+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Профстандарт педагога 2021, утвержденный правительством РФ

Содержание

Профстандарты для педагогов в 2021 году

Профстандарт педагога 2021, утвержденный правительством РФ

20 декабря 2021 года на базе Московского государственного психолого-педагогического университета состоялась Всероссийская конференция, на которой обсуждалось введение профессионального стандарта для педагогов.

Дискуссия получилась достаточно горячей, ведь выступающие предложили кардинально изменить формат оценки профессиональной деятельности учителей и напугали педагогов перспективой сдачи квалификационных экзаменов уже в 2021 году.

Что изменилось на сегодняшний день, и какими действительно буду профстандарты для сотрудников дошкольного образования, учителей-предметников и преподавателей высшей школы, начиная с 2021 года? Давайте разбираться.

Речь о необходимости стандартизации параметров оценки профессиональной деятельности в различных сферах труда, ведется еще с 2012 года. Тогда Владимир Путин в своем выступлении заявил, что именно введение единых профессиональных стандартов поможет стране укрепить экономику и поднять систему образования на качественно новый уровень.

Результатом первого этапа стала разработка стратегии введения профстандартов.

В Федеральном законе о труде появились такие понятия, как «профессиональный стандарт» и «квалификация работника», а на рассмотрение специальной комиссии предложено более 300 проектов, в числе которых был и проект профессиональных стандартов для педагогов, который должен был вступить в силу уже в 2021 году.

На этапе рассмотрения и открытых дискуссий очевидной стала неготовность отечественной системы образования к столь кардинальным переменам. Специалисты решили, что и учителям, и организациям, на плечи которых ляжет обязанность проверять компетенцию учителей, необходим определенный переходный период, который позволит легко и максимально безболезненно адаптироваться к новым требованиям.

Особенности профессиональных стандартов для педагогов

По сути, в тексте нового документа подробно прописаны характеристики современного учителя, способного эффективно преподавать свой предмет, прививать ученикам практические навыки, выстраивая межпредметные связи, учитывая специфику современного общества и находя индивидуальных подход к каждому с учетом его интеллектуальных и физических возможностей. Для молодых, активных и открытых к инновациям специалистов изменения понятны и очевидны, а вот педагогам, привыкшим работать по стандартам «старой» школы идеи пришлись не по душе.

Итак, новые профстандарты для педагогов, введение которых плавно отодвинули на 2021 год, потребуют от учителей не только наличия диплома о высшем образовании, но и ряда компетенций:

КомпетентностьПояснения
1Глубоких знаний по предмету.Даже если вы читаете математику исключительно в 5 и 6 классах, необходимо в идеале владеть всей школьной программой, включая темы старшей школы.
2Базовых знаний в смежных областях и других предметах.Необходимое условие для проведения интегрированных уроков, ставку на которые делает новый стандарт обучения.
3Компетентности в сфере IT-технологий.Использование на уроках мультимедийных презентаций, видео-роликов, виртуальных сред и различных компьютерных программ уже давно стало нормой и неотъемлемой частью образовательного процесса.
4Понимания психических и физиологических процессов, протекающих в организме детей разных возрастных групп.Эти знания помогут учителю правильно построить формат общения с учениками, найти оптимальный подход к каждому ребенку и подобрать материал, который дети воспримут с интересом и смогут понять.Важным аспектом для современного учителя будет готовность к тому, что в классе может оказаться ученик с особыми потребностями.
5Умения работать с родителями и улаживать конфликтные ситуации.Это сегодня базовые требования в любой сфере, где есть непосредственный контакт с людьми.

Педагоги, стремящиеся шагать в ногу со временем, уже давно взяли все эти моменты на вооружение, не ожидая, когда государство их пропишет в определенном документе. Тем же, кто упорно старался не замечать того, что мир вокруг меняется, придется приспосабливаться и учится работать по-новому, реализуя тройственную структуру:

  1. эффективное обучение;
  2. воспитание уверенной в себе и способной принимать решения личности;
  3. всестороннее развитие.

Как будет работать новый профстандарт?

Требования ясны и давно не новы, но как будут проверять, кто соответствует высокому званию «учитель», а кто нет? Этот вопрос сегодня волнует многих работников сферы образования, ведь, несмотря на то, что выпускники 11 класса во всех регионах сдают экзамены по единому стандарту, уровень преподавания в больших городах и удаленных районах может существенно отличаться.

С целью определения уровня отдельно взятого учителя, независимо от региона его трудовой деятельности, к 2021 году будут разработаны единые стандарты. А к привычным для педагогов этапам аттестации прибавится сдача экзамена. НКТ (Национальный Квалификационный Тест) будет включать в себя вопросы из трех направлений:

  1. предметная область (для каждого направления это будут свои вопросы);
  2. педагогика;
  3. психология.

Уже представлены проекты таких тестов для сотрудников дошкольных учреждений, учителей младшей школы и предметников, психологов и дефектологов, завучей и директоров, а также других участников образовательного процесса.

Уже с 1 января 2021 года, когда и начнет действовать новый профстандарт, учителя получат ряд дополнительных возможностей для личностного и карьерного роста, а именно:

  • активный учитель, дающий высокие результаты, больше не должен будет ждать 5 лет для очередной аттестации;
  • доказав высокий уровень, любой молодой специалист сможет получить соответствующую категорию (можно будет «перепрыгивать» сразу на 1 или со 2 на высшую);
  • перспектива карьерного роста найдет свое отражение в двух новых должностях: старший и ведущий учитель.

Минусы грядущей реформы

Если все так радужно, то почему многие учителя не в восторге от нововведения?

Новые профстандарты, которые Правительство планирует ввести для педагогов в грядущем 2021 году, могут поднять на поверхность такие непростые вопросы:

  • Что делать с учителями, которые не смогут подтвердить свою квалификацию?
  • Кто оплатит дополнительное обучение «провалившим» экзамены?
  • Кем заменить тех, кто не пройдет аттестацию или решит уйти из образования, испугавшись новых требований?

На сегодняшний день вопросов остается достаточно много.

Хотя создатели новых стандартов и уверяют, что никаких массовых увольнений не произойдет, а возможность повысить свой уровень будет предоставлена каждому желающему, неопределенность пугает.

Только время покажет, будет ли новый стандарт прорывом, способным поднять уровень преподавания и престижность профессии или большой головной болью для небольших школ, у которых и сегодня немало кадровых проблем.

Источник: https://2021-god.com/profstandarty-dlya-pedagogov-v-2021-godu

Профстандарт воспитателя ДОУ – педагога дошкольного образования | АБиУС

Профстандарт педагога 2021, утвержденный правительством РФ

3 окт. 2021

Светлана Муньёс

5 минут

Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – документ, регламентирующий требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2021 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», – так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Профессиональный стандарт воспитателя: для чего введен, когда принят

До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.

Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).

5 августа 2021г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.

Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:

– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.

 –  Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.

Какая информация содержится в профстандарте воспитателя ДОУ?

Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.

В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых вы можете претендовать на работу воспитателя

Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).

Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.

Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.

Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).

Требований к опыту работы нет.

Трудовые функции воспитателя по профстандарту

Согласно профстандарту воспитатель выполняет следующие трудовые функции:

1) Воспитательная;

Трудовые действияНеобходимые умения
Регулирование поведения детей для обеспечения безопасной образовательной среды;Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы;Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их;
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию детей, независимо от их способностей и характера;Управлять группой с целью вовлечения детей в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
Проектирование и реализация воспитательных программ;Анализировать реальное состояние дел в группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;
Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.);Защищать достоинство и интересы дошкольников, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;
Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка);Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание детьми;
Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации;Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
Развитие у детей познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей), помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка;

2) Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

Трудовые действияНеобходимые умения
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования;Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте;
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды через обеспечение безопасности жизни, поддержание эмоционального благополучия ребёнка;Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей в соответствии с образовательной программой;
Планирование и реализация образовательной работы в группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования;Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения;
Организация и проведение педагогического мониторинга освоениядетьми образовательной программы;Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской);
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в группе;Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы;Владеть информационно-коммуникационными технологиями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы;
Формирование психологической готовности к школьному обучению;
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов.

Компетенции воспитателя по профстандарту

Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:

  • основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
  • история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
  • основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
  • специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
  • основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
  • общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
  • особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
  • основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • современные тенденции развития дошкольного образования.

Как обучение в Академии может помочь соответствовать профстандарту

Чтобы соответствовать профстандарту, педагог дошкольного образования должен проходить обучение в учреждениях ДПО. Профессиональная переподготовка предусмотрена для тех, кто не имеет профильного образования. Программы повышения квалификации  созданы для повышения профессионального уровня (один раз в три года).  

В Академии реализуется перечень программ для педагогов ДОО по направлению «Дошкольное образование» с получением необходимых компетенций:

Программы профессиональной переподготовки

Программы повышения квалификации

Программы профессионального обучения

  • «Младший воспитатель»;
  • «Помощник воспитателя».

Преимущества обучения в АБиУС для воспитателей

  • Преподаватели-разработчики – действующие профессионалы в сфере дошкольного образования;
  • Все программы обучения для воспитателей соответствуют действующему профстандарту педагога и требованиям ЕКС.
  • Удобная и понятная система дистанционного обучения – доступ с ПК, смартфона, планшета.
  • Гибкий график и режим обучения – выбор даты начала обучения, интенсивный или обычный режим.
  • Персональный куратор по вопросам обучения, оформления документов и т.д.
  • Доступные цены – социальный вклад АБиУС в развитие профессионального сообщества страны (скидки, рассрочка, программа лояльности);

Источник: https://www.akbiz.ru/publications/profstandart-vospitatelya

Профессиональный стандарт педагога в 2021 году

Профстандарт педагога 2021, утвержденный правительством РФ
Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Они представляют информацию о требованиях к квалификации. Это своего рода база оценки квалификации и труда педагогического работника. Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям.

В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.

Несмотря на то, что апробация этого проекта началась еще в 2013 году, работа на его содержанием будет вестись еще до 2021 года.

Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2021 года.

В этой статье разберем основные разделы профессиональных стандартов педагогов, на которые стоит обратить внимание руководителю школьных организаций. Как мы уже сказали, профстандарт уже внедрен в систему школьного образования. Однако у многих до сих пор остаются вопросы, какие цели преследует этот документ.

Формирует образ современного педагога
Каждый педагог может использовать профстандарт в качестве ориентира для своего профессионального роста.

Регламентирует требования к отбору кандидатов
Руководитель школьного учреждения может определить компетентность будущего сотрудника, оценив его знания и умения в соответствии с профстандартом.

Определяет необходимый уровень подготовки педагога
Если учитель не обладает какими-либо компетенциями из перечня профессионального стандарта, он вправе пройти курсы переподготовки или повышения квалификации. Директор может составить график и план переподготовки всех педагогических сотрудников школы.

Создает оптимальные условия для самостоятельного развития и роста уровня квалификации
Профессиональный стандарт педагога четко прописывает требования к знаниям и умениям. Однако учителям предоставляется возможность самостоятельно выбирать пути достижения целей, реализовывать свои подходы в обучении.

Как видно, профессиональный стандарт призван не только определить курс развития педагога, но также является своего рода инструкцией по работе с персоналом для руководителя школьным учреждением.

Компетенции педагога – это отдельная тема. В данной статье мы лишь рассмотрим их структуру иосновные направления.

Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:

  1. Владение педагогическими технологиями;
  2. Решение профессиональных задач;
  3. Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.

Профессиональные компетенции включают в себя следующие компетенции:

интеллектуально-педагогическая

  • применение знаний и опыта в профессиональной деятельности;
  • эффективное обучение воспитанников;
  • способность к инновационной деятельности.


коммуникативная компетентность

  • речевые навыки;
  • умение слушать;
  • экстраверсия и эмпатия.


информационная компетентность

  • умение получать достоверную информацию;
  • эффективный анализ получаемой информации;
  • внедрение новых информационных технологий для решения профессиональных задач.


регулятивная компетентность

  • управление своим поведением;
  • контроль эмоций;
  • стрессоустойчивость.

Также выделяют инструментальные профессиональные компетенции.

Инструментальные профессиональные компетенции

Предметная

  • знание профильной дисциплины;
  • использование современных методик преподавания;
  • отслеживание и знание современных направлений развития преподаваемой области.

Психолого-педагогическая

  • умение установить конструктивные и уважительные взаимоотношения с коллегами, воспитанниками и родителями;
  • владение психолого-педагогическими знаниями для решения воспитательных и образовательных задач;
  • умение находить индивидуальный подход в обучении в зависимости от способностей учеников;
  • поддержка благоприятного микроклимата в коллективе.

Методическая

  • умение отбирать и систематизировать материал;
  • умение организовать различные формы занятий;
  • знания в области инновационных технологий и их применение в обучении.

Ознакомиться с полным перечнем компетенции, а также требуемых знаний и умений можно в тексте Профессионального стандарта педагога на сайте Минтруда или профстандарт.ру.

3 главные особенности профессионального стандарта

Раньше школьный педагог учил школьников только своему предмету. Иногда он выполнял функции классного руководителя. Также в его обязанности входило организация уроков, разработка методов оценки знаний. Немало времени отнимала и работа с документами.Профессиональные стандарты призваны более четко сформулировать функциональные обязанности педагогических сотрудников.

1. Профессиональный стандарт призван дать определение современного педагога

Внедрение профессиональных стандартов кардинально изменит сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для комплексного и многогранного изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения предмета IT-технологии;
  • Нацелен на получение новых знаний;
  • Постоянно самосовершенствуется, регулярно повышая уровень своих знаний;
  • Успешно и эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или, скажем, дети-эмигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

Все эти аспекты современного педагога не являются чем-то недостижимым для современных выпускников. Некоторые трудности, скорее могут возникнуть у более опытных сотрудников, которые привыкли работать по устаревшим стандартам.Однако чтобы и дальше сохранять уровень квалификации и подготовки учеников, им придется соответствовать современным требованиям. Этика для педагога – это очень важный момент его профессиональной деятельности. Педагог находится в постоянном контакте не только с коллегами, но также с учениками и родителями. Именно поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.

Современный педагог обязан быть терпимым и толерантным во многих вопросах. На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.

Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом!

Среди прочих функций:

  1. Педагог должен обеспечивать психологическую и эмоциональную защиту ученикам.
  2. Учитель – не только преподает новую информацию, он выступает в роли наставника.
  3. Педагогический работник поддерживает культуру образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт определяет педагога,
как вежливого, уважительного и корректного сотрудника.

3. Новые возможности карьерного роста

Раньше педагог мог иметь вторую, первую и высшую категорию. Это достаточно узкая градация должностей не стимулировала учителя к саморазвитию и профессиональному росту.

Сегодня в профессиональный стандарт педагога введена новая дифференциация должностей. Теперь предусмотрено 3 категории должности, которые педагог может занимать по результатам пройденной аттестации.

О новой модели аттестации мы писали ранее в этой статье.

  1. Учитель – проводит качественное обучение учеников согласно образовательным программам, взаимодействует с детьми, в т.ч. и с ограниченными возможностями, общается с родителями, а также регулярно повышает уровень профессиональной квалификации.
  2. Старший учитель – разрабатывает передовые образовательные программы, оказывает методическую поддержку коллегам-педагогам.
  3. Заведующий учитель – координирует работу учителей, психологов и дефектологов. Выполняет функции наставника молодых педагогов.

Такая градация должностей предлагает педагогу более комплексно подойти к своему профессиональному росту.

  1. Нет полного соответствия Профстандартов и ФГОС.
  2. Нет окончательного утвержденного списка компетенций для каждой категории должностей.
  3. Нет четкого вектора развития карьеры для каждой категории учителя.

    Решить эту задачу позволит новая модель аттестации.

  4. Пока еще не все педагоги обладают всем набором компетенций, указанным
    в профстандарте.
  5. Недостаток кадров.

    Это затрудняет использование в работе индивидуального подхода к ученикам.

Если педагог сдал национальное тестирование и успешно прошел аттестацию,
но при этом не обладает какими-либо компетенциями, утвержденными профстандартом, увольнять его не будут.

Источник: http://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/profstandart_pedagoga_2021

Профстандарт педагога в 2021 году

Профстандарт педагога 2021, утвержденный правительством РФ
.

Профессия учителя в нашем обществе всегда считалась самой уважаемой и важной. На плечи педагогов ложится не только обучение детей основам наук, но и частично их воспитание и развитие. Вполне логично, что требования к ним всегда были достаточно высокими.

Но если раньше компетенции учителей определяли только должностные инструкции, то теперь для них введут специальный профстандарт. Это значит, что для подтверждения своей квалификации педагогам придется пройти аттестацию по новым правилам.

Стоит отметить, что о введении новых профессиональных стандартов объявили известно уже давно: ранее планировалось, что вступить в силу он должен в 2015 году. Но эта новость вызвала бурю негодования у представителей системы образования.

Педагоги указывали, что на них и так оказывается немалое давление, а очередные требования только усложнят их работу. Учитывая это, внедрение норм отложили до 2021 года, но и этого оказалось недостаточно. Представители профсоюза заявили, что учителя еще не готовы к дополнительной нагрузке, и инициировали перенос профстандарта на сентябрь 2021 года.

Суть нового профессионального стандарта

Профстандарт для учителей разрабатывался по указанию президента РФ, при этом создавать документ начали еще в 2012 году. Еще тогда представители Минобрнауки заявили, что подход к аттестации педагогов порядком устарел и требует обновления.

Новый стандарт получил название «Педагог» и включил в себя основные требования к преподавателям российских школ. Согласно опубликованным в нем нормам, каждый учитель должен уделять внимание не только совершенствованию в своем предмете. Но и изучению других дисциплин.

Этот документ позволит школам более точно оценивать уровень квалификации преподавательского состава и создавать действительно профессиональный коллектив.

Профстандарт учитывает современные требования к качеству преподавания различных предметов и форме подачи информации. Следуя изложенным в нем требованиям, каждый педагог должен эффективно работать сразу в нескольких направлениях:

  • Обучение – педагог должен доносить к ученикам максимум необходимых знаний, используя интересные и понятные детям формы изложения материала. При этом подача информации должна быть таковой, чтобы ее одинаково хорошо воспринимали все дети.
  • Воспитание – учителя должны стать для учеников примером воспитанности, доброты, толерантности, внимательности к потребностям других людей. Также они обязаны находить подход ко всем детям, независимо от их социального статуса, возраста или других особенностей.
  • Развитие – кроме обучения учеников, в обязанности педагогов входит отслеживание физического и психологического состояния и развитие каждого ребенка. В случае необходимости учителя должны проводить беседы с детьми и помогать им справляться с проблемами.

Таким образом, со вступлением стандарта в силу педагогам будет недостаточно просто изложить свой предмет ученикам. Учителя должны будут уделять больше времени подбору методик изложения материала, а также совершенствовать свой подход к ученикам.

..

Новые требования к учителям

Планируется, что в профстандарте будут четко изложены требования, которым обязаны отвечать учителя. Так, чтобы работать в школе, педагог должен уметь:

  • грамотно планировать время, выделенное на преподавание предмета;
  • разбирать в информационных технологиях и посвящать учеников в их тонкости;
  • распознавать наклонности и таланты ребенка для дальнейшего их развития;
  • контактировать с родителями и привлекать их к учебному процессу;
  • работать с детьми, у которых диагностированы физические отклонения.

Это только краткий список требований, но этого достаточно, чтобы понять: учителям придется приложить немало усилий, чтобы пройти аттестацию. При этом многих учителей интересует, что их ждет в случае, если они не смогут подтвердить свою квалификацию по новым нормам. Особенное опасение вызывают слухи о том, что таких педагогов будут просто увольнять из школы.

Но все не так страшно. Если учитель не пройдет аттестацию, то ему предложат пройти курсы повышения квалификации и специальное обучение, согласно профстандарту. Тем, кто откажется получать новые знания и приспосабливаться к новым требованиям, могут предложить другую должность в том же учебном заведении.

Основные сложности

Профстандарт призван «подогнать» педагогов и школы к современным требованиям к образовательному процессу и уровню получаемых учениками знаний. Но очевидно, что многие нововведения внедрить будет очень сложно, если вообще возможно.

К примеру, в документе сказано, что учителя должны хорошо ориентироваться в информационных технологиях и применять их в процессе обучения детей своему предмету. Но далеко не во всех школах есть для этого необходимая техническая база.

Так, во многих провинциальных школах компьютерная техника очень устарелая, а в некоторых учебных заведениях ее вовсе нет. При этом Минобрнауки дает ясно понять, что дополнительного финансирования для обеспечения школ современными компьютерами, планшетами и интерактивными досками ждать не стоит.

Еще одна не менее важная проблема – нехватка кадров. Очень часто учителя в школах работают на 1,5-2 ставки, поэтому вряд ли у них будет время на углубленное изучение других предметов и оттачивание различных навыков. Кроме того, сомнительно, что у педагогов будет возможность найти к каждому ученику индивидуальный подход и уделить много внимания.

Немаловажно и то, что профстандарт обязывает каждого учителя иметь высшее специальное образование, но сотрудники многих сельских школ не отвечают этому требованию. Исходя из этого, возникает вопрос: таких педагогов ждет увольнение или им придется получать соответствующее образование?

Таким образом, новый профстандарт для учителей вызывает много сомнений и вопросов. Несмотря на многолетнюю доработку, документ остается достаточно «сырым», поэтому все работники сферы образования со страхом ждут его вступления в силу.

По мнению многих педагогов, выполнение большинства требований является маловероятным и эти нормы имеют все шансы остаться простой формальностью.

В любом случае результативность новации можно будет анализировать только после ее введения, что случится уже в 2021 году.

-новость

Источник: https://g2021.ru/26022-profstandart-pedagoga-v-2021-godu/

Профстандарты для педагогов 2021 | с 1 января, изменения

Профстандарт педагога 2021, утвержденный правительством РФ

Для того чтобы понять причину почему между регионами есть разрыв в качестве знаний, специалисты начали проводить проверки среди учителей. Ведь знания зависят от методов преподавания, а так же от квалификации самого учителя. Ведь современный педагог должен знать не только свой предмет, но и поверхностно другие.

Более того, в России сейчас острая нехватка педагогического состава, из-за того что молодые учителя уходят в частные заведения или вовсе работают не по специальности. О том, что изменят профстандарты для педагогов 2021, можно узнать прямо сейчас.

В чем заключается суть нововведения

Дискуссии о том, что в России давно пора поменять систему образования ведутся на протяжении последних лет. Министерство образования крайне обеспокоено тем, что в отдаленных частях страны ученики получают меньше знаний, чем дети столицы и крупных городов. Как показывает ЕГЭ показатели значительно ниже у жителей глубинок и небольших городов.

Правительство отмечает, что профессиональные стандарты учителей не менялись еще с СССР. Сейчас знания самих преподавателей необходимо ежегодно обновлять, так как прогресс не стоит на месте.

Более того, учителя так же должны уметь пользоваться современной техникой. Разрыв в объемах связан так же с тем, что столичные школы, и заведения городов миллиоников оснащены по последнему слову технологий.

Однако в глубинках ситуация другая.

Для того чтобы сократить такой явный разрыв и отличие в качестве получения знаний необходимо отнестись к решению задач комплексно.

  По мнению правительство школы мало обеспечить хорошими и новыми учебниками, а так же компьютерной техникой. Начать решать ситуацию необходимо именно с педагогов.

Поэтому с 1 января будут введены новые профессиональные стандарты, которые позволят решить ряд задач:

  1. Определить слабые стороны и пробелы в знании преподавателей.
  2. Изменить тестирование, ввести больше вопросов касаются преподаваемого предмета и базовых дисциплин.
  3. Поднять интерес молодых учителей не оставлять преподавание.
  4. Ввести новую систему мотивации.
  5. Обеспечить учителей стабильным и достойным заработком.

Это лишь небольшая часть тех проблем, которые предстоит решить в ближайший период. Изменения коснуться всех аспектов.

Что измениться

Многие учителя уже сейчас беспокоятся о том, что придется вновь проходить тестирование. Так же ходит слух, что при неуспешном прохождении педагог будет сокращен. Однако официального подтверждения этого факта нет. Более того, страна нуждается в учителях, сейчас наблюдается огромная нехватка кадров.

Поэтому тестирование будет проводиться в следующем порядке:

  • Министерство образования уже разработало новый тест, который позволит выявить пробелы в знаниях.
  • Теперь 70% теста будет включать вопросы по дисциплинам и общим знаниям педагога.
  • Будет введена новая система мотивации, а так же сокращены сроки для получения категории.

Стоит так же отметить, что изменения будут касаться и компьютерной техники. Несмотря на возраст преподавателя – он должен уметь пользоваться базовыми программами. В случае если педагог не справится с тестом, его направят на обучение. Оплачивать которое будет само учебное заведение, а так же искать замену на время отсутствие учителя.

Так же стоит отметить, что ранее для перехода по категории необходимо было дождаться 5 лет, после чего назначалась комиссия. Чем выше категория учителя, тем больше оклад. Однако молодых специалистов эта перспектива не радовала, так как жить на минимальный оклад молодежь не хочет. Для того чтобы мотивировать выпускников педагогики, будут введены следующие стандарты:

  1. Если педагог активный, ученики показывают хорошие результаты – собрать комиссию для категории можно будет и через 3 года.
  2. Возможность перепрыгивать через категории – если учитель показывает отличный результат, превосходно справляется с тестированием, он может перепрыгнуть сразу 2 категории.
  3. Карьерный рост – теперь ждать насиженного места директора или завуча ненужно. С 1 января появится две новые ступеньки – старший и ведущий учитель. Основное различие в заработной плате, а так же в бонусах.

Профстандарты для педагогов 2021 имеют ряд положительных плюсов, которые стоит рассмотреть отдельно. Ведь от благополучия педагогов зависит будущее страны.

Основные преимущества нового проекта

Новые профессиональные стандарты не должны пугать учителей. Так как их вводят для того чтобы определить пробелы и подтянуть знания педагогов.

Стоит отметить следующие преимущества, которые смогут улучшить состояние системы образования уже с 1 января:

  • Педагоги смогут заниматься саморазвитием.
  • Появится мотивация, так как переход на новые ступени сулит хорошей прибавкой к заработной плате.
  • Уменьшение нагрузки за счет притока новых учителей. Школы сейчас нуждаются в новом составе, поэтому возможность карьерного роста привлечет молодых специалистов.
  • Так же появится возможность улучшить навыки по психологии и работе с родителями. Стоит отметить, что мир не стоит на месте, дети ежегодно меняются, а так же и их родители. Учитель должен уметь находить общий язык даже с самыми проблемными семьями. Для этого будут организованны бесплатные семинары и курсы.
  • Возможность получить категорию раньше указанного срока – руководство школы больше не вправе уклоняться от сбора комиссии для повышения статуса преподавателя. Пройти тест и получить новый статус, можно теперь и через 3 года.

Стоит так же отметить, что проходить ежегодный тест будут все учителя, предметники, завучи и весь педагогический состав. Это необходимо для того, что обновлять знания не только в отдельном предмете, но и в базовых.

Правительство уверяет, что с ведением новых стандартов, можно будет в течение нескольких лет сократить разрыв в качестве знаний. А так же привлечь молодежь в эту сферу. Ведь получая достойный заработок, соотечественник с высшим педагогическим образованием ни за что не уйдет в офис.

Основные недостатки

Ожидания специалистов могут обрушиться об общую недостачу знаний не только в предметном плане, но и в психологическом. Многие преподаватели из-за отсутствия финансирования не обновляли знания 15-20 лет. Если в крупных городах возможность отправить одного учителя на сессию есть, то в глубинке, где на бедном учителе держится весь курс – сделать это проблематично.

Поэтому с новым тестом многие не справятся, изменения приведут к еще большему дефициту. Так же многие учителя могут не выдержать стресса и пресса со стороны руководства, и начнут покидать школы, открывая частное преподавание. Это так же негативно скажется на дефиците педагогов.

Профстандарты для педагогов 2021 включают ряд нюансов:

  1. В 2021 году будет так же нехватка бюджета. На какие средства учителей будут направлять на обучение – неизвестно.
  2. Заработные платы в небольших городах сильно преувеличены за счет общей статистики. Учителя вынуждены уходить из-за крайне маленькой заработной платы.
  3. Кто будет финансировать обучение и курсы, а так же дополнительные премии за новые должности.

Вопросов у преподавательского коллектива пока больше чем ответов. Однако уже в начале 2021 года, станет, раскрыта более подробная информация о нововведении.

Источник: https://globalsib.com/profstandarty-dlya-pedagogov-v-2021-godu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.