Центр оценки персонала

Центр оценки персонала Оценка персонала
Ассессмент-центр: что это? Подробнее о методике ассесмент

Ассессмент-центр — успешная западная методика оценки персонала получает все большее распространение на российских предприятиях. Технология подразумевает проверку деловых навыков и умений, а также личностных характеристик сотрудника, необходимых для решения задач, соответствующих конкретной должности.

Содержание
  1. Исторический экскурс
  2. Область применения
  3. Суть метода
  4. Деловая игра
  5. Другие групповые упражнения в центре оценки
  6. Индивидуальные задания
  7. Кто может проводить assessment center
  8. Этапы проведения центра оценки
  9. Подготовительный этап
  10. Отчеты и обратная связь
  11. Ассессмент центр оценка персонала, организация процесса
  12. Ассессмент Центр позволит с точностью 87% решить следующие задачи:
  13. 1. Разработка модели компетенций
  14. Центр оценки персонала
  15. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
  16. СТРУКТУРА ЦЕНТРА ОЦЕНКИ
  17. ФУНКЦИИ ЦЕНТРА ОЦЕНКИ
  18. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА
  19. ASSESSMENT CENTER — Центр оценки и развития
  20. Цели применения Центра Оценки персонала:
  21. Технология Центра Оценки персонала
  22. 1. Проектирование Центра Оценки:
  23. 2. Проведение диагностических процедур
  24. 3. Обработка результатов
  25. 4. Предоставление результатов заказчику
  26. 5. Проведение обратной связи
  27. Оценка персонала — возможные виды и методы аттестации персонала
  28. Аттестация через Ассессмент-центр
  29. Групповая экспертная оценка: сила общественного мнения
  30. Аттестационное Собеседование: надо поговорить
  31. Тестирование: точечные выстрелы
  32. Оценка методом «360 градусов»: что вы обо мне думаете?
  33. Оценка деятельности: главное — результат
  34. Набор из разных методик аттестации персонала: все самое лучшее
  35. Типичные ошибок при проведении оценки персонала
  36. Ошибки «оценки персонала» терминологические
  37. 🎬 Видео

Исторический экскурс

Впервые технологии, именуемые в настоящее время ассесмент-центр, были применены в армии Британии. В 40-е годы 20 века молодым офицерам предлагалось решать боевые задачи в упражнениях, имитирующих бой. Позднее по этой методике начали готовить разведчиков Центрального разведывательного управления США.

Моделировать бизнес-задачи первой начала компания American Telephone and Telegraph. Для подготовки сотрудников AT&T построило специальное здание. Именно эта постройка и дала название самой успешной технологии работы с персоналом 21 века. «The Assessment Centre» — такое наименование носило историческое сооружение.

На протяжении десятков лет методика аssessment зарекомендовала себя как наиболее эффективная. Выводы, полученные в результате применения техники, наиболее приближены к реальным результатам. По исследованиям Британского психологического общества достоверность результатов центра оценки 65-70%. Для сравнения результаты обычного собеседования с кандидатом оцениваются на уровне 5-19%.

Область применения

В переводе на русский язык слово ассесмент обозначает оценку. В российском варианте часто встречаемое название методики — центр оценки. Изначально техника применялась для отбора кандидатов на ответственные должности. В дальнейшем сфера использования метода значительно расширилась. В настоящее время ассесмент-центр практикуют:

  • для оценки соответствия компетенций сотрудника идеальной модели компетенций на соответствующей должности;
  • для выявления способности работников к карьерному росту;
  • для формирования кадрового резерва компании;
  • для составления индивидуальных программ повышения квалификации сотрудников.

Под компетенцией понимают набор качеств (умений, навыков, мотивов), способствующих достижению целей на конкретном рабочем месте. Особенность проверки соответствия работника методом ассесмент-центра — выявление потенциальных возможностей человека, а не оценка прошлых заслуг.

Суть метода

Ассессмент-центр — это комплекс оценочных мероприятий, выявляющий успешность человека в профессиональной деятельности. Критерии заложены моделью компетенций. Тестовые упражнения оформляются в виде индивидуальных занятий, деловых игр, дискуссий и других заданий.

Полная процедура в классическом варианте занимает 1-2 дня. Оценку проходят несколько сотрудников или претендентов на должность, поставленные в равные условия. Специально подготовленные эксперты наблюдают за поведением участников. Для контроля результатов возможно ведение съемки прохождения заданий.

Согласно российскому стандарту центра оценки, моделирующее упражнение содержит не более 5 компетенцией. В оптимальном варианте — 3 компетенции на задание. По итогам наблюдения эксперты проставляют оценки участникам. Конечные результаты оформляются после обсуждения и согласования мнений наблюдателей.

Компоненты ассесмент-центра формируются исходя из запросов компании, а также временных и финансовых ресурсов.

Деловая игра

Главной составляющей методики центра оценки выступает деловая игра. Она моделирует бизнес-ситуации, характерные для функционала должности, компетенции которой подвергаются оценке. Для деловой игры характерны:

  • жизненность ситуации;
  • повторение задач и процедур, являющихся сущностью игры;
  • наличие конфликта;
  • существование скрытых резервов.

Бизнес-кейсы выявляют способности человека работать в команде, умение сглаживать конфликтные ситуации и занимать роль, соответствующую знаниям и умениям.

https://www.youtube.com/watch?v=aMQdpu8gunA

Оцениваются лидерские качества участников, а также соответствие заданных целей результатам игры. Проверяется способность распределять время по этапам задания.

Основа деловой игры — предположение о схожести поведенческих характеристик в различных ситуациях. То есть предполагается что, поведение человека в игре будет таким же, как и в реальности. Деловая игра может использоваться как для оценки качеств человека, так и для обучения и развития определенных компетенций.

Другие групповые упражнения в центре оценки

Развитие технологии привело к появлению большого количества новых упражнений, позволяющих оценить те или иные компетенции кандидатов или сотрудников. Рассмотрим некоторые из них.

«Групповая дискуссия». Коллективу из нескольких человек предлагается проблемная ситуация. За установленный период нужно обсудить положение, выявить возможные варианты развития и выработать решение проблемы.

«Мозговой штурм». Нужно найти как можно больше решений задачи. Кроме очевидных вариантов, необходимо выявить неявные ответы. При мозговом штурме не допускается критика вариантов других участников.

«Почтовый ящик». Коллективу предлагаются материалы в виде официальных бумаг, писем, записок. Необходимо проанализировать содержащуюся в них информацию и предложить решение изложенных проблем.

Как и деловые игры, групповые упражнения показывают поведенческие характеристики человека в коллективе, его умение работать с другими людьми и занимаемую роль. Помимо оценки компетенций кандидатов, коллективные задания могут использоваться для выявления качеств, нуждающихся в развитии, чтобы повысить успешность работы, а также для обучения сотрудников.

Индивидуальные задания

Наряду с групповыми упражнениями, в центре оценки кандидатам предлагаются индивидуальные задачи. Как и коллективные задания они должны выявлять уровень компетенций, необходимых для профессии или должности. Индивидуальные упражнения могут предварять занятия в группах или использоваться одновременно с ними.

«Тестирование». Кандидат отвечает на большое количество вопросов. Результаты теста покажут, насколько участник готов к решению бизнес ситуаций.

«Доклад». Участник готовит выступление на заданную тему. Затем «доклад» представляется слушателям. По окончании выступления докладчик отвечает на вопросы по теме.

«Презентация». Кандидат готовит небольшое выступление о себе, стараясь показать нужные фирме качества. Слушатели могут задать дополнительные вопросы.

«Анализ данных». Участник самостоятельно анализирует предоставленную информацию и предлагает решение.

Дополнительно проверяющие могут проводить интервью, консультации, анкетирование участников.

Кто может проводить assessment center

Компетенции сотрудников вправе оценивать специалисты, прошедшие подготовку. Это могут быть работники кадровой службы компании либо приглашенные эксперты. Собственные оценщики есть у крупных организаций, финансовые ресурсы которых позволяют держать штат наблюдателей.

Руководители, не планирующие вкладывать средства в подготовку внутренних экспертов, приглашают консультантов со стороны.

При подготовке нужного количества оценщиков следует учитывать, что в ходе проведения центра оценки, один эксперт может наблюдать не более чем за тремя участниками.

Ассессмент-центр предполагает разные роли оценщиков:

  1. наблюдатель;
  2. ведущий;
  3. дизайнер программы;
  4. администратор;
  5. разработчик заданий;
  6. ролевой игрок.

На практике один человек может исполнять разные роли.

Этапы проведения центра оценки

Assessment centre — это длительный комплексный процесс. В нем можно выделить следующие этапы:

  • подготовка центра-оценки;
  • проведение оценочных мероприятий;
  • формирование отчетов;
  • обратная связь по результатам ассессмент-центра.

Оценочные мероприятия подробно рассмотрены ранее в статье. Остановимся на подготовке к ассесмент-центру и заключительных этапах.

Подготовительный этап

Результаты оценки напрямую зависят от подготовки мероприятия. Подготовительный процесс может занимать срок от двух недель до 3 месяцев. На первом этапе необходимо определить цели оценки, разработать модели компетенций или обновить уже существующие.

https://www.youtube.com/watch?v=1SIHLgZIAZk

Профиль компетенций готовится на примере успешных сотрудников компании, а также наработанного опыта экспертов.

В соответствии с идеальной моделью разрабатываются упражнения, для выявления и оценки компетенций. Затем разрабатывается сценарий ассесмент-центра. На подготовительном этапе проводят обучение оценщиков из числа работников работодателя. Чаще всего эту роль выполняют руководитель компании, менеджеры персонала, непосредственные начальники оцениваемых сотрудников.

Отчеты и обратная связь

После проведения assessment centre эксперты подготавливают отчеты по каждому участнику. Оцениваются сильные и слабые стороны кандидатов. В зависимости от целей оценки готовятся рекомендации заказчику.

Результаты обсуждаются как с заказчиком ассесмента, так и со всеми участниками. Кандидатам предоставляются результаты оценки, по которым они могут определить направления дальнейшего развития для выработки нужных компетенций.

Центр оценки является мощным стимулирующим фактором обучения сотрудников. Индивидуальный подход гарантирует заинтересованность участников в повышении квалификации. Эксперт показывает сотруднику зоны роста и скрытые резервы.

Предлагаем воспользоваться услугами компании «Авантаж» при подборе персонала в Санкт-Петербурге. Большой опыт работы на рынке труда и довольные клиенты — наша визитная карточка.

