Партнерство профсоюзов и работодателя

Партнерство профсоюзов и работодателя Профсоюзы
Что может профсоюз?. журнал

М.А. Козлов,
юрист, г. Москва

 
    У значительной части трудозанятого населения нашей страны профсоюз традиционно ассоциируется с необходимостью уплаты соответствующих взносов, а также с подарками к памятным датам, материальной помощью в связи с радостными и скорбными событиями в жизни людей, организацией отдыха сотрудников и их детей и т. п.

Однако помимо социальной составляющей деятельности профсоюз обладает всеми необходимыми возможностями для эффективной защиты прав и представления интересов как трудового коллектива организации в целом, так и отдельных ее работников.


    Вопросы реализации первичной профсоюзной организацией предоставляемых ей законодательством полномочий в сфере труда и занятости, а также порядок ее взаимодействия с работодателем рассмотрим в нашей статье.
 

Полномочия профсоюза

 
    В первую очередь необходимо сказать несколько общих слов о компетенции профсоюза.
    Основные права профсоюзов поименованы в главе II Федерального закона от 12.01.

1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее — Закон № 10-ФЗ), среди которых следует выделить право:    — на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников;    — содействие занятости;    — осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде;    — ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением;

    — социальную защиту работников;

    — участие в урегулировании коллективных трудовых споров и др.

    Анализ положений Закона № 10-ФЗ в их сопоставлении с нормами Трудового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что компетенция профсоюзной организации обусловлена ее особым статусом уполномоченного представителя работников, являющегося стороной социального партнерства в сфере труда (в том числе на локальном уровне, на котором устанавливаются обязательства работников и конкретной организации — работодателя). При этом социальное партнерство — это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (статьи 23, 25, 26 ТК РФ).

    Таким образом, условно полномочия профсоюзной организации можно разделить на два основных блока:

    1) участие в регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в организации путем взаимных консультаций и переговоров с представителями работодателя (в договорном порядке) на основе принципа равноправия сторон;

    2) полномочия в сфере контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде и об охране труда, а также защиты социально-трудовых прав работников.

Давайте договариваться!

     Как уже сказано, одной из важнейших функций профсоюза является представительство от имени работников в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения, что позволяет работникам участвовать в управлении организацией, а также определять условия своего труда.

Участие профсоюзов в социальном партнерстве

 
    Из определения социального партнерства следует, что его сторонами являются работники и работодатели (включая органы государственной власти и местного самоуправления) в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (ст. 25 ТК РФ).

    Участие сторон в социальном партнерстве осуществляется через созданные ими органы, в частности через комиссии по регулированию социально трудовых отношений.

    Так, на локальном уровне (на уровне организации) стороны на равноправной основе образуют комиссию, состоящую из их представителей, для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора, а также для организации контроля за его выполнением (ч. 1 ст. 35 ТК РФ).

    С представительством работодателя в социальном партнерстве все более или менее понятно.
    Как установлено статьей 33 ТК РФ, интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации или уполномоченные им лица (в обособленных структурных подразделениях — наделенный необходимыми полномочиями руководитель этого подразделения или иное лицо (части 4, 5 ст. 40 ТК РФ)), а если речь идет о ведении коллективных переговоров и заключении отраслевых, территориальных и иных соглашений — соответствующие объединения работодателей.
    В федеральных государственных учреждениях, государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных учреждениях и других организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, представителями работодателей являются также соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
    Наибольшее количество проблем возникает при решении вопроса о том, кто будет представлять работников в отношениях с работодателем по поводу заключения коллективного договора.
    Отметим сразу, что ч. 3 ст. 36 ТК РФ и абз. 4 п. 1 ст. 13 Закона № 10-ФЗ устанавливают запрет на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями.
    Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 10-ФЗ право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников предоставляется профсоюзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям и их органам. При этом право профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений от имени работников на федеральном, отраслевом или территориальном уровнях определяется с учетом количества объединяемых ими членов профсоюза.
    А что делать, если в учреждении отсутствует профсоюз или первичных профсоюзных организаций несколько (такое тоже бывает)?
    Как установлено статьей 29 ТК РФ, представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных законодательством.
    На локальном уровне интересы работников данного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов, а в установленном законом порядке — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах представляет первичная профсоюзная организация, в том числе при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем.

Видео:Зачем тебе вступать в профсоюз?Скачать

Зачем тебе вступать в профсоюз?

Что такое социальное партнерство — Центральная профсоюзная газета

Партнерство профсоюзов и работодателя

Заключительная глава книги Елены Косаковской раскрывает тему социального партнерства. Сначала основное: что это за партнерство, на каких принципах основано, кто и на каких уровнях в нем участвует.

Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2021;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 2021

Понятие “социальное партнерство” (II раздел ТК РФ)

Социальное партнерство в сфере труда — система отношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).

Принципы социального партнерства

Одна из основных задач трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства (ст. 1 ТК РФ).

Среди основных принципов правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (далее — трудовые отношения) есть такие (ст.

2 ТК РФ): обеспечение права работников участвовать в управлении организацией; сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений; социальное партнерство, включающее право работников, работодателей, их объединений участвовать в договорном регулировании трудовых отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=St9FeGx91qE

Из системы норм статей 1, 2, 23 ТК РФ следует, что соцпартнерству как инструменту согласования интересов сторон государство отводит ключевую роль. Об этом свидетельствуют и основные принципы соцпартнерства, а именно (ст. 24 ТК РФ):

— равноправие, уважение и учет интересов сторон, заинтересованность в участии в договорных отношениях;

— содействие государства в укреплении и развитии соцпартнерства на демократической основе;

— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и НПА, содержащих нормы трудового права;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов в сфере труда;

— реальность обязательств и добровольность их принятия;

— обязательность выполнения колдоговоров, соглашений, контроль за их выполнением;

— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине колдоговоров, соглашений.

Стороны и представители социального партнерства

Для согласования интересов стороны соцпартнерства — работники и работодатели — уполномочивают своих представителей в установленном ТК РФ порядке (ст. 25 ТК РФ).

Органы власти и органы местного самоуправления являются сторонами соцпартнерства, когда выступают работодателями, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Работников в соцпартнерстве представляют профсоюзы, их объединения, иные профорганизации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или избираемые работниками представители в предусмотренных ТК РФ случаях (ст. 29 ТК РФ).

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, контроле его выполнения, реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем — представляют первичная профорганизация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений и разрешении связанных с этим коллективных трудовых споров, контроле выполнения соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профсоюзов, объединения их территориальных организаций.

Интересы работодателя (ст.

33 ТК РФ) в коллективных переговорах, при заключении или изменении колдоговора, рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с ТК РФ, другими ФЗ и иными НПА РФ, законами и иными НПА субъектов РФ, НПА органов местного самоуправления, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

Интересы работодателей в коллективных переговорах, при заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — представляют соответствующие объединения работодателей.

Если отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей отсутствует на всех уровнях соцпартнерства, то эти полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей — при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным ФЗ для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.

Представителями работодателей — организаций, функции учредителей которых выполняют органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления, при коллективных переговорах, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по этому поводу, контроле за выполнением соглашений, формировании и работе комиссий по регулированию социально-трудовых отношений — также являются соответствующие органы исполнительной власти (федеральные или субъектов РФ), иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Уровни социального партнерства

Стороны соцпартнерства имеют право согласовывать свои интересы на разных уровнях (ст. 26 ТК РФ).

Уровни, на которых устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда: федеральный; межрегиональный — в двух и больше субъектах РФ; региональный — в субъекте РФ; отраслевой — в отрасли (отраслях); территориальный — в муниципальном образовании. Обязательства работников и работодателя в сфере труда устанавливаются на локальном уровне.

Органы социального партнерства

В главе 5 ТК РФ предусмотрено образование органов соцпартнерства по решению работников и работодателей (их представителей). Эти органы должны обеспечивать:

— регулирование социально-трудовых отношений,

— ведение коллективных переговоров и подготовку проектов колдоговоров, соглашений,

— заключение колдоговоров, соглашений,

— организацию контроля за выполнением колдоговоров, соглашений на всех уровнях социального партнерства.

https://www.youtube.com/watch?v=yhqM6tQerTQ

Такими органами являются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ).

На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Она работает в соответствии с ФЗ от 01.05.

1999 № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”.

Членами РТК являются по 30 представителей сторон — общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства РФ.

В субъектах РФ могут образовываться

Видео:Председатель Профсоюза о социальном партнерствеСкачать

Председатель Профсоюза о социальном партнерстве

Деятельность Профсоюза

Партнерство профсоюзов и работодателя

План работы профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации на первое полугодие 2021 года.

Охрана труда

Организация и обеспечение контроля за проведением мероприятий по созданию в структурных подразделениях Академии здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;

Проведение профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и организация мероприятий по улучшению условий труда;

Консультирование актива и членов Профсоюза по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда;

Участие в работе комиссии (в качестве представителей работников) по проведению проверок и обеспечению технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормам и правилам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников и разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков;

Участие в работе комиссии по проведению проверок и обследования технического состояния детского оздоровительного лагеря на базе ЗУОК «Солнечный»;

Участие в разработке и пересмотре устаревших инструкций по охране труда;

Оформление документов для представления в «Профсодружество» сотрудникам Академии – членам Профсоюза на оформление страховки от несчастных случаев.

Правозащитная работа

Координация деятельности профсоюзных организаций структурных подразделений Академии по защите прав и интересов членов профсоюза;

Осуществление общественного контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов в части соблюдения гарантий прав работников и профсоюзных организаций, выступление с требованиями, в том числе через Рострудинспекцию, прокуратуру, судебные и примирительно-арбитражные органы о приостановке или отмене принятых в отношении них неправомерных действий;

Изучение проектов нормативных актов, затрагивающих интересы членов Профсоюза, внесение по ним предложений и замечаний руководству Академии;

Оказание методической, организационной, консультативной, правовой помощи членам Профсоюза;

Подготовка заключений профсоюзного комитета по производственно-правовым вопросам, возникающим в деятельности организации.

Социальное партнерство

Разработка и заключение коллективного договора, соглашения с руководством Академии по социально-трудовым вопросам, осуществление контроля за их выполнением, а также реализацией обязательств по отраслевым тарифным соглашениям:

Участие членов профсоюзного комитета в подготовке нормативных документов по оплате труда сотрудников Академии, внутреннему распорядку, конкурсах на замещение должностей научно-педагогических работников.

Организационно-массовая работа

Перспективное и текущее планирование работы;

Совершенствование структуры первичной организации, создание новых организаций;

Ведение учета членов профсоюза в профсоюзных организациях структурных подразделений;

Оказание методической, консультативной и организационной помощи профсоюзным организациям;

Проведение статистических исследований и подготовка сводного статистического отчета;

Подготовка и проведение общеакадемических мероприятий, конференций, заседаний профкома, семинаров-совещаний и круглых столов профактива;

Организация учебы профсоюзного актива;

Изучение и обобщение опыта работы профкомов, координация деятельности профорганизаций и профгрупп по обмену опытом практической работы;

Организация награждения и премирования профактива, оказание материальной помощи членам Профсоюза.

Организация отдыха детей и подростков

Оказание помощи сотрудникам Академии в организации отдыха детей, в т.ч. в период школьных каникул;

Приобретение билетов в театры для многодетных и малообеспеченных семей;

Приобретение билетов и подарков на новогодние праздники, организация новогодних праздников для детей сотрудников Академии;

Совместная работа с руководством Академии по развитию и укреплению детского оздоровительного лагеря на базе ЗУОК «Солнечный»;

Участие совместно с руководством ЗУОК «Солнечный» в организации работы зимнего и летнего детского оздоровительного лагеря;

Информирование сотрудников Академии о возможности организации отдыха детей на Черноморском побережье Кавказа, Крыму, международных лагерях в Болгарии.

Туризм и отдых сотрудников

Методическая и практическая помощь членам Профсоюза в организации отдыха и туризма;

Подготовка документов членов Профсоюза и членов их семей на оформление путевок в профсоюзные санатории через некоммерческое учреждение «ОПЛОТ»;

Организация экскурсий членов Профсоюза и членов их семей по историческим достопримечательностям г. Москвы, Подмосковья, Российской Федерации;

Организация отдыха членов Профсоюза и членов их семей в летние и зимние каникулы, выходные и праздничные дни на базе ЗУОК «Солнечный».

Физкультура и спорт

Организация участия членов Профсоюза и членов их семей в Спартакиаде профсоюзных организаций МГО Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания;

Проведение «Дней здоровья» для сотрудников Академии два раза в год на базе ЗУОК «Солнечный»;

Организация спортивных соревнований на сдачу норм ГТО, проведение шахматных турниров, поощрение победителей и участников соревнований;

Пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни среди сотрудников структурных подразделений Академии и обучающихся.

https://www.youtube.com/watch?v=eA4EQwDxfVY

Загородный учебно-оздоровительный комплекс «Солнечный»

Видео:Что может твой профсоюз?Скачать

Что может твой профсоюз?

Профсоюзы в России: имитация работы или реальная защита трудовых прав?

Партнерство профсоюзов и работодателя

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Во времена СССР все трудящиеся состояли в профсоюзах, которые обеспечивали их путевками, организовывали культурные мероприятия и даже оказывали материальную помощь нуждающимся. К настоящему моменту профсоюзы играют все менее значимую роль, но продолжают функционировать. Для чего они нужны, как работают и есть ли альтернатива – читайте в статье.

Профессиональный союз – профсоюз – представляет собой объединение людей, которые связаны между собой по роду деятельности. В основном известны профсоюзы, объединяющие работников какого-нибудь предприятия или отрасли.

В классической экономике профсоюзы – сила, противостоящая работодателям в вопросах оплаты труда и условий работы.

Впервые прообраз профсоюзов возник в XIX веке как ответ сил пролетариата против эксплуатации трудящихся капиталистами. Изначально создавались так называемые «трейд-юнионы» (Trade-Unions), которые к 1868 году вошли в единый Конгресс трейд-юнионов. Этот конгресс и стал основным органом по координации движения профсоюзов.

К первой половине XX века профсоюзное движение распространяется по всему миру. Не в последнюю очередь это происходит и из-за политизации движения под влиянием марксистов. Благодаря этому в 1917 году профсоюзное движение достигает пика и в России.

В западных странах в XX веке профсоюзы стали тоже достаточно влиятельной силой, сохранив при этом независимость. После окончания Второй мировой войны был зафиксирован пик популярности профсоюзного движения. Однако уже с 70-х годов, по мере экономического роста стран Европы, профсоюзы постепенно теряют трудящихся.

К настоящему времени профсоюзы охватывают в Европе порядка 10-15% работающих, тем не менее организации остаются влиятельными. Сейчас права трудящихся в большей степени защищены законодательством, тогда как профсоюзы занимаются, в основном, контролем.

В России в 1918 году создается Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). Он становится фактически государственным органом власти и успешно функционирует вплоть до распада СССР.

В советское время ВЦСПС был крайне влиятельной структурой, объединяющей как законотворческие, так и исполнительные и контрольные функции:

  • участие в разработке планов развития народного хозяйства;
  • реализация социалистического соревнования;
  • участие в разработке и внесение на рассмотрение законов;
  • разработка инструкций, правил и разъяснений по трудовому законодательству;
  • руководство социальным страхованием и санаторно-курортным лечением, и другие функции.

По сути, совет профсоюзов был верховным органом власти в сфере трудовых отношений. Это противоречило изначальной идее профсоюза – по факту ВЦСПС был государственным органом, который, тем не менее, существовал не на средства бюджета, а на профсоюзные взносы трудящихся.

Федерация независимых профсоюзов России

Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС – существовал до 1990 года, когда первый учредительный съезд республиканских профсоюзов РСФСР принял решение отказаться от идей марксизма-ленинизма и создать на базе ВЦСПС новый орган – Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР). ФНПР является преемником советского ВЦСПС, в том числе и по владению имуществом.

История отношений ФНПР с российской властью после распада СССР началась с противостояния.

В 1992-1993 годах Федерация организовывала массовые протестные акции против политики властей, однако особого успеха они не имели.

В 1993 году было подписано соглашение между ФНПР и правительством касательно тарифов по оплате труда, но оно не выполнялось. В ответ ФНПР снова организовала массовые акции протеста, которые поддержали уже миллионы людей.

https://www.youtube.com/watch?v=mW0JwwOa7Us

Как правильно составить коммерческое предложение

В дальнейшем власти заморозили банковские счета ФНПР, после чего в Федерации сменилось руководство. Боясь ликвидации, ФНПР отказывается от противостояния с правительством.

Затем происходят изменения, которые лишают ФНПР существенной части власти и ресурсов:

  • принимаются законы в сфере труда, упрощается увольнение активистов профсоюзов;
  • создается государственная инспекция по труду, что лишает ФНПР полномочий проводить профсоюзную техническую инспекцию;
  • счета Фонда социального страхования переводятся в Федеральное казначейство из принадлежащего Федерации банка «Солидарность».

Как результат – в 1990-е годы быстро сокращается численность членов профсоюзных организаций и руководящих органов. Динамику численности можно оценить по архивным данным:

Более чем вдвое сократившиеся ряды ФНПР принесли соответствующее снижение доходов Федерации и ее региональных представительств.

К настоящему времени ФНПР является самой крупной общественной организацией в стране, включая 120 членских организаций. Почти в каждом регионе действует своя Федерация профсоюзов, которая входит в ФНПР. Также сюда входят 40 отраслевых профсоюзов.

Что касается первичных ячеек (которые создаются на предприятиях), то точных данных в открытом доступе нет. Однако по неофициальной информации, в ФНПР входит около 190 тысяч первичных ячеек.

В каждой ячейке численностью больше 300 человек от работы «освобождается» один человек. Он фактически работает в профсоюзе, получая от него зарплату. Всего таких «освобожденных» работников по стране около 50 тысяч, что ставит ФНПР в один ряд с крупнейшими работодателями страны.

Кроме того, ФНПР обладает объектами инфраструктуры – санаториями, пансионатами, стадионами, гостиницами и т.д. Всего профсоюзам принадлежит около 400 объектов инфраструктуры, которые на постоянной основе приносят доходы.

Как сейчас работают профсоюзы в России

На Западе профсоюзы выполняют важную роль в жизни трудящихся – защищают их права перед работодателями, участвуют в переговорах, а также организуют забастовки и акции протеста. В России Федерация профсоюзов не проводит акций протеста и не одобряет их, нет и соответствующего бюджета на их организацию.

Что касается защиты прав трудящихся, профсоюзы часто подвергаются критике как неэффективный инструмент. Так, ФНПР стала правопреемником ВЦСПС и занимается преимущественно социальными функциями – распределяет путевки, билеты на культурные мероприятия, и т.д.

Реальной защите прав трудящихся профсоюзы уделяют не так много внимания. По статистике, каждый год юристы профсоюзов принимают участие в судебных спорах по вопросам трудового права – в 14-15 тысячах дел. Тогда как всего в судах первой инстанции только за 2014 год рассмотрено 507 тысяч трудовых споров. То есть, профсоюзные юристы участвуют всего в 3% трудовых споров.

Формально члены профсоюзов могут претендовать на такие преференции:

  • получать юридическую помощь при необходимости обратиться в суд по трудовым вопросам;
  • использовать льготы, которые предлагаются работодателем, в полной мере;
  • приобретать путевки на санаторно-курортное лечение и отдых по льготным ценам;
  • привлекать профсоюз для решения трудовых споров на уровне работодателя;
  • принимать участие в работе профсоюзной организации.

За это члены профсоюзов вносят взносы – обычно это 1% от зарплаты. Взносы удерживаются при выдаче зарплаты и передаются первичной организации. Около 80% от взносов остается в первичной организации, 15% идет региональной Федерации, а остальное перечисляется в ФНПР.

По факту активность профсоюзов проявляется в организации митингов и других массовых мероприятий (как правило, они не носят резко протестный характер). Например, ежегодно именно профсоюзы организуют шествие трудящихся на демонстрации 1 мая.

На федеральном уровне проводятся форумы и акции. Например, в октябре 2021 года ФНПР была проведена Всероссийская акция профсоюзов «За достойный труд!». Акция эта заключалась в проведении заседаний трехсторонних комиссий и митингов. Поучаствовали в акции, по данным ФНПР, около 860 тысяч человек.

Критика профсоюзов

Работа профсоюзов в России, по большей части, оценивается как неэффективная. Вместо реальных действий по защите прав трудящихся профсоюзы активно сотрудничают с  работодателями. Это нарушает базовый принцип их организации – независимость и следование защите прав работников.

Основная причина критики – это действия профсоюзных организаций ФНПР в интересах работодателей. Вместо того, чтобы выдвигать требования о повышении оплаты труда и обеспечения приемлемых условий труда, активисты занимаются борьбой с хищениями, организуют праздничные мероприятия, политические акции и шествия.

Членство в профсоюзе для многих работников вообще становится неожиданностью, так как их принимают туда еще на стадии трудоустройства. Люди не знают свои трудовые права, а профсоюзы никак на это не влияют.

https://www.youtube.com/watch?v=8lI6UM4CnhM

Критика профсоюзов связана и с тем, что Федерация и ее региональные и отраслевые подразделения не публикуют никакой отчетности.

Точно неизвестно, на какие средства функционируют профсоюзные организации, каким имуществом они управляют.

Так, если в 1991 году на баланс Федерации перешло около 1500 объектов инфраструктуры, то к настоящему времени их осталось менее 500. Точный же список имущества остается неизвестным.

Профсоюзы, входящие в ФНПР, активно поддерживают действующую власть, в том числе и непопулярные решения (например, решение о монетизации льгот). Но даже если на официальном уровне ФНПР не поддерживает решения власти, как в случае с повышением пенсионного возраста, профсоюзы не в состоянии как то на это повлиять.

Представители Федерации принимают участие в разработке и обсуждении законопроектов в сфере трудовых отношений. Но зачастую их инициативы заведомо невыполнимы (как недавний законопроект об удвоении размера МРОТ, который не был поддержан в парламенте).

Таким образом, профсоюзное движение под эгидой ФНПР занимается, преимущественно, формальными обязанностями. Как результат – по данным опросов только 12% россиян положительно оценивают роль профсоюзов.

Есть ли альтернатива?

Неэффективная работа «официальных» профсоюзов и их тесная связь с работодателями способствуют тому, что численность работников в них постоянно снижается. Тем, кто не желает платить свой заработанный 1% от доходов, достаточно подать соответствующее заявление руководителю профсоюзной организации и главному бухгалтеру (чтобы больше не отчислялись взносы).

Человек в таком случае лишится некоторых «бонусов», но, как показывает практика, в них нет особой необходимости. Например, юридическую помощь по трудовым вопросам можно получить в Государственной инспекции по труду (относится к Роструду), а также в прокуратуре.

Если же работодатель регулярно нарушает правила трудового законодательства, то есть смысл рассмотреть вариант вступления в альтернативный профсоюз (то есть, не входящий в ФНПР).

Наиболее крупное объединение «альтернативных» профсоюзов – это Конфедерация труда России (КТР). Организация по числу членов занимает второе место после ФНПР. Также она входит в Международную конфедерацию профсоюзов – крупнейшее международное профсоюзное объединение. В отличие от ФНПР, профсоюзы, входящие в КТР, действительно ведут борьбу за права трудящихся.

Есть и другие «альтернативные» профсоюзы и их объединения. Также всегда есть возможность организовать и зарегистрировать свою профсоюзную организацию.

Таким образом, можно дать следующие рекомендации по защите своих трудовых прав через профсоюзы:

  • прежде всего, узнать, какая профсоюзная организация действует на конкретном предприятии или на уровне отрасли;
  • также нужно узнать, какие меры поддержки предлагает этот профсоюз – можно ли заручиться его поддержкой в спорах с работодателем или в судебных разбирательствах; есть ли льготные путевки; какие мероприятия проводит профсоюз;
  • если профсоюз по факту не выполняет никаких функций, можно попытаться принять участие в его работе – так можно поднять важные вопросы, привлечь к этому коллег;
  • в случае, когда профсоюз в конфликтах встает на сторону работодателя – из него лучше выйти. Правда, стоит учитывать, что работодатель и профсоюз могут препятствовать этому;
  • если на предприятии есть другие, «альтернативные» варианты профсоюзов – стоит ознакомиться и с их работой. Возможно, у них можно найти защиту своих трудовых прав.

🎦 Видео

Трудовой ликбез: что такое профсоюз?Скачать

Трудовой ликбез: что такое профсоюз?

Основные функции профсоюзовСкачать

Основные функции профсоюзов

Основные права и интересы работника. Преимущества защиты прав работника через ПрофсоюзСкачать

Основные права и интересы работника. Преимущества защиты прав работника через Профсоюз

Новые принципы, тренды и сервисы в деятельности профсоюзов!Скачать

Новые принципы, тренды и сервисы в деятельности профсоюзов!

Роль профсоюзов в системе социального партнёрстваСкачать

Роль профсоюзов в системе социального партнёрства

Права профсоюзовСкачать

Права профсоюзов

Инструкция по созданию профсоюза // Алексей ЭтмановСкачать

Инструкция по созданию профсоюза // Алексей Этманов

Урок 2. “Законодательные основы социального партнерства”Скачать

Урок 2. “Законодательные основы социального партнерства”

Правовое положение профсоюзов в сфере трудаСкачать

Правовое положение профсоюзов в сфере труда

Краткая история профсоюзовСкачать

Краткая история профсоюзов

Тема 1 6 Социальное партнерство в сфере трудаСкачать

Тема 1 6  Социальное партнерство в сфере труда

Коллективный договор: почему он важен?Скачать

Коллективный договор: почему он важен?

Нужно ли вступать в профсоюз?Скачать

Нужно ли вступать в профсоюз?

Как привлечь людей в профсоюз? // Алексей ЭтмановСкачать

Как привлечь людей в профсоюз? // Алексей Этманов

Основа социального партнерстваСкачать

Основа социального партнерства

Трудовое право. Тема 4. Социальное партнерство.Скачать

Трудовое право. Тема 4. Социальное партнерство.

Льготы и гарантии членам профсоюзаСкачать

Льготы и гарантии членам профсоюза
Поделиться или сохранить к себе: