Еще раз об увольнении. Что и как проверит прокуратура?

Еще раз об увольнении. Что и как проверит прокуратура? Архив

Видео:Увольнение по собственному желанию. Что нужно знать работнику?Скачать

Увольнение по собственному желанию. Что нужно знать работнику?

Увольнение по представлению прокуратуры

Увольнение по представлению прокуратуры – редкий, но в тоже время, встречающийся вариант расторжения трудового договора. В статье рассмотрено, что представляет собой представление прокурора, является ли этот документ обязательным для исполнения, как проходит процедура увольнения в данном случае.

Что такое увольнение по представлению прокуратуры?

Представление – это один из методов реагирования прокуратуры на нарушения, выявленные в результате проведения проверки.

Это документ, который направляется от имени прокурора или его заместителя в адрес органа или должностного лица, допустившего нарушения законодательства. Данное понятие закреплено в ст. 24 ФЗ «О прокуратуре» от 17.01.1992 г.

Отличительная черта представления: оно подразумевает быстрое рассмотрение и получение ответа.

Часто, данный вид реагирования применяется прокурором в случае обнаружения серьезных нарушений в деятельности организации в целом или отдельных ее подразделений и должностных лиц.

О результатах выполнения полученных замечаний, руководитель организации обязан известить прокурора письменно, в кратчайшие сроки.

Можно ли игнорировать результаты проверки?

Прокуратура наделена правом надзора за соблюдением действующего законодательства. При этом, все замечания прокурора, оформленные в виде представления, обязательны к исполнению. Об этом гласит ФЗ «О прокуратуре», а также, отдельные статьи Трудового кодекса РФ. Все требования прокурора (в рамках его полномочий) по устранению выявленных нарушений – законны и правомерны.

Стоит обратить внимание, что представление может содержать требования по устранению нарушений. Однако, в нем не может быть требования по привлечению работника к дисциплинарной ответственности или увольнения его. Согласно ТК РФ ст.22 и ст. 192 дисциплинарные взыскания к работнику может применять только работодатель.

В качестве основания для них служит факт неисполнения или ненадлежащего исполнения работником своих обязанностей. В качестве основания для увольнения или взыскания не может фигурировать представление прокурора.

Все требования прокуратуры относительно взысканий и увольнений носят рекомендательный характер.

В тоже время, они могут служить основанием для начала служебной проверки самим работодателем и принятием по ее итогам соответствующих мер.

Если руководитель организации сознательно игнорирует представление прокурора и не дает на него письменного ответа, то в отношении него могут быть применены несколько видов административных наказаний. Об этом гласит ст. 17.7 КоАП РФ.

Таким наказанием станет:

  • штраф в размере от 2 000 до 3 000 рублей;
  • дисквалификация на срок от полугода до года.

Обязаны ли уволить по результатам проверки?

Как говорилось выше, выполнить требования прокуратуры придется. Однако, руководитель вправе сам выбрать способ устранения нарушения, отличный от того, что предписал прокурор. В любом случае, необходимо дать письменный ответ на представление, с разъяснением всех проведенных действий по исправлению.

В представлении прокурора не может быть прямых требований об увольнении сотрудника. Такие формулировки носят исключительно рекомендательный характер. Руководитель организации вправе самостоятельно принять решение об увольнении или (если есть такая возможность) устранить нарушения без расторжения трудового договора.

Одним из частых способов выхода из данной ситуации является перевод «провинившегося» сотрудника на другую должность. При этом, существует ряд ситуаций, в которых такой перевод возможен только при согласии обеих сторон, а не по инициативе исключительно работодателя.

Кого могут уволить?

Прокурор имеет право провести проверку любой организации. Эти полномочия закреплены в ФЗ «О прокуратуре» ч. 4, ст. 353.

При проверке он вправе потребовать документы, касающиеся финансовой и хозяйственной деятельности организации. А также, документы, отражающие работу кадровой службы.

https://www.youtube.com/watch?v=RwlRcv_bZsM

В качестве основания для проведения такой проверки могут служить:

  • заявления и жалобы работников;
  • результаты проверок трудовой инспекции;
  • данные внебюджетных фондов;
  • документы и данные Госкомстата;
  • данные, предоставляемые милицией и судами;
  • вердикты комиссии по трудовым спорам;
  • деятельность профсоюзных организаций;
  • сообщения в СМИ.

Таким образом, представление прокурора с рекомендацией увольнения может коснуться любого сотрудника фирмы, в деятельности которого были выявлены нарушения законодательства.

Процесс увольнения

Трудовым кодексом не предусмотрена причина расторжения трудового договора по представлению прокурора.

Если такое решение было принято руководителем организации, то увольнение происходит на основании ст. 81 ТК РФ (по инициативе работодателя).

Наиболее частые (но не единственные) варианты увольнения в данном случае – за несоответствие должности и в связи с нарушением трудовых обязанностей.

Ниже рассмотрены процессы расторжения договора в обоих случаях.
Увольнение за несоответствие должности предусматривает несоответствие квалификации работника требованиям аттестации его рабочего места. Данная причина расторжения трудового договора возможна лишь в организациях, имеющих документ «Положение об аттестации». С ним должны быть ознакомлены все сотрудники, под подпись.

Требование прокурора может содержать рекомендацию по проведению аттестационной комиссии. Уволить сотрудника по данной причине, без проведения такой комиссии – невозможно. О проведении комиссии объявляется заранее. В качестве членов комиссии по аттестации выступают профессионалы в данной области, результаты аттестации оформляются отдельным приказом.

Если ее результат неудовлетворительный, то работнику дается вторая попытка пересдать аттестацию. В случае второго непрохождения испытания, работодатель обязан понизить сотрудника в должности (если есть такая возможность), либо уволить его. Если работник отказался от понижения в должности, то этот отказ оформляется письменно и после этого, по-прежнему, следует процедура увольнения.

Увольнение в связи с нарушением трудовых обязанностей – это один из видов дисциплинарного взыскания.

Об этом гласят статьи 192-194 ТК РФ. Алгоритм увольнения по этой причине выглядит следующим образом:

  • При обнаружении нарушения необходимо составить акт, в котором указаны все обстоятельства, дата нарушения и свидетели;
  • Работник обязан предоставить письменное объяснение о произошедшем;
  • Руководитель организации принимает решение о дальнейшей деятельности сотрудника;
  • При увольнении по этой статье, обязательное условие – соблюдение срока давности. Обнаружить поступок необходимо не позднее 1 месяца, спустя дня его совершения (включая отпуск и больничный), а применить взыскание – не позднее полугода с этого момента.

Вне зависимости о того, какой вариант увольнения сотрудника был выбран, прокурору направляется ответ на представление, с изложением всех принятых мер.

Пример бланка

Представление прокурора – стандартизированный документ, оформленный на бланке прокуратуры, который в обязательном порядке содержит следующие графы:

  • наименование и контакты организации, в адрес которой оно выслано;
  • ФИО должностного лица, которому адресован документ;
  • название документа: «Представление (с новой строки) Об устранении нарушений закона»;
  • далее, текст документа, содержащий сведения о сроках прокурорской проверки и выявленных им нарушениях;
  • отдельным абзацем указаны требования, обязательные к исполнению;
  • в конце: дата, подпись с расшифровкой, печать.

Представление прокурора – документ, содержащий требования прокурора об исправлении выявленных нарушений и требующий немедленного реагирования со стороны руководителя организации.

Игнорировать данный документ – нельзя.

Однако, при выполнении требований стоит учитывать, что все пункты, касающиеся увольнения и других взысканий, накладываемых на работников, носят рекомендательный характер.

https://www.youtube.com/watch?v=kr10cV7drp8

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Видео:Увольнение по собственному желаниюСкачать

Увольнение по собственному желанию

Прокурорская проверка

Еще раз об увольнении. Что и как проверит прокуратура?

Вместо эпиграфа приведу выдержку из Указа Петра I «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных».

Прокурорская проверка. Эти слова зачастую заставляют насторожиться не только представителей предпринимательства, но и работников государственных органов, органов местного самоуправления и прочих учреждений и организаций.

Давайте разберём, что же такое «прокурорская проверка», какими полномочиями обладают прокурорские работники, и самое главное – где пределы этих полномочий.

Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимую органами прокуратуры.

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором.

Поводом для проведения проверки может служить обращение гражданина, сообщение в СМИ, материалы гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Под предметом проверки необходимо понимать то, что, собственно говоря, проверяется и за какой период времени.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) относит к подведомственности прокуратуры всё то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов.

В Законе прямо указано: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы». Проверяемый период законодательно не установлен, однако следует руководствоваться принципами разумности и правовой определённости

Полномочия прокурора приведены в п. 1 ст. 22 Закона:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и учреждений;

— иметь доступ к их документам и материалам;

— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и осуществлять предусмотренные Законом полномочия, понимаются прокуроры, их заместители и помощники.

При проведении проверки должны быть исключено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место, не допускаться факты возложения на представителей проверяемых организаций обязанностей по предоставлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за её пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных. Сроки предоставления документов прокурорским работникам должны быть разумными, требования к форме и содержанию таких документов чёткими и понятными.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации сроки проверки проведения прокурорской проверки Законом не установлены, однако эти сроки не могут превышать сроков, установленных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45).

Поскольку основаниями для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие из СМИ, от граждан, должностных лиц и пр., то на их рассмотрение и проверку отводится 30 дней со дня из регистрации. В исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем, но не более чем на 30 дней.

https://www.youtube.com/watch?v=wvQ_CVtSg8Q

Прокурорская проверка может не выявить нарушений в работе учреждения. В случае же выявления нарушений прокурор вправе:

— внести представление с требованием устранить нарушение;

— внести предостережение о недопустимости нарушений;

— обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

Если в ходе проверки будут выявлены иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то прокуратурой будут реализованы полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении либо соответствующие материалы будут в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Новый порядок проведения прокурорской проверки

Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры либо его заместители. Помощник прокурора вправе вынести лишь постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Универсальной схемы действий в случае проведения прокурорской проверки не существует. Однако можно выделить моменты, на которых следует заострить внимание, чтобы в последующем грамотно обосновать свою правовую позицию.

Прокурорский работник обязан предъявить удостоверение и хотя бы устно (что вполне допустимо) разъяснить предмет проверки.

Если он забыл это сделать, следует напомнить об этом письменно, кроме того, можно запросить документ, на основании которого проводится проверка, сославшись на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.

2000 N 3-П, благодаря которому в Закон внесены изменения, предусматривающие возможность ознакомления с материалами проверки (старая редакция это запрещала с размытыми оговорками).

Если проверяющий запрашивает документы, которые не относятся по Вашему мнению к предмету проверки или его компетенции, то можно предоставить эти документы (разумеется получив письменное подтверждение данного факта) и обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд. Либо отказаться предоставлять эти документы, но тогда быть готовым доказать незаконность этих требований, чтобы избежать привлечения к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора.

В случае, когда прокурор просит предоставить неопределённый перечень документов за весьма продолжительный период времени, следует потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов, разъяснив при этом, что требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. Письменный отказ с указанием причин направить в прокуратуру, отметив, что Вы готовы предоставить все необходимые документы после уточнения их перечня.

Любой отказ в предоставлении прокурору информации, документов либо наоборот факт передачи каких-либо материалов должны быть письменно зафиксированы.

Если же проверяющий прокурорский работник желает опросить кого-либо из представителей организации, то своим работникам необходимо разъяснить, что по смыслу статьи 51 Конституции РФ давать объяснения – это право, а не обязанность.

После окончания проверки в течение месяца при выявлении нарушений прокурор может направить в Ваш адрес представление либо предостережение.

При получении одного из указанных актов прокурорского реагирования, если Вы согласны с выявленными нарушениями, необходимо устранить их и в течение месяца сообщить прокурору о результатах.

Если Вы не согласны с представлением (предостережением), нужно обжаловать их в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заявление об оспаривании акта прокурорского реагирования необходимо подать в суд в течение трёх месяцев со дня его получения (ст. 256 ГПК РФ).

Обжалование действий прокурора вышестоящему должностному лицу может не принести желаемого результата, кроме того, ожидая ответа можно пропустить предусмотренный законом срок для обращения в суд.

Видео:Как не отрабатывать 2 недели при увольнении. Права работникаСкачать

Как не отрабатывать 2 недели при увольнении. Права работника

Подготовка к проверке

Еще раз об увольнении. Что и как проверит прокуратура?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 653-60-72 (добавочный 784). Это быстро и бесплатно!

На данном этапе совершаются действия до выезда на место:

  • 1. Ознакомление с материалами ранее проведенных проверок.
  • 2. Изучение нормативных актов, касающихся деятельности поднадзорного объекта.
  • 3. Изучение руководящих указаний вышестоящего прокурора в части предмета проверки.
  • 4. Изучаются имеющиеся в прокуратуре инструктивные письма, пособия, рекомендации.
  • 5. Определение методов и тактики проведения проверки (формулирование вопросов, подлежащих выяснению, круг проверяемых объектов)
  • 6. Консультации с коллегами и специалистами, формулирование вопросов, которые ставятся перед специалистами.
  • 7. Составление плана предстоящей проверки, в котором результаты предыдущих действий отражаются.

План проверки состоит из следующих элементов:1) Предмет (перечень вопросов)2) Сроки3) Участники (объект и субъект)4) Возложение контроля исполнения5) Решение тактических вопросов (тактика и методика)

Если руководитель поднадзорного объекта не настроен на сокрытие, то нужно заранее сообщить его о проверке.

Проверка на месте

По прибытии на место прокурор должен вызвать руководителя или лица, его замещающего; руководитель может сам сопровождать прокурора или выделить кого – то из подчиненных, который содействует прокурору (знакомство с объектом, вызов лиц для объяснений).

Проверочные действия: ознакомления с актами предшествующих проверок, с другими документами, правовыми актами, осмотр документов, а также предметов, территорий, помещений, использование помощи специалистов, получение консультаций на месте, назначение экспертиз, ревизий, беседы с руководителями и иными лицами, получения с них объяснений, снятие копий с документов и т.д.

Заключительный этап проверки

Заключительный этап – реализация материалов проверки, т.е.

оценка, полученных результатов, формирование решений о мерах прокурорского реагирования; рекомендуется при выявлении нарушений провести устный разбор этих результатов с руководством, сотрудниками юридических служб, лицами, виновными в совершении нарушений, лицами, попустительствовавшими в совершении нарушений.

https://www.youtube.com/watch?v=lPPLOKOTaAM

По результатам проверки прокурором — руководителем прокуратуры составляется справка. На основании данной справки подготавливаются соответствующие акты прокурорского реагирования.

Прокурор контролирует исполнение требований, изложенных в акте прокурорского реагирования (сроки рассмотрения данного акта, сроки направления ответов, полнота исполнения требований прокуроров)

Если проверка проводилась другим прокурорским работником, то им составляется докладная записка. В этих документах отражается характер и объем выполненной в ходе проверки работы и фиксируются выявленные нарушения законов.

Виды прокурорских проверок:
По поводу проведения проверки:

  1. Проводимые по сигналам (из обращений граждан, СМИ, из материалов поступивших из других органов)
  2. Проводимые по инициативе прокурора

Иначе их называют плановые и внеплановые
По объему:

  1. Целевые – проводятся по отдельным фактам правонарушений либо по исполнению одного конкретного закона или группы родственных законов, по отдельным сообщениям, заявлениям, жалобам.
  2. Широкие (комплексные) – проверяется исполнение законов, регулирующих разнородные общественные отношения (например в сфере законодательства о предпринимательстве и защите прав потребителей).

По проверяющим субъектам:

  1. Специфические – только сотрудники органов прокуратуры
  2. Смешанные – проводятся прокурорскими работниками с привлечением специалистов из разных отраслей; либо с другим государственным органом (например, с инспекцией труда)
  3. Ведомственные – проводятся отдельными ведомствами по заданию прокуратуры

По проверяемым субъектам:

  1. Проводимые в одном органе
  2. Проводимые в нескольких органах одновременно

Сквозные проверки проводятся тогда, когда возникает необходимость проследить исполнение законодательства сверху вниз, в рамках единой правовой сферы, одного ведомства — от федерального уровня до городов и районов.

К проведению таких проверок прибегают в случаях, когда необходимо составить целостное представление с исполнением определенной группы законов, а также тогда, когда иным способом нельзя выяснить, какой уровень исполнительной власти не обеспечил надлежащее исполнение закона (например, целевое использование средств централизованного государственного кредита).
По целевому назначению:

  1. Первичные – проверки по выявлению нарушений законов и сопутстсвующих им обстоятельств
  2. Контрольные – проводимые в порядке контроля за исполнением законов, требований прокурора
  3. Повторные – когда не исследованы все обстоятельства

Где происходит проверка:

  1. Выездная проверка
  2. С самой прокуратуре – документарная проверка

Участники прокурорской проверки: прокурорский работник, лицо в отношении которого проводится проверка (это руководитель органа, либо любое должностное лицо, который непосредственно участвует в проведении проверки: т.е.

предоставляет документы, если это проверка на предприятии, то показывает всё (не знаю я как это правильно сформулировать) и специалисты привлекаемые прокуратурой для проведения проверок, но специалисты будут относиться к лицам, способствующим проведению проверки

  1. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Протест прокурора – официальное возражение прокурора от имени государства, обращенное к ОГВ, управления, ДЛ по поводу принятия незаконных правовых актов об их отмене или изменении.

Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.

Реквизиты: 1)вступительная часть:*место и дата вынесения протеста; *наименование органа или долж.лица который издал правовой акт; *наименование опротестов.

акта;2)описательная часть: *изложение содержания опротестованного акта или его части, кот-ая противоречит закону3) мотивировочная: прокурор убеждает адресата в необходимости отмены или изменения НПА, указывает нормы нарушения закона3)заключительная: выводы.

Состоит из 2 компонентов:а) требовательный – указание прокурора на отмену или изменение акта, требование о восстановлении нарушенных прав и устранение последствийб) распорядительный – обязательное рассмотрение протеста в 10 дневной срокПредставление прокурора – акт прокурора либо его заместителя, имеющий своим предметом совокупность нарушений законов, адресуемый компетентным органам и ДЛ с требованием о безотлагательном рассмотрении и принятии мер по устранению нарушений законов, причин и условий способствующих им, а также привлечение к материальной или дисциплинарной ответственности виновных лиц и сообщение о результатах и принятых мерах прокурору в письменной форме. Меры необходимо принять в течение 30 дней. Направляется лицу, которое правомочно устранить нарушения.В случае несоответствия постановлений Правительства Конституции  и законам Генеральный прокурор информирует об этом Президента.

Реквизиты:

  1. вводная – адресат, его наименование
  2. обобщающая – описываются факты нарушения законности, излагаются количество правонарушений, степень тяжести
  3. аналитическая – анализируются причины и условия способствующие нарушению
  4. заключительная:

а) требовательный компонент – требования прокурора о принятии мер по устранению нарушения законаб) карательный – привлечение виновных лиц к отв-тив) распорядительный – безотлагательное рассмотрение и необходимость принятия в месячный срок по устранению и предупреждению правонарушений и указание на обязательность письменного сообщения прокурору о результатахПостановление прокурора – ст.25 ФЗ о прокуратуре – это акт прокурорского реагирования, содержащий мотивированное требование о привлечении к ответственности правонарушителя как непосредственно, так и путём предъявления соответствующих требований об этом компетентному органу или должностному лицу. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Реквизиты:

  1. вводная – сведения о наименовании акта, времени и месте его составления, лице составившем и источнике информации о правонарушении
  2. описательная – подробное изложение обстоятельств правонарушения
  3. мотивировочная – обоснование наличия в действиях виновного административного проступка, указывается какие нормы права были нарушены
  4. резолютивная – выводы:

а) постановляющий компонент – указание прокурора о возбуждении производства в отношении конкретного лицаб) распорядительный – направление материалов компетентным органам с обязательным рассмотрением постановления в 15 дневной срок и сообщением результатов прокурору.

https://www.youtube.com/watch?v=hVBi4FQ1buQ

Предостережение о недопустимости нарушения закона – надзорный официальный акт, представляющий собой требование прокурора к лицу, пытающемуся нарушить закон, о недопустимости противоправных действий и разъяснение ему последствий.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.Данный акт направлен на будущее, когда нарушение еще не совершено. Акт индивидуального воздействия. Объявляется в кабинете прокурора и вручается под роспись лица. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности (за неисполнение требований прокурора).

Данный акт подписывается прокурором или заместителем прокурора.

5. Требование
Реагирование прокурора на выявленные коррупциогенные факторы. Согласно ст. 4 Закона об экспертизе и ст. 9.

1 Закона о прокуратуре при выявлении в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов. Возможные варианты способов устранения отражены в п. 1.5 приказа Генпрокурора РФ от 28.

12.2009 N 400, в том числе: а) внесение изменений в акт: б) отмена акта (или его отдельных норм); в) разработка и принятие иного акта, устраняющего коррупционный фактор.

К названному приказу прилагается формализованный бланк требования об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, которым необходимо пользоваться в практической деятельности.

В целом следует отметить, что по характеру адресации, порядку и срокам рассмотрения требование фактически идентично протесту прокурора, приносимому в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре. В частности, Законом предусмотрен стандартный 10-дневный срок обязательного его рассмотрения со дня поступления (сокращенный срок прокурор устанавливать не вправе).

Требование, адресованное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании такого органа. Пункт 1.

6 приказа предписывает руководителям органов прокуратуры лично участвовать в рассмотрении представительными органами регионального и муниципального уровней внесенного ими акта реагирования, а также обеспечить участие работников прокуратуры во всех иных случаях.

При рассмотрении требований прокуроры обязаны занимать активную позицию, разъяснять негативные последствия практики правоприменения нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы. Закон о прокуратуре предусматривает, что требование может быть отозвано внесшим его прокурором до рассмотрения акта реагирования адресатом, равно как допускает возможность обжалования его заинтересованными лицами.

Согласно п. 1.7 приказа Генпрокурора РФ от 28.12.2009 N 400 в случае отклонения требований надлежит использовать право на обращение в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Данный документ также требует от прокуроров регионального звена обеспечить участие наиболее подготовленных работников в рассмотрении судом заявлений о внесении изменений в акт с целью исключения коррупциогенных факторов из акта законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

  1. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Видео:Идеальное основание увольнения – Елена А. ПономареваСкачать

Идеальное основание увольнения – Елена А. Пономарева

Если законность увольнения проверяет прокуратура. Полезные советы работодателю. Еще раз об увольнении. Что и как проверит прокуратура? Полномочия суда при незаконном увольнении

Еще раз об увольнении. Что и как проверит прокуратура?

Государственная инспекция труда (ГИТ) — главный «выявитель» нарушений норм трудового законодательства, допускаемых работодателями. Частота обнаружения нарушений зависит не только от специфики деятельности работодателей, но и от уже выработанной линии проверочных мероприятий государственных инспекций труда. Рассмотрим более подробно, где именно работодатели допускают ошибки.

В целом нарушения, выявляемые за последние три-четыре года, можно классифицировать по нескольким группам, сделав это аналогично разделам ТК РФ.

Самые «популярные» нарушения выявляются в области:

  • заключения, изменения и прекращения трудового договора;
  • оплаты труда, в том числе при увольнении;
  • охраны труда;
  • режима труда и отдыха;
  • непредоставления гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • дисциплины труда и применения взысканий;
  • гарантий, предоставленных ТК РФ отдельным категориям работников;
  • повышения квалификации;
  • нарушений при принятии локальных нормативных актов;
  • исполнения требований законодательства при применении иностранной рабочей силы.

1. Нарушения при заключении, изменении и прекращении трудового договора

Поскольку трудовые отношения с работниками начинаются с момента заключения трудового договора, именно здесь встречаются первые нарушения. По данным проверок ГИТ, наиболее часто они состоят в следующем:

  • трудовой договор в нарушение требований ст. 67 ТК РФ не заключен в письменной форме;
  • в трудовой договор не включены обязательные условия, установленные ст. 57 ТК РФ (чаще всего не указываются условия оплаты труда (размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты));
  • при приеме на работу работника не ознакомили с Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, Положением об оплате труда и иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к трудовой функции работника (ст. 68 ТК РФ);
  • прием на работу не был оформлен приказом (распоряжением) работодателя или не был объявлен под роспись в трехдневный срок со дня подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ);
  • лица, не достигшие 18 лет, были приняты на работу без прохождения обязательного медицинского осмотра (ст. 69 ТК РФ) или на работу с вредными условиями труда (ст. 265 ТК РФ);
  • нарушен порядок ведения и хранения трудовой книжки (не внесены сведения о переводах, награждениях, увольнениях, формулировки записей об увольнении не соответствуют формулировкам ТК РФ, иного федерального закона; в день увольнения не выдана трудовая книжка) (ст. 66 ТК РФ);
  • не соблюден двухмесячный срок уведомления работника об изменении определенных сторонами условий трудового договора (введение новых форм оплаты труда, изменение режима работы и пр. — ст. 72, 74 ТК РФ);
  • установлено испытание при приеме на работу лицам, которым испытание не устанавливается (поступающие на работу по конкурсу, беременные женщины, несовершеннолетние, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу, впервые поступающие на работу после окончания учебных заведений профессионального обучения);
  • вместо трудового договора заключен гражданско-правовой (подряда, оказания услуг, поручения и др.), или заключен срочный трудовой договор в случаях, не предусмотренных ст. 59 ТК РФ.

В большинстве случаев выявление нарушений происходит либо при проведении плановой проверки ГИТ, либо внеплановой на основании письменного обращения-жалобы работника. Зачастую ее инициатором может выступать и прокуратура, в которую работники обращаются не реже, чем к государственному инспектору труда.

https://www.youtube.com/watch?v=moCFMnQ3qu4

При заключении трудового договора самым распространенным является отсутствие письменного трудового договора и/или приказа о приеме на работу (ст. 67 и 68 ТК РФ).

Одним из частых видов нарушений при заключении трудового договора является его специфический подвид: прием работников без наличия обязательных для них документов, установленных как ТК РФ, так и иными законодательными актами.

Такими документами, например, являются водительское удостоверение для водителя, удостоверение о допуске к работам по определенной группе электробезопасности — для электрика, справка об отсутствии судимости — для лиц, претендующих на работу в детских учреждениях.

Пример 1

Показать

ГИТ квалифицировала прием на работу в ГУ «МДОЦ» «Лесная сказка» работников, не представивших справки о наличии (отсутствии) судимости и/или фактах уголовного преследования в личные дела, как нарушение ст. 65, 351.1 ТК РФ. В отношении юридического лица вынесено постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа .

Нарушения в области изменения трудового договора чаще всего заключаются в неправильном оформлении переводов работников на другую работу. Работодателем, как правило, нарушается требование о наличии письменного согласия работника на перевод.

Еще чаще, по данным проверок ГИТ, встречаются нарушения при изменении определенных сторонами условий трудового договора, в части порядка оплаты труда и составных частей заработной платы.

Пример 3

Показать

В нарушение ст. 74 ТК РФ работодатель не уведомил в письменной форме работников об изменении системы оплаты труда в МУК «Белоярский ЦДиТ». Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности .

При расторжении трудового договора инспекторы нередко констатируют нарушения порядка расторжения (например, срочного трудового договора или по основанию, предусмотренному ст.

71 ТК РФ, — по результатам неудовлетворительного испытания), а также требований ТК РФ о совершении определенных действий работодателя в день увольнения — о выдаче трудовой книжки и проведении окончательного расчета.

2. Нарушения в области оплаты труда, в том числе при увольнении

Нарушения в области оплаты труда занимают, пожалуй, второе место по частоте встречающихся нарушений норм трудового законодательства. В данном случае ГИТ фиксируются следующие виды:

  • выплата заработной платы один раз в месяц (ст. 136 ТК РФ);
  • задержка выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);
  • невыплата всех сумм, причитающихся при увольнении (ст. 140 ТК РФ).

Статья 136 ТК РФ устанавливает, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Однако на многих предприятиях, имеющих финансовые проблемы и малочисленный состав трудового коллектива, а также применяющих «черный нал» при расчетах с работниками, такое нарушение — обычное дело.

Бывают даже случаи, когда работодателю просто лень выплачивать зарплату дважды в месяц, нагружая и бухгалтера, и кассира, проводя операции по расчетному счету и т.д.

Отметим, что невыплата сотрудникам всех сумм, причитающихся при увольнении, в день увольнения с работы, — очень распространенное нарушение требований ТК РФ. При этом нарушается требование ст. 140 ТК РФ: при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся сотруднику, производится в день его увольнения.

Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Чаще всего данное нарушение устанавливается не в ходе плановых проверочных мероприятий, а в результате внеплановой проверки, проводимой на основании обращения уже уволенного работника, в отношении которого допущено нарушение.

Пример 4

Показать

В ООО «Производственный центр «Поиск» 12.11.2011 ГИТ выявила нарушения ст. 140, 183 ТК РФ в части невыплаты полного денежного расчета при увольнении, в том числе пособия при временной нетрудоспособности. Руководителю выдано предписание, он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа .

https://www.youtube.com/watch?v=ov9lwV49vZ4

Практика показывает, что по нарушению ст. 136 ТК РФ, выражающемуся в задержке оплаты труда, очень часто фиксируются рецидивы. Такое положение вещей обычно связано с нестабильной финансовой ситуацией на предприятии. При этом организация не обязательно находится в стадии банкротства.

Частой причиной являются неплатежи со стороны контрагентов, ситуация конфликта с налоговыми, таможенными органами, возникшего в результате недоначисления налогов, неуплаты таможенных платежей. И, как результат, — приостановление операций по счету.

А это препятствует своевременному проведению расчетов с собственными работниками по оплате труда без выполнения определенных сложных и длительных действий для получения денежных средств с собственного счета на оплату труда работникам.

Однако указанное «бедственное» положение предприятия-работодателя никак не влияет на его обязанность по своевременной оплате труда, а также на ответственность, к которой оно может быть привлечено за данный вид нарушения ТК РФ.

Пример 5

Показать

18.11.2011 ГИТ провела проверку исполнения ранее выданного предписания о выплате работникам МУП «Безенчукское коммунальное хозяйство» задолженности по заработной плате. Предписание не исполнено. Составлен протокол о привлечении к административной ответственности юридического лица по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, который был направлен в суд .

Задолженность перед работниками может быть небольшой по размеру и срокам, но это не влияет не только на возможность привлечения работодателя к административной ответственности, но и на размер санкции.

3. Нарушения в области охраны труда

Виды нарушений в сфере охраны труда едва ли не превышают по численности выявляемые нарушения при заключении, изменении и расторжении трудового договора. Их разнообразие связано с большим количеством требований ТК РФ в данной области. Поэтому практически на каждое установленное ТК РФ требование находится свое нарушение и свой нарушитель.

Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209-212 ТК РФ.

Напомним, что аттестация рабочих мест по условиям труда — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Аттестация рабочих мест по условиям труда в настоящее время проводится в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.04.

2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Следует отметить, что сроки проведения аттестации устанавливает работодатель, но аттестация не может проводиться реже, чем каждые пять лет для каждого рабочего места.

Проведение аттестации рабочих мест — мероприятие затратное, довольно долгое и имеет множество нюансов, которые могут привести к ее недействительности. Не желая связываться с таким сомнительным с точки зрения продуктивности, необходимости, делом, работодатели часто игнорируют требования законодательства в данной области охраны труда.

Пример 6

Показать

🌟 Видео

Увольнение работника по инициативе работодателяСкачать

Увольнение работника по инициативе работодателя

ГОСПОЖА "ПРОКУРОР" ХОЧЕТ УВОЛИТЬСЯ 😤Скачать

ГОСПОЖА "ПРОКУРОР" ХОЧЕТ УВОЛИТЬСЯ 😤

Выплаты при увольнении работникаСкачать

Выплаты при увольнении работника

Прокуратура помогла получить полный расчет работнику при увольненииСкачать

Прокуратура помогла получить полный расчет работнику при увольнении

Как уволиться: по соглашению или по собственному желанию? Трудовые споры и суд по увольнениюСкачать

Как уволиться: по соглашению или по собственному желанию? Трудовые споры и суд по увольнению

МЫ ПРОТИВ СИСТЕМЫ! | САКЕ| ФИНАЛЬНАЯ СЕРИЯСкачать

МЫ ПРОТИВ СИСТЕМЫ! | САКЕ| ФИНАЛЬНАЯ СЕРИЯ

Как не отрабатывать две недели при увольнении? Увольнение по собственному желаниюСкачать

Как не отрабатывать две недели при увольнении? Увольнение по собственному желанию

ВЫПЛАТЫ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ СОТРУДНИКА | ПРЕМИИ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ #hr #увольнение #трудовоеправоСкачать

ВЫПЛАТЫ ПРИ УВОЛЬНЕНИИ СОТРУДНИКА | ПРЕМИИ ПОСЛЕ УВОЛЬНЕНИЯ #hr #увольнение #трудовоеправо

Выплаты при увольнении по собственному желаниюСкачать

Выплаты при увольнении по собственному желанию

Отзыв заявления об увольненииСкачать

Отзыв заявления об увольнении

Никогда не делай это при увольнении! #работа#увольнение#коллегиСкачать

Никогда не делай это при увольнении! #работа#увольнение#коллеги

Шантаж при увольнении - Елена А. ПономареваСкачать

Шантаж при увольнении - Елена А. Пономарева

Незаконное увольнение работникаСкачать

Незаконное увольнение работника

Гнида ты, а не офицер!!! / Солдаты 1 сезон 7 серияСкачать

Гнида ты, а не офицер!!! / Солдаты 1 сезон 7 серия

как НЕ ОТРАБАТЫВАТЬ 2 недели ПРИ УВОЛЬНЕНИИ?Скачать

как НЕ ОТРАБАТЫВАТЬ 2 недели ПРИ УВОЛЬНЕНИИ?

ТОП-7 трудовых прав, о которых вы НЕ ЗНАЕТЕСкачать

ТОП-7 трудовых прав, о которых вы НЕ ЗНАЕТЕ
Поделиться или сохранить к себе: