Профессиональное обучение работников: что есть что

Профессиональное обучение работников: что есть что Архив
Обучение работников: особенности организации

Во все времена проблема обучения работников в нашей стране отличалась особой актуальностью.

В царское время при фабриках открывались специальные училища, в советский период эта традиция была продолжена: на многих промышленных предприятиях работала система наставничества, обучения и квалификационной оценки.

В перестроечные времена она сильно пострадала, но необходимость в квалифицированных кадрах и трансформации знаний в навыки привела к возрождению ее в современной России на новом уровне.

Более того, законодатель, понимая потребности бизнеса, предоставил ряд налоговых льгот для организаций, активно обучающих своих работников. Вместе с тем капиталистическая система хозяйствования ставит во главу угла прибыль.

В такой ситуации работодателям было бы странно заниматься благотворительностью, обучая сотрудников бесплатно. Поэтому на законодательном уровне предусмотрена возможность установления определенного срока отработки для сотрудников, чье обучение оплачивает работодатель.

Однако, прежде всего, нужно должным образом организовать обучение, грамотно подготовить документальное сопровождение процесса.

Если в организации решили обучать работников

Порядок взаимодействия работника и работодателя по вопросам обучения регулирует гл. 32 «Ученический договор» Трудового кодекса РФ. Нормы, установленные ею, достаточно четко определяют, что работодатель может организовать обучение сотрудника безвозмездно либо установить для него некий период отработки в качестве компенсации своих расходов.

Отработка подразумевает обязанность сотрудника компенсировать расходы работодателя на его обучение в случае, если он уволится раньше установленного ученическим договором срока. При этом какие-либо пределы, ограничивающие продолжительность отработки, в законе отсутствуют. На наш взгляд, минимальный разумный срок — один год.

Именно к такому сроку привязано предоставление налоговых льгот за оплату обучения работника.

Уточним, что согласно п. 3 ст. 264 Налогового кодекса РФ расходы налогоплательщика на обучение по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам не подлежат обложению налогом на прибыль, если обучение проходят:

•либо работники налогоплательщика, заключившие с ним трудовые договоры,

•либо физические лица, заключившие с налогоплательщиком договоры, предусматривающие обязанность физического лица не позднее трех месяцев после окончания указанного обучения, оплаченного налогоплательщиком, заключить с ним трудовой договор и отработать у налогоплательщика не менее одного года.

Исходя из формулировок ст. 264 НК РФ, расходы на обучение работников учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией при условии, что обучение осуществляется:

•в имеющем лицензию образовательном учреждении;

•в интересах работодателя, то есть связано с его производственной деятельностью.

Заключение с сотрудниками договоров или соглашений об отработке за обучение при решении вопроса о налогообложении прибыли роли не играет. Этот нюанс имеет значение только в случае с теми, кто ищет работу.

Верхний предел срока действия трудового договора или дополнительного соглашения, которые заключаются с работниками, прошедшими обучение за счет работодателя, нужно определять с учетом соразмерности затрат и периода отработки.

Согласитесь, будет странно, если оплату пары тысяч рублей за однодневные курсы работодатель потребует компенсировать десятилетней отработкой.

Если сотрудник в этом случае обратится в суд, велика вероятность, что действия работодателя признают незаконными и направленными на ограничение свободы труда.

Договор трудовой или ученический?

В Трудовом кодексе РФ предусмотрены альтернативные варианты оформления обязанности работника по отработке за обучение.

Во-первых, из содержания гл. 32 ТК РФ следует, что стороны заключают ученический договор, исчерпывающим образом определяющие их обязанности по отношению друг к другу.

Во-вторых, часть 4 ст. 57 ТК РФ допускает включение в текст трудового договора положения об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя.

https://www.youtube.com/watch?v=jnhFHiIGVyk

На практике возникают вопросы: как лучше оформить обучение — ученическим договором или дополнительным соглашением к трудовому договору? И можно ли уже на этапе приема на работу включить в трудовой договор с работником положение об обучении?

Россол С. В., корпоративный консультант МКА «Калинин, Трач и Партнеры»

Видео:Формы и методы профессионального обучения персоналаСкачать

Формы и методы профессионального обучения персонала

Профессиональное обучение персонала

Профессиональное обучение работников: что есть что

Важнейшимсредством профессионального развитияявляется профессиональноеобучение –процесс непосредственной передачиновых профессиональных навыков илизнаний сотрудникам организации.

