+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Система непрерывного обучения

Содержание

Как развить привычку непрерывного образования

Система непрерывного обучения

Приучите себя к непрерывному обучению на протяжении всей жизни. Самый ценный актив, который у вас когда-либо будет – это ваш интеллект, и то, что вы вкладываете в него.

Брайан Трейси

Привычка непрерывного образования – это постоянный, добровольный и самомотивированный поиск знаний по личным и профессиональным причинам. По многим соображением непрерывное образование – это уже не выбор, а необходимость, и в этой статье мы попытаемся понять почему.

Мы учимся в школе, чтобы получить образование и, за некоторыми исключениями, это помогает нам лучше понять динамику мира, в котором живем. Затем можем поступить в университет, закончить его, что поможет зарабатывать на жизнь.

В школе мы много читаем и выполняем домашнее задание. Существует элемент игры и применение творческого мышления, однако, к сожалению, многое сводится к запоминанию или даже зубрежке.

Несмотря на критику современной школы, она необходима даже в таком виде: помогает усвоить знания, а также социализироваться. Однако, чтобы стать поистине развитой личностью, нужно установить для себя более высокие стандарты. Ведь и в школе, и в университете большинство учеников и студентов выполняют только то, что требуется и не больше.

Многие из нас делают минимум, на который способны. Мы вроде неплохо знаем то, чем зарабатываем на жизнь, но не больше.

В чем же проблема? Она в том, что большинство людей не хочет развиваться после окончания учебы.

Создается впечатление, что мы выполнили свою задачу и теперь все, что следует делать – монотонно работать, взбираясь по карьерной лестнице. И если раньше это было нормально, то сейчас многое изменилось.

Непрерывное образование

Тони Роббинс в своих книгах призывает взять на себя одно очень важное обязательство (аббревиатура CANI): совершенствоваться каждый день своей жизни во всех областях – здоровье, финансах, бизнесе, мышлении, отношениях, карьере и т.д.

Высшее образование – это необходимый минимум. Но вам нужно нечто большее, чтобы преуспеть. И это процесс длиною в жизнь. Только таким образом мы получим возможности, необходимые, чтобы создать счастливое и полноценное будущее для себя и своих семей.

Обязательство CANI означает, что вы становитесь приверженцем достижения мастерства в своей жизни, а также заботитесь об эмоциональном благополучии. Это значит, что вы должны каждый день улучшаться в одной сфере хотя бы немного. К примеру, при изучении иностранного языка это означает изучать 5 слов в день или одно правило.

Чтобы это сделать, нужно потратить время на поиск новой информации, идей, знаний, навыков и стратегий, которые помогут вам получить преимущество над другими, которые борются те же карьерные и бизнес-цели. Кроме того, вам нужно потратить время на развитие новых навыков, поведения и убеждений, которые содействуют всему, что вы изучаете, чтобы помочь реализовать эти знания на практике.

Ключ к CANI состоит в том, чтобы посвятить себя изучению навыков, которые являются вневременными, и которые можно применить немедленно, то есть продвигать свою жизнь вперед каждый день.

Независимо от того, означает ли это чтение книг в выбранной вами области, запись на дополнительные курсы, наем тренера или наставника, все это в основном сводится к тому, чтобы обучение и самообразование были приоритетом в вашей жизни.

Когда вы уделяете приоритетное внимание непрерывному обучению, это, естественно, помогает повысить вашу способность решать проблемы, мыслить творчески и критически. Это помогает повысить глубину и широту ваших знаний и опыта, которые впоследствии помогут вам получить ключевые идеи и возможности для продвижения карьеры.

Существует интересная закономерность: чем больше вы знаете и учитесь, тем отчетливее понимаете, что нужно больше знать и учиться. Таким образом, вы постепенно начинаете набирать обороты. И даже если вы заполучили работу своей мечты, то понимаете, что это не отменяет обязательство непрерывного образования.

Законы непрерывного обучения

Когда дело доходит до обучения на протяжении всей жизни, существуют три основных закона, которые регулируют эту практику и помогают вам оптимизировать свою жизнь и мышление.

Закон практики

Здесь говорится, что по мере продолжения практики и работы над развитием ключевых навыков, вы впоследствии сократите время, необходимое для выполнения определенных задач, что увеличит уровень производительности.

Другими словами, чем лучше вы справляетесь с выполнением определенной работы, тем больше этой работы вы можете сделать за более короткий период времени. Аналогичным образом, чем выше уровень навыков, тем выше качество работы, которую вы можете выполнить.

Закон о сборе знаний

Чем больше знаний вы получаете, тем больший уровень понимания у вас по конкретному предмету и, следовательно, больше информации, которую можете получить по этому вопросу на основе существующих знаний и опыта.

Другими словами, чем больше знаний вы собираете о чем-то, тем легче вам распознавать шаблоны и возможности, которые можно использовать в своих интересах.

С большим количеством знаний появляется способность знать, что делать в различных условиях и обстоятельствах. Таким образом, это понимание может предоставить вам соответствующие идеи и озарения, которые помогут достичь желаемого.

Закон улучшения

Постепенное улучшение приводит к небольшим изменениям, но со временем небольшие изменения приводят к более значительным изменениям.

Таким образом, небольшие улучшения и изменения, которые вы совершаете сегодня, могут помочь вам получить долгосрочные вознаграждения и успех.

Сложно приучить себя к непрерывному обучению, потому что результаты придут нескоро. Поэтому важно себе напоминать каждый день о том, ради чего все это затевается. Через какое-то время вы увидите, что усилия не пропали даром.

Мышление человека, который хочет развить привычку

Чтобы развить привычку непрерывного обучения, важно изменить свое мышление. Любые изменения должны начинаться с изменения того, как вы мыслите и воспринимаете процесс обучения.

Непрерывное образование требует большого любопытства.

Для этого нужно с любопытством задавать вопросы и с любопытством изучать мир вокруг вас. Таким образом вы формируете менталитет, благодаря которому всегда хочется узнать больше. Такой человек стремится к новым идеям, вызовам и опыту. Он жаждет всего этого, потому что его цель – учиться, расти и развиваться.

Чтобы развить в себе подобное мышление, нужно прежде всего не спешить переходить к выводам или делать допущения. Мир полон возможностей и единственный способ полностью реализовать свой потенциал – быть открытым ко всему новому и желать изучить все.

Важные навыки для развития

Разумеется, навыки, которые вы выберете, будут зависеть от целей и задач, однако есть и такие, которые стоит развивать в любом случае.

Управление информацией. Вы столкнетесь с огромным потоком информации во время обучения. Ее необходимо научиться захватывать и организовывать эффективным образом. Используйте дневник или ментальные карты.

Ускоренные навыки обучения. Познакомьтесь с нашей статьей, в которой можно найти несколько отличных советов о том, как обучаться быстрее.

Отслеживание прогресса. Ключевой навык. Как мы уже говорили, при непрерывном обучении вы будете улучшаться достаточно медленно и можете потерять мотивацию. Поэтому попросту необходимо ставить себе небольшие цели, которые можно реализовать. Рисуйте графики своих достижений – и вы сможете сохранить энтузиазм.

Чтобы непрерывное образование стало вашей привычкой, каждый вечер задавайте себе следующие вопросы:

  • Что конкретно я сегодня сделал в плане обучения?
  • Какие ценные знания я получил сегодня?
  • Как я могу реализовать эти знания на практике в ближайшую неделю?
  • Каков мой прогресс?
  • Как я сегодня применил существующие знания?
  • Какие ошибки в мышлении я сделал?
  • Как я реагировал на людей, события и обстоятельства?
  • Что я узнал о себе и о людях?
  • Что я могу улучшить завтра, чтобы стать немного лучше?

Чтобы стать эффективным учеником, нужно проводить сеанс саморефлексии каждый вечер для того, чтобы сделать выводы из ошибок и наметить планы на завтра.

Желаем вам удачи!

Источник: https://4brain.ru/blog/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D1%87%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%80%D1%8B%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Как освоить систему непрерывного обучения и каждый день получать новые знания

Система непрерывного обучения

Если посмотрите на успешных людей, заметите, что многие из них добились высот не из-за таланта и удачи, а благодаря непрерывному личностному росту и образованию. Они нашли время задуматься, что хотят изучать и как лучше всего спланировать этот процесс. И затем со всей решительностью приступили к практической части. Выходит, добиться успеха может каждый.

За последние три года я нашёл время разобраться в том, что мне интересно: от гроуз-маркетинга до биткойнов и блокчейна. Также развил навыки UI/UX-дизайна и фронтенд-разработки, полезные для моей карьеры. В этом мне помогла система непрерывного обучения.

1. Составьте список тем или навыков, которые хотите освоить, и расставьте их в порядке приоритета

Работать над правильными вещами, вероятно, даже важнее, чем работать усердно.

Катерина Фейк, соучредитель Flickr

Основной шаг в создании подходящей среды для обучения — понять, с чего начать. Поэтому вам нужно составить краткий перечень тем и навыков для освоения на следующие несколько месяцев.

Из тем можете выбрать, например, ту же криптовалюту, здоровье и фитнес или психическое здоровье. Из навыков — программирование, дизайн или изучение иностранного языка. В общем, ориентируйтесь на собственные интересы.

После того как составили список, все позиции в нём нужно расставить в порядке приоритета. Основывайтесь на важных для вас критериях. Например, поможет ли это вашей карьере, полны ли вы энтузиазма, насколько трудно вам будет это изучать. Перечень должен состоять из двух-трёх очень конкретных пунктов, чтобы вы могли сосредоточиться, когда начнёте учиться.

Вы можете нарисовать таблицу и оценить критерии для каждой темы или навыка по десятибалльной шкале. Или просто доверьтесь интуиции — делайте так, как вам удобнее.

В идеале нужно убрать из списка позиции, которые не помогут вашей карьере, не особо интересны вам и трудновыполнимы в заданные сроки.

2. Выясните, какой способ обучения работает для вас лучше всего

Следующий шаг — определить стиль вашего обучения, чтобы оно проходило как можно быстрее.

Среди классификаций стилей познания очень популярна модель Нейла Флеминга VARK. Согласно ей, есть четыре стиля обучения: визуальный, аудиальный, кинестетический, а также чтение и записывание.

  • Визуальный — учащиеся воспринимают изображения, графики, диаграммы и тому подобное. Если любите смотреть обучающие видео, вы визуал.
  • Аудиальный — аудиалы лучше воспринимают информацию на слух. Если вы хорошо запоминали всё, что рассказывали на лекциях, то вам стоит найти репетитора или попробовать послушать подкасты.
  • Кинестетический — кинестетикам нужно получить практический опыт.
  • Чтение и записывание — обучение происходит эффективнее всего во время чтения. Дополнительную пользу несёт фиксирование важных моментов.

Конечно, в реальном мире большинство учится сразу в соответствии с несколькими стилями. И вы, скорее всего, тоже получаете знания разными способами. Так, раньше я был визуалом: мне нужно было посмотреть онлайн-курсы, чтобы научиться чему-то. Но с тех пор я также стал слушать подкасты и аудиокниги, читать статьи и другие печатные материалы.

Подумайте, какой стиль обучения удобнее для вас. Многие предпочтут видео, тем не менее прослушивание аудио и чтение тоже эффективны.

3. Найдите лучшие источники информации

После того как вы выяснили, чему и как будете учиться, настало время найти ресурсы. Первое, что обычно делают, — открывают Google и вбивают в поисковую строку что-то вроде «лучшие книги по UI/UX-дизайну» или «лучшие курсы по JavaScript». Однако Google — не всегда оптимальное решение.

Стратегия получше — найти эксперта в области, которую вы планируете изучать. Повезёт, если получится сделать это через свои контакты, но можно обратиться и к интернету. Попросите эксперта порекомендовать вам платные и бесплатные источники, которыми он пользовался и остался доволен.

Или, вместо того чтобы пролистывать общие списки онлайн-курсов, прочтите статьи экспертов с указанием одного-двух источников, которые им нравятся.

Лучше всего найти ресурс, который рекомендуют разные специалисты в нужной вам области. То, что работает для одного, другому может не подойти.

Ищите до тех пор, пока не найдёте источник — статью, книгу, видео или подкаст — который будет авторитетным, интересным и информативным.

4. Составьте учебный график

Один из важнейших шагов — планирование учебного времени. Если вы студент или работаете, график у вас уже напряжённый, поэтому времени на дополнительные знания может не остаться.

Но, будь то 20 минут или один час в день, мы всё-таки можем выкроить немного времени. Просто нужно свести к минимуму неважные и бесполезные дела — скроллинг ленты в социальных сетях, например. Вместо этого займитесь обучением.

Я всегда слушаю подкасты, пока завтракаю. Читаю книгу, пока жду начала занятий перед аудиторией. Я трачу большую часть свободного времени на обучение. Думаю, и вы это сможете.

5. Найдите партнёра по обучению или наставника

Если хочешь возвыситься сам, помоги возвыситься кому-нибудь другому.

Букер Т. Вашингтон, просветитель, оратор, политик, писатель

Погружаться в новую тему лучше с напарником. Вы сможете контролировать друг друга и обсуждать непонятные моменты. Или он просто будет вас мотивировать.

Ещё лучше — найти человека, который сможет наблюдать за вашим прогрессом и давать советы. Когда я изучал UI/UX-дизайн, мне повезло найти наставника — им стал мой друг Алексис. Он написал статью , которая, вероятно, поможет вам найти своего наставника.

Пока я работал над проектом, Алексис просматривал мои дизайны и указывал на ошибки. Давал советы, подсказывал, чего не хватает и что нужно улучшить. Своевременная обратная связь значительно ускорила процесс обучения, поэтому советую и вам найти команду единомышленников или наставника.

6. Сделайте так, чтобы социальные сети тоже помогали вам учиться

Конечно, даже если я сосредоточен на продуктивности, в социальные сети всё равно захожу. Слежу за обновлениями у друзей, новостями и необходимыми для основной учёбы каналами. Поэтому я сделал так, чтобы полезный контент появлялся и в моих социальных сетях.

Я подписался на информативные аккаунты, например TechCrunch, которые рассказывают о технологиях и новостях в сфере IT. Я читаю или добавляю в закладки все статьи о дизайне, особенно те, что Алексис репостит на свою страничку. Также я подписан на -каналы The Verge и Vox — в них публикуют очень крутые и информативные ролики.

7. Поделитесь знаниями с друзьями или напишите статью

Человек, который говорит, что знает, о чём думает, но не может это выразить словами, обычно не знает, о чём думает.

Мортимер Адлер, философ, педагог, популяризатор гуманитарного образования

Лучший способ полностью овладеть знанием — передать его другому, научить. Этот метод называют техникой Фейнмана — в честь лауреата Нобелевской премии по физике.

Метод состоит из четырёх шагов:

  • Выбираете тему, которую недавно освоили.
  • Пишете её объяснение, обращая внимание на проблемные моменты.
  • Ищете источники, которые помогут вам лучше рассказать о теме.
  • Объясняете её снова, упростив изложение и сделав его понятнее.

Повторяйте второй, третий и четвёртый шаги, пока доклад не станет достаточно простым и доступным для вашей аудитории.

Я заметил, что выступая на семинарах спикером или просто объясняя что-то другому человеку, запоминаю информацию лучше всего. Например, в рамках стажировки мне нужно было составить карту пути потребителя (Customer Journey Mapping ). Я узнал как можно больше об этом, сделал заметки и составил её. А через пару дней мой друг предложил мне провести мастер-класс. Какое удачное совпадение!

Я рассматривал мастер-класс как возможность закрепить знания и согласился. Готовился, как только мог: записывал всё, что буду рассказывать, обращал внимание на моменты, которым стоит уделить чуть больше внимания. И после выступления стал гораздо увереннее в своих знаниях по этой теме.

8. Заново пройдите все этапы

Когда уже достаточно хорошо ориентируетесь в вопросе, который принялись изучать, можете рассказать о теме другим и передать свои знания, пора двигаться дальше. Вернитесь к первому шагу, откройте список и проделайте то же самое, чтобы научиться чему-нибудь ещё, или дополните список новыми целями. Получайте от этого удовольствие!

9. Не ищите оправданий, чтобы не учиться

В конце концов, никаких оправданий для этого нет. Зато есть много способов обучения, на которые вам потребуется всего 20 минут в день. Если вы относитесь к тем, кому нужен «пинок», запишитесь на онлайн- или офлайн-курс, чтобы был стимул. Или пройдите стажировку, возьмите проект, который поможет вам освоить новый навык.

Если вы слишком заняты на основной учёбе или работе, это также вас не оправдывает. Слушайте подкасты или смотрите информативные видео, пока обедаете или находитесь в дороге.

Если нужно снять напряжение, посмотрите передачу, которая одновременно развлекает и даёт полезную информацию. Я, например, люблю сериал «Кремниевая долина».

В общем, оправданий нет. Пока не привыкли тратить так много времени на самообразование, берите один-два дня выходных, чтобы расслабиться. Вскоре вы сможете учиться непрерывно и поймёте, как это на самом деле приятно. Сделайте первый шаг на пути к новым знаниям и вы обнаружите, что это может быть очень весело.

Источник: https://Lifehacker.ru/uznat-v-10-raz-bolshe/

Роль непрерывного образования и преемственность, как его основа

Система непрерывного обучения

Непрерывность образования – это процесс роста образовательного потенциала человека (как общего, так и профессионального) на протяжении всей его жизни, согласующийся с потребностями личности и социума.

Роль непрерывности образования в современном обществе

Для современного общества оптимальным является применение системы непрерывности образования, как постоянного, последовательного, пожизненного пополнения каждым человеком личного объема знаний, умений, навыков.

Непрерывное образование возможно разделить на несколько этапов:

  • детско-юношеское образование: учебно-воспитательный процесс развития человека, предшествующий его вступлению в самостоятельную жизнь;
  • образование взрослых: процесс обучения в рамках профессиональной деятельности, саморазвитие, переквалификация, сопровождающиеся непосредственным практическим применением.

Непрерывное образование – это реализация всем известной пословицы «Век живи – век учись», и в сегодняшней реальности она имеет важнейший смысл. Полнота и удовлетворенность социальной жизнью невозможна без постоянного пополнения ресурса человека.

https://www.youtube.com/watch?v=olB-wHmVdFg

Непрерывное педагогическое образование возможно изобразить схематично:

Определение 1

Основная цель непрерывного образования – развитие в личности таких свойств как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность, адаптация к быстро изменяющимся условиям современного общества и качественное усвоение новой информации.

Можно выделить следующие формы непрерывного образования:

  • пожизненное;
  • начальное;
  • дополнительное;
  • последипломное;
  • профессиональное и т.д.

Непрерывность процесса образования создает условия для более глубокого понимания человеком своих потребностей и явлений окружающего мира, более качественному раскрытию своего потенциала; становится возможным полноценно выполнять свою социальную роль в ходе трудовой деятельности и жизни в социуме.

Что такое непрерывное образование? По сути, это «тренажер» для образовательного потенциала человека, поддерживаемый системой образовательных учреждений, которые отвечают потребностям личности и общества.

Система непрерывного образования используется во всем мире во многих вариациях, с применением различной терминологии. Например, возобновляющееся образование, заключающееся в получении объема знаний частями на протяжении всей жизни, чередующегося с иными видами деятельности, в частности, профессиональной.

В концепцию модернизации образования в России принцип непрерывности включен необходимостью реализации таких направлений, как:

  • переход к непрерывному профобразованию;
  • повышение качества профподготовки;
  • формирование инвестиционной привлекательности образования;
  • реформа общего (среднего) образования.

Система непрерывного образования в этом проекте состоит из следующих элементов:

  • переход от управления ВУЗами к управлению отдельными программами;
  • переход от аккредитации ВУЗов к аккредитации учебных программ; введение кредитно-модульной системы;
  • формирование независимых центров оценки качества образования.

Непрерывное образование отлично согласуется с вариативностью, поддерживается разнообразием структур учреждений образования и педагогического инструментария.

Реализация принципа непрерывности образования возможна, когда все учреждения образования представляют из себя единую сеть, характеризующуюся тесной взаимосвязью ее элементов и преемственностью учебных программ. Несомненно, информационные технологии являются большим подспорьем для перехода на непрерывное образование.

Преемственность как основа непрерывности в образовании

Определение 2

Непрерывность есть цепь учебных задач на протяжении всего процесса образования, логично перетекающих друг в друга и задающих путь постоянного продвижения обучаемого вперед.

Преемственность есть непрерывность в переходные моменты между этапами или уровнями обучения, выраженная в единой организации этих уровней или форм в пределах общей системы образования.

Изобразим преемственность схематично:

Преемственность возможно реализовать в условиях единой системы целей и наполнения образовательных программ на всем пути обучения от дошкольного до последипломного.

На данный момент, увы, российское образование не обладает подобным единством. Различные этапы обучения и формы преследуют несогласованные между собой цели. Таким образом, обеспечение целостности и содержательного единства обучающей деятельности является базовой задачей, стоящей перед политикой образования.

Для того, чтобы в корне пересмотреть принципы современного образования на всех его уровнях, необходимо сформировать систему новых взглядов на соотношение ступеней обучения.

Стоящие обособленно звенья процесса лишают образования единства, затрудняют выполнение задачи по формированию всесторонне развитой, целостной личности и снижают качество получаемых знаний и навыков в общем.

Реализация принципов непрерывности и преемственности даст возможность максимально эффективно решить вопросы воспитания и обучения каждой личности.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/rol-nepreryvnogo-obrazovanija-i-preemstvennost/

Что такое непрерывное образование? Институт непрерывного образования

Система непрерывного обучения

Непрестанно развивающийся мир предъявляет к человеку все больше требований. Именно поэтому появляется необходимость выяснения того, что такое непрерывное образование, ведь в условиях постоянной конкуренции в результате выигрывает тот, кто умеет учиться, переучиваться и применять полученные знания на практике.

Выясняем значение термина

Итак, что же такое непрерывное образование? Это понятие появилось в мире сравнительно недавно, всего лишь в конце XX века, но быстро заняло одно из ключевых мест в списке педагогических и социальных проблем большого количества стран.

Само явление может быть описано как процесс непрекращающегося роста образовательного потенциала человека в течение всей жизни. Сюда относится как его общая эрудированность, так и профессиональное развитие в качестве современного специалиста, знатока своего дела.

С организационной точки зрения функционирование института непрерывного образования как социального явления обеспечивается благодаря поддержке заинтересованного государства и общества, которые общими силами помогают поддерживать стабильную деятельность образовательных структур (формальных и неформальных, частных или относящихся к собственности страны, базовых и дополнительных, основных и параллельных, а также множества других).

На выполнение каких функций направлено непрерывное образование?

Решение воспитательных и обучающих задач и достижение поставленных целей должно отвечать 2 основным направлениям деятельности. Это:

  • учёт перспективных и актуальных общественных потребностей, обеспечение современного информационного общества подкованными в своих областях знаний профессиональными кадрами, пополнение социальной среды культурными и разносторонними людьми;
  • удовлетворение объективного стремления личности к постоянному самообразованию и развитию на протяжении всей жизни.

Итак, в общих чертах, что такое непрерывное образование, мы выяснили. Однако что в действительности кроется за абстрактной и не до конца понятной терминологией? Давайте разбираться.

Качественно новое явление или нет?

Несмотря на то что название явления было придумано совсем недавно, сам институт непрерывного образования знаком каждому: и взрослому, и молодому. Дело в том, что именно он имеет место там, где обеспечивается преемственность звеньев образовательной цепи и реализуется их содержательное единство.

Так, переход человека из детского сада в школу, затем – в училище, институт, университет или академию, а после – выход на работу и есть пример непрерывного образования, пусть и крайне схематичный.

Здесь вступлению личности в самостоятельную жизнь предшествует детско-юношеское образование, после которого происходит реализация учебной деятельности уже во время взрослой жизни, где знания преимущественно перемежаются с практикой.

В классификации видов непрерывного образования можно выделить также дополнительное, последипломное, собственно профессиональное и другие. Согласитесь, что в этом смысле непрерывное обучение и образование не являет ничего качественно нового. Однако сегодня у этого явления появляются интересные и уникальные особенности, которые и отражают его специфику.

Сдвиг возрастных рамок

Непрекращающемуся развитию мира можно сказать «спасибо» хотя бы за то, что благодаря ему мы не только имеем возможность знать, что такое непрерывное образование, но и участвовать в нём вне зависимости от того, какая дата рождения стоит у нас в паспорте.

Если раньше начинать или продолжать обучение в зрелом возрасте казалось чем-то постыдным или неподходящим взрослому, состоявшемуся человеку, то сегодня статистика раскрывает интересные факты: традиционный тип студента младше 25 лет постепенно уходит в прошлое. Так, в США более 43 % всех студентов оказываются старше этого показателя.

45 % заняты учебой лишь частично, то есть уже не рассматривают её как самоцель, но совмещают получение знаний с практикой.

Кроме того, данные, касающиеся непосредственно России, свидетельствуют, что в некоторых районах около 50 % выпускников высших учебных заведений и до 64 % выпускников средних профессиональных учреждений меняют специальность сразу после того, как оканчивают свою альма-матер.

А мировые источники сообщают о том, что всего лишь 4 % трудоспособных жителей планеты работают по профессии, которую они приобрели изначально. Это факты, которые не могут быть ни хорошими, ни плохими, однако их очевидным преимуществом является постепенная победа людей над страхом переучивания и потери времени. Сегодня оно больше не является самым драгоценным человеческим активом. Фраза «Век живи – век учись» приобретает всё больший размах.

Непрерывное обучение

Кстати, непрерывное профессиональное образование никак нельзя путать с непрерывным обучением. Последнее представляет собой ответвление воспитания и обучения, в то время как непрерывное образование относится к более широкой области – социализации.

Если обучение ставит во главе угла сообщение обучающемуся именно знаний и характеризуется продолжительностью пребывания человека в стенах учебных заведений разных типов, то непрерывное образование – это качественно иная категория.

Она включает в себя не только знания, но и навыки, умения, выполнение определенной общественной роли в процессе социальной и трудовой жизни, выработку возможности рационально организовывать своё время, решать проблемы, адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.

Возобновляющееся образование

Возобновляющееся образование является термином, в некоторой степени родственным непрерывному образованию. Оно тождественно получению образования «по частям» в течение всей жизни.

Даже если человек отходит от практики длительного пребывания в одном учебном заведении, он тем не менее учится с помощью осуществления других видов деятельности, прибегает к альтернативным приёмам и методам.

Система непрерывного профессионального образования, таким образом, охватывают всю жизнь человека, от рождения до смерти, даже несмотря на то, что люди не всегда являются студентами.

Концепция изменения российского образования

Сегодня в России, как и во многих других развитых и развивающихся странах мира, активно разрабатывается программа улучшения института подобного образования. Она включает в себя 4 вектора деятельности:

  • повышение качества образования специалистов;
  • переход к непрерывному образованию по профессии;
  • обеспечение инвестиционных вложений в образовательную сферу;
  • реформа общего (среднего) образования.

Конечно, в родном отечестве сегодня существует целый ряд проблем и трудностей.

Так, в России аккредитуются не отдельные учебные программы и планы, а сами учебные заведения, в связи с чем важность получения диплома конкретного вуза всё ещё превалирует над ценностью получения необходимых навыков как таковых, в то время как они для человеческого удобства сегодня часто преподаются в виде коротких, но насыщенных информацией курсов или тренингов.

Не может до конца быть реализована и дистанционная форма обучения, которая не подойдет студентам тогда, когда речь идет, например, про непрерывное медицинское образование. Ведь будущему медику преимущественно нужно присутствовать перед преподавателем лично.

Кроме того, из-за существующих между странами разногласий профессиональное и личностное развитие не может быть реализовано в полной степени. Возьмем непрерывное математическое образование, которое является сегодня крайне перспективным. Человек, алчущий знаний, всё равно останется ограничен собственным местом жительства – для продолжения обучения за рубежом понадобятся средства, которых у представителей глубинок даже при их даровитости может просто не оказаться.

Занимаемся самообразованием

Однако если цель человека не непрерывное медицинское образование или другое, ему аналогичное, связанное с узким профилем, то в таком случае можно заняться самообразованием даже дома и повысить некоторые собственные навыки. В приоритете у современных и образованных людей сегодня:

  • знание как минимум одного иностранного языка;
  • овладение персональным компьютером и базовым набором стандартных программ;
  • отслеживание новостей профессиональной сферы: мониторинг Интернета, чтение специализированной литературы, готовность попрактиковаться лишний раз «на соседнем участке»;
  • знание ресурсов, где можно «научиться учиться», то есть неустанный поиск требуемой информации;
  • выработка ответственности, дисциплинированности, творческого подхода к делу, инициативности и уверенности в себе.

Главное – следует помнить: начать никогда не поздно!

Источник: https://FB.ru/article/316277/chto-takoe-nepreryivnoe-obrazovanie-institut-nepreryivnogo-obrazovaniya

Система непрерывного обучения как фактор мотивации

Система непрерывного обучения

Зинаида Петровна Pyмянцeвa, доктор экономических наук, профессор кафедры теории организации и управления Высшей школы бизнеса Государственного университета управления.

Современные подходы к мотивации учитывают два важнейших момента в работе организаций:

  • решающую роль образованного и квалифицированного персонала, обладающего необходимым знанием и свободой выбора;
  • мотивированность самих работников к обучению и самообучению.

По мере роста взаимозависимости и сложности среды, в которой работают организации, увеличивается значение формирования и оптимального использования потенциала каждого работника организации и прежде всего его знаний, а также развитие способностей организации к непрерывному обучению персонала.

Современные взгляды на обучающуюся организацию

Организация, находящаяся в процессе непрерывного обучения, называется обучающейся. По определению автора этого понятия Питера Сенге, это «такая организация, которая постоянно расширяет свою способность создавать будущее» и, что особенно важно: «Обучающаяся организация — это новый ресурс конкурентоспособности и новый подход к работе».

Человек, разделяющий идеи и ценности организации, привносит в работу всю свою энергию и энтузиазм. Именно такой подход позволяет достигать невозможного. В обучающихся организациях работают люди, нацеленные на развитие своего потенциала для достижения общих результатов.

Обучение в обучающейся организации включает наряду с индивидуальным также и организационное обучение, под которым понимается передача и интеграция знания отдельных работников, групп и организации в целом.

Само обучение не ограничивается только информацией, дающей какое-то новое знание, а включает все то, что формирует человека, его восприятие мира и характер отношений с ним.

Это рассматривается как обязательное условие практического использования знаний.

В то же время Сенге отмечает, что таких организаций на самом деле мало, поэтому до 90% времени менеджеры затрачивают на достижение согласованности в работе.

Работники чаще всего формально соглашаются с необходимостью следовать определенной миссии и видению будущего организации и даже изъявляют желание сделать все, что от них потребуется для их реализации, но при этом они не проявляют творческого рвения, не работают над созданием новых структур, не проявляют инициативы.

Множество проблем, которые возникают в общественном и экономическом развитии, — это следствие прежде всего плохого управления, невнимания к приоритетам, неумения своевременно принимать решения, учитывать всю систему факторов, воздействующих на работу предприятия (организации), работать в единой управленческой команде.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Порождающее обучение: лучше, чем школа жизни

Следствием низкого качества управления являются чрезвычайно медленные преобразования на уровне предприятий, неспособность адаптироваться к реальному рынку, неумение организовать продажи, балансировать доходы и расходы, эффективно использовать средства инвесторов.

Исторические корни такого положения объясняются следующим образом. В России управление производством никогда не было ориентировано на экономическую целесообразность.

Всегда важнее было для управляющих соответствовать ожиданиям власть имущих, экономическая эффективность не была критерием оценки качества функционирования управляемых систем.

Всегда управляющих оценивали по степени выполнения политических задач.

В результате сложились традиции, культура управления, система ценностей и пр.

Только треть выборки руководителей предприятий признают абсолютно необходимым значительное повышение качества управления и переподготовку всех менеджеров среднего и высшего уровней.

Более половины руководителей считают уровень квалификации своих менеджеров соответствующим ситуации, а неэффективную работу ставят в полную зависимость от внешних обстоятельств.

Современные подходы к обучению менеджеров

Одним из наиболее прогрессивных методов, который широко применяется в последние годы для повышения профессиональной подготовки менеджеров, является модульный подход. Он построен на принципах:

  • ориентации на конкретные результаты обучения;
  • гибкости, обеспечивающей возможность регулирования объема и содержания обучения в зависимости от потребностей пользователей;
  • оптимального соотношения теоретического знания с практическим освоением и формированием навыков;
  • равных возможностей для обучения с помощью преподавателей и самообучения;
  • оперативности в развитии и обновлении программ за счет изменения состава и разработки новых модулей;
  • относительно небольших затрат времени и средств на обучение при высокой стоимости разработки.

В модульном обучении менеджеры получают то, что необходимо, исходя из их личных интересов или потребностей организации, в которых они работают. Внимание акцентируется на активном участии специалистов по управлению в процессе обучения путем их вовлечения в решение реальных проблем организаций.

Для этого сам процесс обучения делится на сессии (они носят название модулей), во время проведения которых менеджеры получают необходимые им знания, полезные для решения проблем организации. Количество таких модулей зависит от целей программы обучения, ее сложности и содержания.

Такой подход позволяет максимально соединить теорию с практикой и приносит видимую пользу не только обучаемому, но и организациям, посылающим менеджеров на учебу.

Существенный вклад в эффективность такого обучения вносит атмосфера активного взаимодействия менеджеров, принимающих участие в сессиях.

Для этого формируются управленческие команды, члены которых в процессе обучения совместно решают актуальные проблемы управления организации.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Тестовые задания и контроль эффективности обучения

Дифференциация обучения менеджеров

Программы обучения для менеджеров должны учитывать особенности знаний и умений менеджеров разного уровня. Они сформулированы в табл. 1-3, где знания и умения рассмотрены исходя из новой роли, которую менеджеры играют в современных организациях.

Роль / задачиПозиция / чертыЗнания / опытУмения / способности
Предприниматели операционного уровняКонкурент, ориентированный на результатКонкретное операционное знаниеФокусирование энергии на возможностях
Создание и постоянный поиск возможностейТворческая интуицияЗнание технических, конкурентных и потребительских характеристик бизнесаСпособность распознавать потенциал и действовать
Привлечение и использование редких ресурсов и уменийПобуждение, вовлечениеЗнание внешних и внутренних ресурсовСпособность мотивировать и приводить людей в действие
Управление процессом совершенствованияКонкурентоспособность, настойчивостьДетальное понимание операций бизнесаСпособность концентрировать энергию организации вокруг целей

Таблица 1. Знания и умения, необходимые для менеджеров первого уровня (предпринимателей).

Роль / задачиПозиция / чертыЗнания / опытУмения / способности
Старшие менеджеры по совершенствованию управленияИнтеграторы, ориентированные на людейШирокий организационный опытСпособность развивать людей и взаимоотношения
Обзор, развитие, поддержка предпринимателей и их инициативПоддержка, терпениеЗнание людей как индивидов и методов воздействия на нихСпособность делегировать, развивать, укреплять
Соединение разрозненного знания, умения и практикиИнтегративность, гибкостьПонимание межличностной и групповой динамикиУмения развивать отношения и формировать группы (команды)
Управление противоречиями между кратко- и среднесрочными задачамиВосприимчивость, требовательностьПонимание методов, обеспечивающих связь между краткосрочными приоритетами и долгосрочными целямиУмение снимать напряжение при введении изменений

Таблица 2. Знания и умения, необходимые для менеджеров среднего уровня.

Роль / задачиПозиция / чертыЗнания / опытУмения / способности
Лидеры высшего уровняВидение будущего организацииПонимание организации в ее контекстеБалансирование между стабильностью и прорывами
Вызов действующей ситуации при разработке новых параметров развития организацииВызовы, развитиеФундаментальное понимание компании, ее бизнеса и операцийУмение создать захватывающее, требовательное рабочее окружение
Формирование атмосферы кооперации и доверияОткрытость, справедливостьПонимание организации как системы структур, процессов и культурУмение вызвать доверие и конфиденциальность в организации и менеджменте
Создание общего ощущения корпоративного предназначения и амбицийПроникновение в суть, вдохновениеШирокое знание различных компаний, отраслей, регионовУмение объединять концептуальные взгляды с мотивационными вызовами

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Как выбрать лучшую для вас модель контроля персонала

Таблица 3. Знания и умения, необходимые для менеджеров высшего уровня.

Обучению менеджеров первого уровня придается огромное значение, так как от их знаний и умений зависят и отношение работников к делу, и результаты работы.

Известно, что одна из серьезнейших проблем любой организации — это вовлечение всех работающих в ее дела.

Исполнители нередко имеют низкую квалификацию, получают небольшую зарплату, а сам характер их работы характеризуется как рутинный и практически не представляет возможностей для продвижения.

Повышение заинтересованности и вклада в общие результаты именно этой группы работников — главная задача менеджеров первого уровня. Все это повышает роль менеджеров первого уровня и требует от них знаний и умений по повышению эффективности работы этой группы работников. Ниже приведен пример тех методов, которые могут быть использованы для этого.

В течение последних трех лет бригада аналитиков из McKinsey & Company и Conference Board исследовала работу 30-ти компаний, известных тем, что им удалось пробудить и использовать эмоциональную энергию работников-исполнителей. Был изучен также опыт мотивации исполнителей U.S. Marine Corps, оказавшийся более богатым по сравнению с опытом бизнеса. Морские пехотинцы использовали управленческие подходы, вполне применимые к бизнесу:

  • чрезвычайное внимание в самом начале работы к вопросу понимания и внедрения в сознание ключевых ценностей;
  • подготовка каждого человека к лидерству, включая руководителей первого уровня;
  • формирование бригад и рабочих групп;
  • внимание ко всем работникам, включая тех, кто составляет «дно» организации;
  • использование дисциплины для формирования чувства гордости.

Только практические современные знания. Выберите интересные вам курсы из нашего каталога и меняйте свою жизнь к лучшему сегодня и сейчас

Источник: https://www.elitarium.ru/nepreryvnoe-obuchenie-organizaciya-menedzher-umenie-ponimanie-kvalifikaciya-upravlenie-cel-zadacha-rezultat-metod-obrazovanie/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.