основанием для проведения внутреннего расследования.

Проверка проводится в течение одного месяца. В этот период не входит время, когда сотрудник был болен или находился в оплачиваемом отпуске.

Работники МВД часто выполняют обязанности, которые связаны с разъездной работой, или пребыванием в других регионах. Как было сказано выше, командировки также не входят в срок служебной проверки в МВД.

Служба не освобождает граждан от семьи и личной жизни.

Важно: если работник отсутствовал во время проведения проверки по уважительным причинам и обстоятельствам, и руководство признало этот факт уважительным, то этот период не включается в срок проверки.

Проверка выполняется теми сотрудниками, которые были назначены руководителем подразделения. В некоторых случаях в качестве исключения могут быть выбраны три человека (комиссия).

Однако в большинстве случаев проверки в органах проводятся именно одним уполномоченным лицом.

Если последний день проверки выпадает на нерабочий (праздничный) день, то завершающим днем является предшествующая выходному дата.

Лица, уполномоченные осуществлять внутреннюю проверку, вправе потребовать объяснительные записки со всех членов коллектива, если вторые владеют какой-либо информацией, имеющей отношение к нарушению регламента организации.

Проверяющий может выезжать на место инцидента для сбора информации. Уполномоченное лицо вправе:

  • Выдвигать предложения об отстранении от службы работника, в отношении которого проводилось расследование.
  • Требовать нужную документацию и осуществлять запросы в необходимые органы и инстанции.
  • Использовать в процессе сбора данных базу данных МВД.
  • Проводить ревизии внутри структурного подразделения, где было выявлено нарушение.
  • Подготавливать копии необходимых бумаг для максимальной точности и объективной картины происшедшего.
  • Использовать любые технические средства для копирования, сбора, документирования и систематизации необходимой документации.
  • Направлять сотрудника, в отношении которого проводилась проверка на психофизиологическое обследование.
  • Обеспечивать конфиденциальность полученных данных во время всей проведенной работы. К расследованию могут быть привлечены специалисты и работники других служб и ведомств.
  • Сотрудник, ответственный за проверку, вправе ходатайствовать перед руководством о привлечении специалистов, имеющих физико-технические, научные знания для осуществления полномасштабных консультаций.

Какая ведется работа с персоналом?

Лицо, осуществляющее проверку, обязано обеспечить соблюдение всех прав работника, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Если в процессе проведения проверки поступит какая-либо жалоба или заявление, проверяющий сотрудник обязан принять их под расписку и направить руководству организации.

Если будет допущено какое-либо вмешательство в работу сотрудника, проводящего проверку, он должен известить об этом вышестоящее руководство.

Работа и расследование с трудящимися ОВД и МВД проводится на принципах доверительной коллегиальности. Работнику могут предложить написать подробную объяснительную записку, в которой он вправе изложить свое видение сложившейся ситуации.

Для человека это хорошая возможность пояснить все детали, которые послужили причиной совершение дисциплинарного проступка.

Однако в некоторых ситуациях по неизвестным причинам сотрудники отказываются давать какие-либо пояснения. В подобных случаях формируется акт по факту отказа дачи письменных объяснений. Документ визируют три члена коллектива.

Вынесение заключения

По завершению проверочных мероприятий изготавливается заключение проверки. Документ состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Вводная часть состоит из следующих реквизитов:

  • Указание звания, должности, ФИО сотрудника, который уполномочен проводить проверку, либо члены комиссии.
  • Персональные данные проверяемого лица (ФИО, дата и место рождения, уровень образования, рабочий стаж, количество наград и взысканий, наличие или отсутствие неснятых дисциплинарных санкций).

В описательной части указывается следующая информация:

  • Основания для проведения проверки.
  • Объяснения сотрудника, который совершил нарушение.
  • Факт нарушения.
  • Обстоятельства и последствия проступка.
  • Наличие или отсутствие обстоятельств, обозначенных в статье 29 ФЗ № 3.
  • Факты, выявленные в процессе проверки.
  • Отягчающие и смягчающие обстоятельства.
  • Прочих факты, которые имеют отношение к делу.

В резолютивную часть заключения заносятся предложения о наказании сотрудника (назначение служащему дисциплинарных или других мер ответственности), выводы об условиях и причинах совершения им проступка, а также рекомендации по оказанию работнику психологической и социальной помощи.

Работник, в отношении которого было проведено внутреннее расследование, должен быть ознакомлен с заключением под личную подпись. Также ему будет вручен один экземпляр документа, а второй ответственные лица приобщат к личному делу.

Порядок проведения в МВД служебной проверки

Основанием для поведения служебных проверок в МВД является необходимость установления обстоятельств и причин совершенного дисциплинарного нарушения сотрудником.

Процедуру может инициировать работник по письменному заявлению.

Распорядительный документ на проведение проверки визируется ответственными лицами. Также может быть оформлен отдельный акт, на котором проставляется дата и регистрационный номер документа.

Распорядительный документ о назначении проверок содержит следующие данные:

  • Основания для назначения и осуществления процедуры.
  • Дата проведения.
  • Состав членов комиссионного совета.