Формальнопрофессионально развитие шире, чем профессиональное обучение и включаетв себя проф. обучение, так как проф.развитие ориентируется на будущиепроблемы организации, а проф. обучение– на сегодняшние. Но это разделениечисто условно, так как их общая задача– подготовка персонала к решениюпоставленных перед ним задач.

Всовременных организациях проф. обучениеявляется комплексным непрерывнымпроцессом, состоящим из несколькихэтапов:

Рис.Процесс профессионального обучения

Потребностив обучении определяются на основе заявокруководителей, сотрудников, анализатипичных ошибок в работе, тестировании.Например: компания OTISпроанализировав причины сбоев в работелифтов, выявила 6 основных причин сбоев.На основе анализа была подготовленапрограмма обучения механиков. Результат– количество сбоев сократилось на 42%.

Ноосновным источником сведений опотребностях в проф. обучении являетсястратегия развития компании. Задачаспециалистов по человеческим ресурсамсостоит в том, чтобы перевести общиеположения организационной стратегиина язык профессионального обучения.

Бюджет профессионального обучения

Прирасчете бюджета проф. обучения необходимоучесть все компоненты издержек. Частоподсчитывают только прямые издержки –компенсацию приглашаемым инструкторам,расходы на аренду учебных помещений,приобретение материалов и оборудования.

Их стараются сократить за счетиспользования в качестве инструкторовсотрудников компании, использованиесобственных помещений, игнорируя другиевиды затрат, связанные с отсутствиемработников на рабочем месте, расходамина их командировки, снижения качестваобучения.

Толькопонимание всех факторов, влияющих наиздержки (конечные) дает возможностьпринять оптимальное решение о методеобучения.

Определение целей профессионального обучения и критериев оценки его эффективности

Целидолжны быть:

  1. Конкретными и специфическими

  2. Ориентирующими на получение практических навыков

  3. Измеримыми

Необходимопомнить, что есть важное различие междупрофессиональным обучением и получениемобразования.

Профессиональноеобучение служит развитию конкретныхнавыков и умений, необходимых фирме,образование направлено на общее развитиеобучающегося в определенной сферезнаний.

Оценкаэффективности программ обучения являетсяцентральным моментом управленияпрофессиональным обучением в современнойкомпании.

Этикапиталовложения должны приноситьотдачу в виде повышения эффективностидеятельности организации, то естьприносить доход.

Невсегда, конечно, можно посчитать в рубляхэффективность проф. обучения по отдельнойпрограмме. В таком случае эффективностьможет оцениваться по степени достижениястоящих перед программой целей.

В нашемпримере с механиками OTISэффективность в рублях посчитать сложно:сократилось число сбоев, но что этодает.

А дает уменьшение объемовобслуживания лифтов и возможностьсокращения количества механиков наоборудовании.

Аэто уже реальные цифры экономии фондазарплаты.

Некоторыепрограммы создаются не для выработкиконкретных профессиональных навыков,а для формирования определенного типамышления и поведения. Эффективностьтакой программы не измерить напрямую,она рассчитана на перспективу.

https://www.youtube.com/watch?v=W30nq5I-d-4

Вподобных случаях можно использоватькосвенныеметоды:

  1. Тесты, проводимые до и после обучения и показывающие, насколько увеличились знания обучающихся

  2. Наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте

  3. Наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы

  4. Оценку эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.

Влюбом случае критерии оценки должныбыть установлены до начала обучения досведения всех участников проф. обучения.

Результатыиспользуются при дальнейшем планированиипроф. обучения, ошибки анализируются.

Разработкаи реализация программ профессиональногообучения

Разработкапрограммы предполагает определение еесодержания и выбор методов проф. обучения.

определяетсястоящими перед ней целями, отражающимипотребности в проф. обучении. Например:программа обучения маркетингуруководителей инженерной фирмы должнаотличаться от аналога для руководителейрозничной торговли. Уровень сложностикурса для высших руководителей долженбыть выше аналога курса коммерческихагентов.

