Все родители хотят, чтобы учителя в школе, которую посещает их ребенок, были хорошими. Но увы, не все хорошие учителя остаются работать в школе и не все, кто работает в школе — хорошие учителя.
И виной тому — зарплата учителя. В большинстве регионов России она возмутительно мала. Или нет? Попробуем разобраться.
Зарплата учителя зависит от многих условий. Порой даже опытные педагоги не могут понять, из чего складывается их доход.
- Как начисляют зарплату учителям регион и школа?
- Кто решает, сколько платить учителю?
- Какие есть модели зарплаты учителя
- Как же посчитать зарплату учителя?
- Оплата труда педагогов
- Кого ознакомить со штатным расписанием
- Что учитывать в трудовом договоре
- Как применять повышающие коэффициенты
- Как рассчитать заработную плату педагогам
- Формирование системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций в 2021 году: методические рекомендации Минобрнауки
- Цели разработки методических рекомендаций
- Последствия изменений федерального законодательства по вопросам оплаты труда
- Нормативные документы, на основе которых, разработаны методические рекомендации
- методических рекомендаций
- Еще статьи:
- Каковы критерии для начисления стимулирующих выплат учителям в 2021 году?
- Что важно при начислении надбавок?
- Как распределяются баллы в оценочном листе?
- Как вычислить полагающуюся премию?
- Доплата для учителей в сельской местности
- Зарплаты учителей и правила их начисления
- Составные части
- Рекомендации на 2021 год
- Дифференциация зарплат в регионах
- 🌟 Видео
Как начисляют зарплату учителям регион и школа?
Учителя, как и остальные бюджетники, получают зарплату согласно принятой в 2008 году новой системы оплаты труда (НСОТ). Суть системы заключается в том, что заработок формируется из трех частей:
- Базовая часть заработной платыБазовая часть включает не только оклад учителей, но оплату за все их действия (экскурсии, походы, собрания и прочую внеурочную активность). В каждой школе приняты свои модели расчета с учителями, о них – чуть дальше.
- Стимулирующие выплатыСтимулирующие выплаты включают премии, награды за выслугу лет и стаж, поощрение учителей за отличные результаты (например, если ученики победили на всероссийской олимпиаде).
- Компенсационные выплатыКомпенсационные выплаты платят за труд в тяжелых условиях. Педагоги имеют право на три вида возмещения:
1. Выплаты за вредные и опасные условия труда. На такую прибавку могут рассчитывать учителя технологии и информатики, химии.
2. Выплаты за работу в местах с суровым климатом. Так помогают работникам образования с Крайнего севера, некоторых районов Дальнего Востока, Бурятии, Хакасии, Красноярского края.
3. Выплаты за сверхурочную работу. Норма часов в неделю для педагога составляет 18 часов. Но претендуют на компенсацию лишь те работники образования, нагрузка которых — более 36 часов в неделю, а также те, кто несет ночное дежурство.
Кто решает, сколько платить учителю?
Государственные стандарты по оплате работников образования, как вы видите, есть. Но они устанавливают лишь общие правила, минимальные тарифы и схематично описывают, как (по мнению государства) должно быть.
Но конкретику, которая всех интересует, – то есть суммы, проценты и ставки — устанавливает каждая конкретная школа самостоятельно. Приказ Минобрнауки РФ от 31.10.2008 № 335 об этом прямо и говорит:
Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с локальными нормативными актами учреждений, которые разрабатываются с учетом Положения, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений…
Итак, что именно устанавливает руководство школы:
- Размеры окладов учителей. По ним есть рекомендации, но конечное решение по суммам – за руководством школы.
- Стимулирующие выплаты. Они считаются в процентах к окладу и распределяет их школа самостоятельно. Для подсчета успехов учителя используют специальные оценочные листы.
Критериев для поощрения педагогов много. Но все они сводятся к нескольким показателям:
- общая успеваемость,
- достижения выдающихся учеников,
- самообразование учителя,
- внешкольная работа.
Что устанавливает государство:
- Минимальные требования к зарплате (Единую тарифную сетки оплаты бюджетников).
- Надбавки: «северные», за вредные условия труда, за сверхурочную работу.
В 2015 г. образовательные учреждения перевели на нормативно-подушевое финансирование. Деньги выделяются школе в зависимости от количества учеников. Соответственно, Фонд оплаты труда педагогов зависит от числа школьников и нормативов, установленных регионом.
Какие есть модели зарплаты учителя
Таковых существует целых три:
- Модель «Базовый оклад» — это образование зарплаты из ставки за выполнение нормы труда и различных коэффициентов.Зарплата возрастает за классное руководство, заведование кабинетом и проверку тетрадей. Поощряются также внеурочные работы: профилактика безнадзорности, организация экскурсий, общение с родителями, наставничество над начинающими педагогами и т.д. Доход умножает и учительская квалификация.
- Модель «Все включено» — исходит из того, что учитель тратит на все работы 36 часов.Проводить уроки — это далеко не вся нагрузка современного педагога. Над подготовкой к уроку приходиться трудиться порой не меньше, чем над его проведением. Немало времени отнимает проверка тетрадей, классное руководство, беседы с родителями и другие незаметные, но важные действия. В модели «Базовый оклад» эта деятельность оплачивалась коэффициентами. Здесь не так: модель «Все включено» позволяет учителю и директору грамотно распределить нагрузку за учебные и неучебные часы и установить порядок их оплаты.
- Модель «Ученико-час» формирует учительскую зарплату исходя из количества учеников, с которыми работает педагог.Модель «Ученико-час» во многом близка к «Базовому окладу». Количество школьников является ключевым фактором, но сложность предмета, квалификация и внеурочные работы так же учитываются.
Кстати, зависимости от преподаваемого предмета или уровня учеников нет. Учитель первоклашек получает зарплату по той же модели, что и его коллеги, ведущие уроки у выпускников.
Как же посчитать зарплату учителя?
Первое: оплата учителя складывается в зависимости от выбранной модели.
Второе: определяющую роль в заработке играет количество учеников и регион, и какого-то единого калькулятора зарплаты для педагогов нет. Разница в зарплатах между регионам может быть очень существенной. Например, зарплата учителя в Москве — до 70 000 рублей, в Петербурге — около 50 000, а на Северном Кавказе и в Поволжье — чуть более 20 000.
Третье: за деталями системы оплаты труда в конкретной школе нужно обращаться к директору. Только он сможет разложить все по полочкам. Интернет в этом случае, увы, не поможет: конкретики по зарплатам учителей в нем не найти.
Видео:Как считать зарплату | полный цикл зарплаты за месяц от бухгалтераСкачать
Оплата труда педагогов
Оплата труда педагогов в вашем учреждении не должна идти вразрез с рекомендациями, которые выпустили Российская трехсторонняя комиссия по социально-трудовым отношениям и Минобрнауки. Стало ясно, как применять повышающие коэффициенты при расчете зарплаты педагогам.
Кого ознакомить со штатным расписанием
Чиновники рекомендовали с 2021 года знакомить работников со штатным расписанием учреждения. Такую обязанность нужно предусмотреть в коллективном договоре, соглашении, локальном акте (п. 19 разд. V Единых рекомендаций).
Ранее Роструд указывал, что штатное расписание не является локальным актом, который непосредственно связан с трудовой деятельностью, поэтому работодатель не обязан знакомить с ним работника при приеме на работу (письмо от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1). В Трудовом кодексе сказано, что локальные акты должны содержать нормы трудового права (ст. 5 и 8 ТК). А штатное расписание — это упорядоченная таблица со сведениями.
Что учитывать в трудовом договоре
Оплату труда работодатель устанавливает исходя из того, как работник выполняет свои обязанности на протяжении определенного промежутка времени: недели, месяца, года.
https://www.youtube.com/watch?v=t1OZVOKMdRs
Изменение нормы труда в ту или иную сторону сказывается на итоговом заработке педагогов. Поэтому фактическая нагрузка педагога обязательно должна быть в трудовом соглашении. Перепроверьте трудовые договоры школьных учителей, университетских преподавателей, тренеров детских спортивных секций, педагогов дополнительного образования.
Любые изменения в рабочем времени педагога придется зафиксировать в трудовом соглашении. При этом следует помнить, что корректировать рабочее время можно только по соглашению сторон. Исключение — если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану или образовательное учреждение не набрало достаточного количества учеников.
В этих случаях руководитель образовательного учреждения в одностороннем порядке вносит изменения в рабочее время.
Теперь у работодателя не будет возможности ущемлять трудовые права сотрудников, которые не имеют высшего образования.
Больше нельзя использовать понижающие коэффициенты по должности, на которую требуется работник с дипломом высшего образования.
Таким образом, работодатель не может экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения, у которого нет нужного документа. Он уравнивается в правах с педагогами, у которых высшее образование есть.
Как применять повышающие коэффициенты
Повышающие коэффициенты нужно применять к фактическому объему учебной нагрузки, а не к норме часов за ставку заработной платы. Такой порядок чиновники конкретизировали в разделе IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций.
Коэффициенты начисляют:
- за квалификационную категорию;
- работу в учреждениях, расположенных в сельской местности;
- специфику работы в учреждениях, отделениях, классах или группах для учеников с ограниченными возможностями здоровья или нуждающихся в длительном лечении;
- работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением.
Если у педагогического работника два и более основания для повышающих коэффициентов, их размер определяют отдельно. Затем суммируют и умножают полученную величину на заработную плату за фактический объем учебной нагрузки или педагогической работы.
Как рассчитать заработную плату педагогам
Тарификацию педагогических работников проводят один раз в год. Если в учебных планах на каждое полугодие предусмотрено разное количество часов в неделю на предмет, тарификацию проводят раздельно по полугодиям. Делают ее, чтобы определить заработную плату за фактический объем учебной нагрузки.
Если педагоги выполняют работу сверх установленной нормы часов за ставку зарплаты либо ниже установленной нормы часов с письменного согласия, рассчитайте им зарплату по формуле:
ОПЛАТА ЗА ТРУД | = | РАЗМЕР СТАВКИ ЗАРПЛАТЫ ЗА МЕСЯЦ ПО ПКГ БЕЗ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВ | ФАКТИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В НЕДЕЛЮ | : | НОРМА ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НЕДЕЛЮ |
Как определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или норму часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), зависит от должности или специальности с учетом особенностей труда. Поэтому устанавливают либо продолжительность рабочего времени (30 или 36 часов в неделю), либо норму часов педагогической работы за ставку заработной платы (18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год).
Пример 1. У учителя норма часов преподавательской работы — 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Ему присвоена первая квалификационная категория (коэффициент 1,2).
На 2021/18 учебный год с письменного согласия учителя ему установили объем учебной нагрузки 27 часов в неделю. Ставка — 7800 руб. Месячный заработок этого учителя за фактическую учебную нагрузку рассчитывают так: 7800 руб. × 27 ч × 1,2 : 18 ч = 14 040 руб.
https://www.youtube.com/watch?v=SZze_28F1-8
В примере 1 мы рассмотрели, как определить заработную плату учителю, у которого установлена норма часов за ставку заработной платы. Подобным образом нужно рассчитывать зарплату педработникам, у которых установлена продолжительность рабочего времени.
Пример 2. Воспитатель имеет высшую квалификационную категорию (коэффициент 1,2). По предложению работодателя он согласился на постоянной основе работать один с детьми в группе общеразвивающей направленности.
Теперь воспитатель трудится пять дней в неделю по 10,5 часа в день. В неделю фактический объем педагогической работы такого воспитателя составит 52,5 часа.
Ставка — 6300 руб. Месячная заработная плата этого воспитателя за часы педагогической работы будет 11 025 руб. (6300 руб. × 52,5 ч / 36 ч × 1,2).
Если воспитатель трудится за пределами рабочего времени не на постоянной основе, а по инициативе работодателя, считать зарплату нужно по-другому. Потому что это сверхурочная работа.
Например, если воспитатель задерживается на работе из-за неявки сменяющего работника или родителей.
То есть когда сотрудник не может оставить рабочее место и выполняет педагогическую работу без перерыва после окончания смены.
Такую работу оплачивают следующим образом: первые два часа работы — не менее чем в полуторном размере, последующие часы — не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК).
Далее рассмотрим, как оплатить труд музыкального руководителя.
Пример 3. Музыкальный руководитель имеет высшую квалификационную категорию (коэффициент 1,2). Со своего письменного согласия работает с восьмью группами детей в дошкольной образовательной организации. Ставка — 15 000 руб.
На каждую группу детей учреждение предусматривает по 0,25 единицы должности музыкального руководителя (постановление Минтруда от 21.04.1993 № 88). Одна должность музыкального руководителя по нормативам полагается на каждые четыре группы. Общий объем педагогической работы для музыкального руководителя на восемь групп составляет 48 часов в неделю (24 ч : 4 группы = 6 ч × 8 групп).
Если музыкальный руководитель согласился работать один со всеми восьмью группами, то его месячная оплата за всю педагогическую работу будет равна 36 000 руб. (15 000 руб. × 48 ч : 24 ч × 1,2).
Чтобы рассчитать заработную плату преподавателям СПО, у которых норма часов педагогической работы за ставку зарплаты 720 часов в год, используйте формулу:
СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРПЛАТА | = | МЕСЯЧНАЯ СТАВКА ЗАРПЛАТЫ, УСТАНОВЛЕННОЙ ПО ПКГ | : | СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОРМА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (72 ЧАСА) | × | ГОДОВОЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В НЕДЕЛЮ | : | 10 УЧЕБНЫХ МЕСЯЦЕВ |
Дорогой коллега, сегодня 6 месяцев подписки в подарок. Читайте «Главбух» полгода бесплатно!
Узнать больше
На все ваши вопросы с радостью ответят по телефону 8 (800) 505-87-17.
Видео:Начисление зарплаты в 1С 8.3 Бухгалтерия по шагамСкачать
Формирование системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций в 2021 году: методические рекомендации Минобрнауки
Формирование системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций в 2021 году: Методические рекомендации (далее – Методические рекомендации) разработаны Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Общероссийским Профсоюзом образования в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2021 № ДМ-П8-5082, которое было дано по итогам проведения ежегодного Всероссийского августовского совещания и изложены в Письме Министерства образования и науки РФ от 29.12.2021 № ВП-1992/02.
Методические рекомендации разработаны с учетом предложений субъектов Российской Федерации, информационно-аналитических материалов и предложений, представленных Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации. Методические рекомендации прошли широкое обсуждение с заинтересованными общественными организациями.
Цели разработки методических рекомендаций
Методические рекомендации разработаны в целях:
- унификации систем оплаты труда работников, имеющих одинаковую трудовую функцию;
- обеспечения единых принципов формирования гарантированных размеров ставок заработной платы (окладов, должностных окладов);
- упорядочения структуры заработной платы работников путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда, на увеличение размеров ставок заработной платы педагогических работников, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) работы, педагогической работы;
- определения единого порядка исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема учебной (преподавательской) работы, педагогической работы;
- обеспечения равной оплаты за труд равной ценности путем применения повышающих коэффициентов (процентов) к зарплате за фактический объем учебной (преподавательской) работы, педагогической работы, а не путем повышения ставок, образующих новые их размеры;
- определения порядка регулирования дополнительной оплаты с учетом видов выплат компенсационного характера, в том числе за дополнительные виды работ, связанные с дополнительными трудозатратами (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ) (п.5.11.8 Отраслевого соглашения);
- определения порядка регулирования оплаты труда с учетом видов выплат стимулирующего характера.
Последствия изменений федерального законодательства по вопросам оплаты труда
При разработке и обсуждении Методических рекомендаций отмечено, что изменение федерального законодательства, связанное с разграничением полномочий по регулированию вопросов оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, и передача полномочий по установлению систем оплаты труда на уровень органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления и организаций привела к:
- разрушению единых принципов формирования порядка и условий оплаты труда значительной части педагогических работников, несмотря на сохранение на федеральном уровне порядка нормирования их труда в зависимости от норм часов педагогической или учебной (преподавательской) работы, устанавливаемых за ставку заработной платы, которые являются расчетными величинами для исчисления заработной платы с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы;
- значительной неоправданной дифференциации фиксированных размеров ставок заработной платы (должностных окладов) работников, отнесенных к одной и той же профессиональной квалификационной группе должностей, не только между регионами, но и между однотипными организациями в одном регионе, а также по должностям педагогических работников, выполняющим одну и ту же трудовую функцию;
- нарушению норм федерального законодательства, непосредственно связанного с оплатой труда педагогических работников (включая регулирование рабочего времени, нормирование труда, использование иных понятий и определений и др.);
- существенным различиям в подходах к формированию системы оплаты труда работников, выполняющих одни и те же трудовые функции, например, к применению системы оплаты труда, основанной на стоимости бюджетной услуги (1 расчетный час учебной работы с 1 расчетным учеником, сокращенно именуемый 1 ученико/час), которая в нарушение трудового законодательства не предусматривает фиксированных месячных размеров ставок заработной платы за установленные на федеральном уровне нормы часов педагогической работы в неделю, использует для оплаты труда учителей дополнительный, не предусмотренный законодательством показатель нормирования труда учителей, зависящий от количества обучающихся в классе;
- значительному снижению в структуре заработной платы постоянной ее части в виде ставок заработной платы (должностных окладов), что не способствует комплектованию образовательных учреждений квалифицированными кадрами учителей, не привлекает молодежь на эти должности;
- необоснованному увеличению в структуре заработной платы работников переменной части оплаты труда, т.е. «стимулирующих выплат», применение которых не всегда связано с исполнением основных должностных обязанностей, с качеством и результатами работы, что при отсутствии объективных и измеримых показателей приводит к непрозрачности и нередко к предвзятости в распределении этой части фонда оплаты труда;
- необоснованным различиям в размерах окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ;
- неправомерному установлению диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням ПКГ;
- установлению по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ различных размеры повышающих коэффициентов к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы;
- перенесению профессий рабочих и должностей служащих в другие профессиональные квалификационные группы и квалификационные уровни ПКГ;
- применению понижающих коэффициентов по должностям служащих, сформированным в профессиональную квалификационную группу должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.
Нормативные документы, на основе которых, разработаны методические рекомендации
Методические рекомендации разработаны с учетом положений ст. 144 Трудового кодекса РФ, предусматривающей, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных организаций устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, прежде всего, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
https://www.youtube.com/watch?v=ZHsI4P7fEQQ
Для организаций сферы образования такими федеральными нормативными правовыми актами, иными актами, содержащими нормы трудового права, с учетом которых должны регулироваться системы оплаты труда, являются:
- Трудовой кодекс РФ (статьи 100, 144, 333);
- постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 мая 2021 г. № 536, согласованный с Минтруда РФ и Минздравом РФ (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июня 2021 г., «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;
- постановление Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры», зарегистрированное Минюстом России 7 августа 2003 г., регистрационный № 4963 (далее – постановление Минтруда России № 41);
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240) (далее – квалификационные характеристики);
- приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (с изменениями);
- Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, принимаемые в соответствии со статьей 135 ТК РФ;
- Указы Президента Российской Федерации от 2012 года, включая указ от 7 мая 2012 г. № 597;
- Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2021 годы, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р;
- Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации на 2021 – 2021 годы, заключенное между Министерством образования и науки Российской Федерации и Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации 6 декабря 2021 (г. Зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости (Роструд) 22 декабря 2021 г., регистрационный номер 5129-Т3), рекомендованное к использованию при заключении региональных и территориальных соглашений (далее – Отраслевое соглашение).
Скачать Письмо Минобрнауки РФ от 29.12.2021 № ВП-1992/02 «Методические рекомендации по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций»
методических рекомендаций
Методические рекомендации содержат положения:
- о требованиях к локальным нормативным актам работодателей;
- о финансовом обеспечении обязательств по заработной плате и иным выплатам;
- об определении размеров должностных окладов и размеров ставок заработной платы;
- об особенностях оплаты труда отдельных педагогических работников;
- о выплатах компенсационного и стимулирующего характера;
- об условиях оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров.
Указывается, что система оплаты труда работников организаций (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), доплат и надбавок стимулирующего характера, систему премирования) устанавливается коллективным договором, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
https://www.youtube.com/watch?v=cCrxoPPBuwg
В Методических рекомендациях приводится форма тарификационного списка работников на год.
Если информация оказалась полезной, делимся ссылкой на эту статью в своих социальных сетях. Спасибо!
Еще статьи:
МРОТ: Конституционный Суд РФ постановил начислять «северные» надбавки
Профессиональный стандарт «Горничная» утвержден
Стаж, пенсионные баллы: как купить в Пенсионном фонде РФ
Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
Видео:Сколько зарабатывает учитель / Расчет зарплаты педагога / Зарплата учителя. Казахстан.Скачать
Каковы критерии для начисления стимулирующих выплат учителям в 2021 году?
Если раньше заработная плата учителей была приблизительно одинакова для всех, то сейчас каждый из них сам зарабатывает себе «бонусы». Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам и иным трудящимся закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). В ней говорится о том, что оплата труда состоит из 3 составных частей:
- основной оклад;
- различные виды компенсаций;
- стимулирующие надбавки.
Аналогичное деление прослеживается и в Постановлении Правительства № 583, опубликованного 5 мая 2008 года. В нем закрепляется система начисления заработной платы для работников бюджетной сферы.
Размер основного оклада определяется квалификацией педагога и количеством проведенных им занятий (так называемых академических часов).
Сумма компенсаций зависит от условий работы учителя: ездит ли он в командировки, преподает ли в сельской местности.
Размер и порядок выплат стимулирующего характера устанавливаются в документах учебного учреждения. Поэтому в каждой школе свои критерии начисления надбавок.
Что важно при начислении надбавок?
Хотя каждая образовательная организация принимает индивидуальные локальные документы, они должны соответствовать определенным федеральным стандартам. Указанное выше Постановление № 583 сообщает, что в школьном положении должны содержаться следующие сведения:
- как именно определяются критерии выплат;
- в каком порядке премируются сотрудники;
- каким требованиям должен соответствовать учитель, чтобы получить прибавку к зарплате;
- откуда идет финансирование для распределения стимулирующих доплат;
- занимается ли учебное заведение дополнительной предпринимательской деятельностью (например, часть здания сдается в аренду), чтобы прибыль с нее можно было распределять между сотрудниками.
Также локальные акты должны соответствовать рекомендациям, данным в письме Министерства образования РФ «О разработке показателей эффективности» № АП-1073/02, изданном в 2013 году. Среди них выделяют следующие критерии выплат в 2021 году.
- Организация дополнительных внешкольных проектов с классом (хождения на экскурсии, участие в социальных мероприятиях – посещение ветеранов, детдомов, уборка территорий, мотивирование учеников на запись в кружки, секции, занятия для дополнительного образования).
- Привлечение учеников к различным исследовательским проектам, их координация и итоговая оценка их достижений.
- Улучшение обучаемости детей: выплаты положены педагогам, ученики которых начали лучше писать контрольные и лабораторные работы, показывают более высокие результаты на экзаменах, чем прежде.
- Привлечение детей для участия в различных школьных, городских, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, эстафетах, олимпиадах, состязаниях: в случае успешной демонстрации себя учениками преподавателю положены дополнительные баллы.
- Использование информационно-коммуникационной техники при проведении занятий, организации работы с детьми и их родителями или опекунами, создание виртуальных классов.
- Соблюдение образовательных стандартов, внедрение инновационных разработок в базовую программу для эффективности работы с обучающимися.
- Обращение внимания на физическое здоровье детей, организация спортивных мероприятий.
- Проведение бесед с учениками из неблагополучных семей, их родственниками, способствование интеграции таких детей в классный коллектив.
- Разработка специализированных стендов, уголков и мини-музеев в тематических классных комнатах.
- Своевременность сдачи отчетности, грамотное заполнение документов.
- Посещение курсов для повышения личной квалификации.
Подобные критерии выплат разработаны для того, чтобы учителя были заинтересованы в поднятии качества образования. Преподаватели обязаны постоянно заниматься улучшением профессиональных навыков. Однако полное соответствие всем критериям на практике затруднительно.
Как распределяются баллы в оценочном листе?
Формат листа самооценки учителя устанавливается в каждом учебном заведении отдельно. На основании изучения подобных документов можно выделить приблизительную структуру оценочного листа и количество баллов, проставляемых в каждый пункт.
- За учебные достижения детей полагается от 0,5 до 5 баллов. К достижениям относят участие в различных соревнованиях, конкурсах, конференциях, олимпиадах. Причем чем масштабнее мероприятие, тем выше балл. Например, за олимпиаду, проводимую лишь в пределах школы, полагается самый минимум – 0,5 баллов. Но если ребенок участвует в конкурсах общероссийского масштаба, то и оценка преподавателю ставится максимальная – 5. Дополнительные баллы начисляются, если ученик занял призовое место. Оценка выставляется за каждого ученика и за каждый предмет отдельно. То есть если у учителя один ребенок участвовал в городской олимпиаде, а другой – в региональной, то за первого участника, допустим, ставится 2 балла, а за второго – 3. Итого оценка равна 5.
- От 1 до 3 баллов оценивается качество знаний у учеников. Чем больше в классе ударников и отличников, тем выше премия. Отдельными баллами оценивается подготовка к ЕГЭ. Если во время промежуточного тестирования обнаруживается, что ребенок выполнил задания на 100%, то учителю полагается надбавка к окладу.
- От 3 до 5 баллов могут поставить преподавателю, который занимается своим самообразованием и участвует в педагогических конкурсах. Посещение различных курсов, демонстрация своих профессиональных качеств в конкурсах позволяет увеличить заработную плату.
- От 1 до 9 баллов полагается педагогам, которые делятся своим профессиональным опытом с коллегами и научным сообществом. Если учитель участвует в различных конференциях, выпускает собственные методические разработки, конспекты занятий, ведет профессиональный блог или видеоаккаунт, пишет научные статьи, издает собственные книги, то руководство обязано его премировать.
- От 0,5 до 5 баллов проставляется за эффективную работу с классом и родителями учеников. Если дети кушают в школьной столовой, с ними проводятся классные часы, родители посещают школьные собрания, все вместе устраивают различные мероприятия (субботники, экскурсии, ярмарки), участвуют в школьных и городских праздниках, то преподаватель получает соответствующие надбавки.
- От 1 до 5 баллов получают педагоги за своевременное оформление документов, отчетов, выполнение поручений директора или завуча, проверку надлежащего состояния дневников у обучающихся.
В школах могут быть установлены и иные критерии для листа самооценки учителя. Например, в республиках, где образовательный процесс может идти на местном языке, могут добавить баллы за привитие детям любви к родному краю.
Как вычислить полагающуюся премию?
Надбавки в 5-10% от основного оклада полагаются учителям, у которых:
- большой стаж педагогической деятельности;
- имеется выслуга лет за работу с детьми;
- есть различные почетные звания и награды;
- есть классное руководство (сумма вознаграждения является фиксированной и составляет 1 тыс. руб.);
- подтвержденная категория квалификации по специальности.
Итого размер премии может составить до 50% от базовой зарплаты. Отдельно учитываются баллы.
Пример расчета надбавок за полученные баллы
- У школы в бюджете есть 70 тыс. руб., предназначенных для премирования педагогов. За месяц выявлено 5 самых лучших учителей. Двое из преподавателей набрали 37 баллов, еще двое – 43 балла, и последний набрал 51 балл.
- Вычисляется вся сумма баллов за месяц. (37*2) + (43*2) + 51 = 214.
- Теперь денежные средства, предназначенные для надбавок, делятся на количество выявленных баллов, чтобы узнать, сколько стоит единица в оценочной системе. 70 000 / 214 = 327,1 руб.
- Высчитывается персональная премия для каждого учителя. Например, тот, кто получил 51 балл по итогам работы, может рассчитывать на выплату в размере 51*327,1 = 16682,1 руб.
Приведенный пример условен и лишь показывает, как необходимо производить расчеты.
Учитель должен постоянно следить за своей репутацией. Если от родителей школьника поступила жалоба на преподавателя, даже уже начисленные баллы у него могут снять.
Доплата для учителей в сельской местности
Учителя, работающие в поселках, деревнях или селах, получают доплаты стимулирующего характера в тех же размерах, что и их городские коллеги. Однако их размер бывает намного меньше, поскольку бюджет села или поселка, как правило, небольшой.
https://www.youtube.com/watch?v=DzQhbz_ub2s
Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, вступивший в действие в 2012 году, в п. 8 ст. 47 устанавливает дополнительные компенсационные надбавки и льготы учителям в сельских школах:
- помощь в получении квартиры или дома;
- льготы для оплаты услуг ЖКУ;
- единовременное пособие для адаптации в новом месте проживания.
Также, если преподаватель лишь ездит в сельскую школу, чтобы вести занятия, но не живет в этом населенном пункте, ему могут частично компенсировать затраты на проезд.
Критерии выплат для педагогических работников в 2021 году урегулированы законом лишь частично. Образовательные учреждения, исходя из возможностей своего финансирования, утверждают форму оценочных листов для преподавателей. На их основании и выплачивается вознаграждение самым активным учителям.
Видео:Математика расчета учительской зарплатыСкачать
Зарплаты учителей и правила их начисления
Решением правительственной трехсторонней комиссии, координатором которой является вице-премьер РФ Татьяна Голикова, 25 декабря утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда для работников государственных и муниципальных учреждений, которые непосредственно касаются и школьных педагогов.
Составные части
Заработная плата школьных педагогов состоит из двух частей – базовой и стимулирующей.
В базовую часть входит базовый оклад, который не может быть ниже МРОТ в регионе, компенсационные выплаты (за вредные и опасные условия работы, тяжелые климатические условия, выполнение сверхурочных работ и др.
) и выплаты за дополнительную работу: классное руководство, заведование кабинетом, руководство методическим объединением и т.п.
Стимулирующие выплаты обычно полагаются за результаты и виды работ, которые не входят в должностные обязанности; это могут быть высокие показатели и достижения как школьников, так и самого педагога.
«Эти правила едины для всех, однако размер всех выплат сильно разнится в зависимости от региона; так, за классное руководство в одном субъекте можно получить 500 рублей в месяц, а в другом – до 12,5 тыс., примерно столько в Москве», – сказала «Вестям образования» аналитик Института государственного и муниципального управления Высшей школы экономики Светлана Попова.Например, их можно получить за участие и призовые места учеников в олимпиадах, конкурсах и других мероприятиях или за участие в профессиональных конкурсах, а также проведение и подготовку учителем каких-то крупных мероприятий в школе, для школы, муниципалитета или региона. За редким исключением стимулирующие выплаты составляют 5–10% от общего размера зарплаты.
Она пояснила, что образовательные учреждения в России сами устанавливают систему оплаты труда на основании той, которая принята в муниципалитете, поэтому в разных регионах стимулирующие выплаты также отличаются как размером, так и показателями, за которые они начисляются. Кроме того, в некоторых регионах практикуются доплаты молодым педагогам, при этом это могут быть и разовые подъемные, и доплаты в течение двух-трех лет, чтобы они могли относительно выровняться с другими преподавателями в плане заработка.
Рекомендации на 2021 год
На заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которое прошло в правительстве 25 декабря, были утверждены единые рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в следующем году. Согласно документу, региональные власти не должны допустить снижения уровня зарплаты работников образовательных учреждений, достигнутого в 2021 году, определяемого на основе данных Росстата.
«Снижение базовой части заработной платы не может быть по закону. Скорее снижение заработной платы может быть за счет стимулирующих выплат, которые выплачиваются нерегулярно, – считает Попова. – Вероятно, эти рекомендации помогут удержать заработную плату педагогов на достигнутом уровне.
Когда в 2012 году майским указом президента была поставлена задача по достижению средней заработной платы педагогов не ниже 100% от средней по региону и это было на контроле правительства РФ, субъекты России каждый квартал отчитывались о достижении показателя заработной платы, и им приходилось тем или иным способом искать способы ее повышения».
Поскольку в майском указе 2021 года уже нет акцента на заработную плату, то есть риск, что регионы расслабятся и перестанут контролировать уровень заработной платы, считает аналитик. Поэтому напомнить им, что она не должна снижаться – это правильно. Другое дело – насколько это удастся.
Ведь в регионах заработная плата снижается не по желанию властей, а потому что у регионов не хватает финансовых средств. Когда они исполняли майский указ 2012 года, то Минфин выделял определенные средства на то, чтобы обеспечить достижение заработной платы, сейчас этого нет.
Соответственно вопрос, откуда взять деньги на повышение, остается», – рассуждает Попова.
Дифференциация зарплат в регионах
В августе 2021 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что по итогам первого полугодия средняя зарплата школьного педагога в России составила 42,2 тыс. рублей. При этом целевой показатель в 100% от средней заработной платы по региону достигнут во всех субъектах РФ.
https://www.youtube.com/watch?v=QFbSSO5EHsU
Тем не менее сегодня уровень дохода учителей может разниться в пять-шесть раз в зависимости от субъекта.
«Заработная плата учителя привязана к средней по экономике региона, и это означает, что и в регионе соответствующие зарплаты.
Если сделать так, чтобы во всех субъектах зарплаты были примерно на одном уровне, то у нас получится ситуация, которая была в 90-е годы, когда в более благополучных регионах была катастрофическая нехватка учителей.
Доходы педагогов были везде примерно одинаковы, и в небогатых регионах она зачастую превышала заработную плату в других отраслях и этим создавала привлекательность работы в школе, а в наиболее развитых и финансово относительно благополучных – гораздо ниже, что в последних приводило к оттоку педагогов из системы образования.
И это повторится сейчас, если доходы уравнять. Поэтому тут нужны системные меры как на уровне страны, так и на уровне регионов, чтобы региональная экономика развивалась и заработная плата в целом в субъектах росла», – заключила эксперт.
🌟 Видео
Зарплата учителей в Москве. МЦКО диагностика учителей. Как устроиться на работу в московскую школу.Скачать
Элементарный расчет зарплаты для чайниковСкачать
Урок 11. Расчёт зарплатСкачать
Зарплата учителя 2023Скачать
"Чувствую себя униженной" – российские учителя о своих зарплатахСкачать
Переполненные классы и низкие зарплаты. В российских регионах не хватает ни школ, ни учителейСкачать
Увеличение зарплаты учителей будет больше, чем у других бюджетниковСкачать
Расчет зарплаты за неотработанное время Доплаты и надбавкиСкачать
ЗАРПЛАТА УЧИТЕЛЕЙ / #обществознание #огэ #репетитор #огэСкачать
Примеры расчета заработной платы в 2023 году. Удержание налогов и отчислений. #заработнаяплатаСкачать
Зарплаты учителей вырастут до средней по регионуСкачать
Зарплаты учителей поднимутСкачать
Калькулятор заработной платы (учитель)Скачать
Зарплата учителейСкачать
Учителя районной школы задумываются о массовом увольнении из-за снижения зарплатСкачать
Начисление зарплаты в 1С: ЗУП 3.1Скачать