В составе комиссиидолжно быть не менее трех работников. Сотрудники должны быть грамотными и владеть опытом. Назначение на проверку служащего выдается с учетом присвоенного звания и занимаемой должности работника, в отношении которого она инициирована.

Подводя итоги, отметим, что проведение служебных проверок является необходимым мероприятием для устранения нарушений и выявления виновных лиц.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5d00005bb4d2c400ae2612ee

Служебное расследование в отношении работника по ТК РФ

Порядок проведения служебной проверки

Последние изменения: Июль 2021

Комплекс мероприятий по выяснению отклонений в процессе деятельности предприятия, вызванных виновными действиями ответственных лиц с установлением степени вины и причинённых убытков представляет собой служебное расследование. Механизм регламентируется законодательными актами и внутренними локальными нормативами предприятия, фиксируется документально на каждом этапе.

Определение и сущность служебного расследования

Определение термина «служебное расследование» законодательство не даёт. Однако необходимость проведения служебной проверки по ТК РФ возлагается на субъекта предпринимательской деятельности статьёй 247.

Целью мероприятия является выяснение трёх обстоятельств:

  • фиксация факта причинения действиями наёмного лица ущерба предприятию;
  • оценка размеров в денежном и количественном выражении;
  • установление и констатация причин на предмет уважительности.

Совокупность факторов позволяет сделать вывод в отношении работника о привлечении к ответственности либо освобождения от неё. Инициатором проведения может выступать как наниматель, так и наёмный гражданин.

Факт получения ущерба обязан подтверждаться учётными регистрами (инвентаризационными описями, сличительными ведомостями, актами сдачи-приёмки). Отсутствие отражения в бухгалтерской документации освобождает от ответственности.

Недостаточность доказательной базы не позволяет возложить на сотрудника обязательство о возмещении ущерба.

Например, отсутствие защиты обеспечения сохранности материальных активов со стороны руководства (ограничение на вход посторонним лицам, средств сигнализации, возможность свободного доступа) не дают права на возмещении недостачи МОЛ, несмотря на заключение индивидуального договора.

Необходимость мероприятия

Проведение служебной проверки 247 статья ТК РФ устанавливает в качестве обязательного атрибута перед принятием решения о материальном возмещении. Расследование проводится при отклонении от стандартных норм в работе для установления виновников и выяснения обстоятельств случившегося инцидента.

Сигналами для проведения служит:

  • выявленные недостачи по результатам инвентаризаций;
  • поступившие жалобы сторонних лиц;
  • нарушение внутреннего установленного распорядка и дисциплины труда;
  • разглашение информации, представляющей охраняемую предприятием тайну;
  • нанесение материального ущерба и причинение убытков;
  • неисполнение должностных обязанностей на соответствующем уровне;
  • несоблюдение правил техники безопасности и охраны труда;
  • установление факта взяточничества;
  • игнорирование трудовой функции, возложенной на сотрудника;
  • злоупотребления, связанные с использованием занимаемого положения в корыстных целях.

Перечень способствующих обстоятельств устанавливается индивидуально на предприятии, чем регламентируется в конкретном случае внутренними локальными актами.

При оформлении на работу специалист должен ознакомиться с обязанностями, наложенными трудовым соглашением и локальной документацией организации.

В противном случае у руководства отсутствуют причины для привлечения гражданина к ответственности.

Документооборот и порядок

 

При наличии оснований для проведения служебного расследования создаётся специальная комиссия для изучения обстоятельств, оценки размера ущерба и привлечения виновника.

В состав включаются сотрудники подразделения, в котором допущено отклонение и представители соответствующих служб.

Например, при выявлении недостачи, привлекаются сотрудники бухгалтерии, при установлении факта воровства специалисты службы внутренней безопасности, при получении взятки ответственные лица отдела по борьбе с коррупцией.

Действия комиссии

Как провести служебное расследование? Началом служит создание комиссии из работников предприятия, не причастных прямым или косвенным образом к возникновению инцидента. В организации составляется приказ с перечислением состава комиссии, в которую включается, как минимум, три сотрудника. При необходимости допускается привлечение сторонних экспертов.

В полномочия комиссии входит:

  • фиксация сути произошедшего события;
  • оценка причинённого ущерба в количественном и стоимостном выражении;
  • причины и существенные условия, приведшие к инциденту;
  • степень вины должностного лица;
  • обстоятельства содеянного нарушения;
  • принятые меры по привлечению сотрудника к ответственности;
  • профилактические мероприятия по дальнейшему недопущению аналогичных проступков.

Комиссия запрашивает письменные разъяснения у виновников и лиц, могущих «пролить свет» на совершение проступка, объяснить мотивы и быть косвенно причастными. Для проведения объективного анализа провинившемуся сотруднику направляется уведомление с предложением составить объяснительную записку. В случае отказа составляется акт, не влияющий на выводы. Оценка результатов оформляется актом.

Организация документооборота

Помимо дополнительных документов, влияющих на степень вины работника, составляемых по усмотрению членов комиссии, необходимо составление обязательных документов в хронологической последовательности:

  1. Издание приказа или распоряжения о проведении расследования на рабочем месте. В документе указывается назначенный руководитель, поимённо перечисляются члены комиссии и период проведения.
  2. Уведомление виновному лицу. Целью документа служит предложение составления объяснения виновному лицу для внесения максимума объективности в выводы. Служебное расследование Трудовой Кодекс ст.193 без предложения и выделения на объяснение провинившемуся лицу 2-х рабочих дней считает недействительным для наложения дисциплинарного взыскания. Отказ, выраженный устно или письменно, оформляется соответствующим актом.
  3. Объяснение сотрудника. Документ изучается комиссией и влияет на вынесение вердикта. Предложение дачи объяснений – обязанность работодателя, а составление или отказ – право работника.
  4. Акт о результатах. Документ содержит повествовательную часть с подробным описанием случившегося инцидента, фиксируется детализация процесса проверки и выводы комиссии с приложениями документальных подтверждений.

К сопутствующим документам относятся пояснения работников о халатности ответственного лица, например, об отсутствии на непосредственном рабочем месте и свободном доступе в помещение посторонних, не закрытие склада или вверенного объекта на время технических и обеденных перерывов и т.д.

Оформление результата

Результирующий документ служебного расследования – это составление акта о проведённой работе, скреплённый подписями представителей.

В процессе устанавливаются обязательные моменты, без наличия которых взыскать нанесённый ущерб невозможно:

  1. Оценка фактического размера. Данные берутся из бухгалтерских регистров аналитического (по наименованию и количеству) и синтетического (по остаточной стоимости) учёта.
  2. Исключение материальной составляющей в отношении работника согласно изучаемым обстоятельствам, указанным в статье 239 ТК РФ:
    • непреодолимой силы – исключительные события и стихийные бедствия;
    • нормальной степени хозяйственного риска – ситуации, когда достижение цели с минимальными потерями не могло быть произведено иными способами;
    • крайней необходимости, при которой иное поведение чревато причинением вреда здоровью (угрозы физической расправы);
    • невыполнения нанимателем обязанности по созданию соответствующих условий для защиты сохранности ТМЦ.
  1. Констатация виновных действий сотрудника в виде взяточничества, хищения или виновных бездействий в виде халатности, послужившей к недостачам и возможности краж другими лицами.

Служебное расследование – это скрупулёзная процедура изучения причинно-следственной связи между наступлением последствий и степенью вины работника, рассмотрение обстоятельств и оценка возможности получения иного результата.

Документально результат оформляется актом, унифицированная форма которого отсутствует.

Однако документ должен содержать обязательную информацию:

  • наименование организации, дату и место составления;
  • перечисление председателя и членов комиссии, назначенной распоряжением руководителя;
  • краткая информация о лице, по поводу исполнения обязанностей которого проводилась проверка;
  • обозначение цели проведения мероприятия;
  • выявленные в ходе расследования смягчающие или отягчающие обстоятельства;
  • вердикт о вине или невиновности гражданина и предложения комиссии.

Составленный акт может содержать приложения в виде объяснений работников, подтверждающих наличие или отсутствие корыстных целей или злого умысла со стороны виновника инцидента. Окончательное решение принимается руководством и оформляется приказом.

Сроки проведения

Часто результатом мероприятия является наложение взыскания. Следовательно, сроки проведения служебного расследования по Трудовому Кодексу не могут превышать допустимого периода наложения дисциплинарного взыскания.

В соответствии со статьёй 193 ТК РФ наказание применяется на протяжении одного месяца от даты обнаружения проступка.

Из периода исключаются дни отсутствия по известной руководству причине – нахождение на больничном листе, пребывание в отпусках всех видов.

При наличии профсоюзной организации или иного выборного актива исключается время, предоставленное активистам на ознакомление с материалами.

Днём обнаружения считается дата, когда непосредственному руководителю стало известно о совершении проступка. Однако по истечении шестимесячного периода взыскание не накладывается за исключением открытия уголовного дела правоохранительными органами.

Возмещение ущерба по результатам служебного расследования

Оценка и возмещение по результатам служебного расследования ТК РФ прописывает в 248 статье. Если размер причинённого ущерба не превышает средней месячной заработной платы сотрудника, то взыскание денежных средств может быть произведено по решению руководства.

Распоряжение работодателя делается в месячный период с момента точного установления объёма причинённого ущерба.

По истечении месяца или несогласии виновного лица заплатить требуемую сумму в случае превышения месячного заработка решение о взыскании принимается исключительно судом.

На основании достигнутой договорённости наёмное лицо может добровольно возместить суммы, выявленные в процессе служебного разбирательства, ТК РФ допускает:

  • в полном объёме одной суммой или по частям;
  • с отсрочкой платежа на установленный срок;
  • предоставлением равноценных активов;
  • проведением ремонта испорченного имущества за счёт собственных средств.

Документально оформляется предоставлением письменного обязательства сотрудником с указанием формы и граничных сроков погашения задолженности. При увольнении с дальнейшим отказом от оплаты долга работодатель может осуществить взыскание в судебном порядке.