Методыобучениятоже должны соответствовать уровню ивозможностям группы. При этом необходимоучитывать принципы обучения взрослыхлюдей:

  1. Актуальность – курс должен быть сориентирован на определенные профессиональные потребности слушателя. Взрослые плохо воспринимают отвлеченные и абстрактные темы

  2. Участие – восприятие материала и активность в процессе обучения

  3. Повторение – превращает знания и навыки в привычку, закрепляет в сознании

  4. Обратная связь — информация о результатах обучения (оценки, опросы, курсовые)

Успехпрограммы проф. обучения на 80% зависитот ее подготовки и на 20% от желаний испособностей обучающихся.

Отделчеловеческих ресурсов должен уделитьособое внимание созданию соответствующегоотношения к проф. обучению. Мотивироватьсотрудников могут факторы:

  1. Стремление сохранить работу, остаться в прежней должности

  2. Желание получить повышение или занять новую должность

  3. Заинтересованность в увеличении з/платы

  4. Интерес к самому процессу обучения

  5. Желание установить контакты с другими участниками программы

Возможныемотивы нужно определить и, опираясь наних, заинтересовать сотрудника. Важнотакже определить уровень сотрудника иего способность участвовать в конкретномкурсе. Для этого можно использоватьтестирование на степень знания материалакурса.

Присутствиев группе даже одного недостаточно илислишком подготовленного участникаснижает эффективность курса.

Большинствосовременных программ проф. обученияпредставляют собой сочетание различныхприемов и методов подачи материала:лекций, видеофильмов, деловых игр и т.д.

Программымогут быть разработаны и реализованыкак самой организацией, так и внешнимиконсультантами.

Всезависит от наличия средств, целейобучения, сложности программ, уровняподготовки собственных специалистовпо обучению.

Видео:Профессиональное обучениеСкачать

Профессиональное обучение

Школа линейного менеджера. Профессиональное обучение персонала

Профессиональное обучение работников: что есть что

Профессиональное обучение работников необходимо в каждой компании независимо от сферы ее деятельности и формы собственности.

Причем эффективное повышение квалификации сотрудников невозможно обеспечить формально, вводя приказом «сверху» стандартные, обязательные мероприятия.

Определение потребностей в обучении, постоянное точечное обучение работников, организация взаимодействия с эйчарами и внутренними тренерами — обязанности каждого линейного менеджера.

Профессиональное обучение — это процесс целенаправленного формирования у сотрудников специальных знаний, развитие требуемых навыков и умений, которые позволяют повышать производительность труда, максимально качественно выполнять функциональные обязанности, осваивать новые виды деятельности.

Выбираемые направления обучения персонала в первую очередь должны соответствовать стратегическим и операционным целям компании. Программы обучения нужно составлять на основе изучения качества персонала и с учетом задач как перспективного развития компании в целом, так и отдельных структурных ее подразделений.

Профессиональное обучение персонала необходимо в различных ситуациях:

  • при приеме на работу новых сотрудников («курс молодого бойца»);
  • при переводе работников на другие должности;
  • при зачислении сотрудников в кадровый резерв;
  • при внедрении в компании нового оборудования, новых технологий;
  • в целях повышения конкурентоспособности компании;
  • для повышения производительности труда работников;
  • для освоения сотрудниками новых направлений деятельности.

При организации эффективного профессионального обучения персонала необходимо последовательно реализовать ряд задач:

  • выявить потребности в обучении;
  • выбрать соответствующие методы;
  • провести обучение;
  • оценить его эффективность.

Выявление потребностей в обучении

Очень важно понять, какое именно обучение необходимо вашим сотрудникам в данный момент. Чтобы определить потребности в обучении и грамотно его спланировать, используются такие технологии, как анализ задач ( task nlysis ) и анализ исполнения ( performance analysis ).

Проанализировать задачи, стоящие перед сотрудником, необходимо для того, чтобы определить требуемый уровень развития профессиональных компетенций и качества исполнения, то есть понять, как «должно быть». При анализе задач изучаются профиль должности, должностные инструкции и документы по планированию работы в подразделении.

https://www.youtube.com/watch?v=7hjBFMvK2SM

Анализ исполнения помогает определить реальное состояние дел, в том числе выявить недостатки, то есть понять, как «это происходит на самом деле».

При анализе деятельности могут быть использованы следующие методы: наблюдение, беседа с сотрудником, профессиональное и психологическое тестирование, анкетирование ( Приложение 1 ); проведение фокус-групп*; оценка профессиональной деятельности или аттестация (см. Оценка результативности персонала).

При проведении анализа исполнения необходимо получить ответы на такие вопросы:

  • Сталкивается ли сотрудник с проблемами при выполнении своей работы?
  • Что свидетельствует о существовании проблем?
  • С чем связано возникновение проблем, как сотрудник к ним относится?
  • Что должен сделать работник (группа сотрудников) для решения проблем?
  • Какие альтернативы решения проблем существуют?
  • Насколько эффективны имеющиеся способы решения проблем, можно ли их оптимизировать?
  • Сможет ли работник это сделать?
  • Поможет ли обучение сотрудника в решении проблемы?

Проведенные анализ задач и анализ исполнения позволяют увидеть разницу между требующимся и существующим уровнями развития профессиональных компетенций. Это дает возможность «адресно» определить потребность в обучении.

Наиболее точно выявить потребность в обучении сотрудников структурного подразделения может линейный менеджер этого подразделения.

При этом он обязательно должен тесно взаимодействовать с менеджером по персоналу, который непосредственно организует обучение работников всей компании, оказывает консультационную и методическую помощь линейным менеджерам.

Выбор методов обучения

После определения потребностей в обучении необходимо четко сформулировать цели профессионального обучения : чему конкретно мы хотим обучить своих сотрудников. Далее необходимо выбрать наиболее эффективные методы профессионального обучения. Рассмотрим самые распространенные из них.

Тренинг — групповая форма обучения (12–16 человек). Преимущественно направлен на отработку навыков и освоение новых технологий работы. Продолжительность тренинга в среднем — два-три дня. Основные методики, используемые при его проведении: упражнения, ролевые игры, мини-лекции, работа в малых группах, мозговой штурм, разбор кейсов (ситуационный анализ), обмен опытом и др.

Семинар — групповое обучение (участвуют до 100 человек). Преимущественно направлен на передачу новых знаний. Продолжительность в среднем — от полдня до трех. Основные методики, используемые при проведении семинаров: лекции и ответы на вопросы.

Наставничество (коучинг) — индивидуальное обучение на рабочем месте (непосредственно в процессе выполнения функциональных обязанностей). Продолжительность такого обучения чаще всего совпадает с длительностью испытательного срока.

Наставник назначается из числа опытных и профессионально успешных сотрудников, им может выступать и непосредственный руководитель. Важный нюанс: чтобы обеспечить эффективность такой формы обучения, наставник должен быть хорошо подготовлен и мотивирован.

Менторство — индивидуальная форма развития и обучения. Может проводиться как на рабочем месте, так и вне его. Ментор как бы «покровительствует» подопечному, дает своему «протеже» советы и оказывает практическую помощь. Значение понятия «менторство» шире, чем понятия «коучинг».

При коучинге концентрируются на развитии навыков или компетенций, в то время как менторство связано с передачей не только объективных знаний, но и индивидуальных методов деятельности, субъективных взглядов, личного отношения к жизни (бизнесу).

Непосредственный руководитель не может выступать в качестве ментора, им может быть только представитель высшего управленческого звена или внешний консультант.

Ротация — перемещение сотрудников с одного рабочего места на другое в рамках одного структурного подразделения или в рамках всей компании. Ротация позволяет решить одновременно несколько важных задач:

  • стимулировать деятельность работников, предоставив им возможность горизонтального перемещения, содействующего росту профессионализма;
  • обеспечить взаимозаменяемость сотрудников в отделе;
  • повысить квалификацию работников.

Выбирая метод профессионального обучения для ваших сотрудников, необходимо учитывать поставленные цели и задачи, а также имеющиеся ресурсы.

Проведение обучения

После того как выявлены потребности в обучении, сформулированы его цели и задачи, определены методы, можно приступать к следующему этапу — собственно организации и проведению обучения сотрудников.

В зависимости от размеров компании, наличия ресурсов и ограничений во времени обучение может проводиться как внутренними силами компании (непосредственный руководитель, опытный сотрудник, менеджер по персоналу, внутренний тренер и др.

), так и с привлечением внешних подрядчиков — тренинговых и консалтинговых компаний или фрилансеров (независимых тренеров и консультантов).

