+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Противодействие коррупции. Проблемы, которые решают кадровики

Содержание

Имеют ли право кадровику вменить обязанности по противодейстыию коррупции

Противодействие коррупции. Проблемы, которые решают кадровики

  • Имеют ли право кадровику вменить обязанности по противодейстыию коррупции
  • Должна ли в организации быть создана комиссия по антикоррупции?
  • Обязанность руководителей организаций противодействовать коррупции
  • Противодействие коррупции. Проблемы, которые решают кадровики
  • Закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции
  • Кого можно назначить ответственным за профилактику коррупции?
  • Имеют ли право кадровику вменить обязанности по противодейстыию коррупции
  • 5. Разъяснения практики применения статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», содержащей ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, в том числе случаев, когда дача согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации не требуется

Многие его положения устарели, работодателю часто нужны новые, не отраженные в нем должности. В таких случаях местные органы исполнительной власти могут принять нормативные акты по требованиям к той или иной должности.

Трудовой договор.

Кадровая политика и профилактика коррупционных проявлений Внимание Кадровик размещает объявления в прессе, интернет-порталах, передает заявку в центр занятости, проводит собеседование.

В его задачу входит не просто подобрать профессионала, а найти человека, который легко войдет в коллектив и не станет источником конфликтов.

Руководством может быть предусмотрена обязанность инспектора по проведению конкурса среди претендентов.

Отборочные мероприятия и контроль прохождения находятся в компетенции кадровика. Должностные обязанности начальника отдела кадров Руководить кадровиками может только сотрудник с дипломом о высшем образовании, отработавший в аналогичной должности не меньше 3-х лет.

Должна ли в организации быть создана комиссия по антикоррупции?

При разработке Положения также можно использовать аналогичные документы, разработанные в органах власти, например, Концепцию обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы, утв.

В трудовые договоры (и или должностные инструкции) с работниками после разработки положения и ознакомления последних с ним можно внести пункт о том, что сотрудники обязаны соблюдать положения данного локального нормативного акта.

Также можно подробно отразить все рассмотренные выше моменты, но мы не считаем целесообразным этого делать, так как разработать единое положение, ознакомить с ним сотрудников будет менее трудозатратным процессом.

Кроме того, законодательством не предусмотрено включение таких пунктов в трудовые договоры (должностные инструкции) с работниками.

Дополнительное соглашение может выглядеть следующим образом: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № 1 к трудовому договору № 475 от 15.05.02

«Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции», которой регламентировано наложение взысканий, предусмотренных частью 1 статьи 50 Закона о службе, за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Новеллой является также статья 51.1. «Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения.

Важно, что пункт 3 вышеуказанной статьи устанавливает учет характера совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей, при наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 Закона о службе.

Обязанность руководителей организаций противодействовать коррупции

При этом Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами). В Методических рекомендация, в частности, приведены нормы закона, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения.

Так, в соответствии со ст.14 Закона № 273-ФЗ, если от имени или в интересах юридического лица совершается

Противодействие коррупции. Проблемы, которые решают кадровики

И наша статья поможет разобраться в основных нормах и правилах, а также учесть все изменения, которые внесены в законодательство в рамках борьбы с коррупцией. Частично лица, указанные в ч.

1 ст. 8 Федерального закона № 273-ФЗ, уже подавали сведения о доходах на основании Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 560

«О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

. В то же время исходя из формулировок п. 3 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального Закона № 273-ФЗ дополнительные перечни лиц, работающих в государственных организациях либо претендующих на такую деятельность и обязанных представлять сведения о доходах, будут разработаны федеральными государственными органами, в ведении которых находятся эти организации.

Может ли руководитель учреждения выступать в качестве председателя комиссии по противодействию коррупции?

При разработке Положения также можно использовать аналогичные документы, разработанные в органах власти, например, Концепцию обеспечения собственной безопасности Федеральной налоговой службы, утв.

. Если все же решите создать комиссию, нужно будет тогда сделать соответствующее положение о ней.

Закрепление обязанностей работников и организации, связанных с предупреждением и противодействием коррупции

В качестве методического материала при подготовке локального нормативного акта предлагаем использовать Методические рекомендации о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающие перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений .——————————— Письмо Минздравсоцразвития России от 20 сентября 2010 г.

N 7666-17 «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений»

Кого можно назначить ответственным за профилактику коррупции?

2. Правовая база: Методические рекомендации Минтруда России от 08.11.2013 Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции 2.

Определение подразделений или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции Организации рекомендуется определить структурное подразделение или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, исходя из собственных потребностей, задач, специфики деятельности, штатной численности, организационной структуры, материальных ресурсов и др.

признаков.Задачи, функции и полномочия структурного подразделения или должностных лиц, ответственных за противодействие коррупции, должны быть четко определены.Например, они могут быть установлены:- в антикоррупционной политике организации и иных нормативных документах, устанавливающих антикоррупционные процедуры;- в трудовых договорах и должностных

О профессиональном уровне руководителя ОК свидетельствует знание трудового и гражданского законодательства РФ, методик оценки работников, структуры предприятия, требований к оформлению документов, нормативов пожарной безопасности и охраны труда. Инструкция с обязанностями кадровика – начальника, инспектора или специалиста — подписывается соискателем при приеме на работу. Документ составляется для каждой категории работников по стандартному образцу.

В системе госслужбы к таким инструментам относятся выборы, аттестация, квалификационный экзамен и ротация.В системе образования, например, предусмотрена

Должностные обязанности сотрудника, ответственного за профилактику коррупционных правонарушений

– В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 25.12.

2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» соблюдает ограничения в части получения в связи с выполнением должностных обязанностей не предусмотренных законодательством Российской Федерации вознаграждений (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарков от физических и юридических лиц.

Источник: http://dengi-pod-raspisku.ru/imejut-li-pravo-kadroviku-vmenit-objazannosti-po-protivodejstyiju-korrupcii-85244/

Федеральные антикоррупционеры выявили недочеты в законах о коррупции

Противодействие коррупции. Проблемы, которые решают кадровики
Во второй день семинара вопросы коррупции обсуждались более детально. Дмитрий Киселев/ПАСМИ

24 ноября прошла вторая часть общероссийского семинара-совещания по вопросам применения законодательства о противодействии коррупции.

В ходе дискуссии представители подразделений федеральных органов по борьбе с коррупцией обсудили три основных вопроса: обеспечение достоверности заполнения справок о доходах чиновников, урегулирование конфликтов интересов и профилактика коррупции.

Работа над ошибками

Главный советник департамента управления президента России по вопросам противодействия коррупции Андрей Савельев.

Дмитрий Киселев/ПАСМИ

Главный советник департамента управления президента России по вопросам противодействия коррупции Андрей Савельев поднял проблему недостоверности информации в справках о доходах чиновников и некачественном их анализе.

По его словам, у некоторых чиновников дети внезапно обретают другие отчества, а кадровики, которые занимаются обработкой справок, не обращают на это внимание.

«Справка о доходах — это инструмент, который влияет на премии и кадровое повышение госслужащего. За последние два года, показатель подающих справки превысил 1,5 миллиона. Проверки не на соответствующем уровне: справки с нарушением антикоррупционного законодательства.

Поэтому необходим анализ четырех уровней: технический анализ на технические ошибки, анализ ошибок фамилии, имени, отчества, даты рождения, сравнительный анализ текущей и прошлой справок и специализированный комплексный анализ, который включает в себя пояснения от декларантов», — отметил Савельев.

В свою очередь, замначальника управления по надзору за соблюдением антикоррупционного законодательства Генпрокуратуры РФ Валерий Волков сообщил, что за первые три квартала 2021 года прокурорами было подано 23 иска о возвращении в казну имущества, купленного за коррупционные деньги нечестными госслужащими, общей стоимостью 140 млн рублей. Из них удовлетворено 16 с учетом ранее поданных на сумму 250 млн рублей.

Участники дискуссии пришли к единому мнению о необходимости автоматизации проверок деклараций чиновников. Федеральные органы власти в ближайшее время будут обеспечены специальным программным обеспечением для этих проверок.

Конфликт интересов

Кроме того, на семинаре был рассмотрен вопрос об урегулировании конфликтов интересов.

Начальник отдела по борьбе с коррупцией департамента государственной службы и кадров МВД Павел Давыдов сообщил, что в министерстве было зарегистрировано 295 случаев конфликтов интересов, касающихся руководящих работников.

«Мы стараемся не допустить коррупции путем анализа возможности конфликта интересов. В 2021 году 161 работник уволен за нарушения. Также было зарегистрировано 295 случаев конфликтов интересов руководящих должностей. Проведено 1968 профилактических совещаний», — отметил он.

О принципах антикоррупционной культуры и предотвращении конфликтов интересов в одной из самых «закрытых» организаций России — «Ростехе» — рассказал руководитель департамента по противодействию коррупции госкорпорации Владимир Верютин. Опытом борьбы с коррупцией и конфликтами интересов в Минобороны поделился начальник профильного отдела ведомства Вадим Никифоров.

Участники дискуссии признали, что проблема конфликтов интересов занимает едва ли не первое место среди нарушений должностными лицами антикоррупционного законодательства. Однако фундаментальное решение этого вопроса найдено не было — представители федеральных органов власти посетовали не несовершенство закона о противодействии коррупции.

Самосовершенствование и профилактика

Начальник управления по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры России Александр Русецкий.

Дмитрий Киселев/ПАСМИ

В ходе обсуждения методов совершенствования деятельности антикоррупционных подразделений федеральных органов власти начальник управления по надзору за соблюдением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры России Александр Русецкий предложил ввести новые меры дисциплинарной ответственности для должностных лиц. По его мнению, необходимо исключить факт затягивания проверок, обеспечить рассмотрение всех случаев конфликтов интересов и активно внедрять просветительские меры и консультации.

В свою очередь замначальника департамента организационно-аналитического обеспечения управления президента России по вопросам противодействия коррупции Юрий Тимофеев обратил внимание на то, что правовые акты антикоррупционного законодательства не проходили коррупционную экспертизу.

Замначальника управления кадров ФНС России Александр Кулинич.

Дмитрий Киселев/ПАСМИ

Замначальника управления кадров ФНС России Александр Кулинич рассказал, что в ходе последней внутренней проверки налогового ведомства в 14 регионах выявили нарушения в центральном аппарате, то есть, лица, занимающие руководящие должности в этих субъектах, нарушили антикоррупционное законодательство.

«В ФНС заняты 160 тысяч сотрудников, одна тысяча — только центральный аппарат. Система, которая собирает налоги и влияет на наполнение бюджет, несет риски. Поэтому мы принимаем меры, нами принята концепция безопасности, направленная на безопасное выполнение госслужащими своих обязанностей», — доложил Кулинич.

Спикеры и модераторы дискуссии признали, что в настоящее время выявление конфликтов интересов и аффилированности происходит на поздних стадиях, поэтому антикоррупционный закон должен быть усовершенствован.

Источник: https://pasmi.ru/archive/198068/

Противодействие коррупции на государственной службе: о проблемах и средствах

Противодействие коррупции. Проблемы, которые решают кадровики

18 Сентября 2021 5:00

Здравствуйте, дорогие друзья. В этой статье речь пойдет о том, как происходит противодействие коррупции на государственной службе, на каких законодательных актах основывается и что собой представляет.

Коррупция является настоящим бичом современности, пронизывая буквально все сферы общественной жизни не только в Российской Федерации, но и в зарубежных странах.

Недаром борьба с коррупцией производится не только на законодательном уровне, но и во всех сферах государственной, исполнительной и судебной власти. 273-ФЗ считает одной из важных задач, стоящей перед всеми видами Госслужбы, именно предотвращение возникновения новых коррупционных схем и ликвидация уже имеющихся.

Беда нашего времени

Коррумпированность всех ветвей государственной власти приводит к тому, что чиновники снижают эффективность своей работы без вкусной морковки перед носом в виде взяток.

Если в сфере общения с обычными гражданами это не так заметно, потому что среди нас попадаются принципиальные, скандальные и просто бедные, не имеющие возможность оплатить стоимость так необходимого им документа, то в отношениях власти с предпринимателями все в порядке.

Все знают правила игры, и в этих условиях договориться к обоюдной выгоде сторон достаточно просто, как и соблюсти элементарные правила конспирации.

На мировой арене

Вряд ли наши законодательные власти так быстро зашевелились и приняли закон о борьбе с коррупцией, если бы международные агентства не подняли вопрос о предотвращении транснациональной деятельности наших чиновников по отмыванию наворованного в оффшорах и скупкой недвижимости за границей, принявшей глобальные размеры. Например, до 80 % элитных квартир и домов в Лондоне скупили наши депутаты и чиновники различных уровней власти.

Поэтому в 2013 году наше законодательство разродилось еще одним законом – о запрете чиновникам иметь счета за границей, снимать банковские ячейки для хранения наличных, ценных бумаг и драгоценностей, а также участвовать в различных бизнес-проектах.

Зависит ли что-нибудь от нас

В системе противодействия коррупции вроде бы простым людям нет места. Кто мы такие и как можем схватить наглого чиновника за руку? Средства борьбы имеются, главное соблюдать несколько простых правил при общении с чиновниками разных уровней:

  • Будьте гражданами своей страны и не пытайтесь договориться о взятке.
  • Изучите внимательно документы на сайте государственных услуг Gosuslugi.ru или в других источниках – когда, сколько и каких документов вы должны предоставить и что получить взамен.
  • Пишите жалобы в случае возникновения непонимания или конфликта с чиновником – большое количество жалоб заставит его руководство переместить нерадивого работника на другое место или уволить.
  • Привлекайте ко своим проблемам с государственной властью общественные организации и средства массовой информации. Привлечение внимания к своей деятельности многие чиновники считают опасным.

Чтобы разобраться в проблемах, которые создает коррупция, нужно понять ее причины. Назовем лишь некоторые:

  • Наши госорганы имеют слишком сложную и разветвленную структуру, в которой не всегда понятно, кто что делает и за что отвечает. Искусственно создаваемая неразбериха помогает самым хитрым ловить рыбку в мутной воде.
  • Бюрократия зашкаливает: не всегда понятно, какие документы, когда и куда надо предоставить, даже просто чтобы получить устное разъяснение, часто приходится побегать по инстанциям. А уж если требуется решить материальную проблему, например, в случае, если сгорел дом, то такому человеку заранее хочется искренне посочувствовать.
  • Недостаточность или отсутствие контроля над деятельностью государственных служащих как со стороны их руководства, так и общественных организаций и партий.
  • Дублирование функций, отсутствие четкого разграничения обязанностей и размытость границ зон ответственности.
  • Большое количество всяческих запретов, требований наличия различных разрешений, не всегда обоснованных.
  • Отсутствие или не применение законов для защиты граждан от произвола чиновников, сложность добиться вразумительной реакции на жалобу на действия чиновников.

Большинство кандидатов на государственную должность рассматривают ее не как служение своей родине, а как источник личного обогащения или повышения своего социального статуса.

Что можно использовать

Для решения вышеупомянутых проблем было бы хорошо привлечь к контролю над деятельностью госслужащих всех уровней имеющиеся общественные организации, дать им право рассматривать поступающие жалобы от населения на действия чиновников, сделать данную информацию открытой для доступа.

Это не сложно, просто никому из чиновников не интересно, если будет приходить какой-то дядя или тетя и капать ему, любимому, на мозги. Поэтому антикоррупционная деятельность так и остается в основном в виде лозунгов и транспарантов. Сама власть не хочет меняться, так надо как бы помочь ей в этом.

Нужно в статьях Уголовного Кодекса РФ уточнить границы наказания за совершение данного вида экономического преступления.

Сейчас же даже попавшийся на взятке в миллионы рублей (особо крупной) может отделаться легким испугом: нет нижней границы наказания, только верхняя.

Нужно ввести обязательную конфискацию имущества и накопленных материальных ценностей – может, хоть тогда чиновники начнут вести себя не так нагло, как сейчас.

Также нужно облагать крупным штрафом и даже вводить ограничения их деятельности тех организаций и компаний, работники которых были уличены в даче или получении взятки, в том числе в виде откатов и распилов.

Сейчас же борьба с коррупцией больше всего похожа на детскую игру в прятки. Очень мало взяточников, осужденных на реальные сроки заключения. Очень популярны варианты наказания в виде штрафа или домашнего ареста.

Даже по тем делам о взяточничестве, которые имели общественный резонанс, показательно посаженный взяточник, после утихомиривания страстей, тихо-мирно отпускался на свободу по УДО.

В советское время интересы государства ставились превыше всего, и попавшийся на взяточничестве чиновник мог не рассчитывать на возможность договориться или какое-либо снисхождение.

На этом разрешите попрощаться. Ожидаются новые интересные темы, поэтому подписывайтесь на статьи нашего сайта и давайте ссылки на них своим друзьям и родственникам в социальных сетях.

Источник: https://www.rline.tv/svobodnyj-korrespondent/protivodejstvie-korrupcii-na-gosudarstvennoj-sluzhbe/

Противодействие коррупции в системе государственной службы | Меры противодействия коррупции в системе госуслужбы

Противодействие коррупции. Проблемы, которые решают кадровики

Коррупция – это проблема, которая касается всех стран, независимо от их статуса и уровня развития. Государственная служба является одним из главных мест проявления коррупции. Злоупотребление должностью среди чиновников приводит к:

  • подрыву легитимности власти;
  • уничтожению фундаментальных ценностей развитого общества;
  • усложнению прямого диалога между властью и общественностью;
  • возникновению народных недовольств. Как следствие, появляется угроза суверенитету государства.

Система государственной службы должна предусматривать эффективные механизмы противодействия коррупции. Уровень экономики и жизни людей напрямую зависит от результата работы этих механизмов.

Причины появления и текущий уровень коррупции в России

Не существует однозначной причины, которая является основанием коррупции среди чиновников. Данная проблема имеет социальный характер и зависит от действий правовой сферы. Также страны с высоким уровнем коррупции отличаются постепенным вытеснением правовых и этических отношений между людьми.

В результате любой наделенный властью человек начинает злоупотреблять своим положением в целях обогащения, самоутверждения или для другой личной выгоды. Если не заниматься процессами торможения коррупции, со временем она становится социальной нормой для всех членов общества.

Формулировка, предложенная конвенцией ООН против коррупции и Гражданской конвенцией о борьбе с коррупцией Совета Европы (к которым присоединилась Россия), дает более широкое определение этого понятия.

Согласно ей, коррупция – это обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица.

В 2013 году ООН провела расследование с целью узнать индекс восприятия коррупции в разных странах Европы и мира. Согласно итоговому результату, Россия набрала 76 баллов из 100 возможных и заняла 24 место среди 177 государств мира. Это означает, что большинство жителей закрывают глаза на проблему коррупции или сами являются её активными участниками.

В сфере российской государственной службы наблюдается прогресс коррупции. Она не уменьшается и не искореняется. Все это происходит из-за нарушения основной функции государства – законодательно-нормативной. Установленные нормы, правила, законы и распоряжения в своем большинстве не выполняются. Также отсутствует безнаказанность чиновников и есть проблема подкупных судей.

Как показывает практика, одна и та же властная структура наделена как полномочиями законодательных норм, так и функциями контроля.

Делегирование государственным органам одновременно нескольких функций является прямой предпосылкой коррупции.

Вторая предпосылка – готовность граждан или административных служб платить за выгодное им толкование законодательной нормы или за игнорирование правонарушений.

Механизмы минимизации коррупции

В основе механизма антикоррупционной деятельности лежит создание на законодательном уровне систем декларирования доходов и специальных контролирующих ведомств.

Что касается ситуации в Российской Федерации, долгое время в обществе укоренялись негативные стереотипы толерантного отношения к коррупции.

В массовом сознании сформировалось мнение о том, что коррупционные преступления не наносят никакого ущерба обществу и являются лишь способом ускорить работу бюрократии.

В государственном управлении существует объективная необходимость регулирования административных, экономических и других отношений. Осуществлять контроль надо как на уровне высшей власти, так и в каждом отдельном муниципальном совете.

Формы коррупции на государственной службе

Среди типов коррупционных схем в системе государственной службы выделяют такие виды нарушений:

  • Коррупция при распределении бюджетных средств.
  • Мошенничество на государственных закупках. Оно подразумевает проведение непрозрачных тендеров на закупку, разработку или строительство объектов государственного значения. В большинстве случаев государственные служащие не подпускают честные и конкурентоспособные компании к участию в тендере. Вместо этого все гранты разделяются между фирмами, которые проспонсировали нечестный выбор чиновников.
  • Незаконная приватизация предприятий.
  • Использование служебных полномочий в сфере контроля природных ресурсов.
  • Получение кредитов под мизерные проценты, которые потом не отдаются.
  • Поддержание теневой экономики.

Очевидно, что основными коррупционерами в этой сфере являются госслужащие. Как правило, мошеннические схемы и взятки касаются как политиков, так и чиновников низших уровней. Разнится только количество полученной выгоды.

Стратегии противодействия

Распространение и общественная опасность коррупции ощутимо возрастают в период значительных социальных потрясений, что ведет к игнорированию законности, зависимости граждан от произвола чиновников.

Сегодня в Российской Федерации очень остро ощущается проблема коррупции, и решить ее можно лишь посредством реализации целого комплекса антикоррупционных мер. Все они должны не только направляться на искоренение коррупции как явления, но и предотвращать условия, которые прямо и косвенно способствуют ее возникновению.

Противодействие включает в себя три базовых стратегии:

  • профилактику коррумпированности системы государственной службы;
  • борьбу с коррупционными правонарушениями;
  • ликвидацию последствий коррупционных действий.

По своему содержанию профилактика – это совокупность мероприятий предупредительного воздействия, цель которых заключается в предотвращении появления новых форм коррупции. Важную роль играет и предупреждение формирования совокупности причин и условий, которые способствуют развитию этого явления.

Как отмечают исследователи, профилактика правонарушений занимает особое место в системе мер борьбы с преступностью. Понимание профилактики коррупционных действий, предлагаемое в законодательстве, основано на узком, криминализированном подходе к феномену коррупции.

Деятельность государственных органов власти должна быть направлена на следующее:

  • Создание раздела законодательства о борьбе с коррупцией в системе госорганов, то есть пакета антикоррупционных законодательных актов.

Такие акты должны быть разработаны с учетом отечественного и лучшего зарубежного опыта. Создателями должны быть специалисты, знающие все о проблемах коррупции и о путях их преодоления. Проекты законов должны быть согласованы с компетентными государственными органами.

Наличие такого комплекса законов и норм является правовой предпосылкой для эффективной борьбы с коррупцией. В то же время следует помнить, что законы, которые разрабатываются властью, могут иметь существенные пробелы, и при их реализации можно испытать неудачи. Поэтому нужно привлекать сторонних специалистов.

  • Эффективная реализация антикоррупционного законодательства.

Следует понимать: каким бы совершенным ни было законодательство, оно останется малоэффективным, если не будет мотивационного начала. Сюда включают заинтересованность государства и общества в его реализации. Также необходимо наличие компетентных сотрудников правоохранительных и государственных органов, которые способны должным образом использовать закон в борьбе с коррупцией.

  • Формирование политической воли у руководства государства по борьбе с проявлениями коррупции во всех сферах, в том числе и в собственных рядах.

При этом следует понимать, что новая власть, которая стремится к борьбе с коррупцией, может столкнуться с противодействием своим мероприятиям со стороны унаследованного ею коррумпированного режима.

  • Разработка комплексных государственных программ борьбы с коррупцией, которые бы предусматривали не декларативные положения, а конкретную систему действенных мер.

Следует иметь в виду, что реформы, которым не хватает конкретного и реалистического характера, не дают быстрых результатов, стремительно теряют поддержку в обществе. Также антикоррупционные меры часто не распространяются на должностных лиц, а лишь ограничиваются «мелкими» служащими, воспринимаются как неэффективные и несправедливые.

Большинство антикоррупционных мер, которые принимаются сегодня в России, имеют показательный характер, а следовательно, и мизерную эффективность.

  • Упрощение доступа в суды для удовлетворения жалоб.

Процесс создания иска должен занимать минимальное количество времени. Граждане не должны ждать годами, пока следствие рассматривает дело.

  • Обеспечение объективного судебного разбирательства.

Как показывает практика, большинство российских судов тесно связаны с коррупцией. Это приводит к несправедливому исполнению закона или к игнорированию обвинений, которые граждане пытаются выдвинуть чиновникам.

  • Разработка системы мер, направленных на профилактику коррупции.
  • Назначение высокого уровня заработной платы, при наличии которого государственным чиновникам было бы экономически и социально невыгодно внедряться в коррупционные схемы и брать взятки.
  • Установление процедур обжалования действий руководителей с целью защиты тех, кто жалуется.
  • Реальное сотрудничество с зарубежными государствами по противодействию коррупции.

Только опытные лидеры государств способны здраво посмотреть не текущую ситуацию российской системы гражданской службы и на другие сферы. Отечественные политики не всегда заинтересованы в принятии антикоррупционных законов и реальных мер.

  • Жесткий контроль над исполнением всех антикоррупционных действий.

Одной из новаций российского законодательства стал законодательный пакет, который предусматривает предоставление доступа ко всей информации о недвижимости. Также в нем есть законы, которые обязывают государственных служащих декларировать доходы и загружать декларации в единую базу данных. Доступ к базе может получить каждый пользователь в режиме онлайн.

Среди недостатков внедренной системы можно выделить множество ложных деклараций. Часто политики и мелкие госслужащие не указывают достоверную информацию о доходах и имуществе. Отсутствует служба контроля соответствия поданных документов и реального положения дел.

Спустя несколько лет после принятия антикоррупционных законов наблюдается ухудшение ситуации с антикоррупционной борьбой. Сегодня чиновники активно принимают законы, которые позволяют им скрывать данные о своих оффшорах, недвижимости и компаниях.

Деятельность всех институтов гражданского общества должна быть направлена, прежде всего, на информирование общества о коррупции и состоянии борьбы с ней в России. Средства массовой информации должны способствовать осознанию общественностью таких факторов:

  • вреда от коррупции;
  • обязанности жаловаться на коррумпированных чиновников;
  • реально существующего уровня коррупции.

В свою очередь, реализация этих задач предусматривает следующее:

  • наличие демократического законодательства о свободе информации;
  • запрет цензуры;
  • законы, которые предусматривают ответственность за клевету и оскорбление;
  • минимизация давления государства на независимые СМИ;
  • регистрация новых предприятий или стоимость справок, документов в государственных службах должны быть простыми и недорогими.

Стоит отметить, что сегодня вопрос актуальности профилактики коррупции в России как никогда приобрел смысл и понимание среди граждан.

Первые действия должны быть направлены на выявление и пресечение коррупционных правонарушений в органах государственной власти и муниципальных органах самоуправления.

Решение вопроса создания действенной системы профилактики позволит подготовить условия для надлежащего выполнения государственными служащими своей основной обязанности – служение народу в четкой плоскости соблюдения закона.

Источник: https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/protivodejstvie-korruptsii/protivodejstvie-korrupcii-v-sisteme-gosudarstvennoj-sluzhby/

Борьба с коррупцией:

Противодействие коррупции. Проблемы, которые решают кадровики

В Кремле констатируют, что в настоящее время в России борьба с коррупцией ведется более эффективно на федеральном уровне и ожидают, что со следующего года она должна наладиться в регионах страны.

Глава администрации президента РФ Сергей Иванов рассказал на проходящей в Санкт-Петербурге конференции ООН против коррупции о результатах проверки деклараций госслужащих за первую половину 2015 года. По ее итогам к дисциплинарной ответственности были привлечены 4 тыс. человек, а 272 чиновника уволены с государственной службы “с волчьим билетом”.

“Всего проверяются 1,5 млн деклараций чиновников различного уровня. В администрации президента управление по борьбе с коррупцией проверяет 8,5 тыс. человек – министры, губернаторы, федеральные судьи и т.д”, – пояснил Иванов.

В частности, уточнил глава кремлевской администрации, после проверки деклараций высокопоставленных чиновников были привлечены к дисциплинарной ответственности руководитель регионального центра МЧС, руководитель таможенного управления на Северном Кавказе, генералу МВД было отказано в назначении на вышестоящую должность. В целом в первом полугодии 198 кандидатам на должности было отказано в их назначении.

Данных за 2015 год в два раза больше, чем за аналогичный период 2014 года, подчеркивают в Кремле.

Декларации о доходах и имуществе ежегодно предоставляются госслужащими и иными публичными должностными лицами в рамках законодательства о гражданской службе и закона о противодействии коррупции.

Впервые это требование в отношении госслужащих в России было введено в 1995 г. В соответствии со ст. 12 закона от 31 июля 1995 г. “Об основах государственной службы РФ” госслужащие должны были предоставлять в органы налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе. Однако все эти сведения получали статус служебной тайны, и их проверка проводилась только налоговой службой.

Обязанность декларировать доходы, имущество и обязательства имущественного характера для публичных должностных лиц и членов их семей была установлена ст. 8 закона от 25 декабря 2008 г. “О противодействии коррупции”. 29 декабря того же года в ст.

10 конституционного закона “О правительстве РФ” были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

Сведения о доходах и имуществе публикуются на официальных сайтах соответствующих ведомств и в СМИ с 2010 г. С 1 января 2013 г. российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен и детей.

Декларации о доходах и имуществе государственных чиновников. Досье

Продолжение

“Я думаю, что усилилось противодействие коррупции, потому что сеть стала тоньше и в нее стало попадать больше рыбы, в том числе и мелкой”, – обрисовал ситуацию Иванов.

Глава администрации президента уверен, что “ни один эксперт не оценит реальный уровень коррупции в России, потому что таких данных нет”. “И не верьте, если эксперты будут вам вдувать, – это все пиар и ничего больше”, – заявил Иванов.

Он также высоко оценил работу Росфинмониторинга, “который видит очень много, в том числе, за границей”.

“Многие расследования начинаются по наводке Росфинмониторинга, в этом смысле глобализация и использование электронных систем проведения банковских платежей играет нам на руку”, – сказал Иванов.

Отвечая на вопрос о статистике проявлений коррупции по географическому признаку, руководитель президентской администрации рассказал, что на этот счет есть неофициальные опросы, которые показывают, что по уровню коррупции лидирует Северо-Кавказский округ.

“Администрация президента не наказывает уголовно, а может только принять меры дисциплинарного воздействия, поскольку администрация президента – это не суд, не прокуратура, не правоохранительные органы”, – подчеркнул Иванов. Он заявил: “Никаких юридических вердиктов выносить никогда не будем, иначе придем к 1937 году. Я категорический противник таких параллелей и таких ассоциаций”.

Распространение антикоррупционных стандартов на муниципальный уровень

Кремль не планирует выступать с новыми инициативами о совершенствовании антикоррупционного законодательства, отметил Иванов. “Что касается законодательства, я считаю, что у нас все основные положения антикоррупционного законодательства соблюдаются, они приняты, они действуют, ООН это подтверждает”, – сказал глава кремлевской администрации журналистам.

Начальник управления президента РФ по вопросам противодействия коррупции Олег Плохой напомнил, что в большой степени готовности находится законодательная норма о введении основания для увольнения депутатов муниципального уровня – недекларирование доходов. По его словам, таким образом, антикоррупционные стандарты распространяются с федерального на муниципальный уровень.

“Много инициатив по ужесточению законодательства, в частности, комитет по безопасности активно обсуждает инициативу по введению повышенной ответственности за хищение бюджетных средств, но сейчас это только обсуждается, и говорить о том, что закон готов к представлению, преждевременно”, – полагает Олег Плохой.

“Новых (законопроектов), внесенных на рассмотрение по инициативе президента, я не ожидаю в ближайшее время”, – резюмировал Сергей Иванов.

Противодействие коррупции на региональном уровне

На федеральном уровне эффективность по выявлению конфликта интересов в четыре раза выше, отметил Плохой. По словам главы антикоррупционного управления Кремля, три четверти увольнений с формулировкой “в связи с утратой доверия” касается лиц, работавших в федеральных структурах.

Иванов согласился, что противодействие коррупции на региональном уровне налажено гораздо хуже, чем на федеральном. Такую ситуацию он объясняет тем, что проверка деклараций федеральных чиновников ведется уже много лет.

“В этом году мы впервые создали антикоррупционные подразделения в каждом регионе РФ и приказали, чтобы их возглавлял губернатор. Эти подразделения только начинают работать”, – объяснил Иванов, оговорив, что “это не упрек регионалам”.

“Что касается законодательства, я считаю, что у нас все основные положения антикоррупционного законодательства соблюдаются, они приняты, они действуют, ООН это подтверждает”, – сказал Сергей Иванов. Глава кремлевской администрации добавил, что “у администрации президента таких планов (по новым законам – прим. ТАСС) нет.

В настоящее время в суды поступили первые иски о возвращении в доход государства домов и машин, приобретенных госслужащими на неподтвержденные доходы. Речь идет “о возвращении в доход государства недвижимости, транспортных средств, того, что выявляется как непонятный источник доходов, который сам фигурант объяснить не может”, уточнил Иванов.

Проблема собираемости штрафов

Собираемость штрафов за коррупционные преступления в 2015 году сократилась: в 2014 году было собрано 6,4 млрд рублей, а в 2015 году – чуть менее 1 млрд рублей, уточнил Плохой.

“Штрафы (за дачу взятки – прим.) выписывались на миллиарды рублей, и через несколько лет стало понятно, что собираемость этих штрафов в районе статистической погрешности, то есть ничего не собирается. В этой связи Верховный суд решил, что штрафы должны быть превышающие размер взятки, но не такие, как ранее выписывались, – многократные”, – напомнил Иванов.

Проблема собираемости штрафов за коррупционные преступления пока полностью не решена, признал Иванов.

“На мой взгляд, здесь изобретать ничего не надо: не платишь штраф – тюрьма, хотя определенный период времени нужно дать человеку на сбор средств и выплату”, – сказал глава кремлевской администрации.

По словам Иванова, “также должны вводиться жесткие ограничения – невыезд за границу, нерегистрация оружия, то есть, поражения в гражданских правах”.

“Широко распространена практика, когда на конкурсах выигрывает одна и та же компания, которой, как потом выясняется, жена, дочка, внучка регионального чиновника руководит”, – привел он пример конфликта интересов. По мнению Иванова, побороть эту практику должен помочь недавно принятый закон, по которому чиновник любого уровня обязан информировать о конфликте интересов.

Глава администрации президента отметил, что по закону в конфликт интересов могут быть вовлечены не только родственники, но и друзья, и другие “экономически связанные” с чиновником граждане. “В случае незаявления о конфликте интересов, чиновник автоматически подвергается санкциям, вплоть до увольнения”, – напомнил он.

За первую половину 2015 года реальные сроки заключения за коррупцию получили 5,5 тыс. человек, сообщил в свою очередь начальник антикоррупционного управления.

Возвращение активов

За счет возвращения из-за границы активов, нажитых преступным путем, в Россию удалось вернуть 8,5 млн рублей.

Как пояснил Сергей Иванов, при возврате активов из-за границы “львиная доля успеха зависит от хороших двусторонних отношений нашей прокуратуры и прокуратуры того государства, где это имущество находится”. “Если хороших отношений нет или есть жесткая политическая команда – ничего не делать, все остальное бесполезно”, – констатировал глава администрации.

“Как ни странно, у нас с прокуратурой Латвии неплохие отношения, и из Латвии нам уже вернулось по запросу 1,5 млн рублей, из Швейцарии вернулось 7 млн рублей от имущества экс-сенатора Изместьева в Швейцарии, по замминистра сельского хозяйства Божанову также ведется работа по возвращению средств”, – сказал Иванов.

Громкие коррупционные дела в России с 2005 года. Досье

Особенности юридических механизмов

Процедура возврата арестованных за рубежом активов очень сложна, пояснил Иванов.

“Сначала нужно найти, потом запросить, потом дождаться положительного ответа, потом надо, чтобы это имущество – замок или особняк – кто-то купил, и только после этого средства, полученные от продажи, будут возвращены”, – описал он этот юридический механизм. Руководитель президентской администрации заверил, что работа такая ведется.

В качестве примера он привел Францию, где арестовано имущество бывшей супруги министра финансов Московской области Алексея Кузнецова, “а по самому Кузнецову сейчас поступило требование французской прокуратуре арестовать его замок в Сен-Тропе и еще кое-что, нажитое непосильным трудом”.

По оценке Иванова, “хуже всего обстоят дела с англо-саксонскими странами – США, Канада, Англия” по возвращению активов в Россию. Бывают случаи, когда “беглецу, – откровенному жулику, мошеннику, проходимцу, – дают статус беженца и на этом все заканчивается, именно в англо-саксонских странах”, сказал глава администрации президента.

Антикоррупционная конференция в Санкт-Петербурге

Крупнейшая в мире антикоррупционная конференция проходит в Петербурге со 2 по 6 ноября.

Кроме ежедневных пленарных заседаний, в ее программе – несколько встреч на полях конференции, включая семинары, “круглые столы” и заседания органов, отвечающих за борьбу с коррупцией в своих странах, – всего около 35 мероприятий по профильной тематике. По итогам сессии предполагается принятие Санкт-Петербургской декларации, а также около 10 резолюций.

Конвенция против коррупции была одобрена Генеральной Ассамблей 31 октября 2003 года и вступила в силу 14 декабря 2005 года, ее уже ратифицировали 172 государства. Россия подписала документ одной из первых – в декабре 2003 года, ратифицировала 8 марта 2006 года. 

Международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней.

Конвенция обязывает государства – члены проводить политику противодействия коррупции, одобрять соответствующие законы и учреждать специальные органы для борьбы с этим явлением.

В соответствии с конвенцией, государства должны добиваться того, чтобы их должностные лица проявляли неподкупность, честность и ответственность.

Конвенция обязывает страны предупреждать и пресекать вывоз незаконных доходов за рубеж и укреплять международное сотрудничество в деле их возвращения.

Продолжение

Источник: https://tass.ru/politika/2401782

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.