Обмен знаниями — деятельность, посредством которой знание (т.е., информация, навыки или экспертные знания) обменено среди людей, друзей, семей, сообществ (например, Википедия), или организации.
Организации признали, что знание составляет ценный нематериальный актив для создания и поддержки конкурентных преимуществ. Действия обмена знаниями обычно поддерживаются системами управления знаниями.
Однако технология составляет только один из многих факторов, которые затрагивают разделение знания в организациях, таких как организационная культура, доверие и стимулы.
Разделение знания составляет основную проблему в области управления знаниями, потому что некоторые сотрудники склонны сопротивляться делиться их знаниями с остальной частью организации.
- Поток знаний
- Явный обмен знаниями
- Молчаливый обмен знаниями
- Вложенный обмен знаниями
- Важность обмена знаниями в организациях
- Проблемы в обмене знаниями
- Роль систем IT в обмене знаниями
- См. также
- Внешние ссылки
- Как делиться знаниями с коллегами и не бояться вырастить конкурентов
- Вдохновляйте сотрудников
- Проводите чаты про развитие
- Спрашивайте совета друг у друга
- Организуйте библиотеку
- Проводите неформальные встречи
- Потратьте ресурсы
- Делегируйте
- Пропишите инструкции
- Учитесь вместе
- Не бойтесь делиться знаниями
- Обмен опытом между предприятиями
- Как проводится обмен профессиональным опытом
- Почему при обмене опытом соцмедиа не модный тренд, а необходимость
- Какие методики использовать при обмене опытом работы
- Мозговой штурм – одна из методик обмена опытом:
- Нужен ли обмен опытом между организациями
- Обмен опыта между регионами необходим — аналитика недвижимости и строительства
- Успешная борьба с аварийным жильем
- Что делать, если сотрудники не хотят пополнять базу знаний
- Почему сотрудники боятся делиться знаниями
- Почему делиться знаниями выгодно
- Обмен знаниями внутри компании. Опыт компании «Хлебпром»
- Об авторе
- Зачем делиться знаниями
- Как это организовано
- Польза программы «Внутренний преподаватель»
- 💥 Видео
Поток знаний
Хотя знание обычно рассматривают как объект, Сноуден утверждал, что это более соответствует
преподавайте его и как поток и как вещь. Знание как поток может быть связано с понятием молчаливого знания, обнаруженного Polanyi, который был позже далее объяснен Неиначе. В то время как трудность
из того, чтобы делиться знаниями находится в передаче знания от одного предприятия до другого, это может доказать
прибыльный для организаций, чтобы признать трудности передачи знаний и ее
paradoxicality, принимая новые стратегии управления знаниями соответственно.
Явный обмен знаниями
Явный обмен знаниями происходит, когда явное знание сделано доступным, чтобы быть разделенным между предприятиями. Явный обмен знаниями может произойти успешно, когда следующим критериям соответствуют:
- Артикуляция: поставщик знаний может описать информацию.
- Осведомленность: получатель должен знать, что знание доступно.
- Доступ: получатель знаний может получить доступ к поставщику знаний.
- Руководство: совокупность знаний должна быть определена и дифференцирована в различные темы или области, чтобы избежать информационной передозировки, и обеспечить легкий доступ, чтобы адаптировать материал. Администраторов базы знаний часто считают ключевыми фигурами в создании эффективной системы обмена знаниями.
- Полнота: целостный подход к обмену знаниями в форме и которым централизованно управляют и самоизданного знания.
Молчаливый обмен знаниями
Молчаливый обмен знаниями происходит через различные типы национализации. Хотя молчаливое знание трудно определить и шифровать, соответствующие факторы, которые влияют на молчаливый обмен знаниями, включают:
- Неофициальные сети, такие как ежедневные взаимодействия между людьми в пределах определенной окружающей среды (работа, школа, домой, и т.д.). Эти сети охватывают иерархии и функции.
- Предоставление пространства, где люди могут участвовать в неструктурированных или непроверенных обсуждениях, таким образом способствуя неофициальным сетям.
- Методы неструктурированной, менее структурированной или экспериментальной работы, которые поощряют творческое решение задач и развитие социальных сетей.
Вложенный обмен знаниями
Вложенный обмен знаниями происходит, когда знаниями делятся через ясно очерченные продукты, процессы, установленный порядок, и т.д. Этими знаниями можно поделиться по-разному, такие как:
- Планирование сценария и расспрос: обеспечение структурированного пространства, чтобы создать возможные сценарии, сопровождаемые обсуждением того, что произошло, и как это, возможно, отличалось.
- Обучение управленческих кадров.
- Передача знаний: сознательно объединяющиеся системы, процессы, установленный порядок, и т.д., чтобы объединиться и поделиться соответствующими знаниями.
Важность обмена знаниями в организациях
Знание составляет ценный, нематериальный актив для создания и поддержки конкурентных преимуществ в организациях.
Несколько факторов затрагивают обмен знаниями в организациях, таких как организационная культура, доверие, стимулы и технология.
Действия обмена знаниями обычно поддерживаются системами управления знаниями, формой информационных технологий (IT), которые облегчают и организуют информацию в компании или организации.
Проблемы в обмене знаниями
Обмен знаниями может иногда составлять основную проблему в области управления знаниями. Трудность обмена знаниями проживает в переносе знания от одного предприятия до другого.
Некоторые сотрудники склонны сопротивляться делиться их знаниями из-за понятия, что знание — собственность; собственность, поэтому, становится очень важной. Чтобы противодействовать этому, люди должны быть заверены, что они получат некоторый тип стимула для того, что они создают.
Однако Dalkir (2005) продемонстрировал, что люди обычно вознаграждены за то, что они знают, не, что они разделяют. Негативные последствия, такие как изоляция и сопротивление идеям, происходят, когда обмену знаниями препятствуют.
Чтобы способствовать обмену знаниями и удалить препятствия обмена знаниями, организационная культура предприятия должна поощрить открытие и инновации.
Роль систем IT в обмене знаниями
Системы IT — общие инструменты, что помощь облегчает обмен знаниями и управление знаниями. роль систем IT должна помочь людям поделиться знаниями через общие позиции
https://www.youtube.com/watch?v=o0KZgEO3_cU
и электронное хранение, чтобы помочь сделать доступ более простым, ободрительным экономическим повторным использованием знания.
Системы IT могут обеспечить кодификацию, персонализацию, электронные хранилища для получения информации и могут помочь людям определить местонахождение друг друга, чтобы общаться непосредственно.
С соответствующим обучением и образованием, системы IT могут облегчить для организаций приобретать, хранить или распространять знание.
См. также
- Знание этического взламывания
- Знание науки
Внешние ссылки
Видео:32, о важности делиться своими знаниями и навыкамиСкачать
Как делиться знаниями с коллегами и не бояться вырастить конкурентов
Задача руководителя – делать сотрудников героями, уверена Екатерина Иртикеева, экс-генеральный директор «Дирекции города-организатора Самары по подготовке и проведению в 2021 году чемпионата мира по футболу», член ассоциации «Профессиональное сообщество директоров «Директориум». Она рассказала журналисту Теплицы Екатерине Ульяновой, как правильно передавать знания внутри коллектива.
Вдохновляйте сотрудников
Постоянное развитие должно быть одной из корпоративных ценностей, пропитывать культуру компании. Добиться этого можно, прежде всего, собственным примером. Руководитель должен сам учиться и с удовольствием делиться информацией о том, что узнал, прочитал, услышал. Важно не просто получить новый навык, но и принести его в команду.
Екатерина Иртикеева советует поощрять и вдохновлять сотрудников. Фото Артёма Арсентьева.
«Я увлекаюсь спиральной динамикой и вертикальным развитием лидеров (теория развития человека, изложенная в книге «Спиральная динамика» Доном Беком и Крисом Кованом. – Прим. ред.).
И много рассказываю своим коллегам об этом. В какой-то момент я услышала, что сотрудники стали употреблять специфические термины из данной области. Мне было приятно, что они меня услышали. И в компании появилось знание, которое объединяло только нас, практически общий секрет».
Екатерина Иртикеева
Проводите чаты про развитие
Поддерживайте внутреннее обучение. Екатерина берет пример с . По ее словам, компания выяснила, что является лучшей мотивацией для сотрудников.
Оказалось, людям важно, чтобы их карьерный путь учитывал личные приоритеты.
Настоящий лидер должен представлять, в какую сторону смотрят его коллеги и какие перспективы компания может им предложить.
«В моем опыте было проведение еженедельного «Часа развития», на котором мы обсуждали с сотрудником, что именно ему я могу порекомендовать прочесть, какой карьерный совет дать, какое направление развития внутри компании предложить». Екатерина Иртикеева
Спрашивайте совета друг у друга
Не только руководитель должен делиться опытом. Всем участникам команды необходимо «опылять» друг друга знаниями.
«Сейчас наступила такая эпоха, когда мы руководим людьми, которые знают больше нас», – говорит Екатерина Иртикеева.
Она напоминает про принцип, которым руководствуется Евгений Касперский, генеральный директор «Лаборатории Касперского», – нанимать лучших и не мешать им работать.
Руководитель должен спрашивать совета у коллег и советоваться с ними, ведь узкие специалисты всегда будут сильнее в своих областях. Но это не значит, что сотрудники смогут управлять всеми процессами. Лидер видит общую картину. Именно руководитель может задать те вопросы, которые заставят сотрудника посмотреть на его работу под новым углом.
Организуйте библиотеку
Один из способов передачи знаний внутри команды – создание библиотеки. Если вас пугают затраты или у вас нет постоянного офиса, можно просто обмениваться с коллегами книгами, которые оказали на вас влияние.
«Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты. Не пугайтесь сложностей, на самом деле ваша роль как руководителя на начальном этапе может выражаться только в том, что вы будете делиться в общем чате названиями полезных книг», – говорит Екатерина Иртикеева.
Проводите неформальные встречи
Не надо бояться неформальных встреч с сотрудниками. Они не пошатнут авторитет руководителя, который строится на уважении и признании заслуг. Зато общение без лишних протоколов позволит обсудить то, что волнует или беспокоит людей. А руководителю будет проще дать свои советы и поделиться опытом.
«Важно, чтобы знания передавались в обе стороны. Руководитель должен быть открыт к информации от сотрудников. Для людей этот процесс должен быть прост и безопасен. Единственное, я советую все равно соблюдать дистанцию. Например, обращаться к руководителю только на «вы». Важно оставаться первым среди равных». Екатерина Иртикеева
Потратьте ресурсы
Организации, которым не все равно, с кем работать, тратят ресурсы на поиск, адаптацию, развитие и обучение людей. Руководство должно формировать пул необходимых компетенций у сотрудников, исходя из стратегических задач. Хорошее правило – быть в ответе за тех, кого наняли.
«Например, Michelin (французская компания, производитель шин. – Прим. ред.) нанимает людей не только ради выполнения ими своих функций, но и для раскрытия их потенциала. В трудовой политике компании прописана ее заинтересованность в долгосрочном росте сотрудников», – приводит пример специалист.
Делегируйте
Передача информации напрямую связана с делегированием. Знания, полномочия и ответственность должны передаваться вместе, уверена Екатерина Иртикеева. Помогут в этом процессе онлайн-инструменты.
Рабочие чаты в мессенджерах сделают общение более неформальным. При этом ничего не потеряется. В чате всегда видно, когда и кому дано поручение и как оно звучало. Также руководителю стоит использовать электронный планировщик, который позволяет делиться задачами и заметками с коллегами.
Еще по теме: Почему пора отказаться от бумажного ежедневника
Пропишите инструкции
Помните, что сотрудник имеет право обладать всей полнотой информации для выполнения задачи. Это позволит ему качественно сделать работу. Если руководитель не хочет делиться информацией и предпочитает контролировать даже простые задачи, он должен быть готов, что по каждому вопросу с ним будут советоваться.
Чтобы избежать подобных ситуаций, пропишите алгоритмы под разные типы заданий для всех сотрудников. Важно, чтобы они были живыми и работающими. Ни руководителю, ни его коллегам не нужны формальные бумаги или сухие данные.
Учитесь вместе
Спрашивать не стыдно. Руководитель также может учиться и задавать вопросы. Если вы столкнулись с задачей, которая требует новых знаний, постарайтесь провести командную работу и разобраться в вопросе вместе с коллегами.
Екатерина Иртикеева предлагает разбивать большой объем информации на части, распределять их между сотрудниками и затем вместе обсуждать изученное. Руководитель будет расти вместе с командой, и сотрудники увидят его искренний интерес и желание разобраться в теме.
Не бойтесь делиться знаниями
Не стоит думать, что вы растите себе конкурентов, когда передаете опыт своим сотрудникам. Чтобы расти по карьерной лестнице и становиться лидером, нужны не только знания, но и уникальный опыт, природные способности.
«Руководитель сам должен развиваться так, чтобы у него просто не было конкурентов. И помните, если дать человеку лопату, это не значит, что он правильно вскопает. Любое знание нужно уметь применять в своей работе». Екатерина Иртикеева
Видео:Будь подобно реке: почему важно делиться опытом и знаниями с другими?Скачать
Обмен опытом между предприятиями
Узнайте, как организовать обмен опытом между сотрудниками в компании, нужен ли обмен опытом между организациями, почему соцмедиа перестали быть модным трендом, а стали необходимостью.
Как проводится обмен профессиональным опытом
Обмен опытом производится внутри организации между опытными сотрудниками и новичками, которые недавно пришли на предприятие, имеют только теоретические знания без практического опыта.
Стоит учитывать, что свои профессиональные секреты есть у каждого высокопрофессионального специалиста. По статистике, около 29 процентов мастеров своего дела не готовы раскрыть профессиональные секреты.
При этом сотрудники предпенсионного возраста более охотно делятся своим опытом с молодыми специалистами. Среди работников старше 50 лет более 50 процентов готовы стать наставниками.
Скачайте документы по теме:
Организация обмена опытом проводится с помощью:
- тренингов;
- индивидуальных мастер-классов;
- наставничества;
- создания групп с назначением опытных сотрудников;
- проведения мозговых штурмов;
- внедрения общей базы данных;
- ведения базы полезных источников;
- горизонтальной ротации;
- внутреннего маркетинга.
Скачать документ >>>
Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки.
Обмен профессиональным опытом во время тренинга, где задают частные вопросы, позволяет в течение короткого времени большому количеству молодых специалистов ознакомиться с эффективными способами решения тех или иных проблем, которые в настоящее время актуальны для тех, кто получил теоретические знания, но не обладает практическими навыками.
Обмен опытом в компании между группами, занимающимися разными проектами, поможет уточнить детали, получить практические знания, которые позволят выполнять соответствующие задачи наиболее эффективными способами.
Почему при обмене опытом соцмедиа не модный тренд, а необходимость
Анна Федак, директор по персоналу и административным вопросам компании EuroBusiness, рассказывает
https://www.youtube.com/watch?v=CveH4zVCQGs
Мое глубокое убеждение – компаниям нужно обеспечить свой персонал современными инструментами для общения, совместной работы, обмена опытом работы и знаниями. Используйте онлайн-технологии: видео- и веб-конференции, вебинары, внутрикорпоративные блоги, онлайн-профили сотрудников и форумы на корпоративном портале или в соцсети.
Когда мы запускали в нашей компании корпоративный портал, то сначала не хотели предоставлять сотрудникам возможность заводить свои персональные блоги и создавать обсуждения в форумах.
Но вовремя отказались от этой идеи. Мы подтолкнули сотрудников к открытому обсуждению и личных, и профессиональных тем, а не «перекрыли кислород».
Конечно, HR-менеджерам пришлось первые месяцы провоцировать общение на портале. Мы создали тематические группы – не только производственного, но и неформального содержания, например «совместный отдых», «благотворительные акции». Примерно раз в три дня мы открывали новые темы на форуме.
Разумеется, мы привлекали к работе и сотрудников других подразделений компании. Они не только участвовали в текущих обсуждениях, но и создавали собственные темы и группы. Особенно активно себя повели наши сотрудники из филиалов. Они первыми и без «HR-просьб» стали выкладывать фотографии из своих отпусков, делиться новостями и информацией, участвовать в обсуждениях рабочих вопросов.
Я очень рада, что все это принесло свои плоды. Наш корпоративный портал не просто «живет», он постоянно развивается и используется внутри компании для совместной работы и обмена опытом на предприятиях, для общения. И все это происходит уже без специальных усилий HR-подразделения.
Какие методики использовать при обмене опытом работы
Для обмена опытом между сотрудниками применяются различные методики. Индивидуальные мастер-классы помогают освоить навыки работы с определенными программами.
Например, если более опытный специалист в совершенстве владеет программой Excel, а молодой специалист плохо ориентируется в возможностях, достаточно провести несколько уроков. После чего проверить результаты.
Как правило, без дополнительного обучения такие уроки усваиваются максимально быстро.
Читайте в электронном журнале:
Наставничество – один из видов передачи опыта и формирования основных профессиональных навыков. К неопытному сотруднику прикрепляют наставника на длительный срок.
Задачу наставников можно облегчить, разработав в организации наборы регламентов, инструкций и памяток, а так же таблиц, в которых представлены справочные данные.
Кроме этого, рационально создать перечень справочных ресурсов, готовых сценариев по решению типовых задач. Работа наставника должна быть дополнительно оплачена.
Обмен опытом с помощью ведения базы полезных источников – не менее популярная и распространенная методика, с помощью которой любой сотрудник сможет воспользоваться полезными статьями, книгами, информационным справочным материалом, с помощью полезной информации выполнить поставленную задачу станет намного легче. Сотрудников необходимо стимулировать, чтобы они смогли пополнить эту базу полезной информацией. Например, если специалист посетил тематическую конференцию, стоит позаботиться о создании тематического отчета, который можно выложить в базу полезных источников.
Внутренний маркетинг – это проведение регулярных опросов относительно возможностей по развитию компании. Рационально интересоваться, какие проблемы существуют в компании, где выявлены слабые звенья. В дальнейшем такие работы помогут организовать для неопытных специалистов тренинги или разработать программы обучения, которые позволят ликвидировать все слабые звенья в организации.
Обмен опытом методом назначения более опытного сотрудника руководителем группы полезен с точки зрения передачи ценных знаний подчиненным.
Опытному специалисту рационально поручить вести соответствующий проект или назначить его ответственным за тот или иной процесс.
Главное, чтобы руководитель не стремился выполнить все порученные задания самостоятельно, а распределял их между сотрудниками, объяснял, какие методики помогут быстро и эффективно выполнить каждое задание.
Справка
Мозговой штурм – одна из методик обмена опытом:
- сотрудникам описывают проблему;
- предлагают обдумать все способы ее решения;
- после обсуждения предложенных вариантов выбирают оптимальную модель;
- далее усложняют задачу, обсуждение начинают с самых неопытных участников;
- если новички высказали свои способы решения поставленных задач, а опытные сотрудники представили свежие предложения, которые отличаются по уровню от остальных, выбирают оптимальный вариант, предлагая методики достижения цели.
Совместное обучение на вебинарах. Прием передачи и обмена опытом малозатратный. Вебинар преимущественно проходит по скайпу. Участники задают ведущему ряд вопросов, на которые получают ответы. Кроме этого, участники общаются между собой, обсуждая конкретные проблемы, получают рекомендации и готовые способы по решению.
Нужен ли обмен опытом между организациями
Обмен опытом между организациями, работающими в той же отрасли, проводится при внедрении новых технологий, программ или иных изменений в сфере технологических процессов.
Стоит учитывать, что в целях обмена опытом проводятся конференции, семинары, иные мероприятия, помогающие обеспечить присутствие большого количества специалистов из всех компаний, которые планируют провести обмен опытом.
https://www.youtube.com/watch?v=yT-G7I0TjDM
Во время обмена опытом сотрудников могут направить в другую компанию, чтобы освоить все методики производственного процесса.
Обучение проводят наставники или специалисты, которые овладели соответствующими навыками и технологическими процессами, могут обучить новичков.
При заключении договора необходимо учитывать, что в процессе взаимодействия между организациями, являющимися партнерами, важно обеспечить взаимовыгодное сотрудничество.
Если компания установила новое оборудование, но никто из работающих специалистов не знает, как им управлять, помогут партнеры, которые на протяжении какого-то времени уже работают на таком оборудовании. Суть секондмента относительно проста. Сотрудники на практике приобретают необходимые навыки и знания в другой фирме. Затем возвращаются в свою компанию и обучают других специалистов.
Причем внутренний секондмент отличается орт внешнего тем, что специалиста направляют для освоения новых технологий в другое структурное подразделение или отдел, филиал, который относится к одной организации.
Руководитель при отборе сотрудников должен учитывать несколько важных условий:
направляемые специалисты должны уметь воспринимать и осваивать новую информацию;
уметь делиться полученными навыками и знаниями на практике, после возвращения придется обучить весь персонал, который будет работать по новым технологиям.
К техническим вопросам оформления относится составление договора, определение условий оплаты, сроков стажировки и т.д.
Возможно, вам будет интересно узнать:
article/67017-kak-organizovat-obmen-opytom-18-m2
Обмен опыта между регионами необходим — аналитика недвижимости и строительства
В состав делегации вошли члены клуба: заместитель председателя РДКС, генеральный директор ГК «Сибпродмонтаж» Сергей Ковальский, генеральный директор ООО «РСУ-5 Новосибирскгражданстрой» Михаил Голубев, генеральный директор ООО «Бердский строительный трест» Александр Воронин.
Участники новосибирской делегации провели встречи и переговоры с руководителями Государственного совета Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Республики Татарстан, Главного инвестиционно-строительного управления, Управления капитального строительства и реконструкции города Казани. Также новосибирцы посетили строящиеся и сданные объекты социального назначения (школы, детские сады, ФАП, клуб), побывали на строительных площадках и предприятиях строительной индустрии.
«Татарстан – один из бурно развивающихся регионов, поэтому интерес у других субъектов, в том числе и у Новосибирской области, к вашему региону очень большой», – констатировал в ходе переговоров Майис Мамедов. Он отметил необходимость укрепления связей между Татарстаном и Новосибирской областью, в том числе и в строительной сфере.
Успешная борьба с аварийным жильем
«В России сегодня строят много, и в данной ситуации обмен опытом между регионами, в том числе в сфере законодательства, необходим, поскольку у каждого субъекта есть свои особенности, – подчеркнул в ходе переговоров председатель Комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Государственного совета Республики Татарстан Марат Галеев. – Кроме того, такие встречи полезны с точки зрения установления бизнес-контактов».
Видео:Почему важно делиться знаниямиСкачать
Что делать, если сотрудники не хотят пополнять базу знаний
Обмен знаниями – постоянная циркуляция опыта и информации в коллективе. Направляя обмен знаниями в нужное для бизнеса русло, компания получает много выгод.
Знания не уходят вместе с экспертами, каждый новый проект эффективнее предыдущего, компания лучше понимает потребности своих клиентов, быстрее создает новые продукты (услуги), новички качественнее обучаются.
Конечно, это не полный список причин, по которым обмен знаниями сотрудников приносит пользу компании. Обмен знаниями – центральное звено процессов управления знаниями.
Почему сотрудники боятся делиться знаниями
В одной российской компании задумались – как мотивировать сотрудников обмениваться знаниями? Дело в том, что в этой компании уже была создана база знаний, в которой было собрано много важных для сотрудников материалов: успешные практики, способы решения задач, полезные статьи. Но, как водится, база не стала «медовой пасекой».
Она не помогала создавать новые знания, не уберегала от того, чтобы наступать на старые грабли в новых проектах и изобретать колесо, разрабатывая бизнес-процессы. Сотрудники саботировали нововведение. Под разными предлогами (нет времени, сложно, там нет ничего полезного) они не заглядывали в базу знаний.
Они также не размещали в ней свои наработки – не обменивались опытом.
https://www.youtube.com/watch?v=lbU8gtK2t6c
Поэтому был задуман новый проект – внедрение модели мотивации, побуждающей использовать базу знаний качественно и эффективно.
Участвовать в проекте пригласили как руководителей, так и рядовых сотрудников. Для начала коуч-консультант разделил участников на две группы, примерно по 20-25 человек в каждой.
Одна группа оценивала плюсы и минусы обмена знаниями для компании. Вторая – для себя лично.
Оказалось, что все участники первой группы уверены: когда сотрудники обмениваются своими знаниями и опытом – это очень выгодно для компании. Каждый перечислил много плюсов и преимуществ. Однако во второй группе, где участники оценивали достоинства и недостатки обмена знаниями для себя лично, мнения разделились. Большинство нашли только минусы.
- Затрачу время, а пользы ноль.
- Поделюсь, а моими знаниями воспользуются другие.
- Поделюсь один раз, меня будут спрашивать без конца.
- Я уже не буду таким ценным сотрудником, если раскрою свои профессиональные секреты.
- А вдруг меня уволят?
- А вдруг мои знания окажутся недостаточно хороши?
И еще много разных страхов и опасений выразили участники игры. Словом, все отметили, что обмениваться знаниями и опытом для сотрудника невыгодно. А иногда опасно. Практика показывает, что такая ситуация не только в компании, где проводилась игра. В 80% случаев сотрудники опасаются активно участвовать в процессах управления знаниями, польза этой деятельности для них не очевидна.
А ведь обмен информацией – главная фишка управления знаниями. Давайте посмотрим на компанию, реально управляющую своими знаниями. Какие ее признаки? Самый главный – индивидуальные знания и корпоративный опыт здесь ценятся на вес золота и признаются главным ресурсом для развития и движения вперед.
Корпоративный опыт – способы решения задач – сохраняется и доступен каждому. Индивидуальные экспертные знания открыты, можно быстро найти нужного человека и задать ему свои важные вопросы. Идеи, творчество, сотрудничество, инновации сотрудников поощряются.
Часто создана и поддерживается корпоративная культура доверия – особая атмосфера, в которой сотрудники доверяют компании и друг другу.
Почему делиться знаниями выгодно
1. В доверительной атмосфере выше производительность. Культура доверия и обмена знаниями чаще всего присутствует в компаниях, управляющих своими знаниями.
Несколько исследований подтвердили: доверительная обстановка придает рабочему процессу больше комфорта и качества. Производительность труда растет, текучка сокращается. Это полезно не только компании, но и сотруднику.
У него уменьшается уровень стресса на работе.
…В российской компании, производящей офисную мебель, управление знаниями – уже налаженный процесс. Для этого активно используется Сообщество практиков. Оно помогает сотрудникам сохранять уроки, извлеченные из разных бизнес-процессов, и множество полезных материалов.
Но так было не всегда. Первоначально услугами Сообщества практиков, которое было создано меньше года назад, также никто не пользовался. Почему? Мини-исследование, проведенное в компании, показало, что для 60% ее сотрудников важна доверительная корпоративная среда.
Будет доверительная атмосфера – сотрудники не будут опасаться, что их знания используют коллеги. Но в момент исследования культура доверия была только на уровне 35% от идеальных 100%. Нужно отметить, что для российских компаний это стандартно низкий показатель.
И в мебельной компании началась работа.
Коуч-консультант за несколько месяцев помог построить более доверительную культуру. В управление знаниями были вовлечены четыре руководителя предприятия, они стали спонсорами некоторых процессов.
Например, RD-директор взялся выявлять успешные способы решения задач (истории успеха), чтобы сократить расходы на исследования. HR-директор разработал систему мотивации для экспертов, обучающих новичков.
Это было очень важным: неформальное лидерство руководителей в процессах изменений помогает формировать доверительную культуру.
https://www.youtube.com/watch?v=XNpJ94u4nZ8
В некоторые основополагающие документы компании были внесены поправки – о значимости индивидуальных и корпоративных знаний для бизнеса.
Таким способом компания сообщала своим сотрудникам: «Вы – важные члены коллектива!». Были описаны и доведены до всех сотрудников способы обмена знаниями с использованием Сообщества практиков.
В итоге уровень корпоративной культуры доверия вырос до 45%, в некоторых подразделениях – и выше.
2. Дополнительный ресурс, позволяющий качественнее выполнять свою работу. Например, тренеры корпоративного университета используют лайфхаки своих коллег.
Каждый анализирует свою работу, а полученный опыт и профессиональные премудрости сохраняет в новой базе знаний тренерского сообщества.
В российской телекоммуникационной компании, где такой подход был внедрен в практику, участники сообщества за несколько месяцев отметили рост своего тренерского мастерства на 15-20%. Можно поучиться у коллег использовать уже полученный опыт и повысить свои профессиональные умения.
3. Иногда можно больше заработать. Сразу отмечу, что подобные случаи у нас пока редкость. Так произошло в подразделении продаж российской компании – системного интегратора. Здесь был создан «самообучающийся отдел продаж».
Все вместе продавцы сформировали большую «Книгу продаж» – такой чек-лист своих бизнес-процессов. В книге были размещены описания составляющих бизнес-процесса «продажи». В ней также можно найти все полезные обучающие материалы.
Здесь же теперь сохраняются успешные рецепты и лайфхаки продаж.
Как компании удалось добиться, чтобы продавцы делились своими секретами? Была налажена особая система самообучения продавцов, основанная на итогах исследования их мотивации. Оказалось, что основные мотиваторы продавцов – это драйв, развитие, движение вперед, соревновательность и рост оплаты за достижения.
Эти мотиваторы и используются теперь как движок для самонаучения. Система включает профессиональную аттестацию с присвоением грейдов от «продавец-стажер» до «продавец-мастер» (работает мотиватор «соревновательность»), анкету успешности (с анализом каждого этапа своих продаж и самооценкой по 100-балльной шкале).
Анкеты успешности и анализ своих продаж активизируют мотиваторы «драйв» и «движение вперед». Ведь продавцы учатся на своих ошибках и успехах. Чем успешнее продажи – тем больше личный план продаж. Включается мотиватор «рост оплаты за достижения». В итоге личные планы продаж выросли.
Повторное исследование показало, что благодаря новой системе мотивация возросла у 100% продавцов.
4. Возможность проявить себя. Около 10-14% людей принадлежат к так называемому активному меньшинству. Такие люди обычно сильнее других вовлечены в общественные процессы. То же самое происходит в каждой компании. Активные сотрудники хотят быть вовлеченными в ее жизнь, участвовать в позитивных изменениях. Они рады принести компании дополнительную пользу.
В компании, управляющей своими знаниями, активность, идеи и предложения сотрудников приветствуются и поощряются. Эти активные люди – координаторы знаний. Они помогают другим при поиске нужной информации, отвечают за управление знаниями в своих бизнес-единицах.
Больше 50 таких координаторов знаний работали в Оргкомитете Сочи 2014. За свою работу (от 10 до 20% рабочего времени) они получали ежеквартальное вознаграждение в размере 10% своего оклада. Так организация отмечала важность выполнения роли координатора знаний.
Сотрудников, предлагающих свои полезные идеи, ждет награда, а иногда и карьерный рост. Так это уже происходит в некоторых российских компаниях – «ВымпелКом», I-Free.
5. Новички обучаются эффективнее. Есть одна категория сотрудников, которым особенно полезно управление знаниями. Это новички. Если все самые важные корпоративные и индивидуальные знания уже описаны и сохранены, они доступны каждому, кому необходимы.
В таких компаниях обычно есть экспертные директории, «карты знаний» и прочие полезные инструменты. Поэтому новичкам понятно, где найти экспертное мнение и у кого спросить совета. Новый сотрудник может воспользоваться всем опытом компании, поэтому он легко и эффективно адаптируется.
Уровень стресса в период адаптации снижается.
Например, крупная российская консалтинговая компания поглотила новую практику, и к ней присоединились сразу двадцать новичков. Хорошо, что к этому времени в компании уже была создана база знаний – специально для этой практики.
Все источники знаний и информации видны также на «карте знаний», ими можно легко воспользоваться.
Новые сотрудники прошли обучение, как использовать эти ресурсы, и адаптировались почти в два раза быстрее, чем новички других практик компании.
https://www.youtube.com/watch?v=sQZKiDIzft8
Чтобы сотрудники в полной мере воспользовались выгодами управления знаниями, важно, чтобы они знали о них. В этом помогут обучающие программы HR-мероприятия. Тогда у сотрудников появится дополнительная мотивация обмениваться своими знаниями. А компания получит еще больше плюсов.
Видео:ТЕХНИКА 1 МИНУТА И ТЕБЯ ПОЛЮБЯТ ВСЕ (РАБОТАЕТ 100)Скачать
Обмен знаниями внутри компании. Опыт компании «Хлебпром»
Екатерина Козлова |
Зачем сотрудникам обучать друг друга? Почему это выгодно и компании, и работникам? Как лучше организовать обучение? Каких результатов ожидать? Рассказ о программе «Внутренний преподаватель», действующей в компании «Хлебпром».
Об авторе
Екатерина Козлова, менеджер по оценке и отбору персонала в ОАО «Хлебпром». Окончила Челябинский государственный университет (специальность — «Менеджмент организации»).
В сфере управления персоналом с 2010 года.
В ОАО «Хлебпром» занимается подбором персонала, сопровождением внутрикорпоративной политики, программами адаптации, мотивации и оценки сотрудников, а также продвижением HR-бренда в социальных сетях.
Если вы владеете знанием, дайте другим
зажечь от него свои светильники.
Томас Фуллер
Уже лет двадцать компании активно поощряют обмен знаниями между сотрудниками (knowledge sharing), однако считать этот процесс результативным по-прежнему сложно.
Зачем делиться знаниями
Некоторые сотрудники не делятся опытом: нет ни времени, ни желания. Один боится утратить свой статус, став круговым мальчиком на побегушках. Другой тревожится о сокращении штата: «Если я поделюсь знаниями, зачем сам тогда буду нужен?».
Что знания отдельных сотрудников дают компании? Совершенно реальные успехи: привлечение новых клиентов, улучшение производственных показателей, новые виды продукции и услуг. Понимая это, в ОАО «Хлебпром» мы создали специальную программу — «Внутренний преподаватель». Цель — помочь сотрудникам обмениваться знаниями друг с другом, сделав этот процесс удобным.
Итак, задача компании — сподвигнуть сотрудников активно и с удовольствием делиться знаниями на благо их карьеры и организации в целом. Тогда компания сохраняет свой интеллектуальный капитал, даже если некоторые сотрудники решают уйти.
Как это организовано
Участвовать в программе «Внутренний преподаватель» просто — всего четыре этапа. Расскажу о каждом на примере тренинга «Эффективный подбор и оценка персонала». Но сначала несколько слов о самом тренинге.
Научить сотрудников подбору персонала мы хотели давно. Это связано с особенностями структуры ОАО «Хлебпром». Хотя это и большая компания: четыре производственные площадки и 16 сбытовых подразделений, но сотрудники службы управления персоналом (СУП) есть не везде. Поэтому наймом и оценкой персонала занимаются руководители.
До недавнего времени эта деятельность не была обобщена: только сотрудники СУП проводили оценку кандидатов по принятой в компании модели компетенций, а руководители на местах действовали интуитивно, руководствуясь собственным опытом.
Именно поэтому начальник СУП и руководитель отдела подбора, адаптации и оценки персонала решили разработать специальный тренинг (чтобы персонал оценивался по единым стандартам на всех уровнях).
Итак, четыре этапа.
Заявка. Мы ждём от наших сотрудников предложений с темами обучения. Как понять, что тема актуальна? В первую очередь это относится к таким, с которыми у других сотрудников возникают затруднения (к примеру, низкая скорость работы в Excel и пр.). Это легко отследить, просто наблюдая за работой.
Создание программы. Сотрудники перед началом своей преподавательской деятельности проходят вводный курс — узнают, как лучше обучать взрослых. После — участвуют в специальном тренинге «Внутренний преподаватель». Здесь их учат проводить семинары и интерактивные учебные программы.
https://www.youtube.com/watch?v=be_btmzN_Es
Далее вместе с руководителем проекта «Внутренний преподаватель» участник составляет программу обучения (определяет целевую аудиторию, содержание, число потенциальных учеников и др.), после чего формируется пилотная учебная группа.
Целевую аудиторию тренинга «Эффективный подбор и оценка персонала» составили руководители высшего и среднего звеньев, а также сотрудники из кадрового резерва, претендующие на руководящие позиции. Участники программы должны были освоить такие инструменты, как интервью с оценкой компетенций, кейс-интервью, проективная методика.
Тестовый запуск. Под контролем руководителя проекта новичок проводит первый семинар. По окончании это занятие анализируется, мнением делятся и ученики, вносятся корректировки. Если тренинг прошёл успешно, то он ставится на поток.
Реализация. На этом этапе сотрудник самостоятельно проводит обучение и оценку его результатов, при необходимости советуясь с профессиональными тренерами.
На сегодня тренинг по подбору прошли уже более 40 человек.
Польза программы «Внутренний преподаватель»
Начнём с пользы для компании:
Компания не тратится на внешних тренеров.
Освобождается время штатных тренеров для других проектов.
Компания получает высококвалифицированных и разносторонних специалистов.
Выгоды, которые получают сотрудники:
Растёт профессиональный уровень.
Сотрудники учатся говорить публично, что востребовано не только на работе.
Многим просто интересно освоить новую специализацию — преподавателя, тренера.
Корпоративные подарки в благодарность за качественное обучение. Причём сотрудник сам выбирает подарок: это может быть и iPad, и интересный тренинг за счёт компании.
Программа действует в компании уже два года. За это время у нас появилось более восьми курсов. Среди них: «Основы управления проектами», «Работа в Excel и учётной базе», «Эффективный подбор и оценка персонала», «Основы финансовой грамотности», «Маркетинг для немаркетологов» и другие). Всего восемь внутренних преподавателей из числа сотрудников успели обучить более 330 коллег.
Помимо внутренних достижений, у проекта есть и внешнее признание.
Буквально на днях «Внутренний преподаватель» занял третье место в номинации «Эффективно» на всероссийском конкурсе лучших проектов по нематериальной мотивации персонала Nomination Awards 2014.
Это почётное место занял каждый из тех, кто вложил энергию и усилия в обучение коллег. Мы искренне благодарны всем нашим внутренним преподавателям за эту важную работу!
Если и вы желаете поделиться профессиональными знаниями и реализовать преподавательский потенциал, добро пожаловать в нашу команду!
Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте. Самая быстрая HR-рассылка
условия копирования
💥 Видео
Зачем делится знаниями и что это нам дает?Скачать
Откуда брать энергию и как удержать ее на высоком уровне | Маргулан СейсембаевСкачать
Почему важно делиться полученными знаниямиСкачать
Когда начать делиться знаниями?Скачать
Пора делиться знаниямиСкачать
ЗАЧЕМ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ОПЫТОМ?Скачать
Почему у одних ВСЁ, у других НИЧЕГО? КАПИТАЛИЗМ — ТОПЛЕССкачать
Как вырастить новые нейроны и как мозг сам себя лечит / #ТЕДсаммариСкачать
Делиться знаниями (несмотря ни на что)Скачать
Нужно ли делиться своими идеями?Скачать
Как правильно делиться знаниями о ХристианствеСкачать
Роман Василенко Почему надо делиться знаниямиСкачать
Что будет, если не делиться своими знаниями? #УльянаАльянс #shortsСкачать
Как заработать? Почему успешные люди не любят делиться знаниями? Часть 1.Скачать
Навык делиться своими знаниями. А. ВасиленкоСкачать
Программируйте мозг пока Вы спитеСкачать