При организации и проведении профессионального обучения очень важно руководствоваться следующими основными принципами:

  • Тема обучения должна иметь непосредственное отношение к профессиональной деятельности участников, быть важной и актуальной для них.
  • Сотрудникам необходимо принимать активное участие в учебном процессе, а для этого они должны быть мотивированы к приобретению новых навыков и знаний.
  • Абсолютно новая для участников информация должна быть «закреплена» за счет повторения, отработки в упражнениях, при подготовке и проведении презентаций и т. д.
  • Участникам необходимо постоянно предоставлять обратную связь, например, включать в процесс обучения профессиональные соревнования, подводить итоги, делать резюме на каждом отдельном этапе обучения и др.

Исследования показали, что результативность обучения на 60% зависит от грамотно проведенной подготовки (определение потребностей, четкая постановка цели, выбор актуальной программы обучения, привлечение нужного тренера или консультанта); на 20% — от профессионализма тренера и на 20% — от «включенности», мотивированности и желания самих обучающихся. Обучение не может быть эффективным, если сотрудники рассматривают его лишь как возможность отвлечься от работы, увлекательно провести время (особенно если обучение проходит на выезде); продемонстрировать свою осведомленность в заявленной теме; отсидеться в уголке или, напротив, привлечь к себе внимание. При подобном отношении к обучению человек не только сам не сможет воспользоваться новой информацией, усвоить материал и отработать навыки, но и будет отвлекать коллег. Наличие в группе таких «отдыхающих» может вызвать «цепную реакцию» отключения. В данном случае вообще не приходится говорить об эффективности проведенного обучения и, тем более, о совершенствовании знаний и умений (а, следовательно, и об оправданности инвестиций). Поэтому очень важной задачей линейного менеджера и менеджера по персоналу является формирование позитивного отношения сотрудников к планирующемуся обучению, настрой их на продуктивную деятельность.

Оценка эффективности проведенного обучения

Заключительный этап работы — оценка эффективности проведенного профессионального обучения и анализ изменений в деятельности сотрудников. Для оценки можно воспользоваться хорошо зарекомендовавшей себя на практике четырехуровневой моделью Д. Киркпатрика ( Donld Kirkptrick ).

1-й уровень — реакция участников на обучение. Оценивается, как правило, непосредственно после обучения или на следующий день. Менеджер по персоналу раздает участникам анкеты ( Приложение 2 ) и просит изложить свое мнение о программе, тренере и об организации учебного процесса в целом. Полученная информация обобщается и анализируется.

2-й уровень — усвоение информации. Неполное усвоение полученной информации — явление физиологическое.

Если совершенно новые для человека сведения не включаются в его повседневную жизнь, то к концу первой недели утрачивается до 40% информации.

Соответственно, через неделю имеет смысл «замерять» уровень того, насколько новые знания усвоились, закрепились в памяти участников обучения. Для этого можно использовать либо интервью с ними, либо подготовленные заблаговременно тесты/опросники.

3-й уровень — изменение поведения.

На этом уровне важно определить, насколько новые знания, а также приобретенные навыки и умения закрепились в реальной профессиональной деятельности участников.

Поскольку период доведения навыка до автоматизма составляет 21 день, проводить оценку на этом уровне лучше через месяц после прохождения обучения. В качестве инструмента чаще всего используется наблюдение.

4-й уровень — влияние на бизнес-результаты. Замерять конкретные результаты проведенного обучения целесообразно через три-шесть месяцев.

Именно такой период необходим человеку для того, чтобы осознать изменения и «переварить» новые знания, окончательно закрепить новые способы поведения в профессиональной деятельности.

При оценке и анализе бизнес-результатов используются количественные и качественные показатели работы отдельного сотрудника или структурного подразделения. Производят такой анализ совместно линейный менеджер и менеджер по персоналу.

Практическое задание

  1. Выделите актуальную на сегодняшний день для Вашего подразделения проблему, которую можно решить с помощью обучения сотрудников.
  2. Определите, какой метод обучения наиболее эффективен для решения поставленных задач?
  3. Подготовьте план профессионального обучения, указав цели, задачи, количество участников, критерии оценки результативности, а также предполагаемое влияние обучения на изменение ситуации.
  4. Оцените, какие ресурсы — финансовые, временные, человеческие — потребуются для реализации Вашего плана по обучению сотрудников.

Приложение 1

Анкета для выявления потребностей в обучении (заполняется сотрудником)

Приложение 2

АНКЕТА для оценки пройденного обучения

_____________________

* Фокус-группа — это метод сбора и анализа информации, который позволяет изучить потребности, особенности сотрудников компании, уровень их подготовленности; установить рамки, сроки и тенденции обучения организации; четко определить участие менеджмента, специалистов и сотрудников компании в процессе обучения.

  • Обучение, Развитие, Тренинги
  • Обучение персонала
  • Эффективность обучения

Оцените публикацию

Видео:Профессиональное обучение персоналаСкачать

Профессиональное обучение персонала

Периодичность прохождения повышения квалификации сотрудников организации

Профессиональное обучение работников: что есть что

Статья акутальна на: Декабрь 2021 г.

Обучение персонала — это развитие профессиональных знаний, умений и навыков сотрудников исходя из целей развития соответствующих подразделений, которые в свою очередь привязаны к стратегии компании. Обучение может быть разным по форме, содержанию и способу организации. Все это зависит от конкретных целей, временных и финансовых ресурсов.

м обучения могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и корпоративные ценности.

Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, а также в модной теперь дистанционной форме — посредством Интернета, когда обучаемые выполняют определенные задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего по почте получают официальный документ о квалификации.

https://www.youtube.com/watch?v=ibX5ivw0_A4

Возможны разные способы организации — силами внутренних специалистов и менеджеров, силами внутреннего тренера, с приглашением внешних преподавателей, тренеров, экспертов. Компании обычно используют смешанные формы обучения, а крупные организации создают для себя собственные учебные центры и корпоративные университеты.

Формы обучения персонала:

— Лекции используются, когда за короткое время нужно передать большой объем информации с возможностью ответа преподавателя на дополнительные вопросы. Это может быть информация о продуктах для менеджеров по продажам, теория управления для менеджеров, финансовые и юридические знания.

Современные лекции обычно отличаются по форме от тех, которые раньше читались в институтах. Сейчас принято использовать интерактивные формы — проводить групповые дискуссии по рассматриваемой проблеме, предлагать к решению бизнес-кейсы.

Кроме того, используется большое количество наглядных материалов — демонстрация слайдов, раздаточные материалы с основным содержанием курса и заданиями, актуальные статьи по теме.

— Семинары предполагают большую активность участников и используются в первую очередь, когда стоит задача совместного обсуждения проблемы, выработки общих решений или поиска новых идей.

Наиболее известны и популярны такие мероприятия, как корпоративный семинар для развития корпоративной культуры, стратегические сессии, мозговой штурм. На рынке услуг предлагаются семинары по очень конкретным проблемам, возникающим в компаниях.

Например, с приглашенными экспертами можно обсудить проблемы сбора долгов, оптимизацию документооборота, управленческий учет. Есть спрос и, естественно, предложение на очень узкие профессиональные вопросы.

— Тренинги главным образом используются для развития конкретных управленческих и коммерческих навыков — управление исполнением, планирование, делегирование, мотивирование, тайм-менеджмент, эффективные продажи, переговоры, презентация. Посредством тренингов также можно повысить личную эффективность сотрудников — ориентацию на результат, стрессоустойчивость, управление конфликтами, коммуникативные навыки, лидерство.

На тренингах более 70 процентов времени посвящено деловым играм и их анализу, а также закреплению наиболее эффективных стратегий поведения в типичных деловых ситуациях.

Эффективность усвоения новой информации на тренингах несравненно выше, чем на лекциях и семинарах, так как новые знания здесь не только объясняются ведущим и обсуждаются участниками, но и проигрываются в различных примерах с постоянным контролем эффективности поведения и достигнутого результата.

Повышению действенности тренингов способствует применение видеоаппаратуры, когда участники могут анализировать видеозапись деловых игр.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.

Повышение квалификации проводится по специальности полученного высшего образования по дополнительным профессиональным образовательным программам повышения квалификации двух типов: повышения квалификации и краткосрочного повышения квалификации.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов) от 26 июня 1995г. № 610.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

— Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

— Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

— Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубления изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка – это приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования.

— Согласно «Положению о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» профессиональная переподготовка проводится с учетом профиля полученного образования специалистов и осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов, один из которых обеспечивает совершенствование знаний специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности, другой – для получения дополнительной квалификации.

— Профессиональная переподготовка для выполнения нового вида профессиональной деятельности осуществляется на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым образовательными учреждениями при лицензировании.

— Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки специалистов для выполнения нового вида профессиональной деятельности должен составлять свыше 500 часов аудиторных занятий.

— Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится по дополнительным профессиональным образовательным программам, формируемым в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для присвоения дополнительной квалификации, устанавливаемыми Министерством образования Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, и реализуется для специалистов, освоивших одну из основных образовательных программ высшего или среднего профессионального образования, для которых предназначена данная дополнительная квалификация.

https://www.youtube.com/watch?v=3zitTLUQC4k

Это важно знать:  Повышение квалификации: финансовый директор

— Нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов трудоемкости.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Какая периодичность повышения квалификации?

Здравствуйте. периодичность повышения квалификации раз в 5 лет где прописано? Спасибо.

Вопрос относится к городу Южно-Сахалинск

Ответы:

Здравствуйте. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) регламентирует требования, предъявляемые к каждой конкретной должности, в том числе и к периодичности повышения квалификации.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

Видео:Профессиональное обучение для иностранных работниковСкачать

Профессиональное обучение для иностранных работников

Обучение персонала в организации

Профессиональное обучение работников: что есть что

В современном мире все чаще возникает проблема приспособления организаций и работников к изменениям в технологиях, оборудовании, производстве товаров. Все это требует от работников новых умений, знаний и навыков, поэтому нужно проводить обучение сотрудников в своей организации. Также стоит напомнить о профессиях, для которых повышение квалификации является обязательным.  

Основными целями обучения персонала являются:

  • Повышение уровня производительности
  • Обеспечение работников профессиональными знаниями и навыками
  • Повышение мотивации персонала
  • Снижение текучки кадров
  • Ускорение адаптации новых сотрудников

В первую очередь, обучение бывает внутрифирменное и внешнее. Давайте разберем особенности каждого.

1. Внутрифирменное (корпоративное) обучение

Как правило, программы данного обучения создаются для конкретной компании, т.е. содержание обучения и его сроки соответствуют потребностям организации. Слушателями выполняются практические работы, которые направлены на решение проблем, стоящих перед организацией.

Также в обучении используется оборудование и технологии данной компании. В отличие от внешнего обучения, предусматривается обучение большого количества сотрудников. Еще можно отметить, что такой способ помогает сохранять в организации командный дух и сплоченность коллектива.

Но, однако, у внутрифирменного обучения есть и минусы.

 Во-первых, руководству приходится брать на себя дополнительную нагрузку, ведь они выступают в роли преподавателей. Но такая проблема возникает не всегда, так как организация может привлечь специалиста из сторонней тренинговой компании или учебного центра, при этом направленность на цели организации останется. 

Во-вторых, отсутствует обмен опытом и приток свежих идей со стороны.

2. Внешнее обучение

Внешнее обучения проводится благодаря специальной организации, которая занимается обучением персонала. Для этого потребуются значительные затраты со стороны вашей компании.

Проблема данного метода заключается в том, что при обучении не учитываются цели и потребности организации.

К тому же, во время процесса обучения сотрудники не смогут выполнять свои обязанности, что и скажется на прибыли организации. 

К преимуществам модно отнести тот факт, что обучение персонала будут заниматься профессионалы. У сотрудников появится возможность обменяться опытом у коллег из других организация и завязать полезные деловые знакомства.

Методы обучения

Когда компания определилась с формой обучения, выбирают метод обучения.  

К внутрифирменной форме относятся:

  • Инструктаж – новому сотруднику передается общая информация о работе.
  • Наставничество – к новому работнику прикрепляется более опытный, который помогает адаптироваться в новом коллективе, отвечает на возникающие вопросы и контролирует исполнение работы.
  • Ротация – временный перевод сотрудника на другое место работы, в целях получения нового опыта и повышения квалификации.
  • Shadowing – данный метод активно используется в компаниях на Западе. Такой метод интересен тем, что студенты старших курсов могут несколько дней понаблюдать за работой специалиста. Благодаря этому, студент может понять, действительно ли ему нравится данная должность и какие трудности во время работы могут ему встретиться.

К внешней форме относятся:

  • Тренинги – формат данного метода направлен на усвоение нового материала и на получение нового опыта, происходит совмещение теории и практики, что благоприятно сказывается на эффективности обучения. Однако тренинги дорогостоящие.
  • Семинары – этот метод хорош тем, что на них проводятся совместные обсуждения полученного материала, что предполагает возможность дискуссий и обмена опытом.
  • Деловая игра – происходит рассмотрение реальной рабочей ситуации в виде коллективной игры, где каждому участнику выделяется конкретная роль.
  • Самообучение – наиболее простой метод обучения, ведь не требуется ни преподаватель, ни специальное помещение. Работник может учиться, когда ему удобно и где удобно, но для этого нужно желание самого обучающегося усваивать новые знания.

Может ли работник сам выразить инициативу в повышении квалификации и самостоятельно пройти обучение?

Вопрос о необходимости прохождения обучения и повышении квалификации работника должен решать работодатель и создавать условия для его благополучного прохождения.

Если сотрудник решает самостоятельно проходить обучение, то он должен оплачивать его сам.

При этом обучение не должно мешать рабочему времени, так как освобождение от работы или совмещение с ней организовывает работодатель только при явной необходимости в данном обучении.

Однако, заинтересованный руководитель может пойти на встречу и поощрить стремление сотрудника к совершенствованию профессиональных навыков полностью или частично скомпенсировав его затраты на обучение. 

В любом случае все зависит от внутренних порядков компании и атмосферы в коллективе.

Обязательное обучение сотрудников

Помимо назревшей субъективной необходимости обучения персонала, есть так же и законодательная обязанность для ряда профессий и направлений.

https://www.youtube.com/watch?v=7YaTcU0OkNs

Например обязательно регулярное обучение по пожарно-техническому минимуму и охране труда. Также повышение квалификации обязательно для медицинский работников.

Если на балансе у организации есть транспортные средства, то не обойтись и без ежегодного обучения водителей и ответственных за транспортную безопасность.

Таким образом, обучение персонала – это необходимый процесс, при котором достигается овладение знаниями, умениями, навыками обучающихся. Обучение персонала является эффективным в том случае, когда потраченные затраты на обучения окупились, а производительность труда стала выше.

🔥 Видео

Курсы социального работника профессиональное обучение (подготовка, переподготовка).Скачать

Курсы социального работника профессиональное обучение (подготовка, переподготовка).

Как провести обучение работников по охране труда. Требования постановления №2464Скачать

Как провести обучение работников по охране труда. Требования постановления №2464

Профессиональное обучение и дополнительное образованиеСкачать

Профессиональное обучение и дополнительное образование

ЛУЧШАЯ ЛЕКЦИЯ - МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ ЗНАКОВ? Татьяна ЧерниговскаяСкачать

ЛУЧШАЯ ЛЕКЦИЯ - МЫ ЖИВЕМ В МИРЕ ЗНАКОВ? Татьяна Черниговская

Обучение работников-оформлениеСкачать

Обучение работников-оформление

Обучение персонала в компании.Профессиональное обучение персонала.Скачать

Обучение персонала в компании.Профессиональное обучение персонала.

Выпуск № 3 от 18.03.2021. Возмещение расходов работодателя на обучение работниковСкачать

Выпуск № 3 от 18.03.2021. Возмещение расходов работодателя на обучение работников

Обучение сотрудников | Критерии эффективности обучения персоналаСкачать

Обучение сотрудников | Критерии эффективности обучения персонала

Профессиональное обучение без границ.Скачать

Профессиональное обучение без границ.

Обучение работников с точки зрения Трудового кодексаСкачать

Обучение работников с точки зрения Трудового кодекса

Профессиональное обучениеСкачать

Профессиональное обучение

Актуальные вопросы реализации программ ДПО и профессионального обучения в 2021 годуСкачать

Актуальные вопросы реализации программ ДПО и профессионального обучения в 2021 году

Профессиональное обучение сотрудников в возрасте 50+ по приоритетным профессиям на бесплатной основеСкачать

Профессиональное обучение сотрудников в возрасте 50+ по приоритетным профессиям на бесплатной основе

Профессиональное обучениеСкачать

Профессиональное обучение

Студенты Искитимского центра профессионального обучения присоединились к РДДМСкачать

Студенты Искитимского центра профессионального обучения присоединились к РДДМ

Профессиональное обучение работников на СМЗ 2Скачать

Профессиональное обучение работников на СМЗ 2
Поделиться или сохранить к себе: