+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Состав организаций государственного и негосударственного сектора

Коммерческий и некоммерческий сектора экономики

Состав организаций государственного и негосударственного сектора

Одной из задач экономической теории является изучение хозяйственных систем. Она отслеживает определенные процессы, закономерности, принципы построения и взаимодействия элементов внутри экономических структур.

В макроэкономике большое внимание уделяется анализу национальной хозяйственной системы. Именно она является индикатором состоятельности конкретного государства. Но сложность национальной экономики, множество ее внутренних связей и подсистем требует более детального подхода.

Для удобства изучения такого рода системы используется ее деление на сектора.

Определение 1

Экономический сектор является структурным элементом национальной экономики, который объединяет институциональные единицы, схожие по целям и принципам осуществления своей хозяйственной деятельности. Они имеют похожие источники финансирования и функции. Соотношение секторов экономики характеризует ее устойчивость и способность к развитию.

В экономической теории применяются различные методы классификации секторов. Например, по владению собственностью, по принципу осуществления экономической деятельности, по циклу создаваемого продукта. Основной подход заключается в классификации по экономическому субъекту, выделяют:

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Государственный сектор осуществляет регулирование хозяйственной системой страны. Сам он не осуществляет коммерческой деятельности, но создает общественные блага и соблюдает права участников экономических отношений.
  • Сектор домашних хозяйств обеспечивает предложение факторов производства. При этом он является основным потребителем создаваемых экономических благ.
  • Реальный или производственный сектор экономики представлен различными предприятиями, которые обеспечивают потребности общества в продукции и услугах. Этот сектор является основным потребителем производственных факторов.
  • Сектор внешних хозяйственных агентов представлен компаниями нерезидентами, которые осуществляют свою деятельность на территории государства или вступают в экономические отношения с резидентами страны. Сюда так же относят некоммерческие представительства международных организаций, посольства и консульства иностранных государств.

Коммерческий сектор экономики

Коммерческий сектор экономики представлен совокупностью хозяйствующих субъектов, чья цель хозяйственной деятельности заключается в получении прибыли.

В России на долю коммерческого сектора приходится около 82% всех предприятий и организаций.

Именно этот сектор обеспечивает население рабочими местами, удовлетворяет общественный спрос, приносит значительную долю дохода государственной казны.

Основным признаком коммерческой организации является образование юридического лица, либо индивидуального предпринимательства. Созданные в коммерческих целях компании могут иметь различные хозяйственные формы, среди которых можно выделить:

  • товарищества и общества;
  • полные товарищества;
  • общества с ограниченной, дополнительной ответственностью;
  • акционерные общества;
  • кооперативы;
  • унитарные предприятия.

Главной задачей существования коммерческого предприятия является получение прибыли в ходе реализации производимой продукции. В большинстве стран мира данный сектор действует в условиях рыночных отношений, каждый из субъектов несет ответственность по своим обязательствам, и стремится к эффективному использованию собственных ресурсов.

Замечание 1

Основой коммерческого сектора является частная собственность. Государство оказывает влияние на деятельность субъектов сектора только через бюджетную и налоговую политику.

Получается, что предприятия подвергаются воздействию рынка, изменениям спроса и предложения на нем. Коммерческий сектор России сформирован в основном крупными корпорациями, имеющими форму акционерных обществ.

При этом средний и малый бизнес развиты намного хуже, хотя именно они создают базу и динамику развития экономики страны.

Этот сектор принято подразделять на финансовый, корпоративный и индивидуальный. Финансовые предприятия выделяются в отдельную подсистему, так как имеют свою специфику работы и получения прибыли. Большинство из них не имеют право осуществлять коммерческую деятельность, связанную с производством благ. Источником их дохода является оказание различного рода финансовых услуг.

Некоммерческий сектор экономики

Хотя коммерческий сектор является базой экономической системы страны, все же им движут законы рынка. Производители стремятся к созданию благ, способных приносить доход, а уже затем отвечать запросам общества. Поэтому на ряду с коммерческим сектором существует некоммерческий. Здесь формируются блага, которые необходимы обществу, но могут не приносить существенного дохода.

В некоммерческом секторе чаще всего разрабатываются и внедряются инновации в социальной, информационной и технологических сферах. Уже позже они попадают в работу коммерческого сектора.

Взаимодействие между этими двумя секторами является взаимовыгодным. Для коммерческого сектора повышается покупательская лояльность, увеличивается стабильность положения организации.

Некоммерческий сектор получает денежные средства для развития и выполнения своей общественной миссии.

Несмотря на то, что доходы данного сектора относительно невелики, он так же предоставляет рабочие места, которые оплачиваются за счет спонсорских средств. В России некоммерческий сектор занимается вопросами молодежи, детей, а так же учебными заведениями, работой научных сотрудников. Субъекты этого сектора занимают ниши, малопривлекательные для коммерческих компаний.

Некоммерческие компании разделяют на рыночные и нерыночные. Первые занимаются производством, вторые обслуживают предприятия коммерческого сектора. Рыночные организации обычно представлены учебными учреждениями и предприятиями здравоохранения, оказывающими платные услуги. Их цены достаточно высоки.

Государственные программы по поддержке такого бизнеса позволяют снизить цены на услуги и сделать их более доступными для населения.

Обслуживающие некоммерческие организации обычно создаются на базе крупных предприятий самим предпринимателями. Обычно они обслуживают интересы лица, их организовавшего.

Например, осуществляют рекламную деятельность, исследовательскую или испытательную работу и так далее.

Существуют так же некоммерческие нерыночные организации, которые практически не получаются дохода. Их деятельность регулируется государственными органами. Некоммерческие организации, обслуживающие интересы домашних хозяйств, могут быть представлены партиями, союзами, ассоциациями, спортивными клубами, общественными и культурными организациями, благотворительными фондами.

Замечание 2

Развитие некоммерческого сектора имеет общественное значение. Именно здесь реализуются программы по социальной поддержке населению, а так же создаются условия для роста человеческого потенциала.

Источник: https://spravochnick.ru/ekonomika/struktura_sektorov_ekonomiki/kommercheskiy_i_nekommercheskiy_sektora_ekonomiki/

Как устроен некоммерческий сектор в России. Часть 1

Состав организаций государственного и негосударственного сектора

Сколько в России некоммерческих организаций? Чем на самом деле они занимаются и как, в принципе, устроен некоммерческий сектор в России?

В проекте “Открытые НКО” мы собрали всевозможные данные о некоммерческих организациях и продолжаем дополнять их новой информацией.

Это большой проект в котором собрана информация об огромном числе НКО, их контрактах, грантах и субсидиях. Все данные доступны как открытые данные через API и пригодны для последующего анализа

Одним из результатов нашего проекта оказалось множество открытий того какие организации входят в некоммерческий сектор, какие задачи и функции они выполняют. Даже при том что мы понимаем что эти находки это только верхушка айсберга, об этом уже важно говорить, писать и обсуждать.

Существующая классификация

Я бы начал с того что то что у нас государство классифицирует как НКО и то что является НКО на самом деле — это две разные стороны жизни. Пересекающиеся лишь отчасти. 

Начнем с того какие же НКО бывают согласно официальной классификации:

  • Автономные некоммерческие организации
  • Адвокатские палаты субъектов РФ
  • Адвокатское бюро
  • Ассоциация
  • Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств
  • Ассоциация экономического развития
  • Государственная корпорация
  • Государственно-общественное объединение
  • Иные некоммерческие организации
  • Казачье общество
  • Коллегия адвокатов
  • Национально-культурная автономия
  • Негосударственный пенсионный фонд
  • Некоммерческий фонд
  • Некоммерческое партнерство
  • Нотариальная палата
  • Общественная организация
  • Общественно-государственное общественное объединение
  • Общественное движение
  • Общественное учреждение
  • Общественный фонд
  • Община малочисленных народов 
  • Объединение работодателей
  • Объединение адвокатов
  • Объединения (союз, ассоциация) юридических лиц
  • Орган общественной самодеятельности
  • Политическая партия
  • Профессиональный союз
  • Религиозная организация
  • Садоводческие, огороднические, дачные и иные некоммерческие товарищества 
  • Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое объединение
  • Садоводческое, огородническое, дачное некоммерческое партнерство 
  • Совет муниципальных образований
  • Союз (ассоциация) общественных объединений
  • Территориальное общественное самоуправление
  • Товарищество собственников жилья
  • Торгово-промышленная палата
  • Учреждение

Что можно выяснить из этих категорий? Некоммерческие организации по форме можно разделить на базовые, специализированные и гибридные .

К специализированным, например, адвокатские палаты, коллегии адвокатов, объединение адвокатов или нотариальные палаты.

Их специализация устанавливается:

  • соответствующими федеральными законами – об адвокатуре и нотариальной деятельности;
  • другими федеральными законами где прописаны требования и обязательность/возможность привлечения адвокатов и нотариусов;
  • особыми требованиям к образованию, квалификации и аттестации учредителей данных организаций.

Также к специализированным НКО можно отнести и политические партии, и садоводческие товарищества и многое другое. Во всех случаях они регулируются отдельными законами и характеризуют отдельное направление деятельности.

Отдельный вопрос что к специализированным НКО можно отнести еще и государственные корпорации, которые тоже находятся в этом реестре или же союзы муниципальных образований, что тоже не совсем некоммерческий негосударственный сектор.

Среди “гибридных” видов некоммерческих организаций – это религиозные организации. Их форма и имеет религиозную привязку, однако по их ролям они могут заниматься практически чем угодно. Религия в отличии от адвокатуры или национальности может быть придумана и даже подтверждена. Ограничения скорее не в специализации, а “стыковке” подобных НКО с крупнейшими конфессиями.

Существуют религиозные организации занимающиеся:

  • образованием. Казанский исламский университет
  • наукой. Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”

Но это все же редкость и большинство религиозных организаций являются приходами или иными местными организациями.

К базовым формам НКО можно отнести те формы НКО которые может создать, условно, любой гражданин или юридическое лицо.

Такие виды НКО – это:

  • Автономные некоммерческие организации
  • Некоммерческое партнерство
  • Общественная организация
  • Общественное движение
  • Общественное учреждение
  • Учреждение

Именно с этих организаций в базовых формах начинаются самые ключевые расхождения в классификации.

В этот раз я рассмотрю несколько видов некоммерческих организаций попадающих в эти базовые формы, но принципиально разные по деятельности и своей природе.

Это будут:

  • спортивные организации
  • организации государственные агенты
  • образовательные организации
  • общественные СМИ

Спорт, спорт, спорт

Начнем с того что многие спортивные клубы оформлены как некоммерческие организации и получают спонсорскую поддержку от госкорпораций и госпредприятий.

Например, Нижегородский хоккейный клуб Торпедо или Футбольный клуб “Оренбург”. Некоторые клубы, при этом, получают и субсидии, например, Спортивный клуб СКИФ, но по всем остальным признакам клубы живут на договорных и спонсорских отношениях.

Но при этом есть и такие которые учреждены правительствами субъектов федерации, например Футбольный клуб “Ростов”.

Но какие-то общие правила регистрации клуба отсутствуют и именно по этой причине многие из них имеют коммерческие контракты при некоммерческом статусе и, в целом, коммерческой деятельности.

За последние 5 лет 100 крупнейших спортивных клубов в некоммерческом статусе привлекли более 20 миллиардов рублей договорами с корпоративным сектором подпадающим под 223-ФЗ.

слайд из презентации о структуре финансирования НКО.

Должны ли профессиональные спортивные клубы существовать в некоммерческом статусе? Очень сомневаюсь.

Государственные агенты

Другой пример: Специализированные организации де-факто выступающие в роли государственных агентов в реализации той или иной государственной политики, разработки законов. Иногда эти организации зарегистрированы с полным подчинением органу власти.

Примеры:

  • Автономная некоммерческая организация “Аналитический центр при правительстве Российской Федерации”. Организация была реорганизована из государственного учреждения в формально некоммерческое в 2015 году. Главный результат реорганизации – освобождение от исполнения законов 44-ФЗ и 223-ФЗ которые не распространяются на организации формально не являющиеся получателями бюджетных средств и не относящиеся (формально) к государственному сектору. При этом организация при Правительстве РФ и полностью ему подотчетна и, как и прежде, получает субсидии на осуществление собственной деятельности.
  • Некоммерческая организация “Фонд развития моногородов” учреждена 13 октября 2014 года госкорпорацией “Внешэкономбанк” и его наблюдательный совет состоит из представителей органов власти и Внегэкономбанка. Бюджет организации формируется за счет субсидий от Минэкономразвития России
  • Фонд перспективных исследований создан 21 декабря 2012 с единственным учредителем в лице Правительства Российской Федерации на основании Федерального закона от 16 октября 2012 года № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований». Фонд управляется правительством и получает субсидии из федерального бюджета на свою деятельность.

Таких организаций не так много, но именно они получают большую часть государственного финансирования выполняя свои специализированные функции и задачи. Относить их к некоммерческому сектору можно, относить их к некоммерческому негосударственному сектору нельзя. Они созданы государством для выполнения государственных функций.

Микрофинансовые/микрокредитные организации

Микрокредитные и микрофинансовые организации – это не только те коммерческие компании которые выдают “кредиты до получки”, но и организации выдающие небольшие кредиты малому бизнесу. Такие организации в статусе АНО были созданы в большинстве субъектов российской федерации властями региона.

Например, статусом микрофинансовой организации обладает Фонд поддержки предпринимательства Республики Татарстан и многие другие агентства и фонды. Эти организации можно отнести к подвиду организаций государственных агентов. Они выполняют очень четкие функции, их создание происходит после принятия соответствующего закона, их финансирование и модель работы предопределяется их учредителем.

Образовательные организации

Здесь придется быть немного скучным и процитировать законодательство.

Согласно п. 18 ст.

2 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

Фактически, все российские образовательные организации можно разделить на существующие в статусе государственных бюджетных или автономных учреждений и в качестве некоммерческих организаций.

Среди форм образовательных организаций, безусловно чаще встречается форма автономной некоммерческой организации или учреждения.

Но встречаются и более сложные формы.

Например:

  • Мусульманская религиозная организация “Образовательная организация высшего образования “Казанский исламский университет” – это религиозная организация имеющая лицензию и аккредитацию образовательной организации.
  • Санкт-Петербургский Национальный открытый Университет существует в форме ассоциации.

Образовательные учреждения, особенно корпоративные, являются заметными рыночными игроками и сложно предполагать что эта деятельность действительно является некоммерческой.

Лично мое мнение заключается в том что некорректно относить к некоммерческому сектору организации для которых образовательная деятельность является основной.

Общественные средства массовой информации

Когда дело касается финансов государство взаимодействует с медиа рынком посредством нескольких инструментов:

  • владеет СМИ напрямую и устанавливает им медиа повестку;
  • учреждает СМИ в формате общественного СМИ – в виде НКО (как правило АНО)
  • субсидирует региональные СМИ через конкурсы
  • оплачивает услуги СМИ через госконтракты

Некоммерческий статус позволяет СМИ претендовать не только на поддержку субсидий Роспечати, но и получать субсидии субъекта федерации где они находятся и претендовать на получение президентских грантов.

Есть немало небольших медиа и печатных изданий которые существуют за счет нескольких источников финансирования и поэтому они существуют именно в некоммерческом статусе.

Примеры:

  • Автономная некоммерческая организация “Редакция “Литературной газеты” получает одновременно субсидии, гранты и контракты. Субсидии идут от Роспечати, гранты от операторов Президентских грантов, а контракты от Администрации Московской области
  • Автономная некоммерческая организация “Редакция журнала “Наука и жизнь” небольшие контракты и ежегодные субсидии от Роспечати

Основные деньги, впрочем, идут именно на общественные СМИ.

  • АНО ТВ Новости юридическое лицо телеканала Россия Сегодня. Получило более 70 миллиардов рублей прямыми федеральными субсидиями.
  • Автономная некоммерческая организация “Общественное телевидение России” более 5 миллиардов рублей за 4 года прямыми федеральными субсидиями.

Смешение СМИ и НКО – это интересная тенденция. Вполне возможно что именно перевод в некоммерческий статус большей части государственных СМИ было бы более логичной реформой чем сохранение их в текущей форме унитарных предприятий.

Продолжение

И многие другие типы и виды организаций не были учтены в этом списке. В этот список не включены исследовательские центры и коммерческие компании де-факто работающие на коммерческом рынке.

О них подробнее в следующей части.

Благодарности

Проект “Открытые НКО” стал возможен благодаря:

  • Комитету Гражданских инициатив поддержавшему и профинансировавшего этот проект.
  • нашей команде Инфокультуры собравшей и нтегрировавших данные ЕГРЮЛа, реестров Минюста
  • доступности данных Минфина России: реестру государственных субсидий на Едином портале бюджетной системе и о государственных контрактах (zakupki.gov.ru) и clearspending.ru

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a315e1300b3dd77beb64261/5a363ff08139ba06ba669bf7

Государственный сектор в системе макроэкономического регулирования

Состав организаций государственного и негосударственного сектора

ЕВГЕНИЙ БАЛАЦКИЙ
доктор экономических наук,заведующий сектором Института макроэкономических исследований

при Министерстве экономического развития и торговли РФ

• Понятие госсектора в России имеет свои особенности• Госсектор нуждается в многоступенчатой системе нормативно-правового регулирования

• Крупные государственные предприятия позволяют повысить эффективность мер макрорегулирования

Формирование в России жизнеспособного госсектора, несмотря на актуальность проблемы, происходит медленно.

Обозначить болевые точки в данной области, очертить правовые и организационные мероприятия, необходимые для повышения эффективности управления госсектором, определить принципы и концептуальные положения, которыми целесообразно руководствоваться при его реорганизации, установить трудности при разработке механизма регулирования госсектора – таковы задачи данной статьи.

Трехсекторная модель
российской экономики

В Бюджетном кодексе РФ, принятом в 2000 г., по сути, получила юридическое оформление “трехсекторная модель” российской экономики, предусматривающая наличие государственного, муниципального и частного секторов (в статьях 178 и 192 закреплено понятие муниципального сектора).

При разделении экономики на три сектора учитываются все хозяйствующие субъекты, занимающиеся производством товаров и услуг на территории России.

Под госсектором следует понимать совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется государством через федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации, под муниципальным – совокупность юридических лиц, управление которыми осуществляется органами местного самоуправления.

К частному сектору относятся юридические лица, не входящие в состав государственного и муниципального секторов, а также физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица.

Государственный и муниципальный секторы в совокупности образуют так называемый общественный сектор страны.

В зарубежной практике для обозначения границ госсектора используются, как правило, более конкретные критерии. В ряде случаев к нему относят предприятия, участие государства в капитале которых составляет более 50%, но нередко применяются и менее жесткие нормы.

Во Франции существует ежегодно обновляемый официальный перечень госпредприятий, к числу которых относятся юридические лица с государственным участием более 30% (включая филиалы).

В Турции, где относительно эффективный госсектор сформирован сравнительно недавно, все предприятия делятся на две группы – государственные экономические предприятия (ГЭП) и государственные экономические организации (ГЭО).

ГЭП определяются как юридические лица с принадлежащим правительству капиталом, действующие в соответствии с принципами рыночной экономики, а ГЭО – как юридические лица с принадлежащим правительству капиталом, занимающиеся производством и распределением конкретной продукции, объем, ассортимент и цены которой устанавливаются государством (ГЭО, как правило, относятся к монополиям). И те, и другие имеют “трехзвенную” структуру, т.е. состоят из хозяйственных единиц, весь капитал которых принадлежит государству (establishments), дочерних организаций, где государство владеет более 50% капитала (sudsidiaries), и образований с долей участия государства 15-50% (participarations).

В большинстве стран Запада используется понятие двухсекторной экономики: с точки зрения участия государства в деятельности хозяйственных структур национальная экономика, как правило, делится на государственный, или общественный (public) и негосударственный, или частный (privat) секторы.

В Китае применяется иная классификация – все предприятия по имущественной спецификации разделяются на три группы – государственные, негосударственные, смешанные.

Таким образом, трехсекторная модель российской экономики при сравнении с международной практикой имеет свои особенности.

Состав государственного сектора

Уточняя данное выше общее определение госсектора, в российской экономике к его хозяйствующим субъектам можно отнести:

• государственные унитарные предприятия;

• государственные учреждения;

• акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находятся в федеральной собственности и (или) собственности субъектов Федерации;

• дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора;

• предприятия, входящие в холдинг, головная (материнская) компания которого относится к госсектору.

Источник: http://vasilievaa.narod.ru/11_1_01.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.