Видео:Ассессмент-центр и производные от него методы оценки компетенцийСкачать

Ассессмент-центр и производные от него методы оценки компетенций

Ассессмент центр оценка персонала, организация процесса

Центр оценки персонала

Ассессмент Центр или Центр Оценки (Assessment Сenter, Ассессмент-центр) – это конгломерат методов для комплексной оценки персонала под конкретные задачи заказчика на основании определенных критериев (компетенций). Центр Оценки предназначен, прежде всего, для выявления потенциала сотрудника.

Ассессмент Центр позволит с точностью 87% решить следующие задачи:

  1. Отбор лучшего кандидата на вакантную должность
  2. Выявление потенциала сотрудникакандидата
  3. Формирование кадрового резерва
  4. Составление программ индивидуального развития и корпоративных программ обучения персонала

Компетенции – это набор знаний, навыков, личностных качеств и мотивов, описанные языком наблюдаемого рабочего поведения.
Существует профессиональные, управленческие и корпоративные, и личностные компетенции.

Профессиональные компетенции – это требования к профессиональному поведению сотрудника, описанные в поведенческих индикаторах. Профессиональное поведение развивается, если изначальный уровень этих компетенций не ниже приемлемого.

Управленческие компетенции – это требования к руководителям компании, описанные в поведенческих индикаторах. Развиваются, если изначальный уровень этих компетенций не ниже приемлемого.

Корпоративные компетенции – это ценности компании для всех сотрудников, описанные языком наблюдаемого поведения. Развиваются с помощью системы требований и регулярной оценки выполнения этих требований.

Личностные компетенции – это индивидуальные особенности личности человека, проявляемые в поведении. Чаще всего не развиваются в рамках корпоративного бизнеса (их обычно используют при приеме на работу, а также для формирования программ управления талантами).

Модель компетенций – это описание поведенческих индикаторов по уровням проявления согласно принятой в Компании шкале.

Система компетенций – это несколько моделей компетенций, объединенных в единую систему требований к персоналу компании. Система компетенций не должна содержать более чем 9 компетенций в общей сложности.

Какие модели необходимо разрабатывать в вашей компании зависит жизненного цикла компании, а главное от целей оценки.

https://www.youtube.com/watch?v=AnRnE4j-QzM

Ниже представлен пример описания одной компетенции:

Лидерство / Leadership — это умение сделать так чтобы за тобой захотели идти

  1. Берет ответственность на себя за командный результат
  2. Устанавливает правила и организует работу группы
  3. Использует информацию об индивидуальных особенностей сотрудников при постановке задач и делегировании полномочий
  4. Уделяет внимание и время развитию сотрудников
  5. Способствует разрешению конфликта

1. Разработка модели компетенций

Для того чтобы провести оценку по этой технологии необходимо в начале выбрать компетенции и разработать модель компетенций.

В зависимости от целей оценки используются разные модели. Если мы хотим оценить управленческий потенциал сотрудника, то нужно построить управленческую модель компетенций.

Если нам нужно оценить рядового сотрудника на соответствие в должности и выработать рекомендации по профессиональному развитию, то нужно разработать профессиональную модель.

Если нужно решить сразу две задачи, то нужно разработать систему, состоящую из профессиональных и управленческих компетенций.

Корпоративная модель используется тогда, когда компания строит проактивную кадровую политику, системно подходит к оценке, развитию и карьерному продвижению сотрудников в Компании. В этом случае есть общий набор компетенций для всех сотрудников в компании, а уровень требований по этим компетенциям зависит от уровня иерархии в организационной структуре.

Компетенции можно выбирать из «библиотеки компетенций», либо провести фокус-группу с внутренними экспертами.

Вначале выбирается большое количество полезных компетенций, затем, методом парных сравнений оставляют несколько наиболее важных для достижения целей (профессиональных, управленческих, либо корпоративных, направленных на реализацию миссии Компании).

Пример модели управленческих компетенций:

  1. Лидерство
  2. Сотрудничество
  3. Мотивация к достижению
  4. Способность к развитию
  5. Принятие решений

Модель компетенций – это описание компетенций по уровням проявления согласно выбранной шкале.

Шкалы описывают от 4 до 9 уровней.

Ниже приводим пример 5-уровневой шкалы:

0 – уровень некомпетентности, описывает недопустимое поведение.1 – уровень ограниченной компетентности, описывает поведение, при котором сотрудник может быть эффективным только в рамках шаблона.

2 – базовый уровень, описывает желаемое поведение в рамках компетенции в стандартных ситуациях.

3 – уровень мастерства, описывает поведение сотрудника в нестандартных ситуациях повышенной сложности, требования к наставникам.

4 – стратегический уровень, описывает поведение с расчетом на долгосрочную перспективу, действия в интересах Компании в целом.

Видео:Как пройти ассессмент-центр | 100 КАРЬЕРНЫХ ОТВЕТОВ #44Скачать

Как пройти ассессмент-центр | 100 КАРЬЕРНЫХ ОТВЕТОВ #44

Центр оценки персонала

Центр оценки персонала

ВИШНЯКОВА М.В. (составлено по материалам Пугачева В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. Москва, 2000)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Метод ЦОП предполагает выявление определенных качеств у тестируемых сотрудников путем комплексного оценочного исследования выполнения ими типичных для данной или потенциальной должности задач.

Оценка производится при моделировании в лабораторных условиях важнейших для рассматриваемых должностей функций и профессиональном наблюдении за их исполнением. Впервые подход ЦОП был применен в Германии в 1915 г. Й.Б. Риффертом при отборе кандидатов в офицерскую школу.

Как метод ЦОП был разработан и применен в кадровой работе в конце 50-х гг. в США. С 80-х гг. метод стал широко использоваться в Европе и Японии.

https://www.youtube.com/watch?v=J82SgQThBsY

ЦОП призван решать два типа задач:

  • Давать деловую оценку реального или потенциального сотрудника, определять возможности его профессионально-должностного продвижения (карьеры).
  • Осуществлять обучающую и тренинговую подготовку управленческих кадров с помощью проводимых оценочных процедур (деловых игр, тестов, кейсов и др.).

СТРУКТУРА ЦЕНТРА ОЦЕНКИ

Метод ЦОП позволяет творчески подходить к процедуре тестирования и использовать различные пакеты для решения задач оценки. При этом существует четкая структура метода, предполагающая обязательное соблюдение следующих требований:

  • Моделирование в играх и упражнениях ключевых моментов профессиональной деятельности испытуемого.
  • Разработка специальных оценочных программ для конкретных целей, учитывающих специфику и должности испытуемых и организации, в которой они работают или намереваются работать, определение системы критериев оценки специально для используемой программы в соответствии со спецификой работы.
  • Использование нескольких взаимодополняющих процедур (тестов, деловых игр, кейсов, интервью и др.). Это позволяет перепроверять результаты тестов, повышая их достоверность.
  • Продолжительный период оценки с разведением во времени наблюдения и собственно оценки. Обычно ЦОП длится 3 дня, а подготовка выводов – несколько недель.
  • Одновременная оценка испытуемых многими наблюдателями по определенным правилам. Общее количество наблюдателей обычно составляет от 3 до 6 человек: в среднем 1 наблюдатель на 3 тестируемых. Наблюдатели состоят из внешних профессионалов-оценщиков и профессионалов-специалистов, работающих на этом предприятии.
  • Одновременное участие в процедурах оценки группы испытуемых. Применительно к группам, состоящим из руководителей, количество участников обычно составляет 6-12 человек.

ФУНКЦИИ ЦЕНТРА ОЦЕНКИ

Метод ЦОП может быть использован для широких функций управления персоналом:

  • Отбор внешних и внутренних кандидатов на вакантные места.
  • Подбор и обучение резерва руководящего состава.
  • Формирование команд и рабочих групп.
  • Обучение, тренинг и развитие персонала.
  • Выяснение пробелов в области знаний и возможностей.
  • Определение потенциала развития работника.
  • Проверка эффективности проведенных мероприятий на основе повторного использования ЦОПа.
  • Повышение компетентности наблюдателей. Особенно из числа представителей организации, в процессе коллективного анализа и оценки социального поведения кандидатов, способов их коммуникаций.
  • Развитие у испытуемых склонности к самопознанию, информирование их об уровне профессиональных знаний и навыков.

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА

  • Комплексное использование различных методов позволяет дать объективную оценку качеств испытуемых
  • Применение стандартизованных процедур позволяет измерять и ранжировать профессионально значимые качества
  • Появляется возможность выделить конкретные потребности групп сотрудников и заложить основы мотивационных схем
  • Происходит определение сильных и слабых сторон каждого участника и использование этой информации при планировании карьеры и развития
  • Закладываются основы формирования кадрового резерва
  • Использование метода дает испытуемым равные возможности проявить себя как в традиционных ролях, так и в областях альтернативных реализаций
  • Испытуемые получают возможность привести в большее соответствие свои планы и ожидания и определить приоритеты карьеры и обучения
  • Тесты, входящие в единый пакет, могут не обладать равноценной валидностью
  • Демотивирующее воздействие «эффекта проигравшего» приводит к потере интереса к саморазвитию ряда участников
  • Нельзя полностью избежать субъективности оценок наблюдателей
  • Метод относится к числу затратных
  • Оценка персонала, ассессмент
  • Оценка персонала
  • ассессмент
  • Центры оценки

Оцените публикацию

Видео:Assessment Center: цели и этапы системной оценки персоналаСкачать

Assessment Center: цели и этапы системной оценки персонала

ASSESSMENT CENTER — Центр оценки и развития

Центр оценки персонала

Центр Оценки — стандартизированная многоаспектная оценка персонала, основанная на моделировании ключевых моментов деятельности отдельных сотрудников для выявления имеющихся у них личностно-деловых профессионально значимых качеств и определения соответствия компетенций кадрового состава организации ее целям, стратегии, корпоративной культуре, структуре, технологиям с применением специализированных оценочных процедур.

Цели применения Центра Оценки персонала:

  • анализ кадрового потенциала организации;
  • заполнение вакантных управленческих позиций;
  • формирование кадрового резерва организации;
  • o отбор персонала с четко определенными компетенциями;
  • создание программ развития и обучения;
  • планирование индивидуальных карьер.

Технология Центра Оценки персонала

Центр Оценки — это современная технология оценки персонала, ориентированная на приведение кадрового потенциала организации в соответствие с ее целями и стратегиями.

  1. Интегральная оценка — каждый испытуемый оценивается несколькими специалистами, оценивает себя и других.
  2. Наблюдение и оценка проводятся в специальных ситуациях, в которых моделируются ключевые моменты деятельности.
  3. Оценка производится на основании предварительно сформированной системы критериев.
  4. Процедура оценки предусматривает испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями.
  5. Фазы наблюдения и оценки разведены во времени для достижения большей объективности.
  6. Оценивается реально наблюдаемое поведение, а не гипотезы о его причинах.
  7. Оценивается потенциал кадров.

Применяются следующие формы оценки:

  • «экспертная оценка» — сравнение с «эталоном» или профилем успешного специалиста.
  • развивающая оценка — Development Center.
  • самооценка — Self-Assessment.

Таким образом, оценка является:

  • объективной, так как она не зависит от чьего-либо частного мнения или отдельных суждений;
  • надежной, так как она не зависит от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
  • прогностичной, так как она очевидно показывает, к каким видам деятельности человек способен потенциально;
  • комплексной, так как оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации;
  • доступной для понимания не только специалистам, но и управленцам, а также самим оцениваемым;
  • встроенной в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

Центр Оценки позволяет руководителям:

  • получить наиболее полную и достоверную информацию о профессионально важных и личностных качествах сотрудников;
  • оценить соответствие этих качеств конкретной должности в организации;
  • получить полную информацию о кадровом потенциале организации;
  • принимать решения по основным кадровым задачам, таким как:
    • отбор при приеме новых сотрудников;
    • оценка и аттестация персонала;
    • формирование управленческого кадрового резерва организации;
    • оценка сотрудников для повышения эффективности их обучения.

При этом сотрудники организации (участники оценочных процедур) получают в корректной форме достоверную информацию о собственных профессиональных способностях, о сильных и слабых сторонах собственного стиля деятельности. Полученной информации, как правило, достаточно для самостоятельного построения индивидуального плана развития собственных профессиональных качеств.

Диагностические процедуры Центра Оценки персонала

В основу Центра Оценки, как правило, положен набор разнообразных диагностических методик, дополняющих друг друга, ориентированных на выявление профессионально значимых личностных, деловых и узкопрофессиональных компетенций работников.

В состав применяемых диагностических процедур могут входить:

1. Интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника.

2. Тестирование (диагностика индивидуально-психологических, деловых и профессиональных компетенций).

3. Краткая презентация участника перед экспертами и другими участниками (иногда с использованием аудио- и видеозаписи).

4. Деловая игра. Под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию

5. Биографическое анкетирование.

6. Описание профессиональных достижений.

7. Индивидуальный анализ конкретных ситуаций (case-study). Участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.

8. Экспертное наблюдение. По результатам наблюдения составляются рекомендации для каждого сотрудника.

Каждая компания формирует свой набор компонентов проведения Центра Оценки в зависимости от конкретных задач, а также временных и финансовых ресурсов. Вместе с тем, существуют определенные стандарты формирования оценочных процедур.

Оценочные процедуры строятся таким образом, чтобы каждое диагностируемое качество проверялось по нескольким методам, что позволяет повысить точность оценки.

При этом каждый метод ориентирован на выявление нескольких диагностируемых качеств, что позволяет избежать излишнего «нагромождения» методов.

1. Проектирование Центра Оценки:

1.1. Уточнение целей и задач проведения оценки.

1.2. Анализ деятельности: цели, задачи, основные действия, формы взаимодействия с другими должностями, риски, уровни ответственности. Также на данном этапе изучается организационная культура. Создается формализованное описание деятельности: функции (задачи) в соответствующих условиях.

1.3. Выделение профессионально значимых личностно-деловых качеств, обеспечивающих успешность деятельности на конкретной должности (знания, навыки, умения и способности).

1.4. Формулирование их в виде психологических диагностируемых критериев.

1.5. Разработка процедур оценки: подбор методов и адаптация их под задачи и особенности организации-заказчика.

1.6. Разработка программы Центра оценки.

2. Проведение диагностических процедур

2.1. Проведение процедур Центра Оценки персонала в соответствии с разработанной программой.

3. Обработка результатов

3.1. Анализ полученной информации экспертами.

3.2. Согласование оценок между экспертами и формулирование психологического заключения и рекомендаций.

3.3. Написание и оформление индивидуальных заключений и общего отчета о проведенной работе.

4. Предоставление результатов заказчику

4.1. Предоставление результатов заказчику в заранее установленной форме и в согласованные сроки.

5. Проведение обратной связи

5.1. Все участники оценки (при внутрифирменной оценке) знакомятся с индивидуальными результатами. Эксперты предоставляют необходимые комментарии. Совместно с сотрудником формулируются направления профессионального и личностного совершенствования.

Валидность и эффективность технологии Центра Оценки персонала

В Приложении 1 приведены данные о валидности методов оценки персонала, полученные на основе исследований Британского психологического общества.

Приведенные данные свидетельствуют об объективном потенциале различных методик оценки персонала.

При этом необходимо учитывать, что достоверность и информативность полученных результатов зависит также от компетентности специалистов, непосредственно применяющих ту или иную технологию.

https://www.youtube.com/watch?v=LxeQIwfTDGM

Приложение 1

Методы оценкиДостоверность результатов, %
Центр оценки персоналаПоведенческое интервьюМоделирование рабочей ситуацииПроверка рекомендацийТрадиционное интервью65-7048-6154235-19

Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в России, характеризуется поступательным ростом интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала.

В Приложении 2 предложена таблица, где представлены базовые характеристики применения различных технологий оценки и аттестации персонала, построенная на основе данных практического опыта их применения российскими консалтинговыми компаниями.

Приложение 2

Характеристика методаАттестационная комиссияРанжированиеОценочные шкалыОценка по результатам (МВО)СоциометрияAssessment Center
Количественная определенностьНетЧастичноЕстьЧастичноЕстьЧастично
ТрудоемкостьВысокаяНизкаяНизкаяВысокаяСредняяВысокая
Приемлемость для сотрудниковСредняяНизкаяСредняяВысокаяВысокаяВысокая
Приемлемость для руководителяСредняяВысокаяВысокаяВысокаяВысокаяВысокая
Полезность для обоснования вознагражденийНизкаяСредняяСредняяВысокаяНизкаяНизкая
Полезность для обсуждения с сотрудникамиНизкаяНизкаяСредняяОчень высокаяВысокаяВысокая
Полезность для определения потенциала к ростуСредняяНизкаяНизкаяВысокаяВысокаяОчень высокая

Анна НЕПЛЮЕВА, главный специалист отдела социально-психологических исследований Центра психологии и бизнес-технологий «Сигма»

Автор статьи благодарит Агентство «Гуманитарные технологии» (Москва) и КонсалтБюро «Ставка» (Москва) за предоставленные материалы по методологии работы Assessment Center.

По материалам — Справочник кадровика http://www.kadrovik.ua/

Видео:3 правила оценки эффективности сотрудника в управлении персоналомСкачать

3 правила оценки эффективности сотрудника в управлении персоналом

Оценка персонала — возможные виды и методы аттестации персонала

Центр оценки персонала

Многообразие методов аттестации ставит компанию перед нелегким выбором. Способов оценить сотрудников много, но ни один их них не совмещает в себе одновременно точность, объективность и простоту. Каждый из методов имеет свои достоинства и недостатки…

В одном из прошлых материалов мы уже рассказывали о необходимости проведения аттестации в компаниях. О том, что это позволяет оценить потенциал персонала, узнать, соответствуют ли навыки сотрудников занимаемым должностям, понять, кого первого ставить в очередь на повышение, а кому стоит поработать над развитием тех или иных компетенций.

Ничего не было сказано лишь о методах аттестации. На сегодняшний день их насчитывается более десятка. Различаются они по качеству данных, точности, временным затратам, объективности, а также приемам получения информации. Но, как бы не были многообразны оценочные инструменты аттестации, все же имеется некий стандартный набор чаще всего применяемый на практике.

Аттестация через Ассессмент-центр

Ассессмент-центр (assessment center), или центр оценки персонала, — методика, завоевавшая популярность благодаря надежности и точности в оценке профессионально важных качеств сотрудников.

Однако этот метод подходит не всем, так как он требует значительных временных и материальных затрат — например, привлечения сторонних специалистов.

Кроме того, каждый ассессмент-центр должен быть «штучным», то есть подготовленным индивидуально для компании.

https://www.youtube.com/watch?v=wU0dWLfi5mI

Из чего состоит методика? консультант по оценки персонала или приглашенные специалисты разрабатывают перечень основных компетенций, наличие которых у сотрудников позволит компании достичь успеха.

Далее моделируются сложные рабочие ситуации или бизнес-игры, в которых могут ярко проявиться знания и умения работников.

По итогам игры сопоставляются необходимые и проявленные компетенции и готовится заключение о степени пригодности человека к данной работе, необходимости дополнительного обучения или продвижения по службе.

Некоторые компании применяют ассессмент-центр в качестве полноценной аттестации. На самом деле это не совсем верно. Центр оценки персонала — только один из методов аттестации, с помощью которого можно оценить демонстрируемое или возможное поведение, а не реальную работу аттестуемого.

Групповая экспертная оценка: сила общественного мнения

Форма оценки, при которой аттестуемый отвечает на вопросы, предлагаемые экспертной группой. Некоторые участники сравнивают эту процедуру с перекрестным допросом.

Количество членов комиссии обычно составляет 6-7 человек. В качестве экспертов могут выступать как привлеченные специалисты, так и собственные сотрудники. Для получения более объективной оценки в число экспертов включают лиц, различных по полу, возрасту, стажу работы.

Время собеседования обычно составляет не менее 20-30 минут. Темы вопросов могут быть связаны как с профессией и работой в компании, так и с личной жизнью сотрудников.

Чтобы избежать субъективности при подведении итогов, используется перекрестная оценка (один специалист оценивается несколькими экспертами и несколькими методиками) и игнорируются крайние оценки (самая низкая и самая высокая), чтобы избежать специального «заваливания» или «подтягивания» сотрудника кем-то из аттестационной комиссии.

Аттестационное Собеседование: надо поговорить

Интервью или собеседование — встреча руководителя с аттестуемым сотрудником, в ходе которой обсуждаются результаты работы за истекший период, отношение сотрудника к работе в компании и к профессиональной деятельности.

Изначальная цель собеседования — наладить контакт между руководителем и подчиненным, услышать друг друга.

Более подробно метод аттестационного собеседования можно рассмотреть на примере компании DHL, которая на протяжении долгого времени успешно практикует эту методику.

Как рассказала Елена Петрова, директор по работе с персоналом DHL EXPRESS в России, странах СНГ и Юго-Восточной Европы, главными темами обсуждения между руководителем и подчиненным в ходе аттестационного собеседования становятся:

  • достижение целей, поставленных на уходящий год;
  • оценка уровня развития корпоративных компетенций (ориентированность на клиентов, деловой подход, глобальное мышление, определение направления и др.);
  • обсуждение и согласование целей на следующий год и разработка индивидуального плана обучения и развития.

Тестирование: точечные выстрелы

Тестирование входит в число самых популярных методик в отечественной практике. В зависимости от того, что компания планирует «разведать» о сотрудниках, применяют психологические, физиологические или квалификационные тесты.

Основное преимущество тестовой оценки перед другими методами аттестации заключается в ее простоте. На прохождение тестов требуется совсем немного времени, к тому же возможна компьютерная обработка результатов. А это серьезно экономит время, если штат компании превышает хотя бы 50 человек.

Однако и у этого метода есть свои существенные минусы. Оценивая потенциальные возможности работника, тесты не учитывают, как эти способности проявляются на практике.

Например, сотрудник может блестяще пройти квалификационные тесты, но в дальнейшем никак не применять свои знания в повседневной работе.

Поэтому рассматривать результаты тестирования как основной и, что еще хуже, единственный критерий оценки специалиста, неправильно.

Оценка методом «360 градусов»: что вы обо мне думаете?

Оценка по технологии «360 градусов», когда сотрудник одновременно оценивается своим руководителем, коллегами, подчиненными и клиентами, в последнее время стала очень распространенной. Ее популярность во многом обусловлена тем, что участие большого числа оценщиков делает этот метод точным и объективным.

https://www.youtube.com/watch?v=hMyLjsEOb7Y

И все же эксперты рекомендуют применять этот метод лишь для определения зон развития сотрудников, а не объективной оценки, поскольку даже при большом числе оценщиков этот метод все равно остается достаточно субъективным. На оценку влияют множество факторов: отношения в коллективе, скрытые конфликты, соревновательный дух между сотрудниками.

Одной из ключевых частей методики являются не сами оценки, а составление грамотного опросника и обратной связи по результатам. Следовательно, в большинстве случаев для корректности проведения аттестации методом «360 градусов» и пользы, извлекаемой из нее, необходимо привлечение сторонних экспертов.

Оценка деятельности: главное — результат

Держать ответ перед начальником за результаты своей работы придется сотрудникам при проведении оценки деятельности. Суть метода — руководитель оценивает подчиненного по двум пунктам: достигнутый результат и качества, влияющие на достижение результата. Обычно по итогам мероприятия выставляется две оценки:

1. Оценка по результатам выполнения поставленных задач.

Руководитель оценивает результаты работы сотрудника за год, определяет сильные стороны сотрудника и области для развития, дает обратную связь и формирует план развивающих мероприятий на следующий период.

Сотрудник же в форме открытого диалога также обменивается своими впечатлениями о работе, проводит самооценку, делится информацией о дальнейших профессиональных и карьерных ожиданиях.

2. Оценка по компетенциям. Если оценка по результатам работы сотрудника отражает ЧТО сотрудник выполнил, то оценка по компетенциям говорит нам, КАК он этого достиг».

Набор из разных методик аттестации персонала: все самое лучшее

Какому же методу отдать предпочтение: тестированию, ассессмент-центру, собеседованию… или всем сразу? Некоторые компании во избежании ошибок или получения более объективной оценки миксуют сразу несколько методик.

Ответить на вопрос «какой же метод выбрать?» может только сама компания. Единого универсального метода оценки, который подходил бы всем без исключения организациям, попросту не существует. Поэтому, выбирая методику, необходимо руководствоваться конкретными поставленными целями и имеющимися в наличии ресурсами.

Типичные ошибок при проведении оценки персонала

Вот уже несколько лет как оценка персонала остается популярной темой обсуждения и одной из наиболее востребованных услуг на консультационном рынке. Огромное количество выступлений, публикаций, проводимых семинаров. Своими представлениями стараются поделиться и практикующие HR-специалисты и руководители, эксперты консультационного бизнеса.

Так много звучит мнений на тему и таких разных. Мы намерены, хотя бы немного прояснить ситуацию, поговорив об ошибках, с которыми могут столкнуться компании при проведении оценки персонала.

Компании тратят внушительное количество времени, вовлекая высших и линейных руководителей, собирая «аттестационные комиссии», сотрудниками заполняется множество оценочных форм, выделяют серьезные бюджеты на создание собственных отделов оценки персонала, создание процедур оценки.

И все это ради долгожданного результата – точной и надежной информации, на основании которой будут приняты серьезные управленческие решения.

Коллег, увлекшихся «модными тенденциями» проведения оценки персонала, «чтобы было как у всех…» беспокоить не станем, в данном случае результат, видимо, устроит любой.

Итак, с одной стороны, компании намерены делать важные выводы по итогам оценки персонала, с другой, очень часто реальные последствия проведенных оценочных процедур и принятых на их основании решений не только не приводят к долгожданному результату, но и сильно осложняют жизнь компаний в дальнейшем. Либо и вовсе не дают ожидаемой информации.

Наиболее распространенные ошибки, которые компании допускают, занимаясь оценкой персонала можно, условно, разделить на несколько групп.

Ошибки «оценки персонала» терминологические

Одна из основных причин, с которой связано возникновение ошибок при «оценке персонала», это трудности перевода. Поскольку многие современные управленческие идеи и подходы приходят к нам с запада, то приходится переводить их на русский язык.

В HR-терминологии есть несколько терминов: Assessment, Appraisal и Evaluation, которые означают процедуры, совершенно различные, как по сути, так и по содержанию. Но на русский язык все это переводится одним единственным термином «оценка».

На практике это приводит к тому, что, не разобравшись с сутью вопроса, некоторые «эксперты» в области HR пытаются внедрить процедуру «оценка персонала», смешивая разные процедуры. Как же разобраться во всем этом еще менее сведущему в HR-специфике клиенту, которого подчас убеждают, играя на том самом мотиве «это есть у всех».

В мировой практике сложилось так, что термин Assessment, используется для обозначения процедуры, связанной с оценкой собственно сотрудника, его характеристик, знаний, навыков, умений, способностей т.е. того, что собирательно называют термином «компетенции».

Таким образом, более корректным представляется использовать в качестве термина не одно слово, а словосочетание Competencies Assessment, т.е. «оценка компетенций».

А словосочетание Assessment Center (Центр Оценки), так часто используемое в последнее время, является названием комплексной процедуры оценки компетенций сотрудника, состоящей из различных методов оценки: различных типов упражнений, построенных на основе рабочих ситуаций и специально разработанных для использования в профессиональной сфере тестов и опросников. Подробнее об этом мы поговорим позже.

https://www.youtube.com/watch?v=ClWFQMlPZ_Q

Термин Appraisal используется для обозначения процедуры, предполагающей оценку результатов деятельности сотрудника, которая является одной из составных частей процедуры Performance Management, т.е. управление эффективностью деятельности.

Performance Appraisal (оценка эффективности деятельности) представляет собой подведение итогов работы сотрудника за определенный период времени, не затрагивая, в силу различных причин, его личных характеристик.Меньше проблем возникает с пониманием процедуры Job Evaluation, т.е.

«оценка должности», предназначенной для определения относительной ценности конкретной должности для компании, с последующим определением ее рыночной стоимости.

Однако, очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда вопреки здравому смыслу и объективной профессиональной экспертизе компания, выстраивая систему заработных плат, пытается присвоить соответствующий грейд все-таки сотруднику, а не должности, которую он занимает. Эта ошибка в понимании смысла и задач данной процедуры, также может привести к возникновению серьезных проблем.

Прежде всего, давайте понимать, что Assessment, Appraisal и Evaluation – это разные типы оценки.

А Competencies Assessment, Performance Appraisal и Job Evaluation – это разные оценочные процедуры, преследующие разные цели, которые достигаются совершенно отличными друг от друга методами.

Если вы решили провести оценку персонала, Вам, необходимо ответить себе на вопрос: каких целей Вы хотите достичь с помощью «оценки»? И тогда в зависимости от целей можно решать вопрос, какая «оценка» необходима сейчас Вашей компании. И нужна ли именно оценка.

🎬 Видео

Обзор методов оценки персоналаСкачать

Обзор методов оценки персонала

Вебинар: что такое ассессмент-центр и как к нему подготовиться?Скачать

Вебинар: что такое ассессмент-центр и как к нему подготовиться?

Построение Assessment Center с нуля | Станислав Омельченко, HR-консультантСкачать

Построение Assessment Center с нуля | Станислав Омельченко, HR-консультант

Технологии ассессмент-центра: оценка персоналаСкачать

Технологии ассессмент-центра: оценка персонала

Все про Ассессмент центры для HR. Как провести Ассессмент Центр в компании. Центр Оценки и РазвитияСкачать

Все про Ассессмент центры для HR. Как провести Ассессмент Центр в компании. Центр Оценки и Развития

Как правильно подбирать инструменты оценки персоналаСкачать

Как правильно подбирать инструменты оценки персонала

Кейс-вопрос "4 сотрудника в подчинении" - Карина ОлейникСкачать

Кейс-вопрос "4 сотрудника в подчинении" - Карина Олейник

ЛюдиPeople: Вебинар как организовать центр оценки персонала?Скачать

ЛюдиPeople: Вебинар как организовать центр оценки персонала?

Оценка персонала - как провести? Ассессмент центр или Performance Review? 360 или Appraisal?Скачать

Оценка персонала - как провести? Ассессмент центр или Performance Review? 360 или Appraisal?

Оценка персонала методом Ассесмент центраСкачать

Оценка персонала методом Ассесмент центра

Ассессмент-центр как способ комплексной оценки персонала. Иван Канардов | Онлайн видеокурсСкачать

Ассессмент-центр как способ комплексной оценки персонала. Иван Канардов | Онлайн видеокурс

Ассессмент-центр как способ оценки персонала, алгоритм проведения и основные ошибки и способы ихСкачать

Ассессмент-центр как способ оценки персонала, алгоритм проведения и основные ошибки и способы их

Ассортимент методов и подходов к оценке персоналаСкачать

Ассортимент методов и подходов к оценке персонала

Вебинар "Методы оценки персонала: просто о сложном"Скачать

Вебинар "Методы оценки персонала: просто о сложном"

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА МЕТОДОМ “ASSESSMENT CENTER” ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИИСкачать

ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА МЕТОДОМ “ASSESSMENT CENTER” ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИИ

Ассессмент-центр как способ комплексной оценки персонала. Иван Канардов | Онлайн видеокурсСкачать

Ассессмент-центр как способ комплексной оценки персонала. Иван Канардов | Онлайн видеокурс
Поделиться или сохранить к себе: