+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Отсутствие контроля за результатами обучения

Глава 18. Диагностика и контроль в обучении

Отсутствие контроля за результатами обучения

Итруд свой пристально любя —

онвсех основ основа, —

Суровоспрашивать с себя,

сдругих не столь сурово.

А.Т. Твардовский

  1. Диагностика качества обучения.

  2. Виды, формы и методы контроля.

  1. Оценка и учет результатов учебной деятельности.

  2. Ошибки оценивания.

Базовыепонятия:диагностика,контроль, проверка, оценка, учет, отмет­ка,виды контроля, формы контроля, методыконтроля.

1.Диагностика качества обучения

Неотъемлемымкомпонентом образовательного процессаявляется диагно­стика, с помощьюкоторой определяется достижениепоставленных целей. Без диагностикиневозможно эффективное управлениедидактическим процессом. Диагностика—это точное определение результатовдидактического процесса.

Впонятие «диагностика»вкладываетсяболее широкий и глубокий смысл, чем впонятие «проверказнаний, умений и навыков» обучаемых.Про­верка знаний, умений и навыковлишь констатирует результаты, необъяс­няя их происхождения. Тогда какдиагностирование рассматриваетрезуль­таты с учетом способов ихдостижения, выявляет тенденции, динамикуди­дактического процесса.

Диагностикавключаетконтроль,проверку, оценивание; накоплениеста­тистических данных, их анализ;прогнозирование, выявление динамики,тен­денций дидактического процесса.

Важнымкомпонентом диагностирования являетсяконтроль. Контроль— этонаблюдение за процессом усвоения знаний,умений и навыков. Составнойчастью контроля является проверка.Проверкасистемадействий и опера­ций для контроля заусвоением знаний, умений и навыков.

Посути своей контроль обеспечиваетустановление обратной связи, т. е.получение информации о результатеучебной деятельности обучаемых. Обучающийустанавливает, какие, в каком объемезнания усвоил обучае­мый, готов ли онк восприятию новых знаний.

Учительполучает также све­дения о характересамостоятельной учебной деятельностиобучаемого.

Конт­роль показываетобучающему, насколько его собственнаяработа была плодотворной, удачно ли ониспользовал возможности педагогическогопроцесса в обучающих целях.

Вовремя контроля получает информацию освоей учебной деятельно­сти и самобучаемый. Контроль помогает ему понять,каких успехов он до­бился в освоениизнаний, и увидеть пробелы и недостаткив них. Постоян­ный контроль дисциплинируетобучаемых, приучает к определенномурит­му, развивает волевые качества.

2.Виды, формы и методы контроля

Контрольбывает разных видов и форм, а также можетосуществляться с помощью разнообразныхметодов. В педагогической практикеприменя­ется несколько видовконтроля: предварительныйконтроль, текущий конт­роль, периодическийконтроль, тематический контроль, итоговыйконтроль и отсроченный контроль.

Предварительныйконтроль, какправило, имеет диагностические задачи.Он проводится с целью выявления имеющихсязнаний, умений и навыков учащихся кначалу обучения. Применяется он обычнов начале учебного года или перед изучениемновой темы. Предварительный контрольпоз­воляет обучающему находитьнаиболее эффективные методы и формыработы.

Текущийконтроль осуществляетсяпо ходу обучения и позволяет опреде­литьстепень сформированности знаний, умений,навыков, а также их глу­бину и прочность.Этот контроль дает возможностьсвоевременно выявить пробелы в знанияхучащихся и оказать им помощь в усвоениипрограммно­го материала. Текущийконтроль стимулирует ответственностьученика за подготовку к каждому занятию.

Периодическийконтроль подводититоги работы за определенный пе­риодвремени. Он осуществляется в концечетверти, полугодия.

Тематическийконтроль осуществляетсяпосле изучения темы, раздела и имеетцелью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговыйконтроль призванопределить конечные результаты обучения.Он охватывает всю систему знаний, уменийи навыков по предмету.

Отсроченныйконтроль — контрольостаточных знаний и умений спустякакое-то время после изучения темы,раздела, курса (этот срок может коле­батьсяот 3 месяцев до полугода и более).Отсроченный контроль как вид контролясоответствует требованию судить обэффективности процесса по конечномурезультату.

Контрольосуществляется в различных формах.Поформе контроль подразделяется наиндивидуальный,групповой и фронтальный.

Приконтроле используются различные методы.Методыконтроля ~ этоспособы, с помощью которых определяетсярезультативность учебно-по­знавательнойдеятельности обучаемых и педагогическойработы обучающих.

Впедагогической практике используютсяметоды устного,письменного, практического, машинногоконтроля исамоконтроля.

Устныйконтроль осуществляетсяв процессе устного опроса обучаемых.Он позволяет выявить знания обучаемых,проследить логику изложения имиматериала, умение использовать знаниядля описания или объяснения процессови происходящих событий, для выраженияи доказательства сво­ей точки зрения,для опровержения неверного мнения и т.д.

Письменныйконтроль предполагаетвыполнение письменных заданий (упражнений,контрольных работ, сочинений, отчетови т. д.). Письмен­ный контроль позволяетпроверять знания всех обучаемыходновременно, но требует большихвременных затрат на проверку письменныхзаданий.

Практическийконтроль применяетсядля выявления сформированности уменийи навыков практической работы илисформированности двигатель­ныхнавыков.

Сразвитием информационных технологийраспространение получил контроль сиспользованием машин. Машинныйконтроль экономитвремя учащихся и учителя. С помощьюконтролирующих машин легко установитьединые требования к измерению и оцениваниюзнаний. Результаты конт­роля легкоподдаются статистической обработке.Устраняется субъекти­визм учителяпри оценивании знаний.

Применениеконтролирующих машин позволяет успешноосуществлять самоконтроль.Самоконтрольвозможен и без применения машин. Но дляэтого необходимо обучаемых учитьсамостоятельно находить ошибки,ана­лизировать причины неправильногорешения познавательных задач, искатьспособы их устранения.

Сочетаниеразличных методов контроля называетсякомбинированным(уплотненным) контролем. Обычноэто сочетание устного и письменногоопроса.

Кконтролю в процессе обучения предъявляютсяопределенные педаго­гическиетребования:

• индивидуальныйхарактер контроля (осуществляется заработой каждого ученика, за его личнойучебной деятельностью); нельзя допускатьподмены результатов учения отдельныхучащихся итогами работы коллек­тива,и наоборот;

систематичность,регулярность проведения контроля навсех этапах процесса обучения;

  • разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);
  • всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);
  • объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);
  • дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуаль­ные личностные качества обучаемых);

• единствотребований со стороны обучающих.

Впоследнее время все большее распространениеполучает тестовыйконт­роль. Основныминструментом такого контроля являетсятест.Взависимос­ти от предмета измерениявыделяются тесты педагогические,психологические, социологические,социально-психологические, культурологическиеи др.

Тесты,применяемые для контроля в процессеобучения, представляют собой системутестовых заданий стандартизированнойпроцедуры проведе­ния и заранееспроектированной технологии обработкии анализа результа­тов, по которымсудят о знаниях, умениях и навыкахиспытуемых.

Тестовыезадания отличаются краткостью, навыполнение каждого не должно тратитьсямного времени. Не всякое задание подходитдля теста. Оно должно быть строгоопределенным по форме, содержанию испе­циальным параметрам, оцениваемымв ходе математического анализа. Свой­ствазаданий обусловливают свойства всеготеста, поэтому должен быть не простонабор, а система заданий.

Наиболеераспространенными являются следующиеформы тестовых заданий:

закрытаяформа тестовых заданий. Характернымдля нее является то, что к заданию даютсяготовые ответы, один (или несколько) изкоторых правильный.

При использованиизакрытых тестовых заданий существуетвозможность угадывания, что являетсяглавной причиной отрицательного к нимотношения.

Кроме того, такая форматестовых заданий нс стимули­руетсамостоятельный поиск ответа, апредоставляет возможность лишь выбораиз предложенных вариантов;

открытаяформа тестовых заданий несодержит готовых ответов, поз­воляяих сформулировать в свободной форме,что дает возможность вы­явить логикумышления тестируемого, его способностьформулировать и аргументировать ответ(однако сложно анализировать результат);

  • задания «на соответствие», суть которых заключается в необходимо­сти установить соответствие элементов одного множества элементам другого;
  • задания на «установление правильной последовательности». Они поз­воляют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля зна­ний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.

Существуюти другие формы тестовых заданий.

Педагогическоетестирование как один из методов контроляусвоения обучаемыми знаний, умений инавыков обладает определеннымипреиму­ществамипередтрадиционными методами контроля:

  • более высокая объективность контроля. Как известно, на оценку обу­чаемого, помимо уровня его учебных достижений, могут влиять взаимоот­ношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм послед­него и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факто­ров исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная;
  • более высокая дифференцированность оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность изме­рений учебных достижений;
  • более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полу­ченные результаты.

Привсех достоинствах тестирование какметод контроля имеет и не­гативныестороны: труднопроверить глубину понимания вопроса,логи­ку мышления; существует вероятностьслучайности, особенно при ис­пользованиизакрытых форм тестовых заданий. Тестовыезадания не поз­воляют проверитьтворческое применение усвоенных знанийв новой ситуации.

Источник: https://studfile.net/preview/5246753/page:22/

Контроль в педагогике – это отслеживание уровня знаний, приобретенных умений и навыков учащихся

Отсутствие контроля за результатами обучения

В процессе обучения необходимо проводить отслеживание восприятия, усвоения и применения на практике учащимися пройденного учебного материала. Цель отслеживания – выяснить степень изученности пройденной темы для того, чтобы определить пробелы в знаниях и провести либо со всеми, либо с отдельными учениками повторно-закрепительные занятия.

В случае положительного результата по итогам проведения контроля уверенно приступают к изучению новой темы. Эффективность процесса обучения достигается высокими показателями по результатам контроля знаний учащихся. Таким образом, контроль в педагогике — это инструмент, с помощью которого можно выявить недочеты, и при необходимости повысить уровень эффективности и качества учебного процесса.

Определение контроля в педагогике

С помощью контроля мы можем отследить результаты

Контроль в педагогике определяется, как:

  • учет знаний учащихся по истечении конкретного периода учебного года (четверть, полугодие, год), или после пройденных тем;
  • проверка знаний, результаты которой позволят в дальнейшем скорректировать учебный процесс для повышения качества знаний обучающихся;
  • определение уровня усвоенных знаний, приобретенных умений и навыков учеников для своевременного восполнения пробелов, если таковые имеются;
  • оценка достижений учеников, позволяющая определить качество и объем усвоенных знаний;
  • диагностика и последующая корректировка, при необходимости, полученных знаний.

Иными словами, контроль в педагогике — это постоянное отслеживание результата обучения разными методами. Применяется не только для проверки знаний, но и для стимулирования и повышения мотивации учащихся хорошо учиться.

Виды контроля

Нужно не только отслеживать результат, но и исправлять ошибки

Традиционно контроль делится на несколько видов:

  1. Предварительный. Используется в качестве диагностики имеющихся знаний, например, оставшихся после летних каникул. Как правило, проводится в самом начале учебного года для выявления уровня готовности учащихся к дальнейшему освоению учебной программы. В случае низких результатов предварительного контроля проводится курс повторения.
  2. Текущий. Обязательное сопровождение процесса обучения, которое позволяет определить усвоение пройденного материала и восполнить пробелы в знаниях, если таковые имеются по итогам текущего контроля. К такому виду контроля относятся опросы учащихся (фронтальные/выборочные) на уроках, тестирование после нескольких уроков.
  3. Периодический. Проводится после пройденной темы с целью определения уровня понимания и усвоения пройденного материала. Также может проводиться в конце четверти, полугодия. Логично завершает тематический период и определяет результат за конкретный период времени обучения.
  4. Тематический. Проводится после завершения определенной темы или раздела.
  5. Итоговый. Обобщает и систематизирует весь учебный материал, пройденный за весь курс/год обучения. Проводится в конце обучения в форме итоговых контрольных работ/срезов, тестирования или экзаменов.

Контроль в педагогике — это не только отслеживание уровня знаний учащихся, но и обязательная работа над ошибками. Без этого важного аспекта контроля не будет эффективности и восстановления пробелов в приобретенных знаниях учащихся.

Формы и методы педагогического контроля

Контроль в педагогике — это ежедневное наблюдение учителя за усвоением знаний учеником, который имеет свои способы оценки результата обучения.

Как правило, контроль имеет несколько форм и методов:

  1. Устный. Данный вид контроля предполагает устные опросы, ответы учащегося с места и у доски. Наиболее популярна фронтальная форма опроса: краткие ответы с места всех учащихся на вопросы изученной главы, параграфа. Применяется также групповая форма опроса, например опрос «слабых» учеников с целью стимулирования повышения уровня успеваемости. Индивидуальная форма опроса предполагает выступление или развернутый ответ одного учащегося у доски/перед аудиторией. Наиболее популярны доклады, рефераты, презентации. В процессе такого контроля учитель отслеживает степень изученности и понимания темы, умения раскрыть и подать материал перед аудиторией. Разнообразие в проведение занятия вносят комбинированные формы контроля, при которых учитель использует на уроке сочетание индивидуального, группового и фронтального опросов.
  2. Письменный. К письменному контролю относится проверка тетрадей: классной и домашней работы, работа с рабочими тетрадями (на печатной основе). Предполагает проведение контрольных и самостоятельных письменных работ, тестирование.
  3. Практический. Проведение практических и лабораторных работ выявляет умение учащихся применять знания на практике.
  4. Машинный. Контроль с применением персональных компьютеров (тестирование). Удобная форма контроля, позволяющая экономить время как учителя, так и ученика, устанавливает единые требования к оценке знаний обучающихся. Кроме того, тестирование посредством интернет-ресурсов в режиме онлайн позволяет развивать самоконтроль учащихся в домашних условиях.

Контроль в педагогике — это обратная связь между преподавателем и учеником. Зачастую опытные преподаватели применяют комбинированные формы и методы контроля на занятиях, добиваясь плотности и эффективности использования учебного времени.

Требования к контролю с точки зрения педагогики

Контроль в педагогике — это не произвольная деятельность, направленная на проверку знаний и повышение эффективности обучения. Он имеет определенные требования:

  1. Индивидуальный подход к контролю. Контролируют работу каждого ученика, как успешного, так и отстающего. Недопустимо смешивать достижения в обучении конкретных учащихся с коллективными достижениями.
  2. Систематическое, регулярное проведение контроля в течение всего периода обучения.
  3. Применение разнообразных форм и методов контроля. Контроль всех показателей знаний.
  4. Контроль призван проверять уровень теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся.
  5. Объективность — главный принцип контроля. Полностью исключается субъективное или предвзятое отношение к ученикам. Отличник может иметь неудовлетворительный результат, а двоечник хороший или отличный. Завышение или занижение результатов контроля недопустимо.
  6. Дифференцированный подход в контроле. В обязательном порядке учитываются личностные качества учеников, практикуется личностно-ориентированный подход.

В последнее время широкой популярностью пользуется тестирование (тестовый контроль). Простые и удобные в использовании тестовые задания имеют свои недостатки, например, возможность «точного» предположения правильного ответа, которая не гарантирует знания по теме.

История системы оценивания

Так как контроль в педагогике — это оценивание, существует целая система выставления о которой следует знать больше. Система оценивания в баллах появилась еще в царской России.

В то время использовалась шестибалльная шкала оценивания (0-5). Впоследствии оценка «ноль» утратила свое значение, и для оценивания использовали пять баллов (1-5).

Выставление баллов за проявленные знания вызывало много споров. У этой системы были как сторонники, так и противники. В новом Советском государстве с 1917 года стала развиваться идея системы образования без выставления отметок.

Советская трудовая школа ставила во главу угла желание обучаться. Процесс образования основывался на развитии самостоятельности, инициативы. В мае 1918 года было выпущено Постановление Наркомпроса РСФСР, которое так и называлось «Об отмене отметок».

Интересным фактом являлось то, что в следующий класс переводили на основании достигнутых успехов учеников по итогам совещания педагогического совета. Экзамены любых видов были запрещены (вступительные/переводные/ выпускные). Также была отменена проверка знаний учеников во время уроков.

Источник: https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/kontrol-v-pedagogike-eto.html

Контроль в обучении

Отсутствие контроля за результатами обучения

Любые управленческие процессы так или иначе подразумевают установление контроля над определенной системой с целью выяснить, насколько ее деятельность производительна и результативна.

В сфере педагогики это особенно важно, поскольку контроль является залогом успешности образовательного процесса.

Это очевидно, потому что любой участник образовательного взаимодействия не способен управлять своей деятельностью без регулярного получения информации о ее итоговых и промежуточных результатах.

Определение 1

Контроль в обучении – это процесс, суть которого состоит в обеспечении так называемой обратной взаимосвязи между учеником и учителем. Он имеет целью получить определенную информацию, которая потом анализируется педагогом для оперативного внесения нужных корректив в ход обучения.

Изменено может быть, как содержание материала, так и формы, методы обучения. При необходимости вся система учебной работы может быть принципиально перестроена.

Процессы контроля в учебном и воспитательном процессе уже полноценно отработаны с теоретической и методической точки зрения. Будучи условно самостоятельным шагом, контроль выполняет развивающую, воспитательную и обучающую роль.

Проверка знаний имеет важное развивающее значение, которое реализуется не только в получении учащимися новых знаний при самостоятельной и групповой работе, но и в активном участии в выборочных опросах.

Формулировка вопросов и ответов способствует повторению материала; слушая ответы одноклассников, ученик повторяет изученное и готовится к тому, что он сам может быть спрошен в любой момент.

В случае неправильного и неполного ответа он также получает дополнительное объяснение учителя.

Цели контроля в образовании

Воспитательная роль контроля реализуется в том, что учащиеся приучаются работать систематически, тренируя при этом силу воли и дисциплину.

Наличие постоянных контролирующих мероприятий благоприятно сказывается на общем уровне ответственности за выполняемую работу как ученика, так и учителя, приучает работать аккуратно, а также положительно влияет на формирование нравственных качеств.

Благодаря им каждый ученик может самостоятельно оценить собственные знания и возможности, что помогает ему построить адекватную самооценку.

С когнитивной точки зрения контроль помогает запоминать и усваивать учебный материал, способствует выработке умений выполнять всевозможные действия с ним (анализ, синтез, реферирование и др.) Помимо развития умений и навыков, учета знаний, контроль также помогает выявить следующие факторы:

  • уровень общественного и психологического развития обучающихся;
  • степень сформированности у них мотивов деятельности и обучения;
  • степень развитости чувства ответственности, нравственности, усвоения поведенческих норм.

Организация контроля учебного процесса очень важна для педагога, поскольку позволяет ему получить больше сведений об учащихся, благодаря которым можно скорректировать учебный процесс и лучше им управлять. Родители ценят контроль, поскольку могут получить полноценные сведения об успехах своих детей.

Таким образом, контроль образовательного процесса является его важнейшей частью.

Определение 2

Основой контроля является выявление того, в какой именно мере достигнуты цели обучения. Организовывая контрольные мероприятия, педагог должен быть уверен в необходимости усвоения того или иного учебного материала. В связи с этим формируется круг задач на применение полученных знаний в конкретных ситуациях или их простое воспроизведение.

Однако значимость контроля образовательного процесса значительно снижается в том случае, если он не является частью общей диагностики, то есть причины выявленных пробелов и ошибок не рассматриваются комплексно.

Именно с помощью диагностики можно выявить несоответствие материала возрасту или психологическим особенностям учеников, вскрыть проблемы с нехваткой времени на его изучение, указать на наличие в классе поведенческих или санитарно-гигиенических проблем.

Основные принципы контроля

Организовывать контроль необходимо в соответствии с принципами целенаправленности, целостности, регулярности, объективности и индивидуального подхода.

Первый принцип конкретно определяет цель любого уровня. Постановка таких целей способствует верному планированию, описанию и последующему обоснованию применяемых методов, форм и средств контроля. Цели должны отвечать на такие вопросы:

  • что именно будет проверяться;
  • кого нужно опрашивать;
  • какие выводы могут быть сделаны на основе полученных результатов;
  • какой результат предполагался изначально.

Конкретизируя эти цели, необходимо исходить из комплексных целей развития, обучения и воспитания учеников, которые стоят на конкретном этапе работы с ними.

Контроль должен быть объективным, то есть вероятность субъективных и ложных выводов должна быть сведена к минимуму. Неверные результаты искажают картину успеваемости и снижают воспитательное значение контролирующих мер.

Степень объективности зависит от многих факторов: точности выделения отдельных и общих образовательных целей, степени обеспеченности средствами обработки данных, обоснования способов обработки, анализа и оценки полученного результата, общей степени организованности проведения контролирующих мероприятий.

От того, как решаются эти вопросы, зависит, насколько объективным и качественным будет контроль.

Определение 3

Целостность контроля заключается в том, чтобы охватить достаточно большой объем проверяемых знаний.

Этот принцип реализуется через усвоение основных идей учебного курса, пройденного материала по конкретным содержательным направлениям, знаний отдельных важных фактов, закономерностей, понятий, теорем, приемов и методов работы.

Чем обильнее материал, тем сложнее методика составления проверочных заданий. К выделению и отбору объектов проверки предъявляются высокие требования.

Определение 4

Регулярность подразумевает систематичность контролирующих процедур, которые должны быть интегрированы в учебный процесс.

Принцип индивидуального подхода требует, чтобы знания, умения и навыки каждого школьника оценивались в соответствии с его особенностями и способностями. Кроме того, очень важно, чтобы формы контроля были разнообразными.

Все эти принципы должны рассматриваться в качестве конкретных требований, предъявляемых к организации контроля в обучении. Их соблюдение важно для успешного протекания воспитательно-образовательных процессов и повышения общего качества образования.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/kontrol-v-obuchenii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.