Пост директора мечтает занять каждый рядовой сотрудник, но не у каждого есть лидерский потенциал. Неважно, крупная это компания или небольшая фирма, руководитель должен уметь ею управлять.
Для этого ему потребуются знания, навыки, организаторские способности. Разберемся, что такое лидерские качества руководителя, и можно ли их развить.
- Кто такой лидер?
- Личные качества
- Управленческие способности
- Психологические и социальные аспекты
- Факторы лидерства или как вырастить в себе и остальных лидерский потенциал
- Факторы лидерства
- Расшифровка факторов лидерства
- Развитие лидерского потенциала
- Быть лидером
- Развитие лидерских качеств руководителя
- 7 ключевых лидерских качеств руководителя, над которыми нужно работать
- 6 советов, как развивать лидеров
- Развитие лидерского потенциала
- Индивидуальное развитие лидерских навыков
- Развитие лидерства на коллективном уровне
- Планирование преемственности
- Вдохновляющий лидер
- 📹 Видео
Кто такой лидер?
Лидер — это человек, возглавляющий группу единомышленников. Он пользуется авторитетом и уважением. Это помогает ему в управлении людьми, продвижении своих идей. Основные задачи руководителя:
- мотивация подопечных;
- увеличениепроизводительности предприятия;
- созданиеоптимальных условий работы.
Развивать лидерский потенциал необходимо в трех направлениях.Во-первых, стоит совершенствовать личностные качества. Во-вторых, вырабатыватьуправленческие навыки. В-третьих, работать над социальными и психологическимисторонами личности.
Личные качества
Личностные особенности определяют успех деятельности.Некоторые с рождения обладают такими лидерскими качествами, но большинствуприходится воспитывать их в себе.
Уверенность. Для принятия решений нужно быть уверенным в своих поступках. Главное, чтобы это была не “слепая” самоуверенность. У высокопоставленного руководителя должен быть волевой характер, отличная интуиция.
Он обязан реально оценивать свои возможности. Истинному вождю сложно навязать чужое мнение, заставить отказаться от поставленной цели. Он будет добиваться своего, даже если на пути будет бесчисленное множество преград и возражений.
Активность. Успешный директор должен первым узнавать последние новости и происшествия, активно общаться и находиться в центре событий. Это позволит быстрее реагировать на любые изменения и обходить конкурентов.
Умение рисковать. Придется рисковать, чтобы добиться цели. Без этого невозможно движение вперед. Однако это должен быть продуманный, хорошо просчитанный и адекватный шаг. Все действия основываются на знаниях и опыте.
Даже если за риском последовал провал, люди, наделенныелидерскими качествами, никогда не сдадутся, а проанализировав сложившуюсяситуацию, предпримутновую попытку продвинуться вперед.
Сложно раскрыть лидерский потенциал, не проявляя инициативу. Хороший управляющий первым покинет зону комфорта, поменяет направление компании, пойдет навстречу переменам, поведет за собой весь коллектив.
Мотивация. Действия лидера направлены на достижение определенных благ. Однако хороший директор умеет правильно мотивировать свою команду, подкрепляя интерес сотрудников бонусами и премиями. Важно, чтобы подчиненные обладали соответствующим уровнем квалификации. Недостаток знаний не сможет компенсировать ни одна мотивация.
Умение признавать ошибки. Занимая лидерский пост нельзя забывать о порядочности. Еслидиректор будет уличен во лжи или несправедливом отношении, то он потеряетдоверие коллег.
Ответственность. Руководитель должен нести ответственность за собственные решения.От этого напрямую зависит его репутация как преуспевающего управленца.
Планирование. Добиться успеха нужно,следуя тщательно разработанному плану. Продуманность, последовательностькаждого шага является показателем успеха. Чтобы этого добиться, необходимо иметь сильный лидерскийхарактер.
Управленческие способности
Лидер подбирает команду, контролирует ее деятельность. Приэтом делать это нужно так, чтобы люди сами стремились пойти за ним.
- Авторитетность. Умение вести за собой команду — важнейшее лидерское качество. Настоящему руководителю доверяют, к нему прислушиваются. Он должен уметь продвигать свои идеи, убеждать и вызывать интерес людей.
- Способность организовывать. Только слаженная работа приведет к успеху. Недостаточно собрать сильный перспективный коллектив. Им необходимо правильно управлять. Руководитель способен организовать его деятельность, грамотно делегировать обязанности, мотивировать.
- Дипломатичность. Важнейшим качеством любого директора является способность к дипломатии. Проводить переговоры и разрешать конфликты придется внутри фирмы, с конкурентами, партнерами, покупателями.
- Умение поддержать. Управляющий является частью команды. Он проявляет заботу о своих подопечных, поддерживает и наставляет. Но чтобы поддержать лидерский авторитет, он не должен показывать слабость и давать ложные обещания.
Психологические и социальные аспекты
От атмосферы взаимоотношений внутри команды зависитрезультативность предприятия. Поэтому в обязанности лидера входитурегулирование отношений между рабочими.
Создавать чувство защищенности. При возникновении внешних угроз начальник защищает интересы сотрудников. Люди должны доверять своему руководителю и знать, что он не оставит их в трудную минуту.
Умение погасить конфликт. Рабочие будни не лишены отрицательных моментов. Поэтому задача начальника справедливо разрешить конфликты и споры внутри команды.
Коммуникабельность. Основной объем деятельности руководителя сводится к ведению переговоров. Он должен уметь общаться с разными людьми, к каждому из них находить подход, сохраняя нравственные интересы собеседника.
https://www.youtube.com/watch?v=tgm1gwm7yaM
Развить лидерский потенциал можно, но для этого нужна сильнаяволя, твердость характера, желание побеждать. Редко такие качества даютсячеловеку с рождения, этого можно добиться путем многолетней работы над собой.
Видео:Начинающий руководитель: что важно сделать первым делом? / Александр ВысоцкийСкачать
Факторы лидерства или как вырастить в себе и остальных лидерский потенциал
Факторы лидерства или как вырастить в себе и остальных лидерский потенциал
Тема лидерства одна из самых востребованных в информационном пространстве. Написаны тысячи книг, постоянно выходят новые статьи, но вопрос этот настолько неоднозначен, что обсуждение его продолжается постоянно и у каждого своя точка зрения на этот счет.
Лидером быть престижно, он получает гораздо больше внимания и признания от окружающих, но при этом он чаще других подвергается критике и осуждению.
Большинство хочет, чтобы в них заметили лидерские качества, но боятся заявлять о своих желаниях. Многие занимают руководящие позиции, но коллектив признает лидера в других.
Факторы лидерства
Кто же такой лидер?
Определение слова (от англ. Leader) – ведущий, первый, идущий впереди, подразумевает что это человек, в чем-то опережающий других. А тот, кто претендует на роль первого, получает больше всего возможностей, но и подвергается максимальному количеству рисков.
Выращивая и создавая условия для формирования лидерских качеств, позиций, достижений, мы сформулировали свой взгляд на понятие ЛИДЕР и те факторы, которые позволяют это качество личности формировать:
Личность.
Индивидуальность.
Достижения.
Естественность.
Развитие.
Самодисциплина.
Терпение.
Видение.
Обучение
Расшифровка факторов лидерства
ЛичностьДля того, чтобы стать лидером, очень важно, в первую очередь, понимать себя, узнавать себя и быть самим собой. Осмысление себя становится основанием для понимания личной ценности, а также позитивной самооценки. А это укрепляет и создает уверенность.
Чем лучше мы знаем себя, тем уверенней проявляемся среди окружающих нас людей и можем вести за собой. Большинство умирает, даже не подозревая, кем они на самом деле являются. Мы созданы абсолютно уникальными, с набором только нам присущих качеств, особенностей, склонностей, способностей.
Чем полнее мы это реализуем, тем ярче наша личность выделяется на фоне большинства, позволяя нам привлекать к себе интерес и вести за собой людей, оказывая на них влияние.ИстинностьИстинное лидерство всегда базируется на ценностях и убеждениях, заложенных в нас.
Личный кодекс моральных стандартов и принципов формирует и защищает человека на пути к новым целям и реализации своего видения, давая моральные права на авторитет в группе людей.
Наличие в системе убеждений человека общечеловеческих ценностей и ценностей, принятых в обществе, искренняя вера в них, а также следование им в выбранной стратегии являются надежной внутренней защитой от критики и осуждения со стороны окружающих.
ДостиженияТолько тот, кто достигает конкретных результатов, получает опыт. Лидер идет впереди и первым получает опыт. Именно он может обогатить опытом идущих за ним людей.
Лидер увлекает за собой и укрепляет доверие к себе только при условии наличия у него достижений и результатов. Важно и умение эти достижения замечать и награждать себя за них.
Обесценивая свои достижения или достижения окружающих его людей, лидер ослабляет свои позиции, лишая себя и остальных ресурсов для движения дальше.
Умение ставить цели, планировать движение к ним, фиксировать достижение конкретных результатов, безоценочно анализировать полученный опыт и, в конечном итоге, награждать себя и команду за достижения — укрепляет лидерские позиции, создавая условия для новых побед.
https://www.youtube.com/watch?v=F-iAcBoUMOE
ЕстественностьЛидер идет первым, является ведущим для других, часто примером, пользуется большим, признанным авторитетом и обладает влиянием. Это создает огромную нагрузку и напряжение. За лидером закреплено право принимать ответственные решения в значимых для группы людей ситуациях.
Если при этом человек внутренне чувствует несоответствие взятой на себя социальной роли, пытается играть «роль», ощущает себя «самозванцем», то очень быстро он будет «разоблачен» и потеряет возможность влиять на других и управлять действиями людей.
Если люди чувствуют неестественность в том, на ком лежит большая ответственность, они испытывают тревогу и теряют доверие. Только уверенность в сочетании с убежденностью в своих способностях дает возможность лидеру быть естественным, настоящим в выбранном для себя статусе и вызывать доверие окружающих людей.
РазвитиеТолько находясь в постоянном развитии, лидер может поддерживать свое влияние и авторитет. Он обучает своих последователей, делится с ними своими знаниями, опытом и компетенциями, развиваясь в процессе сам. Постепенно уступая свои позиции другим для того, чтобы самому двигаться на шаг впереди.
Зрелые и уверенные в себе лидеры не боятся конкуренции со стороны тех, для кого они стали наставниками. Они поддерживают своих последователей и становятся еще более эффективными и сильными, чем те, кого они ведут за собой.
Истинный лидер идет впереди и постоянно овладевает новыми знаниями, обогащаясь опытом, выходя из зоны комфорта сам и создавая условия для развития других. Тем самым постоянно укрепляя свои позиции.
СамодисциплинаПолноценное лидерство невозможно без принципов самодисциплины. Выигрывает тот, у кого меньше жалости к себе.
Лидеры планируют собственные цели и задачи, формируют условия для их достижения, умеют поддерживать свою мотивацию, контролируют собственные решения, координируют согласованность между своими целями и возможностями команды. Это требует наивысшей самодисциплины.
Личная дисциплина подразумевает собственные стандарты ради достижения достойных целей и стремления более важные, чем завоевание личной популярности и потакание себе. Люди, занимающие лидерские позиции не боятся принимать непопулярные решения и готовы идти вперед в одиночестве, пока их не догонит основная масса.
Они умеют дисциплинировать свою жизнь в соответствии с целями, ведущими к более высоким достижениям.
ТерпениеЛидер обладает определенной сферой влияния. И это накладывает на него дополнительную ответственность. Умение объединить людей для достижения общей цели подразумевает наличие такого качества, как терпение.
Лидер отмечает особенности людей и их способности, умеет видеть сильные стороны и учитывать слабые зоны тех, кто входит в его команду.
Человек, достигший высокого уровня, не сравнивает остальных с собой, не меряет всех по себе, он замечает уникальные таланты остальных. Лидер учитывает темп и особенности развития тех, кому он помогает расти и проявляет терпение, помогая каждому раскрыть свой индивидуальный потенциал.
Умение лидера проявлять терпение увеличивает эффективность каждого в отдельности, что в результате делает команду сильнее и увереннее.
ВидениеЛидерство невозможно без видения. Мысленные образы желаемых будущих целей называются видением. Когда эти образы ярче, интереснее и привлекательнее того, что уже есть сейчас, тогда становится возможным движение вперед.
Полноценного развития без видения не бывает, поскольку именно видение определяет в каком направлении двигаться дальше.
Лидерство и существует, по сути, для реализации видения, потому что без вдохновляющих образов, будущее лишено главного – смысла движения вперед. Качество лидерства напрямую зависит от овладения видением, его совершенствованием, планированием движения и упрощения способов достижения.
Чем более высоко развит у лидера навык видения, тем успешнее команда будет реализовывать любые изменения и достигать результатов.
https://www.youtube.com/watch?v=3b_RvIsZv2c
ОбучениеЧем раньше человек, претендующий на роль лидера, поймет важность наставничества и обучения людей, тем скорее он сможет осуществить в реальности то, что вчера было еще только видением.
Чем выше уровень команды, тем более значительные цели она может осуществить. Чем больше ресурсов лидер вкладывает в обучение и развитие себя и своих последователей, тем устойчивее позиции этой команды, тем она конкурентоспособнее, быстрее адаптируется к разнообразным обстоятельствам и обладает способностью гибко реагировать на изменение окружающих условий.
Корпоративная культура, ставящая в приоритет формирование способностей и потребности в обучении, а также дающая мотивацию на развитие, отличается высокой эффективностью, темпом роста и готовностью к достижению гораздо более амбициозных целей.
Развитие лидерского потенциала
Резюмируя факторы лидерства и подводя итог всему сказанному выше, предлагаем список конкретных рекомендаций, как вырастить в себе способность идти впереди и вести за собой людей:
Только личность, обладающая яркой индивидуальностью может претендовать на лидерские позиции, удерживать их и оказывать влияние на людей.
Они дадут вам моральное право на движение к своим целям, создадут внутреннюю защиту от критики окружающих. Что позволит вам вдохновлять людей и вести их за собой.
И награждайте себя и свою команду за смелость и готовность получать новый опыт.
Которые создают сопротивление готовности двигаться. Только уверенная позиция позволит вам излучать естественность, вызовет доверие окружающих и готовность следовать за вами.
Это позволит укреплять свои позиции и не бояться конкуренции, откуда бы она ни исходила.
Развивайте самодисциплину. Невозможно научиться управлять другими, не обладая умением управлять собой.
Не создавайте завышенных ожиданий – они снижают мотивацию. Научитесь видеть потенциал и особенности других людей и создавайте условия для реализации индивидуальных способностей членов вашей команды.
Именно оно лежит в основе способности к формированию видения. Чем качественнее развито видение, тем понятнее путь движения к нему.
Только наличие способностей к обучению, потребности в овладении новым и условия, подкрепляющие мотивацию на получение новых знаний, умений и навыков, позволят занимать лидерские позиции и идти вперед.
А тот, кто идет первым, получает самый яркий опыт и самые большие возможности. Удачи на этом пути!
Быть лидером
Научиться вести, а не тянуть, за собой людей, собрать вокруг себя сильную команду, Вы сможете, если перестанете ограничивать себя стереотипами. Мы помогаем людям становиться эффективнее, разрывая привычные шаблоны поведения. Хватит скрывать свой потенциал!
Проконсультироваться
Видео:Развитие лидерского потенциала. Часть 1Скачать
Развитие лидерских качеств руководителя
Суть лидерства в работе с людьми. Наличие светлых идей и ясного видения стратегии не много дадут, если ваши подчинённые не будут им следовать. При этом многие почему-то считают, что лидерские качества у руководителя — это данность. Но на самом деле это набор навыков, которые нужно развивать.
Бизнес-консультант Банка делового развития Канады (BDC), Рони Израэль поделился своими размышлениями по поводу лидерских качеств руководителя. Он считает, что короткое определение лидерства должно выглядеть так — способность подавать пример, в то же время общаясь, мотивируя, делясь и делегируя.
7 ключевых лидерских качеств руководителя, над которыми нужно работать
- Видение общей стратегии. Желаний и идей недостаточно для развития, важна стратегия, руководитель должен чётко представлять, где он видит своё учреждение через пять лет и что ему нужно, чтобы достичь этого.
- Общение.
Делитесь успехами и неудачами со своими сотрудниками. Если вы будете держать их в курсе событий, это поможет им чувствовать свою причастность к общему делу.
Рони Израэль, у которого 30 лет опыта в бизнесе, считает, что планы, стратегии и результаты не должны оставаться на бумаге и собирать пыль.
— Если вы зарабатываете деньги, ваши подчинённые должны знать об этом и быть награждены, — говорит он. — Это замотивирует их и поможет компании продолжать расти. Её успех принадлежит не только вам, но всей вашей команде.
https://www.youtube.com/watch?v=mxbXY0_mauo
А в случае проблем вы сможете рассчитывать на их идеи, как эти проблемы решить.
- Поиск и сохранение талантливых кадров. Успешность работы вашего учреждения зависит от лидерских качеств руководителя в управлении персоналом. У самых выдающихся начальников есть общая отличительная черта — они окружают себя талантливыми, смелыми и верными сотрудниками. Когда у вас появятся такие, не забывайте оказывать им поддержку в их профессиональном росте.
- Делегирование. Рони Израэль считает, что руководителям свойственно здоровое эго, а когда вопрос касается их учреждения, они думают, что никто не может делать их работу лучше. Но успешный начальник понимает, что не может одновременно управлять коллективом, быть главным бухгалтером, специалистом по продвижению и рекламе, он создаёт команду и делегирует свои полномочия.
- Личный пример. Будьте честными и придерживайтесь корпоративной этики, если ожидаете того же от сотрудников.
- Умение спросить совета. Не важно, насколько хорошо вы знаете свою сферу деятельности, изменения будут происходить всегда и так быстро, что у вас начнут появляться пробелы и ситуации, где решение не будет однозначным.
Рони Израэль создал и развил семь предприятий, и этот опыт научил его тому, что надо искать совет профессионалов.
— Я всегда закладываю 10 000 долларов в бюджет на бизнес-консультанта, — говорит он. —Можно притворяться, что знаешь всё, но нужно помнить, что изменения неизбежны, а остаться позади очень легко.
- Развитие лидеров. Лидерские качества руководителя — это основа. Но не всегда лидеры занимают управляющие должности. Их можно встретить на любом уровне организации, находите их и помогайте развивать лидерские качества. Это создаст костяк в вашем коллективе, который упростит распространение информации внутри учреждения и поможет доводить ваши идеи до каждого.
Чем больше человек работает в вашем учреждении, тем важнее становится седьмой пункт. Можно, конечно, привлекать кадры извне, но это будет дорого, рискованно и времязатратно. Поэтому развитие талантов внутри учреждения — это основное лидерское качество руководителя, которое имеет долгосрочную перспективу.
6 советов, как развивать лидеров
- Научитесь разглядывать потенциал. Определяйте работников, которые смогут занять важную должность при необходимости. Выводите людей из зоны комфорта. Сложные или необычные ситуации отлично подходят для проверки того, насколько пригоден сотрудник для роли лидера.
Смотрите вне навыков и компетенций вашей сферы деятельности, узнавайте, какие у них интересы, ценности, цели.
- Ищите помощь. Ваши заместители и руководители отделов вполне способны её оказать, можно даже сделать их ответственными за поиск среди своих подчинённых.
- Продвигайте своё видение.
Обсуждайте его со своими сотрудниками, спрашивайте их мнение о его формировании и изменении. Это даёт им чувство общей цели и подталкивает потенциальных лидеров к тому, чтобы видеть своё будущее внутри учреждения.
Помните про «а какое мне до этого дело».
Не важно, насколько работнику нравится то, что он делает, его заинтересованность никогда не достигнет того же уровня, что и у руководителя.
- Создавайте возможности для развития лидеров. Сделайте это частью своей общей стратегии развития учреждения. Скорее всего понадобится полноценный план, который будет учитывать все уровни организации и показывать, когда сотрудник готов занять должность выше.
Формальное обучение лидерским качествам руководителя может помочь, но оно не заменит опыта и развития в рамках конкретной сферы деятельности.
Сложные задания или видоизменения обязанностей сотрудника помогают ему развивать новые навыки и углублять понимание учреждения в целом, а ещё повышают его уверенность в своих силах.
От вас же потребуется поддержка, чтобы помочь ему освоиться в новой роли.
- Наблюдайте. Измеряйте. Поощряйте. Сотрудники должны нести ответственность за то, как они выполняют свою работу. В учреждении должна быть справедливая и объективная система оценки и поощрения деятельности. Не стоит легко отказываться от работников, у которых что-то плохо получается. Попробуйте сперва помочь им улучшить их показатели, иногда это может раскрыть талант там, где вы его не ждали.
- Помогайте в стиле коучинг. Коучинг — это способ развития навыков сотрудника, основанный на личных обсуждениях, оказании поддержки, помощи советом в каждом конкретном задании. Используйте такие обсуждения, чтобы помочь потенциальным лидерам раскрыть их талант, избавить их от страхов и слабых мест.
Больше о том, как «прокачать» свои навыки руководителя и умение работать с коллективом учреждения, вы узнаете на онлайн-марафоне «Секреты профессионального управления», который состоится 1—19 апреля 2021 года.
Видео:КАЧЕСТВА и АВТОРИТЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ. Бизнес-тренер, психолог Наталья ГрэйсСкачать
Развитие лидерского потенциала
Развитие лидерского потенциала — это любая деятельность, способствующая совершенствованию руководящих способностей у отдельных сотрудников или формированию «лидерской культуры» в организации в целом.
Методы для этого могут использоваться самые разные: от образовательных программ типа MBA, предлагаемых в университетских бизнес-школах, до тренингов по технологии обучения действием (ActionLearning), «высоких» веревочных курсов и выездных совещаний-семинаров для руководящих кадров.
Индивидуальное развитие лидерских навыков
Традиционные программы развития лидерского потенциала направлены на выработку лидерских качеств и установок у конкретных индивидов.
Как известно, люди далеко не всегда обладают врожденными способностями к тому или иному виду деятельности: например, не все могут играть в футбол, как Зинедин Зидан, или петь, как Лучано Паваротти. То же самое относится и к нашим лидерским качествам.
На лидерскую эффективность сотрудника в значительной степени влияют его личностные характеристики, и иногда для развития лидерских способностей требуются специально разработанные обучающие программы. В то же время следует иметь в виду, что повысить свою лидерскую эффективность может каждый.
Правда, этот процесс скорее напоминает не чтение учебника, а обучение игре на музыкальном инструменте: здесь требуются сосредоточенность, целеустремленность и постоянные тренировки.
Разумеется, теоретические занятия и знакомство со специальной литературой по теме также полезны для лучшего понимания сути лидерства. Однако одно дело — знать, что делать, и совсем другое — делать то, что знаешь. Согласно имеющимся оценкам, лишь 15% знаний, полученных в ходе традиционной теоретической подготовки, реально преобразуются в долговременные изменения трудового поведения.
https://www.youtube.com/watch?v=4eWqpv5WpeY
Насколько успешными окажутся попытки развития лидерских навыков, зависит от трех основных факторов:
— Личные качества индивида;
— Качество и содержание программы развития лидерских навыков;
— Наличие ощутимой поддержки со стороны куратора.
Не случайно в военных академиях принимают все возможные меры для того, чтобы брать на обучение лишь кандидатов, обладающих ярко выраженной способностью к руководству людьми.
К индивидуальным качествам, способствующим успешному развитию лидерских навыков, относятся в первую очередь желание учиться и стремление к достижению успеха, а также такие личностные характеристики, как открытость новым впечатлениям, склонность брать на себя ответственность за ситуацию и способность к самоконтролю.
Что касается программ по развитию лидерских навыков, то они наиболее эффективны при выполнении следующих условий:
— Программа включает целый комплекс заданий и упражнений по развитию лидерских навыков, выполняемых на протяжении определенного периода времени (например, 6–12 месяцев).
В качестве конкретных инструментов развития могут использоваться: аттестация по методу комплексной оценки личности (360 degree feedback), практические занятия в классе, самостоятельные задания наподобие курсовых работ, индивидуальные тренинги для руководителей, ведение аналитического дневника для контроля достигнутых результатов, работа с наставником и др.
— Программа предполагает четкую постановку целей на основе определения основных потребностей в области развития лидерских навыков и последующую оценку достигнутых результатов через некоторый период времени.
Среди ключевых понятий, связанных с развитием лидерских навыков, следует выделить следующие:
->Эмпирическое обучение («обучение через опыт»): в центре обучающего процесса в данном случае помещается индивид и его непосредственное восприятие; обучение проходит в четыре этапа: 1. конкретный опыт; 2. наблюдение и анализ; 3. формирование абстрактных понятий; 4. испытание в новых ситуациях.
->Вера в собственные силы: Правильно построенный тренинг или курс обучения должны формировать у индивида веру в себя и свою способность добиваться успеха («самоэффективность»).
->Воображение: Развитие способности формировать четкий образ желаемого будущего, к которому стремится организация или ее подразделение.
Эффективная программа индивидуального развития должна помочь сотруднику выработать план, который позволит ему приобрести лидерские навыки, необходимые для успешного поведения в самых разных ситуациях и на разных уровнях: от молодежной компании до деловых кругов. В числе этих навыков:
-> Способность брать на себя ответственность
-> Умение расставлять приоритеты
-> Формирование представления о смысле жизни
-> Способность к немедленному действию
-> Умение формулировать конкретные, реалистичные цели и планы на будущее.
Развитие лидерства на коллективном уровне
В последнее время к организациям пришло понимание того, что лидерство можно развивать и на коллективном уровне, укрепляя взаимодействие и совершенствуя координацию усилий отдельных лидеров и систем, посредством которых они влияют на работу компании.
В связи с этим следует различать понятия «индивидуальное развитие лидерских навыков» и «развитие лидерства как организационной культуры». В первом случае речь идет о работе с конкретным индивидом — о формировании личностных качеств, которыми должен обладать лидер, о выработке соответствующих моделей поведения, способов мышления и восприятия.
В случае же когда мы говорим о развитии лидерского потенциала на уровне организации (о воспитании «культуры лидерства»), мы имеем в виду определенные аспекты групповой динамики.
Сюда входят межличностные отношения в коллективе, процессы социального влияния, отношения в диаде «лидер и его команда», контекстуальные факторы командной работы (например, восприятие организационного климата) и социальное взаимодействие между данным коллективом и другими группами в организации. Обе формы развития лидерского потенциала могут оказывать взаимное влияние друг на друга.
https://www.youtube.com/watch?v=fo84LQyZz1g
Развитие лидерского потенциала на коллективном уровне может строиться на основе индивидуального формирования лидерских качеств сотрудников, причем не только занимающих руководящие должности, но и подчиненных. Помимо этого, такое развитие предполагает укрепление межличностного взаимодействия в команде.
Считая, что главным достоянием компании являются составляющие ее люди, некоторые организации заботятся в первую очередь об индивидуальном развитии тех или иных способностей своих сотрудников (иногда это подразумевает и развитие лидерских навыков).
С другой стороны, существует концепция равноправного партнерства руководителя и подчиненных (Employeeship), согласно которой быть хорошим лидером — это во многом то же самое, что быть хорошим сотрудником.
Поэтому считается, что наилучшие результаты приносит тесное взаимодействие формального лидера с остальными членами команды и поиск точек соприкосновения (вместо того чтобы делать упор на различиях).
Данный подход с особым успехом применяется в Швеции, где иерархическая дистанция между начальством и подчиненными минимальна.
Планирование преемственности
Термином «планирование преемственности» обозначают подготовку перспективных сотрудников к тому, чтобы занять место нынешних лидеров, когда последним настанет время покинуть свои посты. Такого рода подготовка требует активного перемещения сотрудника между отделами.
Более того, во многих многонациональных корпорациях будущие лидеры, как правило, совершают поездки за границу, чтобы получить опыт работы в зарубежных филиалах. Планирование преемственности должно строиться на основе четкого представления о будущем, к которому стремится компания: это позволит согласовать программу развития лидерских качеств с долгосрочными целями организации.
Таким образом, при подготовке нового поколения лидеров должны учитываться не только имеющиеся знания и история компании, но и планы на будущее. Чтобы эти планы воплотились в жизнь, отбор потенциальных лидеров должен базироваться не только на том, «что мы знаем и имеем», но и на том, «чем мы хотим стать».
Планированием преемственности должны заниматься люди, которые в настоящее время занимают руководящие должности и являются носителями этой «картины будущего», а также ведущие сотрудники отдела персонала, способные преобразовать эту концепцию в конкретную программу подготовки. Соответственно, следует обратить внимание на три основных характеристики кандидатов: 1. Навыки и знания; 2.
Восприятие роли лидера и степень ее принятия. 3. Вера в собственные силы (самоэффективность). Эти три аспекта должны быть основой любой программы подготовки преемников на руководящие должности.
Вдохновляющий лидер
«Менеджера вообще» не существует: у каждого человека есть свои сильные и слабые стороны, свой индивидуальный стиль поведения. Однако для всех вдохновляющих руководителей характерны некоторые общие особенности. Продолжение тут.
📹 Видео
ЛИДЕРСТВО! ТОП лучших бизнес-инсайтов для развития лидерских качеств у руководителяСкачать
8 вопросов будущему руководителю / Как провести собеседование на должность руководителя?Скачать
ТОП-3 качества эффективного руководителя. Лидерство/ Александр ВысоцкийСкачать
21 обязательное качество лидера | Джон МаксвеллСкачать
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Три главные ошибки руководителя || Михаил МоскотинСкачать
Развитие лидерских качеств руководителяСкачать
Что отличает лидера от руководителя?Скачать
Воспитай в себе лидера. Джон Максвелл. [Аудиокнига]Скачать
Лидерами рождаются. Роль лидера в команде.Скачать
Как развивать выдающихся руководителей методом Google? Что говорит Gallup? Компетенции руководителейСкачать
Ты до сих пор ПОЗВОЛЯЕШЬ СОБОЙ КОМАНДОВАТЬ? БУДЬ НЕЗАВИСИМЫМ ЛИДЕРОМСкачать
Как за 2 секунды проверить есть ли у человека лидерские качества и потенциал? Секретный приём#работаСкачать
Развитие лидерского потенциала. Часть 2Скачать
Как развить лидерский потенциалСкачать
Управление талантами: Лидерские компетенции, потенциал руководителяСкачать
Как руководителю стать лидером в коллективе за 5 шаговСкачать
Программа "Профессионал сетевого бизнеса" (GITER, Молдова)Скачать