Универсальная ценность

Универсальная ценность Архив
Общечеловеческие ценности

С каждым годом общество все дальше отходит от духовных ценностей, которые исконно считались общечеловеческими, все более важными становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Между тем, без формирования у подрастающего поколения общечеловеческих моральных ценностей, общество становится разобщенным и вырождается.

Содержание
  1. Что такое общечеловеческие ценности?
  2. Воспитание детей на общечеловеческих ценностях
  3. Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека
  4. Ценности, их виды и иерархия
  5. Виды ценностей
  6. Материальные ценности
  7. Духовные ценности
  8. Социальные ценности
  9. Терминальные и инструментальные ценности
  10. Иерархия ценностей
  11. Убеждения личности
  12. Установки, их типы и роль в жизни человека
  13. Типы установок
  14. Роль установок в жизни человека
  15. Универсальная классификация ценностей и примеры / Общая культура
  16. Каковы универсальные ценности?
  17. философия
  18. социология
  19. психология
  20. Теория человеческих ценностей Шалома Шварца
  21. Взаимодействия между ценностями
  22. Классификация по Шварцу
  23. 1- Связанный с биологическими потребностями
  24. 2- Относящиеся к социальным потребностям
  25. 3- Относительно хорошей жизни и выживания
  26. Примеры универсальных ценностей
  27. 1- сила
  28. 2- Достижения
  29. 3- гедонизм
  30. 4- Личные стимулы
  31. 5- Самонаправляющийся
  32. 6- Универсализм
  33. 7- Доброжелательность
  34. 8- Традиция
  35. 9- Соответствие
  36. 10- Безопасность
  37. ссылки
  38. Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы
  39. Что такое жизненные ценности?
  40. Какие бывают жизненные ценности?
  41. Особенности формирования системы жизненных ценностей
  42. 📹 Видео

Что такое общечеловеческие ценности?

Ценности, которые считаются общечеловеческими, объединяют нормы, мораль и ориентиры множества людей различных народов и эпох. Их можно именовать законами, принципами, канонами и т.д. Эти ценности не являются материальными, хотя и важны для всего человечества.

Общечеловеческие ценности направлены на развитие духовности, свободы, равенства между всеми членами общества. Если в процессе самопознания людей отсутствовало влияние общечеловеческих ценностей, в обществе оправдываются акты насилия, процветают враждебность, поклонение «денежному тельцу», рабство.

Носителями общечеловеческих духовных ценностей являются некоторые личности. Чаще всего они известны множеству людей даже спустя много лет после смерти.

Российская земля вырастила множество таких личностей, среди которых можно упомянуть Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Матрону Московскую, Льва Николаевича Толстого, Михаила Ломоносова и многих других.

Все эти люди несли добро, любовь, веру и просвещение.

Очень часто общечеловеческими ценностями являются предметы искусства. Стремление к красоте, желание проявить свою уникальность, познать мир и самого себя пробуждают в человеке жажду творить, изобретать, конструировать, создавать что-то совершенно новое. Даже в первобытном обществе люди рисовали, создавали скульптуры, украшали дома, сочиняли музыку.

К общечеловеческим ценностям также относятся чувство долга, человеческое достоинство, равенство, вера, честность, долг, справедливость, ответственность, поиск истины и смысла жизни. Умные правители всегда заботились о поддержании этих ценностей – развивали науку, строили храмы, заботились о сиротах и стариках.

Воспитание детей на общечеловеческих ценностях

Общечеловеческие ценности не являются врожденными – они приобретаются в процессе воспитания. Без них, особенно в условиях глобализации современного общества, любому человеку легко потерять свою индивидуальность, духовность и мораль.

Воспитанием детей в основном занимаются семья и образовательные учреждения. Роль и тех, и других для ребенка колоссальна, исключение из воспитания любого из звеньев приводит к плачевным последствиям.

Семья традиционно является источником таких нравственных ценностей, как любовь, дружба, верность, честность, забота о старших и т.д. Школа – развивает интеллект, дарит ребенку знания, помогает в поисках истины, учит творчеству. Роли семьи и школы в воспитании обязательно должны взаимодополнять друг друга.

Вместе они должны давать ребенку знания о таких общечеловеческих ценностях, как ответственность, справедливость, чувство долга, патриотизм.

Основная проблема с общечеловеческими моральными ценностями в современном обществе происходит из-за того, что до сих пор подыскивается альтернатива воспитанию, принятому в советских школах.

Оно, конечно, имело свои недостатки (авторитаризм, излишняя политизация, стремление к показухе), однако имело и значительные преимущества.

В семье же современное подрастающее поколение часто предоставлено самому себе из-за высокой занятости родителей.

Помочь сохранить непреходящие ценности помогает церковь. Ветхозаветные заповеди и проповеди Иисуса полностью отвечают на многие вопросы христиан, затрагивающие мораль. Духовные ценности поддерживает любая официальная религия, именно поэтому они и являются общечеловеческими.

В этой статье мы расскажем о том, что такое вечные ценности, как они влияют на нашу жизнь, достижения и становление личности, и какую роль они играют в развитии общества и сосуществовании в нем индивидов.Научиться магии достаточно сложно, так как речь идет не о мнимой, сказочной магии, а о настоящим овладением навыков, способных дать его обладателю сверхвозможности.
Эта статья расскажет суть понятий этики и морали, которые всегда неразлучны, хотя имеют определенные отличия. Также мы затронем и вопрос нравственности, которая тесно переплетается с моралью и изучаются этикой.Сила воли не берется ниоткуда, а нуждается в постоянной тренировке и развитии. В этой статье мы расскажем о способах развить силу воли, без которой очень сложно добиться поставленных целей.

Видео:Матрица Гаряева - Волновой иммунитет #гаряев #матрицагаряеваСкачать

Матрица Гаряева - Волновой иммунитет #гаряев #матрицагаряева

Ценности, убеждения и установки личности. Их виды, структура и влияние на развитие человека

Универсальная ценность

Личность – сложное, многослойное образование, имеющее свою иерархию. В отечественной психологии высший уровень структуры личности называется направленностью. Это система формирующихся при жизни ценностей, убеждений и установок. Они во многом направляют деятельность человека и определяют его отношение к миру, себе и другим людям.

Ценности, их виды и иерархия

Все в нашей жизни имеет свою ценность, и речь здесь идет не только о материальном или денежном выражении. Но ценность объектов и явлений различна.

Есть вещи, имеющие принципиальную важность, а есть такие, от которых мы легко можем отказаться в пользу других, более значимых и ценных.

Эта система ценностей во многом определяет наши жизненные выборы, нашу карьеру, увлечения, принципы, отношения с окружающими.

Виды ценностей

В психологии под ценностями понимают значимые для человека объекты, явления, идеалы и т. д. Такие значимые вещи у каждого из нас есть в разных областях жизни, и содержание у них тоже различное. Выделяют 3 вида ценностей.

Материальные ценности

К ним относятся реальные объекты окружающего мира, которые необходимы человеку для ощущения комфорта. Некоторые из них жизненно важные, например, одежда, жилище, пища.

А другие можно отнести к предметам роскоши или повышенного комфорта – автомобили, бытовая техника, смартфоны, украшения, аксессуары и др. Без них человек может обойтись, но для многих эти вещи являются символом благополучия, и владение ими считается престижным.

То есть эти вещи имеют преходящую ценность, которая определяется или модой, или субъективными предпочтениями человека.

Духовные ценности

Они часто противопоставляются материальным и считаются более возвышенными и значимыми для человека и человечества в целом. Однако это не всегда так.

Духовные ценности – это порождение сознания человека, и их значимость определяется в первую очередь культурными традициями, нравственными нормами, мировоззренческими принципами и т. д.

Согласитесь, духовные ценности эпохи Средневековья далеко не всегда носят возвышенный характер, да и для современного человека не все они значимы.

Есть, конечно, общечеловеческие ценности, которые важны в любом обществе и в любую историческую эпоху. К ним относятся свобода, семья, любовь, дружба, верность и преданность, чувство долга.

https://www.youtube.com/watch?v=8efuRWzAIMI

С точки зрения эволюции человечества, духовные ценности сформировались позднее материальных и включают в себя несколько видов:

  • жизненные ценности, связанные с общечеловеческими нормами и имеющие принципиальное значение для жизни людей: любовь, вера, свобода, семья, здоровье, защита потомства и т. д.;
  • моральные ценности отражают отношение человека к базовым категориям нравственности: честности и верности, гуманизму и состраданию, долгу и уважению;
  • эстетические ценности, пожалуй, самый молодой из всех видов, связанный с эстетическими переживаниями, такими как чувство прекрасного, наслаждение формой, звуком, цветом и т. д.; эстетические ценности определяются культурными традициями.

Говоря о превосходстве духовных ценностей над материальными, не стоит забывать об их субъективном, индивидуальном характере. Так, возможно, для одного человека верность долгу будет значимой ценностью, а для другого не иметь вообще никакого значения. Кто-то будет верен выбранным принципам гуманизма, а кто-то пропагандировать беспринципность и человеконенавистничество.

Социальные ценности

Этот вид ценностей связан с межличностными отношениями и представлением человека о роли общества и своем месте в нем. К социальным ценностям относятся следующие:

  • принадлежность к определенной социальной группе;
  • круг общения;
  • друзья;
  • коммуникативные способности;
  • политические взгляды и убеждения;
  • социальный статус в иерархии межличностных отношений.

Человек – часть социума, и нормальная жизнь даже самого замкнутого и нелюдимого индивида невозможна вне общества. Поэтому социальные ценности имеют объективный характер и значимы для любого человека, даже если он не всегда это осознает.

Терминальные и инструментальные ценности

В психологии эти два вида ценностей описал М. Рокич (США) – автор известной методики психологической диагностики ценностных ориентаций личности.

Под терминальными ценностями понимаются базовые ценности, значимые сами по себе. К ним относятся и духовные, и социальные ценности, и жизненно важные материальные, например, дружба, красота, образование, карьера, семья, творчество, здоровье, свобода, комфорт и т. д. Иногда терминальные ценности сравнивают с целями жизни, которые ставит перед собой человек. Это то, к чему мы стремимся.

Инструментальные ценности, как и следует из названия – инструменты для достижения жизненных целей. К терминальным ценностям относятся в первую очередь качества личности, например, упорство, трудолюбие, ответственность, креативность, любознательность, воля, терпимость, широта взглядов и т. д. Это то, что мы ценим в других людях и в себе, то, что считаем нужным развивать.

Иерархия ценностей

Так как ценности имеют разный вес и различную значимость, то в психологии принято говорить об иерархии ценностей. Она может быть представлена в виде пирамиды из нескольких ступеней или уровней, и структура пирамиды у каждого человека своя.

У кого-то вершиной будет успех, карьера, материальное благополучие, выражающееся в автомобиле конкретной марки или пентхаусе. А у другого человека на вершине иерархии ценностей окажется любовь и счастливая семья. Считается, что духовные ценности важнее и значимее материальных, но далеко не у всех они находятся на верхних уровнях пирамиды.

Не менее важно и то, какие ценности лежат в основе нашей жизни и составляют основание иерархии. Кто-то таким прочным фундаментом считает семью, кто-то материальный достаток, а у кого-то в основании пирамиды человек, как мера всех вещей.

Убеждения личности

Под убеждениями в психологии понимается система взглядов человека на мир и свое место в нем, на отношение с другими людьми и отношение к делу. Убеждения формируются в течение всей жизни индивида под влиянием социальной среды и личного опыта.

Доминирующую роль играет социальный фактор, следовательно, основы убеждений закладываются в наше сознание обществом. Большое значение имеет авторитетность источника и фактор веры.

Дети верят своим родителям и учителям, они для них являются авторитетами, поэтому оказывают решающее действие на формирование их мировоззрения.

А взрослые верят политикам (хоть и не всегда в этом признаются), средствам массовой информации, авторитетным друзьям и книгам. Именно эти источники оказывают наиболее заметное влияние на убеждения личности.

https://www.youtube.com/watch?v=y-F-GOGbngE

Однако назвать человека пассивным объектом социального воздействия тоже нельзя. Он пропускает через себя и перерабатывает любую информацию, соотносит ее с имеющимся опытом и значимыми ценностями. Поэтому можно сказать, что убеждения – это своеобразный сплав социального и индивидуального.

Убеждения играют важную роль в жизни человека. Они во многом определяют его социальную позицию и направленность личности. Убеждения также тесно связаны с жизненными целями и установками.

Установки, их типы и роль в жизни человека

Установки – понятие неоднозначное, в психологии оно используется в двух значениях:

  • как определенный, заранее заданный ракурс восприятия реальности, событий, людей;
  • как предрасположенность к определенному поведению или типу социальной активности.

В целом же установку можно рассматривать как готовность человека совершать определенные действия, поступки. Например, прежде чем переходить дорогу, человек обычно машинально проверяет, не едет ли машина.

Это срабатывает установка, сформированная еще в детстве. Или другой пример: увидев в окно, что на улице пасмурно и ветрено, мы одеваемся теплее, так как срабатывает установка – если ветер, то холодно.

Это так называемые житейские установки, а мировоззренческие установки во многом близки к убеждениям, связаны с ними и часто формируются в неразрывном единстве. Например, у человека с убеждениями националиста имеются установки на восприятие людей других национальностей как менее полноценных, ущербных, наделенных неприятными качествами.

В отличие от убеждений, установки менее осознанны. Например, есть такая распространенная установка, что чем выше социальный статус человека, тем он умнее, образованнее, профессиональнее. Поэтому мы, сами не осознавая почему, больше доверяем мнению своего начальника, чем подчиненного или даже коллеги.

Типы установок

В психологии выделяют 3 типа установок в зависимости от их влияния на определенную сферу деятельности:

  • Смысловые установки касаются содержания нашего сознания и включают в себя несколько компонентов: поведенческий – связанный с готовностью совершать поступки в соответствии с убеждениями; информационный, формирующий систему взглядов человека; оценочный, оказывающий влияние на отношение человека к миру и выражающийся в эмоциях симпатии и антипатии.
  • Целевые установки определяют процесс постановки цели. К этому типу установок относится, например, представление о значимости карьерного роста и необходимости тяжелого труда для достижения успеха или убежденность девушки, связывающей свое будущее исключительно с замужеством. Целевые установки поддерживают активность человека в случае неудачи и побуждают его вновь и вновь начинать движение к цели.
  • Операциональные установки управляют выбором способов и средств достижения цели. Этот тип, пожалуй, наименее устойчивый. Установки меняются под воздействием процесса обучения, личного опыта, советов окружающих, информации из различных внешних источников (книги, интернет и т. д.). Каким бы косным ни было мышление человека, он никогда не будет до бесконечности совершать действия, не приносящие результата, а постарается найти что-то более эффективное.

Выделение этих типов довольно условно, в реальном сознании человека все установки переплетены и взаимосвязаны.

Роль установок в жизни человека

Установки – это своеобразные стереотипы сознания или готовые шаблоны взглядов, мотивов, поведения и т. д. Как и у любых шаблонов, роль установок двоякая.

Положительное влияние установок проявляется в следующем:

  • они помогают ориентироваться в большом массиве разнообразной информации, отсеивая малозначимую;
  • снимают с человека ответственность за принятие психологически сложных решений;
  • определяют тип поведения в стандартных ситуациях;
  • установки часто включают что-то вроде условных рефлексов, освобождая человека от необходимости обдумывать каждое свое действие;
  • огромную роль установки играют в процессе воспитания, так как обеспечивают формирование у ребенка социально заданного типа поведения.

То есть установки вполне могут облегчать жизнь человека и упрощать его взаимодействие с другими людьми, однако отрицательного в установках не меньше, чем положительного. Они создают психологический барьер, мешающий человеку изменить неэффективные способы деятельности.

Установки препятствуют адекватной оценке обстановки, которая может меняться и уже не соответствовать стереотипам восприятия. В итоге в сознании формируется искаженная картина мира. Например, гендерные установки отводят женщине подчиненную роль в обществе по сравнению с мужчинами.

Это плохо влияет не только на межличностные отношения полов, но и на деловые и профессиональные контакты, служит источником конфликтов.

https://www.youtube.com/watch?v=PHoU10_qfvg

Косность и инерция мышления – это тоже следствие действия установок. Перегруженное стереотипами сознание плохо воспринимает новую информацию, поэтому задерживается интеллектуальное и профессиональное развитие личности.

Установки препятствуют и творческому процессу, который требует оригинальности, нестандартности мышления и отказа от шаблонов мысли и поведения. Есть поговорка о том, как создаются изобретения: «Все знали, что так делать нельзя, но пришел человек, который этого не знал, и сделал».

По сути дела, все прогрессивное развитие человечества – это путь разрушения стереотипов и шаблонов.

Таким образом, богатство и разнообразие содержания направленности личности делает каждого человека уникальным и неповторимым социальным объектом и субъектом деятельности.

Меняясь с изменением общества, мы буквально каждый миг обновляемся, обогащая свое мировоззрение, ценностные ориентации, установки и убеждения.

Помните, девизом Наутилуса капитана Немо была латинская фраза: Mobilis in mobile – «подвижный в подвижной среде»? Этот девиз в полной мере имеет отношение и к человеческой личности.

Видео:Универсальная ценность НенасилиеСкачать

Универсальная ценность Ненасилие

Универсальная классификация ценностей и примеры / Общая культура

Универсальная ценность

универсальные ценности это ценности, которые применимы ко всем типам людей, независимо от их социального, этнического или культурного происхождения. Ценность считается универсальной, когда она выходит за рамки законов и верований; скорее оно имеет одинаковое значение для всех людей и не меняется в зависимости от общества.

Определение универсальной ценности и ее существования являются гипотезами предмета изучения социальных наук, таких как моральная философия и культурная антропология. На самом деле культурный релятивизм — это вера, которая противостоит существованию универсальных ценностей; предполагает, что ценность не может быть универсальной, потому что она воспринимается по-разному в каждой культуре.

индекс

  • 1 Что такое универсальные ценности??
  • 2 Универсальные ценности в разных отраслях общественных наук
    • 2.1 Философия
    • 2.2 Социология
    • 2.3 Психология
  • 3 Теория человеческих ценностей Шалома Шварца
    • 3.1 Взаимодействия между ценностями
  • 4 Классификация по Шварцу
    • 4.1 1- Относится к биологическим потребностям
    • 4.2 2- Относящиеся к социальным потребностям
    • 4.3 3- Относительно хорошей жизни и выживания
  • 5 примеров универсальных ценностей
    • 5.1 1- Сила
    • 5.2 2- Достижения
    • 5.3 3- Гедонизм
    • 5.4 4- Личные стимулы
    • 5,5 5- Самонаправленный
    • 5.6 6- Универсализм
    • 5.7 7- Доброжелательность
    • 5.8 8- Традиция
    • 5.9 9- Соответствие
    • 5.10 10- Безопасность
  • 6 Ссылки

Каковы универсальные ценности?

Учитывая неоднозначность этого термина, существование универсальных ценностей можно понять двумя способами..

Во-первых, большое количество людей, находящихся в разных условиях жизни и подверженных различным убеждениям, считают определенную характеристику человека ценным. В этом случае рассматриваемая характеристика будет называться универсальной величиной..

Во-вторых, что-то считается универсальной ценностью, когда у всех людей есть основания полагать, что это характеристика, которая обычно ценится, независимо от того, верит ли она в указанную характеристику или нет..

Например, ненасилие можно считать универсальной ценностью, потому что даже те, кто совершает акты насилия, могут оценить общую потребность в мире.

Считается, что универсальные ценности являются типами ценностей, которые определяют основу человеческой целостности, но их определение и существование продолжают широко обсуждаться понятиями в психологии, политологии и философии..

философия

Философское исследование универсальных ценностей стремится ответить на определенные вопросы, такие как важность и значение того, что является универсальной ценностью, и достоверность ее существования в обществах..

социология

В социологии изучение ценностей стремится понять, как они формируются в функциональном обществе..

психология

В психологии больше внимания уделяется изучению универсальных ценностей. Был разработан ряд практических исследований, в которых Шалом Шварц стал самым выдающимся психологом..

https://www.youtube.com/watch?v=2Ajq1XH86o8

Эти исследования направлены на то, чтобы определить концепцию универсальной ценности для общества и определить, какие ценности можно считать универсальными для каждого человека..

На сегодняшний день наиболее широко принятой моделью универсальных ценностей является модель, предложенная Шаломом Шварцем, которая изучила более 25 000 человек в 44 разных странах. Согласно Шварцу, существует 10 типов универсальных ценностей, которые присутствуют в каждом типе и форме человеческой культуры..

Теория человеческих ценностей Шалома Шварца

В результате исследования Шварца была создана его Теория базовых человеческих ценностей, которая используется в области межкультурных исследований..

Автор считает, что его теория является не чем иным, как расширением других предыдущих исследований, и это было применено в исследованиях в области культуры, которые ищут взаимосвязь ценностей, которые встречаются в двух или более обществах..

Шварц, основываясь на 10 ценностях, которые он определяет в своей теории, также описывает отношения, которые они имеют друг с другом, и ценности, которые их определяют..

Существует 4 группы атрибутов, которые охватывают все категории, изучаемые психологом:

— Изменить емкость, которая включает в себя способность к самоадресации.

— Способность совершенствовать себя, которая включает в себя гедонизм, достижения и власть.

— Способность сохранения, которая включает безопасность, соответствие и традицию.

— Способность превзойти: заключает в себе доброжелательность и универсализм.

Взаимодействия между ценностями

В дополнение к идентификации ценностей, теория Шварца объясняет, как они взаимодействуют друг с другом. Погоня за одной из этих ценностей приводит к гармонии с другой; Например, если безопасность требуется, соответствие должно быть.

В свою очередь, этот поиск может привести к конфликту между двумя ценностями: если будет доброжелательность, возникнет конфликт с властью.

Классификация по Шварцу

Согласно гипотезе Шварца, универсальные ценности можно разделить на три отдельные категории:

1- Связанный с биологическими потребностями

Эта строка включает в себя ценности, которые имеют отношение к основным требованиям человека.

2- Относящиеся к социальным потребностям

В этом случае речь идет о ценностях, которые имеют отношение к социальному взаимодействию, необходимости признания другого и скоординированного функционирования в контексте общества..

3- Относительно хорошей жизни и выживания

Ценности, связанные с этой категорией, имеют отношение не только к поощрению функционирования общества, но и к тому, чтобы эта операция была произведена наилучшим образом. Конечная цель — обеспечить благополучие для всех членов общества..

Примеры универсальных ценностей

Столкновение между значениями привело к созданию схемы классификации Шварца, которая в свою очередь породила 10 основных типов универсальных значений:

1- сила

В свою очередь, это подразделяется на власть, лидерство, доминирование, социальную власть и экономическое благосостояние.

2- Достижения

Они представлены успехом, личными способностями, амбициями, влиянием, умом и уважением каждого человека к себе..

3- гедонизм

Это разбито на подкатегории удовольствия и наслаждения жизнью.

4- Личные стимулы

Они представлены экстремальными, увлекательными занятиями и полноценной жизнью.

5- Самонаправляющийся

Он подразделяется на творчество, свободу, независимость, любопытство и способность каждого человека выбирать свои собственные цели..

6- Универсализм

Представлены широтой целей, мудростью, социальной справедливостью, равенством между людьми, миром в мире, гармонии и красоте. Это также отражается в единстве с природой, защите окружающей среды и гармонии каждого человека с самим собой..

7- Доброжелательность

Это означает помощь, честность, прощение, верность, ответственность и дружбу.

8- Традиция

Традиция включает в себя принятие роли в жизни, смирение, преданность, уважение к традициям и личную умеренность.

9- Соответствие

Это также включает в себя способность к дисциплине и послушанию.

10- Безопасность

Оно включает в себя личную «чистку» с ментальной точки зрения, безопасность семьи и национальную безопасность, стабильность общественного порядка и взаимности благ, чувство принадлежности и здоровье.

https://www.youtube.com/watch?v=5q0plQs4Ng8

В исследовании Шварца также имел место спиритизм, но психолог понял, что не все общества придают значение этой характеристике. Первоначально Шварц планировал завершить свое исследование 11 универсальными ценностями, но после результата спиритизма он сохранил его на уровне 10.

ссылки

  1. Универсальные ценности, заявления и послания ООН, 12 декабря 2003 г. Взято с сайта un.org
  2. Универсальные ценности Шварца, (н.д.). Взято из changeminds.org
  3. Теория десяти универсальных ценностей, Грегг Энрикес, 19 октября 2004 г. Взято с сайта psychologytoday.com
  4. Теория основных человеческих ценностей, (n.d.), 14 февраля 2021 года. Взято с wikipedia.org
  5. Универсальные ценности, (n.d.), 17 октября 2021 г. Взято с wikipedia.org

Видео:Визионерская дискуссия: «Знания как универсальная ценность»Скачать

Визионерская дискуссия: «Знания как универсальная ценность»

Система жизненных ценностей человека: виды ценностей и формирование системы

Универсальная ценность

Что важно для вас и что является главным в жизни? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально.

Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье.

Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только физическое или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение хорошего образования является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие высокого заработка и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в цель жизни. И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, закреплению своей индивидуальности и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Духовное развитие
  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Уверенность в себе
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • Путешествия по миру и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по психологическим типам.

Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

https://www.youtube.com/watch?v=go6OMjWaiyc

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление >Этика > Средства >Этика > Ценности >Этика > Цель >Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно.

Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для достижения цели, которая ведёт к идеалу.

А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма.

Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно».

Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего жизненного предназначения.

📹 Видео

Мощная Матрица Гаряева для Полного Исцеления ☀️ Программирование ДНК ☀️ Квантовое Исцеление ЗвукомСкачать

Мощная Матрица Гаряева для Полного Исцеления ☀️ Программирование ДНК ☀️ Квантовое Исцеление Звуком

Открытость как универсальная правовая ценность (Юрий Ветютнев)Скачать

Открытость как универсальная правовая ценность (Юрий Ветютнев)

"Значимость и ценность". Понятный психоанализСкачать

"Значимость и ценность". Понятный психоанализ

Что такое выдающаяся универсальная ценность объекта Всемирного наследия?Скачать

Что такое выдающаяся универсальная ценность объекта Всемирного наследия?

Мул Мантра. Универсальная, сильная мантра. Помощь во всём🌺@DevaPremalMitenСкачать

Мул Мантра. Универсальная, сильная мантра. Помощь во всём🌺@DevaPremalMiten

Перечень и обзор ВСЕХ матриц Гаряева. Никаких других не существует и уже никогда не появятся.Скачать

Перечень и обзор ВСЕХ матриц Гаряева. Никаких других не существует и уже никогда не появятся.

Как рассчитать среднегодовой темп роста любого актива? Универсальная формулаСкачать

Как рассчитать среднегодовой темп роста любого актива? Универсальная формула

Божественная Любовь - универсальная ценность в служении УчителяСкачать

Божественная Любовь - универсальная ценность в служении Учителя

ВАША ГРУППА КРОВИ РАССКАЖЕТ О ВАС МНОГОЕСкачать

ВАША ГРУППА КРОВИ РАССКАЖЕТ О ВАС МНОГОЕ

Светец. Универсальная технология освещения. Энергетика прошлогоСкачать

Светец. Универсальная технология освещения. Энергетика прошлого

ВЕСЕННИЙ ГАРДЕРОБ #обзор бренда #DAISYKNITСкачать

ВЕСЕННИЙ ГАРДЕРОБ #обзор бренда  #DAISYKNIT

Универсальная проблема Кишечной Трубки (ЖКТ). Алименко А.Н. (27.02.2019)Скачать

Универсальная проблема Кишечной Трубки (ЖКТ). Алименко А.Н. (27.02.2019)

Ценность высшего образования и чрезмерная квалификация — Дэвид Дюссо / ПостНаукаСкачать

Ценность высшего образования и чрезмерная квалификация — Дэвид Дюссо / ПостНаука

В чем СМЫСЛ ЖИЗНИ? 3 типа МЫШЛЕНИЯ — ТОПЛЕССкачать

В чем СМЫСЛ ЖИЗНИ? 3 типа МЫШЛЕНИЯ — ТОПЛЕС

Как рассчитать цену на услуги фрилансера? Универсальная формула.Скачать

Как рассчитать цену на услуги фрилансера? Универсальная формула.

Чем отличаются группы крови? — НаучпокСкачать

Чем отличаются группы крови? — Научпок

Универсальная схема обработки возражения «Дорого». Разбор АСУ 21 ВекСкачать

Универсальная схема обработки возражения «Дорого». Разбор АСУ 21 Век
Поделиться или сохранить к себе: