Актуальный материал: «Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»»
Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.
Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.
Материалы по теме:
Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2021 года
Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»
Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы
- Сроки введения профстандартов
- Ответственность за неприменение профстандарта
- Особенность используемой терминологии
- Основные последствия введения профстандартов
- В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?
- Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?
- С 9 сентября действует новый профстандарт педагога допобразования и педагога-организатора
- Трудовые функции педагогов дополнительного образования
- Требования к педагогам дополнительного образования и тренерам – преподавателям спортивных секций
- Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых
- Педагог-организатор: требования к должности
- Профстандарт педагога дополнительного образования в 2021 году
- Можно продолжать работать
- Профстандарт: необходимость внедрения
- Грамотное использование стандарта
- По стандарту, но нестандартно
- 📽️ Видео
Сроки введения профстандартов
С 1 января 2021 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).
Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2021 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2021) и приказ Минтруда от 26.12.
2021 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2021).
Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.
Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2021 года № 584 устанавливает до 1 января 2021 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2021 г.
работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.
К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.
К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»
Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.
Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.
Ответственность за неприменение профстандарта
Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.
При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.
Особенность используемой терминологии
Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.
https://www.youtube.com/watch?v=kPiH_AhQkc0
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).
Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).
Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).
Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.
Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.
Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.
Основные последствия введения профстандартов
С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».
Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.
N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.
Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)
Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.
Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.
Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.
Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2021 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.
Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.
https://www.youtube.com/watch?v=Q0lOasM8op8
Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.
Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.
Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.
В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?
Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);
Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);
Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);
Положение о структурных подразделениях;
Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);
Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);
Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).
Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?
Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.
Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.
196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.
Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2021 г. с работником ничего сделать не могут.
Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2021 г.
работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2021 г.).
Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.
2021 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».
В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.
https://www.youtube.com/watch?v=-YLoXYKkoog
Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.
При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.
3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».
Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»
Видео:Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослыхСкачать
С 9 сентября действует новый профстандарт педагога допобразования и педагога-организатора
Приказом Минтруда от 5 мая 2021 года №298 утверждён новый профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Приказ зарегистрирован в Минюсте 28 августа за номером 52021. Профстандарт, утверждённый приказом Минтруда от 8 сентября 2015 года №613н, утратил свою силу.
Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:
Еще год назад мы информировали о подготовке нового профстандарта для педагогов дополнительного образования. Как и предполагалось, чтобы занимать должность педагога допобразования необходимо соответствовать 2 главным требованиям: иметь не только специализацию по самому преподаваемому предмету, но и получить педагогическую специальность по направлению «Образование и педагогические науки».
Трудовые функции педагогов дополнительного образования
Функции педагогов дополнительного образования разделены на 3 подуровня в рамках одного уровня квалификации. Специалисты данного профиля соответствуют шестому уровню квалификации.
1 подуровень: преподавание по дополнительным общеобразовательным программамСюда относятся педработники:
| Педагоги данной квалификации должны заниматься организацией образовательной деятельности обучающихся, досуговой деятельности в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы.Обеспечивать взаимодействие с родителями, осуществлять педагогический контроль освоения программы допобразования.Разрабатывать программно-методическое обеспечение. |
2 подуровень: организация методического сопровождения при реализации программ дополнительных общеобразовательных программ.Сюда относится методист и старшиий методист | Иными словами, речь идет о методистах. Педагоги данного уровня квалификации должны осуществлять организационно-методическое сопровождение, проводить мониторинг и оценку качества реализации программ педагогами допобразования. |
3 подуровень: педагог-организатор, организация педагогического обеспечения программ дополнительного образования детей и взрослыхСюда относится педагог-организатор | Это специалисты, которые должны организовывать и проводить массовые досуговые мероприятия, развивать социальное партнерство и продвигать услуги допоборазования детей и взрослых.Специалисты данного подуровня должны заниматься организацией допобразования по одному или нескольким направлениям деятельности. |
Требования к педагогам дополнительного образования и тренерам – преподавателям спортивных секций
Для того, чтобы занимать должность педагога доп. образования или тренера – преподавателя спортивной секции необходимо иметь определённой уровень образования:
- Первый вариант: получить высшее педагогическое (от 4 лет) или среднее проф. образование по педспециальности. Здесь важно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» (укрупненная группа специальностей).
- Второй вариант:пройти курс переподготовки по педагогике (3-6 месяцев). Если нет высшего или среднего педагогического образования, но есть другое высшее или среднее профессиональное образование (непедагогическое), то можно пройти курсы профессиональной переподготовки по направлению «Образование и педагогические науки». При этом переподготовку можно пройти уже после после трудоустройства, уже после заключения трудового договора. Главное, чтобы данный специалист по своему диплому так или иначе соответствовал тому предмету, который преподаёт. Например, если специалист имеет техническое образование в сфере IT-технологий, то этот специалист может вести кружок, факультатив или внеклассные мероприятия именно по этому направлению.
Руководители туристических походов и экспедиций (при работе с несовершеннолетними) должны обязательно пройти повышение квалификации.
Необходимо отметить, что профстандарт ориентирован в большей степени на педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования: ДЮСШ, дворцы спорта, дворцы творчества.
То есть речь идет о специалистах, которые работают с несовершеннолетними, хотя в названии профстандарта указываются и взрослые.
В любом случае, новые требования четко указывают на наличие педагогической подготовки для тех специалистов, которые работают с детьми.
https://www.youtube.com/watch?v=mNognipnGdQ
В предыдущих публикациях мы поднимали тему профстандарта фитнес-инструктора и фитнес-тренера.
Часть профессионального сообщества указывает, что фитнес — тренер нуждается в отдельном профстандарте, так как в нынешних требованиях указываются не совсем релевантные цели и задачи профессиональной деятельности фитнес-инструкторов и тренеров, например, подготовка к соревнованиям. Об этом читайте в нашей публикации.
Требования к методистам дополнительного образования детей и взрослых
Методист доп. образования детей и взрослых должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогические науки», либо имея не педагогическое образование, но соответствующее программам доп. образования, которые реализуются в учреждении, пройти курс переподготовки по педагогической специальности (от 3 месяцев).
Педагог-организатор: требования к должности
Чтобы занимать должность педагога-организатора не обязательно иметь высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по педагогической специальности. В случае, если у педагога-организатора нет пед. образования, то его можно получить на курсах профессиональной переподготовки (от 3-6 месяцев).
Скачать профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»
Видео:Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»Скачать
Профстандарт педагога дополнительного образования в 2021 году
Преподаватель дополнительного образования обязан работать согласно профессиональному стандарту. Документ утвержден приказом Минюста РФ № 613н 8 сентября 2015 г.
Профстандарт преподавателя дополнительного образования содержит в себе:
- Описание трудовых функций преподавателя.
- Особые требования допуска к работе.
- Информацию о требованиях, предъявляемых к образованию, обучению и опыту работы педагогического работника.
- Цель работы сотрудника.
Профстандарт помогает грамотно вести кадровую политику и управлять работниками. Документ используется при проведении аттестации преподавателя, определении размера заработной платы, подготовке должностных инструкций и заключении трудовых соглашений.
Можно продолжать работать
Профстандарт педагога дополнительного образования 2021 разрешает работать преподавателям, которые прошли обязательную или добровольную аттестацию.
Согласно приказу № 613н предъявляются такие требования к обучению и образованию педагогического работника:
«Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование — бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
Дополнительное профессиональное образование — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю).
При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование; дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года».
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования 2021 г. регулирует деятельность сотрудника до 01.01.2021 г. С начала будущего года начнут действовать иные нормы.
Профстандарт: необходимость внедрения
Минюст РФ разработал профессиональный стандарт по причине возникших сложностей в процессе определения квалификации преподавателя. Некоторые законодательные нормы были приняты более 20 лет назад. Они уже не актуальны. Чтобы отвечать мировым тенденциям, внедряются новые стандарты.
https://www.youtube.com/watch?v=Kg0Cf1jXOYg
Принятые на законодательном уровне нормы помогут повысить ответственность и заинтересованность сотрудников. Чтобы они выполнялись в полной мере, рекомендуется направлять сотрудников на курсы повышения квалификации.
Грамотное использование стандарта
Для достижения высоких результатов необходимо придерживаться следующих правил:
- Не применять профстандарт в качестве жесткой регламентации работы сотрудников.
- Не вынуждать сотрудников выполнять работу, которая отвлекает их от прямых обязанностей.
- Подталкивать работников к поиску нестандартных решений.
По стандарту, но нестандартно
По профессиональному стандарту педагогический работник обязан:
- Осуществлять набор детей на обучение согласно разработанной программе.
- Отбирать детей для обучения согласно разработанной программе (вместе с комиссией).
- Мотивировать учащихся.
- Разрабатывать мероприятия по улучшению оснащения учебного кабинета.
- Подготавливать требуемые информационные материалы.
- Консультировать ребят и их родителей.
- Помогать учащимся, контролировать их.
- Корректировать поведение детей.
- Понимать потребности учеников.
- Набирать группы учащихся, принимая во внимание особенности образовательных программ.
- Обеспечивать сохранность и правильное применение расходных материалов, оборудования и т.д.
- Создавать комфортные условия для развития детей.
- Подготавливать учеников к участию в конкурсах, выставках и прочих подобных мероприятиях.
- Формировать условия для развития самооценки и самоконтроля детей.
- Сотрудничать с коллегами, поддерживать благоприятную атмосферу.
Чтобы воспитательный процесс протекал по стандарту и при этом нестандартно педагог дополнительного образования должен обладать следующими качествами личности:
- Высокий интеллектуальный уровень.
- Осознание потребностей детей.
- Чувство юмора.
- Высокий творческий потенциал.
- Чуткость.
- Толерантность убеждений.
Согласно изменениям, внесенным в текущем году в федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в 2021 году каждый педагог дополнительного образования должен пройти обязательную аттестацию. Эта процедура показывает степень мастерства сотрудника.
Педагогический работник обязательно должен представить доказательства своих достижений: благодарности, грамоты, дипломы. По результатам аттестации ему присваивается та или иная квалификационная категория. Результат аттестации можно оспаривать в суде.
Также для решения вопроса может быть создана специальная трудовая комиссия.
Незначительные изменения, которые случились в 2021 году, не доставляют проблем. Все понятно и выполнимо. Руководители центров и муниципальных учреждений дополнительного образования детей должны подготовиться к 1 января 2021 года. Вступит в законную силу профстандарт, от которого зависит не только уровень и в итоге результат работы преподавателей, но и их заработок.
Чтобы не допустить ошибок, внедряя план поэтапного перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых, примите участие в вебинаре «Разработка плана постепенного перехода на профстандарты для организаций дополнительного образования», который состоится 11 ноября.
📽️ Видео
Профстандарт Педагог дополнительного образованияСкачать
Основные требования профессионального стандарта педагога дополнительного образования (Акимов С.С.)Скачать
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: проблемы, вопросыСкачать
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: опыт внедренияСкачать
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образованияСкачать
Педагогика дополнительного образования детей и взрослыхСкачать
Актуальные вопросы перехода на новый профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования»Скачать
Профессиональный стандарт педагогаСкачать
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития проф. компетенции педагог. работниковСкачать
Введение профессионального стандарта педагога дополнительного образования, семинар практикумСкачать
Требования профессионального стандарта к деятельности педагога дополнительного образованияСкачать
Профессиональный стандарт для работников сферы дополнительного образования детей и взрослыхСкачать
Виды дополнительного образования: переподготовка, повышение квалификации, образовательные программыСкачать
Должностные обязанности педагога дополнительного образованияСкачать
Профстандарт дополнительного профессионального образованияСкачать
Внедрение профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» обсудилСкачать
Педагог дополнительного образованияСкачать
Рабочая программа педагога дополнительного образования (ФГОС ДО)Скачать