+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Основания для отмены результатов проверки ГИТ

Содержание

Нюансы документарной проверки ГИТ и обжалование результатов · Энциклопедия начинающего предпринимателя

Основания для отмены результатов проверки ГИТ

9:42, 08 мая 2014 3   3   3914

Но это не так. При проведении проверки инспекторами допускается множество нарушений (они такие же люди, как и мы), которые позволяют признать ее результаты незаконными. Но сначала пару слов скажу о документарной проверке.

Нюансы документарной проверки

О выездных проверках мы писали очень подробно. Но чаще проверка бывает документарной, то есть инспекторы изучают ваши документы у себя в кабинетах, не посещая компанию.

Как все происходит:

  1. Вы получаете письменный запрос из госинспекции, подписанный руководителем ГИТ.
  2. В течение 10 рабочих дней готовите копии документов для предоставления в инспекцию. На копиях ставите заверительную надпись: слово «верно», должность (или ИП), личная подпись, расшифровка подписи, дата, печать.
  3. Составляете опись передаваемых документов, в которой перечисляете, копии каких именно документов вы направляете в ГИТ. Если это приказы, штатное расписание и договоры, то обязательно указываете номера и даты этих документов, если копии трудовых книжек, то кому они принадлежат.

Можно вместе с описью составить и акт приема-передачи документов. Акт не фигурирует в законе, но вам обязательно нужно доказательство, что все перечисленные в описи документы инспектором получены. Можно на втором экземпляре описи получить расписку инспектора ГИТ в получении всех указанных в ней документов.

Такая предосторожность совсем не лишняя. Учитывая, что документарную проверку проходят одновременно несколько десятков работодателей, ваши документы могут быть утеряны, попасть не в ту папку, перепутаться.

А если вы не сможете доказать, что все запрашиваемые документы были получены инспекторами, то руководителю (предпринимателю) грозит уже уголовная ответственность за непредоставление документов при проверке.

Еще раз сделаю акцент: в инспекцию вы везете КОПИИ документов, НЕ подлинники. Изымать оригиналы не имеет права ни один проверяющий орган.

Дальнейшие действия — оформление результатов и запись в журнале проверок — такие же, при выездной проверке.

Протокол и постановление

Если с соблюдением закона у вас не все в порядке, то инспектор составит протокол, в котором укажет не только нарушения, но и соответствующее наказание за это. Поскольку протокол будет служить основанием для привлечения к административной ответственности, то отнестись к нему нужно очень внимательно.

  • Изучите указанные в протоколе нарушения.
  • Не спешите давать объяснения немедленно.
  • В графе, предусмотренной для объяснений, напишите, что объяснения будут предоставлены в такой-то срок. И к этому сроку подготовьте грамотные логичные объяснения в письменном виде на отдельном листе.

В течение 15 дней после составления протокол будет рассматривать руководство ГИТ. И вас обязательно должны пригласить на рассмотрение, то есть уведомить, где и когда будет проходить заседание комиссии. И мой вам совет: обязательно придите на это мероприятие, своим присутствием и адекватным поведением вы можете существенно снизить размер штрафа. Если вы не придете, штраф выписывают по максимальной планке. У всех есть план

Источник: http://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/nyuansy-dokumentarnoj-proverki-git-i-obzhalovanie-rezultatov/

Проверки ГИТ: порядок проведения и меры реагирования. Защита прав работодателя

Основания для отмены результатов проверки ГИТ
23.08.19

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 7 (112), август 2019.

Далеко не каждый предприниматель осведомлен о том, что при осуществлении деятельности, будь то торговля, оказание услуг либо что-нибудь иное, он может столкнуться с рисками, способными повлечь за собой значительные финансовые потери. К таким рискам можно отнести, например, недобросовестность контрагента по договору поставки, непрофессиональный подход к разработке хозяйственно-правового договора и т. п.

Но, пожалуй, наиболее существенным с точки зрения материального ущерба для предпринимателя является риск проведения проверок надзирающими органами, в частности Государственной инспекцией труда (ГИТ).

Предпринимательский риск, связанный с проверками ГИТ, может выражаться не только в возможной потере денежных средств. В некоторых случаях законодателем установлен такой вид административной ответственности для руководителя организации, как дисквалификация, то есть лишение права занимать определенные должности в пределах срока, установленного решением суда.

ГИТ в рамках своих полномочий выявляет нарушения предпринимателем (будем именовать его в дальнейшем «работодателем») Трудового кодекса РФ (ТК РФ), а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права: постановлений Правительства РФ, Минтруда и т. п.

При обнаружении нарушений ГИТ привлекает виновных юридических и физических лиц к административной ответственности.

Помимо этого, по результатам проверки ГИТ может направить в прокуратуру материалы, на основании которых работодатель может быть привлечен к уголовной ответственности, например, за невыплату заработной платы (ст. 145.1 Уголовного кодекса РФ).

В целях минимизации рисков, связанных с проведением проверок ГИТ, работодателю необходимо не только соблюдать трудовое законодательство, но и знать, на основании чего он может подвергнуться такой проверке, а также порядок ее проведения.

Основным документом, устанавливающим порядок организации и проведения проверок, а также их виды, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ФЗ-294), согласно которому проверки, проводимые ГИТ, бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки ГИТ

Плановые проверки проводятся с определенной периодичностью с применением риск-ориентированного подхода, представляющего собой метод, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения проверок определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Категории риска и периодичность связанных с этими категориями плановых проверок ГИТ установлены Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Согласно п. 20 Положения, плановые проверки проводятся с определенной периодичностью (см. Таблицу 1).

Проведение плановой проверки чаще, чем это установлено, является незаконным и служит безусловным основанием для отмены ее результатов.

Узнать свою принадлежность к той или иной категории риска работодатель может посредством письменного запроса, направленного в ГИТ региона, в котором зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Также есть возможность самостоятельно посмотреть на сайте Роструда перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска по каждому субъекту страны.

О грядущей плановой проверке, сроках ее проведения можно узнать на официальных сайтах Генеральной прокуратуры РФ и региональной ГИТ.

При проведении плановых проверок инспекторы ГИТ применяют проверочные листы, содержащие списки контрольных вопросов. Данные листы утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2017 № 655.

В них включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые работодателю. Используя их, работодатель может подготовиться к плановой проверке заранее.

Предмет плановой проверки работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Внеплановые проверки

Внеплановые проверки несут в себе повышенный риск для работодателя, поскольку отсутствует возможность подготовиться к ним заранее. Основанием для их проведения являются обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав. Число таких проверок в определенный период времени законодательно не ограничено.

При этом необходимо учитывать, что, даже если работодатель не допускает нарушений трудового законодательства, это еще не является гарантией от проведения внеплановой проверки.

По личному опыту, полученному во время работы в ГИТ на должности государственного инспектора труда по правовым вопросам, могу сказать, что около 30% заявлений и обращений работников, поступающих в ГИТ ежемесячно, представляют собой оговор работником работодателя с целью причинить неприятности в виде проведения внеплановой проверки ― то есть налицо злоупотребление правом со стороны работников. Это могут быть как ложные сообщения о нарушении трудового законодательства, так и совсем не имеющие к нему отношения, например: «Начальник плохо на меня посмотрел». И если обращения второго типа ГИТ не рассматриваются, то по ложным сообщениям о нарушении трудового законодательства внеплановая проверка будет проводиться обязательно.

Внеплановые проверки проводятся на основании ч. 7 ст. 360 ТК РФ и ч. 2 ст. 10 ФЗ-294, могут осуществляться как в документарной, так и в выездной форме (ч. 4 ст. 10 ФЗ-294) и проводятся на основании распоряжения о проведении проверки (ч. 1 ст. 14 ФЗ-294).

Заверенная надлежащим образом копия распоряжения вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю (ч. 3 ст. 14 ФЗ-294).

В распоряжении указывается, какие документы обязан предоставить работодатель для проведения проверки.

После получения распоряжения необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, обращая особое внимание на реквизиты и иные содержащиеся в нем сведения, которые должны соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 ФЗ-294.

Необходимо иметь в виду, что инспектор имеет право требовать от работодателя предоставления только тех документов, которые относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 ФЗ-294).

То есть если предметом проверки является нарушение сроков выплаты заработной платы, то инспектор не вправе требовать предоставления документов по охране труда.

Согласно ст. 21 ФЗ-294 руководитель проверяемой организации или его уполномоченное лицо имеют право присутствовать при проверке, а также давать соответствующие разъяснения, и инспектор не имеет права этому препятствовать.

Также руководитель имеет право получать информацию, относящуюся к предмету проверки, предоставлять дополнительные документы, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями инспектора, обжаловать его действия (бездействие).

По результатам проверки инспектор составляет акт, в котором указываются выявленные нарушения либо, что бывает крайне редко, отсутствие таковых, а также выдает предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений.

Срок проведения как плановых, так и внеплановых проверок не может превышать 20 рабочих дней.

Наиболее часто выявляемые нарушения трудового законодательства

Первое место среди нарушений, выявляемых при проверках ГИТ, занимают нарушения, выражающиеся в несоблюдении работодателями порядка оформления и расторжения трудовых договоров. К таким нарушениям относятся нарушения требований:

  • ч. 2 ст. 57 ТК РФ ― отсутствие в трудовых договорах обязательных условий: оплаты труда, включая надбавки за непрерывный трудовой стаж и другие стимулирующие и компенсирующие надбавки; определения режима труда и отдыха, даты начала работы, идентификационного номера налогоплательщика, срока действия трудового договора и др.;
  • ч. 4 ст. 57 ТК РФ ― внесение в трудовой договор условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;
  • ч. 2 ст. 58 ТК РФ ― заключение срочных трудовых договоров без достаточных правовых оснований;
  • ст. 67 ТК РФ ― неоформление с работниками трудовых договоров в письменном виде, отсутствие на экземпляре трудового договора, хранящегося у работодателя, подписи работника;
  • ст. 79 ТК РФ ― расторжение трудового договора без предупреждения работников за три дня до окончания срока действия срочного трудового договора;
  • ст. 86, 87 ТК РФ ― отсутствие регламентированного порядка хранения и использования персональных данных работников;
  • ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ ― невыдача трудовых книжек работникам в день прекращения с ними трудового договора, ненаправление работникам уведомления о необходимости явиться для получения трудовой книжки либо получения согласия на отправление ее по почте;
  • ст. 137 ТК РФ ― включение в заключаемые с работниками трудовые договоры условий, не соответствующих положениям трудового законодательства: условий о взыскании с работников штрафов в случае совершения ими прогулов, за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну; за неисполнение приказов, распоряжений, указаний работодателя и непосредственного руководителя; за несоблюдение трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка, за досрочное расторжение трудового договора по инициативе работника, за досрочное расторжение трудового договора при переходе на работу в другую организацию;
  • ст. 180 ТК РФ ― уведомление работников об увольнении в связи с сокращением численности или штата менее чем за два месяца до расторжения трудового договора. На втором месте ― нарушения правил охраны труда.

Меры реагирования ГИТ на выявленные нарушения заключаются в привлечении юридических и физических лиц к административной ответственности, установленной ст. 5.27, 5.27.1. КоАП РФ. Например, в соответствии с ч. 4 ст. 5.27 ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ― от 5 до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц ― от 50 до 100 тысяч рублей.

Если должностное лицо, подвергнутое административному наказанию, совершит повторно такое же нарушение, оно может быть дисквалифицировано на срок от одного года до трех лет.

Защита прав работодателя при проведении проверок

Основным нормативным правовым актом, направленным на защиту прав работодателя, является упомянутый выше Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Работодателям необходимо знать положения данного документа.

Помимо этого, работодателям полезно знать наиболее распространенные нарушения, допускаемые ГИТ при проведении проверок. Их выявление помогает избежать необоснованных претензий и злоупотреблений со стороны ГИТ.

Нарушения ГИТ при проверках

Достаточно часто нарушения, допускаемые инспекторами ГИТ, выражаются в выдаче незаконных предписаний по вопросам, не отнесенным законодательством к компетенции ГИТ, т. е. в нарушении требований, установленных ст.

356, 357, 391, 392 ТК РФ; Конвенции Международной организации труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11.11.1947,  ратифицированной РФ 11 апреля 1998 года.

Это предписания, касающиеся вопросов:

  • размера выплаты заработной платы;
  • размера выплаты окончательного расчета при увольнении;
  • оформления трудовых отношений с работниками;
  • восстановления на работе.

Источник: http://www.alventa.ru/content/proverki-git-poryadok-provedeniya-i-mery-reagirovaniya-zashchita-prav-rabotodatelya

Помогаем кадровику пройти совместную проверку инспекции труда и прокуратуры

Основания для отмены результатов проверки ГИТ

Не прочитано

Государственная инспекция труда (далее – ГИТ) проводит проверки, чтобы выяснить, как работодатель соблюдает законодательство о труде и охране труда. Прокурорские работники могут осуществлять контроль и надзор за законностью во всех сферах деятельности компании.

И инспекторы ГИТ, и работники прокуратуры обязаны соблюдать определенную процедуру, установленную законом. О ней важно знать кадровику, чтобы обезопасить себя от неправомерных претензий со стороны проверяющих.

Каковы их полномочия при совместной проверке? Какие документы могут затребовать у работодателя? Кто вправе привлечь компанию к ответственности в случае нарушений?

Основания для проверки

Сотрудники ГИТ и прокуратуры действуют, как правило, совместно, если:

– произошел несчастный случай (массовый или с летальным исходом);

– образовалась большая задолженность по заработной плате (за период более двух месяцев);

– рассматривается дело об административном правонарушении (по постановлению прокурора, направленному в ГИТ).

О начале внеплановой выездной проверки компанию должны известить любым доступным способом не менее чем за 24 часа (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), но если проверка проводится по заявлению сотрудника о нарушении его трудовых прав или по запросу работника о проведении проверки условий труда на его рабочем месте, предварительно уведомлять организацию о ней запрещено (ч. девятая ст. 360 ТК РФ).

Полномочия проверяющих

В начале любой проверки работник прокуратуры должен предъявить служебное удостоверение (ст. 22 Закона № 2202-1), а инспектор ГИТ – удостоверение и копию распоряжения о проверке (ст. 360 ТК РФ, ч. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Документ должен быть издан по установленной форме1 и подписан руководителем или заместителем руководителя ГИТ. При проведении проверки трудовые инспекторы должны руководствоваться положениями Трудового кодекса и Закона № 294-ФЗ, а прокурорские работники – Закона № 2202-1.

Полномочия проверяющих и документы, которые они издают по результатам проверки, различны. Инспектор труда всегда составляет акт о результатах проверки, а у сотрудников прокуратуры такой обязанности нет.

Если выявлены нарушения трудового законодательства, инспектор ГИТ составляет протокол и рассматривает дело об административном правонарушении, а работник прокуратуры выносит постановление и направляет его в ГИТ.

Документы в тему

ДокументПоможет вам
Конвенция Международной организации труда от 11 июля 1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле»Убедиться, что инспекторы труда могут проверять организацию так долго, как этого требуют обстоятельства
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ)Узнать, в каком порядке проводятся проверки
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1)Уточнить, каковы полномочия сотрудников прокуратуры
Глава 57 ТК РФВыяснить, каковы полномочия государственных инспекторов труда
Приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» (далее – Приказ Минэкономразвития России № 141)Изучить, как должны быть оформлены распоряжения о проверке; акт, составляемый по ее результатам; журнал учета проверок
Статьи 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.7 КоАП РФУточнить, какая административная ответственность грозит работодателю, если он будет препятствовать проведению проверки

Какие документы должен представить работодатель во время проверки

Проверки, в зависимости от места их проведения, принято делить на документарные и выездные (ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ). В первом случае работодатель должен представить документы в проверяющую организацию, а во втором сотрудники ГИТ и прокуратуры приедут сами.

При документарной проверке в первую очередь рассматриваются материалы, уже имеющиеся в распоряжении проверяющих органов. Например, если в организации проводилась плановая проверка и после нее поступила жалоба от работника, то в первую очередь будут изучены документы, представленные ранее.

Если они не содержат необходимой информации, то сотрудники ГИТ и прокуратуры направляют мотивированный запрос с требованием представить другие документы для изучения. К нему прилагают заверенную печатью копию распоряжения о проверке.

Так, у компании могут запросить копии штатного расписания, графика отпусков, трудовых договоров, табелей учета рабочего времени и т. п.

После того как сформирован пакет документов, нужно составить их опись, сопроводительное письмо (образец выше) и направить затребованные документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Во время выездной проверки работодатель обязан обеспечить проверяющим доступ на свою территорию, а также возможность ознакомиться с необходимыми документами (ст. 11 Закона № 294-ФЗ и ст. 22 Закона № 2202-1).

Запрошенные материалы должны быть связаны с предметом проверки. Документы работодатель вправе представить в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя, либо в электронной форме2 (ч. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Во время любой проверки необходимо выполнять законные требования проверяющих, в противном случае организацию и должностных лиц могут привлечь к административной ответственности.

Грубые нарушения, из-за которых результаты проверки могут быть отменены

НарушениеНорма
Несоблюдение сроков проведения плановых проверокЧасть 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ
Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный планЧасть 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ
Несоблюдение сроков уведомления о проведении проверкиЧасть 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ
Привлечение к проведению мероприятий по контролю неаккредитованных граждан и организацийПункт 7 ст. 2 Закона № 294-ФЗ
Отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверкиПункт 2 ч. 2, ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ
Несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверкиЧасть 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ
Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательстваЧасть 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя органа государственного или муниципального контроля (его заместителя)Часть 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ
Затребование документов, не относящихся к предмету проверкиПункт 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ
Превышение установленных сроков при проведении проверкиПункт 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ
Непредставление акта проверкиЧасть 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ
Проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с компаниями и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится эта проверкаЧасть 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ

Как оформляют результаты проверки

Результаты проверки инспектор ГИТ изложит в акте, который имеет типовую форму3 (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Акт проверки должен составляться непосредственно после ее завершения в двух экземплярах (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Один из них вручается руководителю (уполномоченному лицу) проверяемой организации под роспись.

Работодатели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме4. Проверяющие вносят в него отметку о каждой проведенной проверке и о документах, составленных по ее результатам.

Если проверка проведена с грубым нарушением требований закона, ее результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления компании.

Действия работодателя по результатам проверки

Если компания не согласна с результатами проверки, у нее есть 10 дней, чтобы их обжаловать. Решения проверяющих можно обжаловать у вышестоящего руководителя проверяющего, руководителя ведомства или в суде.

Если при проверке выявлены нарушения и инспектор труда выдал предписание об их устранении, организация должна выполнить его в указанный срок.

Затем нужно известить инспектора об устранении нарушений, направив письмо и приложив к нему копии подтверждающих документов.

Если организацию или должностное лицо привлекли к административной ответственности в виде штрафа, его нужно оплатить в течение месяца после вступления постановления в законную силу5 и сообщить об этом в ГИТ.

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Татьяна ВАСИЛЬЕВА,

юрист, ведущий эксперт журнала «Кадровое дело»:

– В ходе внеплановой проверки, которая проводится по жалобе работника, у работодателя могут запросить любые документы, относящиеся к делу. Перед передачей комплекта документов составьте их опись, сопроводительное письмо и попросите проверяющих проставить на них отметку о получении.

Дмитрий КАЗАНЦЕВ,

юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»:

– Если по результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений, организация должна сделать это в установленные в нем сроки. О выполнении предписания обязательно сообщите в инспекцию труда, приложив к письму копии подтверждающих документов.

Источник: https://e.kdelo.ru/304894

Проверка ГИТ: о чем должен помнить работодатель

Основания для отмены результатов проверки ГИТ

Все проверки, которые могут случиться в жизни организации, регламентированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Федеральный закон от 03.07.2016 № 277-ФЗ изменил положения, которые касаются порядка проведения проверок ГИТ.

Наиболее значимым можно считать переход к риск-ориентированному подходу, когда регулярность плановых проверок будет зависеть от категории риска, присвоенной компании.

Всего выделено пять категорий, регулярность проверок от одного раза в два года — для категории высокого риска, до одного раза в шесть лет — для тех, кто причислен к категории умеренного риска.

Не будут проверять организации, которым посчастливится попасть в категорию низкого риска.

Второе важное новшество — ограничение списка документов, по которым инспектор вправе проверять работодателя.

Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержден Приказом Роструда от 30.12.2016 № 538. Перечень размещен на сайте Роструда. Он достаточно объемен, документов много. Тем не менее это нововведение — скорее плюс, чем минус: если инспектор начинает требовать что-то, выходящее за рамки перечисленных документов, руководитель организации может опротестовать это требование. Кроме того, наличие такого списка позволяет кадровику проверить себя и подготовиться к проверке заранее.

И третье изменение, утвержденное Законом № 277-ФЗ, — это проверочные листы.

Проверочные листы (списки контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утверждены Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 № 655.

Государственная инспекция по труду, стремясь снизить трудозатраты, разработала онлайн-опросник, который на начальном этапе позволяет выявить нарушителей. Сервис официально заработал с 1 января 2018 года, и уже сейчас можно проверить себя.

Правильно настроенная программа Контур-Персонал облегчает прохождение проверки ГИТ

Узнать больше

В целом при взаимодействии с ГИТ работодателю стоит опираться на несколько базовых документов:

Федеральные нормативные актыПодзаконные нормативные акты
  • Трудовой кодекс Российской Федерации
  • Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
  • Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. ФЗ от 3.07.2016 № 277-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
  • Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (в ред. от 16.02.2017 № 197)
  • Постановление Правительства РФ от 13.02.2017 № 177 «Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 № 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Все идет по плану, или Какая проверка ждет вас?

В зависимости от целей государственная инспекция по труду проводит плановые и внеплановые проверки.

График плановых проверок утверждается накануне Нового года совместно прокуратурой и ГИТ. График размещен на сайтах ведомств, с ним можно ознакомиться в любое время. Госинспекция обязана дополнительно предупредить работодателя о своем визите за трое суток. Раньше извещения пересылали обычной почтой, сейчас чаще всего информируют электронным письмом.

О внеплановом визите инспекции работодатель должен узнать не позднее чем за 24 часа. В некоторых случаях Трудовой кодекс РФ разрешает не согласовывать выезд инспекторов с прокуратурой и не предупреждать проверяемую организацию (ст. 360 ТК РФ).

Это касается проверок, инициированных по жалобам работников, например, на невыплату или неполную выплату заработной платы. Такое допущение — отзвуки Федерального закона № 272-ФЗ от 03.07.

2016, который ужесточил меры ответственности за нарушения в области оплаты труда.

Сейчас в Госдуме рассматривается проект еще одного закона, который даст право на внеплановые проверки по вопросам оформления трудовых договоров, когда вместо трудовых заключены гражданско-правовые договоры.

Виды внеплановых проверок:

  1. Документарные проверки, чаще всего проводятся по жалобе работника. ГИТ не выезжает на место, а запрашивает определенные документы, организация предоставляет их в виде заверенных копий.

Важно! Инспектор не вправе затребовать документы, которые может получить самостоятельно через иные органы государственного или муниципального контроля

  1. Выездные проверки проводятся в том случае, когда невозможно только лишь через документы проверить соблюдение трудового права, например, оценить реальное состояние территории, зданий, оборудования, наличие ИСЗ.

  2. Комплексные проверки — самые страшные для кадровиков, потому что ГИТ инспектирует все: соблюдение трудового законодательства, локальные нормативные акты, кадровую документацию и меры по охране труда.
  3. Целевые проверки. Поводом для них становятся жалобы работников о нарушениях их трудовых прав.

    Оставить обращение сейчас несложно: на портале Онлайнинспекция.рф предусмотрена онлайн-форма, через которую можно сообщить о проблеме напрямую. Целевая проверка проводится строго в пределах жалобы, инспектор не может затребовать информацию по иным вопросам.

  4. Тематические проверки.

    Поводом для такого визита тоже служит жалоба работника, но есть отличия. Если автор обращения не хочет, чтобы работодатель узнал его имя, он вправе указать это (ст. 358 ТК РФ).

    В таком случае инспектор ГИТ проверяет факты нарушения трудового законодательства не по конкретному человеку, а исследует проблемную сферу в целом по организации или подразделению.

Приезжая в офис работодателя, инспектор должен предъявить удостоверение личности и предписание, где указано основание для проверки.

Что может изучать инспектор? Подробнее об объектах проверок и наиболее частых нарушениях мы расскажем в следующем материале. Здесь лишь перечислим основные объекты, которые могут интересовать инспектора.

Это локальные нормативные акты (Правила внутреннего трудового распорядка, инструкции по охране труда, Положение о защите персональных данных и пр.), кадровые документы (личные дела, трудовые книжки, приказы и пр.

), бухгалтерские документы, которые касаются выплат и удержаний из заработной платы работника, а также документация, связанная со специальной оценкой условий труда.

Важно! Инспектор имеет право требовать только документы, касающиеся предмета проверки, например, по вопросам, указанным в жалобе работника

Работодатель должен предоставить инспектору все запрашиваемые документы и не препятствовать их изучению. Обязанности работодателя при проверке (ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • организации обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать лично или обеспечить присутствие уполномоченных представителей;
  • организации (их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители), индивидуальные предприниматели (их уполномоченные представители), которые допустили нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, необоснованно препятствовали или уклонялись от проверок, не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Визит представителей госконтроля — мероприятие малоприятное, и работодатели частенько забывают, что у них есть еще и права (ст. 21, 22 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ):

  • присутствовать при проведении проверки;
  • давать объяснения по вопросам проверки;
  • получать от органа государственного контроля информацию по проверке;
  • знакомиться с результатами проверки;
  • указывать в акте проверки о согласии или несогласии с результатами проверки — делать это надо сразу же по окончании проверки;
  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов контроля, повлекшие за собой нарушение прав работодателя — пожаловаться можно вышестоящему инспектору или в судебном порядке;
  • требовать возмещения вреда, причиненного в ходе проверки.

По результатам инспекции руководитель организации под расписку получит:

  1. Акт проверки. Этот документ не подлежит обжалованию, однако в случае несогласия работодатель может в течение 15 дней привести свои возражения.
  2. Протокол об административном правонарушении. Он также не может быть обжалован, но ошибки при его составлении позволят работодателю отменить постановление о назначении административного наказания. Если руководитель организации не согласен с указанными в протоколе нарушениями, он вправе дать объяснения и замечания, чтобы в дальнейшем обжаловать постановление о назначении административного наказания.
  3. Предписание об устранении нарушений. По каждому пункту предписания должны быть ссылки на конкретные статьи и пункты нормативных правовых актов, требования которых нарушены. Подлежит обязательному исполнению. Предписание можно обжаловать в течение 15 дней вышестоящему должностному лицу ГИТ или в течение 10 дней в судебном порядке.
  4. Постановление о назначении административного наказания. Его составляет государственный инспектор труда на основании составленного протокола и других материалов дела. Срок — не позднее 1 года с момента, когда было обнаружено (при длящихся правонарушениях) или совершено правонарушение.

Не стоит забывать, что иногда ГИТ выходит за пределы своей компетенции, начинает проверять сторонние проблемы: вопросы, составляющие содержание трудовых споров (например, о привлечении работника к дисциплинарной ответственности), вопросы дискриминации, компенсации морального вреда и пр. Это значит, что у работодателей есть право оспорить решения ГИТ. И сегодня в судебной практике немало случаев, когда суды отменяют результаты проверки, потому что инспекторы превысили свои полномочия.

Об авторе: Светлана Головина — доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой трудового права УрГЮУ

Источник: https://kontur.ru/articles/5050

Вопросы – Ответы: Госпроверка

Основания для отмены результатов проверки ГИТ

  • Новости
  • Вопросы-Ответы
  • Вопросы – Ответы: Госпроверка

Рубрика: Вопросы-Ответы, Новости Четверг, 04 октября 2018

Основанием для внеплановой проверки может стать жалоба о том, что на предприятии не выполняются нормы трудового кодекса, охрана труда входит в раздел (раздел Х) трудового кодекса.

В статье 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статье 360 Трудового кодекса РФ, прописаны основания для внеплановой проверки:

  • обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации;
  • информация от органов государственной власти, местного самоуправления о причинении вреда жизни, здоровью граждан.

За сколько до наступления плановой проверки должно приходить распоряжение и другие необходимые при этом документы от проверяющих органов?

Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г.

№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Как обжаловать решение инспектора в административном порядке

Жалобу подайте руководителю территориальной ГИТ или главному инспектору труда РФ. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суде (ст. 361 ТК РФ). Не обращайтесь одновременно и в суд, и к руководителю инспектора по подчиненности. Это не запрещено, но неэффективно — жалобу будет рассматривать только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Жалобу на постановление подают в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Это может быть как местонахождение ГИТ, так и местонахождение предприятия.

Некоторые работодатели по ошибке обжалуют постановления трудовых инспекторов в арбитражных судах. Арбитражные суды прекращают производство по таким делам в связи с неподведомственностью (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ), а работодатели пропускают срок давности на обжалование постановлений.

Суд, как правило, не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены постановления, поэтому не пытайтесь обжаловать их только по формальным признакам.

Другое дело — грубые нарушения. Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в части 2 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки.

Перечень нарушений см. в таблице.

Грубые нарушения, которые позволят отменить результаты проверки ГИТ

Нарушение Требование, которое нарушил надзорный орган Основание для признания результатов проверки недействительными
Плановую проверку провели раньше, чем через три года после последней проверки. Исключения указаны в частях 9 и 9.3 статьи 9 Закона № 294-ФЗ.

Например, если категория риска организации подразумевает иную периодичность проверок

Часть 2 статьи 9 Закона № 294-ФЗ*Пункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Плановую проверку провели без ежегодного плана, разработанного органом государственного контроля или органом муниципального контроля в соответствии с их полномочиямиЧасть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗПункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
О плановой проверке уведомили позже, чем за три рабочих дня до ее началаЧасть 12 статьи 9 Закона № 294-ФЗПункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
О внеплановой выездной проверке уведомили меньше, чем за 24 часа до ее начала. Исключение: предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятомчасти 7 статьи 360 ТК РФ, не допускается.Часть 16 статьи 10 Закона № 294-ФЗПункт 1 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Отсутствуют основания для проверкиПункт 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗПункт 2 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Общий срок плановых выездных проверок в течение года превысил: 50 часов для малого предприятия, 15 часов — для микропредприятияЧасть 2 статьи 13 Закона № 294-ФЗПункт 3 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Проверку провели без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля, органа муниципального контроляЧасть 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗПункт 4 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
ГИТ проверила выполнение требований, которые:Пункты 1, 1.1 и 1.2 статьи 15 Закона № 294-ФЗПункт 5 части 2 статьи 20 Закона
ГИТ затребовала документы, которые не относятся к предмету проверкиПункт 3 статьи 15 Закона № 294-ФЗПункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
ГИТ превысила установленный срок проверкиПункт 6 статьи 15 Закона № 294-ФЗПункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
ГИТ не представила акт проверкиЧасть 4 статьи 16 Закона № 294-ФЗПункт 6 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
Плановая проверка не была включена в ежегодный план проведения плановых проверокЧасть 3 статьи 9 Закона № 294-ФЗПункт 7 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ
В проверке участвовал эксперт, который состоит в гражданско-правовых или трудовых отношениях с организацией или предпринимателем, в отношении которого проводили проверкуЧасть 6 статьи 12 Закона № 294-ФЗПункт 8 части 2 статьи 20 Закона № 294-ФЗ

* Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Во время проверки инспектор ГИТ обнаружил на предприятии нарушения по охране труда за предыдущие годы. Может ли он за них оштрафовать?

Срок давности правонарушения — один год с момента его совершения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому инспектор не может оштрафовать вас за нарушения, которые произошли больше года назад. Но только в том случае, если речь не идет о длящемся административном правонарушении.

В этом случае сроки давности исчисляют с момента, когда инспектор его выявил (п. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Так, в законе не установлен период времени, за который проверяют документы по охране труда. Ведь выявленное нарушение может потребовать проведения проверки за несколько лет.

Источник: https://ot93.ru/news/item/voprosy-otvety-gosproverka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.