+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Каково быть другом Одиссея, или Что такое менторинг?

Содержание

Что такое менторство, менторинг?

Каково быть другом Одиссея, или Что такое менторинг?
09.04.2021 14 751 0 Время на чтение: 9 мин.

:

Сегодня я расскажу вам о том, что такое менторство, менторинг, как происходят эти процессы, для чего они необходимы, чем отличаются менторинг и коучинг, в чем преимущества менторства, и много другой интересной информации, касающейся этой темы. Думаю, что это будет полезно знать всем, поскольку очень многие сталкиваются с менторингом в жизни, даже не подозревая об этом. Итак, обо всем по порядку.

Что такое менторство или менторинг?

Понятие «менторинг» заимствовано из английского языка (mentoring), и в переводе означает «наставничество». В русском языке сейчас одновременно используют два понятия — «менторинг» и «менторство» — оба они имеют одинаковое значение.

Менторство или менторинг — это процесс взаимодействия более опытного в чем-либо человека с менее опытным, при котором опытный передает менее опытному свои знания, навыки, умения в этом деле, для того чтобы тот тоже достиг в нем определенных результатов.

Если очень простыми словами, то менторство — это наставничество, но не в чистом виде, а в сочетании с консультированием, коучингом и даже психологической помощью. Далее я подробнее разберу, чем отличаются эти понятия, и что они в себя включают.

Как вы видите, в процессе менторинга участвуют, как минимум, два человека, и их называют определенными терминами.

Ментор — это и есть наставник, осуществляющий менторство.

Протеже — это менее опытный ученик ментора, с которым он взаимодействует.

Чаще всего, менторинг используется в рабочих коллективах: к сотруднику-новичку приставляется опытный ментор, который обучает его работе до нужного уровня. Однако, менторство можно встретить и в других направлениях, таких как личностный рост, развитие каких-либо необходимых жизненных навыков и умений, и т.д.

В какой-то степени ментором для человека являются его родители, учителя, начальники, более опытные друзья, а иногда даже и незнакомые люди.

Разница лишь в том, что во взаимодействии с ними человек получает только какие-то определенные стороны менторинга, а когда речь идет о наставничестве опытного ментора — тот осуществляет менторство профессионально, комплексно, включая все его необходимые стороны.

Виды менторинга

Рассмотрим основные виды менторинга, их всего три:

  1. Индивидуальный менторинг — в этом случае ментор взаимодействует со своим протеже индивидуально, «один на один». Это наиболее распространенный и самый эффективный вид менторства.
  2. Групповой менторинг — здесь один ментор взаимодействует с определенной группой протеже, объединяемых общими целями и задачами. Как правило, это рабочий коллектив, сотрудники одного отдела или просто собравшаяся группа людей, желающая получить знания и навыки в определенном направлении. Такой вид менторства часто встречается на крупных предприятиях.
  3. Коллективный менторинг — в этом случае группа из нескольких менторов осуществляет взаимодействие с коллективом протеже. Этот вариант тоже можно встретить на крупных предприятиях.

Как осуществляется менторство?

Давайте рассмотрим, как происходит менторинг. Схема примерно следующая.

Протеже обращается к ментору самостоятельно, либо же руководитель назначает ментора для протеже. Перед ментором ставится задача: чему конкретно он должен научить своего протеже и в какие сроки. И он начинает работу со своим учеником, целью которой является достижение протеже обозначенных результатов.

Из чего складывается эта работа? Обозначу основные моменты, которые выполняет ментор:

  • Оценивает первоначальный потенциал своего протеже;
  • Разъясняет протеже теоретические основы определенного дела/работы/процесса;
  • Показывает протеже на собственном примере, как выполняется работа;
  • Помогает протеже обозначить цели и пути их достижения;
  • Помогает протеже собрать мысли воедино и сконцентрироваться на нужном процессе;
  • Выступает психологическим мотиватором для своего протеже;
  • Помогает протеже преодолеть нерешительность, страхи и т.п.;
  • Помогает протеже обзавестись деловыми контактами, если это необходимо;
  • Дает протеже практические задания, выполнение которых приблизит его к поставленным целям;
  • Дает советы, рекомендации по мере выполнения протеже этих заданий;
  • Оценивает результаты своего протеже;
  • Оказывает психологическую поддержку протеже в процессе менторинга;
  • Помогает протеже прийти к поставленным целям.

Таким образом, в процессе менторства ментор одновременно сочетает в себе функции учителя, тренера, коуча, психолога, консультанта, наставника и других специалистов.

Менторинг и коучинг: сходства и отличия

Теперь я хочу рассмотреть, чем схожи и отличаются менторинг и коучинг. В предыдущих публикациях я отдельно описывал, что такое коучинг, виды коучинга и его отдельные направления.

И менторинг, и коучинг имеют одну общую цель: довести человека до желаемого результата. Но методы, которыми эта цель достигается, несколько разные.

В процессе коучинга коуч-тренер не обучает своего клиента, не рассказывает ему, как правильно нужно делать то или иное дело, а помогает ему раскрыть собственный потенциал, скрытые способности и таланты, найти свой собственный путь к достижению поставленной цели. Сам коуч ни в коем случае не указывает, каким должен быть этот путь, он делает так, чтобы его подопечный сам нашел верное решение.

Менторство — это другой процесс, в котором ментор разъясняет своему ученику и показывает на собственном примере, как нужно достигать той или иной цели, поскольку он опытнее в этом деле. Ментор в какой-то степени выполняет и функции коуча, но в целом менторинг — это более широкомасштабный процесс.

И менторинг, и коучинг помогают людям достичь успеха в определенной сфере жизнедеятельности или даже качественно изменить свою жизнь к лучшему в целом. Но делают это разными методами.

Теперь вы имеете определенное представление о том, что такое менторинг, менторство, как происходит этот процесс, для чего он используется. В следующей публикации я более подробно расскажу, кто такой ментор, и как он работает.

Повышайте свою финансовую грамотность и будьте успешными! Сайт Финансовый гений — это ваш хороший информационный помощник в этом деле. Оставайтесь с нами, подписывайтесь на наши официальные страницы в социальных сетях и следите за обновлениями!

Источник: https://fingeniy.com/chto-takoe-mentorstvo-mentoring/

Mentoring (Менторинг)

Каково быть другом Одиссея, или Что такое менторинг?

Содействие обучению с долгосрочными целями. Объяснение Mentoring (Менторинг)

Что такое Менторинг? Описание

Менторинг можно описать как содействие обучению с долгосрочными целями. Др.

Beverly Kaye (2003) утверждал, что «для каждого успешного человека существует одна элементарная истина: где-то, как-то, кто-то позаботился об их росте и развитии, этот человек был ментором».

В исследовании менторов можно обнаружить, что имя ментора появляется в истории многих успешных людей с почти ожидаемой частотой:

    Freddie Richard быть наставником Laker Branson (бизнес). Аристотель был наставником Александра Великого (история, политика). Mel Gibson был наставником Heath Ledger (актерское мастерство). Eddy Merckx был наставником Lance Armstrong (велосипедные гонки). Гайдн был наставником Бетховена и Моцарта (музыка). Мерлин был ментором Артура (легенда).

Для многих людей «неофициальный менторинг является частью повседневной жизни с помощью друзей, родственников, знакомых и незнакомцев, так как содействие представляет собой распространенный человеческий опыт» (Pegg, 1999).

Культурные аспекты менторинг

Культурные аспекты весьма релевантны в определении менторинг. Традиционный американский «ориентированный на карьеру» менторинг, называемый «спонсорство», не прижился в европейской среде, концепция «человека, обладающего качествами отца» не уживается с большей потребностью в самонаправлении.

Европейский «эволюционный менторинг» с фокусом на «личном росте и обучении» (Clutterbuck, 1998) ориентируется на «взаимную поддержку», для европейского восприятия это «воспринимается» как более благополучная альтернатива.

Однако какая бы ни была контрольная точка, с которой определяется термин, в своей сущности менторинг включает «выраженную тему обучения» (Egan, 2002) и действия «катализатора изменения» (Johnson et al, 1999).

Профессиональный менторинг

Профессиональный наставник может иметь определенные взгляды о том, что «менторинг создает будущее на основании компетентности и мудрости другого… менторы свободно дают совет и мнение относительно стратегий и правил» (Zeus и Skiffington, 2005).

Главным определяющим фактором менторинг является то, что он имеет «подтекст, подразумевающий передачу знаний более старым и мудрым ментором и оказание содействия как покровителя подопечному» (Rogers, 2004), что непосредственно связано с этимологией самого слова, в то время как практик/академический менторинг ориентируется больше на «всего человека и большую картину» (Cranwell-ward et al, 2004). Менторинг – более стратегический, органический и целостный процесс. «Менторы говорят о своем личном опыте. С опытом, любой лидер может действовать как ментор и предлагать совет и поддержку» (Rosinski, 2003). Однако в 1990-х ведущие публицисты в данной области начали заявлять, что «необходимо поразить протеже знанием и опытом» (Clutterbuck, 1991). И что ментор – «профессиональный мудрый человек » (Caruso, 1992). «Карьерный друг » (Rolfe-Flett, 1996).

современный взгляд на менторинг

Современному подходу более характерна коммерческая точка зрения на обоснованность менторинг и коучинг. Мы видим смещение представления о менторе как о «Опытном, объективном наставнике, обладающем властью оказывать влияние на события» (Conway, 1995) и процессы обучающейся организации.

«Для того, чтобы помочь и поддержать людейм в управлении собственным обучением с целью максимизировать свой потенциал, развить навыки, повысить эффективность и стать тем, чем хотелось бы» (Parsloe, 1999). Ближе к 2000г.

произошел сдвиг к более включающему подходу, согласно которому ментор – человек, который «олицетворяет Целый спектр ролей» (Connor et al, 2000). Человек, «обеспечивает Руководство и поддержку, содействует, делает возможным» (Henley Management College, 2000).

Для последнего времени характерно рассмотрение роли менторов как «Целостной», основанной на «аналитическом обучении», «сродни пастырской заботе» (Clutterbuck, 2004) и «Большой картине» (Cranwell et al, 2004).

Определения менторинг

Удивительно, но в каждой компании, в которой практикуется менторинг, имеется свое специфическое определение. Поэтому различные компании имеют несколько различные описания менторинга.

    Для Avaya, «Менторинг – термин, используемый для того чтобы, помогать, советовать и направлять сотрудников через сложности бизнеса. В EDS, «Менторинг – взаимное партнерство обучения, в котором люди оказывают содействие друг другу в профессиональном и личном развитии через коучинг, моделирование ролей, консультирование, совместное использование знания и обеспечение эмоциональной поддержки». В Abbey, «Менторинг означает отношение, а не просто процедуру или деятельность, где один человек профессионально оказывает содействие в развитии другого». В Bennetts, «Ментор – это человек, который ведет персональное отношение с учеником с целью развития и тот, кого ученик рассматривает как человека, способного внести вклад в личный рост». (Cranwell-палаты et al, 2004).

Вопрос о том, является ли Coaching (Коучинг) составной частью менторинг, указывает на то, что соотвествующие роли могут измениться по мере развития отношений….

наставник, посредник, важный друг, человек, эффективный в налаживании связей, образец для подражания.

(Connor et al, 2000) Представление о том, что менторинг занимает руководящее положение с совокупностью совместимых ролей; в неакадемических кругах также предполагается, что менторинг – модель для наставнической, (Hudson, 1999).

Происхождение менторинг. История

Концепция ментора уходит далеко в прошлое, термин Ментор впервые появился в “Одисcее” Гомера (875BC ), где ментору поручалось королем Одисcеем присматривать за его сыном Телемакусом и его дворцом, в то время как он отправлялся воевать в Троянской войне.

Телемакус был любимцем Афины (Rieu, 1946), сказавшей, что она «всегда будет находиться возле Телемакуса и защищать во всех его приключениях».

Афина, богиня «войны и мудрости», приняла на себя роль ментора, чтобы направлять, советовать Одиссею и его сыну в различных эпизодах “Одисcеи”.

Этимологически слово «ментор» возникло из греческого: Men-«тот, кто думает», «tor»-суффикс, обозначающий мужеской пол (Klein, 1967).

Соединяя это понятие с фактическим руководством, исходящим от женщины, мы можем сделать заключение о том, что происхождение слова относится к времени в истории, когда мужчина имел доминирующую власть, с точки зрения иерархии, а не интеллекта.

Это понятие слова ментор как «доверенного руководителя» распространилось и сохранилось до сегодняшнего дня.

Первое современное применение термина можно отнести к книге 1699г. Les Adventures de Telemaque, французского писателя Francois Fenelon (Roberts, 1999). В этой книге главный герой выполняет роль ментора, «Telemaque» был имитацией классики Гомера 'Одисcея'.

Cлово ментор появилось в английском языке только в 1750 (Anderson и Shannon, 1995), в Oxford English Dictionary говорится, что слово впервые было использовано в 1750 Chestere в «Letters to Son, 8th March».

Как раз в этот период некоторые думают, что менторинг исчез и возник снова, когда, в действительности, независимо от названия, процесс был последователен в течении европейской истории.

Начиная с продолжающегося до сегодняшнего дня монастырского менторинг в описании Saint Bede, редактора важного издания De Corpore. Монастырский ментор остается до натоящего дня. Записано в 1511г., что Luther и его монастырский ментор, Johann von Staupitz обсуждали многие темы (Christianity today, 2006).

«От подмастерья к ремесленнику» также было распространенное явление в ходе промышленной эпохи. Вообще ученичество в 1640г. означало «обусловленный договором об отдаче в ученичество», что было сродни праву собственности. Подмастерье служил до 12 лет или 21 года.

Сегодня для сравнения фокус находится на компетентности, в отличие от времени службы. Вообще «не много внимания уделяется британской системе ученичества» (Thomas, 1929).

Хотя наставления от отцов сыновьям, по общему признанию, идет издавна, существовал также и формальный метод, согласно которому молодой человек обучался мастером-ремесленником, хотя молодой подмастерье и считался крепостным; что указывало на менее, чем равные отношения, что позже было продемонстрировано в различиях «эволюционное/спонсированное» форм менторинга. В работе Levinson (1978) 'The Season's of a man’s life’, в которой говорится о «жизненном цикле», был толчок в. В этой работе утверждалась «обязанность менторов в содействии успешному переходу от «молодого совершеннолетия» к «авторитетному развитию». Эволюционная теория Levinson состоит из универсальных этапов или фаз от начального состояния к пожилому состоянию. В последнее десятилетие проводилась определенная параллель между воспринимаемой обоснованностью менторинг и коучинг, а писатели говорили о «недостатке» информации по теории роли менторинг (Wynch, 1986) и предостерегали о том, что «прагматическая» деятельность менторинг конфликтует с недостаточной «эпирической» деятельностью (Little, 1990). Определение менторинг, как термина, немногим помогает в этом отношении в повышении уверенности в потенциальном клиенте.

Применение менторинг. Формы применения

    Эволюционный менторинг. Спонсированный менторинг. Менторинг на рабочем месте. Менторинг в жизни. Дружеский менторинг.

Стадии в менторинг. Процесс

Процесс менторинг может иметь следующие стадии (фазы):

Подтверждение этапа эволюционной потребности. Содействие самоуправлению этапа обучения. Поддержка этапа обучения. Содействие в оценке.

Преимущества менторинг. Преимущества

    Обеспечивает долгосрочную протекцию/развитие личности. Демонстрирует личную/корпоративную приверженность. Высокий ROI (Возврат на инвестиции) по отношении привлечения и поддержки таланта.

Ограничения менторинг. Недостатки

    При восприятии жесткого контроля, процесс может стать механическим и ложным, лишая практику ее внутренней ценности. Может стимулировать «предвзятый отбор», если менторы смогут выбирать тех, кого они хотят видеть в качестве своих подопечных. Попробуйте скажите вашему начальнику, что она плохой ментор!

Предположения менторинг. Условия

    Менторинг чрезвычайно сложная область, и эта информация лишь поверхностна. По определению менторинг – это скорее процесс, а не модель. Модели обеспечивают деятельность менторинг. Менторинг – эта сложная деятельность, имеющая потенциал в форме большого вознаграждения или урона для бизнеса и/или личности. Если дело рассматривается в контексте бизнеса, то используйте помощь професстоналов.

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/varticle/mentoring-mentoring

Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией

Каково быть другом Одиссея, или Что такое менторинг?

Тема наставничества была очень популярна в 70-90-е годы прошлого века, и сегодня, в век инноваций, к ней возвращаются снова — причем на самых высоких уровнях (например, в нацпроекте «Образование»).

Корпорация «Российский учебник» совместно с почетным работником образования РФ Ольгой Пополитовой провела несколько вебинаров о наставничестве в школах. Представляем главное, что нужно знать о наставничестве и менторинге с точки зрения руководства организацией.

Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Еще древние философы размышляли над ролью наставника. Сократ, например, считал: она состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика.

А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что ничего не знаю», то с учениками он взаимодействовал в том формате, который и сегодня кажется весьма прогрессивным – поддерживая равноправие и рождая истину в споре.

Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания.

В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим. В 90-е годы наставничество, как и многое другое, было на время забыто.

Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.

Цели наставничества в школе:

  • Помощь новым учителям в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы.
  • Реализация обучения на рабочем месте.
  • Передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов.
  • Понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.

Есть и другие цели. Задумайтесь, что актуально именно для вашей организации, — наверняка вы сможете добавить в этот список еще пару пунктов.

Принципы наставничества в педагогическом коллективе

Система условно делится на три составляющие: адаптацию, обучение и сопровождение. Опыт показывает, что в разных российских компаниях, в том числе в сфере бизнеса и образования, применяется системный подход, в котором используются все три вида воздействия.

Процессы могут повторяться и накладываться один на другой: например, если сотрудник перешел на новую должность, ему снова нужна помощь в адаптации.

Кроме того, наставничество бывает индивидуальное и коллективное (когда наставник работает с несколькими сотрудниками, в групповом формате или раздельно).

Наставничество реализуется по классическим принципам педагогики. Основные этапы:

«Я скажу — ты послушай» → «Я покажу — ты попробуй» → «Сделаем вместе» → «Сделай сам — я подскажу» → «Сделай сам и расскажи, что сделал»

На всех этапах важна поддержка наставником и доверительное общение. Конечно, нужно учитывать, что в любом обучении и сопровождении присутствует человеческий фактор, и каждый эксперт работает в своей манере: кто-то является мастером объяснений, кто-то прекрасно передает кейсы, а кто-то блестяще организует практику. Специалисты выделяют три модели общения между наставником и подопечными: общение-коррекция, общение-поддержка и общение-снятие психологических барьеров.

Чтобы ввести наставничество в образовательную организацию, нужно выполнить два шага:

  1. Назначьте координатора.
  2. Создайте документацию, регламентирующую действия наставников и обучаемых сотрудников: положение, план мероприятий, оценочные бланки, тесты и т.д. (да, это новый объем бумажной работы, но без управленческой прозы здесь не обойтись).

Австрийско-российский проект, посвященный наставничеству и реализованный при поддержке межвузовского исследовательского центра «Новая дидактика» — утвердил, что сопровождение молодых учителей должно ориентироваться на их потребности:

  • Введение в школьные будни (передача рабочего места, знакомство с пространством школы).
  • Включение в учительское и ученическое сообщество (все основано на уважительном отношении).
  • Испытание самого себя (самостоятельный выбор методик, первые успехи на уроках).
  • Самореализация себя как учителя (полное проявление своего потенциала в решении профессиональных задач).

Как выбрать эксперта, который проведет новичков по этим этапам становления? Ориентиром могут послужить следующие качества:

  • Высокий уровень лояльности к организации.
  • Понимание всех внутренних систем работы.
  • Большой профессиональный опыт.
  • Желание быть наставником(!).
  • Готовность инвестировать свое время в развитие коллег.
  • Умение давать обратную связь и конструктивную критику.
  • Способность обучаться самому и стремление к личностному, профессиональному росту.
  • Умение находить общий язык с коллегами.
  • Проявление лидерства.
  • Бесконфликтность.

Разумеется, наставников нужно мотивировать, и, как в любой другой мотивации педагогов, есть материальные и нематериальные стороны вопроса. 

Материальное поощрение может предусматривать, например, единовременную выплату в размере 10-15% к окладу за каждого подопечного, регулярные выплаты в размере 5% к окладу, ежеквартальные премии. Все это, разумеется, в случае демонстрации подопечным высоких результатов. Вариантов нематериального поощрения — множество: повышение авторитета, должностные повышения, дополнительные отпускные дни и многое другое. В идеале создается такая корпоративная культура, в которой наставничество воспринимается не как обременение, а как почетная миссия.

Сегодня можно часто услышать разговоры не только о наставничестве, но и о менторстве. Разве это не одно и то же? Давайте разберемся.

Что такое менторинг и в чем его отличие

Менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Первый менор — точнее Ментор (имя заботливого учителя-новатора) — упоминается аж в гомеровской «Одиссее». Важно: менторинг главным образом направлен на подготовку сотрудника (менти) к руководящей должности.

Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника.

Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания.

По сути, менторинг есть проявление лидерства, и во многих компаниях он становится частью образа жизни руководящих сотрудников.

Сегодня профессиональное обучение и ведение называется разными словами: менторинг, тьюторство, коучинг. Каждый из этих подходов имеет собственную теоретическую и методическую основу.

При этом многие профессионалы бьют в колокол о том, что все эти понятия — надуманные и пришлые явления. Мол, наставничество — оно наставничество и есть.

Но если вы хотите быть в тренде и действительно разбираться в современных управленческих методах, стоит все же иметь в виду разведение понятий, которое активно используется в бизнес-литературе.

Отличия менторинга от наставничества:

  • Подготовка не просто рабочих кадров, но высококлассных специалистов.
  • Нет явного разделения на обучающего и обучаемого. Ментор, как правило, только задает тон «благородного профессионализма», делает наводящие замечания и подталкивает менти к управленческим выводам и значимым решениям.
  • Акцент на долгосрочном личностном развитии (а не краткосрочных задачах), помощь в определении направления этого развития.
  • Передача не только профессиональных лайфхаков и корпоративных стандартов, но также ценного личного жизненного опыта. Это помогает менти понять свое место в компании, в профессии.

Как посчитать успешность наставничества

Наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно.

В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы: Придерживается ли наставник разработанного плана работы? Достаточно ли разработанной документации? Что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ, и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.

Основные критерии эффективности наставничества:

  • Достижение поставленных целей.
  • Одобрение и позитивный настрой всех участников.
  • Высокие рабочие показатели подопечных.
  • Полное соответствие поведения подопечных с занимаемой должностью.
  • Экономическая эффективность.

Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без простоты, активности и показательности внутри системы.

Как выразился знаменитый профессор, писатель и эксперт в области управления Дэвид Майстер, наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, ее «здоровьем». Мировая позитивная практика это подтверждает.

Пополитова Ольга Витальевна Старший методист центра образовательного менеджмента «Института развития образования» Ярославской области, кандидат педагогических наук, Почетный работник образования Российской Федерации Понравился материал? Поделитесь в соц.сетях

Источник: https://director.rosuchebnik.ru/article/nastavnichestvo-i-mentoring-v-sovremennykh-usloviyakh-upravleniya-obrazovatelnoy-organizatsiey/

Странствия Одиссея

Каково быть другом Одиссея, или Что такое менторинг?

Одиссей — герой древнегреческой мифологии. Он был царем Итаки, прославившимся как участник Троянской войны. Приключения Одиссея были описаны в ряде произведений литературы, самым известным из которых была «Одиссея» Гомера.

После разрушения Трои, Одиссей на двенадцати кораблях, груженных богатой добычей, отправился к себе на родину, в Итаку.

2Исмар (город киконов)

Через несколько дней плаванья ветер принес корабли Одиссея к земле киконов. На берегу был расположен город Исмар. Одиссей вступил в бой с жителями Исмара и разрушил часть города, большая часть жителей которого была убита. Одиссей предложил своим спутникам спешно покинуть город, но они отвергли его совет и целую ночь пировали.

В это время успевшие спастись бегством жители Исмара позвали на помощь соседей и вступили в бой с греками. Целый день билось одиссеево войско с киконами, держась вблизи кораблей, и только на заходе солнца им пришлось отступить перед сильными врагами.

Трижды окликнул Одиссей каждого из павших в сражении — таков был обычай — и затем отплыл со своею дружиной, скорбя о погибших.

3Страна лотофагов

Добравшись до острова Кифера у побережья Лаконики, Одиссей собирался обогнуть Пелопоннес, но сильный ветер неожиданно понес его на юг. Через девять дней греки оказались у Ливии, в местности, населенной поедателями плодов лотоса — лотофагами. Сладкий плод лотоса имел страшное свойство: тот, кто его пробовал, навсегда забывал о своей родине.

Высадившись на берегу, Одиссей отправил на разведку трех человек. Их встретили лотофаги и угостили лотосом. Поев плодов, спутники Одиссея забыли, зачем их послали. Не дождавшись их возвращения, Одиссей с небольшим отрядом отправился на поиски.

Они отыскали пропавших, силой привели их обратно на корабль, привязали к корабельным скамьям и вышли в море.

4Остров циклопов

Через некоторое время, заблудившись ночью в тумане, Одиссей был вынужден причалить к острову, где в глубоких пещерах жили одноглазые великаны-циклопы. Они разводили овец и пасли свои стада в горах. Несмотря на мирное занятие, циклопы были кровожадными людоедами.

Одиссей и его товарищи зашли в одну из пещер. Хозяина не было дома.

Путешественники нашли большой запас сыров и ведра с простоквашей. Пещера принадлежала циклопу Полифему, сыну морского бога Посейдона. Вернувшись с пастбища и загнав в пещеру свое стадо, Полифем обнаружил непрошенных гостей. Циклоп схватил двоих товарищей Одиссея и съел их. Затем, завалив вход в пещеру огромным камнем, улегся спать.

На другой день Полифем, как обычно, отправился пасти свои стада, а пленников оставил в пещере, не забыв закрыть вход.

Вечером, когда Полифем вернулся в пещеру, Одиссей предложил ему выпить вина, мех с которым захватил с корабля. Циклопы не знали виноделия, и незнакомый напиток так понравился Полифему, что он осведомился об имени Одиссея, пообещав, что сожрет его в последнюю очередь. Одиссей сказал, что его зовут Никто, и поблагодарил за обещанную милость. Вскоре великан опьянел и заснул.

Тогда Одиссей взял острый кол и пронзил им единственный глаз людоеда. На отчаянный вопль Полифема сбежались другие циклопы и стали спрашивать, кто причинил ему обиду, заставляющую так страшно кричать. Полифем ответил: «Никто!» Великаны, пожав плечами, отправились спать.

Лишенный зрения циклоп, сколько ни старался, не мог поймать Одиссея и его товарищей в огромной, полной закоулков пещере.

Тогда он надумал перехватить их у выхода, когда они попытаются бежать. Полифем отвалил камень, закрывающий выход, и стал ждать. Уже рассвело и стадо Полифема проснулось, животные потянулись наружу. Великан ощупывал спины проходивших мимо него животных.

Одиссей спрятался под брюхом одного из баранов, товарищи последовали его примеру, и таким образом беспрепятственно покинув пещеру, они вернулись на свои корабли.

5Эолия

В следующий раз Одиссей остановился на острове Эолия, где обитал бог Эол. Он приветливо встретил путешественников, и те гостили у него целый месяц. Перед отплытием в дальнейший путь Эол вручил Одиссею завязанный серебряной нитью мех.

В этом мехе Эол поместил все подвластные ему бурные ветры, кроме ласкового западного Зефира, который должен был нести корабли Одиссея в сторону его родной Итаки. Эол сказал Одиссею, чтобы он не развязывал серебряную нить на мешке до того, как приплывет домой.

Путешествие было спокойным.

Одиссей уже приближался к Итаке, но от сильной усталости погрузился в сон. Спутники Одиссея, полагавшие, что в мешке Эола находятся богатые дары, украдкой развязали серебряную нить. Ветры вырвались и понеслись домой к Эолу, гоня корабль Одиссея впереди себя.

Путешественники вскоре вновь оказались на острове Эола и стали просить у него помощи, но разгневанный бог прогнал их.

Плыл Одиссей шесть дней и ночей и прибыл в страну лестригонов, в большой город, называемый Ламос. Заметив удобную пристань между высоких утесов, путешественники направили в нее свои корабли и там бросили якорь. Но Одиссей, несмотря на то, что залив был удобен и море было тихое, поставил свой корабль около входа в залив.

Трое спутников Одиссея высадились на берег, чтобы узнать, какие живут здесь люди. Вскоре они дошли до дороги, и она привела их к роднику. Там они встретили женщину исполинского роста с кувшином на плечах. Путешественники спросили у нее, кто обитает в этой стране и кто этим городом правит.

Она им объяснила, что здесь живут лестригоны, а она — царская дочь, и указала им дом своего отца Антифата, царя лестригонов.

Пришли они в царский дом огромной вышины, встретили там жену царя, а затем явился и сам Антифат. Он тотчас схватил одного из посетителей и съел его. Увидев это, двое остальных бросились бежать к своим кораблям.

Но царь лестригонов поднял страшный крик и созвал весь город, сбежались отовсюду толпы лестригонов. Подбежав к пристани, стали они бросать камни в корабли. Как рыб нанизали лестригоны греков на колья и унесли на съедение в город.

И только один корабль Одиссея, спрятанный за утесом, остался цел.

7Остров Эя (У Цирцеи)

Устремившись по морю на восток, Одиссей вскоре достиг острова Эя, где жила колдунья Цирцея, дочь бога солнца Гелиоса. Друг Одиссея Эврилох и с ним еще 22 человека пошли осмотреть остров. В центре его, на широкой поляне, они увидели дворец Цирцеи, вокруг которого бродили волки и львы.

Хищники, однако, не напали на людей Эврилоха, а стали ластиться к ним, махая хвостами. Греки не знали, что эти звери на самом деле были людьми, заколдованными Цирцеей.

Сама Цирцея тоже вышла к грекам и, приветливо улыбаясь, предложила им трапезу.

Все согласились, кроме осторожного Эврилоха. Он не пошел в дом Цирцеи, а стал подглядывать в окна за тем, что там происходило. Богиня поставила перед путешественниками вкусные яства с добавленным в них волшебным зельем.

Когда греки отведали его, Цирцея прикоснулась к ним волшебным жезлом, превратила их в свиней и загнала в свинарник.

Эврилох вернулся к Одиссею и рассказал о произошедшем. Одиссей бросился выручать товарищей. По пути ему явился бог Гермес и дал средство, которое могло предохранить от колдовства Цирцеи. Это был пахучий белый цветок «моли» с черным корнем. Когда Одиссей добрался до дома Цирцеи, она и его пригласила к столу. Однако, поедая ее угощенье, герой, по совету Гермеса, все время нюхал волшебный цветок.

Затем Цирцея прикоснулась к Одиссею своим жезлом. Но колдовство не подействовало. Одиссей вскочил и занес над Цирцеей меч. Колдунья стала просить пощады, суля, что будет хорошо обращаться с Одиссеем. Цирцея превратила спутников Одиссея обратно в людей. После этого путешественники провели на острове Эя целый год.

Тоскуя по Итаке и по своей жене Пенелопе, Одиссей все же решил покинуть Цирцею.

Та посоветовала ему вначале побывать в подземном царстве мертвых бога Аида и вопросить живущую там тень знаменитого предсказателя Тиресия Фивского о своей дальнейшей судьбе. Одиссей побывал в царстве мертвых, побеседовал со многими героями, погибшими в Троянской войне, видел свою покойную мать и услышал пророчество об исходе своего путешествия: «Будешь в Итаке, хотя и великие бедствия встретишь».

8Остров сирен

Цирцея заранее предупредила Одиссея, что ему придется проплывать мимо острова сирен, кровожадных женщин с телом и ногами птиц. Прекрасным, чарующим пением они завлекали моряков на свой остров и предавали лютой смерти, разрывая на куски.

Цирцея посоветовала Одиссею залепить своим людям уши воском, чтобы они не слышали, как поют сирены.

Если же сам Одиссей хочет насладиться их прекрасным пением, то пусть прикажет своим спутникам крепко привязать себя к мачте и не отвязывать, несмотря ни на какие просьбы.

Одиссей поступил так, как велела Цирцея. Сладостными песнями сирены манили Одиссея направить судно к их острову. Он рвался из веревок и просил, чтобы товарищи отвязали его. Но те привязали его еще крепче. Корабль благополучно миновал сирен, которые от злости лишили себя жизни.

9Сцилла и Харибда

Путешественников поджидала новая опасность: им нужно было миновать узкий пролив между двумя чудовищами — шестиголовой ненасытной Сциллой и свирепой Харибдой. Трижды в день Харибда втягивала в свою утробу воду и трижды извергала, так что страшный водоворот постоянно крутился возле ее пасти.

Желая избежать Харибды, корабль Одиссея прошел слишком близко от Сциллы, и шестиголовое чудовище успело сожрать шестерых гребцов.

10Тринакрия

Вскоре глазам мореплавателей предстала Тринакрия, остров солнечного бога Гелиоса, который пас там семь стад прекрасных быков и многочисленные отары овец. Помня о пророчествах Тиресия Фивского, Одиссей взял со своих товарищей клятву не похищать ни быка, ни барана. Но пребывание греков на Тринакрии затянулось.

Противный ветер дул тридцать дней, запасы еды исчерпывались, а охота и рыбная ловля почти ничего не давали. Один раз, когда Одиссей заснул, мучимый голодом Эврилох уговорил сотоварищей зарезать несколько отборных быков, говоря, что в благодарность они воздвигнут Гелиосу храм на Итаке.

Проснувшись и узнав об этом, Одиссей пришел в ужас. Гелиос пожаловался на самоуправство путешественников Зевсу. Когда корабль Одиссея вышел с Тринакрии в море, Зевс наслал на него сильный ветер и ударил в палубу молнией.

Судно пошло ко дну, и все, кто плыл на нем, за исключением самого Одиссея, утонули — как и предсказывал в царстве Аида Тиресий Фивский. Одиссей кое-как связал ремнем плававшие по воде мачту и киль и держался на них. Вскоре он понял, что волны несут его к скале Харибды.

Зацепившись за корни росшей на утесе смоковницы, он провисел на них до тех пор, пока Харибда вначале не поглотила с водой мачту и киль, а потом не выпустила их обратно. Снова ухватившись за мачту и начав грести руками, Одиссей отплыл от водоворота.

11Остров Огигия (у Калипсо)

Девять дней спустя Одиссей оказался у острова Огигия, местожительства нимфы Калипсо, покрытого лугами с цветами и злаками. Калипсо жила там в огромной пещере, заросшей тополями, кипарисами и диким виноградом. Красавица-нимфа приветствовала Одиссея, накормила его и уложила спать.

Калипсо полюбила Одиссея и, желая навсегда удержать его подле себя, пообещала даровать ему бессмертие. Семь лет Одиссей жил у Калипсо на Огигии. Но он не переставал тосковать по родной Итаке и часто проводил время на берегу, смотря в морскую даль. Наконец, Зевс велел Калипсо освободить Одиссея.

Узнав об этом, Одиссей связал плот, простился с гостеприимной нимфой и поплыл на родину.

Но легкое судно героя случайно увидел бог Посейдон. Направив на плот огромную волну, Посейдон смыл Одиссея за борт. Мореход едва выплыл на поверхность и кое-как вновь забрался на плот.

Рядом с ним опустилась с неба в образе птицы-нырка милосердная богиня Левкотея (Ино). В клюве она держала чудесное покрывало, которое обладало свойством спасать от гибели в морской пучине тех, кто заворачивался в него. Посейдон потряс плот Одиссея второй волной страшной высоты.

Думая, что на сей раз герою уже не спастись, Посейдон поехал в свой подводный дворец. Однако покрывало Левкотеи не дало Одиссею утонуть.

12Страна феаков

Через два дня ослабший Одиссей добрался до острова Дрепана, на котором жило племя феаков. На берегу он уснул крепким сном. Утром Навсикая, дочь царя и царицы феаков, пришла со служанками к ручью стирать одежды.

После работы девушки стали играть в мяч и громко закричали, когда он упал в воду. Этот крик разбудил Одиссея. Он вышел к девицам и искусной речью вызвал к себе симпатию у Навсикаи. Царская дочь повела его во дворец, к отцу и матери.

Царь Алкиной выслушал историю путешествий Одиссея, одарил его и повелел отвезти героя по морю на Итаку.

13Итака

Находясь уже близ родного острова, Одиссей вновь заснул. Бывшие с ним феаки не стали будить мореплавателя, а отнесли его спящим на берег, сложив рядом дары Алкиноя. Когда феаки возвращались на корабле в свою пристань, рассерженный Посейдон превратил корабль вместе с командой в камень.

Затем Одиссею явилась Афина и превратила его в старика. Так как на Итаке все думали, что Одиссей погиб, то множество знатных юношей с этого и соседних островов, стали ухаживать за его женой, Пенелопой. Путем женитьбы на ней каждый из этих молодых людей надеялся получить местный царский трон. Одиссей вернулся в свой дом и победил женихов.

Источник: https://diletant.media/excursions/38562697/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.