История профстандартов в России насчитывает несколько лет. Одной из отправных точек перехода на них стало Постановление Правительства №23 от 22.01.2013 года.
Национальная система квалификации призвана урегулировать отношения в сфере труда.
В 2021 году в силу вступит несколько профессиональных стандартов, четыре из которых имеют непосредственное отношение к педагогической деятельности.
Чтобы у руководителей образовательных учреждений не было проблем с контролирующими структурами при вводе профстандартов, им необходимо быть в курсе всех изменений.
25 января эту актуальную тему обсуждали на вебинаре «Профстандарты в 2021: что же нужно делать?». Важность обсуждаемых на мероприятии вопросов ярче всего проиллюстрировало количество участников. По ходу рассказа эксперта, в вебинарную комнату вошли 117 человек из разных уголков страны. Это солидное количество участников для вебинара.
Мероприятие провёл Владимир Игоревич Блинов, доктор педагогических наук, профессор, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования», профессор кафедры педагогики МПГУ, автор учебно-методической литературы по актуальным вопросам развития системы среднего профессионального образования, эксперт Экспертного совета экспертизы образовательных программ, учебных изданий и электронных образовательных ресурсов для образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (ФИРО), эксперт учебных изданий НФПК.
Сам термин «профессиональные стандарты» появился 50-60 лет назад. Именно тогда были первые опыты по внедрению подобной схемы работы в развитых странах.
— Успешную практику введения профстандартов мы можем наблюдать в Ирландии, — рассказал Владимир Блинов. — Аналоги программы реализуются в Германии и Австрии. Во многих странах это дало положительный результат с точки зрения роста производительности труда.
В России работа находится в самом начале. Говорить, что мы полностью готовы к переходу на профстандарты, нельзя. В нашей стране пока нет данных статистики по этому направлению.
Я думаю, что мы получим положительный результат с введением профстандартов в сфере информатизации, строительства.
- Профстандарты применяются:
- Функции профстандартов:
- Образование и квалификация
- Вопросы от участников
- Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?
- Уже утверждены профстандарты для:
- Профессиональный стандарт педагога
- Что собой представляет профессиональный стандарт педагога
- Характеристики и структура профессионального стандарта педагога
- Компетенции педагогов согласно профессиональному стандарту
- Как внедрить профессиональный стандарт педагога
- Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи
- Профстандарт педагога – в чем суть?
- Подготовка к введению профстандарта
- Структура и содержание профстандарта
- Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?
- Проблемы внедрения профессионального стандарта
- 📺 Видео
Профстандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Функции профстандартов:
- Определить трудовой функционал работника.
- Разработать ФГОСы для профессионального образования.
- Создать программы профессионального обучения.
- Провести независимую оценку квалификации.
— Это важный пункт, призванный создать доверительные отношения сферы труда и профессионального образования, — прокомментировал Блинов. — Сейчас такого взаимодействия нет.
Расхожая фраза — «забудьте всё, чему учили в школе (университете)» перешла на уровень законодательных актов. Работодатели сами хотят проверять квалификацию работников.
Больше всего вопросов у участников вебинара вызвали 2 аспекта: уровень образования, необходимый педагогам при введении профстандартов, и перенос даты введения профстандарта для педагогов.
Образование и квалификация
Работодатели часто задают сотрудникам вопрос перед приёмом на работу: «Какое у Вас образование?». Не всегда у человека с хорошим образованием есть необходимая для должности квалификация, и, наоборот, у квалифицированного специалиста не всегда есть нужный уровень образования. Профстандарты жёстче регламентируют необходимый уровень обучения для разных должностей.
— Многие руководители спрашивают меня: «Неужели придётся уволить всех, кто по уровню образования не подходит?», — рассказал эксперт. — Нет, конечно. Во многих случаях из ситуации недостатка образования можно выйти, пройдя курсы. Нередко случается, что человек окончил технический вуз, а хотел бы работать в образовании. Для этого ему нужно пройти курсы повышения квалификации по педагогике.
https://www.youtube.com/watch?v=mNognipnGdQ
По трудовому законодательству уволить сотрудника просто так нельзя.
Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить другую должность в этой же организации или отправить на профессиональную переподготовку (повышение квалификации). В соответствии со ст.
196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Вопросы от участников
1) Разенкова Надежда Ефимовна: Может ли работать в высшей школе преподаватель, имеющий высшее образование по укрупненной группе специальностей и переподготовку по профилю преподаваемой дисциплины?
— Может. Простой пример: преподаватель английского языка работает в вузе. Есть институты, где преподают бакалавры, прошедшие переподготовку. По профстандартам такого уровня образования достаточно. Но это не значит, что каждый университет возьмёт на работу бакалавра. Многое зависит от амбиций вуза. Кадровая политика определяется ректоратом.
2) Салдина Зинаида Петровна: Как быть воспитателям, педагогам дополнительного образования, которые имеют большой стаж работы, но не имеют педагогического образования?
Достаточно профессиональной подготовки, это записано в профессиональных стандартах. Необходимо найти небольшие курсы и пройти их. Это формальное требование.
Почему отодвинули введение профстандарта для педагогов?
Профессиональные стандарты проходят длительный путь от рождения до применения в действие. Это новшество сложное и требует тщательной проработки. Руководителям учреждений разрешают вводить новую систему постепенно, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2021 года № 584 устанавливает до 1 января 2021 года переходный период для всех профстандартов.
Уже утверждены профстандарты для:
- педагогов дополнительного образования детей и взрослых;
- педагогов профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования;
- педагогов-психологов.
Несколько лет пытаются ввести в работу профстандарт для педагогов общего образования, но дата постоянно переносится.
И в этом году дата внедрения нового профессионального стандарта для учителей отложена до 1 сентября 2021 года. Профстандарт «Педагог» относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.
Не относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.
— Новая система квалификации слишком сложна для быстрого введения, — считает Владимир Блинов. — С одной стороны, это плохо – резать хвост по частям, но с другой стороны, давайте отнесёмся с пониманием к переносу сроков.
Из-за не доработанных до конца стандартов, могли пострадать люди. (Для руководителей предусмотрены штрафные санкции за отказ от профстандартов). С остальными профстандартами далеко не всё понятно. Думаю и разработка, и введение их затянется.
Наверно это правильно, что принимается решение о пролонгации сроков.
Кроме профстандартов для рядовых сотрудников, рассматривается введение профстандарта руководителя. В этом случае требования к деятельности ректора или директора тоже будут подробно описаны.
— Этот стандарт – необычный, он отличается от остальных, — прокомментировал эксперт. – Предполагалось, что он будет направлен на руководство учреждения в целом, а его разработали применительно только к директору (ректору). В этом профстандарте все жёстко привязывается к первому лицу организации.
О сроках введения стандарта для руководителей пока ничего не говорится.
Видео:Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: опыт внедренияСкачать
Профессиональный стандарт педагога
Ключевая роль в реформировании образования принадлежит педагогу. Главным профессиональным качеством, которое педагог должен демонстрировать своим ученикам, является умение учиться. Мобильность, готовность к переменам, способность мыслить нестандартно, а также самостоятельность и ответственность в принятии решений – это все характеристики профессионала, что можно отнести и к педагогу.
Те должностные инструкции и громоздкие квалификационные характеристики, которые сковывают инициативу учителя, обременяют его формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, что не отвечают духу времени и отвлекают от непосредственной работы с детьми.
Замечание 1
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену устаревшим документам, что регламентируют его деятельность, призван раскрепостить педагога и стимулировать его развитие.
Работа педагога, как и любая другая профессиональная деятельность, подверглась стандартизации. Разработаны определенные нормативные документы, которые формулируют требования к специалистам образовательных учреждений.
https://www.youtube.com/watch?v=JbhkBxFEhEs
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Что собой представляет профессиональный стандарт педагога
Определение 1
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором указывается перечень требований, которые определяют его квалификационный уровень, необходимый для качественного выполнения профессиональных обязанностей.
Требования предъявлены к умениям, знаниям, личностным качествам учителя и его опыту работы. Сегодня уже разработаны четыре профессиональных стандарта в сфере образования:
- Стандарт педагога (воспитателя, учителя), который утвержден приказом Минтруда РФ от 18 октября 2013 года.
- Стандарт педагога-психолога, что утвержден приказом Минтруда РФ от 24 июля 2015 года.
- Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования для взрослых и детей, что был утвержден приказом Минтруда РФ от 8 сентября 2015 года.
- Стандарт специалиста в сфере воспитания. Был утвержден приказом Минтруда РФ от 10 января 2021 года.
Профессиональный стандарт педагога обязателен к внедрению по нескольким причинам, одна из которых – это несоответствие современным требованиям старых квалифицированных норм.
Постановлением правительства было установлено, что полный переход на новые стандарты будет завершен до 1 января 2021 года.
К этому времени соответствие профессиональному стандарту будет выступать главным критерием при принятии нового сотрудника на работу.
Замечание 2
Считается, что новый профессиональный стандарт усовершенствует подготовку специалистов общеобразовательной системы, а также позволит передавать учащимся актуальные знания.
В соответствии с планом Министерства образования и науки РФ использование профессионального стандарта педагога сможет решить такие задачи:
- выявить четкие требования к квалификации педагогов вне зависимости от их направления и сферы деятельности;
- обеспечить должную подготовку учителей и повысить качество образования;
- уведомить специалистов системы образования о тех требованиях, что будут к ним предъявляться;
- мотивировать педагогов с целью повышения общего уровня образования в стране;
- стимулировать работников сферы образования усовершенствовать уровень своей квалификации.
Профессиональный стандарт педагога призван стать официальным документом Российской Федерации, который будет регламентировать аспекты трудовой деятельности (в частности, карьерный рост и прием на работу).
Замечание 3
особенность нового стандарта педагога – это возможность корректировки требований в зависимости от региональных особенностей. Документ будет дополнен внутренними стандартами, которые зависят от специфики образовательного учреждения.
Характеристики и структура профессионального стандарта педагога
Все профессиональные стандарты разрабатываются и составляются профильными ведомствами и министерствами по утвержденному шаблону, который был утвержден приказом Министерства труда РФ №147н от 12 апреля 2013 года. В соответствии с данным приказом текст стандарта педагога в 2021 году структурирован следующим образом:
- Общая информация о профессии педагога: краткое описание деятельности и официальная классификация.
- Описание и характеристика трудовых функций и требований, которые предъявляются к квалификации, опыту работы и образованию педагога.
- Сведения об организации, которая разрабатывала документ.
Профессиональный стандарт педагога имеет несколько характеристик:
- данный документ описывает все требования к квалификации педагогов;
- отдельные положения стандарта могут дополняться и корректироваться, чтобы соответствовать специфике образовательного учреждения или конкретного региона;
- документ дифференцирует стандарты для педагогов различных уровней;
- к учителям математики и русского языка выдвигаются дополнительные требования (поскольку эти дисциплины являются ключевыми и обязательными на ЕГЭ);
- стандарт предусматривает, что личные и профессиональные качества педагога не разделимы;
- профессиональный стандарт дает возможность отказаться от технократического подхода к оценке педагогических специальностей, а также сделать упор на их индивидуальных особенностях;
- стандарт необходим для того чтобы мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
Компетенции педагогов согласно профессиональному стандарту
Профессиональный стандарт педагога определяет ряд обязанностей и требований для всех сотрудников образовательных учреждений:
- наличие высшего педагогического образования;
- безупречное знание дисциплин в рамках учебной программы, которая утверждена Министерством образования и науки РФ;
- умение планировать проведение уроков, а также анализировать их эффективность и осуществлять последующую коррекцию;
- знать нестандартные методы обучения, которые выходят за рамки традиционных понятий об образовательном процессе;
- применять индивидуальный подход в работе с учениками, студентами и дошкольниками;
- уметь объективно оценивать знания;
- иметь соответствующие компетенции;
- использовать формы воспитательной работы во время внеклассной деятельности и на уроках;
- регулировать поведение учащихся и сглаживать конфликтные ситуации в коллективе;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся;
- практиковать индивидуальный подход и доносить до учеников ценность и значимость знаний;
- сотрудничать с профильными специалистами;
- знать особенности развития учащихся в конкретном возрасте;
- знать и владеть приемами психодиагностики;
- использовать специфику перехода от игрового процесса к учебному (это важно для педагога, который работает в начальной школе);
- нести ответственность за успеваемость учащихся;
- уметь организовывать самостоятельную деятельность детей, которая будет для них залогом всестороннего развития;
- взаимодействовать с родителями.
Как внедрить профессиональный стандарт педагога
Прежде чем внедрить профессиональный стандарт педагога, необходимо провести ряд мероприятий.
Законодательно определенного алгоритма и плана внедрения стандартов не существует, каждое учебное учреждение может разработать этот порядок индивидуально.
Внедрение профессионального стандарта педагога осуществляется специальными комиссиями, в которых есть представители профсоюзов и администрации.
https://www.youtube.com/watch?v=8uERw9Oos-k
Рабочая группа должна реализовать такие мероприятия:
- Составить список стандартов педагогов, которые нужно реализовать в конкретном учебном заведении. Для этого нужно сверить наименования, что прописаны в стандартах, и должности работников. После сверки составляется официальный договор комиссии.
- Проводится ревизия трудовых договоров и внутренних актов учебного заведения. Если необходимо, в трудовые отношения сотрудников вносятся изменения.
- Осуществляется проверка сотрудников на соответствие профессиональных стандартов.
- После окончания проверки составляется отчет и передается руководству.
Нужно отметить, что утвержденного порядка увольнения педагога, который не будет соответствовать профессиональному стандарту, пока не существует. Даже если такое несоответствие будет выявлено, но педагог работает по трудовому законодательству, выполняет свои обязанности на должном уровне и прошел аттестацию, то нет никаких оснований для его увольнения.
В процессе внедрения профессионального стандарта педагога необходимо придерживаться таких рекомендаций:
- обширное обсуждение вопроса, в котором принимают участие педагоги, представители профсоюзов и администрации, эксперты, ученики и их родители;
- учет всех предлагаемых корректировок и стремление достичь консенсуса перед утверждением окончательного варианта стандарта;
- формирование общественных организаций, которые контролируют деятельность педагогов на всех стадиях внедрения профессионального стандарта;
- поощрение тех учебных заведений, которые согласились быть пилотным проектом;
- формирование органов и структур, которые будут уполномочены решать конфликтные вопросы и защищать права педагогов, учителей и воспитателей.
Видео:Профессиональный стандарт "Педагог"Скачать
Профессиональный стандарт педагога – коротко о главном, Познавательные статьи
В 2013 году был разработан профессиональный стандарт педагога, который, согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, обязателен к применению с 1 января 2021 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.
Воспитание и обучение детей – настоящее искусство, коим в той или иной мере обязан овладеть каждый учитель.
Однако на современном этапе жизни педагог – это, прежде всего, профессия, которая согласно последним тенденциям должна соответствовать определенным стандартам, призванным заменить морально устаревшие должностные инструкции и прочие документы, регулирующие профессиональную деятельность педагогов.
Именно поэтому еще в 2013 году специально созданной рабочей группой под председательством Евгения Александровича Ямбурга был разработан профессиональный стандарт педагога, охватывающий, в том числе, такие вопросы, как реформа системы повышения квалификации педагогов, модернизация системы педагогического образования и изменения в системе аттестации учителей.
Согласно Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2021 года. Давайте разбираться, что это такое и зачем он нужен.
Профстандарт педагога – в чем суть?
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателей. Теперь квалификационный уровень педагога будет присваиваться в соответствии с этим нормативным актом. Также он должен учитываться при приеме учителя на работу и при составлении его должностной инструкции.
В документе для учителей детально прописаны все знания и умения, которыми они должны обладать, а также конкретизированы трудовые действия в зависимости от направленности работы (воспитатель в дошкольном учреждении, учитель начальных классов, учитель-предметник и т. д.).
Ожидается, что благодаря введению профстандарта основу российской системы образования будут составлять настоящие профессионалы, умеющие работать с самыми разными категориями детей (одаренными, инвалидами, сиротами, мигрантами и т.д.) и эффективно взаимодействовать с другими специалистами (дефектологами, психологами, социальными педагогами и т.д.).
Квалификационные справочники вместе с должностными инструкциями уже неэффективны в сегодняшних реалиях – так посчитали в Министерстве труда и принялись за разработку современного профстандарта педагога.
Почему на это обратили внимание? Дело в том, что в Трудовом кодексе появились такие понятия, как «квалификация» и «профессиональный стандарт», которые постепенно начали применяться к разным профессиям, и педагогическая не могла оставаться в стороне.
Подготовка к введению профстандарта
Как уже упоминалось выше, разработка документа началась еще в 2013 году, и планировалось, что все будет доработано и апробировано (проверенно на пригодность) до 1 января 2015 года. Однако его введение пришлось перенести на 2 года из-за больших сложностей в разработке.
За этот период документ был доведен до ума, а сами стандарты протестированы на базе нескольких десятков учебных заведений. Результаты были в целом положительными:
- возрос уровень подготовки учащихся;
- улучшились условия труда педагогов;
- родители хорошо оценили изменения.
И в итоге, с 2021 года было решено начать повсеместное внедрение нового профессионального стандарта педагога.
Структура и содержание профстандарта
Документ структурирован по принципу разделения трудовых функций педагога, начиная от воспитателей дошкольных учреждений и заканчивая учителями среднего звена. Основное внимание уделяется трем самым важным сферам, в которых должны быть компетентны все педагоги:
- обучение;
- воспитание;
- развитие.
Описание каждой функции включает в себя три блока: «Трудовые действия», «Необходимые навыки» и «Необходимые знания». Далее функции педагогов подразделяются в зависимости от направленности их работы:
- Деятельность педагогов дошкольных учреждений.
- Деятельность педагогов начального образования.
- Деятельность педагогов основного и среднего образования.
- Модуль «Предметное обучение. Математика».
- Модуль «Предметное обучение. Русский язык».
Точно так же в каждом виде педагогической деятельности конкретизируются трудовые действия, знания и умения учителя.
Изучив все требования, можно прийти к выводу, что современный педагог должен быть универсально образован, эрудирован и прогрессивен. Так же делается упор на умение находить подход к каждому ребенку, уважать его личность и правильно оценивать его способности.
На данный момент нет никакого единого для всех учреждений плана перехода на новый стандарт.
Очевидно, руководство каждой образовательной организации будет по собственному усмотрению включать те или иные меры для внедрения педагогического профстандарта в учебном учреждении.
Однако в любом случае за введение профстандартов должна будет отвечать комиссия, которая ориентировочно обязана сделать следующее:
- Сопоставить занимаемые должности в конкретном заведении с наименованиями, которые прописаны в стандарте.
- Провести проверку трудовых договоров и при необходимости внести коррективы в соответствии с профстандартом.
- Осуществить проверку сотрудников учебного заведения на соответствие профстандарту, согласно занимаемым должностям.
- Предоставить руководству итоговый отчет о проведенной проверке.
Правда, пока не совсем понятно, как быть с учителями, которые профстандарту не соответствуют. Если такой работник изначально был принят в соответствии с трудовым законодательством, успешно прошел аттестацию и в целом хорошо справляется с работой, то и увольнять его нецелесообразно, даже с учетом частичного несоответствия появившимся нормативам.
Повлияет ли профстандарт на зарплату учителей?
О повышении оплаты труда педагогам, подтвердившим соответствие профессиональному стандарту, представители власти говорили еще в 2013 году, однако официальных заявлений не было. Поэтому остается ждать и надеяться…
Проблемы внедрения профессионального стандарта
Пока многие учителя считают затруднительным выполнение всех требований профстандарта. В частности они говорят, что сегодня это сделать проблематично из-за:
- недостаточной материально-технической базы образовательных организаций,
- плохо развитой доступной среды для всех обучающихся (пандусы, подъезды к зданиям и прочее),
- слишком большой нагрузки на одного учителя, чтобы рассчитывать на индивидуальный подход к каждому ученику.
Тем не менее, даже если сегодня не каждый учитель может похвастаться полным соответствием всем критериям профстандарта, его нужно рассматривать как ориентир в своей педагогической деятельности и постепенно совершенствоваться, дабы более качественно подходить к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.
Материал полезен?
📺 Видео
Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагогаСкачать
Достижение качества образования через внедрение профессионального стандарта «Педагог»Скачать
Внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» обсудилСкачать
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития проф. компетенции педагог. работниковСкачать
Cеминар «Внедрение профессионального стандарта педагога: особенности и перспективы» -||- #УрГПУСкачать
Научно-методический семинар «Внедрение профессионального стандарта педагога»Скачать
Научно-методический семинар «Внедрение профессионального стандарта педагога...» -||- #УрГПУСкачать
Ямбург Е.А. «Внедрение профессионального стандарта педагогов. Проблемы и перспективы». Часть IСкачать
Введение профессионального стандарта педагога дополнительного образования, семинар практикумСкачать
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»Скачать
Семинар "Профессиональный стандарт педагога: содержание и внедрение"Скачать
Профессиональный стандарт педагогаСкачать
Вебинар: «Психологическая компетентность педагога в условиях внедрения проф. стандарта «Педагог...Скачать
Актуализация профессионального стандарта «Педагог, учитель».Скачать
Внедрение профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации"Скачать
Профстандарты: от принятия до внедренияСкачать
Профессиональный стандарт педагогаСкачать
Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: перспективы утверждения и внедренияСкачать