В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол №11 от 24 декабря 2014 г.), что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.
В текущем 2015 году оплата труда педагогических работников формируется в соответствии с Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений(протокол №11 от 24 декабря 2014 г.). Документ регулирует процесс формирования выплат на всех организационных уровнях. Правовой основой для его исполнения служат коллективные договора и нормативные акты.
В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты упомянутых «Рекомендаций», что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.
- Базовые принципы формирования зарплаты в 2015 году
- Алгоритм формирования зарплаты педагогов
- Оплата труда за проверку письменных работ и классное руководство
- Формирование выплат по результатам труда
- Условия труда педагогических работников
- Так в соответствии со статьей 57 « трудового договора» Трудового кодекса РФ обязательными условиями трудового договора являются следующие:
- Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ об условиях труда педагогических работников
- Система образования
- 💡 Видео
Базовые принципы формирования зарплаты в 2015 году
- Заработная плата зависит от квалификации и объема работ без ограничения максимально допустимым размером. Например, молодой специалист, работающий на полную ставку, получит в среднем 12-15 тыс. руб., а зарплата педагога с квалификационными надбавками в зависимости от педагогического стажа может достигать 40 тыс. руб.
- Рост заработной платы гарантируется актами трудового законодательства.
- Труд педагога оплачивается соответственно трудовым затратам человека. Это правило касается процесса распределения ставок, компенсаций и премий.
Любые личностные предпочтения руководителей касаемо персоны педагога (не связанные с его профессиональными качествами) не допускаются.
Наименьший допустимый размер оплаты строго фиксирован и не может быть меньше суммы, установленной федеральным законом.
Трудовой договор обязательно должен содержать такие сведения, как: размер должностного оклада, объем педагогической нагрузки за рабочую неделю, а также перечень и размеры выплат компенсаций и премий.
Оплата труда регулируется размерами районных коэффициентов для рационального расчета выплат в зависимости от условий работы, местности проживания (например, центр страны или Крайний Север), а также процентных надбавок (за педагогический стаж).
Местные органы самоуправления могут повышать уровень районных коэффициентов за счет бюджетных средств муниципальных учреждений.
Видео:Организация деятельности учителя-методиста в образовательной организацииСкачать
Зарплата педагога должна быть повышена в случае опасных или вредных условий труда (процент выплаты в таком случае не может быть ниже, чем установленные).
Алгоритм формирования зарплаты педагогов
Перераспределение средств, выделенных для оплаты труда, способствует повышению престижности профессии педагога и рационального управления кадрами. Руководители должны стремиться к тому, чтобы доля окладов, ставок без учета районных коэффициентов и надбавок была не меньше 60 процентов.
Учитывайте, что имеются в виду не дополнительные выплаты, а утвержденная часть заработной платы.
Дополнительные начисления не учитываются! Пункты документа рекомендуют руководителям обращать внимание на процентное соответствие фиксированной части зарплаты и всевозможных надбавок, чтобы избежать практики, когда согласно ставке педагог должен получить, к примеру, 12 тыс. руб., а в реальности выплачивается 50 тыс. руб. (с учетом всех надбавок).
Обязательные нормы трудового договора с педагогом включают в себя:
- описание условий труда, заработной платы (фиксированной), оклада за выполненную в течение месяца работу или отработанных часов за неделю (год);
- фиксированный размер зарплаты педагогов, у которых рабочее время равняется 30 или 36 часам в неделю приравнивается к размеру оклада за календарный месяц (без учета дополнительных выплат);
Месячная зарплата для педагогических работников, работающих за ставку, равняется размеру ставки за календарный месяц, в зависимости от должности и нормы часов преподавания (18, 24 часа за неделю, 720 часов в год).
Алгоритм формирования оплаты труда педагогов, которые руководствуются программами профессионального обучения, немного другой. Месячная зарплата формируется умножением часовой ставки на годовую преподавательскую нагрузку и последующего деления результата на 10 учебных месяцев. Если же поделить месячную ставку зарплаты на месячную норму часов (72), то получим часовую ставку.
Оплата труда за проверку письменных работ и классное руководство
Помимо преподавания, профессиональные обязанности педагога также могут включать в себя проверку письменных работ учеников, а также выполнение функций классного руководителя, заведующего кабинетом, лабораторией или филиалом.
Видео:Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций 01.09.23г.Скачать
Эти виды учебной работы тоже должны оплачиваться: размер оплаты предусматривается в трудовых договорах (отдельно от фиксированного размера зарплаты).
Учтите, что пункт документа содержит словосочетание «письменные работы» (то есть имеются в виду все виды работ, а не только проверка тетрадей).
Формирование выплат по результатам труда
Рекомендации гласят, что размер выплат устанавливается в коллективных договорах и других правовых документах с учетом мнения педагогов сквозь призму показателей труда и критериев эффективности работы.
Оценка эффективности работы должна исходить из таких принципов:
- объективность (вознаграждение должно соответствовать результату труда);
- предсказуемость (специалист должен точно знать какая выплата его ждет за конкретный положительный результат труда);
- адекватность (вознаграждение обязано соответствовать вкладу работника);
- своевременность;
- прозрачность (доступность и понятность правил).
Таким образом, при формировании размера стимулирующих выплат педагогу учитываются: специфика отдельного образовательного заведения и принципы оценки эффективности труда. Неактуальные критерии использовать запрещается.
Условия изменения заработной платы могут изменяться в зависимости от показателя непрерывного педагогического стажа (со дня достижения или со дня подачи документов), квалификации (с момента решения аттестационной комиссии), государственных наград (со дня получения) и ученой степени (с числа принятия решения о выдаче диплома). Если в этот период педагог находился в отпуске или на больничном (при условии сохранения средней заработной платы), то новые начисления будут производиться уже после возвращения сотрудника образовательной организации на работу.
В реорганизованных образовательных учреждениях снижать размер должностного оклада (но не всей зарплаты) нельзя.
Формирование заработной платы – актуальный вопрос для педагогических работников всех уровней. «Рекомендации…» содержат базовые принципы и условия расчета заработной платы. Но для большей ясности каждый сайт образовательного учреждения должен разместить локальные акты, касаемо формирования зарплаты, дополнительных выплат в зависимости от ставки, стажа и других факторов, влияющих на величину зарплаты.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Видео:«Педагоги общеобразовательных организаций: труд или повинность?»_18.10.2016Скачать
Материал полезен?
Условия труда педагогических работников
Трудовое законодательство, в частности, Трудовой кодекс РФ под условиями труда педагогических работников понимает:
достаточно широкий круг обстоятельств,
к которым относятся, в том числе права и обязанности педагогического работника.
Широкое понимание условий труда педагогических работников обусловлено договорной основой трудовых отношений с педагогическими работниками:
- основным правовым документом, определяющим условия труда педагогических работников, является трудовой договор с конкретным педагогическим работником.
При этом законодательство делит условия трудового договора с педагогическими работниками:
на обязательные условия трудового договора и
факультативные условия трудового договора.
Так в соответствии со статьей 57 « трудового договора» Трудового кодекса РФ обязательными условиями трудового договора являются следующие:
место работы, а в случае, когда педагогический работник принимается для работы в филиале или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, — место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
трудовая функция, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности.
Видео:Как стать идеальным учителем? Интервью с опытными педагогамиСкачать
При этом если в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или положениям профессиональных стандартов;
Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2021 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов
сроки действия трудового договора (бессрочный или на определенный срок). В случае, когда заключается срочный трудовой договор, — также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора с педагогическим работником в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом;
условия оплаты труда, включая размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) педагогического работника, доплаты, надбавки, поощрительные и другие выплаты, в т.ч. стимулирующие;
режим рабочего времени и времени отдыха, если для данного педагогического работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя;
гарантии и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;
условия, определяющие в необходимых случаях характер работы, например, разъездной характер работы;
условия труда на рабочем месте;
условие об обязательном социальном страховании педагогического работника;
другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.
Если при заключении трудового договора с педагогическим работником в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа обязательных условий:
то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями;
при этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В трудовом договоре с педагогическим работником могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение педагогического работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;
об испытании;
о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);
об обязанности педагогического работника отработать после обучения не менее установленного трудовым договором срока, если обучение проводилось за счет средств образовательного учреждения;
о видах и об условиях дополнительного страхования педагогического работника;
об улучшении социально-бытовых условий педагогического работника и членов его семьи;
об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться:
права и обязанности педагогического работника и образовательного учреждения (работодателя), установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами,
а также права и обязанности педагогического работника и образовательного учреждения, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.
Видео:Психологические особенности организации урока. Шингаев С.М., доктор психологических наукСкачать
Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей педагогического работника и образовательного учреждения:
- не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.
Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ об условиях труда педагогических работников
В Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ содержатся ряд норм, относящихся к условиям труда педагогических работников, однако сформулированных с высокой степенью неопределенности.
Так, статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона об образовании № 273-ФЗ, определяющая компетенцию образовательной организации, предусматривает:
компетенцию (следовательно, и право, и обязанность) образовательной организации обеспечить материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с действующими нормами и требованиями,
в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или федеральными государственными требованиями (ФГТ).
Упомянутые в статье 28 Закона об образовании № 273-ФЗ нормы и требования:
должны определять материально-технические условия труда педагогических работников,
которые, в свою очередь, имеют право настаивать на их исполнении.
Аналогично, установленная Законом об образовании № 273-ФЗ обязанность администрации по созданию условий и организации повышения квалификации педагогических работников (дополнительного профессионального образования):
также относится к условиям труда педагогических работников, которые должны быть предоставлены образовательным учреждением (в том числе среднего профессионального образования)
в соответствии с существующими нормативами и установленными требованиями.
Видео:Урок/занятие: методы обученияСкачать
Статья 28 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ налагает также обязанность на образовательное учреждение:
по обеспечению охраны и укрепления здоровья и организации питания обучающихся, а также педагогических работников образовательного учреждения (пункт 15 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ),
по организации научно-методической работы, проведению научных и методических конференций, семинаров (пункт 20 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона об образовании образовательное учреждение обязано:
- создавать безопасные условия обучения и воспитания, обеспечивающие охрану жизни и здоровья не только обучающихся, но и педагогических работников образовательного учреждения (пункт 2 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ).
Система образования
💡 Видео
Правовое регулирование рабочего времени педагогических работниковСкачать
Особенности аттестации педагогических работников дошкольных образовательных организаций, март 2017Скачать
Организация профессиональной деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОССкачать
Пётр Царьков "Условия труда педагогов"Скачать
Организация методической работы в образовательной организацииСкачать
Какие изменения приготовлены в системе оплаты труда педагогов? Закон и ПорядокСкачать
Структура, виды, уровни педагогической деятельности. Профессиональные функции педагогаСкачать
Ирина Носко: Профстандарт педагога-психолога. Первая обобщенная трудовая функция | Вилла ПапирусовСкачать
Значение сотрудничества педагогов и родителей в организации дополнительного образования ДОО| ВебинарСкачать
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития проф. компетенции педагог. работниковСкачать
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН Погожева Елена ЮрьевнаСкачать
Социальный педагог: описание профессии, как выучитьсяСкачать
Оплата труда педагогов и Образование на постсоветском пространствеСкачать
Актуальные вопросы применения трудового законодательства в образовательных организациях.Скачать