Прекращение трудового договора в связи с совершением аморального проступка

Прекращение трудового договора в связи с совершением аморального проступка Архив
Содержание
  1. Увольнение за аморальный проступок: тк рф, практика — Сайт о
  2. Кого могут уволить за совершение аморального поступка?
  3. Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?
  4. Имеет ли значение место, где был совершен?
  5. Особенности и порядок увольнения
  6. Засвидетельствование факта проступка
  7. Оформление факта совершения аморального проступка
  8. Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка
  9. Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка
  10. Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок
  11. Сроки увольнения
  12. Какие положены выплаты?
  13. Есть ли отработка?
  14. Увольнение работника за аморальный поступок
  15. Трудовой кодекс об аморальном поступке
  16. Что можно считать аморальным поступком или поведением
  17. Кого могут уволить за аморальный поступок
  18. Увольнение за аморальный поступок: можно ли уволить и как?
  19. Кого могут уволить за совершение аморального поступка?
  20. Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?
  21. Имеет ли значение место, где был совершен?
  22. Особенности и порядок увольнения
  23. Засвидетельствование факта проступка
  24. Оформление факта совершения аморального проступка
  25. Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального  проступка
  26. Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка
  27. Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок
  28. Сроки увольнения
  29. Какие положены выплаты?
  30. Есть ли отработка?
  31. Запись в трудовой книжке
  32. Cовершение аморального проступка как основание для увольнения работника
  33. Пример 1
  34. Пример 2
  35. 📽️ Видео

Видео:2 Тема 2 2 Трудовой договор Прекращение трудового договораСкачать

2  Тема 2 2  Трудовой договор  Прекращение трудового договора

Увольнение за аморальный проступок: тк рф, практика — Сайт о

Соблюдение норм общественного поведения – неписаное правило при любом трудоустройстве.

Теоретически, обычный сотрудник может их и не придерживаться, если негативное суждение окружающих не доставляет ему дискомфорта и не мешает в работе.

В связи с этим законодатели сделали уточнение для некоторых категорий специалистов, чье неприличное поведение может спровоцировать увольнение за аморальный поступок на законных основаниях.

Кого могут уволить за совершение аморального поступка?

Сфера применения п. 8 ст. 81 ТК РФ очерчена в тексте самого пункта кодекса. В ней говориться, что «выгнать за аморалку» могут исключительно работников образовательных или воспитательных учреждений любой формы собственности.

Больше конкретики, относительно практического применения данной нормы можно найти в законе об образовании в РФ 273-ФЗ. В ст.

23 указанного нормативного акта перечислены типы учреждений, педагогические работники которых должны с особым вниманием относиться к собственным поступкам:

  • дошкольные организации;
  • общеобразовательные;
  • организации профобучения;
  • ВУЗы;
  • учреждения дополнительного образования.

Существует заблуждение, что указать на дверь в связи с потерей репутации могут только учителям или воспитателям, поскольку они воздействуют на неокрепшие детские умы.

Это далеко не так, возраст воспитуемых не играет роли, и в этом смысле преподаватели ВУЗов, психологи, спортивные тренеры, руководители кружков и мастера-наставники в такой же степени ответственны за нравственную сторону образовательной своей деятельности.

Примечательно, что законного преследования за непристойные действия могут опасаться только те специалисты, обязанности которых связаны с воспитательной функцией.

Если в штате образовательной организации есть представители, чьи должностные инструкции не содержат таких обязанностей, то проступок, нарушающий общественную мораль, может повлечь замечание начальства, но до увольнения дело не дойдет.

Кроме того будет не лишним ознакомиться с законом о занятости населения .

Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?

Если с кругом лиц, подпадающих под действие п. 8 ст. 81 ТК РФ, определиться довольно легко, то составить исключительный список неприличных поступков практически невозможно.

Часть аморальных деяний квалифицируются как уголовные или административные правонарушения. Если работник образования совершил какой-либо из них, то его суть и обстоятельства будут отражены в протоколе или приговоре суда.

К ним добавляются бытовые ситуации или поведение на рабочем месте:

  • грубое нарушение правил поведения в обществе (пьянство, развратные действия, публичные проявления тяжелой формы пагубной зависимости и тому подобное);
  • применение необоснованного физического насилия или психического давления на воспитуемых;
  • вовлечение учеников в сомнительные мероприятия;
  • прочие уголовно или административно наказуемые действия в отношении учащихся или в их присутствии.

Но даже в этом случае нельзя слепо следовать полученной бумаге и надеяться на то, что она защитит от разбирательств в обстоятельствах трудового спора.

Трудовой кодекс позволяет уволить только тогда, когда поступок педагога не может быть совместим с продолжением его воспитательной работы.

Другими словами, недопустимо увольнение за совершение аморального проступка, если человек нарушил правила пересечения улицы, превысил скорость либо нарушал тишину в ночное время.

А вот поведение учителя, связанное с применением силы в отношении его подопечных, оскорбительные высказывания, вызывающее поведение, являющие собой отрицательный пример для воспитуемых, вполне могут быть предметом рассмотрения комиссии по морально-этическим вопросам. Менее значимые проступки также могут быть поводом усомниться в пригодности работника образования, если предполагается их постоянное проявление и отсутствие стремления к исправлению ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=imQ-df7iRdA

Уволить за аморальные действия можно лишь в случае, когда это несовместимо с воспитательной работой, п. 8 ст. 81 ТК РФ.

Имеет ли значение место, где был совершен?

Увольнение педагога на основании аморального поведения или утраты доверия относится к отдельным нормам. И в том, и в другом случае не имеет значение место совершения осуждаемых действий. В зависимости от того, произошло ли это в рабочее время и в пределах образовательного учреждения или вне его, может поменяться только порядок рассмотрения дела и сроки.

Особенности и порядок увольнения

Поскольку понятие морали может трактоваться по-разному даже в пределах небольшой группы одинаково воспитанных людей, самовольно решать трудовую судьбу кого-либо из сотрудников руководству не стоит.

Вот почему увольнение за аморальное поведение учителя или воспитателя потребует дополнительных мероприятий для придания процедуре законности.

Чаще всего подобные выводы должны быть подтверждены коллегиальным мнением таких же педагогов.

Засвидетельствование факта проступка

Если произошедшее не попадает под юрисдикцию полиции, то заботы по фиксации и сбору подтверждений лягут на руководство заведения. В современном учебном заведении получить материалы и основания начать расследование не составляет труда:

  • докладная от коллеги или непосредственного руководителя;
  • жалоба заинтересованного лица (родителей, опекунов, самих учащихся);
  • данные видеонаблюдения;
  • ролик, снятый на мобильное устройство одного из участников или свидетелей событий.

Причем, даже если письменное обращение отсутствует, но директору стало доподлинно известно о произошедшем, расследование можно начать по инициативе руководителя. Толчком могут стать даже материалы, изначально попавшие в сеть Интернет, если они позволяют идентифицировать всех участников или хотя бы подтвердить личность педработника.

Оформление факта совершения аморального проступка

Как только сигнал о ЧП дошел до начальства, нужно закрепить все детали в виде акта, приложив к нему докладные, объяснительные и письменные свидетельские показания от очевидцев не из числа коллектива. Для подробного и объективного рассмотрения обстоятельств нужно также изъять или скопировать видео- и аудио- файлы, если они могут помочь установить истинные мотивы и степень виновности сотрудника.

Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

Выводы об аморальности поведения одного из работников, сделанные единолично одним из уполномоченных должностных лиц, сразу вызовут сомнения в их объективности. Чтобы избежать искажения фактов, в учебном заведении создаются специализированные комиссии, призванные оценить тяжесть провинности и меру ее воздействия на дальнейшую воспитательную работу.

Состав комиссии должен быть утвержден приказом. Причем в ее составе должны быть только те, кого нельзя упрекнуть в систематических нарушений в сфере этики.

Принципы формирования комиссии поименно зависят от того, что написано во внутреннем локальном акте (назначение членов по решению руководителя или выборы внутри коллектива).

В особенно сложных случаях допустимо привлекать в состав комиссии сторонних лиц в качестве экспертов (психологов, юристов, технических специалистов и прочее).

Обстоятельства поступка и его последствия рассматриваются коллегиально.

Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

задача комиссии состоит не в том, чтобы рассмотреть доказательства и установить факт нарушения дисциплины и морали. Первоочередное задание коллегии – обосновать ответ на сомнения работодателя в том, можно ли уволить за аморальное поведение воспитателя в конкретной ситуации.

Как будут проходить заседания этого «судейского» органа в законодательстве не прописано. Но логичным представляется, что по итогам совещания будет составлен акт о проведенном рассмотрении, а к нему приложены все подтверждающие документы. Обязательной частью акта или протокола заседания комиссии должен стать недвусмысленный вывод о возможности дальнейшей работы с учениками.

Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок

Принятие объективного решения невозможно без учета мнения и обстоятельств другой стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=yomITwRihgg

В случае, если все произошло на территории образовательной организации, у директора возникает необходимость обязательного рассмотрения объяснений работника, ст. 193 ТК.

Из этого логически вытекает вывод, что достаточно письменно предложить написать объяснительную, под роспись ознакомить с ней провинившегося, а затем подождать не менее двух суток до утверждения результатов служебной проверки.

Если по истечении пары дней объяснение не предоставлено, у работодателя есть все основания принимать любые решения без учета деталей, известных увольняемому сотруднику.

Совершения непристойных действий за пределами работы или в быту освобождает от обязанности дожидаться объяснительной. Однако судебная практика говорит о том, что ее нужно требовать в любом случае, чтобы результаты рассмотрения в комиссии по трудовым спорам или в суде не стали для работодателя сюрпризом.

Сроки увольнения

Право исключить воспитателя с «подмоченной» репутацией из состава педагогического коллектива от места на карте не зависит. Разница есть только для определения процедуры и сроков проведения увольнения:

Место происшествияПорядок проведения процедурыСроки проведения увольнения
Проступок произошел в рабочее время в пределах образовательного учреждения либо на глазах у учеников.В порядке наложения дисциплинарного взыскания, ст. 193 ТК РФ.В течение месяца со дня обнаружения, но не позднее 6 месяцев после его совершения.
Все случилось после работы или в быту.Придерживаться ст. 193 ТК РФ нет оснований, поскольку увольнение не будет квалифицировано как дисциплинарное наказание, а станет расторжением договора по отдельным основаниям.Расчет по инициативе дирекции следует реализовать не позднее года от даты обнаружения проступка или предоставления достоверной информации о его совершении, п. 47 Постановления Пленума ВС РФ № 2.
Проступок произошел в рабочее время либо в пределах образовательного учреждения либо за ними, но выполнению воспитательных функций это не помешало.При наличии признаков дисциплинарного нарушения, к сотруднику можно применить соответствующее наказание, ст. 193 ТК РФ.Оснований для увольнения в соответствии с п. 8 ст. 81 ТК РФ уже нет. Прекращение трудовых отношений возможно лишь только, если у работника уже есть непогашенные взыскания.

Отстранение от работы педагога, совершившего аморальный проступок, возможно лишь при совершении уголовного преступления, ст. 76 ТК РФ.

Какие положены выплаты?

Степень неэтичности проступка или личное мнение руководства относительно провинившейся персоны не может изменить перечня гарантированных при увольнении выплат. К ним ТК РФ относит:

  • зарплату;
  • компенсацию за неотгуленный оплачиваемый отпуск (как очередной, так и дополнительный);
  • суммы всех существующих на день расчета согласованных и неоспариваемых задолженностей;
  • прочие выплаты, указанные в колдоговоре или индивидуальном контракте, если они уместны в данном конкретном случае.

Нужно заметить, что нормы внутренних нормативных актов (положений, приказов, коллективного договора и прочее) в судебной практике трактуются в пользу работника. Это означает, что в случае отсутствия в них прямого запрета на выплату выходного пособия тому, кто уходит по дискредитирующим обстоятельствам, деньги должны быть выданы в установленном размере в день ознакомления с приказом.

Есть ли отработка?

В Трудовом кодексе вообще отсутствует понятие отработки, есть только упоминание о сроке предупреждения работодателя об уходе. Предполагать, что начальство будет удерживать сотрудника, скомпрометировавшего себя в глазах коллег и учеников, слишком оптимистично.

Другое дело, если стороны договорились о неразглашении обстоятельств расследования, а работник пишет заявление на добровольный расчет. Но и в таком случае задерживать педагога, в отношении которого есть данные о порочности поведения, директору и в голову не придет.

Видео:Прекращение трудового договораСкачать

Прекращение трудового договора

Увольнение работника за аморальный поступок

Прекращение трудового договора в связи с совершением аморального проступка

Трудовой кодекс предоставляет нанимателю при некоторых исключительных обстоятельствах расторгнуть трудовые отношения с работником в одностороннем порядке, то есть по своей инициативе.

Большинство из оснований для увольнения без согласия работающего связано с его негативным поведением, несовместимым с доверительными отношениями в рамках трудового договора.

Наряду с иными обстоятельствами законодатель предусмотрел в качестве основания для увольнения совершение некоторыми сотрудниками аморальных поступков.

Трудовой кодекс об аморальном поступке

Трудовое законодательство выделяет совершение аморального поступка в качестве самостоятельной причины для расставания с сотрудниками, предусмотрев его в пункте 8 статьи 81 Трудового кодекса РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=DhAHjn16i6I

Формулировка нормы кодекса предполагает некоторые ограничения в использовании данного основания на практике и ставит перед юристами и кадровиками следующие вопросы:

  • какой поступок считать аморальным;
  • к каким лицам можно применять;
  • что такое поступки совместимые и несовместимые с дальнейшей работой.

Выделение дополнительного основания прекращения работы для педагогических кадров обосновано миссией, возлагаемой обществом на эту категорию работников. Круг обязательств педагогов выходит далеко за пределы обучения и помимо этого включает:

  • следование общепринятым правилам этики и морали;
  • уважение личности обучающегося;
  • развитие различных способностей и положительных качеств характера, стимулирование формирования ценностей и приоритетов;
  • проявлять индивидуальный подход к обучающимся.

Возлагаемые на педагога задачи требуют от него безупречного поведения на работе и за пределами учреждения.

Что можно считать аморальным поступком или поведением

Понятие аморального поступка является оценочным и не имеет законодательного определения.

Это тот случай, когда руководитель несет ответственность не только за следование букве закона, но и за субъективную оценку того или иного поведения сотрудников.

Если обобщить значение данного слова, предлагаемое толковыми словарями, и соотнести его с современной практикой, можно считать, что аморальный поступок представляет собой поведение (действие, бездействие), противоречащее общепринятым представлениям о нравственности и морали. Оценка должна производиться в контексте конкретного общества и времени, поскольку моральные принципы варьируются в различных странах, религиозных общинах и т.д.

Конкретизируя данное понятие в контексте темы статьи и категории работников, которых можно уволить по пункту 8 статьи 81, попробуем перечислить действия, признаваемые нарушением этических правил:

  • оскорбление и иные действия, унижающие достоинство и честь;
  • бранная речь;
  • насильственные действия, участие в драках и потасовках;
  • непристойное поведение;
  • появление в состоянии явного алкогольного или наркотического опьянения, злоупотребление алкоголем или употребление запрещенных веществ;
  • оказание психологического давления на учеников (воспитанников);
  • действия сексуального характера в отношении учеников (воспитанников), в том числе высказывания на эту тему;
  • действия, переходящие за рамки отношений педагог – ученик (студент, воспитанник);
  • действия, порочащие честь и достоинства коллег, учреждения;
  • любые преступные действия.

Применение насилия при осуществлении воспитания является также самостоятельным основанием для увольнения, указанным в статье 336 ТК. Выбор конкретной статьи ТК осуществляется руководителем.

До того, как определить поступок как аморальный, необходимо учитывать личность работника, его репутацию, стаж и профессионализм, мотивы и обстоятельства, тяжесть поступка и степень вины.

Единственным критерием для применения увольнения как самого сурового наказания является несовместимость поступка с продолжением той же деятельности.

Важно определить, какое влияние переход допустимых правил поведения со стороны педагога оказывает на его дальнейшую работу, отношения в коллективе, репутацию учреждения, и, самое главное, на обучающихся.

Так, например, оскорбление в одних обстоятельствах может быть признано аморальным поведением (грубое выражение или речь в присутствии посторонних лиц, сопровождаемое скандалом), а в других – просто получить негативную оценку без последствий (сказанное единожды, без свидетелей, без намерения нанести человеку моральный ущерб или унизить его).

Кого могут уволить за аморальный поступок

Трудовой кодекс ограничивает круг лиц, с которыми можно разорвать рабочие отношения за совершение аморального поступка.

К ним относятся работники, осуществляющие функции воспитания.

https://www.youtube.com/watch?v=n0JmAZyW0fI

Воспитание представляет собой работу по развитию личности, способствующую взращиванию моральных, духовных и нравственных ценностей, а также социализации воспитанника и адаптации его к жизни в условиях общества и семьи.

Воспитание может быть как самостоятельной деятельностью, так и составной частью образования. Из этого следует, что к рассматриваемой категории относятся работники:

  • образовательных учреждений;
  • других организаций, если должностные обязанности лица предусматривают воспитание.

Видео:1 Тема 2 2 Трудовой договор Прекращение трудового договораСкачать

1 Тема 2 2  Трудовой договор  Прекращение трудового договора

Увольнение за аморальный поступок: можно ли уволить и как?

Прекращение трудового договора в связи с совершением аморального проступка

Соблюдение норм общественного поведения – неписаное правило при любом трудоустройстве.

Теоретически, обычный сотрудник может их и не придерживаться, если негативное суждение окружающих не доставляет ему дискомфорта и не мешает в работе.

В связи с этим законодатели сделали уточнение для некоторых категорий специалистов, чье неприличное поведение может спровоцировать увольнение за аморальный поступок на законных основаниях.

Кого могут уволить за совершение аморального поступка?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Сфера применения п. 8 ст. 81 ТК РФ очерчена в тексте самого пункта кодекса. В ней говориться, что «выгнать за аморалку» могут исключительно работников образовательных или воспитательных учреждений любой формы собственности.

Больше конкретики, относительно практического применения данной нормы можно найти в законе об образовании в РФ 273-ФЗ. В ст.

23 указанного нормативного акта перечислены типы учреждений, педагогические работники которых должны с особым вниманием относиться к собственным поступкам:

  • дошкольные организации;
  • общеобразовательные;
  • организации профобучения;
  • ВУЗы;
  • учреждения дополнительного образования.

Существует заблуждение, что указать на дверь в связи с потерей репутации могут только учителям или воспитателям, поскольку они воздействуют на неокрепшие детские умы.

Это далеко не так, возраст воспитуемых не играет роли, и в этом смысле преподаватели ВУЗов, психологи, спортивные тренеры, руководители кружков и мастера-наставники в такой же степени ответственны за нравственную сторону образовательной своей деятельности.

Примечательно, что законного преследования за непристойные действия могут опасаться только те специалисты, обязанности которых связаны с воспитательной функцией.

Если в штате образовательной организации есть представители, чьи должностные инструкции не содержат таких обязанностей, то проступок, нарушающий общественную мораль, может повлечь замечание начальства, но до увольнения дело не дойдет.

Кроме того будет не лишним ознакомиться с законом о занятости населения.

Какой поступок и поведение считаются «аморальными»?

Если с кругом лиц, подпадающих под действие п. 8 ст. 81 ТК РФ, определиться довольно легко, то составить исключительный список неприличных поступков  практически невозможно.

Часть аморальных деяний квалифицируются как уголовные или административные правонарушения. Если работник образования совершил какой-либо из них, то его суть и обстоятельства будут отражены в протоколе или приговоре суда.

К ним добавляются бытовые ситуации или поведение на рабочем месте:

  • грубое нарушение правил поведения в обществе (пьянство, развратные действия, публичные проявления тяжелой формы пагубной зависимости и тому подобное);
  • применение необоснованного физического насилия или психического давления на воспитуемых;
  • вовлечение учеников в сомнительные мероприятия;
  • прочие уголовно или административно наказуемые действия в отношении учащихся или в их присутствии.

Но даже в этом случае нельзя слепо следовать полученной бумаге и надеяться на то, что она защитит от разбирательств в обстоятельствах трудового спора.

Трудовой кодекс позволяет уволить только тогда, когда поступок педагога не может быть совместим с продолжением его воспитательной работы.

Другими словами, недопустимо увольнение за совершение аморального проступка,  если человек нарушил правила пересечения улицы, превысил скорость либо нарушал тишину в ночное время.

А вот поведение учителя, связанное с применением силы в отношении его подопечных, оскорбительные высказывания, вызывающее поведение, являющие собой отрицательный пример для воспитуемых, вполне могут быть предметом рассмотрения комиссии по морально-этическим вопросам. Менее значимые проступки также могут быть поводом усомниться в пригодности работника образования, если предполагается их постоянное проявление и отсутствие стремления к исправлению ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=imQ-df7iRdA

Уволить за аморальные действия можно лишь в случае, когда это несовместимо с воспитательной работой, п. 8 ст. 81 ТК РФ.

Имеет ли значение место, где был совершен?

Увольнение педагога на основании аморального поведения или утраты доверия относится к отдельным нормам. И в том, и в другом случае не имеет значение место совершения осуждаемых действий. В зависимости от того, произошло ли это в рабочее время и в пределах образовательного учреждения или вне его, может поменяться только порядок рассмотрения дела и сроки.

Особенности и порядок увольнения

Поскольку понятие морали может трактоваться по-разному даже в пределах небольшой группы одинаково воспитанных людей, самовольно решать трудовую судьбу кого-либо из сотрудников руководству не стоит.

Вот почему увольнение за аморальное поведение учителя или воспитателя потребует дополнительных мероприятий для придания процедуре законности.

Чаще всего подобные выводы должны быть подтверждены коллегиальным мнением таких же педагогов.

Засвидетельствование факта проступка

Если произошедшее не попадает под юрисдикцию полиции, то заботы по фиксации и сбору подтверждений лягут на руководство заведения. В современном учебном заведении получить материалы и основания начать расследование не составляет труда:

  • докладная от коллеги или непосредственного руководителя;
  • жалоба заинтересованного лица (родителей, опекунов, самих учащихся);
  • данные видеонаблюдения;
  • ролик, снятый на мобильное устройство одного из участников или свидетелей событий.

Причем, даже если письменное обращение отсутствует, но директору стало доподлинно известно о произошедшем, расследование можно начать по инициативе руководителя. Толчком могут стать даже материалы, изначально попавшие в сеть Интернет, если они позволяют идентифицировать всех участников или хотя бы подтвердить личность педработника.

Оформление факта совершения аморального проступка

Как только сигнал о ЧП дошел до начальства, нужно закрепить все детали в виде акта, приложив к нему докладные, объяснительные  и письменные свидетельские показания от очевидцев не из числа коллектива. Для подробного и объективного рассмотрения обстоятельств нужно также изъять или скопировать видео- и аудио- файлы, если они могут помочь установить истинные мотивы и степень виновности сотрудника.

Создание комиссии по расследованию факта совершения аморального  проступка

Выводы об аморальности поведения одного из работников, сделанные единолично одним из уполномоченных должностных лиц, сразу вызовут сомнения в их объективности. Чтобы избежать искажения фактов, в учебном заведении создаются специализированные комиссии, призванные оценить тяжесть провинности и меру ее воздействия на дальнейшую воспитательную работу.

Состав комиссии должен быть утвержден приказом. Причем в ее составе должны быть только те, кого нельзя упрекнуть в систематических нарушений в сфере этики.

Принципы формирования комиссии поименно зависят от того, что написано во внутреннем локальном акте (назначение членов по решению руководителя или выборы внутри коллектива).

В особенно сложных случаях допустимо привлекать в состав комиссии сторонних лиц в качестве экспертов (психологов, юристов, технических специалистов и прочее).

Обстоятельства поступка и его последствия рассматриваются коллегиально.

Оформление решения комиссии по расследованию факта совершения аморального проступка

задача комиссии состоит не в том, чтобы рассмотреть доказательства и установить факт нарушения дисциплины и морали. Первоочередное задание коллегии – обосновать ответ на сомнения работодателя в том, можно ли уволить за аморальное поведение воспитателя в конкретной ситуации.

Как будут проходить заседания этого «судейского» органа в законодательстве не прописано. Но логичным представляется, что по итогам совещания будет составлен акт о проведенном рассмотрении, а к нему приложены все подтверждающие документы. Обязательной частью акта или протокола заседания комиссии должен стать недвусмысленный вывод о возможности дальнейшей работы с учениками.

Получение объяснений от работника, совершившего аморальный проступок

Принятие объективного решения невозможно без учета мнения и обстоятельств другой стороны.

В случае, если все произошло на территории образовательной организации, у директора возникает необходимость обязательного рассмотрения объяснений работника, ст. 193 ТК.

Из этого логически вытекает вывод, что достаточно письменно предложить написать объяснительную, под роспись ознакомить с ней провинившегося, а затем подождать не менее двух суток до утверждения результатов служебной проверки.

Если по истечении пары дней объяснение не предоставлено, у работодателя есть все основания принимать любые решения без учета деталей , известных увольняемому сотруднику.

Совершения непристойных действий за пределами работы или в быту освобождает от обязанности дожидаться объяснительной. Однако судебная практика говорит о том, что ее нужно требовать в любом случае, чтобы результаты рассмотрения в комиссии по трудовым спорам или в суде не стали для работодателя сюрпризом.

Сроки увольнения

Право исключить воспитателя с «подмоченной» репутацией из состава педагогического коллектива от места на карте не зависит. Разница есть только для определения процедуры и сроков проведения увольнения:

Место происшествияПорядок проведения процедурыСроки проведения увольнения
Проступок произошел в рабочее время в пределах образовательного учреждения либо на глазах у учеников.В порядке наложения дисциплинарного взыскания, ст. 193 ТК РФ.В течение месяца со дня обнаружения, но не позднее 6 месяцев после его совершения.
Все случилось после работы или в быту.Придерживаться ст. 193 ТК РФ нет оснований, поскольку увольнение не будет квалифицировано как дисциплинарное наказание, а станет расторжением договора по отдельным основаниям.Расчет по инициативе дирекции следует реализовать не позднее года от даты обнаружения проступка или предоставления достоверной информации о его совершении, п. 47 Постановления Пленума ВС РФ № 2.
Проступок произошел в рабочее время либо в пределах образовательного учреждения либо за ними, но выполнению воспитательных функций это не помешало.При наличии признаков дисциплинарного нарушения, к сотруднику можно применить соответствующее наказание, ст. 193 ТК РФ.Оснований для увольнения в соответствии с п. 8 ст. 81 ТК РФ уже нет. Прекращение трудовых отношений возможно лишь только, если у работника уже есть непогашенные взыскания.

Отстранение от работы педагога, совершившего аморальный проступок, возможно лишь при совершении уголовного преступления, ст. 76 ТК РФ.

Какие положены выплаты?

Степень неэтичности проступка или личное мнение руководства относительно провинившейся персоны не может изменить перечня гарантированных при увольнении выплат. К ним ТК РФ относит:

  • зарплату;
  • компенсацию за неотгуленный оплачиваемый отпуск (как очередной, так и дополнительный);
  • суммы всех существующих на день расчета согласованных и неоспариваемых задолженностей;
  • прочие выплаты, указанные в колдоговоре или индивидуальном контракте, если они уместны в данном конкретном случае.

Нужно заметить, что нормы внутренних нормативных актов (положений, приказов, коллективного договора и прочее) в судебной практике трактуются в пользу работника. Это означает, что в случае отсутствия в них прямого запрета на выплату выходного пособия тому, кто уходит по дискредитирующим обстоятельствам, деньги должны быть выданы в установленном размере в день ознакомления с приказом.

Есть ли отработка?

В Трудовом кодексе вообще отсутствует понятие отработки, есть только упоминание о сроке предупреждения работодателя об уходе. Предполагать, что начальство будет удерживать сотрудника, скомпрометировавшего себя в глазах коллег и учеников, слишком оптимистично.

Другое дело, если стороны договорились о неразглашении обстоятельств расследования, а работник пишет заявление на добровольный расчет. Но и в таком случае задерживать педагога, в отношении которого есть данные о порочности поведения, директору и в голову не придет.

Запись в трудовой книжке

Трудовую книжку работнику нужно выдать в день фактического расчета либо, при наличии письменного согласия, переслать ему ее по почте. На страницах документа должна быть запись о причине увольнения, указание на п. 8 ст. 81 ТК, а также ссылка на приказ по предприятию.

https://www.youtube.com/watch?v=7MH380F2T6M

Если сторонам все же удалось достичь соглашения об уходе без скандала и огласки, то указывается п. 1 ст. 77 ТК РФ (согласие сторон).

Увольнение за аморальный поступок, как любой вид расчета по инициативе работодателя, требует доказательства вины.

Закон возлагает эту обязанность на руководство, руководствуясь презумпцией невиновности в отношении работника, пока нет аргументов в пользу обратного.

Поэтому директору образовательного учреждения нужно особенно внимательно подходить не только к сбору подтверждающих материалов, но и обоснованию пагубного влияния произошедшего на воспитание учащихся.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Видео:Дисциплинарный проступок. Меры дисциплинарного взыскания. Аморальный проступок. 📑🤔Скачать

Дисциплинарный проступок. Меры дисциплинарного взыскания. Аморальный проступок. 📑🤔

Cовершение аморального проступка как основание для увольнения работника

Прекращение трудового договора в связи с совершением аморального проступка

В случаях, предусмотренных трудовым законодательством, основанием для расторжения трудового договора с работником по инициативе нанимателя может выступать совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы. Именно такое основание приведено законодателем в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора с некоторыми категориями работников в п. 3 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Таким образом, увольнение работника по данному основанию может иметь место только в случае совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением осуществляемой  им работы.

Прежде всего нуждается в пояснении понятие «аморальный проступок».

Общепринятым является суждение, что аморальным признается проступок, не соответствующий требованиям морали.

В Толковом словаре русского языка читаем следующее: аморальный — противоречащий морали, безнравственный.

В качестве основания для увольнения по п. 3 ст. 47 ТК может выступить не всякий аморальный проступок, а лишь несовместимый с продолжением данной работы, т.е. работы, содержанием которой является воспитание как основное содержание выполняемых работником трудовых функций.

Таким образом, следуя позиции, занятой учеными­трудовиками и судебной практикой, по смыслу п. 3 ст. 47 ТК основанием увольнения является проступок, который характеризуется в совокупности следующими признаками:

  • нарушает нормы морали, соблюдение которых является трудовой обязанностью работника;
  • несовместим с продолжением работы, связанной с выполнением воспитательных функций;
  • является виновным.

В судебной практике советского периода к таким проступкам учителей (как наиболее значительной категории работников, выполняющих воспитательные функции) относились участие в церковном хоре, соблюдение религиозных обрядов, посещение церкви, рождение ребенка матерью, не состоящей в зарегистрированном браке, изготовление, хранение и сбыт самогона.

 В настоящее время совершение лицами, выполняющими воспитательные функции, подобных «проступков» под действие п. 3 ст. 47 ТК не по­дпадает.

Отсюда следует не менее важный вопрос: кто может быть уволен по п. 3 ст. 47 ТК? В Трудовом кодексе приведены лишь косвенные признаки, относящиеся к субъекту, через указание на осуществляемые им трудовые функции.

Законодательный пробел в этой части восполнен разъяснением, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г.

№ 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с изменениями, внесенными постановлением Пленума Верховного Суда от 25 сентября 2003 г. № 11 (далее — постановление № 2). В соответствии с п. 43 постановления № 2 увольнение по п. 3 ст.

47 ТК допустимо в отношении только тех работников, в трудовую функцию которых воспитательная входит в качестве основной, в частности, учителя, преподаватели учебных заведений, мастера производственного обучения, воспитатели детских учреждений.

https://www.youtube.com/watch?v=gYw3A0Q3x74

Перечень работников, приведенный в п. 43 постановления № 2, не является исчерпывающим.

Этот перечень, дополняемый судебной практикой, должен соответствовать критерию, вытекающему из нормы закона, суть которого заключается в содержании трудовой функции работника, а не в содержательной направленности деятельности организации в целом.

В силу предписаний п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК трудовой функцией признается соглашение о работе по одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией.

Поэтому не являются специальными субъектами увольнения по п. 3 ст. 47 ТК лица, хотя и работающие в учебно-­воспитательных и подобных им организациях, но выполняющие технические или иные функции, не связанные с воспитанием (коменданты, секретари, бухгалтеры, завхозы и др.).

Пример 1

Д., работая ночным сторожем в С-­ской средней школе К­-ского района, совершила кражу венков с кладбища. Отделом образования К­-ского района она была уволена по п. 3 ст.

47 ТК за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Суд признал увольнение незаконным, поскольку истица не являлась работником, выполняющим воспитательные функции, и восстановил Д. на работе.

На практике и в литературе одно время широко дискутировался вопрос о возможности увольнения по п. 3 ст. 47 ТК руководителей организаций, руководителей структурных подразделений, выполняющих воспитательные функции.

Ответ фактически содержится в п. 43 постановления № 2. Поскольку воспитательная функция для руководителя не является основной, то он не может относиться к специальным субъектам, подпадающим под действие п. 3 ст. 47 ТК.

Между тем на практике на волне перевода руководителей на контрактную форму найма встречались случаи заключения контрактов, в которых содержалось указание на возможность прекращения трудового договора с руководителем по указанному выше основанию.

По большому счету, включение в контракт дополнительных оснований прекращения трудового договора возможно.

В п. 11 постановления № 2 разъясняется, что действие контракта до истечения его срока может быть прекращено по основаниям, установленным Трудовым кодексом, другими законодательными актами или контрактом.

Несмотря на расплывчатость приведенного разъяснения, оно уточнено через указание, что основания прекращения трудового договора, предусмотренные контрактом, должны соответствовать законодательным актам. В таком случае на помощь следует призвать ту же ст.

47 ТК, которая предусматривает возможность увольнения руководителей по п. 1 в связи с утратой доверия. Не лишним будет и обращение к п. 1 ст. 23 ТК, согласно которому признается недействительным условие трудового договора, ухудшающее положение работника по сравнению с законодательством. Более того, из ч.

4 ст. 7 ТК следует принцип приоритетности норм законодательства о труде равной юридической силы, содержащих более льготные условия для работников.

Поэтому можно согласиться с суждением О.С. Курылевой о том, что условие контракта, в котором для руководителя предусмотрено основание увольнения по п. 3 ст. 47 ТК, является недействительным как ухудшающее положение работника. Очевидно, что увольнение по такому основанию, примененное в отношении руководителя, должно признаваться незаконным.

Таким образом, определяющим при решении вопроса о том, подпадает ли работник под действие п. 3 ст. 47 ТК, является установление содержательной направленности его трудовой функции — это должна быть профессиональная воспитательная деятельность.

В п. 43 постановления № 2 разъясняется, что увольнение по п. 3 ст. 47 ТК допустимо в отношении работников, совершивших аморальный проступок, несовместимый с продолжением воспитательной деятельности, совершенный как в связи, так и не в связи с ее осуществлением.

Противники такого расширительного толкования нормы закона утверждают, что вследствие распространения действия нормы п. 3 ст.

47 ТК на поведение работника, выполняющего воспитательные функции вне его трудовой деятельности и не в связи с таковой, необоснованно создается правовая основа для вмешательства в частную жизнь работников сферы образования и иных работников, выполняющих воспитательные функции. При этом в основе такого вывода, как утверждает К.Л.

Томашевский, лежит не оправдание аморального поведения указанных лиц в быту или иных непедагогических сферах (за это они могут привлекаться к иной, например административной, ответственности), а несвязанность этого поведения с их трудовой деятельностью и трудовыми отношениями. По мнению К.Л.

Томашевского, буквальное следование данному разъяснению может приводить к таким абсурдным ситуациям, когда, например, преподавателя, прошедшего в нерабочее время по улице в не совсем трезвом состоянии и встретившего по пути своего студента, формально можно будет уволить по п. 3 ст. 47 ТК, поэтому данное разъяснение необходимо вообще исключить из постановления № 2.

Изложенная выше позиция требует фактически изменения сложившейся правоприменительной практики, которая в настоящее время ориентирована на то, чтобы считать поводом для увольнения аморальный проступок, не совместимый с продолжением воспитательной работы, совершенный не только на работе, но и в быту.

С учетом конкретных обстоятельств возможно увольнение по п. 3 ст.

47 ТК в связи с осуждением за совершение преступления к наказанию, не исключающему продолжение работы, за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, за вовлечение несовершеннолетних в пьянство; за физическое воздействие на учащихся, пьянство и т.п. 

Пример 2

Суд Г-­кого района М-­ской области решением от 15 июня 2000 г. отказал в иске о восстановлении на работе учительнице Ш-­ской средней школы, уволенной по п. 3 ст. 47 ТК в связи с осуждением за избиение из ревности П. в ее доме.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (65), июнь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

📽️ Видео

Увольнение в связи с нарушением правил заключения трудового договора – Елена А. ПономареваСкачать

Увольнение в связи с нарушением правил заключения трудового договора – Елена А. Пономарева

Трудовой договор. Как законно оформить трудовые отношения с работодателем?Скачать

Трудовой договор. Как законно оформить трудовые отношения с работодателем?

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон🤷‍♀️Скачать

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон🤷‍♀️

Алгоритм прекращения трудового договора. Елена ПономареваСкачать

Алгоритм прекращения трудового договора. Елена Пономарева

Расторжение трудового договора по инициативе работникаСкачать

Расторжение трудового договора по инициативе работника

Основания расторжения трудового договораСкачать

Основания расторжения трудового договора

Прекращение трудовых отношений: утрата доверияСкачать

Прекращение трудовых отношений: утрата доверия

Камбербэтч читает письмо Навального. Фейк Путина о независимости Бельгии. Надеждин ищет наблюдателейСкачать

Камбербэтч читает письмо Навального. Фейк Путина о независимости Бельгии. Надеждин ищет наблюдателей

Форма и аннулирование трудового договора - Елена А.ПономареваСкачать

Форма и аннулирование трудового договора - Елена А.Пономарева

Увольнение работников в связи с ликвидациейСкачать

Увольнение работников в связи с ликвидацией

Как уволить работника в связи с осуждением - Елена А. ПономареваСкачать

Как уволить работника в связи с осуждением - Елена А. Пономарева

Изменение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры. Юрист.Скачать

Изменение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры. Юрист.

Увольнение за грубое нарушение трудовых обязанностейСкачать

Увольнение за грубое нарушение трудовых обязанностей

Продление срочного трудового договораСкачать

Продление срочного трудового договора

Форма трудового договораСкачать

Форма трудового договора

Срочный трудовой договор - Елена А. ПономареваСкачать

Срочный трудовой договор - Елена А. Пономарева
Поделиться или сохранить к себе: