+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности труда педагогов общеобразовательных организаций

Особенности формирования зарплаты педагогов, Познавательные статьи

Особенности труда педагогов общеобразовательных организаций

В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (протокол №11 от 24 декабря 2014 г.), что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.

В текущем 2015 году оплата труда педагогических работников формируется в соответствии с Рекомендациями Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений(протокол №11 от 24 декабря 2014 г.). Документ регулирует процесс формирования выплат на всех организационных уровнях. Правовой основой для его исполнения служат коллективные договора и нормативные акты.

В рамках данной статьи мы рассмотрим основные аспекты упомянутых “Рекомендаций”, что позволит работникам государственных и муниципальных образовательных организаций понять, по каким принципам формируется их зарплата.

Базовые принципы формирования зарплаты в 2015 году

  1. Заработная плата зависит от квалификации и объема работ без ограничения максимально допустимым размером. Например, молодой специалист, работающий на полную ставку, получит в среднем 12-15 тыс. руб., а зарплата педагога с квалификационными надбавками в зависимости от педагогического стажа может достигать 40 тыс. руб.

  2. Рост заработной платы гарантируется актами трудового законодательства.
  3. Труд педагога оплачивается соответственно трудовым затратам человека. Это правило касается процесса распределения ставок, компенсаций и премий.

    Любые личностные предпочтения руководителей касаемо персоны педагога (не связанные с его профессиональными качествами) не допускаются.

Наименьший допустимый размер оплаты строго фиксирован и не может быть меньше суммы, установленной федеральным законом.

Трудовой договор обязательно должен содержать такие сведения, как: размер должностного оклада, объем педагогической нагрузки за рабочую неделю, а также перечень и размеры выплат компенсаций и премий.

Оплата труда регулируется размерами районных коэффициентов для рационального расчета выплат в зависимости от условий работы, местности проживания (например, центр страны или Крайний Север), а также процентных надбавок (за педагогический стаж).

Местные органы самоуправления могут повышать уровень районных коэффициентов за счет бюджетных средств муниципальных учреждений.

Зарплата педагога должна быть повышена в случае опасных или вредных условий труда (процент выплаты в таком случае не может быть ниже, чем установленные).

Алгоритм формирования зарплаты педагогов

Перераспределение средств, выделенных для оплаты труда, способствует повышению престижности профессии педагога и рационального управления кадрами. Руководители должны стремиться к тому, чтобы доля окладов, ставок без учета районных коэффициентов и надбавок была не меньше 60 процентов.

Учитывайте, что имеются в виду не дополнительные выплаты, а утвержденная часть заработной платы.

Дополнительные начисления не учитываются! Пункты документа рекомендуют руководителям обращать внимание на процентное соответствие фиксированной части зарплаты и всевозможных надбавок, чтобы избежать практики, когда согласно ставке педагог должен получить, к примеру, 12 тыс. руб., а в реальности выплачивается 50 тыс. руб. (с учетом всех надбавок).

Обязательные нормы трудового договора с педагогом включают в себя:

  • описание условий труда, заработной платы (фиксированной), оклада за выполненную в течение месяца работу или отработанных часов за неделю (год);
  • фиксированный размер зарплаты педагогов, у которых рабочее время равняется 30 или 36 часам в неделю приравнивается к размеру оклада за календарный месяц (без учета дополнительных выплат);

Месячная зарплата для педагогических работников, работающих за ставку, равняется размеру ставки за календарный месяц, в зависимости от должности и нормы часов преподавания (18, 24 часа за неделю, 720 часов в год).

Алгоритм формирования оплаты труда педагогов, которые руководствуются программами профессионального обучения, немного другой. Месячная зарплата формируется умножением часовой ставки на годовую преподавательскую нагрузку и последующего деления результата на 10 учебных месяцев. Если же поделить месячную ставку зарплаты на месячную норму часов (72), то получим часовую ставку.

Оплата труда за проверку письменных работ и классное руководство

Помимо преподавания, профессиональные обязанности педагога также могут включать в себя проверку письменных работ учеников, а также выполнение функций классного руководителя, заведующего кабинетом, лабораторией или филиалом.

Эти виды учебной работы тоже должны оплачиваться: размер оплаты предусматривается в трудовых договорах (отдельно от фиксированного размера зарплаты).

Учтите, что пункт документа содержит словосочетание «письменные работы» (то есть имеются в виду все виды работ, а не только проверка тетрадей).

Формирование выплат по результатам труда

Рекомендации гласят, что размер выплат устанавливается в коллективных договорах и других правовых документах с учетом мнения педагогов сквозь призму показателей труда и критериев эффективности работы.

Оценка эффективности работы должна исходить из таких принципов:

  • объективность (вознаграждение должно соответствовать результату труда);
  • предсказуемость (специалист должен точно знать какая выплата его ждет за конкретный положительный результат труда);
  • адекватность (вознаграждение обязано соответствовать вкладу работника);
  • своевременность;
  • прозрачность (доступность и понятность правил).

Таким образом, при формировании размера стимулирующих выплат педагогу учитываются: специфика отдельного образовательного заведения и принципы оценки эффективности труда. Неактуальные критерии использовать запрещается.

Условия изменения заработной платы могут изменяться в зависимости от показателя непрерывного педагогического стажа (со дня достижения или со дня подачи документов), квалификации (с момента решения аттестационной комиссии), государственных наград (со дня получения) и ученой степени (с числа принятия решения о выдаче диплома). Если в этот период педагог находился в отпуске или на больничном (при условии сохранения средней заработной платы), то новые начисления будут производиться уже после возвращения сотрудника образовательной организации на работу.

В реорганизованных образовательных учреждениях снижать размер должностного оклада (но не всей зарплаты) нельзя.

Формирование заработной платы – актуальный вопрос для педагогических работников всех уровней. «Рекомендации…» содержат базовые принципы и условия расчета заработной платы. Но для большей ясности каждый сайт образовательного учреждения должен разместить локальные акты, касаемо формирования зарплаты, дополнительных выплат в зависимости от ставки, стажа и других факторов, влияющих на величину зарплаты.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/810_osobennosti-formirovaniya-zarplaty-pedagogov-v-201.html

Условия труда педагогических работников

Особенности труда педагогов общеобразовательных организаций

Трудовое законодательство, в частности, Трудовой кодекс РФ под условиями труда педагогических работников понимает:

  • достаточно широкий круг обстоятельств,

  • к которым относятся, в том числе права и обязанности педагогического работника.

Широкое понимание условий труда педагогических работников обусловлено договорной основой трудовых отношений с педагогическими работниками:

  • основным правовым документом, определяющим условия труда педагогических работников, является трудовой договор с конкретным педагогическим работником.

При этом законодательство делит условия трудового договора с педагогическими работниками:

  • на обязательные условия трудового договора и

  • факультативные условия трудового договора.

Так в соответствии со статьей 57 « трудового договора» Трудового кодекса РФ обязательными условиями трудового договора являются следующие:

  • место работы, а в случае, когда педагогический работник принимается для работы в филиале или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

  • трудовая функция, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности.

    При этом если в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или положениям профессиональных стандартов;

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 “О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих”;
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов

  • сроки действия трудового договора (бессрочный или на определенный срок). В случае, когда заключается срочный трудовой договор, – также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора с педагогическим работником в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом;

  • условия оплаты труда, включая размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) педагогического работника, доплаты, надбавки, поощрительные и другие выплаты, в т.ч. стимулирующие;

  • режим рабочего времени и времени отдыха, если для данного педагогического работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя;

  • гарантии и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы, например, разъездной характер работы;

  • условия труда на рабочем месте;

  • условие об обязательном социальном страховании педагогического работника;

  • другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Если при заключении трудового договора с педагогическим работником в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа обязательных условий:

  • то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями;

  • при этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре с педагогическим работником могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение педагогического работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

  • об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

  • об испытании;

  • о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

  • об обязанности педагогического работника отработать после обучения не менее установленного трудовым договором срока, если обучение проводилось за счет средств образовательного учреждения;

  • о видах и об условиях дополнительного страхования педагогического работника;

  • об улучшении социально-бытовых условий педагогического работника и членов его семьи;

  • об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться:

  • права и обязанности педагогического работника и образовательного учреждения (работодателя), установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами,

  • а также права и обязанности педагогического работника и образовательного учреждения, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей педагогического работника и образовательного учреждения:

  • не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ об условиях труда педагогических работников

В Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ содержатся ряд норм, относящихся к условиям труда педагогических работников, однако сформулированных с высокой степенью неопределенности.

Так, статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона об образовании № 273-ФЗ, определяющая компетенцию образовательной организации, предусматривает:

  • компетенцию (следовательно, и право, и обязанность) образовательной организации обеспечить материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с действующими нормами и требованиями,

  • в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Упомянутые в статье 28 Закона об образовании № 273-ФЗ нормы и требования:

  • должны определять материально-технические условия труда педагогических работников,

  • которые, в свою очередь, имеют право настаивать на их исполнении.

Аналогично, установленная Законом об образовании № 273-ФЗ обязанность администрации по созданию условий и организации повышения квалификации педагогических работников (дополнительного профессионального образования):

  • также относится к условиям труда педагогических работников, которые должны быть предоставлены образовательным учреждением (в том числе среднего профессионального образования)

  • в соответствии с существующими нормативами и установленными требованиями.

Статья 28 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ налагает также обязанность на образовательное учреждение:

  • по обеспечению охраны и укрепления здоровья и организации питания обучающихся, а также педагогических работников образовательного учреждения (пункт 15 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ),

  • по организации научно-методической работы, проведению научных и методических конференций, семинаров (пункт 20 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона об образовании образовательное учреждение обязано:

  • создавать безопасные условия обучения и воспитания, обеспечивающие охрану жизни и здоровья не только обучающихся, но и педагогических работников образовательного учреждения (пункт 2 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ).

Система образования

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/686-usloviya-truda-pedagogicheskikh-rabotnikov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.