Привлечение виновного к материальной ответственности не исключает ответственности других видов:

  • дисциплинарной со стороны нанимателя;
  • уголовной со стороны государства.

Наличие непогашенной кредиторской задолженности не может быть основанием для отказа в прекращении действия трудовых правоотношений по инициативе наёмного лица, а непогашенная задолженность при отсутствии добровольного соглашения взыскивается в процессе судебного разбирательства при подаче иска руководством.

Организации служебного расследования Трудовой Кодекс отводит полный анализ проведённой предварительной работы по подписанию документов при приёме, выяснению обстоятельств совершения проступка, установлению вины или невиновности.

Грамотное проведение мероприятия позволяет объективно оценить ситуацию, изучить риски предотвращения в дальнейшем и установить заслуженную меру для наказания.

Если регламент в отношении документооборота, сроков и возможных мер взыскания будет нарушен, то пострадавший работник легко опровергнет в судебном порядке принятые меры работодателем.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/kadryi/sluzhebnoe-rassledovanie/

Как правильно провести служебное расследование: этапы, сроки и формы документов

Порядок проведения служебной проверки

Не виновен, пока не доказано обратное. Если позиция работодателя в итоговом акте служебной проверки окажется недостаточно аргументированной, впоследствии суд может встать на сторону работника. Юридически точное и делопроизводственно грамотное оформление документов на разных этапах расследования поможет вам вынести взвешенное решение и хладнокровно отстоять интересы компании в будущем.

Служебное расследование (служебная проверка) – процедура серьезная. Для доказательства мелких нарушений она не затевается. Часто с нарушителем корпоративного спокойствия достаточно провести профилактическую беседу.

Если же есть подозрения в том, что сотрудник нанес организации значительный материальный ущерб или использовал свои служебные полномочия в корыстных целях, то стоит перейти к строгим мерам.

Факт прогула также подтверждается результатами служебного расследования. 

Кроме того, к дисциплинарным нарушениям, за проверку которых возьмется специальная комиссия, относятся уклонение от медицинского освидетельствования (для работников некоторых профессий) и прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, а также отказ от заключения договора о полной материальной ответственности, если это является основной трудовой функцией работника.

В российском законодательстве отсутствует понятие служебного расследования как таковое.

Его можно считать частью дисциплинарного производства, в котором детально описан порядок привлечения к ответственности за дисциплинарный проступок.

Служебное расследование в отдельно взятой организации регламентируется правилами внутреннего трудового распорядка и внутренними нормативными актами (инструкциями, положениями).

Важно знать, что проведение служебного расследования – мероприятие внутреннее. Работодатель может вызывать на «допрос» виновного, очевидцев произошедшего и других сотрудников, но только в рамках своей организации, ведомства, учреждения и т.п. Поскольку процедура носит добровольный характер, работники вправе отказаться от участия.

Нельзя заставлять работников проходить проверку полиграфом или без их согласия проводить обыск и личный досмотр. Если для служебного дела требуется заключение эксперта, допускается привлечение третьих лиц (аудиторов, оценщиков, медицинских работников, инженеров и др.) на договорной основе. Закон также разрешает направлять в государственные органы и пр.

организации необходимые для расследования запросы.

С чего начинается служебное расследование

Основная задача работодателя при проведении служебного расследования состоит в том, чтобы доказать факт совершения дисциплинарного проступка, установить вину работника и ее степень, характер и размер причиненного вреда.

Дополнительно определяются причины и мотивы совершения дисциплинарного проступка, смягчающие и/или отягощающие обстоятельства, возможности работодателя устранить и предотвратить такие нарушения трудовой дисциплины, меры по привлечению лиц к ответственности.

Перед началом официальной процедуры необходимо позаботиться о том, чтобы факт проступка был документально зафиксирован. Именно этот документ служит основанием для последующей проверки.

Это может быть служебная записка руководителя подразделения, отдела и/или непосредственного начальника. Как правило, она составляется в бумажном виде (см.

Образец 1), но может быть оформлена и в форме электронного документа. 

Служебная записка должна быть принята к исполнению и зарегистрирована. С того момента, когда на ней ставится входящий номер по журналу внутреннего документооборота и дата принятия, начинается отсчет времени для проведения расследования. Помимо служебной записки, основанием для проверки могут стать:

  • заявление самого работника;
  • претензия контрагента или жалоба потребителя;
  • акт об обнаружении недостачи товара;
  • заключение аудитора, акт инвентаризации;
  • письменные и устные обращения граждан, представителей организаций, содержащие сведения о совершении работником проступка и др.

Одного из этих документов достаточно для того, чтобы запустить процедуру служебного расследования. Стартовым выстрелом для него является приказ руководителя о проведении проверки или иного уполномоченного лица, ответственного за принятие кадровых решений.

Кто участвует в служебном расследовании

Обычно служебной проверкой занимается служба безопасности и/или подразделение внутреннего аудита. В небольших компаниях эти функции нередко на себя берет кадровая служба.

Как уже говорилось выше, для служебного расследования можно привлекать и сторонних специалистов (юристов, бухгалтеров и т.д.). В расследовании должен участвовать непосредственный начальник работника, в отношении которого оно проводится.

При этом важно знать, что для объективности проводимой проверки непосредственный начальник не может быть членом специальной комиссии. Это требование касается и руководителей организации, принимающих решения по вынесению дисциплинарного взыскания.

Таким образом, в комиссию могут входить сотрудники службы безопасности и персонала, а также профсоюзной организации. Как правило, в ее составе находится не менее трех человек, возглавляемых начальником службы безопасности.

Сроки проведения расследования

Один месяц – столько времени отводится законом на расследование факта нарушений трудовой дисциплины. Он считается со дня принятия решения (издания приказа) о проведении проверки.

В том случае если расследование проводится на основании служебной записки какого-либо работника, то проверка должна быть завершена не позднее одного месяца с момента подачи документа (ст. 193 ТК РФ).

В указанный период не входит время болезни работника, пребывание его в отпуске, а также время, необходимое на учет мнения представительного органа работников, которое в совокупности не может превышать шести месяцев.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. В эти сроки не включено время производства по уголовному делу.

Проведение служебного расследования

После того, как приказом руководителя была сформирована комиссия, начинается выяснение обстоятельств нарушения. У работника запрашивается письменное объяснение. По месту жительства работника рекомендуется направить уведомление – заказным письмом с описью вложения или телеграммой (см. Образец 2). 

Со дня получения уведомления отсчитывается два дня, в течение которых работник должен дать письменное объяснение. Отсутствие ответа по прошествии этого времени расценивается как отказ от содействия расследованию. О факте отказа составляется соответствующий акт (см. Образец 3). 

Формы этих документов не установлены, но желательно, чтобы они были подписаны всеми членами комиссии. Работник может составить объяснительную записку в свободной форме с соблюдением общих требований делопроизводства. В объяснительной работник излагает свою версию произошедшего, поясняет обстоятельства и указывает причины проступка (см. Образец 4). 

Объяснительная записка – обязательный, но не всегда единственный документ расследования. Комиссия может потребовать копии или оригиналы иных документов, подтверждающих вину или невиновность работник. Все полученные документы нумеруются и подшиваются в дело. В итоговом документе проверки они оформляются как приложения.

Если работник не вышел на работу, то на каждый день отсутствия составляется акт об отсутствии лица на рабочем месте.

К акту можно приложить косвенные доказательства, как например, факт отсутствия подписи работника в журнале учета прихода и ухода работников, информацию в электронной системе контроля доступа персонала, докладные записки сослуживцев и непосредственного начальника и др.

Требование явиться на работу и представить объяснения прогула направляется заказным письмом с описью вложения или телеграммой по месту жительства работника, если он не появлялся на рабочем месте два дня подряд. Срок ожидания ответа рекомендуется отсчитывать с даты получения письма или телеграммы. Работник может направить свои объяснения в письменной форме.

При наличии подтверждения, что корреспонденция не была получена адресатом, работодатель вправе обратиться в полицию или направить запросы в больницы. Важно помнить, что если причины неявки на работу в суде будут признаны уважительными, работник будет восстановлен в должности и работодатель понесет убытки в виде денежных компенсаций работнику за все время его отсутствия на работе.

Согласно Федеральному закону 06.12.2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», проведение инвентаризации обязательно при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. Инвентаризация проводится комиссией на основании приказа руководителя организации.

Установление причин возникновения и размера материального ущерба обязательно до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками.

При этом размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день его причинения (ст. 246 ТК РФ). Но он не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета за минусом амортизационных отчислений.

Как правило, для определения размера работодатели приглашают независимых оценщиков либо берут данные балансовой стоимости имущества.

Злоупотребление полномочиями

Для того чтобы выявить факт злоупотребления полномочиями, проводится аудиторская проверка или привлекаются независимые аудиторы. Их услуги могут понадобиться для установления, например, обоснованности отпуска товаров, передачи в аренду имущества по заниженным ценам и др.

Для акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью решение об аудиторской проверке принимается общим собранием участников (акционеров) юридического лица с целью подтверждения правильности бухгалтерской документации, финансовой отчетности и состояния текущих дел организации.

Как оформить результаты служебного расследования

Итогом служебного расследования является письменное заключение или акт (см. Образец 5), составленный на основании собранных материалов. Заключение состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной:

  • Вводная часть содержит факт нарушения дисциплины труда, дату нарушения, период проведения расследования и состав комиссии.
  • Описательная часть подробно излагает доказательства расследования.
  • Резолютивная часть – это резюме: кто конкретно и в чем именно виновен, имеются ли у данного сотрудника аналогичные неснятые взыскания.

В конце приводится список приложений к итоговому акту комиссии:

  • служебные записки об обнаружении факта дисциплинарного проступка, акты об отсутствии работника, иные документы, являющиеся основанием для проведения расследования;
  • адресное требование представить объяснения, документы, подтверждающие направление (вручение) данного требования, объяснительную записку работника (либо акт об отказе ее представления);
  • докладные, служебные и объяснительные записки должностных лиц и очевидцев происшедшего;
  • акт инвентаризации;
  • заключение аудитора; заключения независимых экспертов, а также показания специальных технических средств и т. д.

Документ вместе с приложениями должен быть подписан всеми членами комиссии. В делопроизводстве итоговому акту присваивается порядковый номер, указывается дата его составления. Она и является днем окончания расследования. Документ утверждается руководителем организации и заверяется печатью.

Ответственность при дисциплинарном проступке

Решение о привлечении работника к дисциплинарной ответственности принимается на усмотрение работодателя. Оно должно быть принято руководителем организации в течение трех дней с момента окончания расследования.

Некоторые работодатели ограничиваются мягкими мерами воздействия: проведением бесед, выражением порицания и др. В ТК РФ предусмотрено три вида наказания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям.

Другие взыскания к работнику применяться не могут, за исключением работников, в отношении которых действуют специальные уставы и положения о дисциплине труда (ч .5 ст. 189 ТК РФ).

Обязательному привлечению к дисциплинарной ответственности подлежат руководители организации или ее структурного подразделения либо их заместители за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения. Если факт нарушения был подтвержден в ходе проверки, должностное лицо должно быть привлечено к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (ст. 195 ТК РФ).

Решение о дисциплинарном взыскании оформляется приказом (см. Образец 6), в котором определяются виновные должностные лица, наложенные взыскания и основания вынесенного решения. 

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Для учета служебных расследований и их результатов в бумажном или электронном виде ведется Журнал учета служебных расследований (см. Образец 7). Все материалы расследований целесообразно хранить подшитыми в отдельные дела либо в одно дело и размещать в хронологическом порядке.

https://www.youtube.com/watch?v=aNMhOI7I5tw

В соответствии со ст. 193 ТК РФ, с приказом о применении дисциплинарного взыскания работник обязательно должен быть ознакомлен в течение трех рабочих дней дня его издания, не считая времени его отсутствия на работе.

В случае отказа работника составляется соответствующий акт. Ст.

248 ТК РФ установлено, что приказ о взыскании с материально ответственного лица суммы причиненного ущерба издается не позднее чем через один месяц с момента окончательного установления работодателем его размера.

ВНИМАНИЕ! Желательно, чтобы работник ознакомился со всем пакетом документов под роспись. В будущем это может предотвратить подачу работником иска, поскольку он заранее знал аргументированную позицию работодателя.

Если в ходе служебного расследования были обнаружены признаки состава преступления (например, работник использовал служебные полномочия в целях извлечения личной выгоды), необходимо их назвать и внести предложения руководителю организации рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела.

Т.В. Войцехович

Источник: http://naar.ru/articles/kak-pravilno-provesti-sluzhebnoe-rassledovanie-jetapy-sroki-i-formy-dokumentov/

Порядок проведения служебных проверок в МВД: основания, обстоятельства и последствия

Порядок проведения служебной проверки

Служебная проверка в органах и подразделениях МВД представляет собой деятельность, осуществляемую в рамках дисциплинарного производства уполномоченными должностными лицами.

Она направлена на своевременный, всесторонний, полный и объективный сбор и исследование материалов по факту дисциплинарного нарушения или неисполнения функциональных обязанностей служащих.

Порядок проведения служебных проверок в МВД определен в Приказе Министерства от 2013 г. № 161. Рассмотрим кратко его содержание.

Общие положения

161 Приказ МВД “О проведении служебных проверок” распространяется на подразделения центрального аппарата, территориальные органы, образовательные учреждения, научно-исследовательские, медико-санитарные, санаторно-курортные организации, окружные управления материально-технического обеспечения, прочие подразделения и организации, созданные для выполнения задач и реализации полномочий, возложенных на ОВД РФ. Установленный в документе порядок обязателен для соблюдения государственными гражданскими служащими, работниками органов, подразделений, организаций, входящих в систему МВД.

Нормативное регулирование

Проведение служебных проверок в МВД осуществляется в соответствии с Федеральными законами:

  1. “О полиции” (№ 3-ФЗ).
  2. “О службе в ОВД” (№ 342-ФЗ).

Кроме того, указанная деятельность регламентируется Дисциплинарным уставом ОВД, утвержденным 14.10.2012 г. Указом Президента № 13775.

Общие правила

По фактам разглашения служащим ОВД информации, составляющей гостайну, утраты ее носителей, других нарушений установленного режима секретности в подразделениях, организациях и органах МВД проводятся внутренние расследования в порядке, определенном правительственным постановлением № 3-1 от 2004 г.

Проверочные мероприятия проводятся по решению Министра ВД, замминистра, начальника (руководителя) соответствующего подразделения (органа, организации), его заместителя на региональном, окружном, межрегиональном уровне.

Решение об инициации проверки в отношении служащего СБ ОВД выносится Министром, руководителем ГУ СБ, а также начальником соответствующего территориального подразделения МВД по согласованию с руководством ГУСБ.

Ограничения

В ходе проведения служебной проверки в МВД, служащим, ее осуществляющим, запрещается совершать действия, входящие в компетенцию органов предварительного следствия и дознания. Уполномоченные сотрудники не вправе разглашать любые выявленные или ставшие известными сведения, косвенно или прямо относящиеся к работникам, в отношении которых была инициирована процедура.

При обнаружении в действиях проверяемого сотрудника признаков преступления либо административного правонарушения, данная информация должна быть зарегистрирована и проверена в установленном законодательством порядке.

Правила организации процедуры

Основанием для проведения служебной проверки в МВД выступает необходимость установления обстоятельств, причин и характера дисциплинарного проступка, совершенного служащим, подтверждения наличия/отсутствия фактов, предусмотренных в 29 статье ФЗ № 3. Процедура может быть также инициирована по заявлению сотрудника.

Поручение уполномоченному работнику МВД проведение служебной проверки в соответствии с Приказом № 161 осуществляется путем оформления резолюции на свободном месте документа, описывающем основания ее проведения. Допускается составление отдельного акта или использование специального бланка с указанием даты и регистрационного номера документа, к которым он относится.

Сроки

В соответствии со 161 Приказом МВД “О проведении служебных проверок”, решение должно быть вынесено в течение двух недель с даты получения соответствующим начальником сведений, являющихся основанием для ее инициации.

В период, отведенный для осуществления проверочных мероприятий, не включается время нетрудоспособности сотрудника, пребывания его в отпуске (командировке), отсутствия его на службе по другим уважительным причинам. Указанные обстоятельства должны быть подтверждены документально – справкой из кадрового отдела соответствующего органа, подразделения, организации МВД.

Срок проведения служебной проверки не может превышать 1 месяца с даты вынесения соответствующего решения. Если последний день мероприятий выпадает на выходной либо праздник, днем их завершения будет считаться предшествующий рабочий день.

Нюансы

В соответствии с положениями Приказа МВД “О порядке проведения служебных проверок”, при выявлении оснований, указанных во 2 части 52 статьи ФЗ № 342, работник, наделенный полномочиями на осуществление проверочных мероприятий, должен подать своему руководителю рапорт об освобождении его от участия в процедуре. В случае невыполнения данного требования полученные результаты будут признаны недействительными. В такой ситуации соответствующие полномочия возлагаются на другого сотрудника МВД. На проведение служебной проверки, в соответствии со 161 Приказом, отводится дополнительно 10 дней.

Особые случаи

Как установлено Приказом МВД РФ “О проведении служебных проверок”, инициация процедуры в отношении работника, пребывающего в командировке, производится по решению руководителя подразделения, органа, организации, направившего его.

Если мероприятия осуществляются в отношении нескольких служащих, совершивших дисциплинарные нарушения, при невозможности завершить проверку в установленные законодательством сроки в силу пребывания в отпуске, временной нетрудоспособности, отсутствия на рабочем месте по другим уважительным причинам одного или нескольких из них, собранные в отношении этих лиц материалы могут быть выделены в отдельное производство. Соответствующее решение выносится руководителем, инициировавшим процедуру. Основанием для его принятия служит рапорт сотрудника, проводящего проверку.

При совершении дисциплинарного проступка служащими нескольких подразделений/органов МВД, заместитель Министра, начальника подразделения, организации, территориального органа на региональном, окружном, межрегиональном уровнях, в составе которого имеется отдел, вынесший решение об инициации проверки:

  1. В кратчайший срок извещает вышестоящее руководство о соответствующем факте для принятия постановления о начале служебной проверки.
  2. Информирует начальника подразделения, органа, организации, в которых служат сотрудники, о совершении ими дисциплинарного проступка.

Порядок проведения служебной проверки в МВД

В приказе о назначении проверочных мероприятий должны присутствовать следующие сведения:

  1. Основания проведения процедуры.
  2. Дата назначения.
  3. Состав комиссии.

В составе комиссии должно присутствовать не менее 3-х сотрудников. Они должны обладать необходимым опытом и знаниями. Из числа руководителей структурных подразделений органа МВД назначается председатель комиссии.

Поручение уполномоченному служащему о проведении проверки дается с учетом присвоенного звания и замещаемой должности работника, в отношении которого она инициирована.

Полномочия участников

О них говорится в гл. III Приказа МВД России “О проведении служебных проверок”. Уполномоченный сотрудник (председатель, член комиссии) вправе:

  1. Предлагать сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным работникам системы МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению, давать письменные объяснения по ним.
  2. Выехать на место на место совершения проступка для установления всех обстоятельств, имеющих значение для проверки.
  3. Вносить предложение о временном отстранении служащего от исполнения обязанностей на период проведения проверочных мероприятий. Оно направляется начальнику органа (подразделения), инициировавшему процедуру.
  4. Истребовать документы и иные материалы, относящиеся к предмету проверки, в установленном порядке, направлять запросы в организации, учреждения, госорганы.
  5. Использовать оперативные учетные данные, информационные системы МВД. При проведении служебных проверок в научно-исследовательских, образовательных учреждениях ОВД уполномоченный сотрудник может также использовать их базы данных.
  6. Знакомиться с содержанием документов, имеющих значение для выполнения проверочных мероприятий. При необходимости сотрудники вправе делать копии этих бумаг для последующего приобщения к материалам проверки.
  7. Ходатайствовать о проведении ревизии либо инвентаризации.
  8. Просить о привлечении специалистов по вопросам, решение которых требует особых научных, технических либо других знаний, консультироваться с ними в рамках проверки.
  9. Использовать технические средства для фиксации фактов совершения проступка в порядке, установленном законодательством.
  10. Вносить соответствующему начальнику (руководителю) предложения об оказании психологической и социальной помощи сотруднику, в отношении которого инициирована проверка.
  11. Предлагать проверяемым работникам давать объяснения с применением методов психофизического исследования.
  12. В случаях, закрепленных 22 пунктом Инструкции о проведении служебных проверок в МВД, докладывать рапортом начальнику о необходимости выделения части собранных материалов в отдельное производство.

Данный перечень не является закрытым. При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств дела он может быть дополнен.

Обязанности уполномоченных лиц

Согласно положениям Приказа МВД “О порядке проведения служебных проверок”, председатель, члены комиссии, сотрудники, выполняющие проверочные мероприятия, должны:

  1. Соблюдать свободы и права служащего, в отношении которого инициирована процедура, а также иных граждан, участвующих в ней.
  2. Обеспечивать конфиденциальность сведений и сохранность собранных материалов, не разглашать информацию о результатах мероприятий.
  3. Разъяснять служащим, в отношении которых инициирована проверка, а также заявителям их права, обеспечивать условия их реализации.
  4. Своевременно докладывать соответствующему начальнику о поступивших заявлениях, жалобах, ходатайствах, информировать лиц, их подавших, о факте их разрешения. Результаты рассмотрения прошений сообщаются под расписку лично или направляются заказным письмом по месту проживания указанных лиц.
  5. Документально зафиксировать время и дату совершения проступка, обстоятельства, определяющие характер и степень ответственности служащего.
  6. Провести сбор документов и иных материалов, характеризующих профессиональные и личные качества работника, в отношении которого инициирована проверка.
  7. Исследовать результаты проверочных мероприятий, проводившихся ранее, а также сведения о фактах допущения сотрудником дисциплинарных нарушений.
  8. Предложить работнику, в отношении которого инициирована процедура, дать письменные объяснения по существу вопросов. Если через 2 дня после предложения объяснение не предоставлено или служащий отказался его дать, составляет акт о данном факте. Документ должен быть подписан как минимум тремя сотрудниками, привлеченными к проведению проверки.
  9. Немедленно докладывать начальнику или председателю комиссии о фактах вмешательства в процедуру, давления на лиц, участвующих в ней.
  10. Опросить военнослужащих внутренних подразделений МВД, госслужащих, иных работников МВД, которые могут располагать какой-либо информацией о фактах, подлежащих установлению в процессе проверки.
  11. При необходимости предложить профилактические мероприятия, направленные на устранение обстоятельств, способствовавших совершению проступка.
  12. В случае выявления фактов совершения сотрудниками органов, организаций, подразделений МВД нарушений при проведении служебных проверок, в соответствии с п. 30.12 161 Приказа, доложить соответствующему руководителю рапортом о необходимости инициации проверки в отношении этих лиц либо об установлении отсутствия/наличия их вины в ходе осуществляемых проверочных мероприятий.
  13. В письменном виде составить заключение и предоставить его для утверждения по установленным правилам. С содержанием данного документа должен быть ознакомлен служащий, в отношении которого проводилась проверка.

Оформление результатов

На основании собранных материалов формируется заключение проверки. В его структуре выделяют вводную, описательную и резолютивную части.

В первом блоке указывают:

  1. Звание, должность, фамилию и инициалы служащего, выполнявшего проверку, либо состав комиссии (с указанием званий, должностей, фамилий и инициалов).
  2. Сведения о проверяемом лице. Здесь указывают должность, звание, Ф. И. О., дату, место рождения, информацию об образовании, стаже работы, количестве взысканий и поощрений, отсутствии/наличии неснятых дисциплинарных санкций.

В описательную часть включают сведения о:

  1. Основаниях проведения проверки.
  2. Объяснения служащего, совершившего проступок.
  3. Факте нарушения.
  4. Обстоятельствах, последствиях допущения проступка.
  5. Наличии/отсутствии обстоятельств, указанных в 29 статье ФЗ № 3.
  6. Фактах, выявленных в процессе проверки.
  7. Отягчающих/смягчающих обстоятельствах.
  8. Прочих фактах, имеющих значение для дела.

Резолютивная часть заключения должна содержать предложение о вменении служащему дисциплинарных или других мер ответственности, выводы об условиях и причинах совершения им проступка, наличии/отсутствии обстоятельств, закрепленных 29 статьей ФЗ № 3, предложение о направлении материалов дела в следственные органы СК РФ, рекомендации по оказанию служащему психологической и социальной помощи.

Источник

Дмитрий созерцатель Дмитрий созерцатель

Источник: https://zakon.temaretik.com/1585767998631709200/poryadok-provedeniya-sluzhebnyh-proverok-v-mvd-osnovaniya-obstoyatelstva-i-posledstviya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.