В настоящее время, описывая систему наставничества, опираются на одно из определений. Так, Дэвид Майстер считает, что наставничество – это инвестиция в долгосрочное развитие организации, ее “здоровье”.
Согласно Гарету Льюису, наставничество представляет собой систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому.
В общем виде наставничество можно определить как процесс передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному.
Мы же наставничеством будем понимать помощь молодым специалистам в адаптации и / или содействие опытным сотрудникам компании при изменении их должностных обязанностей в случае назначения на новую должность в результате карьерного роста или ротации. Назовем такие категории персонала компании “подопечными”.
- Элементы системы наставничества
- элементов системы наставничества
- Примеры из практики
- Пример №1.
- Пример №2.
- Пример №3.
- Как выстроить систему наставничества в компании?
- Необходимость системы наставничества
- Суть и основные принципы
- Личные качества
- Как следует обучать взрослых людей
- Рекомендации по обучению новых сотрудников
- Получение максимума
- Наставничество новых сотрудников: метод обучения и адаптации персонала
- Кто такой наставник
- Наставничество как метод обучения новых сотрудников
- Сферы применения
- Организация системы наставничества
- Этапы разработки системы наставничества
- Оплата за наставничество
- Как выстроить систему наставничества в компании (и зачем это нужно) | Rusbase
- Открытость
- Ответственность
- Ориентация на развитие
- Какими качествами должен обладать наставник
- В чем особенность обучения взрослых людей
- Методы по обучению новых сотрудников для наставников
- Как получить максимум
- 📺 Видео
Элементы системы наставничества
Всю систему наставничества в компании можно условно разбить на три составляющие: адаптация подопечных к внешним и внутренним условиям бизнес-среды, их обучение и последующее сопровождение.
Все эти процессы могут происходить одновременно и / или накладываться друг на друга. Даже если подопечные освоили определенный набор операций, при переходе на другую должность или при освоении нового участка работы весь процесс повторяется сначала, развиваясь по спирали. В целом, вся система наставничества является инструментом для включения сотрудников в бизнес-процессы компании.
элементов системы наставничества
Адаптация | Процесс включения новых сотрудников во внешние и внутренние бизнес-процессы компании. Изменение поведения сотрудников в соответствии с требованиями среды | Облегчить вхождение молодых специалистов, новых сотрудников, резервистов в должность. Применяется с целью их погружения в корпоративную культуру и бизнес-процессы |
Обучение | Процесс освоения знаний и навыков | Использовать для раскрытия потенциала работающих сотрудников и их дальнейшего личностного и профессионального развития, например, при переходе на новую должность или включении в кадровый резерв.Сотрудники должны освоить знания и навыки, необходимые для работы в соответствии с установленными корпоративными стандартами |
Сопровождение | Процесс улучшения количественных и / или качественных характеристик умений или знаний в специфической области. Использование уже приобретенных знаний и умений в специфической ситуации или со специфической целью. Консультирование и шеф-контроль | Преодолеть разрыв между обучением и достижением результата.Стать важным системным элемент компании, дающим ей новое качество самообучающейся организации, в которой сотрудники постоянно повышают свою квалификацию |
О том, насколько актуален вопрос внедрения системы наставничества в российских компаниях, говорит исследование, проведенное Grant Thornton в 2021 году.
Оно показало, что российские предприниматели стали чаще задумываться о поиске квалифицированных сотрудников и развитии персонала.
35% опрошенных заявили, что планируют вкладывать деньги в развитие наставничества, а 23% думают внедрить систему выявления талантов на ранних стадиях карьеры.
Как отмечают эксперты, в последние годы на российских предприятиях изменилось отношение к сотрудникам.
Это объясняется тем, что в малый и средний бизнес пришло очень много бывших менеджеров крупных компаний, в том числе и международных, которые перенесли туда культуру ведения крупного бизнеса.
Управленческие концепции, позаимствованные малым и средним бизнесом у крупного, будут только способствовать росту небольших предприятий.
https://www.youtube.com/watch?v=8fhnvudMsjk
Руководители и собственники компаний соглашаются, что воссоздать и развить на отдельном предприятии культуру наставничества не требует огромных вложений. А в условиях дефицита квалифицированных специалистов, с которым уже много лет сталкивается средний бизнес, это еще и хороший способ обучения и развития персонала.
Примеры из практики
Все вышесказанное подтверждается и нашим многолетним опытом бизнес-консультирования. На многих российских предприятиях наставничество уже стало неотъемлемой частью корпоративной культуры. Постоянно работая с компаниями из разных сфер экономики, мы убедились, что есть достаточно примеров разработки и внедрения эффективных систем наставничества. Приведем некоторые из них:
Пример №1.
В региональном ресторанном холдинге с численностью 750 человек до 70% персонала составляют линейные сотрудники, а именно: официанты, повара, бармены.
Это молодые люди, в основном студенты, которые еще нигде не работали, пришли овладеть профессией и проработать в компании от силы два – три года. Людей с реальным практическим опытом – единицы.
Поэтому, одна из основных задач, поставленных руководством холдинга, – в оптимально короткие сроки подготовить сотрудников таким образом, чтобы они могли решать необходимые для компании задачи.
После периода адаптации перед молодыми специалистами открываются два пути. Первый – оставаться, например, официантами, быть хорошими продавцами и получать за свою работу достойное вознаграждение.
И второй – развиваться дальше и становиться наставниками.
Именно наставники попадают в кадровый резерв, при условии, что они успешно обучили определенное количество официантов-стажеров, прошли соответствующую корпоративную программу обучения и имеют высокие показатели личной эффективности.
Затем развитие наставников происходит по спирали: их зачисляют в кадровый резерв на позиции менеджеров, затем переводят на ступень “менеджер-новичок”, где у них появляются наставники другого, более высокого уровня и т.д. Таким образом, они могут дойти до должности управляющего кафе или рестораном.
Пример №2.
Свой взгляд на систему наставничества есть и в межрегиональной компании-застройщике с количеством сотрудников 130 человек. Эта компания по-настоящему социально-ориентированная и одна из основных пропагандируемых в ней ценностей – забота о сотрудниках.
Практика, которая себя хорошо зарекомендовала, заключается в том, что новичков с самых первых дней стремятся окружить вниманием, поддержкой, душевной атмосферой и дать им эффективные инструменты для того, чтобы они могли максимально быстро влиться в коллектив и освоиться в бизнес-процессах.
Система управления персоналом выстроена так, что руководители среднего звена заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудников и несут ответственность за их последующий личностный, профессиональный и карьерный рост. Именно они формируют и готовят кадровый резерв компании, в том числе и на свои должности.
По оценке HR-службы до 80% топовых должностей занимают сотрудники, которые выросли внутри компании. В категории “Руководители проектов” 100% менеджеров начинали свою карьеру с инженерных должностей.
Таким образом, компания функционирует по принципу самообучающейся организации, что позволяет ей эффективно отвечать на изменения бизнес-среды за счет создания инновационных технологий строительства и овладения новыми знаниями и умениями.
Пример №3.
На крупном производственном предприятии военно-промышленного комплекса трудятся более 8 000 человек. После лихолетья 90-х годов прошлого века там практически по крупицам воссоздали советскую систему наставничества, взяв из нее самое лучшее и адаптировав под законы рынка.
На сегодняшний день работа с персоналом ведется в трех направлениях:
- Ускоренная адаптация новичков в производственный процесс. Эта работа строится согласно индивидуальным планам развития и под руководством специально закрепленных наставников. Наставники участвуют в оценке успешности прохождения подопечными испытательного срока. Они высказывают свое мнение, которое является решающим, о целесообразности дальнейшей работы на предприятии новых сотрудников;
- Проведение регулярного опережающего обучения в форме тренингов и стажировок для уже работающих сотрудников. Это позволяет предприятию эффективно выращивать новое поколение инженерно-технических специалистов;
- Планомерное формирование и развитие кадрового резерва. В него включаются наиболее мотивированные и лояльные сотрудники предприятия, обладающие необходимым набором компетенций для занятия в будущем управленческих должностей. Как правило, срок нахождения специалистов в кадровом резерве составляет не более 2 – 3 лет.
Для предотвращения кадрового разрыва на предприятии успешно реализуется следующая практика.
Минимум за 2 года до достижения пенсионного возраста каждый руководитель обязан выбрать специалиста, способного занять его должность, и начать погружать его в специфику своей деятельности.
В случае, если руководитель не может определиться с преемником, то служба управления персоналом предлагает кандидатов из кадрового резерва. Она же осуществляет всю последующую координацию и контроль за процессом наставничества.
https://www.youtube.com/watch?v=ltN7u5TUzoM
Также на этом предприятии функционирует и система замещения старых специалистов новыми, при которой прежний работник становится экспертом или советником. При этом ему полностью сохраняется оклад, а его место занимает новый сотрудник, подготовленный старым за дополнительное вознаграждение. Эта система позволяет старшему поколению безболезненно уступать место своим более молодым коллегам.
Из приведенных примеров видно, что разные по своей специфике и масштабу российские компании применяют системный подход к наставничеству. Это позволяет им развивать у сотрудников способность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них функции. А также быстро адаптироваться к условиям работы и к корпоративной культуре предприятия.
Видео:Система наставничества на предприятии. Кто такой наставник? Как происходит наставничество?Скачать
Как выстроить систему наставничества в компании?
Когда на работу в компанию приходят новые сотрудники, руководителям необходимо с первого дня их присутствия продумать определённую тактику по отношению к ним.
Главное — чтобы новички сразу включались в рабочий процесс и быстро адаптировались к работе и коллективу.
Лучшей системой адаптации опытные предприниматели считают так называемую систему наставничества, позволяющую квалифицированно обучать пришедших сотрудников и мотивировать их к тому, чтобы они остались работать в вашем заведении.
Необходимость системы наставничества
Основное звено любого бизнеса — это люди, поэтому следует серьёзно подойти к вопросам их обучения. Особенно это становится актуальным, когда у руководителя уже есть сформировавшаяся команда, в которую приходят работники.
Оптимальный вариант — когда руководство, заранее предвидя приход новых людей, продумывает возможности их обучения и готовит для этого специальную программу.
Однако бывает и так, что начинающему работнику не достаётся ничего кроме «дежурного» инструктажа, а во всём остальном он должен разбираться сам. В результате растут недоверие и негатив, а мотивация к работе становится ниже ещё на начальных её этапах.
В конечном итоге многие люди не выдерживают испытательного срока и предпочитают уйти в поисках более выгодного места.
Для того чтобы подобные ситуации не возникали в вашей компании или фирме, следует заранее позаботиться о профессионально продуманной системе наставничества. Именно она поможет в подготовке квалифицированных специалистов.
Простые способы быстро найти работу с достойной зарплатой
В нашей стране есть несколько ведущих компаний и предприятий, где систему наставничества эффективно внедряют уже на этапах открытия сети магазинов или кафе.
Конечно, вначале это было сопряжено со сложностями, так как опытных специалистов всегда не хватало и обучать новичков было некому.
Тем не менее, успешно работающие сетевые заведения со временем стали организовывать тренинги, затрагивающие все сферы работы сотрудников.
Такая система выглядит примерно так: один наставник имеет от трёх до четырёх стажёров и уделяет им одинаковое количество своего внимания. В ходе тренингов рассматриваются практические и порой курьёзные ситуации: например, как должен поступить официант кафе, если видит посетителя с собакой и т. д.
Любая система наставничества должна быть представлена в виде чётко отработанного и последовательного механизма действий, помогающего новым сотрудникам адаптироваться к условиям работы и успешно влиться в струю коллектива.
Суть и основные принципы
Прежде всего, наставник должен быть открытым. Он сам проявляет инициативу в общении с новым работником, так как является заинтересованным лицом. Если он добьётся успеха в обучении подходящего кадра, это значит, что вакансия на предприятии будет закрыта и ему самому не придётся работать «за двоих», как это часто случается.
https://www.youtube.com/watch?v=EH_q1E1hBmA
Ответственность — второе, не менее важное качество. Передавая работнику информацию, наставник регулярно получает от него обратную связь. Иногда она бывает и негативной.
Это естественный процесс, поскольку новички сталкиваются на рабочем месте с массой сложностей, не имея соответствующего опыта для их самостоятельного решения.
Обучающему следует терпеливо относиться к ошибкам, совершаемым стажёром на первых порах, так как именно он является человеком, к которому новички постоянно обращаются за советом и помощью.
Виды встреч, проводимые гендиректором
Кроме того, наставник всегда старается объективно оценивать работу стажёра с разных точек зрения:
- эффективности;
- конструктивности;
- позитивности.
Как руководитель стажёров такой человек обязательно должен иметь выраженные лидерские качества и проявлять твёрдость в тех случаях, когда стажёры постоянно нарушают профессиональную дисциплину и не выполняют возложенные на них задачи.
Личные качества
Обучая других людей, наставник должен и сам расти в профессиональном плане. Ему следует быть терпеливым и коммуникабельным, а также уметь воспринимать чужое мнение и учитывать опыт другого человека.
Безусловно, приходя на новое место работы редкий новичок вообще не имеет за плечами никакого жизненного опыта. Не нужно «ломать» людей, пытаясь полностью их перестроить.
Искусство наставничества всегда сопряжено с умением приспособить личные качества и опыт нового человека к нуждам бизнеса и всего рабочего коллектива.
Как следует обучать взрослых людей
Вначале может показаться, что обучать взрослых и сознательных людей проще, чем детей. Однако на практике это далеко не всегда бывает так.
Ключевое различие между детьми и взрослыми состоит в том, что дети довольствуются знаниями как таковыми, а взрослым необходима чёткая цель, которую преследует обучение.
Для взрослого человека главное — возможность использовать полученную базу на практике, чтобы в дальнейшем у него появились перспективы серьёзного карьерного роста.
Рекомендации по обучению новых сотрудников
В обучении новых работников наставники могут использовать следующие эффективные методы:
- демонстрацию с устным изложением устава и служебных инструкций;
- ролевые игры. Куратор и новичок разыгрывают небольшие ситуации, «примеряя» на себя роли покупателя и продавца, посетителя и официанта в ресторане;
- анализ реальных практических ситуаций исходя из опыта заведения;
- тестовые опросы сотрудника. Они помогают определить, что человек хорошо усвоил, а над чем ещё необходимо работать;
- наблюдение за работой новичка при поручении ответственного задания на самостоятельность. После выполнения задачи наставник и стажёр совместно проводят анализ действий;
- вовлечение посетителей, покупателей, клиентов в наставнический процесс. Например, в магазине это может быть выражено табличкой, висящей над кассой, за которой работает новый человек: «Внимание, работает стажёр, благодарим за понимание». Обычно, люди хорошо воспринимают такую новость, подбадривают человека, участвуя в рабочем процессе и тем самым мотивируют его к дальнейшему развитию.
Как создать положительный имидж HR-бренда в Интернете?
Получение максимума
При подборе наставников руководителю предприятия нужно учитывать ряд важных моментов. Эту роль должны выполнять только те, кто готов работать со стажёрами, вкладывая в них силы и время и передавая ценный опыт. Нагрузка между наставниками должна быть распределена чётко и грамотно, чтобы обратная связь между ними и стажёрами всегда была непрерывной и интенсивной.
Кураторам следует постоянно обсуждать со стажёрами новые рабочие ситуации, внедряя на практике навыки в области решения тех или иных проблем. В ходе обучающих тренингов руководителям предприятий нужно учитывать то, что реальный практический опыт люди получают, всё же, не в условиях тренинга, а в сфере практической работы.
https://www.youtube.com/watch?v=PQzihD0Vnig
Если вам удастся внедрить у себя в компании организованный институт наставничества, появится шанс не только обучить новые кадры на месте, но и мотивировать людей к тому, чтобы они в дальнейшем оставались работать именно у вас.
Видео:Наставничество - это телепортация в точку “Б”| Методология наставничества| Новый стандартСкачать
Наставничество новых сотрудников: метод обучения и адаптации персонала
Последние изменения: Июль 2021
Для компаний, нацеленных на процветание, необходимость внедрения системы наставничества новых сотрудников как процедуры адаптации особенно очевидна.
Добиться стабильного успеха в условиях рынка невозможно, если объективно не оценивать перспективы развития компании, постоянно не повышать свою конкурентоспособность, результативность и эффективность.
Одним из главных преимуществ организации является квалифицированный персонал – это внутренний фактор успеха.
Для решения этой задачи очень важны опыт, знания, степень профессиональной обученности каждого сотрудника.
Но любая организация – это хозяйствующий субъект, для достижения поставленных целей объединяющий работников различных профессий и категорий.
Именно от внутренней упорядоченности, взаимодействия, согласованности всех частей целого, занятого единой производственной деятельностью, грамотно сориентированного и действующего рационально зависит успех бизнеса.
Кто такой наставник
Существует множество определений понятия наставничество, его часто отождествляют с понятием менторство. Это английское слово, происходящее от существительного Ментор – имя персонажа в поэме поэта Древней Греции Гомера.
Так звали друга и доверенное лицо Одиссея, которому в силу возраста и неспособности отправиться на войну, было поручено заботиться о доме и хозяйстве и воспитывать сына царя Итаки.
Имя стало нарицательным, обозначающим руководителя подрастающего поколения.
Параллельно наставничество начали применять при организации труда. В западной традиции такую личность принято называть «ментор». В советское время явление носило массовый характер, наставничество было широко распространено в системе производственного обучения – овладения рабочими профессиями и конкретными специальностями.
Традиции передачи знания и опыта не утеряны, но претерпели заметные изменения. Сейчас наставничество – это эффективная форма адаптации, обеспечение постепенной врабатываемости сотрудника в новые для него социальные, профессиональные и организационные условия труда.
Характерные признаки наставничества новых сотрудников:
- профессиональные взаимоотношения – складываются на рабочем месте в процессе труда вне рамок обычных межличностных отношений на службе по типу менеджера и подчиненного;
- иерархичность – соблюдается порядок подчиненности менее опытного и сведущего сотрудника авторитетному квалифицированному специалисту вышестоящему по служебной лестнице;
- нацеленность на результат – решаются практические задачи, реализуются ценностные ориентиры.
Наставничество как метод обучения новых сотрудников
В таком случае отношения между общающимися лицами строятся относительно опыта, навыков и знания, касающихся профессиональной тематики.
Наставничество подразумевает помощь старшего по служебной иерархии младшему, только поступающему на предприятие.
Новичок может быть старше по возрасту, иметь большой объем знаний и значительный опыт работы в данной специальности или же устраиваться на работу впервые.
На современном предприятии институт наставничества создается с целью:
- ввести нового работника в слаженную команду;
- ознакомить с существующими в организации правилами и нормами, спецификой работы, возможностями дальнейшего развития;
- адаптировать к новым внешним условиям и обстоятельствам, ответить на любые возникающие вопросы, сориентировать в затруднительных ситуациях, исправить неправильные стереотипы;
- познакомить с коллегами, чтобы сотрудник легче и безболезненнее освоился на новом месте;
- научить практически тому, что изучалось теоретически, предостеречь от серьезных промахов;
- помочь быстро включиться в работу или совершить значимый качественный переход на иной уровень профессиональных навыков;
- развить корпоративный дух;
- снизить текучесть кадров, повысить производительность труда, минимизировать потери.
Обучение новых сотрудников выглядит как опека или метод адаптации персонала, осуществляется на постоянной основе или только в период испытательного срока.
https://www.youtube.com/watch?v=TQq-0xrKKn4
По сути это штучное (индивидуальное) производство высококвалифицированных специалистов.
Сферы применения
Следует отличать наставничество, когда требуется приспособить подопечного к новым условиям, от кураторства, когда важная фигура фактически наблюдает за ходом работы, полностью контролируя нижестоящее звено, и бизнес наставника – обычно предпринимателя с окрепшим действующим бизнесом, который помогает, дает советы при открытии нового дела или по выведению бизнеса в прибыль за короткое время.
В каких сферах деятельности применяется наставничество:
- в торговле – стажеру передаются приемы, стиль продаж, накопленный опыт, позволяющие выйти на уровень работы с более крупными клиентами;
- в образовании – введение начинающих молодых преподавателей или воспитателей в профессию, передача педагогического опыта, прошедшего проверку на практике, снижение риска наступления непредсказуемых и нежелательных последствий действий, подрывающих качество и эффективность обучения детей;
- на производстве – оперативная подготовка работников определенной специальности, ознакомление с имеющимися технологиями, трудовым распорядком, условиями и нормами, номенклатурой продукции компании. В задачу наставника входит полный инструктаж ученика, как в порядке содержать рабочее место, взаимодействовать с другими подразделениями, рассказать об особенностях протекания всех процессов, мотивировать на достижение стабильных высоких результатов;
- в медицине – объединение научных познаний с практическими, формирование клинического мышления. Обучение приемам самостоятельной работы, навыкам приема пациентов, общения с их родственниками, базовым принципам медика – долгу, милосердию, ответственности, справедливости, полноте оказания помощи, способности быстро принимать решение.
Организация системы наставничества
Решив организовать в компании систему наставничества и сделать ее официальной, руководителю совместно с кадровой службой, юристами и бухгалтерским отделом необходимо разработать и издать специальное Положение, регламентирующее порядок внедрения и обязанность использования наставнической деятельности.
В документе важно прописать все основные моменты, касающиеся процесса организации наставничества, начать следует с критериев и процедуры качественного отбора наставников. Следуя логике подхода, наставник – обязательно многоопытный сотрудник, с высоким уровнем квалификации, несколько лет (не менее 3-х) проработавший в компании на своей должности. Но этот список далеко не исчерпывающий.
Какими еще качествами должен обладать хороший наставник – основные требования:
- коммуникабельный – способный к общению, вызывает доверие, легко устанавливает контакты;
- гибкий – проявляет разнообразие, адекватен во внешних формах активности и во внутренних;
- педагогические умения – соответствуют триаде мыслить-действовать-мыслить, в состоянии планировать, правильно ориентировать, предвосхищать результат, предсказывать возможные отклонения;
- инициативный – энергичен, находчив, склонен к принятию самостоятельных решений и грамотному исполнению;
- ответственный – готов лично отвечать за свои поступки и последствия принимаемых решений. Влияет на ход событий;
- эффективный – добровольно желает стать опекуном новым сотрудникам, хочет быть нужным, готов потратить личное время не в ущерб основной профессии, понимает принцип работы компании как единого целого, досконально знает свое подразделение и механизмы взаимодействия между различными отделами, нацелен на конечный результат;
- лояльный – держится в пределах благожелательно-нейтрального отношения;
- достойный пример для подражания – добился в компании определенных успехов, достиг высоких показателей в работе, да и в аспекте человеческой жизни.
В ходе выполнения данной работы наставник может исполнять определенную роль, которой соответствует конкретный набор действий:
- Коуч-тренер, советник – консультирует посредством непрерывного взаимосвязанного сотрудничества, обсуждает идеи, свободно получает информацию о настрое сотрудника, отношении к происходящим событиям или окружающим людям.
- Эмоциональная опора – придает бодрости, уверенности, поощряет, содействует, оказывает поддержку.
- Источник формирования ресурсов – расширяет круг общения, указывает на скрытые ресурсы, которые может использовать подопечный при своей целевой деятельности;
- Чемпион – ожидаемые от нового сотрудника качества демонстрирует на собственном примере.
Этапы разработки системы наставничества
От грамотно составленного руководством Положения о наставничестве зависит качество обучения, карьера нового сотрудника, удовлетворенность работников занимаемой должностью, имидж компании и в итоге экономическая эффективность предприятия.
https://www.youtube.com/watch?v=4_sFwJWD4fk
Какие разделы должен включать этот основополагающий локальный документ:
- сформулированные принципы, список поставленных специалистам-наставникам конкретных задач, адекватные и измеримые цели – определяются после анализа текущего положения дел на предприятии, исследовании ожиданий всех участников процесса;
- качества наставника, порядок отбора и формирования штата;
- виды и перечень мотивирующих факторов – достойное вознаграждение, отличные условия труда, безопасность, отсутствие конфликтов, атмосфера доверия, карьерный рост, удовлетворенность, уверенность в будущем. Мотивация является главным инструментом воздействия на подчиненного;
- права и обязанности контактирующих сторон;
- формы консультирования – групповые (малые группы – не более 5-6 человек) или индивидуальные методы;
- сферы обсуждения;
- временной промежуток взаимодействия;
- мониторинг программы и оценка результатов – например, посредством заполнения оценочного листа, ответов на поставленные вопросы и обсуждения, позволяющие увидеть слабые места и имеющиеся проблемы. Можно опереться и на косвенные показатели – очевидный профессиональный рост, выход отношений на новый уровень (переход от формата начальник-подчиненный к формату коллеги-друзья), сотрудник гармонично вписался в организационную культуру.
Наставничество как процесс и метод обучения персонала состоит из 5 шагов. Этапы осуществления следующие:
- Расскажу: объяснение основных моментов, особенностей и как это знание пригодится.
- Покажу: наглядная демонстрация полного процесса от начала до конца.
- Сделаем вместе: совместная работа с подробным пояснением алгоритма.
- Сделай сам: самостоятельное выполнение задания обучаемым под контролем наставника.
- Расскажи, что сделал: стажер сам учит наставника, что помогает обрести уверенность, закрепить навык.
Оплата за наставничество
В России такая должность отсутствует. Действующим Трудовым кодексом организация наставничества не урегулирована, в федеральных законах такой формат отношений также не упоминается, но это не значит, что наставник работает бесплатно.
Хотя есть исключения – это престижные компании с мировым именем, в которых внедрена корпоративная культура, сотрудники воспринимают наставничество как почетную обязанность, повышающую статус. Для некоторых опека становится тягостным бременем, т.к. требует много сил и отнимает время от основной работы.
В качестве стимулирования практикуется нематериальное поощрение или материальное – в виде доплаты за наставничество. Порядок оплаты зависит от способа оформления.
Возможны два варианта:
- Функции наставника прописаны в трудовом договоре как основная трудовая функция или обязанности зафиксированы в должностной инструкции – размер зарплаты оговаривается во внутренних документах, наряду с условиями труда, это обязательный пункт трудового соглашения, за выполнение прямой обязанности дополнительная оплата не предусматривается.
- Поручается дополнительная работа, осуществляемая путем совмещения должностей или расширения зон обслуживания – допускается лишь с письменного согласия сотрудника (ст. 60.2 ТК). Оплата, временные рамки, критерии оценки труда, обязанности и права наставников закрепляются в ряде внутренних документов, регламентирующих деятельность фирмы (положения, правила, приказы, штатное расписание). Размер персональной надбавки обычно устанавливается в фиксированной сумме или в процентах от зарплаты за каждого подопечного, исходя из потраченного на обучение времени и усилий.
Главное преимущество наставничества среди других управленческих методов – экономическая выгода от быстрой адаптации новичков на фоне простоты в использовании и возможности применить данную технику незамедлительно.
Бесплатный вопрос юристу
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:
© 2021 zakon-dostupno.ru
Видео:Наставничество в действии: ученик-ученикСкачать
Как выстроить систему наставничества в компании (и зачем это нужно) | Rusbase
Чтобы работа новых сотрудников уже с первых дней была эффективной, любой компании нужно продумать систему адаптации для новичков. Одно из решений — это система наставничества. Мария Лошкова, директор по маркетингу и коммуникациям сети кафе PRIME, поделилась опытом компании и рассказала, как они обучают новых сотрудников.
Как выстроить систему наставничества в компании (и зачем это нужно) Мария Лошкова
В любом бизнесе, который так или иначе завязан на людях, расширяется и переживает смену кадров, наступает момент, когда руководитель задает себе вопрос — как обучать новых сотрудников и вводить в уже образовавшийся коллектив?
Отлично, если руководитель задается этим вопросом до прихода новичков и готовит плацдарм для их адаптации. Но бывает, что сотрудник получает на старте комплект инструкций, в которых ему приходится разбираться самостоятельно. Результат — недоверие сотрудника к новой компании и снижение мотивации к работе. Чтобы этого не случилось, есть профессиональное решение — система наставничества.
В PRIME система наставничества работает с образования компании в 2004 году и открытия первого кафе в Москве. Изначально внедрение системы вызывало некоторые трудности: из-за нехватки опытных кадров, которые могли бы обучать других, наставниками для новичков выступали управляющие кафе.
https://www.youtube.com/watch?v=ua9VMdT45VI
Для них проводились специальные тренинги по всем актуальным темам сферы гостеприимства. У одного наставника могло быть до 3-4 стажеров каждому из которых требовалось внимание.
В ходе работы также возникали ситуации, с которыми сотрудники кафе сталкивались впервые: можем ли мы пустить в кафе гостя с животными, разрешаем ли пользоваться уборной всем или только гостям, должен ли кофе с собой зимой и летом быть одной температуры и многое другое. Все вопросы выносились на обсуждение руководства — и так появлялись новые правила.
PRIME
Сегодня в кафе на одного наставника приходится один стажер. Кассир проходит обучение в течение минимум двух недель, а менеджер — в течение месяца. С развитием и расширением сети мы поняли, что система наставничества стала неотъемлемой частью PRIME: 70% своих знаний наши сотрудники получают на рабочем месте и только 30% — на тренингах в классах.
Система наставничества в PRIME — это четко отработанный, но гибкий механизм, поскольку каждый новый сотрудник привносит в компанию что-то новое.
Открытость
Наставник сам является инициатором общения с новым сотрудником, он заинтересован в том, чтобы тот принимал и использовал полученные знания. У каждого наставника есть свои секреты, как понравиться гостю, вызвать улыбку, поднять настроение, например, шутки про погоду и пробки особенно актуальны в Москве.
Отличным опытом работы с гостями стал ЧМ по футболу 2021, когда в самом сердце праздника оказались сразу несколько кафе PRIME, и сотрудники смогли не только получить практику общения с иностранными гостями, но и убедиться в ключевой роли сервиса в кафе.
Ответственность
Работа с новым сотрудником происходит в обоих направлениях: наставник не только передает информацию, но и получает обратную связь, порой даже негативную. Все сложности, с которыми сталкивается новичок на рабочем месте, должны быть приняты наставником. Это первый человек на новом месте, к которому стажер обратится за помощью или советом.
Если новичок идет со своими проблемами к вышестоящему руководству, значит, наставник где-то не доработал.
Например, у нас есть практика предоставления общежития иногородним сотрудникам. При возникновении любых бытовых вопросов новый сотрудник может обратиться к наставнику, и он передаст просьбу специалистам по данному направлению. Такие полуанонимные просьбы помогают оперативно решать бытовые проблемы и предотвращать конфликты.
Ориентация на развитие
Наставник принимает на себя обязательство быть конструктивным и позитивным при оценке результатов стажера, мотивировать его на выполнение задач и быть твердым в случае нарушения им профессиональных обязанностей.
Первый пункт дается наставникам особенно трудно, поскольку субъективное мнение и выработанная до автоматизма эмоциональная реакция зачастую мешают наставнику дать конструктивную обратную связь. Это губит на корню уверенность новичка в своих силах и способностях. С грамотным и позитивным наставником даже новичок через год может стать руководителем кафе, таких случаев у нас было очень много.
Какими качествами должен обладать наставник
Будущий наставник должен обладать качествами, которые помогут ему не только обучить новичка, но и вырасти самому. Самые важные качества для наставника:
- терпение,
- коммуникабельность,
- принятие чужого мнения и опыта.
У нового сотрудника уже есть свой бэкграунд, с которым он приходит на новое место работы. Важно не пытаться переубедить сотрудника, а попробовать использовать его опыт и новые идеи для улучшения работы всего коллектива.
Unsplash
Именно благодаря новым амбициозным сотрудникам еще в начале создания PRIME была разработана система шести шагов, при которых сотрудник успевал пробить и приготовить заказ за 90 секунд. А наш холодный напиток «Кофейный апельсин» тоже появился благодаря новому сотруднику, который смешал эспрессо и апельсиновый сок у себя дома и предложил повторить этот процесс в кафе.
В чем особенность обучения взрослых людей
Кажется, что взрослого человека обучить новому проще, чем ребенка. У него уже есть теоретическая база, а также практическая, основанная на опыте. Но это не всегда так: если ребенку достаточно получения самих знаний в качестве мотивации к обучению, то взрослому необходима конечная и осмысленная цель, возможность применить знания на практике и результат.
Например, если мы учим нового сотрудника ориентироваться в ассортименте, то ему важно сперва увидеть цель — знать ассортимент, чтобы быть способным помочь гостю с выбором и быстро пробивать заказ. К такому сотруднику гости вернутся, даже если очень торопятся, ведь он разбирается в своем продукте. Как результат: увеличение продаж, премии и карьерный рост.
Методы по обучению новых сотрудников для наставников
Большинство методов мы все бессознательно применяем на практике. Они основаны на детском опыте, который мы получаем во время игры или обучения в школе.
- Мини-лекция, то есть устное изложение правил, инструкций и других материалов компании.
- Демонстрация, когда наставник на своем примере показывает, как выполнять задачу.
- Ролевая игра, в которой наставник выступает в качестве потенциального клиента или заказчика и помогает «проиграть» сложные ситуации.
- Анализ кейсов из реальной практики компании.
- Моделирование ситуации, в которой сотруднику требуется впервые принять самостоятельное решение или совершить важное действие.
- Опрос позволяет определить, какие темы были лучше или хуже усвоены новым сотрудником, а также определить «болевые точки».
- Наблюдение за действиями нового сотрудника, когда наставник поручает стажеру ответственное задание и следит за выполнением со стороны. Стажер воспринимает это как мотивацию к развитию.
- Вовлечение гостей в процесс наставничества. Это ноу-хау PRIME, когда мы ставим специальную табличку, если на кассе кафе работает новичок. По желанию гости сами играют роль наставников, ободряют, советуют, даже подсказывают, если новый сотрудник растерялся. Так стажеру проще и спокойнее влиться в работу, он меньше волнуется, чувствуя, что гости относятся к нему с пониманием.
- Мотивация очень важна для любого взрослого человека, поэтому задача наставника — определить, что мотивирует нового сотрудника и вместе с его руководителем выстроить план развития. Как это сделать, мы расскажем в следующем материале.
Как получить максимум
Короткое резюме: система наставничества может быть эффективна для любой компании, если правильно ее выстроить. Для этого:
- на роль наставников выбирайте только сотрудников, которые действительно готовы работать с новичками, делиться опытом, исправлять ошибки и вдохновлять на развитие в профессии;
- грамотно распределяйте нагрузку на наставников, тогда они смогут давать стажерам качественную и полезную обратную связь;
- проговаривайте и обсуждайте ситуации, с которыми сотрудники столкнулись впервые. Такие ситуации могут стать отличными примерами для дальнейшей работы наставников со стажерами;
- проводите обучающие тренинги для своих сотрудников, но помните: большую часть знаний они получают на рабочем месте;
- не спешите отвергать креативные идеи от новых сотрудников — так вы рискуете упустить интересное и полезное предложение;
- мотивируйте нового сотрудника — создайте и обрисуйте достижимую цель его работы и развития в вашей компании. Это может быть перспектива на повышение, премии по итогам года или что-то иное;
- используйте разные методы обучения — разбор кейсов, моделирование ситуаций. Задействуйте конечного потребителя/гостя в процессе обучения, не стесняйтесь говорить о том, что с ним общается стажер.
Фото на обложке: архив компании
📺 Видео
Наставничество: инструменты и алгоритмыСкачать
Как наладить систему наставничества | Игорь АсоновСкачать
НаставничествоСкачать
Наставничество. Тренды 2023. Инструменты. Кейсы.Скачать
Структура наставничестваСкачать
Методы и техники наставничества ◆ Лекции по наставничествуСкачать
Система наставничестваСкачать
Наставничество: педагог-педагогСкачать
Целевая модель наставничества ◆ Лекции по наставничествуСкачать
МЕТОДОЛОГИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА - 5 простых шагов #методология #наставничество #наставникСкачать
Развитие современной практики наставничества в системе образования Омской областиСкачать
Проект "Наставничество"Скачать
Система работы наставника не устраивает менеджераСкачать
«Опыт-самый лучший наставник» программа, посвященная дню наставничестваСкачать
Организация деятельности учителя-наставника в образовательной организацииСкачать
Система наставничества в образовании и здравоохраненииСкачать
Система наставничества на "Азоте"Скачать