+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Бережливое обучение

Содержание

«Комфортная школа»: как выглядит учебное заведение, где применяют бережливые технологии

Бережливое обучение

«Комфортная школа» – проект, направленный на внедрение так называемых бережливых технологий в школах.

Такие технологии обычно используются на производствах и позволяют предприятиям повысить производительность труда, снизить себестоимость и улучшить качество продукции.

Применение бережливых инструментов в социальной сфере, а в частности, в школах способно сделать образовательный процесс более комфортным как для учеников, так и для учителей и освободить время для отдыха и подготовки.

Первая такая школа появилась в Москве, ее посетили министр экономического развития РФ Максим Орешкин, министр просвещения РФ Ольга Васильева, генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) Николай Соломон. Корреспондент портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС, также побывал в школе №1474 и оценил проделанную работу.

Пилотный проект «Комфортной школы» реализовывался экспертами ФЦК в течение трех месяцев. Он не затронул непосредственно образовательный процесс и не потребовал значительных финансовых вложений, но позволил увеличить полезное время ученика на 27 мин в день, учителя – на 34 мин в день. Ожидается, что со следующего года «Комфортные школы» начнут появляться по всей России.

Орешкин и Васильева высоко оценили проделанную работу. Они отметили, что по сути в школе просто был наведен порядок, но он оказал влияние на качество образования и на культуру всей школы.

Министр экономического развития РФ Максим Орешкин, министр просвещения РФ Ольга Васильева во время посещения школы №1474 Владмир Гердо/ТАСС

«Это изменение культуры, изменение идеологии, сознания людей, которое долгосрочный эффект оказывает на всю экономику. Человек, у которого в школе порядок, он приходит домой и тоже у него есть желание навести порядок”, – отметил Орешкин.

Ученики теряют время

На первом этапе специалисты проанализировали, как расходуется время учеников и учителей в течение дня. Оказалось, что все участники учебного процесса тратят слишком много времени на перемещения по школе, поиск кабинетов, стояние в очередях, заполнение документов и поиск необходимых вещей. Все это сокращало свободное время учеников, которое можно было потратить на отдых или подготовку. 

Потери времени возникали у учеников, как только они заходили в школу – приходилось стоять в «пробках» у турникетов, толпиться и сталкиваться в зоне переобувания.

По рекомендациям специалистов, была оптимизирована работа турникетов, благодаря чему были разведены потоки входящих людей. Кроме того, сейчас донастраивается система, благодаря которой вход в школу станет возможным с помощью гаджета, и не придется искать специальный пропуск.

Помимо этого, ученики получили возможность переобуваться в гардеробных комнатах, где у каждого класса появилась своя вешалка.

Расписание уроков стало электронным и работает по принципу электронного табло в аэропортах. Теперь оно располагается на всех этажах, а не только на первом, как было раньше. При этом сами этажи стали тематическими: первый – «Библиотечно-информационный», второй – «Социально-гуманитарный», третий – «Физико-математический», четвертый – «Научно-технологический».

Владимир Гердо/ТАСС

По всей школе появились указатели, была изменена и система нумерации кабинетов. При этом удалось развести потоки людей – лестницы и входы в столовую и гардероб стали с односторонним движением.

Теперь ученикам стало проще ориентироваться в школе, а за счет кругового движения прекратились столкновения между школьниками, что снизило травматизм и повысило безопасность.

В результате время перемещения учеников между кабинетами сократилось с 22 до 6 минут в день.

Организация пространств

Классы разделили на два типа – универсальные и профессиональные. В профессиональных классах проводятся уроки, требующие специализированное оборудование. В универсальных классах можно проводить любые другие уроки.

«Мы предложили поменять концепцию – не ученики ходят между классами, а преподаватели.

Таким образом, первые три этажа – это универсальные классы, где ученики могут оставаться в классах, нужны только переходы преподавателей», – пояснил Соломон.

Рабочие места и учителей, и школьников были стандартизированы по системе 5С (организация рабочего пространства, которая направлена на рациональную организацию рабочего пространства, предполагает сортировку вещей, организацию хранения и постоянное поддержание порядка).

«Это как на производстве: независимо от того, сколько смен вы работаете на одном станке, вы должны прийти на этот станок и найти все, что вам нужно… Мы разработали стандарты и расположения стульев в классе, и расположения предметов преподавателей. Такие стандарты разработаны во всех помещениях школы – примерно в 100 кабинетах все рабочие места приведены в порядок в соответствии со стандартами 5С», – отметил глава ФЦК. 

Владимир Гердо/ТАСС

В школе изменилось пространство столовой. Раньше ученики тратили по 10 минут в очереди. Грамотная организация очереди и процесса выдачи еды позволили сократить это время до 3 минут. Кроме того, появилась возможность электронного заказа обеда с помощью терминала, который располагается у входа в столовую.  

Увеличилось и количество мест за счет расположения барных столов по периметру столовой. Такие изменения привели к тому, что большее число учеников стали ходить на обед: пропускная способность за перемену увеличилась с 82 до 140 человек, а удовлетворенность столовой возросла с 17% до 83%.

Пристальное внимание эксперты ФЦК уделили библиотеке. Раньше ее посещаемость составляла лишь 7%: практически все пространство занимали стеллажи, а школьникам приходилось ждать выдачу книги около 15 минут.

На преобразование ушло два месяца, и это дало положительный эффект — сегодня библиотекой пользуется 63% учеников.

В обновленной школе она стала не только местом, где можно быстро получить книгу (за 1 минуту), но и местом отдыха, где ребята могут позаниматься и даже посмотреть фильмы с проектора.

Основной массив книг теперь хранится на складе, а заказать их можно в электронном виде – ученик подает заявку на книгу, библиотекарь готовит заказ и информирует о наличии книги. Школьникам остается только забрать свой заказ. 

Избавление от бумаги

Эксперты ФЦК выяснили, что учителя тратят очень много времени на оформление бумажных договоров, заявок и других документов. Сейчас документооборот в школе стал полностью электронным. Это сняло нагрузку не только с учителей, но и облегчило жизнь родителей – теперь они могут заключать договора на дополнительные платные секции, продленный день в электронном виде с помощью СМС-подписи.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева во время посещения школы №1474 Владимир Гердо/ТАСС

В результате время, затрачиваемое сотрудниками школы на ведение договоров, сократилось с 16 до 1 минуты в день.

Родители стали тратить на это всего 15 минут в год, взамен 30. При этом перевод документов в электронный вид дал экономический эффект – экономия затрат на печать должна составить более 200 тыс. в год.

В целом по результатам реализации проекта уровень удовлетворенности логистикой и переходами повисился с 15 до 73%, организацией питания – с 17 до 83%, работой с документами – с 40 до 80%, информативностью пространства – с 0 до 73%.

Источник: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/595493

Бережливое производство (Lean manufacturing, TPS) — незатратный путь роста. Семинар в Москве

Бережливое обучение

=

[{“value”:”37 900 \u0440\u0443\u0431.”,”desc”:”\u0411\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u044f \u0446\u0435\u043d\u0430″,”class”:”base”,”calculateParticipantCount”:1},{“value”:”3 500 \u0440\u0443\u0431.

“,”desc”:”\u0417\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0443″,”date_s”:1581922800},{“value”:”34 400 \u0440\u0443\u0431.

“,”desc”:”\u0418\u0442\u043e\u0433\u043e\u0432\u0430\u044f \u0446\u0435\u043d\u0430″}]

Зарегистрироваться на семинар

Москва, Ленинский проспект, 38А, кампус MBS

Продолжительность обучения: 24 академических часа.

Формат обучения: очные аудиторные занятия (семинар).

В условиях финансовой нестабильности бережливое производство приобретает все большую актуальность. Ведь сейчас основная задача каждого предприятия не только выстоять в столь сложных условиях, но и продолжать развиваться.

Для этого необходимо повышать эффективность предприятия по всем направлениям деятельности, что в первую очередь будет происходить за счет оптимизации затрат, повышения производительности имеющихся ресурсов, а также улучшения качества выпускаемой продукции.

На сегодняшний день концепция бережливого производства становится все более популярной, ее с успехом внедряют многие производственные компании. Концепция хорошо зарекомендовала себя в частном секторе: в сфере как производства, так и услуг.

Посетив семинар, вы научитесь разрабатывать и развертывать стратегию развития производственной системы, а также сможете повысить эффективность потока и качество использования ресурсов в производстве.

Внимание! Вы можете посетить полный курс «Современные методы управления производственными процессами».

Посмотреть программу

Время проведения семинаров — ежедневно с 10:00 до 17:30

Чтобы определиться с выбором производственной стратегии и направлением развития производственной системы, важно в первую очередь оценить и проанализировать конкурентные преимущества вашего производства; выработать стратегию развития производственной системы; построить математическую модель такой системы, которая обеспечит повышение качества продукции, снижение времени выполнения заказа, предложение хорошей цены и, как следствие, повышение степени удовлетворенности клиентов, акционеров, сотрудников компании.

  • Вызовы современности, модель бизнеса устойчивого успеха
  • Качество бизнес процессов в российских компаниях
  • ГОСТы об эффективности и результативности бизнес-процессов компании

Бережливое производство (Lean manufacturing, TPS)

  • История развития методов управления производственными процессами в СССР и РФ
  • История развития методов управления производственными процессами в Toyota
  • Философия TPS
  • Что такое бережливое производство
  • Что такое ценность для потребителя
  • Что такое потери на производстве
  • 8 видов потерь на производстве, методы измерений и борьбы с ними

Развитие производственной системы

  • Производственная система — социотехническая система
  • Ключевые элементы производственной системы (дома производственной системы)
  • Диагностика уровня развития производственной системы
  • Гемба Кайдзен

Разработка и развертывание стратегии развития производственной системы

  • Миссия, видение, ценности (MVV)
  • Программа стратегических преобразований
  • Методология разработки стратегии развития производственной системы «Хосин Канри» (модель производственной системы Toyota)
  • Развертывание стратегии «вниз» до рабочего места
  • Стратегический анализ, инструменты стратегического анализа
    • PESTEL-анализ
    • SWOT-анализ
    • Матрица Портера
    • Матрица «Продукт / рынок»
    • Матрица «Рынок / технология»
    • Стратегический отчет о прибылях и убытках
    • Карты потоков создания ценности (VSM)
    • Президентская диагностика (Lean assessment)
    • Матрица «прорывов»
    • Анализ корневых проблем (диаграмма Исикавы)
    • Анализ Парето
    • FMEA
  • Формулирование стратегии
  • Методология выработки ключевых индикаторов эффективности — KPI
  • Стратегические направления
  • Стратегические инициативы
  • Методология оценки рисков в достижении целей стратегического развития
  • Стратегическое финансирование
  • Цикл управления стратегией развития производственной системы
  • Методология формулирования стратегии в Х-матрице

Повышение эффективности работы персонала от работников к сотрудникам

  • Подразделение организационного развития
  • Технология «Обея»
  • Подход «Люди — процессы — технологии»
  • Подход саморазвивающейся организации
  • Талантливые сотрудники
  • Управление изменениями, преодоление сопротивления

Практика и результаты развертывания «Хосин Канри», бережливого производства в российских и иностранных компаниях

Практикумы:

  • Кейс «Диагностика уровня развития производственной системы»
  • Кейс «Ранжирование стратегических инициатив»
  • Кейс «Разработка стратегии в Х-матрице»
  • Кейс «Построение матрицы готовности персонала»

Управление производственными процессами с целью минимизации потерь и повышения качества (бережливое производство, Lean manufacturing, TPS). Повышение эффективности потока — инструменты: ячеистая структура, стандартизация, 5С

Когда стратегия развития производственной системы компании разработана и развернута, необходимо сделать ключевые процессы наиболее эффективными. Для этого следует построить поток создания ценности в компании и применить к нему инструменты повышения эффективности.

Реализация концепции эффективного управления потоком (TFM)

  • Пять принципов бережливого производства
  • ТОС, «Буфер — барабан — веревка»
  • Общая схема реализации потока на производстве
  • Картирование потока создания потребительской ценности (VSM) — ключевая технология повышения эффективности бизнес-процесса

Инструмент повышения эффективности потока — ячеистая структура

  • Поток в одно изделие
  • U-образные ячейки
  • Многостаночное обслуживание
  • Мизусумаши
  • Диаграмма «Спагетти»
  • Канбан
  • Диаграмма Ямазуми
  • Граф процесса
  • Разработка планировки

Инструмент повышения эффективности потока — стандартизация

  • Инструменты улучшения потока
  • Цикл стандартизированной работы
  • Методика выравнивания производственного потока
  • Алгоритм стандартизации — 11 шагов

Инструмент повышения эффективности рабочего места — система 5С

  • 1С — сортировка
  • 2С — создание рабочего места
  • 3С — содержание в чистоте
  • 4С — стандартизация
  • 5С — соблюдение и совершенствование
  • Визуализация

Практикумы:

  • Кейс «Разработка ячейки»
  • Деловая игра «Система 5С»

Система ТРМ (Total Productive Maintenance) — система повышения эффективности использования оборудования

  • 8 столпов ТРМ
  • 5 основных заповедей ТРМ
  • Повышение уровня компании
  • Структура потерь на оборудовании
  • Полная эффективность оборудования (ОЕЕ)
  • Инструмент быстрой переналадки (SMED)
  • 7 этапов освоения автономного обслуживания

Система ТQМ (Total Quality Management) — система повышения качества

  • Качество: от контроля продукции к контролю процессов
  • TQM в Toyota
  • Система ZQC (Zero Quality Control)
  • Канбан
  • Алгоритм успешного решения проблем 8D
  • Инструмент Poka-Yoka

Канбан — система эффективного управления подачей материалов

  • Модели подачи материалов в производство
  • Классификация видов запасов
  • Комплектовщик и транспортировщик
  • Канбан
  • Логистический ящик, ящик выравнивания, устройство формирование партии, согласователь
  • Алгоритм развития в компании системы «Канбан»
  • Формулы расчета канбанов

Практикумы:

  • Кейс «Расчет полной эффективности оборудования»
  • Задача «Расчет канбанов»

В результате обучения вы: 

  • ознакомитесь с концепцией бережливого производства, историей ее появления
  • научитесь видеть потери в бизнес-процессах
  • сможете оценивать уровень развития производственной системы
  • научитесь определять направления стратегического развития производства
  • сможете производить стратегический анализ
  • научитесь формулировать стратегию развития и формализовывать ее в Х-матрице
  • сможете пользоваться приемами повышения эффективности работы персонала
  • научитесь вырабатывать KPI
  • рассмотрите методы мотивации сотрудников и делегирования задач
  • научитесь проектировать поточные производственные линии дискретного выпуска продукции
  • повысите свой профессиональный уровень и управленческие компетенции
  • научитесь эффективно планировать и управлять своим временем
  • научитесь рассчитывать полную эффективность оборудования
  • ознакомитесь с инструментами бережливого производства методологии «Хосин Канри»: системой 5С, визуализацией, сотовой планировкой производства, картированием потока создания ценности, стандартизированной работой, системой ТРМ, системой TQM, системой «Канбан»
  • станете обладателем карты постоянного клиента, которая дает возможность пройти обучение на семинарах и программах MBA от Moscow Business School со скидкой 5%
  • 17 мая `19Много практической работы, живое общение с аудиторией, клиентоориентированность. Много полезной информации для работы.Аржанова Ирина Евгеньевна, Московская печатная фабрика, начальник отдела
  • 17 мая `19Обмен знаниями и опытом с участниками курса — положительный. Новые методики и практики.Викулина Татьяна Игоревна, АО Прогресс, ведущий аудитор
  • 14 ноября `18Большое спасибо. Три очень познавательных и интересных дня.Морозов Ярослав Олегович, ООО ПЕРИ, инженер контроля качества
  • 14 февраля `18Актуально. Интересно. Полезно.Получила знания как повысить эффективность предприятия, как и что будет происходить за счет оптимизации затрат, повышения производительности имеющихся ресурсов, улучшение качества выпускаемой продукции. Буду рекомендовать семинары Набокова А.Б.Маркина Елена Анатольевна, генеральный директор, ООО Гормолзавод «Магаданский»
  • 25 июня `16Стюхин Д. А. постарался взять все лучшее и с Запада, и с Востока, но при этом остается патриотом и пытается (успешно) нести и внедрять идею Бережливого производства в России. Это очень располагает к себе и материал просто «впитываешь». Буду рекомендовать!Новиков Сергей Алексеевич, начальнк УПГ, ООО «Бипак»

,{“value”:”3 500…”,”word_count”:1070,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://mbschool.ru/seminars/7647

Профессиональная переподготовка по бережливому производству

Бережливое обучение

Цель: формирование компетенций, необходимых для использования бережливых технологий.

Категория слушателей: лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование.

Форма обучения: очная, очно-заочная (с применением ДОТ).

Режим обучения: не более 8-ми ак. ч. в день.

Курс бережливое производство

Курс 256 ак.ч.

Наименование дисциплины256 ак.ч.Оценка
1Предмет, объект и понятие бережливого производства14Зачет
2Производственная система Toyota (TPS) и бережливое производство18Зачет
3Современная концепция качества Э. Деминга22Зачет
4Понятие “Гемба” и его роль в бережливом производстве14Зачет
5Основные понятия бережливого производства20Зачет
6Виды потерь в бережливом производстве26Зачет
7Способы и методы диагностики потерь в бережливом производстве24Зачет
8Основные подходы к устранению потерь в бережливом производстве16Зачет
9Принципы бережливого производства; процессорное управление; стандартизация26Зачет
10Lean система в бережливом производстве18Зачет
11Виды инструментов в Lean системе14Зачет
12Правильное применение lean инструментов16Зачет
13Основные способы внедрения бережливого производства20Зачет
14Итоговая аттестация8Экзамен

Использование, воспроизведение и распространение данного объекта интеллектуальной собственности (учебного плана) без согласия правообладателя преследуется по закону.

Программа обучения по курсу бережливое производство может иметь несколько вариантов продолжительности обучения в академических часах. Профессиональная переподготовка по бережливому производству может быть в стандартном режиме обучения и в ускоренном.

Выберите наиболее удобный для Вас вариант продолжительности и режима обучения в списке на сайте. Стоимость программы обучения курса по бережливому производству зависит от выбранного количества часов и режима обучения.

Пожалуйста оставьте запрос информации в форме.

С Вами свяжутся из приемной комиссии и подробно расскажут о возможных вариантах обучения!

Поступление

Поступить и приступить к обучению можно в любой день!

Поступить на обучение может любой желающий, имеющий среднее профессиональное или высшее образование, а также студент старших курсов. Для начала обучения необходимо отправить заявку на обучение (выше на странице).

С Вами свяжутся специалисты по сопровождению учебного процесса, ответят на все вопросы. Далее методический отдел утвердит возможность обучения и после этого мы направим Вам договор и счет.

Далее Вам необходимо произвести оплату по счету в банке или в по реквизитам в платежной системе онлайн-банка. Все готово! Вы можете приступать к обучению!

Для поступления требуются в электронном (скан или фото) виде следующие документы:

  • заявка и договор об обучении
  • копия документа об образовании или справка об обучении (для студентов)
  • документ о смене имени, отчества или фамилии (если фамилия, имя или отчество в заявке и дипломе не совпадают)
  • для медицинских работников – интернатура, ординатура, дипломы о профессиональной переподготовке, крайний сертификат специалиста (при наличии)

Обучение

В процессе обучения у вас будет открыт доступ на учебный портал, где будут находиться все необходимые методические и учебные материалы. Вы сможете их изучать в онлайн режиме, посредством личного кабинета или скачать к себе на компьютер или мобильный телефон.

Все лекции представлены в PDF-формате, что очень удобно, ведь нет необходимости устанавливать дополнительные программы.

После завершения изучения учебных материалов, Вам необходимо пройти итоговое тестирование, по результатам которого вам будут поставлены оценки «зачет» или оценки за экзамен в приложении к диплому. Тестирование Вы можете пройти несколько раз, Вам будет предоставлено как минимум 3 попытки. Дополнительная плата во время обучения не взимается!

После успешной сдачи итогового тестирования Вы получите диплом о профессиональной переподготовке, а медицинские работники получают еще сертификат специалиста.

Выдача документов

После завершения обучения оригиналы документов Вы можете получить лично (забрать у нас в офисе) или мы направим Вам заказным письмом или курьерской службой. Адрес и форма получения оригиналов для направления документов указывается в заявке на обучение.

Наши дипломы и сертификаты оформляются в бумажном виде на бланках строгой отчётности с несколькими степенями защиты.

Вместе с дипломом выдаем договор и акт в бумажном виде.

В соответствии с законом об Образовании в РФ, диплом о проф. переподготовке может быть выдан слушателям, имеющим высшее или среднее профессиональное образование.

Если слушатель не имеет такого образования, то ему мы можем выдать свидетельство о доп.

образовании (а после получении среднего профессионального или высшего образования слушателю будет выдан диплом о профессиональной переподготовке).

Документы оформляются от 1 до 2 рабочих дней.

Единый Центр Профессинального Дополнительного Образования имеет государственную лицензию на образовательную деятельность №038734.

Лицензия выдана Департаментом образования города Москвы и включена в реестр Рособрнадзора.

Вы можете быстро проверить лицензию на сайте Рособрнадзора.

Проверить

Источник: https://EC-DPO.ru/professionalnaya-perepodgotovka/bereglivoe-proizvodstvo/bereglivoe-proizvodstvo

Как навести порядок в классе по системе 5S и зачем это нужно

Бережливое обучение

Вы слышали что-то о бережливом образовании? Если ещё нет, то можно приступать. Тем более что мы только и делаем, что говорим об инновациях в образовании. Наш блогер Анастасия Дурягина разобралась с главными новинками в образовании на сегодня.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Почти каждый год наше Министерство образования придумывает что-то для модернизации современной школы. Учителям приходится подстраиваться и работать в поле многозадачности, а ещё выполнять свою главную задачу — учить детей. Я не против нового, но у нас другая проблема. Придумать-то придумали, а вот как внедрять — нет. Какие-то у нас с этим проблемы.

Б — бережливость

Нас с детства учили беречь воду, лес, не тратить электроэнергию зря, быть предельно экономичными во всём. Кто-то смог взрастить в себе привычку, кто-то нет. Мы все разные, и взгляды у нас на одно и то же разнятся.

Итак, наступило время бережливого образования. Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае — производительности обучения.

Бережливое образование невозможно без бережливой культуры. Главное в lean (так называется в Японии метод бережливой культуры) — человеческий фактор, коллективная работа. Существенную поддержку этому оказывает эмоциональный интеллект работников-коллег. Lean-культуре соответствует и определённая корпоративная культура. Есть ли она у вас на работе?

Говоря о ключевых факторах бережливого обучения (Lean+Training), нужно отметить, что они принципиально не отличаются от факторов бережливого производства и включают в себя:

  • выявление и устранение потерь в обучении;
  • непрерывный поток обучения;
  • стандартизацию учебного процесса;
  • 5S — организацию рабочего (учебного) места (класса);
  • визуализацию учебного процесса;
  • осведомлённость и вовлечение персонала;
  • кайдзен — непрерывное улучшение.

Цель этой работы, основывающейся на изучении теоретических положений, — провести анализ потерь и представить комплекс мер по их устранению в образовательном учреждении с помощью lean-технологий.

В силу ограниченности формата мы сфокусируемся на материально-хозяйственной деятельности в каждой школе (во многих регионах уже вводят новшество), поскольку потери в этой сфере легко измерить.

Сама технология пришла к нам из бизнес-стратегии. И в перспективе смотрится прекрасно.

Система 5S, которая входит в бережливое образование, — это метод организации рабочего пространства (кабинета). Цель — создание оптимальных условий для работы, поддержания порядка, чистоты, аккуратности, экономии времени и энергии.

Давайте взглянем на таблицы — и сразу поймём всё про систему 5S.

Концепция 5S уходит корнями в философию «кайдзен», что в переводе с японского языка означает «постоянное совершенствование». Она позволяет не просто навести порядок на рабочем месте, но и воспитывает стремление к дисциплине и саморазвитию.

Сегодня 5S применяется на предприятиях, в учреждениях и офисах по всему миру. В августе во всех школах начинается уборка в кабинетах. Классные руководители, за которыми закреплён кабинет, должны подготовить по данной системе свой кабинет. Можно позвать на помощь родителей, родительский комитет.

Этапы 5S

  • Первый шаг — сортировка. На этом этапе важно выбросить все ненужные или лишние предметы со стола, из шкафов. То, чем на самом деле учитель редко пользуется в классе. Например, старые тетради, сломанные горшки из-под цветов, просроченные календари и т. д. Если этого не сделать, то придёт комиссия, сделает выговор. Вам это надо при приёмке класса?
  • Второй шаг — соблюдать порядок. Предметы, которыми редко пользуются, а выкинуть рука не поднимается, можно убрать в ящики, а остальное положить в зоне доступа. Здесь важно, чтобы вещи обрели своё законное место, чтобы до них при необходимости можно было легко добраться. По технологии 5S поиск любого предмета должен занимать не больше 30 секунд.
  • Третий шаг — содержать в чистоте. Здесь можно составить график дежурств и назначить ответственных. Самое главное — определить причины загрязнения и постараться их устранить. Например, можно назначить ответственных и закрепить за ними определённые зоны, которые они будут регулярно убирать: шкаф, парты, подоконники и т. д.
  • Четвёртый шаг — стандартизация. На этом этапе надо постараться оптимизировать пространство, сложить мелкие вещи в коробки, составить перечень книг, которые хранятся в классе, чтобы по этому каталогу их можно было быстро найти. Ребята и учитель должны вместе сформулировать и написать правила, которые помогут поддерживать порядок в классе.
  • Пятый шаг — совершенствование. Здесь открывается возможность для тренировки пространственного и креативного мышления, навыков организации и систематизации. Уборка по системе 5S не должна превратиться в рутину, иначе к ней пропадёт интерес. Важно предлагать идеи, которые позволят усовершенствовать, разнообразить, сократить по времени и улучшить качество уборки.
  • На этом этапе надо уделить внимание мотивации. Например, можно сделать фотографии до и после уборки. Снимки позволят почувствовать значимость работы и произошедшие перемены. Кроме того, ребята, освоившие систему 5S, могут передавать свой опыт другим классам.

Подробнее об этом можно почитать в этих источниках, и пусть это станет вашим путеводителем по миру гармонии и чистоты на работе, и тогда никакие проверки вам не страшны. Т. Фабрицио и Д. Тэппинг, «5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место», а также статья А. И. Герасимовой и И. В. Ярмухаметова «Применение системы 5S в учебных мастерских».

Источник: https://mel.fm/blog/anastasiya-duryagina1/97041-kak-navesti-poryadok-v-klasse-po-sisteme-5s-i-zachem-eto-nuzhno

Обучение в сборных группах

Бережливое обучение

Расписание мероприятий по обучению в сборных группах

Обучение в сборных группах и посещение лин-экскурсий – это бюджетный экспресс-метод освоение навыков бережливого производства и получение опыта практикующих внедрение инструментов бережливого производства компаний.

Основа и начало обучение – это прохождение курса «Картирование потока создания потребительской ценности». Именно этот курс дает понимание основ lean, зачем необходимо его внедрение на предприятии.

Бережливое производство, освоение которого происходит не только на производственных площадках, но на государственном уровне, стало синонимом успешного развития компании.

Бережливое производство: примеры

Приведем простой пример от наших партнеров инженерного центра Икар, которые выступают подрядчиком авиастроительной компании Airbus.

До внедрения программы бережливого производства, инженерный центр испытывал проблемы с получением заказов и со сроками их выполнения.

Но после использования lean инструментов предприятие получило высшую категорию Airbus и улучшило качество конструкторской документации до 98%. Ознакомиться с опытом ИЦ Икар.

Инструменты бережливого производства

История зарождения бережливого производства начинается в период, когда необходимо выпускать продукцию лучше, но дешевле. Внедряя принципы поточного производства, компания Toyota смогла выполнять заказы, используя меньше ресурсов при высоком качестве и точном выполнении сроков.

На сегодняшний день эффективные инструменты бережливого производства:

  1. КПСЦ
  2. Канбан-карты
  3. Вытягивающее поточное производство
  4. Непрерывное совершенствование
  5. Быстрая переналадка оборудования
  6. TPM
  7. Система точно вовремя
  8. Визуализация
  9. U-образные ячейки

Бережливое производство: план мероприятий

Внедрение бережливого производства проходит в несколько этапов и не ограничивается во времени, по сути, это бесконечный и непрерывный процесс, в котором нет предела совершенству.

Невозможно один раз провести модернизацию, использовать какой-либо инструмент и на этом закончить.

Анализ существующих проблем помогает выявить корневые проблемы, а также с помощью методологических инструментов понять: что случилось и как это устранить.

Такое название диаграмма получила благодаря графической схожести со скелетом рыбы. В процессе анализа с помощью стрелочек, графиков, цифр диаграмма становится наглядным пособием по выявлению слабых мест в производстве.

Анализу подвергается каждый этап создания продукта, выявляются первичный, вторичный, третичный… факторы возникновения проблемы.

В процессе формируется отчет с описанием проекта и планом реализации мероприятий по решению существующих проблем.

Использование диаграммы – это сложный процесс и зачастую попытки ее построения проваливаются из-за отсутствия опыта. И ее не считают нужным использовать, как малоэффективную. Если вы так решили в процессе построения, то в 80% случаев – это ошибка в работе или недостаточное глубокое изучение проблемы. Как говорят эксперты, надо рыть глубже и тогда эффект будет.

Этот инструмент считается одним из самых эффективных при разработке нового продукта.

В производственной системе существует всего 5 групп причин:

  • материалы,
  • человеческий фактор,
  • оборудование,
  • окружающая среда – организация работы,
  • контроль качества.

При анализе основной причиной проблемы может оказаться незначительная деталь, на которую никто не обращал внимание.

Поэтому необходимо фиксировать причины наиболее важные, но при этом не опираться на мнение одного специалиста, а устраивать мозговой штурм, в ходе которого происходит анализ идей, которые в процессе делятся на эффективные и неэффективные.

Даже сумасбродные и странные идеи становятся основой для реальных решений.

При этом если диаграммы Исикавы дала результат – это не значит, что необходимо остановиться на достигнутом. После реализации плана мероприятий анализ и мозговой штурм требуют повтора.

Концепция бережливого производства

Устранение потерь с помощью оптимизации с привлечением каждого сотрудника и максимальное ориентирование на качество и на потребность покупателя.

Создание потребительской ценности — последовательные операции по созданию и доставке продукта.

Виды потерь:

  • Перепроизводство – выпуск излишней продукции.
  • Ожидания – остановка работы, простой из-за того, что приходится ждать ремонтную бригаду, оборудование, поставку комплектующих, подписи руководителей.
  • Потеря времени из-за неграмотной логистики и непрактичной организации рабочего места.
  • Запасы. Потери при складировании излишка продукции.
  • Дефекты.

После внедрения инструментов бережливого производства на предприятии происходит:

  • Повышение качества продукции.
  • Устранение потерь.
  • Повышение производительности труда.
  • Четкая организация рабочего места.
  • Увеличивается прибыль предприятия.
  • Повышение эффективности бизнес-процессов.

Бережливое производство: обучение

Обучение в сборных группах дает возможность увидеть опыт других предприятий и изучить основы и принципы lean, а также закрепить знания и изучить новую тему. После обучения в группе специалист может пригласить эксперта на свое предприятие и вместе с ним использовать инструменты бережливого производства для решения задач компании.

Также можно пройти полный курс обучения в рамках обучающей программы «Эксперт PRO». В основе курса – наработанные методики поиска и устранения потерь в процессах за 15 лет. После прохождения курса специалист становится экспертом в области бережливого производства.

Бережливое обучение: стоимость

Комплексный курс обучения специалистов принципам бережливого производства будет стоить от 180 000 рублей, корпоративное обучение – от 40 000 руб. в день.

Стоимость семинаров и практикумов по освоению лин-инструментов – от 10 000 руб. Условия и стоимость по корпоративному обучению бережливому производству оговариваются отдельно.

Источник: https://orgpm.ru/timetable/obuchenie/

Бережливое обучение бережливому производству

Бережливое обучение

Холдинг ОАО «РЖД» модернизирует свою производственную систему, на вооружение поступают современные технологии и управленческие практики. Создана система непрерывного обучения и развития персонала (рис.

1), в которой взаимодействуют различные образовательные учреждения. При этом система постоянно совершенствуется по всем направлениям образовательной деятельности.

В данной статье речь пойдет о новых подходах в бизнес-образовании руководителей холдинговых структур.

Нацеленность на результат

При создании концепции практического обучения для производственной системы ОАО «РЖД» встал вопрос о том, что может стать ее основой.

По общему мнению экспертов, принятые подходы классического корпоративного обучения уже не всегда отвечают условиям времени, нужно искать новые пути передачи знаний.

Проблема в том, что мир стал стремительно меняться, сегодня выигрывают те компании, которые успевают за происходящими изменениями, повышая свою эффективность.

Сейчас идет смена экономических формаций [1], традиционное массовое производство уступает место бережливому, более рациональному, активному и гибкому с точки зрения потребительского спроса. Динамика глобализующегося рынка так высока, что классические системы обучения не успевают за происходящими реформами, тем самым все явственнее обнаруживая и свои недостатки (рис. 2).

Рис. 1. Система непрерывного обучения и развития персонала в ОАО «РЖД».

  1. Традиционное обучение ориентировано преимущественно на передачу знаний, нежели на вовлечение слушателей. Это обусловлено тем, что системы строятся как формальные [2], которые не рассчитаны на практический результат, они почти не способны идейно воздействовать на слушателей, менять их установки, воспитывать лидеров. Это противоречит самой идее совершенствования производственной системы: «Если компания хочет изменить производственную культуру, ей придется воспитать собственных лидеров бережливого производства, которые смогут осуществить и возглавить такие культурные изменения» [3]; «Бережливые системы — это не только приемы и инструменты, но и философия. Говоря о бережливых системах, следует понимать, что их философская составляющая первична, а технология вторична» [4].
  2. С позиций бережливого производства (далее — БП) обучение в традиционной системе выглядит как массовое производство: наличие партий (группы слушателей) и очередей (график обучения). Такое положение вещей обусловлено тем, что обучение партиями позволяет гарантированно обеспечить максимальную загрузку аудиторий и преподавательского состава, снижая затраты, в том числе на создание учебных программ. У массового производства много недостатков; вероятно, для нас самые главные — игнорирование реального спроса, частое несоответствие учебного процесса индивидуальным потребностям слушателей; большие потери вследствие ожидания своей очереди. То есть традиционная система обучения, с точки зрения БП, это устаревшая формация, действующая на основе выталкивания произведенных ею продуктов.
  3. Классическое обучение руководителей не ориентировано на получение бизнес-результата. Эффективность его измеряется количеством обученных сотрудников и изученных программ. Это противоречит целям бизнеса, основное свойство бережливого производства [1] — «немедленная обратная связь» в виде радикального уменьшения трудозатрат, уменьшение до минимума незавершенного производства, существенное сокращение производственных площадей. Если подобного результата нет — значит, как подчеркивают западные коллеги, вы наняли не того сенсея либо причина в вашей неуверенности.

Рис. 2. Слабые места классических систем обучения.

4. Традиционная система обучения негибкая, она с трудом подстраивается под изменяющийся спрос со стороны слушателей, условия рыночной среды. Стивен Кови в книге «Семь навыков преуспевающих людей» [5] определил понятия реактивности и проактивности.

Реактивные — действия, совершаемые под воздействием событий, по сути, это реакция на случившиеся изменения. Проактивные — действия, которые определяют события. Формула проактивности: активность, инициативность плюс ответственность.

Традиционные системы обучения строятся как реактивные. Они безынициативны, тратят больше времени на подстройку под изменяющиеся условия, а потому и менее эффективны.

С точки зрения БП, это недопустимо, эксперты требуют немедленных результатов, система обучения должна быть гибкой, адаптивной, способной оперативно меняться.

На фоне недостатков традиционных систем обучения понятно, что необходимо организовать обучение на основе принципов бережливого производства, исключив потери при создании и функционировании системы.

Новую систему обучения мы назвали бережливой, поскольку закладываем в нее все основные идеи БП.

Система бережливого обучения (далее — СБО БП) призвана ответить на вызовы, перед которыми пасует классическая система.

Синтез лучших практик

На следующем этапе были собраны лучшие практики и проанализирован опыт обучения БП.

Масааки Имаи в книге «Гемба кайдзен: Путь к снижению затрат и повышению качества» [6] пишет: «для нас оказались очень важными «Программа обучения менеджмента» (Management Training Program, MTP) и «Программа внутрипроизводственного обучения» (Training Within Industries, TWI).

Эти руководства пришли в Японию из США, и их целью было оказание помощи японцам в развитии их собственных программ обучения для управленцев и мастеров.

С помощью «Программы обучения менеджмента» прежде всего были обучены менеджеры среднего звена, а на основе «Программы внутрипроизводственного обучения» — мастера.

Программа обучения руководства способствовала тому, что несколько поколений японских менеджеров усвоило три понятия:

  1. Важность человеческих взаимоотношений и вовлечения людей.
  2. Методологию и ценность непрерывного совершенствования процессов и продукции.
  3. Пользу от научного и рационального подхода к управлению людьми и производственными операциями, основанного на методе «планируй-делай-смотри» («plan-do-see» approach)».

Джеффри Лайкер в «Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира» [3] приводит два примера преобразования компании в бережливое предприятие.

Генеральный директор Арт Бирн компании Wiremold начал с того, что стал проводить мероприятия в рамках кайдзен.

В другом случае Кейт Оллман действовал одновременно по двум направлениям: лично проводил занятия по БП и нанял наставников с целью организации образцовых производственных линий.

Важны сделанные в книге выводы:

  • Бережливое производство не изучается с помощью презентаций в PowerPoint, что в начале преобразований нужно 80% времени тратить на практическую деятельность и только 20% на теоретическую подготовку.
  • Все, что было изучено, тут же должно быть применено на практике, и наоборот, то, что было сделано на практике, должно быть объяснено с точки зрения теории.

По мнению Дэниела Джонса и Джеймса Вумека [1], чтобы овладеть навыками работы на бережливом производстве, нужна совершенно особая подготовка.

Один из них (Джонс) консультировал Unipart Group, Великобритания по поводу трансформации бизнеса и создания Unipart Universite, который должен будет располагаться не в отдельном здании, где обучение производится с отрывом от производства, а прямо на рабочем месте. Причем в качестве педагогов выступят линейные менеджеры.

В каждый курс обучения намечено включать только то, что непосредственно нужно для совершения следующего шага в сторону бережливого производства. Люди смогут получать новое знание «точно вовремя», то есть именно тогда, когда это им необходимо, и именно в таком виде, который способствует «делать правильные вещи».

Источник: https://lean-kaizen.ru/article/rzd/berezhlivoe-obuchenie-berezhlivomu-proizvodstvu.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.