Стандартизация учебного процесса

Стандартизация учебного процесса Архив

Видео:Галилео. Истории изобретений. СтандартизацияСкачать

Галилео. Истории изобретений. Стандартизация

Стандартизация образования

Рисунок 1. Основы стандартизации образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Необходимость создания единого образовательного пространства в стране вынудила прибегнуть к стандартизации образования. Такая деятельность позволяет решить ряд вопросов, целей и задач, в том числе по полному обеспечению равного уровня образования для всех выпускников государственных образовательных учреждений.

Определение 1

Стандартизация образования представляет собой разработку и использование системы определенных параметров и показателей, которые принимаются в качестве государственных норм образовательного процесса, причем они должны отражать общественный образовательный идеал, а также учитывать возможности конкретной личности для его достижения.

Государственные образовательные стандарты

В 1992 году после принятия Федерального закона «Об образовании» были сформулированы первые понятия о государственном образовательном стандарте в России.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по действующему законодательству предназначен для:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • формирования единого образовательного пространства страны, когда происходит обеспечение свободы реализации внутренних национальных программ по образованию;
  • проведения объективной оценки деятельности системы высших учебных заведений;
  • повышения общего качества образовательного процесса в стране;
  • установления и признания эквивалентности документов иностранных государств.

Эти компоненты учитываются при полноценной подготовке учителя, юриста, экономиста и любой другой профессии.

Федеральный компонент

Министерство образования РФ утверждает федеральный компонент (часть). Также орган исполнительной власти формирует требования, которые относятся образовательной программы, а также общему уровню подготовки преподавателей и учащихся.

В федеральный компонент входят:

  • требования по условию реализации образовательной программы;
  • требования к итоговой аттестации выпускников;
  • установление расчетного срока освоения программы на всех формах обучения.

Федеральный компонент образовательного стандарта любого уровня включает в себя группу общепрофессиональных дисциплин, группу математических и общих дисциплин по естественной науке, группу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, а также группу специальных дисциплин.

Национально-региональный компонент

Замечание 2

Национально-региональный компонент призван отражать в содержании образования определенные характерные черты и национально-региональные особенности места, где происходит образовательный процесс.

Такой компонент утверждается непосредственно высшим учебным заведением и его содержание полностью учитывается при подготовке специалистов региона. Обычно в российских условиях принято использовать схему по внедрению федерального и национально-регионального компонентов в образовательную систему, где отдается предпочтение первому компоненту в пропорциях 65 к 35.

Подобная структура государственного образовательного стандарта позволяет решить диалектически противоречивую задачу сохранения единства образовательного пространства. Она не подавляет интересы и традиции образовательных учреждений и иных научных школ субъектов Российской Федерации.

Разработка государственных образовательных стандартов

Замечание 3

Главной научной организацией, которая занимается координацией разработки государственных образовательных стандартов (ГОС), является Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.

Он организует деятельность специально для функционирования высшего профессионального образования.

https://www.youtube.com/watch?v=0JBN91P-wn0

В процессе создания ГОС ВПО принимало участие более 70 учебно-методических объединений, в том числе несколько десятков советов по методологическим рекомендациям.

В общей сложности процессом стандартизации управляло несколько тысяч человек. Они смогли разработать ГОС всего за несколько лет, которые периодически изменяются.

Министерство образования РФ утверждает все поправки в стандарты, предназначенные для высшего профессионального образования.

К 1996 году были разработаны государственные стандарты по направлениям подготовки или бакалаврским программам, по специальностям и по магистерским программам. В систему ГОС ВПО входит около 700 стандартов.

Разработка государственных образовательных стандартов велась в несколько этапов. Сначала были сформированы образовательные программы для бакалавров, на следующем этапе появились стандарты для образовательных программ подготовки специалистов. Затем такие же стандарты на основе ГОС были представлены для магистров.

При разработке ГОС рождалось принципиальное решение, которое усиливало фундаментальные основы всего образования. Под этим понималось, что фундамент выпускника и его мировоззрение будут формировать не только научные знания, но и сочетание фундаментальных знаний. Совокупность таких знаний может стать основой формирования разносторонней личности с большим профессиональным багажом знаний.

Фундаментальное образование представляет собой совокупность:

  • естественных наук;
  • гуманитарных наук;
  • социально-экономических наук;
  • математических дисциплин.

Таким образом, формирование личности происходит из знаний физики, химии, математики, философии, психологии, истории, экономики, физической культуры и других основных дисциплин.

Объем фундаментальной естественнонаучной подготовки для специальностей технического профиля был увеличен примерно на 30%. Для большинства гуманитарных направлений изучение в высшей школе дисциплин этого профиля вводилось впервые.

Через некоторое время в ходе образовательного процесса удалось выявить ряд недостатков такой системы образования и ряд стандартов изменили свои требования.

Специалисты отметили, что существует недостаточный уровень вариантности блока гуманитарных и социально-экономических наук. Это не было в полной мере ориентировано на будущую профессию выпускника.

Также существовало обстоятельство невозможности требований, которые содержатся в документе и применяются в процессе промежуточного контроля знаний. Озвучены проблемы с прямой проверкой уровня подготовки выпускников.

Выявилось ряд различий в содержании образовательных программ родственного профиля. Они затрудняли рациональную организацию учебного процесса в многопрофильных вузах. Выявлена несогласованность ГОС ВПО со стандартами других уровней образования и между собой.

Видео:Стандартизация важный инструмент бережливого производстваСкачать

Стандартизация важный инструмент бережливого производства

Метаморфозы стандартизации

Стандартизация учебного процесса

Евгений КУРКИН, кандидат педагогических наук,

главный редактор издательства “Педагогика-Пресс”

Не знаю, каяться мне или оправдываться – ведь хотелось, как лучше, а получилось, как всегда… Было это в самом начале 90-х, точнее, в 1991 году. Ко мне, тогда заместителю министра образования, пригласили интересного человека Б.Н.Науменко, к образованию не имевшего никакого отношения, – он и предложил идею стандартизации.

Со схемами и теоретическими выкладками идея выглядела не только привлекательной, но и, что особенно важно, теоретически обоснованной. Стандартизация всей отрасли – дело хлопотное и многотрудное, поэтому решили начать с малого: создать при министерстве отдел стандартизации.

Отдел создал ВНИК и начал разработку, как тогда казалось, самого необходимого стандарта; для простоты назову его стандартом справедливости. Предполагалось разработать несколько книг для каждого класса и для каждого предмета (представляете, какая работа). Одна книга для ученика, другая для родителей, третья для учителя.

Каждый мог бы проверить, насколько его представления о справедливой оценке совпадают с общепринятыми. Например, в книге для ученика – по определенной теме 3–4 задачи разного уровня сложности. Решил самостоятельно первую – значит, ты усвоил тему на «отлично», первую не решил, зато решил вторую – «хорошо» и т.д.

Для родителей, желающих убедиться в достоверности школьных а заодно вникнуть в суть школьных проблем ребенка, книга особая, с дополнительными разъяснениями, что является подоплекой школьного знания, что стоит за тем или иным умением, или, как скажут сейчас, «компетенцией» их чада.

Для учителя, конечно, самая сложная книга с уровневыми описаниями программного материала и технологиями его использования при оценивании учеников. Здесь предполагалось разместить массу заданий, тестов, дидактических опросников и т.д.

Напомню еще раз: это был 1991 год, когда все – ученики, их родители, общественность и даже заместители министра – жаждали справедливости.

Не скрою, моей потаенной надеждой была возможность ориентироваться на стандарты в предполагаемом море учебников, которых пока еще не было, и в школах учились по старым просвещенческим, с зарисованными портретами вождей пролетариата. Но это море должно было вот-вот появиться, ведь мы отменили монополию издательства «Просвещение» на учебное книгоиздание.

Мы боялись, что конкуренция заставит издателей делать учебники более примитивными, упрощенными по содержанию и тем самым более привлекательными для неопытных покупателей. Время показало, что эти опасения были не напрасны.

Кстати, я только сейчас, проработав в издательстве более пяти лет, до конца представляю, насколько сложную задачу мы ставили перед вновь созданным отделом. Здесь сработало обаяние личности автора идеи и вера в его безграничные возможности. Однако судьба распорядилась по-своему. Вскоре Б.Н.Науменко не стало – инфаркт. А идея выродилась в то, что мы с вами обсуждаем уже не первый раз.

Тогда, 10 лет назад, наверное, впервые в истории министерство предусматривало ограничение собственной власти и создавало стандарты как систему противовесов чиновничьему произволу. В этом смысле некий объективный, утвержденный властями документ, некий кодекс – священное писание, книга книг, к которому мог бы обратиться обиженный в поисках защиты, казался незаменимым.

Образовательный идеал и стандартизация образования

В общественном сознании на протяжении веков формируются некие общие представления о наиболее важных для жизни общества явлениях или предметах. Это идеальные модели, вырабатываемые общественным сознанием. Одной из таких моделей является образовательный идеал. Он формируется в результате взаимодействия разных представлений об образовании и образованности.

Идеал – образец образованности, признаваемый обществом. Образовательный идеал – категория историческая. Идеал образованности, например, начала XIX века, сильно отличается от идеала конца того же века. Образованный человек эпохи социалистической индустриализации не похож на современного эрудита.

Переломные эпохи, безусловно, ломают сложившиеся стереотипы и вносят поправки в модели общественного сознания.

На мой взгляд, все попытки описать содержание образования и требования к образованности начиная с 80-х (эта первая попытка принадлежит группе под руководством В.Шадрикова) ничего общего со стандартизацией не имеют.

Таким образом можно попробовать описать образовательный идеал современного общества или определенный уровень требования образования или образованности вообще. Только будет ли это иметь практический смысл?

Уровень требований

Стандарт в старосоветском понимании – это уровень качественных характеристик товаров или услуг. Госстандарт определил в свое время требования для всего перечня товаров в Советском Союзе, но это никак не отразилось на их качестве.

Товары и услуги потреблялись некачественными, их не хватало, и стандарты игнорировались как производителями, так и покупателями. Уровень требований определяют потребители товаров и услуг, роль государства сводится к защите их интересов и поощрению производителей качественных товаров.

В образовании, как показала практика, уровни требований или описательные характеристики качественных услуг точно так же, как и в других секторах рынка, ничего не меняют в отношениях на рынке услуг уже потому, что требовать могут только участники процесса.

Неукоснительно, например, соблюдаются требования высшей школы на вступительных экзаменах. Попробуйте сообщить родителям, что в вашей школе будут какие-то иные требования, и старшеклассники разбегутся по другим школам в тот же миг.

Высшая школа – потребитель услуг общеобразовательных учебных заведений, она может диктовать свои условия, а вот требования государства еще должны быть приняты всеми участниками процесса. Даже утвержденные Думой, они должны быть признаны сторонами рыночных отношений в образовании.

Стандарт сегодня

В последние десятилетия представления о стандарте в корне изменились. На Западе давно поняли, что предъявлять требования к конечному продукту – товару бессмысленно. Если производство организовано халтурно, то товар неизбежно будет, мягко говоря, некачественным.

И наоборот, производство, организованное с соблюдением всех требований технологии высококвалифицированными специалистами, никак не сможет гнать халтуру, его товар всегда будет качественным. Поэтому существуют специальные фирмы, которые разрабатывают стандарт конкретного производства, учитывая его индивидуальные особенности.

Они выдают свой сертификат при условии безусловного выполнения их требований – требований стандарта как мирового опыта организации подобного производства с учетом конкретных условий. Услуги таких фирм стоят очень дорого. Но качество ценится еще дороже, а оно в этом случае гарантируется.

В свете этих последних представлений о стандартизации стандарт в образовании – это разработка условий организации учебного процесса, соблюдение которых гарантирует качественное образование. И пресловутая аттестация – признание свершившегося факта стандартизации и ее высоких результатов.

Стандартизация – это не подгонка учебного процесса под требования единого для всех стандарта, что в принципе возможно, но бессмысленно, а подгонка стандарта под особые условия каждой школы, изъявившей желание повысить качество образовательных услуг, предоставляемых ею.

Предметом стандартизации в этом смысле является все, что относится к организации учебного процесса, а также всей школьной жизни, о качестве которой мы понятия не имеем. Конкретно это и квалификация кадров, и педагогические технологии, которыми они владеют, и оплата их труда, организация кооперации и конкуренции. Школьная гигиена, здоровье, расписание занятий и т.д.

Стандартизация и нужна-то, чтобы увидеть всю эту полноту, учесть колоссальный опыт качественной технологизации каждого процесса и соединить его с собственным, неповторимым. А иначе это очередная проверка, ничего никому не дающая. И стандарты – нужные только чиновникам для полноты их существования.

Сертификат соответствия стандарту – подтверждение того, что школа дает качественное образование и ее ученики не нуждаются более ни в каких аттестациях, тестированиях, могут поступать в любой вуз без экзаменов и вне конкурсов.

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

«Первое сентября»

Видео:Стандартизация для чайников. Общие понятияСкачать

Стандартизация для чайников. Общие понятия

Федеральный государственный образовательный стандарт: что это такое, уровни и значение

Стандартизация учебного процесса

Одним из требований нашего времени является обеспечение целостности и высокого уровня общего среднего образования, которое получают дети в различных типах образовательных учреждений.

Стандартизация образования является одним из прогрессивных и приоритетных на сегодняшний день направлений современного образования. В связи с этим, в стране принят и работает единый педагогический документ.

Это Федеральный государственный образовательный стандарт, который является частью Закона РФ «Об образовании».

Понятие образовательного стандарта

Если обратиться к значению слова «стандарт», то с английского его можно перевести как «норма, эталон». Отсюда следует главное назначение стандартов – организация и регулирование работы людей, получение продуктивных результатов, которые могут удовлетворить запросы общества.

https://www.youtube.com/watch?v=gkN7D3uQQBY

Определение 1

Стандарт образования – это система базовых характеристик, которые принимаются как государственная норма образованности, отражают общественный эталон и учитывают индивидуальные особенности личности и системы образования и необходимы для достижения идеала.

Термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться относительно недавно. И это при том, что во всех европейских странах стандартизация образования проводится уже очень давно. Для этого проводится разработка унифицированных учебных планов и программ, устанавливается особый уровень образования.

Появление государственных образовательных стандартов связано не только с созданием единого образовательного эталона, но и с появлением потребности в обеспечении необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

В России главным нормативным документом является Федеральный государственный стандарт, с полным текстом которого можно ознакомиться в Законе РФ «Об образовании». В Стандарте проведена работа по:

  • конкретизации целого ряда понятий, таких как содержание, уровень, форма образования и проч.;
  • обозначаются средства обучения;
  • раскрываются пути и методы оценивания и анализа результатов обучения;
  • предъявляет минимальный уровень требований к подготовке выпускников.

Определение 2

Демократичность – это важная характеристика образовательного стандарта. Она характеризует соответствие части образования, которая была составлена уполномоченными на то государственными структурами, с частью образования, которую учебные заведения могут определять самостоятельно. Учебные заведения могут отступать от стандарта и варьировать содержание образования.

Уровни государственного стандарта

Особенностью Закона РФ «Об образовании» является тот факт, что он определяет лишь минимальный уровень образования, который требуется получить всем гражданам страны. Дополнять содержание образования сверх этой минимальной нормы учреждения образования могут на свое усмотрение.

В зависимости от структуры и функции выделяют три уровня государственного стандарта:

  • федеральный;
  • национально-региональный;
  • школьный.

Определение 3

Федеральный уровень – это перечень обязательных к соблюдению нормативов, которые определяют педагогические позиции России, ее место в области образования, а также вклад каждой личности в систему мировой культуры.

Определение 4

Национально-региональный уровень – это перечень нормативов, которые касаются изучения родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и проч. За их создание, выполнение и редактирование несут ответственность региональные органы власти.

Первые два уровня стандартов образования включают в себя ряд важных нормативных аспектов:

  • описание содержания образования в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
  • минимальные требования к подготовке учеников в рамках указанного содержания образования;
  • оптимальный объем учебной нагрузки.

Определение 5

Школьный уровень представляет собой перечень нормативных документов, которые регулируют работу отдельного учреждения образования, задает его базовые образовательные характеристики. Он содержит объем содержания образования, который соответствует специфике и работы учреждения.

Значение образовательного стандарта

Что представляет собой этот свод документов?

Определение 6

В первую очередь образовательный стандарт – это способ четко нормировать минимальные требования к общеобразовательной подготовке учащихся. При этом он раскрывает широкие возможности для дифференциации преподавания.

Ученик, согласно  Стандарту, обязан выполнять требования к уровню своего образования и наделяется правами при условии наличия стремления и возможности самостоятельно повышать уровень своего образования и достигать высоких результатов.

https://www.youtube.com/watch?v=17IVgtYXxW8

К изучению различных предметов можно подойти дифференцированно.

Так, например, по нелюбимому или неинтересному предмету ученик может ограничиться выполнением минимального уровня требований, бросив все силы на изучение полезных и нужных ему предметов.

Информация о содержании Стандарта есть в свободном доступе. Ознакомившись с минимальным уровнем требований, учащиеся могут выбирать свою линию поведения.

Вывод

Если говорить о каждом отдельно взятом учащемся, то Федеральный государственный стандарт – это способ снять неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение, позволяет ребенку учиться на посильном для него уровне.

Реализация основных функций государственного стандарта содействует:

  • формированию единства процесса образования в самых разных типах учреждений образования;
  • созданию у учеников мотивации к обучению;
  • оценке результатов труда педагога на основе соответствия учебных достижений учащихся имеющемуся стандарту;
  • принятию обоснованных управленческих решений;
  • появлению возможности у учащихся выбирать занятия с учетом своих возможностей интересов и склонностей.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

🔍 Видео

Урок 1: Управление документами как сфера профессиональной деятельности.Скачать

Урок 1: Управление документами как сфера профессиональной деятельности.

Стандартизация. Как работать с несоблюдением сотрудниками стандартов.Скачать

Стандартизация. Как работать с несоблюдением сотрудниками стандартов.

Что такое ГОСТ? Стандартизация и Сертификация ПОСкачать

Что такое ГОСТ? Стандартизация и Сертификация ПО

Стандартизация и управление качеством работы СЗНСкачать

Стандартизация и управление качеством работы СЗН

Что такое сертификация ISO и какие существуют стандарты?Скачать

Что такое сертификация ISO и какие существуют стандарты?

Открытая лекция: Стандартизация в Российской ФедерацииСкачать

Открытая лекция: Стандартизация в Российской Федерации

Уроки стандартизацииСкачать

Уроки стандартизации

Вводная видеолекция к курсу "Метрология, стандартизация и сертификация"Скачать

Вводная видеолекция к курсу "Метрология, стандартизация и сертификация"

Свидерская Д.С. Методы стандартизацииСкачать

Свидерская Д.С. Методы стандартизации

Введение Основные понятия в области стандартизацииСкачать

Введение  Основные понятия в области стандартизации

Лекция 3. Метрология, стандартизация и сертификация. 2021Скачать

Лекция 3. Метрология, стандартизация и сертификация. 2021

Пособие для начинающих специалистов по сертификации.Скачать

Пособие для начинающих специалистов по сертификации.

Урок 4. Системы документации, важность систематизации для настроек ИС.Скачать

Урок 4. Системы документации, важность систематизации для настроек ИС.

Документоведение. Лекция 4. Унификация и стандартизация документов.Скачать

Документоведение. Лекция 4. Унификация и стандартизация документов.

Стандартизация, сертификация и метрология - основы качества продукцииСкачать

Стандартизация, сертификация и метрология - основы качества продукции

Национальная система стандартизации КазахстанаСкачать

Национальная система стандартизации Казахстана

Технические комитеты по стандартизации. Разработка стандартовСкачать

Технические комитеты по стандартизации. Разработка стандартов
Поделиться или сохранить к себе: