+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Разработан профстандарт для сиделок

Содержание

Алексей сабадаш: профстандарт для сиделки – как права для водителя

Разработан профстандарт для сиделок

Председатель правления Ассоциации «Патронаж» в интервью Агентству социальной информации — о создании документа, стандартизирующего и регулирующего работу специалистов по уходу за тяжелобольными людьми.

­­­­

По статистике, в услугах сиделки в России ежегодно нуждаются 8,2 млн человек, и это без учета пожилых людей. Но профессиональный уход за лежачими больными и людьми старшего возраста оказывается далеко не всем.

Кроме  нехватки сиделок, в этой сфере существует целый ряд проблем. Во-первых, нет определенных требований к профессиональной подготовке: сейчас сиделкой, теоретически, может работать любой. Во-вторых, у сиделок нет четких должностных обязанностей. И в-третьих, по умолчанию у сиделок должны быть навыки оказания медпомощи, техники перемещения пациентов и адаптации, но часто их просто нет.

Сейчас в России идет процесс разработки профессионального стандарта для профессии «сиделка». Алексей Сабадаш, председатель правления Ассоциации «Патронаж»,  активно участвующей в обсуждении и шлифовке документа, рассказал Агентству социальной информации, что должно измениться с его принятием.

Министерство труда и социальной защиты населения РФ совместно с общественными активистами подготовило список знаний и навыков, которыми должен обладать специалист по уходу — сиделка. Зачем нужна сертификация и стандартизация услуг сиделок? Такой профессии как «сиделка» сейчас вообще нет?

Профессия фактически есть. Нет профессионального стандарта и разработанных программ обучения.

Сертификация и стандартизация услуг, безусловно, нужны на рынке патронажа, это полезно и для государства, и для предприятий, и для самих работников этой сферы. С точки зрения государства это шаг к открытости, цивилизованности рынка, борьба с теневой его частью, прозрачность экономических и финансовых показателей, учет работающих в этой сфере.

Для предприятий и работников это будет означать здоровую конкуренцию на основе ясных стандартов, более высокую оплату труда квалифицированного персонала. Для потребителя услуги это — повышение качества.

Кроме появления конкуренции среди сиделок для них что-то еще изменится?

Существующие программы подготовки, к сожалению, в большинстве случаев не улучшают квалификацию сиделок. Эти программы зачастую оторваны от практики.

Люди, работающие сиделками, – особые люди. Кроме ответственного исполнения обязанностей, они еще обладают такими качествами, как доброта и милосердие. Это тяжелый труд, требующий огромных физических усилий и крепости духа.

Сиделка, четко понимающая свои трудовые функции, обладающая соответствующими навыками, безусловно, будет исполнять свои обязанности лучше. Именно это должен привнести профстандарт. Но такой труд должен быть и достойно оплачиваемым.

Что касается людей, которые прибегают к помощи сиделок. Вы говорите, что стандарт должен гарантировать им качество услуг. Есть прецеденты, когда это качество бывало низким?

Потребители услуги по уходу, заказывающие ее или получающие по социальным или благотворительным программам, должны быть уверены в исполнителе.

Вы же не сядете в машину к водителю, у которого отсутствуют права. Водителей система контроля проверяет: их навыки вождения, наличие у них прав. А чем люди, получающие услуги по уходу, отличаются от других членов общества?

Какова роль Ассоциации «Патронаж» в разработке стандарта и его продвижении?

Основная заслуга в разработке профессионального стандарта принадлежит специалистам Ассоциации медицинских сестер России (РАМС) – именно они подготовили основу документа.

Для нас же участие в обсуждении стандарта закономерно, ведь Ассоциация «Патронаж» на сегодняшний день – крупнейшее профессиональное объединение предприятий отрасли, в которое входят патронажные службы и агентства, пансионаты и другие организации, осуществляющие функции ухода. И, конечно, мы признательны разработчику стандарта за оказанное доверие.

Продвижение стандарта далее должно идти при безусловной поддержке государства. Это и поддержка образовательных программ, и создание Совета по квалификации, а также центров сертификации и  государственного реестра. Ассоциация «Патронаж» готова предложить свою помощь и сотрудничество государству в этом вопросе.

Проект стандарта есть на сайте вашей ассоциации. Что вы предполагали, разместив его там?

Проект стандарта размещен на сайте ассоциации именно потому, что мы считали своим долгом ознакомить с ним как можно большее количество участников рынка, в том числе региональные агентства и службы.

Мы создавали наше общественное объединение в том числе для защиты профессиональных интересов. Немаловажную роль здесь играет участие в законотворчестве, диалог с государством как заказчиком и контролером качества предоставляемых услуг.

С проектом может ознакомиться каждый желающий, он выложен и на сайте Минтруда. А вот степень ознакомления и степень участия в обсуждении – это показатель заинтересованности в судьбе своих работников и предприятий. Для ассоциации она обусловлена главной ценностью — ее работниками.

Кто еще, кроме РАМС, участвовал в разработке стандарта?

В разработке стандарта участвовали региональные отделения, эксперты РАМС.

12 организаций отмечены как разработчики стандарта и еще три «принимали участие в обсуждении». Почему были выбраны именно они? «Милосердия», например, у которого большая служба сиделок, среди этих организаций нет

Сиделка — это профессия на пересечении двух сфер: социальной и здравоохранения. РАМС — ответственный разработчик профессионального стандарта, и она привлекала для этого специалистов профильных организаций из разных регионов.

«Милосердие» — крупнейшая, старейшая и всеми уважаемая служба оказания помощи. Ассоциация с первых дней создания благодарна «Милосердию» за помощь в становлении.

Но ни ассоциация, ни «Милосердие», увы, не обладают всеми необходимыми ресурсами: экспертами, опытом создания стандартов, опытом взаимодействия с государственными структурами при создании стандартов.

А вот то, что многих «не позвали», говорит именно о разобщенности предприятий отрасли, о необходимости сменить вектор  разобщенности на взаимодействие всех структур вне зависимости от форм и методов их работы. Цель ведь у всех одна — помощь человеку.

Источник: https://www.ASI.org.ru/article/2021/05/16/sabadash-profstandart-sidelki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.