+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск

Содержание

Что запрещается лицам, допущенным к гостайне

Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск

Автор Сергей в 30 декабря 2018. Готовые фирмы с лицензией ФСБ, Лицензирование ФСБ

Многие граждане знают об ограничениях лиц, допущенных к гостайне, только то, что им запрещен выезд за границу. На самом деле этот запрет действует не всегда и не для всех, кто имеет допуск к государственной тайне.

Кроме ограничений в выезде за рубеж, для таких должностных лиц действует еще ряд запретов и ограничений, связанных как с защитой секретных сведений от несанкционированного доступа, так и с проверкой самих граждан и их семей на предмет надёжности.

Запрет выезда за границу

Выезжать за границу запрещено лицам, непосредственно работавшим с секретными сведениями. Само наличие допуска к гостайне формально не является причиной запрета на выезд, однако предполагает ряд нюансов при оформлении загранпаспорта и пересечении пропускных пунктов.

Оформление загранпаспорта проходит под контролем 1 отдела. Это означает, что о намерении покинуть страну гражданин обязан известить работодателя и получить его разрешение на выезд. Ряд организаций требует, чтобы загранпаспорта сотрудников с допуском к государственной тайне хранились в режимно-секретном подразделении и выдавались только после согласования поездки.

Если сотруднику оформлена 3 форма допуска секретности и он не работал с секретной документацией, он может не уведомлять УФМС о наличии у него допуска при оформлении загранпаспорта и фактически не имеет ограничений в выезде за границу. Лица со 2 и 1 формой допуска обязательно уведомляют УФМС о допуске к гостайне в анкете (учтите, что это обуславливает дополнительные проверки и как следствие — срок выдачи паспорта увеличивается до 3 месяцев).

Даже работа с секретными сведениями не означает, что лицу запрещено выезжать за границу. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны установила, что для принятия решения о невыезде имеет значение характер и важность секретных данных, известных лицу, давность ознакомления, а также обстоятельства, цель поездки и взаимоотношения РФ с принимающей страной.

Ограничение выезда за границу для лиц, допущенных к государственной тайне, может быть обжалован вышестоящему органу (если запретил работодатель) либо в суд (в любом случае). Однако практика показывает, что суды в решении вопроса об угрозе разглашения гостайны чаще всего ставят в приоритет государственные интересы нежели свободу перемещения отдельного гражданина.

Как правило, срок ограничения выезда — 5 лет, согласно типовому трудовому контракту. Если сотрудник ознакомлен с особо важными сведениями, при определенных обстоятельствах он становится невыездным до 10 лет.

Статья по теме: Ограничения для лиц с допуском к гостайне 1, 2 и 3 формы

Ограничения прав на неприкосновенность частной жизни

Применяются с согласия самого гражданина, которое он дает при оформлении допуска и подписания документов при оформлении на должность или в ходе получения лицензии ФСБ на гостайну на его фирму.

Как правило, ограничения заключаются в том, что ФСБ либо 1 отдел компании-работодателя в ходе проверочных мероприятий могут получать сведения о личной и семейной жизни как претендента на допуск, так и членов его семьи.

Сюда входят характеристики с предыдущих мест работы и учебы, досье, факты привлечения к административной и уголовной ответственности, участие в политической и общественной жизни и т. д.

Цель таких ограничений — установить, есть ли риск разглашения государственных секретов лицом, оформляющим допуск к гостайне, и способствует ли разглашению ближайшее окружение такого лица. Впоследствии такие ограничения могут применяться, например, перед непосредственным доступом гражданина к секретным сведениям, перед выездом за границу, в командировки и т. д.

Ограничения неприкосновенности частной жизни не могут применяться постоянно, т. к. это не отвечает целям и принципам защиты гостайны. Исключение — если гражданин подозревается в совершении преступления, связанного с разглашением гостайны или систематическим нарушением правил обращения с носителями секретных сведений.

Запрет на разглашение секретных сведений

Касаются только лиц, непосредственно работающих с секретными документами и проектами (как правило, это предусматривает допуск 1 и 2 формы). Сюда входят:

  • Запрещено разглашать и обнародовать секретные данные, ставшие известными гражданину в силу занимаемой должности или выполняемой работы, либо выполнения госконтрактов со стороны фирмы с лицензией ФСБ на гостайну;
  • Запрещено нарушать правила обращения с объектами и носителями государственной тайны. Например, нельзя использовать сведения или разработки в научных или информационных публикациях, выступлениях, демонстрациях и т. д. Необходимо соблюдать процедуру хранения, пересылки, передачи, работы с флеш-картами, внешними дисками и накопителями, физическими носителями секретной информации;
  • Запрещается вывозить и выносить за пределы режимного объекта прототипы, модели, опытные образцы, макеты, чертежи и схемы, связанные с засекреченными изобретениями, открытиями и разработками;
  • Специалисты по защите гостайны рекомендуют также воздерживаться от сомнительных знакомств, общения в малознакомых компаниях, употребления пищи, напитков, лекарств, переданных посторонними лицами и прочих рискованных ситуаций. Конечно, это неофициальные ограничения для лиц, допущенных к государственной тайне и непосредственно имеющих дело с секретной документацией. Есть риск, что заинтересованные лица могут спровоцировать разглашение гостайны, в том числе с помощью психоактивных веществ или создания ситуаций, вынуждающих выдать гостайну под угрозой причинения вреда жизни и здоровью гражданина или его близких.

Статья по теме: Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны

Нужна помощь с получением допуска к гостайне или оформлением лицензии ФСБ? Звоните, поможем.

Может быть интересно:

Трекбэк с Вашего сайта.

Источник: http://licenziya-fsb.com/chto-zapreshhaetsya-litsam-dopushhennyim-k-gostayne

Допуск к сведениям составляющим гостайну по 3 форме

Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск

К примеру, трудовые отношения с работодателем могут быть завершены, доступ к гостайне прекращен, а период имеющихся ограничительных обязательств продолжается. Ограничения длятся независимо от наличия трудовых отношений.

Срок может составлять максимально до 10 лет.

При наличии оформленного доступа к государственной тайне и отсутствии фактического ознакомления с гостайной запреты и ограничения по выезду не действуют. Распространение информации,

N 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст.

4987); изменений и дополнений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности, утвержденных Правительства Российской Федерации от 18 августа 2003 г. N 475

«О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 33, ст. 3269); По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка.

4658); Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г.

Особенности оформления допуска к государственной тайне

В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:

  1. Объем золотого запаса.
  2. Правонарушения госучреждений.
  3. Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
  4. ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
  5. Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
  6. Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.

К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей.

Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя.

Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием. Допуск к гостайне – это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК.

Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям.

Как оформить допуск к государственной тайне

Кандидату откажут в доступе к ГТ, если он: рецидивист, лишен либо ограничен в дееспособности, что признано судом, его судят либо он находится под следствием за преступления против государства плюс другие тяжкие преступления, судим за такие деяния и его судимость не снята; подвергался уголовному преследованию, но преследование было прекращено по нереабилитирующим основаниям; со дня прекращения такого уголовного дела (уголовного преследования) не истек срок, равный сроку давности привлечения к уголовной ответственности за совершение этих преступлений; имеет медицинские противопоказания из перечня, который установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2011 № 989н; постоянно проживает за границей и(или) оформляет документы, чтобы там постоянно жить, данное ограничение касается и его близких родственников — родителей, детей, супругов, братьев,

Как сотрудникам организации получить 3 форму допуска фсб

36.

Карточки (форма 1) хранятся в режимно-секретном подразделении вместе с копиями трудового договора (контракта) или расписками, содержащими обязательства граждан по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (форма 2). 38. Лицензия ФСБ

  1. Оборудование для ФСТЭК
  2. Лицензия ФСТЭК

1.

Данная инструкция подготовлена в соответствии с положениями Закона Российской Федерации «О государственной тайне»,

3 форма секретности: уровни секретности, формы допуска к государственной тайне

Первым ограничением, связанным с допуском к государственной тайне, является запрет на выезд за границу.

Сроки, на которые накладывается данный запрет, устанавливаются трудовым соглашением.

Запрет на выезд за пределы страны является действительным и какое-то время после увольнения сотрудника. Таможенная служба всегда связывается с Федеральной службой безопасности, когда люди с 3 формой допуска к секретности пересекают границу.

По этой причине выезд с 3 формой допуска к секретности за границу разрешается. считает лиц, обладающих данным допуском, достаточно безобидными.

Расходы относятся на счет юридического лица. При соблюдении каких условий организации будет выдана лицензия на И проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну? Лицензия выдается при соблюдении следующих условий.

Условие 1. Соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений. Условие 2.

Наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны.

Условие 3. Наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Что означает форма допуска к государственной тайне

Указом Президента РФ № 1203 утвержден перечень сведений, относящихся к гос. тайне, и определены те организации и государственные органы, которые имеют право распоряжаться подобными сведениями.

Кроме того, вышеназванным Указом обозначены и области государственной деятельности, в которых существуют сведения (гос. тайны), не подлежащие разглашению.

К ним отнесены, в частности, такие области, как:

  1. Экономики, науки и техники
  2. Область внешней политики и экономики
  3. Оперативно-розыскной и разведывательной деятельности
  4. Военная

При этом в Указе сведениями особой важности названа та информация, разглашение которой приносит ущерб нашей стране в одной или некоторых из вышеперечисленных областей.

Так, например, к ней можно отнести информацию об использовании космической инфраструктуры Российской Федерации и перспективах ее развития в целях обеспечения ее безопасности и обороноспособности.

Как оформляется 3 я форма допуска

Оформление 3 формы допуска Основания для прекращения допуска могут являться: • Прекращение контракта или организационно-штатные мероприятия (сокращение штата) ликвидация воинской части и пр.

); • Однократное нарушение военнослужащим требований по обращению со сведениями, содержащими государственную тайну; • Нарушение самим лицом или его близкими родственника требований п 10 Инструкции МО (совершение уголовного преступления, выезд на постоянное место жительства за границу и т.п.).

Источник: http://KonsulAN.ru/dopusk-k-svedenijam-sostavljajuschim-gostajnu-po-3-forme-34341/

Что запрещается лицам, допущенным к государственной тайне

Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск

Самым известным запретом для лиц, имеющих доступ к различной секретной информации государственного уровня, является запрет на выезд из страны. Практически у каждого гражданина РФ найдется невыездной знакомый, работающий на закрытом предприятии или в госструктуре.

Выезжать за границу запрещено сотрудникам ФСБ, работникам режимных предприятий и многим другим лицам. Мало кто знает, что далеко не каждое лицо, допущенное к гостайне, является абсолютно невыездным.

Всего существует три формы допуска к гостайне. Каждая из форм дает возможность получать те или иные данные разной степени секретности.

Помимо невозможности улететь в отпуск в жаркие страны, для таких сотрудников действуют другие ограничения и запреты. Некоторые из них могут быть временными, другие действуют постоянно.

Под понятием государственной тайны подразумевается информация о деятельности Российской Федерации в различных сферах: экономической, военной, оперативно-розыскной. Передача неких секретных данных может нанести ущерб уровню безопасности РФ. Именно поэтому за сохранностью тайных сведений следят особо строго.

Отказ в доступе к государственной тайне

Получить доступ к гостайне можно за достаточно короткий период времени. Однако, далеко не все кандидаты успешно проходят проверку.

В доступе отказывают:

  • кандидатам, угрожавшим ранее или в ходе проверки деятельности государства;
  • кандидатам, имеющим судимость за тяжкие преступления и преступления против государства;
  • кандидатам, имеющим родственников с судимостью;
  • кандидатам, имеющим медицинские противопоказания;
  • тем, кто планирует проживать или проживает постоянно за границей, а также имеет таких родственников;
  • кандидатам, предоставившим ложные данные в анкете.

В ряде случаев допуск может быть прекращен.

Запрет на выезд из страны

Наличие допуска к гостайне само по себе не может быть причиной запрета на выезд за рубеж. Допуск вызывает ряд нюансов, связанных с пересечением пропускных пунктов и оформлением заграничного паспорта.

Паспорт для выезда за границу оформляется строго под контролем специального отдела. О предстоящей поездке должностное лицо должно сообщить руководству заранее и получить разрешение на выезд, которое могут и не дать.

Сотрудник, не работающий с секретной документацией, по факту не имеет ограничений. Однако, вопрос выезда за границу в любом случае должен решаться с руководством. 1 и 2 формы допуска предполагают обязательное указание о принадлежности к гостайне в анкете на загранпаспорт. В этом случае документ оформляется гораздо дольше.

Гражданин может обжаловать решение работодателя, который запретил сотруднику выезжать за рубеж. Но суд или вышестоящий орган скорее примут сторону государства, и об этом не следует забывать.

По типовому контракту, должностное лицо не может выезжать из страны в течение 5 лет. Невыездным можно стать и на 10 лет. Такой срок устанавливается для лиц, ознакомленных с особо секретными документами.

Запрет на разглашение секретной информации

Данный запрет распространяется на сотрудников, работающих с проектами и документацией, имеющих определенный уровень секретности. Как правило, у таких должностных лиц имеется допуск формы 1 или 2.

Лицам, имеющих доступ к секретным данным, запрещается:

  • выносить с предприятия чертежи, прототипы, модели, электронные носители с данными, хранящимися на компьютерах организации;
  • вывозить с режимного объекта опытные образцы и схемы, связанные с разработками, считающимися засекреченными;
  • обнародовать, разглашать, публиковать данные, имеющие статус секретных.

Сотрудники, работающие на режимных закрытых предприятиях, не имеют право устно, письменно, или иным образом разглашать сведения о пропускном режиме и охранных системах. Также нельзя распространятся о мероприятиях, проводимых в организации.

Лицам, имеющим допуск к секретным работам, может быть запрещено посещать посольства, консульства и офисы иностранных государств. Часто запрещается поддерживать связь с иностранцами, если только это не является обязательным условием выполнения какого-либо служебного задания.

Ограничение неприкосновенности личных данных

При принятии на себя определенных должностных обязанностей (при вступлении в должность), связанных с доступом к гостайне, гражданин дает согласие на проверку личных данных. В этом случае неприкосновенность частной жизни кандидата ограничивается.

Ограничения подразумевают, что уполномоченный отдел может проверять некоторые данные как сотрудника, так и его окружения, включая родственников. Нюансы личной и семейной жизни, характеристики с мест работы, участие в политической жизни — специалисты по защите информации могут получать любые сведения о претенденте на допуск к гостайне.

Данные ограничения позволяют понять, существует ли риск разглашения особо важных сведений данным сотрудником. Перед выездом в командировки или допуском к определенной документации или разработкам также могут быть наложены ограничения.

Рекомендации для лиц, допущенных к гостайне

Лицам, допущенным к гостайне, рекомендуется не заводить сомнительных знакомств и не общаться на рабочие темы с малознакомыми людьми. Даже близким и родным нельзя говорить о секретных разработках, что уж говорить о случайных попутчиках или знакомых.

Неофициальные ограничения также касаются принятия напитков, лекарств и пищи от малознакомых лиц. Не следует забывать, что заинтересованное лицо вполне может попытаться спровоцировать разглашение некой информации.

За разглашение государственной тайны предусмотрена уголовная ответственность.

Лица, получившие доступ к государственной тайне, несут персональную ответственность за соблюдение режима секретности, установленного в организации или на предприятии.

Источник: https://fsb9.ru/litsenzii-fsb/chto-zapreschaetsya-litsam-dopuschennym-k-gostayne.html

Формы допуска секретности и ограничения – ЭкспертЗакона

Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск

В силу определенных обязанностей своей профессии, граждане, которые несут военную службу, включаются в программу, требующую хранить некоторые государственные тайны.

Такие тайны необходимы для защиты целостности и суверенности территории РФ, они связаны с информацией о вооружении страны, ее политическими, экономическими и военными стратегиями, а также другими масштабными государственными программами. Допуск секретности определяется непосредственно Министерством Обороны РФ.

Указанным Министерством разработан ряд регламентирующих документов, которые нацелены на систематизацию запретов и разрешений о хранении важных государственных тайн. Для того чтобы контролировать исполнение правил регулярно проводятся специальные проверки.

1. Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность 2. Порядок получения 2-й формы допуска 3. Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности

Что такое «2-ая форма допуска секретности», ее сущность

На данном этапе развития общества, существуют три главные степени допуска к секретности на государственном уровне. Такая классификация зафиксирована в ФЗ №5485 от 21.07.1993 «О государственной тайне».

Это означает, что человек может допускать к различной закрытой от общественности информации по определенной схеме:

  • Первая наивысшая степень. Информация повышенной важности.
  • Вторая средняя степень. Информация, относящаяся к данной категории, находится под эгидой «Совершенно секретно».
  • Третья низшая степень. Информация низшего допуска. Метка ― «секретно».

Несколько ранее также существовала категория, которая ограничивала доступ военных сотрудников к определенным служебным делам. Однако на данный момент эта категория не используется в перечне форм доступа.

Обратите внимание

Присвоение права владеть информацией, которая находится под закрытым доступом, не зависит от звания служащего.

Исходя из ФЗ «О государственной тайне», покидать границы РФ запрещено только тем служащим, которым присвоена первая степень доступа к секретным данным. То есть, группе лиц, имеющих право узнавать информацию государственной важности по второй форме доступа к секретности, разрешается покидать границы государства.

Порядок получения 2-й формы допуска

Возможность иметь доступ к государственным тайнам в России носит добровольный характер.

Это означает, что, вступая в высокопоставленную должность, гражданин не обязуется по умолчанию соблюдать государственные тайны.

Так, доступность к государственной тайне тесно связана с возможностью занятия определенных должностей, а также иметь право на образование в ВУЗах, профилем которых является подготовка военнообязанных служащих.

Следовательно, гражданин, устраивающийся на военную должность или поступающий в военный ВУЗ, должен понимать, что наличие определенной военной обязанности (разных мест работы, конкретных направлений деятельности) влечет за собой подтверждение содержания государственной тайны.

Гражданин должен сознавать, что при его согласии на содержание государственной тайны, для его свободы, в том числе свободы межгосударственного передвижения, будут предусмотрены ограничения.

Возможность получать необходимую секретную информацию для студентов военных учебных заведений, а также для служащих определенных структур, оформляется соответствующей комиссией, которая фиксируется по месту проживания субъекта.

Оформление доступа к секретности требуемого уровня проходит с помощью ряда проверочных мероприятий. Для этого кандидат должен заполнить представленную ему комиссией специальную анкету, в которой будет установленный перечень проверок относительно предполагаемого уровня доступа. Соответственно, кандидат сам подтверждает свое согласие на проведение проверки.

Такие мероприятия подразумевают следующие исследования:

  • сверка данных, которые кандидат указал в графах анкеты (свои личные данные, паспортные, сведения о прописке и т.д.);
  • информация о наличии судимости у кандидата (как условных, так и фактических, закрытых и не закрытых);
  • анализ близких родственников кандидата. В данный список входят: отец, мать, супруга, а также дети, если имеются, которым исполнилось 14 лет;
  • определение физического здоровья кандидата;
  • определение психического здоровья кандидата;
  • определение, проживал ли кандидат длительное время за пределами РФ.

Если все проверочные процедуры выполнены успешно, военный комиссариат выдает свое заключение. В нем фиксируется факт возможности допуска конкретного гражданина к секретным государственным данным. Также в заключении указывается форма доступа к секретности.

После подтверждения разрешения на доступ к государственной тайне, кандидату выдается на подпись подписка о неразглашении данных. Также разъясняется ответственность за разглашение государственной тайны.

Случаи, в которых кандидату могут отказать:

  • у гражданина есть опыт судимости;
  • гражданин участвовал в любом виде деятельности, которая была направлена против установленного правопорядка;
  • нетрудоспособность гражданина (как частичная, так и полная). Подразумевается, как физические недостатки, так и психические нарушения;
  • в случае если среди близких родственников выявлены судимые граждане;
  • в случае если у кандидата имеется опыт проживания за пределами РФ более полугода, либо же близкие родственники, которые на момент оформления допуска к секретности, проживают за пределами РФ на постоянной основе;
  • если кандидат ранее уже допускался к государственной тайне, но был отстранен.

Обратите внимание

В случае отказа военный комиссариат не обязан разъяснять кандидату причины отказа.

Порядок выезда за границу со 2-ой формой допуска секретности

Фактически со 2-ой формой допуска секретности выезд за границу разрешен. Однако существуют свои нюансы.

Так, при подписании подписки о неразглашении, гражданину разъясняют, что для оформления выезда за границу при наличии 2-ой формы допуска к секретности, необходимо, чтобы с даты оформления такой подписки прошло более пяти лет.

В определенных случаях, которые являются индивидуальными и решаются Межведомственной комиссией по протекции государственной тайны, срок ограничения может быть продлен.

Важный факт

Тем не менее, суммарно такой срок не может превышать 10 лет.

В рядовых случаях необходимо полностью уведомить начальство о намерении и месте отдыха. Командование может как принять, так и отклонить такое прошение.

При этом, если в Беларусь или Украину не требуется дополнительных бумаг, то при желании выехать на дальнее зарубежье, также необходимо оформить заграничный паспорт и предоставить сведения из него начальству.

Таким образом, выезд на отпуск за рубеж для служащих, имеющих вторую степень допуска к секретности, возможен. Однако является нечастым явлением, и разрешаются подобные вопросы советом командования места работы служащего, при условии его полной законопослушности.

(437 голос., 4,52

Источник: https://expertzak.ru/%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B-%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%B0-%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B8-%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5.html

Дело № АКПИ12-1137 от 03.10.2012 – Судебная коллегия по административным делам, первая инстанция

Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск

Дело №АКПИ12-1137

от 3 октября 2012 года

с участием прокурора Власовой Т.А.,

[скрыто] о признании недействующим подпункта 19 пункта 24

Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. №3-1,

установил:

подпунктом 19 пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г.

№ 3-1 (далее -Инструкция), установлено, что работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну (по любой форме), обязаны согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу.

Астафьева Г.А. и Чепурин Е.В.

обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного нормативного положения, ссылаясь на то, что приказами Управления Федерального казначейства по Оренбургской области их допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, был прекращен, служебный контракт с ними расторгнут и они уволены с государственной гражданской службы на основании пункта 8 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», пункта 10 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации.

Основанием для прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, послужил факт их выезда за пределы территории Российской Федерации без получения соответствующего разрешения руководителя организации.

Требования заявителей о признании незаконным прекращения допуска к государственной тайне, восстановлении на работе решениями судов оставлены без удовлетворения.

По мнению заявителей, подпункт 19 пункта 24 Инструкции, примененный судом при разрешении спора, нарушает право граждан, осведомленных о секретных сведениях (третья форма допуска) и не осведомленных о сведениях, составляющих государственную тайну, на выезд из Российской Федерации и противоречит пункту 1 статьи 15 и статье 19 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», статье 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».

Федеральная служба безопасности Российской Федерации, уполномоченная представлять интересы Правительства Российской Федерации – заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указала, что оспариваемое предписание не противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы, поскольку не содержит положений, ограничивающих право на выезд из Российской Федерации лиц, имеющих третью форму допуска. Прекращение допуска к государственной тайне, расторжение служебного контракта и увольнение с государственной службы было осуществлено в отношении каждого заявителя как лица, которому необходимо было получить разрешение на выезд из Российской Федерации в связи с допуском к совершенно секретным сведениям (вторая форма допуска к государственной тайне).

В судебное заседание заявители, извещенные надлежащим образом, не явились, в поступившем заявлении Чепурин Е.В. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителей заинтересованного лица Чарыева М.Р., Тарнопольского O.E.

, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.

, полагавшей заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения требований.

Правительство Российской Федерации, реализуя нормативные положения статьи 114 Конституции Российской Федерации, статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», статьи 4 и 20 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», постановлением от 5 января 2004 г. № 3-1 утвердило оспариваемую в части Инструкцию.

Закон Российской Федерации «О государственной тайне» определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2); при этом предусматриваются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, – соответственно степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (статья 8).

Кроме того, названный Закон Российской Федерации различает допуск к государственной тайне, которым признается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну (абзац пятый статьи 2), и доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну (абзац шестой статьи 2).

Соответственно трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну, данный Закон Российской Федерации устанавливает три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан Российской Федерации: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным; при этом допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну, и согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с данным Законом (части первая, третья и девятая статьи 21). Эти ограничения, согласно его статье 24, налагаются на должностных лиц и граждан, как допущенных, так и ранее допускавшихся к государственной тайне, и могут касаться права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

Согласно Федеральному закону «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации не может быть ограничен в праве на выезд из Российской Федерации иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Федеральным законом (статья 2).

Определяя круг лиц, право которых на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено, статья 15 названного Федерального закона относит к ним граждан Российской Федерации, которые при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключили трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что с момента последнего ознакомления со

сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями срок ограничения, установленный в трудовом договоре (контракте) или в соответствии с данным Федеральным законом, не истек (абзац первый подпункта 1).

Таким образом, Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» допускает ограничение права гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в случае осведомленности не о любых сведениях, составляющих государственную тайну, а только о сведениях, отнесенных к категории особой важности или к совершенно секретным.

Обязанность согласования выезда за границу лиц, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, независимо от формы допуска и от наличия в заключенном контракте условия об ограничении выезда за границу Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, закрепленная оспариваемой нормой, не является ограничением права на выезд, которое законодатель связывает с осведомленностью лица о сведениях определенной степени секретности и заключением трудового договора (контракта), предполагающего временное ограничение права на выезд из Российской Федерации.

Требование о согласовании выезда, изложенное в данной норме, обусловлено выяснением характера конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности, степени ее секретности, целей выезда и другими обстоятельствами, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения ограничения, предусмотренного подпунктом 1 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», то есть в случае осведомленности работника о сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях.

Следовательно, оспариваемое предписание не предполагает ограничение права на выезд из Российской Федерации гражданина, допущенного к секретным сведениям (третья форма допуска), а также не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, и в силу этого не противоречит названному Федеральному закону и статье 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», в которой содержатся общие положения о возможности ограничения прав граждан, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне.

Необходимо также учитывать, что пункт 122 Инструкции устанавливает запрет на ограничение выезда в отношении работников, не осведомленных о сведениях особой важности и совершенно секретных сведениях, независимо от наличия у них допуска к государственной тайне и заключенного ими договора (контракта), допускающего временное ограничение их права на выезд из Российской Федерации.

Оспариваемая норма не предусматривает какой-либо обязательной процедуры и формы согласования выезда, необходимости сбора и оформления специальных документов, отсутствует в ней и перечень лиц, которые

уполномочены давать разрешение на выезд. В связи с этим подпункт 19 пункта 24 Инструкции сам по себе не может расцениваться как устанавливающий разрешительный порядок выезда из Российской Федерации для граждан, допущенных к секретным сведениям (третья форма допуска).

Неполучение согласования данной категорией работников не исключает возможности оформления ими документов на выезд из Российской Федерации в отличие от лиц, допущенных к совершенно секретным сведениям и сведениям особой важности, процедура согласования выезда которых регламентируется другими положениями Инструкции.

В отношении проходящих военную службу по контракту военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, имеет место специальное регулирование, как и в отношении работников со второй и первой формой допуска.

Возможность выезда данной категории военнослужащих из Российской Федерации поставлена в зависимость от наличия разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 19 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

Особый, разрешительный порядок выезда указанной категории военнослужащих связан с особенностями их правового статуса, обусловленного характером военной службы, что исключает вывод о противоречии подпункта 19 пункта 24 Инструкции приведенной норме вышеуказанного Федерального закона.

Трудовой кодекс Российской Федерации, определяя дисциплину труда как обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с законодательством, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 189), возлагает на работника обязанность соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего трудового распорядка (статья 21).

Аналогичные положения предусмотрены пунктами 3 и 5 части 1 статьи 15, пунктом 8 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обязанность согласования выезда за границу работников, допущенных к государственной тайне (независимо от формы допуска), корреспондирует вытекающей из приведенных законоположений обязанности нанимающегося согласовывать свое поведение с порядком, установленным работодателем, или со служебным распорядком государственного органа.

Виновное неисполнение данной обязанности может являться основанием для применения работодателем (представителем нанимателя) принудительных или карательных мер для поддержания этого порядка, в том числе прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и расторжения трудового договора (служебного контракта), если исполнение трудовых (должностных) обязанностей требует допуска к таким сведениям.

Правовое регулирование, осуществляемое оспариваемой нормой,

направлено на обеспечение добросовестного исполнения работником своих трудовых (должностных) обязанностей, согласование взаимных прав и интересов сторон трудового договора (служебного контракта) и не может рассматриваться как ограничение права в аспекте, указанном заявителями.

Таким образом, положение подпункта 19 пункта 24 Инструкции, предписывающее работникам, имеющим допуск к государственной тайне и принявшим на себя обязательства перед государством по неразглашению доверенных им сведений, согласовывать выезд за пределы Российской Федерации с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, действующему федеральному законодательству не противоречит, прав и свобод заявителей не нарушает.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Астафьевой [скрыто], Чепурина [скрыто] о признании недействующим подпункта 19

пункта 24 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 2004 г. № 3-1, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации

Т.А. Петрова

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE/%D0%B0%D0%BA%D0%BF%D0%B812-1137/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.