Замещение преподавательских должностей в вузе: практический аспект

Замещение преподавательских должностей в вузе: практический аспект Архив
Какими профессиональными и личностными характеристиками должен обладать преподаватель вуза?

Карьера преподавателя всегда считалась престижной и почетной. Этому общественному мнению не помешали даже масштабные реформы в сфере образования и невысокий уровень заработной платы. Что же так привлекает людей к получению данной профессии? Какими качествами должен обладать преподаватель? Об этом и другом – в данной статье.

Содержание
  1. Кто обычно становится преподавателем вуза?
  2. Требования к преподавателям
  3. Конкурс на замещение должности в вузе
  4. Какими личными качествами должен обладать преподаватель?
  5. Карьера преподавателя
  6. Должностная инструкция преподавателя вуза
  7. Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах
  8. Законно ли это?
  9. Как часто проводится конкурс на замещение должностей в вузе
  10. В какое время проводится конкурс
  11. Как организуют отбор
  12. Как подготовиться к конкурсу
  13. Процесс утверждения и согласования победителя конкурса
  14. Практические рекомендации и советы
  15. Как стать преподавателем ВУЗа?
  16. Образование преподавателя ВУЗа
  17. Личные и профессиональные качества преподавателя
  18. Нагрузка и обязанности преподавателя
  19. Должности преподавателей ВУЗов
  20. Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?
  21. Научная деятельность преподавателя
  22. Что означает должность в вузе по конкурсу
  23. Должности, степени и звания в вузе
  24. 10 вопросов о конкурсе при поступлении в вуз, которые не дают абитуриентам покоя
  25. Прием на работу в результате избрания по конкурсу
  26. Как стать преподавателем ВУЗа?
  27. О конкурсах на замещение вакантной должности в российских вузах. заметка вторая
  28. Замещение преподавательских должностей в вузе: практический аспект
  29. 💥 Видео

Кто обычно становится преподавателем вуза?

Как правило, преподавателями становятся в двух случаях:

  • когда человек является потомственным преподавателем. То есть у него в семье принято выбирать эту профессию;
  • когда преподаватели приглашают студента с красным дипломом к продолжению научной карьеры в стенах его Альма-матер.

Конечно, бывают и другие варианты, но они менее распространены. Например, когда человек проработал много лет специалистом в какой-то одной сфере, то ближе к пенсии или на пенсии он может выбрать карьеру преподавателя, чтобы у него появилось больше свободного времени. Накопленный за время работы опыт пригодится ему в его преподавательской деятельности и будет полезен студентам.

Требования к преподавателям

Чтобы преподавать в вузе, необязательно защищать диссертацию и получать кандидатскую степень. Однако в этом случае соискатель занимает в лучшем случае должность старшего преподавателя без возможности дальнейшего повышения по службе.

Для этого ему придется в будущем защищать диссертацию. Соответственно, без защиты диссертации на соискание степени кандидата наук в университете сотруднику придется тяжко.

Тогда ему придется всю карьеру занимать должность старшего преподавателя.

Так каковы же минимальные требования к преподавателю? Прежде всего, это наличие высшего образования – не ниже специалиста или магистра. Хотя иногда допускается привлечение сотрудников с бакалаврским дипломом.

Компенсацией за отсутствие должного образования может послужить большой опыт работы по специальности. Такая ситуация распространена при привлечении к работе преподавателей-совместителей.

Обычно в дневное время они работают по специальности, а по вечерам и выходным проводят занятия в университете. Бакалавру позволено также проводить практические и семинарские занятия в вузе.

Однако разделение на бакалавриат и специалитет произошло недавно, поэтому большинство преподавателей получило диплом специалиста в вузе.

Конкурс на замещение должности в вузе

Чтобы стать преподавателем в вузе, соискатель должен пройти процедуру конкурсного отбора на замещение желаемой должности. Конкурс проводится в открытой форме: информация о его проведении размещается на сайте университета. Соискатель должен подать заявку на участие в конкурсе в электронной форме и прикрепить к ней документацию.

Далее происходит избрание претендента на кафедре путем ания. Если его кандидатура одобрена кафедрой, то дальнейшая его судьба будет решаться на собрании Ученого Совета.

На самом конкурсе его присутствие необязательно, но желательно. Обычно ему дают несколько минут на собственную презентацию. Потом члены Совета производят ание (возможные варианты ответа: «да», «против», «воздержался»).

По итогам ания претендента либо избирают, либо не избирают на должность.

Чтобы замещать должность, следует иметь за плечами аспирантуру. Чтобы претендовать на замещение более высоких должностей доцента и профессора, следует защитить диссертацию и получить ученую степень кандидата или доктора наук соответственно.

Какими личными качествами должен обладать преподаватель?

Даже если соискатель на должность удовлетворяет всем описанным выше требованиям, далеко не факт, что из него получится хороший преподаватель.

https://www.youtube.com/watch?v=UF_U9Pa0kUQ

Настоящий преподаватель должен обладать еще и определенными личными качествами, которые позволят ему привить к студентам тягу к науке:

  • умение работать с людьми;
  • умение установить контакт с аудиторией;
  • грамотная и правильная речь. Для этого нужно постоянно работать над дикцией и тембром голоса, делать правильные ударения, не употреблять жаргонных слов;
  • исключение панибратства со студентами;
  • умение доступно объяснить материал;
  • способность сохранять спокойствие в любых ситуациях. К примеру, не допускается, чтобы преподаватель «срывался» на студенте, даже если тот не ведет себя этично;
  • организаторские способности.

Что касается профессионализма, то преподаватель должен быть намного более осведомленным в своей области, чем студенты. Идеально, если и в других областях он тоже будет на голову их выше.

Это позволит ему заслужить авторитет. Важно не читать свои конспекты, а объяснять студентам материал, лишь изредка пользуясь своими записями. Тогда и студентам будет проще запоминать и усваивать материал.

Это приходит только с опытом.

Преподавателю важно «держать руку на пульсе». Для этого он должен постоянно штудировать литературу по своей специальности, быть в курсе последних новостей и открытий. Важно уделять много времени на подготовку к занятиям. Преподаватель должен знать намного больше, чем он рассказывает студентам. И подготавливать материал к каждой лекции он должен с запасом.

Даже не обсуждается, что настоящий преподаватель должен уважать студентов и относиться к ним на равных. Не стоит забывать и о преподавательской этике.

Карьера преподавателя

Перечень должностей в вузе таков:

  1. ассистент;
  2. старший преподаватель;
  3. доцент;
  4. профессор.

Должность ассистента является профессиональной квалификацией преподавателя. Она подразумевает наличие диплома (специалиста или магистра) и опыт преподавания в течение одного года (или прохождение обучения в аспирантуре). В должностные обязанности ассистента входит проведение семинарских и практических занятий, консультаций. Также он должен помогать доценту или профессору в приеме экзаменов.

Старший преподаватель, помимо исполнения вышеперечисленных обязанностей, должен проводить лекционные занятия, разрабатывать методический материал и пособия. Для замещения данной должности соискатель должен защитить кандидатскую диссертацию или иметь стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент должен не только вести педагогическую работу со студентами, но и проводить учебно-методическую работу и осуществлять научную деятельность. Для этого ему нужно писать рабочие программы, издавать научные статьи, писать учебные пособия и т.д. Для получения этой должности соискатель должен получить ученую степень кандидата наук и иметь преподавательский стаж.

Завершает иерархию должностей вуза профессор. Чтобы занять данную должность, соискатель должен получить ученую степень доктора наук, проводить научно-педагогическую работу не менее 5 лет, подготовить к защите аспирантов и соискателей, публиковать монографии, учебные пособия и научные статьи в журналах, входящий в перечень ВАК и РИНЦ.

Чтобы построить успешную карьеру, преподавателю необходимо сначала защитить диссертацию и получить степень кандидата наук, что позволит занять в университете должность доцента. Однако такой доцент называется «холодным», поскольку у него еще нет соответствующего ученого звания.

Для этого ему нужно написать определенное количество работ и выполнить другие критерии, после чего быть представленным вузом к получению данного звания. Оно подтверждается соответствующей «корочкой». Тогда он станет «ВАКовским» доцентом. Потом он пишет докторскую диссертацию, становится профессором по должности, а потом – и по званию.

Совсем немногим удается стать членами Академии Наук – высшей ступени научной иерархии.

Должностная инструкция преподавателя вуза

Современный преподаватель должен не только заниматься преподавательской деятельностью. В круг его обязанностей обычно входит:

  • научно-исследовательская работа;
  • ведение кружков со студентами;
  • общественная деятельность и кураторская работа.

Раньше преподавателю уделялось больше времени на подготовку к лекциям, да и самих лекций было больше. После многочисленных реформ сферы образования у преподавателя осталось совсем мало времени на это. Теперь он должен больше заниматься рутинной работой: писать многочисленные рабочие программы и корректировать их, исходя из новых требований, и т.д. Это подрывает процесс образования изнутри.

https://www.youtube.com/watch?v=wMYSGJwRPtY

Обязанности и нагрузка преподавателя, прежде всего, зависят от занимаемой им должности и наличия у него звания. От этого непосредственно зависит и его оклад. Для каждого преподавателя устанавливается учебная нагрузка. Она может различаться в зависимости от конкретного вуза и специальности.

Нагрузка определяется самим вузом, но она не должна превышать 900 часов в год. Трудовым Кодексом установлено, что рабочая неделя преподавателя не должна превышать 36 часов. Отпуск должен составлять 56 дней.

В преподавательских кругах даже ходит шутка: «У должности преподавателя вуза есть два плюса: июнь и июль».

Чтобы занимать должность преподавателя вуза, следует не просто избираться по конкурсу, но и регулярно повышать свою квалификацию.

Таким образом, преподаватель вуза – должность не только почетная, но и ответственная. Стать им сможет далеко не каждый. Быть преподавателем – это призвание.

Видео:Карьера в образовании: почему я уволился из вузаСкачать

Карьера в образовании: почему я уволился из вуза

Как проходит избрание по конкурсу преподавателей в вузах

Замещение преподавательских должностей в вузе: практический аспект

Педагогические работники, с точки зрения трудового законодательства, — довольно специфическая категория.

Это выражается и в расчете рабочего времени, и в определении минимального стажа для выхода на пенсию, и в дополнительных льготах. Но особо среди них выделяются научно-педагогические кадры — те, кто трудится в вузах.

Их даже принимают на работу иначе — в порядке конкурса. О нем мы и поговорим подробно в этой статье.

Законно ли это?

Отвечаем сразу — да. Более того, это не право руководителя университета или института, а его обязанность. Ведь статья 332 Трудового кодекса РФ гласит: сначала проходит избрание по конкурсу, а только после этого можно заключать трудовой договор.

Однако здесь есть несколько исключений. Конкурс проводить необязательно, если:

  • вуз (его филиал, городское представительство) только что создан, и профессорско-преподавательский состав формируется с нуля;
  • педагога берут не в штат, а по совместительству;
  • новичок замещает временно отсутствующего коллегу.

При этом в первых двух случаях по прошествии максимум года преподавателю все равно придется переизбираться на общих основаниях.

Что касается ситуации с замещением, то она разрешится с возвращением штатного работника. Очевидно, что временный работник сможет остаться лишь при наличии свободной ставки. И тогда ему придется проходить конкурс.

Как часто проводится конкурс на замещение должностей в вузе

В Приказе Минобрнауки №1536 от 4 декабря 2014 года со ссылкой на статью 332 ТК РФ была четко обозначена периодичность проведения конкурсного отбора научно-педагогических работников – один раз в пять лет. Но он уже не действует.

В актуальном на сегодняшний день Приказе Минобрнауки №749 от 23 июля 2015 года мы находим другую формулировку. Трудовой договор с членом профессорско-преподавательского состава может быть как срочным (до пяти лет), так и бессрочным.

В первом случае все понятно: закончился контракт — идем на конкурс, если хотим работу продолжить. Если отбор пройден, то достаточно подписать дополнительное соглашение о продлении найма.

Но возникает вопрос: нужно ли проходить конкурс педагогу, если срок трудовых отношений с ним не ограничен? Ответ — нужно.

Бессрочный договор защищает от «автоматического» увольнения по истечению оговоренного срока. Необходимость подтверждать профпригодность никто не отменял. Поэтому через 5 лет все равно придется идти на конкурс.

При этом законодательство предусматривает преимущественное право переизбрания для преподавателя, изначально занимавшего должность:

  • он проходит очередной конкурсный отбор;
  • ученый совет принимает положительное решение;
  • дается 30 дней на продление трудового договора;
  • если за 30 дней дополнительное соглашение не подписано, открывается вакансия.

Кроме того, если трудовые отношения по сроку не ограничены, член ППС должен раз в пять лет проходить аттестацию.

В какое время проводится конкурс

Как правило, трудовые договоры заключают с преподавателями с начала учебного года. Соответственно, подходят к концу они с завершением учебного года. Оповещают об этом заранее.

https://www.youtube.com/watch?v=HmKjqxJEfl0

Как минимум за два месяца на сайте вуза публикуют список педагогов, чьи контракты истекают. Соответственно, указывают и должности, которые могут освободиться. Осведомиться об этом можно и в отделе кадров.

В течение учебного года конкурс на замещение должностей могут объявить, если:

  • у одного (или нескольких) преподавателей истек срок контракта, заключенного не с начала учебного года;
  • сотрудник уволился по собственному желанию, не дожидаясь окончания срока договора;
  • педагог вышел на пенсию по возрасту или состоянию здоровья;
  • администрация решила расширить штат.

Поэтому не стоит расстраиваться, если к первому сентября получить работу не удалось. Шанс может выпасть в любое время — нужно лишь отслеживать объявления на официальных сайтах интересующих вузов.

Как организуют отбор

За два месяца до проведения конкурса руководство обязано ознакомить претендентов со всеми условиями. Для этого на сайте оно размещает такие сведения:

  1. Перечень должностей и количество ставок. Для наглядности их приводят по каждой кафедре.
  2. Квалификационные требования к кандидатам.
  3. Место приема заявок. Особенно это актуально для крупных вузов, имеющих несколько корпусов по разным адресам.
  4. Срок подачи заявления. По закону он не может быть короче одного месяца со дня публикации информации.
  5. Место, дата и время проведения непосредственно конкурса.

Как правило, в университете есть локальный акт, подробно описывающий порядок проведения конкурсного отбора. Из него можно дополнительно узнать:

  1. Перечень и формы необходимых документов. Они обычно идут в качестве приложений к нему.
  2. Порядок рассмотрения претендентов на заседании кафедры.
  3. Регламент работы ученого совета.
  4. Особенности организации конкурса в конкретном вузе.

Так, например, НИУ ВШЭ создал 37 профильных кадровых комиссий, члены которых консультируют претендентов и проводят экспертизу их публикаций. На сайте вуза можно найти контактные данные и ФИО ответственных сотрудников.

МПГУ заранее уведомляет, что в рамках конкурса претендента могут попросить провести пробное занятие для оценки его педагогического мастерства.

Какие требования предъявляются к претендентам

Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития №1н от 11.01.2011. В третьем разделе этого документа подробно рассматриваются должности ППС.

Желающий стать ассистентом кафедры должен иметь диплом бакалавра или специалиста, а также стаж педагогической работы не менее года. Однако если кандидат учится в аспирантуре, его могут взять и без опыта работы в сфере образования. Аналогичные требования предъявляет закон к претендентам на должность преподавателя.

Вузы вправе (но не обязаны) требовать, чтобы базовое образование кандидата или его научная специальность соответствовали профилю кафедры. Например, такое условие выдвигает для соискателей ОГУ.

Кандидат на должность старшего преподавателя должен иметь:

  • высшее профессиональное образование (хотя в законе этого не указано, но специалистам и магистрам отдается предпочтение по сравнению с бакалаврами);
  • научно-педагогический стаж от трех лет;
  • при наличии ученой степени — стаж от одного года.

Некоторые вузы, например, ЮГУ, допускают, чтобы соискатель, не имеющий профильного образования, подтвердил свою компетентность опытом работы в соответствующей сфере.

От потенциального доцента законодательство требует наличия:

  • высшего образования;
  • ученой степени;
  • стажа научно-педагогической работы от трех лет;
  • ученого звания доцента (тогда к стажу требования не предъявляются).

Поскольку должность доцента занимает, как правило, уже сформировавшийся ученый, вуз вправе потребовать от претендента и определенных результатов научной деятельности. Так, Университет ИТМО требует не менее 4 публикаций в журналах ВАК и не менее одной — в журналах, индексируемых в Scopusили WebofScience.

Наконец, для выдвижения на должность профессора необходимо:

  • получить докторскую степень;
  • отработать в сфере образования и науки не менее 5 лет.
  • получить ученое звание профессора, чтобы можно было не подтверждать стаж.

Если вуз выдвигает требования к научным достижениям претендента на должность профессора, очевидно, они выше, чем в случае с доцентом. Нередко университеты отдают предпочтение ученым, не просто активно публикующимся, но и получившим признание в своей сфере. Так, РГПУ им. А.И. Герцена ставит дополнительную планку для потенциальных профессоров в виде индекса Хирша не ниже единицы.

https://www.youtube.com/watch?v=wj7n3we6-JA

Также рекомендуем: Как получить доцента и профессора

Также рекомендуем: Зачем писать докторскую диссертацию

Как подготовиться к конкурсу

В общем виде подготовка сводится к сбору документов. Минобрнауки к заявлению просит приложить доказательства соответствия квалификационным требованиям. Также нужно подтвердить отсутствие препятствий к педагогической деятельности.

Более подробный список можно найти на сайте конкретного вуза. Чаще всего в него входят:

  • анкета или представление;
  • ксерокопии дипломов (о высшем образовании, о профпереподготовке, кандидата или доктора наук), сертификатов (о повышении квалификации), аттестатов (доцента или профессора);
  • медицинская книжка;
  • справка об отсутствии судимости;
  • список опубликованных научных трудов;
  • ксерокопии страниц трудовой книжки (для сторонних кандидатов);
  • рекомендация кафедры (для действующих сотрудников).

Совет!

Обязательно узнайте заранее, как должны быть заверены документы. Возможны такие варианты удостоверения подлинности:

  • осуществляется заявителем (пишете на каждой странице «Копия верна» и ставите свою подпись и дату);
  • осуществляется по месту подачи (копию заверяет сотрудник отдела кадров, принимающий документы);
  • осуществляется нотариусом (за это придется заплатить);
  • не требуется вовсе.

Знание этого порядка сэкономит много времени и бумаги.

Более глубокой подготовки требует предварительное испытание в виде пробного занятия. Здесь лучше всего заранее подготовить методическую разработку, раздаточный материал и мультимедийное сопровождение для лекции или семинара.

Процесс утверждения и согласования победителя конкурса

Если кандидат предоставил все необходимые документы в срок и не имеет препятствий к работе в сфере образования, его допускают к участию в конкурсе. Проводит его обычно ученый совет университета или факультета.

Как именно организовать процедуру — решает конкретная организация. Ознакомиться с порядком можно, прочитав соответствующий локальный акт. В общем виде конкурс проходит так:

  1. Ученый совет (или иной коллегиальный орган) собирается на заседание. Оно правомочно, если присутствуют как минимум две третьих членов.
  2. Претенденты на должность имеют право присутствовать на заседании. Но если кто-то из них не является, на ход конкурса и на его итоги это не влияет.
  3. Ученый секретарь и заведующий кафедрой выступают с докладами по документам, представленным кандидатами.
  4. Участникам конкурса также могут дать слово.
  5. Члены совета проводят тайное ание. Это требуется, даже если кандидат всего один.
  6. Кандидат, набравший более 50% , считается избранным.
  7. Если никто не набрал половины , назначают второй тур с теми же условиями. Но если кандидат был один, конкурс сразу же объявляется несостоявшимся.
  8. Если и во втором туре никто не получит необходимого процента , конкурс не состоится.

Итоги фиксируются в протоколе, на основании которого ученый совет выносит решение. Он вступает в силу с момент подписания. Далее секретарь готовит выписки по каждому из победителей и передает сведения в отдел кадров для заключения трудовых договоров. Сроки определяются каждым вузом индивидуально.

Практические рекомендации и советы

Что же нужно предпринять, чтобы с большей вероятностью получить желаемую должность в вузе? Рекомендуем обратить внимание на следующие моменты, которые в законе и инструкциях не прописаны:

  1. Выбирайте желаемое место работы заранее. Университеты крайне редко публикуют вакансии на сайтах поиска работы. Отслеживать их нужно прицельно — на официальных сайтах конкретных организаций.
  2. Налаживайте контакты с кадровиками или заведующими кафедрами. Некоторые вузы предпочитают по старинке брать «своих». Так вам заранее сообщат, когда стоит подать документы.
  3. Оформляйте документы предельно внимательно. Умение выполнять бумажную работу для преподавателя важно не меньше способности читать лекции.
  4. Не прерывайте научную деятельность. Даже если вы временно не работаете или трудитесь в другой сфере, продолжайте писать. При отборе обращают внимание количество публикаций не только в целом, но и за последние 3-5 лет.
  5. Повышайте квалификацию. Не ограничивайтесь списком курсов, предлагаемым местным департаментом образования или вузами по соседству. Пользуйтесь электронными возможностями — демонстрируйте свой широкий кругозор.
  6. Смотрите в будущее. Готовясь к конкурсу в любой вуз (даже небольшой и непримечательный), поглядывайте на лидеров отрасли. Какие требования предъявляют они? К примеру, если они требуют от ППС наличия разработанных курсов МООК сегодня, вам это может пригодиться завтра. Так почему бы не начать прямо сейчас?
  7. Не стесняйтесь. Показывайте максимум достижений, делайте акценты на своих преимуществах. Это может быть быстрая защита диссертации после окончания аспирантуры, участие в федеральных или международных научных или образовательных проектах, получение грантов и многое другое.

В целом пройти конкурс на замещение должности профессорско-преподавательского состава не сложнее, чем устроиться в крупную компанию. Разве что самопрезентация здесь более формализована — и в некотором смысле это упрощает задачу.

https://www.youtube.com/watch?v=qsRon83j3W0

Также рекомендуем: Резюме преподавателя вуза

А чтобы вам было еще легче, предлагаем ознакомиться с бланками документов, которые обычно предоставляют кандидаты.

Заявление на имя ректора (МПГУ)

Анкета доцента (РГПУ им. А.И. Герцена)

Отчет о проделанной работе (ОГУ)

Список опубликованных научных, учебно-методических работ, патентов (по форме Минобрнауки)

Информация о публикационной активности (РЭУ им. Г.В. Плеханова)

Квалификационный лист  и Система показателей в баллах для проведения оценки претендентов на вакантные должности  (МИСиС)

Рекомендация кафедры  (ВШНИ)

Видео:Педагогическая практика в школе | Мой опыт | Буду ли я работать учителем?Скачать

Педагогическая практика в школе | Мой опыт | Буду ли я работать учителем?

Как стать преподавателем ВУЗа?

Замещение преподавательских должностей в вузе: практический аспект

Профессия преподавателя ВУЗа всегда была и до сих пор остается престижной в обществе. И это несмотря на бесконечные реформы нашего образования и невысокие зарплаты. Что же привлекает в этой профессии, какие профессиональные и личные качества надо иметь, какое образование необходимо получить, чтобы стать хорошим преподавателем?

Образование преподавателя ВУЗа

Для того, чтобы претендовать на должность преподавателя ВУЗа, необходимо иметь высшее образование не ниже специалиста или магистра. В исключительных случаях возможно привлечение лиц с дипломом бакалавра при наличии большого опыта работы по данной специальности.

Наличие за плечами аспирантуры позволяет участвовать в конкурсах на замещение должностей научных сотрудников и преподавателей ВУЗов. Защита диссертаций и получение ученых степеней дает возможность занимать должности доцентов и профессоров с последующим получением научных званий соответственно доцента и профессора.

Личные и профессиональные качества преподавателя

Преподавание в ВУЗе предъявляет определенные требования к личным качествам преподавателей. В первую очередь, это умение владеть собой и сохранять спокойствие в любой ситуации, которая может возникнуть в аудитории. Во-вторых, всегда относиться к студентам с уважением, независимо от того, заслуживает он, по вашему мнению, этого или нет.

И конечно, в профессиональном и интеллектуальном отношении необходимо быть на голову выше аудитории. И желательно, чтобы это не подвергалось сомнению, поскольку авторитет преподавателя является необходимым условием установления творческого контакта с аудиторией.

А для этого надо постоянно изучать литературу по специальности, быть в курсе последних достижений в своей области и не жалеть времени на подготовку к занятиям. Также необходимо хорошо знать государственные образовательные стандарты. Материала к занятиям надо готовить в два-три раза больше, чем требуется по программе.

Необходимо больше внимания уделять организации самостоятельной работы студентов.

Преподавателю ВУЗа обязательно нужно постоянно работать над своей речью, избегать слов паразитов и не опускаться в поисках дешевого авторитета до сленга и жаргона. По возможности не читать свои конспекты, поскольку студенты не будут их слушать на протяжении всего занятия.

Нагрузка и обязанности преподавателя

Функциональные обязанности и нагрузка преподавателя ВУЗа зависит, прежде всего, от должности и звания. От этих двух факторов зависит и размер материального вознаграждения.

Учебная нагрузка в зависимости от ВУЗа и профиля кафедры устанавливается самостоятельно самими учебеыми заведениями, но не должна превышать 900 часов в год.

Преподаватель университета может сократить учебную нагрузку за счет увеличения часов на научную работу.

Согласно Трудовому кодексу, продолжительность рабочей недели педагогических работников не должна превышать 36 часов, а продолжительность отпуска составляет 56 календарных дней. 

Должности преподавателей ВУЗов

Самым первым уровнем педаогической иерархии в ВУЗах является преподаватель. На эту должность может претендовать человек с дипломом специалиста или магистра.

Может ли бакалавр стать преподавателем ВУЗа?

Как правило, нет, за исключением случаев временного замещения отсутствующего преподавателя на практических занятиях. Но это дает возможность начать преподавать в ВУЗе. Для продолжения работы преподавателем необходимо будет получить диплом магистра, а для дальнейшей карьеры в этой области надо иметь образование преподавателя, которое дает обучение в аспирантуре.

Ассистент — это уже профессиональная квалификация преподавателя университета/ВУЗа, которая предполагает не только наличие диплома специалиста или магистра, но и опыт преподавательской работы в течение одного года или после обучения в аспирантуре без предъявления требований к стажу работы. Ассистент проводит семинарские и практические занятия со студентами, проводит консультации и помогает доценту или профессору в приеме экзаменов.

https://www.youtube.com/watch?v=_CRGNwIGmBA

Между ассистентом и доцентом существует должность старшего преподавателя, которая, кроме уже перечисленных обязанностей ассистента, предполагает чтение лекций, подготовку методических материалов и пособий. Старший преподаватель должен иметь или ученую степень кандидата наук, или стаж педагогической работы не менее трех лет.

Должность доцента охватывает все виды педагогической и образовательной деятельности в ВУЗе и обязательное ведение научной работы.

Соискатели этой должности обязаны иметь ученую степень кандидата наук, научные труды и публикации, активно участвовать в конференциях и симпозиумах, руководить аспирантами и соискателями ученой степени.

При наличии стажа работы доцентом в течение 5 лет, ему может быть присвоено ученое звание доцента.

Завершает эту иерархию должностей и научных званий в ВУЗе профессор.

Как правило, для занятия этой должности необходима ученая степень доктора наук, не менее 5 лет стажа научно-педагогической деятельности, подготовка к защите аспирантов и соискателей, публикация монографий, учебных пособий и научных статей в рецензируемых журналах, индексированных как в наших, так и зарубежных базах данных (цитирования).

Надо заметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж работы в образовательном учреждении уже не играет роли. Замещение должностей профессорско-преподавательского состава происходит на основе избрания по конкурсу. Конкурсы на замещение преподавательских должностей проводятся раз в пять лет.

Ученое звание и должность доцента позволяет ему быть выбранным и назначенным на должность заведующего кафедрой, а профессора — деканом факультета и ректором ВУЗа.

Научная деятельность преподавателя

Образовательная деятельность в ВУЗе немыслима без серьезной научной работы преподавателей и студентов.

Поэтому при защите кандидатских и докторских диссертаций, а также при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава, необходимым требованием является активное участие в научной работе.

К ней относится публикация научных статей ВАК, монографий, тезисов докладов и выступлений на конференциях и симпозиумах.

Так для защиты кандидатской диссертации следует представить 2-3 научные статьи в журналах ВАК (не дублирующие другу друга), а для докторской — это 15 статей для цикла гуманитарных дисциплин и 10 статей для всех остальных областей в рецензируемых журналах.

Но все эти трудности можно преодолеть, если поставить себе перед собой цель работать преподавателем в университете, что в свою очередь открывает большие возможности для реализации своих способностей.

Возможно,

3 способа разместить свою статью в eLIBRARY самостоятельно

Видео:7.3. Конкурс на замещение должностей госслужбы (2)Скачать

7.3. Конкурс на замещение должностей госслужбы (2)

Что означает должность в вузе по конкурсу

Замещение преподавательских должностей в вузе: практический аспект

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Что означает должность в вузе по конкурсу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Определен порядок и условия замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу вузов.

В целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (за исключением работников, трудовой договор с которыми заключен на определенный срок), один раз в пять лет проводится аттестация.
Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами образовательных организаций высшего образования.

Должности, степени и звания в вузе

В штатном расписании такие должности относятся к категории научно-вспомогательного персонала. Работники сферы научного обслуживания граждане, обеспечивающие создание необходимых условий для научной и или научно-технической деятельности в научной организации.

https://www.youtube.com/watch?v=NbHhh0PbHJw

К средствам массовой информации относятся периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического распространения массовой информации (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 000-1 «О средствах массовой информации»4).

При замещении должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении, за исключением декана факультета и заведующего кафедрой, заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор.

Преподаватель прошел конкурсный отбор па должность доцента. Проработан 5 лет, он не подал документы на представление к званию доцента.

Можно ли ему снова проходить конкурсный отбор на должность доцента, или его должны перевести на должность старшего преподавателя?

Завгородний А. Федеральным законом от 30 июня г. Прежде всего, эти изменения коснулись порядка заключения, изменения и расторжения трудового договора с работниками высших учебных заведений, в частности с профессорско-преподавательским составом.

По представлению ученого совета государственной или муниципальной образовательной организации высшего образования учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Объявление о конкурсном отборе в периодической печати или других средствах массовой информации. Законом, а в случае отсутствия норм локально-нормативным актом руководителем организации определяется и закрепляется лицо, ответственное за такое объявление, а также срок его подачи.

Следовательно, результаты конкурса позволяют прекратить (продлить) договор, заключенный как на неопределенный, так и на определенный срок, — один раз в 5 лет. Или иной срок (до 5 лет), но в любом случае проведение конкурса обязательно. Правда, законодателем определены должности (ч. 5 ст. 332 ТК РФ), для которых не проводится конкурс.

В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

С уверенностью можно говорить о том, что все ответственные должности имеют запасной вариант на случай временного или полного отсутствия работника (должностного лица).

Чем больше информации будет указано в представлении, тем выше шансы кандидата получить эту должность. Подобные процедуры происходят практически в каждом учреждении или компании.

Избрание по конкурсу является не только основой проверки и оценки коллегиальным органом (ученым советом, специальной комиссией) деловых качеств работников в целях выявления наиболее квалифицированных из них.

10 вопросов о конкурсе при поступлении в вуз, которые не дают абитуриентам покоя

Для получения почасовиком годового педагогического стажа официальных цифр нет. Министерством образования Российской Федерации будет учи­тываться годовой стаж только при наличии не менее 225 учебных часов как было до сих пор.

В отличие от ранее действовавшего КЗоТ РФ, в ТК РФ (ст. 18) возможность для проведения избрания по конкурсу на замещение соответствующих должностей определена с более общих позиций.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Прежде всего, указанное избрание на соответствующие должности должно быть установлено законом, иным нормативным правовым актом или уставом (положением) организации.

С лицом, успешно прошедшим конкурс, заключается трудовой договор. Он может заключаться как на неопределенный срок, так и на определенный срок не более 5 лет. При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности новый трудовой договор может не заключаться.

Сроки сдачи СЗВ-М в году Выбор кандидата на должность — дело чрезвычайно важное и ответственное.

Заключению трудового договора в определенных ситуациях могут предшествовать процедуры оценки деловых качеств претендента на должность.

Можно смело сказать, что на сегодняшний день одним из немногих предусмотренных Трудовым кодексом РФ реальных способов оценки деловых качеств кандидатов является конкурс.

Прием на работу в результате избрания по конкурсу

К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента. Однако действие Положения от 01.01.2001 распространяется только на профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей и ассистентов высших учебных заведений Российской Федерации.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов институтов замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров.

https://www.youtube.com/watch?v=FwY6o_IjNUM

В таком виде трудовой договор может существовать до проведения и объявления результатов нового конкурса.

Готовясь к конкурсу в любой вуз (даже небольшой и непримечательный), поглядывайте на лидеров отрасли. Какие требования предъявляют они? К примеру, если они требуют от ППС наличия разработанных курсов МООК сегодня, вам это может пригодиться завтра.

Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать. Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу, новый трудовой договор может не заключаться.

И в том или ином месте существует определённый метод отбора на должность. Где-то требования более жёсткие, где-то более мягкие.

Трудовой договор, т. е. соглашение между работодателем и работником (ст. 56 ТК РФ), как юридический акт порождает трудовое отношение и является основанием его возникновения, а также изменения и прекращения.

Таким образом, в гл. 2 ТК РФ (ст. 16–19) закреплены основания возникновения трудовых отношений в случаях, когда эти основания представляют собой указанный юридический состав, в их число входит и трудовой договор в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.

В настоящее время вузы руководствуются Положением о порядке замещения должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования РФ, утвержденным приказом Министра образования РФ № 167 от 6 августа 1999 года и согласованным с ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ1.

Особенности заключения и прекращения трудового договора предусмотрены не для всех категорий работников организаций высшего образования, как это могло бы следовать из наименования статьи, а только для научно-педагогических.

Прилагательные, оканчивающиеся на «-ic» и «-ical» и не имеющие разницы в значениях Хотя существует много прилагательных на «-ic/-ical»,…

Как стать преподавателем ВУЗа?

Но абитуриенты-льготники могут поступать вне конкурса, имея в аттестате отметки по предметам вступительных испытаний не ниже 6 баллов. В первую очередь зачисляют эти категории абитуриентов.

Федеральный закон РФ «Об образовании от 23 января 1996 года (с изменениями и дополнениями) в пункте 2 ст.56 установил, что трудовые отношения работника образовательного учреждения регулируются трудовым договором. Условия трудового договора не могут противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

Причем Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников должно утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ч. шестая ст. 332 ТК РФ).

Сейчас установлено, что положение о замещении должностей профессорско-преподавательского состава и научных работников в высшем учебном заведении утверждаются федеральным органом управления образованием*. Однако существует и другое мнение о сложившемся ныне порядке проведения конкурса на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава вузов.

Отдельные авторы считают, что сам конкурс не всегда является эффективным, так как нередко сводится к избранию тех лиц, кандидатуры которых были заранее определены руководством кафедры (факультета) и вуза.

О конкурсах на замещение вакантной должности в российских вузах. заметка вторая

Чтобы сказать дату рождения на английском или какое сегодня число, нам понадобится знать: 1. количественные и порядковые числительные …

А что если собака укусила, а хозяин послал тебя нахер и ничего о себе не сказал, после чего спешно ретировался?

Также не создано и единого международного реестра и правил конвертирования научных должностей. Как следует из приказа Минздравсоцразвития РФ от Помимо научных работников, ФЗ определяет также инженерно-технических работников и работников сферы научного обслуживания.

Замещение преподавательских должностей в вузе: практический аспект

Таковы, в частности, отношения по конкурсному подбору кадров профессорско-преподавательского состава в вузах. Другие возникают в сфере гражданско-правовых отношений и имеют целью выявление конкретного субъекта, которому будет выплачено вознаграждение как победителю.

https://www.youtube.com/watch?v=UwoB-XtM9wE

В течение 1-1,5 часов преподаватели помогут детям в игровой форме познакомиться с современными технологиями, найти новые увлечения и больше узнать об окружающем мире.

💥 Видео

Учебная и производственная практикаСкачать

Учебная и производственная практика

Обучающий семинар по организации практической подготовкиСкачать

Обучающий семинар по организации практической подготовки

Теоретическая и практическая значимость исследования. Как легко написать и сформулировать?Скачать

Теоретическая и практическая значимость исследования. Как легко написать и сформулировать?

10 минут, чтобы узнать о профессии бухгалтерСкачать

10 минут, чтобы узнать о профессии бухгалтер

Расчет и распределение нагрузки научно педагогических работников в "1С:Университет" от 3 апреля 2021Скачать

Расчет и распределение нагрузки научно педагогических работников в "1С:Университет" от 3 апреля 2021

Организация методической работы в образовательной организацииСкачать

Организация методической работы в образовательной организации

Новый порядок аттестации педагогических и руководящих работниковСкачать

Новый порядок аттестации педагогических и руководящих работников

Правовые аспекты создания и осуществления международных образовательных проектовСкачать

Правовые аспекты создания и осуществления международных образовательных проектов

ЕФОМ: новые правила аттестации педагогических работниковСкачать

ЕФОМ: новые правила аттестации педагогических работников

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций 01.09.23г.Скачать

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций 01.09.23г.

Правовые аспекты работы с кадрамиСкачать

Правовые аспекты работы с кадрами

Актуальные векторы практической подготовки по иностранному языку в неязыковом вузе, ч 2Скачать

Актуальные векторы практической подготовки по иностранному языку в неязыковом вузе, ч 2

Преподавание эконометрики на PhD программах. Н. Зубанов. Лекция 2.Скачать

Преподавание эконометрики на PhD программах. Н. Зубанов. Лекция 2.

Развитие публикационной активности научно педагогических работников вузаСкачать

Развитие публикационной активности научно педагогических работников вуза

Встреча с Т.Г. Визель - академическим руководителем магистерской программы «Нейродефектология»Скачать

Встреча с Т.Г. Визель - академическим руководителем магистерской программы «Нейродефектология»

Аспекты сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадровСкачать

Аспекты сопровождения профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров

Противодействие экстремизму в молодежной среде: социокультурные аспекты // Sociology RUDNСкачать

Противодействие экстремизму в молодежной среде: социокультурные аспекты // Sociology RUDN
Поделиться или сохранить к себе: