Деструктивная мотивация: определение и причины

Деструктивная мотивация: определение и причины Мотивация персонала

Видео:Психология. Мотивация и мотивы: понятие, теории, виды и процесс мотивации.Скачать

Психология. Мотивация и мотивы: понятие, теории, виды и процесс мотивации.

Деструктивность и деструктивный — популярные понятия и определения

«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны.

А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности.

Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.

Что такое деструктивность

Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.

Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).

Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.

Деструктивный – что это значит

Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?

Деструктивный – это:

  • разрушающий процесс;
  • сбой в работе чего-либо;
  • разрушение, распад структур, связей, зависимостей.

Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.

Деструктивные отношения

Деструктивные отношения – это токсичные, зависимые или созависимые, опасные отношения, в которых оба или один участник страдает. Насилие, ограничение свободы и развития, конфликты, унижения, тирания, тотальный контроль – малая часть того, что присутствует в этих отношениях. Они разрушают личности, жизни участников.

Признаки токсичных отношений:

  • игнорирование мнения, интересов, желаний, потребностей партнера;
  • пренебрежение партнером;
  • химические зависимости у одного или обоих участников;
  • ощущение ненужности, безразличия;
  • побои, унижения;
  • измены;
  • ощущение никчемности, неполноценности, заниженная самооценка;
  • манипуляции, в том числе ревностью, слезами, чувством вины;
  • хроническое нервное напряжение;
  • хроническое ощущение несчастности, ощущение роли жертвы.

Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.

Деструктивная критика и общение

Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт.

Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое.

Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».

Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.

Деструктивный конфликт

Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.

https://www.youtube.com/watch?v=s1paFfAiIpI

Особенности конфликта:

  • уводит от решения проблемы;
  • занижает самооценку участников, вгоняет их в состояние стресса;
  • направлен на поиск различий, противоречий участников, а не поиск компромиссов, общего;
  • портит психологический климат в коллективе;
  • не способствует развитию участников, их отношений.

Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.

Признаки токсичного конфликтного поведения:

  • недоверие;
  • приказы;
  • обвинения;
  • пренебрежительное, снисходительное отношение;
  • отказ принимать другую точку зрения, убежденность в своей правоте;
  • навязывание своего мнения, принуждение;
  • критика других в сочетании с непринятием критики в свой адрес.

Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).

Деструктивные чувства и эмоции

Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.

Деструктивные мысли и разговоры

Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.

Деструктивный характер

Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.

Деструктивная личность

Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов.

Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить.

Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.

Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов.

Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения.

Это приводит к сужению мышления и сознания.

Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.

Деструктивное влияние

«Не дружи с этой компанией, они на тебя плохо влияют», – говорят иногда родители своим детям. Влияние плохой компании – пример деструктивного влияния. Кроме этого часто говорят о негативном влиянии других культур на культуру России, влиянии социальных сетей на умы молодежи.

Разрушительное влияние – это такое воздействие со стороны групп, отдельных людей, систем, культур, прочего, которое разрушает ценности, устои личности.

Чаще всего речь идет об информационном влиянии, пропаганде разрушительных явлений, например, девиаций, асоциального поведения, гомосексуализма, экстремизма, подобного.

Деструктивная деятельность

Это разрушительные поступки и действия, например, насилие, массовые убийства, войны, терроризм, разрушение природного, культурного наследия. Подобные акты заметны во всех странах, что говорит об общечеловеческой склонности к разрушающей деятельности.

Притом она развивается, обрастает новыми рисками прямо пропорционально техническому, информационному прогрессу. При помощи интернета человеку проще влиять на социум, а обществу проще влиять на человека.

Безработица, нестабильная социально-экономическая, политическая атмосфера в стране – факторы, усиливающие склонность к разрушающей деятельности.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.

Деструктивное поведение: что это такое в психологии

В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.

Примеры и виды

Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.

https://www.youtube.com/watch?v=wWbEQqIzth8

Примеры токсичного поведения, направленного вовне:

  • моральное или физическое уничтожение другого человека;
  • агрессивность и враждебность в общении;
  • экстремистские действия, направленные на разрушение отдельных групп или всего общества;
  • вандализм и прочие действия, разрушающие культурное наследие или любые другие предметы;
  • убийство животных, вырубка лесов, загрязнение природы, то есть разрушение окружающей среды.

Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:

  • зависимости любого типа;
  • сексуальная распущенность, рискованное поведение и другие девиации;
  • делинквентное поведение (преступное);
  • суицид и членовредительство.

Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.

Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.

Причины

Причины развития склонности к разрушениям:

  • неблагополучие семьи, асоциальный пример родителей;
  • психические расстройства;
  • соматические проблемы, неизлечимая или длительная болезнь;
  • разочарование в жизни, неудачи, отчаяние.

Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие.

Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни.

Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.

Коррекция поведения

Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

  • вид и форма девиации;
  • мотивация и цель поведения с точки зрения психологии;
  • результаты и ущерб, причиненный себе, другим людям;
  • индивидуальные характеристики личности и стиль поведения.

Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

Как преодолеть деструктивность

Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

В качестве самопомощи можно сделать следующее:

  1. Поддерживайте себя. Найдите опору и возможность для самоутверждения внутри себя. Вы можете чувствовать себя полноценным и уверенным человеком, не утверждаясь за счет других.
  2. Развивайте эмпатию и сострадание, чтобы избавиться от агрессии, улучшить навыки общения.
  3. Научитесь выпускать негативные эмоции. Реализуйтесь в творчестве. Выберите тот тип, который вам интересен.

Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.

Видео:ПОЧЕМУ ДИСЦИПЛИНА РЕШАЕТ? | Повышение самодисциплиныСкачать

ПОЧЕМУ ДИСЦИПЛИНА РЕШАЕТ? | Повышение самодисциплины

Мотивация принятия ребёнка в семью — ИСППП

Деструктивная мотивация: определение и причины

Сотрудники служб по семейному устройству детей и специалисты Школ приёмных родителей уделяют большое внимание мотивации кандидатов в усыновители и опекуны как во время подготовки, так и при выдачи «Заключения о возможности быть…». Так какой же должна быть мотивация будущего приёмного родителя?

Представляем для ознакомления краткий конспект главы «Сознательное замещающее родительство» из книги «Успешное замещающее родительство» Е.В. Трофимовой и О.Н. Хахловой.

Мотивация – побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека удовлетворять потребности.

Потребность — ощущение недостатка в чем-либо, которое носит индивидуализированный характер при всей общности проявления. Выделяют врожденные потребности, которые являются общими для всех (в еде, сне, отдыхе и т. п.

) и приобретенные, связанные с существованием человека в обществе (потребность в достижении результата, в любви, в уважении и т. п.).

Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека. Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием, так и внутренней мотивационной структурой.

https://www.youtube.com/watch?v=5Yz-Bvm5tRg

Желание взять приёмного ребёнка возникает у всех по-разному, при разных обстоятельствах, причём не каждый, кто задумывается о принятии ребёнка, решает идти до конца. Истории конкретных людей показывают: принимают в свою семью детей как от недостатка любви, общения или полноты жизни, так и от избытка тех же самых чувств.

Деструктивные мотивы

Люди решают принять в свою семью ребёнка и из-за страха одиночества, и из-за отсутствия собственных детей, и из-за желания помочь; иногда ведущую роль играет минутный порыв. Среди других мотивов приёмных родителей встречается желание спасти пошатнувшийся брак, жажда перемен, намерение обеспечить себе поддержку в старости.

Можно выделить несколько распространенных мотивов принятия ребёнка, которые негативно сказываются на развитии отношений в приёмной семье. Деструктивные мотивы относят к негативным мотивам, они показывают, что родители еще не готовы к усыновлению ребёнка.

Распространённым мотивом можно назвать жалость. Часто, увидев в телевизионной программе детей-сирот или детские учреждения, взрослые испытывают импульсивное желание спасти хотя бы одного ребёнка.

Однако жалость не может заменить любовь и родительские чувства, зато имеет тенденцию быстро перерастать в неприязнь, потому что жалеть всю жизнь невозможно.

Многие приёмные родители рассказывают о том, что в после устройства в семью ребёнка уже совсем не жалко, а привязанности и какие-то нежные чувства ещё не «отросли», что заметно осложняет процесс адаптации.

Кроме того, под действием сиюминутного порыва родители не задумываются о ресурсах семьи: собственном здоровье, финансовых или жилищных трудностях. Перед принятием в семью «ребёнка, которого жалко», не помешает заранее представить, что вы будете делать в случае развода или выявления у ребёнка серьезного заболевания.

Среди приёмных родителей бытует мнение, что ребёнок может спасти распадающийся брак. Это ошибочное представление. Родители думают, что ребёнок станет своеобразным «цементом» для родителей.

Однако появление ребёнка в семье, где нет взаимопонимания, способно ускорить распад брачного союза. Ребёнок окажется в центре скандалов. Он может быть их поводом, причиной или просто свидетелем.

Все это может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребёнка.

Если усыновить ребёнка хочет только один из супругов, а второй идет у него на поводу, то это не принесет радости ни супругам, ни ребёнку. Если супруг не сможет полюбить ребёнка и привязаться к нему, то рано или поздно он начнёт предъявлять претензии или уклоняться от воспитания ребёнка («Ты выбрала, ты и занимайся»). Увы, часто такие семьи распадаются.

К деструктивной мотивации также относится попытка заменить приёмным недавно умершего ребёнка. Считается, что осознанно или нет, но родители переносят свои ожидания с родного ребёнка на приёмного, и от этого страдают и малыш, и мама с папой.

Однако нередко родители забывают, что приёмный ребёнок – это отдельная личность, со своими способностями, интересами и возможностями. Попытки максимально приблизить усыновленного ребёнка к умершему, постоянные сравнения и неудачи ребёнка преуспеть в том же, что и погибший крайне губительны для отношений.

В таких случаях необходимо сначала отгоревать по ушедшему кровному ребёнку, пройти личную терапию с психологом, и только потом принимать ребёнка, желательно другого пола и внешнего типажа.

Иногда ребёнка усыновляют из страха одиночества. Причиной здесь может быть то, что дети подросли и покинули отчий дом («синдром опустевшего гнезда»), или же вообще никого рядом нет.

Эти мотивы чаще посещают одиноких женщин в возрасте, у которых назревает перспектива остаться в старости одинокой. В данном случае, усыновление ребёнка младше 12-14 лет может стать проблемой из-за большой разницы в возрасте.

Помимо того, большинство детей имеют нарушение привязанностей и прочие отклонения, и родители могут потратить много усилий на установление контакта и всё-таки остаться в старости одинокими.

https://www.youtube.com/watch?v=fxRQQKrIieU

Иногда у будущих родителей возникает желание самоутвердится за счет ребёнка, совершить «подвиг» или просто доказать кому-то или себе, что «могу». И здесь важно понимать, что когда цель будет достигнута, родитель останется с живым и настоящим ребёнком, который требует каждодневной любви и заботы. И сам ребёнок в ряд ли будет благодарить родителя за этот труд.

Мотив «обретение смысла жизни» подразумевает, что в данный период жизни взрослого смысл жизни потерян. Причиной тому может быть острое горе, ситуативный стресс, нарушенные отношения в семье или одиночество, за которым иногда стоят психические заболевания (например, депрессия).

Создание приёмной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может стать причиной установления патологических взаимоотношений с ребёнком.

Бездетные супруги или одинокие взрослые могут испытывать некое чувство неполноценности, ущербности: «Подруги уже по второму родили, а я всё никак», «Семья без детей не семья», «Тяжело на беременных смотреть».

Желание «быть как все», стать «настоящей» семьей, становится непреодолимым, и иметь ребёнка – уже смысл существования семьи.

Однако, приёмный ребёнок скорее всего не избавит вас от желания «родить своего» или стать «нормальным родителем».

Иногда ведущим мотивом может стать стремление получить материальные выгоды. Для некоторых финансовая сторона выступает достаточно сильным стимулом.

Семьи, принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ряд социальных гарантий и льгот. Но если думать только о материальных выгодах, легко забыть о ребёнке, о его чувствах и ощущениях, а таким образом семью не построишь.

Абсолютное большинство состоявшихся приёмных родителей говорит о том, что выплаты от государства не покрывают актуальных потребностей детей.

Еще одним негативным мотивом может выступить желание «замолить грехи» или «исполнить данный богу обет». Некоторые люди, с возрастом пришедшие Богу, начинают испытывать чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готовы на принесение «жертв».

Воспитание ребёнка рассматривается как своего рода наказание, «крест». Руководствуясь таким мотивом, родитель не может адекватно оценить трудности во взаимоотношениях с ребёнком и обратиться за помощью.

Существует достаточно способов «искупления вины» без того, чтобы принимать ребёнка в свою семью: денежные пожертвования в адрес детских домов, волонтёрская деятельность и др.

Безусловно, детям нужна семья, которая бы их любила. Замещающая семья лучше детского дома только тогда, когда ребёнок желанный, и принятие ребёнка происходит в результате позитивной мотивации приёмных родителей.

Конструктивные мотивы

Самым распространенным конструктивным мотивом выступает мотив продолжения рода. Если будущий родитель готов и хочет воспитывать ребёнка, и не важно, кровного или приёмного, готов подарить ему любовь и заботу, воспринимать его как отдельную личность, то замещающая семья станет для ребёнка родной.

Мотив «хочу реализовать себя в качестве родителя» подготовить ребёнка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребёнка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность.

Бывает, однако, что за заявлением «хочу реализоваться как родитель» стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребёнка свою потребность в достижении и социальном признании.

Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть «его» ребёнок и будет стремиться подгонять ребёнка под эти представления.

Если же, родители готовы любить своего приёмного ребёнка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, если они не будут сравнивать его с детьми друзей и родственников, а смогут воспринимать его как отдельного человека, тогда усыновление будет позитивным.

https://www.youtube.com/watch?v=NtSDvmpk9rA

Следующий мотив – это желание иметь большую и дружную семью. Если у приёмных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей, то, безусловно, эта мотивация носит позитивный характер. Обычно, кандидаты в приёмные родители рассуждают так: «Мы – хорошая семья. Состоялись как родители: у нас растут хорошие дети.

Материальный достаток позволяет нам сделать хорошее дело – поднять на ноги ребёнка, который родителей не имеет. И вообще, мы любим детей. Почему бы нам не стать приёмной семьей?».

Мудрость, опыт воспитания собственных детей, личностная зрелость, взвешенность при принятии такого решения, позволяющий избежать неоправданно высоких ожиданий от приёмных детей, в большинстве случаев приводит к хорошим результатам. Но желание иметь большую семью может носить как позитивный, так и негативный характер.

Если это желание вызвано какими-то прагматическими целями (например, использование детей в качестве рабочей силы или для получения льгот), то это деструктивный мотив усыновления, руководствуясь которым создавать семью не стоит.

Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приёмной семьи в случаях, когда родители берут ребёнка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни.

Эффективный приёмный родитель — это человек, у которого нет оснований жаловаться на свою жизнь, ему многое удается, он считает, что жизнь его станет еще богаче, когда в семье появится ребёнок, и всерьез к этому стремится, несмотря на возможные сложности.

Этот человек не просто жалеет ребёнка, который лишен родительской заботы, но считает, что может ему помочь, готов поделиться своей любовью, дать ему теплый дом и стать заботливым родителем.

Он знает о том, какие могут возникнуть проблемы с приёмным ребёнком, и полон решимости их преодолевать, считает, что с приходом ребёнка жизнь в его семье станет гармоничнее.

Видео:Перестань зависеть от мотивации! Почему она вам не нужна? И что с этим делать?Скачать

Перестань зависеть от мотивации! Почему она вам не нужна? И что с этим делать?

Деструктивность: все значения явления

Деструктивная мотивация: определение и причины

Разрушительное (деструктивное) начало является неотъемлемым свойством человеческой природы, однако самоконтроль, осознанность, а также общественное порицание ограждают нас от его крайних проявлений: убийств, насилия, самоубийств. В целом феномен деструктивности мало исследован психологией и психиатрией, хотя в философии этот термин прижился достаточно давно.

Что такое деструктивность и каковы причины ее существования, впервые смог объяснить З. Фрейд, предложив теорию стремления к смерти. С точки зрения этой теории, деструктивное поведение – это поведение, отличное от нормального, оно направлено на саморазрушение и, как следствие, влечет за собой ухудшение качества жизни индивида.

Основные теории, объясняющие феномен

Деструктивное поведение характеризуется наличием девиаций, или отклонений, которые подразделяются по следующим критериям: нарушаемая норма, цели и мотивация совершения поступка, полученный результат. С точки зрения Фрейда, самый важный критерий деструктивности – это результат, который может привести к снятию внутреннего напряжения за счет катарсиса, не подразумевающего разрушения.

Известный специалист в области психологии Э. Берн говорит о том, что деструктивная деятельность в зависимости от состояния психики может быть направлена внутрь или вовне:

  • Внешними формами проявления деструктивности считаются психическое или физическое уничтожение человека, нарушение социальных правил или устоев (экстремизм, терроризм), преднамеренное уничтожение природы, разрушение общемировых памятников, достояний искусства и литературы.
  • Внутренние формы деструктивности – это суицидальные наклонности, пагубные пристрастия, нехимические зависимости патологического характера.

Исследованиями феномена деструктивности также занимался Э. Фромм, он считал, что деструктивный — это прежде всего агрессивный человек. Агрессия может быть доброкачественной, то есть служащей естественным инструментом жизни, или злокачественной, неадаптивной, несущей социальный и биологический вред.

https://www.youtube.com/watch?v=wz1AAC11YOU

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

В его теории значение слова «деструктивный» близко к «неконструктивный», оно характеризует индивидов, не имеющих потенциала для самореализации. Фромм говорит о том, что деструктивный человек бежит от свободы, пытаясь с помощью разрушительного начала преодолеть собственную неполноценность, подвергая физическим или моральным воздействиям более талантливых людей.

В психологии деструктивного поведения особое место занимает концепция, разработанная Н. Фарбероу. Он говорит о том, что деструктивная личность не способна критически оценить последствия своих поступков, искаженно и нередко враждебно воспринимает действительность.

Рекомендуем: Мортидо: значение понятия

Самооценка у такого человека нередко сильно завышена, отчего планка собственной значимости мешает правильно выстраивать коммуникации с людьми. Фарбероу смог обосновать не только деструктивную тягу некоторых индивидов к злоупотреблению различными психотропными веществами, но и разработал целую систему предотвращения суицидов, которая до сих пор с успехом используется в США.

Формы проявления феномена и способы коррекции поведения

С точки зрения психологии, деструкция может проявляться во многих формах, поэтому давайте рассмотрим основные, наиболее часто встречающиеся.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Деструктивные отношения могут возникать между близкими людьми, связанными общими интересами, увлечениями или стремлениями.

Этот вид взаимодействия часто существует в творческих союзах между творцом и музой или в семейных парах.

Психологи говорят о том, что если не выстроить отношения правильно, то деструктивное влияние пагубно отразится прежде всего на личности психически здорового человека.

Деструктивное мышление – еще один вариант девиации, когда человека постоянно сопровождает глубокое и непреодолимое чувство обиды на весь мир. К сожалению, минимум раз в день каждому из нас приходят в голову деструктивные мысли, но устойчиво думают в негативном ключе примерно 40% всех жителей планеты.

Рекомендуем: Агрессия — это

Чтобы настроиться на позитив, попробуйте оценивать каждую мысль: за положительные покупайте себе что-нибудь вкусненькое, а за отрицательные – давайте хорошую вечернюю пробежку. Ученые выяснили, что физические нагрузки стимулируют выработку гормонов радости, а это прямой путь к хорошему настроению и избавлению от деструктивных устремлений.

Деструктивные чувства – еще одна проблема современного общества, так называемый феномен общей тревожности, неудовлетворенности. В основном они являются следствием неправильных внутренних установок, привычки делить все на белое и черное, предвзятости, веры в негативный исход.

Деструктивные эмоции – это следствие разрушительных чувств, владеющих человеком. Для смены психологического и эмоционального фона необходима коррекционная работа со специалистом, а также специальные дыхательные тренировки, направленные на избавление от чувства внутреннего напряжения и дискомфорта.

Деструктивный характер проявляется как склонность к угрюмости, необщительности, фатализму, закрытости, некоторой боязни контактов с окружающими или неловкости в общении. Психологами разработаны специальные методики, позволяющие преодолеть эти черты и сформировать правильный взгляд на жизнь. Одна из методик была предложена группой американских психологов, она состоит из нескольких модулей:

  • Глубокий анализ деструктивных черт характера клиента, выявление среди них тех, от которых он хотел бы избавиться.
  • Работа над осознанием необходимости изменения, избавления от деструктивности. Проверяется истинность желания пациента стать другим, составляется портрет желаемых черт характера.
  • Групповые занятия по закреплению нужных качеств.

Деструктивное общение и деструктивная критика – самые частые причины ссор, открытой конфронтации между людьми. История знает немало примеров, когда простой разговор заканчивался войной.

Искусством правильно, продуктивно общаться можно овладеть, занявшись, например, самообразованием или записавшись на специальные курсы. Несомненным подспорьем станут книги Д.

Карнеги, в которых содержится немало практических советов по развитию коммуникационных навыков. Наталья Иванова

Видео:26 Психология мотивацииСкачать

26 Психология мотивации

Демотивация персонала

Деструктивная мотивация: определение и причины

 Снижение мотивации сотрудника происходит в несколько этапов. Конечно же, у каждого человека реакция носит индивидуальный характер, но существуют общие закономерности. Выделяют три этапа демотивации.

Первая стадия  демотивации — у сотрудника «легкий стресс»- он растерян и  пытается понять с чем связан его дискомфорт: с начальством или компанией в целом. Внешние проявления этой стадии потери мотивации могут быть незаметными: сотрудник по-прежнему легко контактирует с коллегами и руководством.

Поэтому любые отклонения от обычного поведения должны насторожить непосредственного руководителя.

Следующий этап демотивации проявляется в виде открытого недовольства.

Его признаки могут быть различными: игнорирование рекомендаций руководства, демонстративная агрессивность, уклонение (возможно, неосознанное) от выполнения заданий под незначительными предлогами.

Любые противоречивые указания руководителя порождают у демотивированного сотрудника чувство собственного бессилия и  его поведение становится демонстративным. Цель такого поведения сотрудника — зарекомендовать себя с лучшей стороны, и одновременно сделать руководителя виновным в неудаче. Однако на этом этапе сотрудник еще надеется  на изменение ситуации, он способен вернуться в компанию. На этом этапе подчиненный начинает избегать контактов с непосредственным начальством и активнее интересуется поисками другой работы.

На заключительном этапе демотивации происходит полное «отчуждение»сотрудника от руководства и компании в целом. На данной стадии сотрудник уже не пытается возродить собственный интерес к работе, а только — самоуважение. Разочаровавшись в руководстве, в компании и в своей работе, он теряет желание к сотрудничеству, конфликтует с коллегами. На этом этапе сотрудник  постоянно подчеркивает пределы своих обязанностей, ограничивает их до минимума. Человек не проявляет инициативу,  старается отмежеваться от компании. После этого этапа существует всего два пути развития ситуации. Переход в другую компанию — так чаще поступают топ-менеджеры и высококвалифицированный персонал, востребованный на рынке.

Сотрудник остается в компании — это, как правило, сотрудники, кому не удается найти работу или их связывают с компанией долгосрочные обязательства. Работник воспринимает работу как неизбежную каторгу.  

    Постоянно «гореть» на работе способны только единицы. Очень важно вовремя заметить признаки потери интереса персонала к работе и найти способы мотивировать демотивированного сотрудника.

Система мотивации в большинстве случаев ограничивается принципами оплаты труда, политикой материальных и нематериальных поощрений, предоставлением компенсационных пакетов и пр. Однако этого оказывается недостаточно для поддержания энтузиазма персонала. Не стоит забывать про вторую половину мотивации — внутреннюю.

Сложность состоит в том,  что внутреннюю мотивацию трудно измерить. Но делать это необходимо, так как  ее потеря моментально отражается  на финансовых результатах и на внутреннем климате  компании.

Причины демотивации

     Любые проявления потери интереса к работе — это уже конечный результат. Снижение мотивации может происходить в течение достаточно длительного времени (пока «терпение не лопнет»), а может произойти в один момент. Все зависит от значимости негативных факторов для конкретного человека и от продолжительности их влияния.

В любом случае демотивация происходит  результате воздействия нескольких факторов. Каждый человек воспринимает  давление обстоятельств по-своему, поэтому один и тот же стимул может стать для разных людей мотивирующим и демотивирующим. Это зависит от персональной системы убеждений, ценностей и уровня самооценки человека.

Для одних снижение уровня зарплаты становится причиной принятия решения об увольнении. Для других же — стимулом повышения собственной производительности труда. Поэтому после того, как руководитель заметил и распознал «симптомы» демотивации следует найти причины такого поведения сотрудника. Методы зависят от стадии процесса демотивации.

Например, на начальной фазе демотивации достаточно провести откровенный разговор с сотрудником, «здесь и сейчас» разобраться с причинами его растерянности, тревоги, напряженности, и наметить пути решения.

Если в ходе конструктивной беседы будут найдены ответы на вопросы «что именно не устраивает сотрудника в работе?» и «что конкретно компания может ему предложить?», то падение мотивации можно предотвратить. Однако более эффективной является многосторонняя диагностика.

Когда руководитель определяет не только степень демотивации конкретного сотрудника, а оценивает мотивационный климат подразделения или организации в целом. Соединение различных методов необходимо тогда, когда заметно снижается продуктивность работы целого коллектива, а не только отдельного работника.

Как показывает практика, если носителем «вируса» демотивации является неформальный лидер, то, через семь — десять дней симптомы начинают наблюдаться и у других. В таком случае  рекомендуется проводить анонимные опросы персонала и выяснять их уровень удовлетворенности работой. Его может осуществить внутренняя служба по управлению персоналом, а также внешние консультанты.

Результаты такого мониторинга очень четко показывают руководству компании, чем именно в наибольшей степени довольны и недовольны его подчиненные: психологическим климатом, стилем руководства, собственным рабочим местом, компенсационным пакетом,  т.д.

Таким образом, можно  определить  проблемные зоны организации и  найти причины потери мотивации тех сотрудников, которые близки к «отчуждению» от компании и уже не идут на откровенный разговор.      В основе демотивации, могут лежать как внутриорганизационные, так и личные проблемы сотрудника.

Специалисты выделяют  несколько самых распространенных внутриорганизационные причин демотивации персонала: — нарушение негласного контракта со стороны работодателя, — неиспользование навыков специалиста, игнорирование его инициативы, — отсутствие чувства причастности к компании и перспектив профессионального роста, — недостаточная оценка достижений сотрудника.

Личными мотивами снижения рабочего энтузиазма могут выступать,  например, проблемы в семье. В этом случае роль непосредственного руководителя и всего коллектива сводится к психологической поддержке коллеги. Еще одна возможная причина — эмоциональная истощенность человека. Возобновить работоспособность такому специалисту помогает отпуск или кратковременный отдых.

     Еще одним важным демотивирующим фактором может служить стиль управления непосредственного руководителя. Во многих случаях потеря интереса к работе связана с некорректной мотивацией конкретного человека, с игнорированием его внутренних мотивов. Для  результативной мотивации подчиненных менеджеру необходимо четко представлять, какими критериями руководствуется человек при принятии решений, что  является для него главным стимулом в работе.

Устранение причин демотивации

     После выяснения причин демотивации следует этап их устранения. Руководителю следует принять решение что делать с работником:  мотивировать или  увольнять? На начальных стадиях демотивации еще есть шансы открыть у работника «второе дыхание». Если демотивация носит ситуационный характер, то для этого достаточно ликвидировать ее причину.

Успех зависит от того, есть ли у компании возможности удовлетворить требования персонала. Однако в некоторых случаях тратить ресурсы компании на восстановление «погасших» сотрудников не  целесообразно.

Специалисты по персоналу  отмечают, что если отсутствие интереса к работе у отдельных сотрудников стало привычкой (заключительный этап), то избавить коллектив от таких людей будет просто полезно. Такие расставания безболезненны, если сотрудник не особо ценен для организации. Если же это одна из ключевых фигур для компании, то следует еще побороться.

Можно, например, перевести на такой участок работы (новое подразделение, проблемный коллектив), где он сможет применить знания и навыки по-новому. Но всегда нужно помнить, что грань между тем, когда за сотрудника еще стоит бороться, и когда — уже нет, очень тонкая. В ситуации, когда сотрудник уже принял решение об уходе, его возвращение может иметь вредные последствия.

И самое рациональное решение этой проблемы — поиск и обучение преемника. Ниже приведены основные факторы потери мотивации  у персонала, возможные причины их возникновения и рекомендации по их устранению. 1. Нарушение негласного контракта. Причина — реальная «среда обитания» в организации не соответствует ожиданиям работника, не реализуются его внутренние мотивы.

Решение — предоставление кандидату максимально реалистичной информации о компании при отборе, формирование реалистичных ожиданий, а не «радужных перспектив». 2. Неиспользование навыков сотрудника. Причина — специалист, слишком квалифицированный для данной позиции. Сотрудник «скучает», не реализовывая свои навыки.

Решение — ставить задачи (возможно, проектные), которые ему позволяют задействовать  неключевые навыки. 3. Игнорирование идей и инициативы. Причина — сотрудник выдвигает одну идею за другой, а руководители из-за недоверия или нежелания менять привычную рутину отмахиваются от них.

Решение — прислушиваться к идеям и предложениям, всегда объяснять, почему та или иная идея не подходит для реализации в организации. 4. Отсутствие чувства причастности к компании. Причина — часто у младшего персонала складывается впечатление, что они являются людьми «второго сорта». Решение — формировать командный дух во всех подразделениях компании. 5.

Отсутствие личного и профессионального роста. Причина — рутинная работа, долгосрочная деятельность, результат которой ощутим через длительный период времени. Решение — для работников «рутинной» сферы ставить краткосрочные задачи, а долгосрочные проекты разбивать на этапы, где показателен промежуточный результат. 6. Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства.

Причина — сотрудника не выделяют из общей массы, не замечают успехов в его деятельности. Решение — обращать внимание на  победы сотрудника, поощрять всегда если не финансово, то в словесной форме. Пересмотреть критерии оценки результатов, может быть они завышены? 7. Отсутствие изменений в статусе сотрудника. Причина — жесткие структурные ограничения для карьерного роста. Субъективизм руководителя при принятии решений о перемещении сотрудников.

Решение — применять различные изменения статуса без изменения должности (руководство проектом и т.д.).

💥 Видео

Вот почему тебе так тяжело | Потеря смысла, мотивации и депрессивные состояния в современном миреСкачать

Вот почему тебе так тяжело | Потеря смысла, мотивации и депрессивные состояния в современном мире

Как получить бесконечную мотивацию? Объяснение нейроучёногоСкачать

Как получить бесконечную мотивацию? Объяснение нейроучёного

Нейробиолог: Обмани свой мозг! Ты будешь мотивированным каждый деньСкачать

Нейробиолог: Обмани свой мозг! Ты будешь мотивированным каждый день

Главный секрет мотивацииСкачать

Главный секрет мотивации

Программируйте мозг пока Вы спитеСкачать

Программируйте мозг пока Вы спите

Наука мотивации. Брайан Трейси, Дэн Стратцел. [Аудиокнига]Скачать

Наука мотивации. Брайан Трейси, Дэн Стратцел. [Аудиокнига]

Как навсегда перестать лениться! Мел Роббинс - Победи Лень и Прокастинацию!Скачать

Как навсегда перестать лениться! Мел Роббинс - Победи Лень и Прокастинацию!

Психология девиантного поведенияСкачать

Психология девиантного поведения

Проработка деструктивной мотивацииСкачать

Проработка деструктивной мотивации

Как избавиться от негативных мыслей за 20 секунд!Скачать

Как избавиться от негативных мыслей за 20 секунд!

Трансерфинг реальности. Как отвязаться от маятника. Ступень 1 [2021] Вадим ЗеландСкачать

Трансерфинг реальности. Как отвязаться от маятника. Ступень 1 [2021] Вадим Зеланд

Как избавиться от негативных мыслей?Скачать

Как избавиться от негативных мыслей?

Спорим? - Твоя Лень исчезнет НАВСЕГДАСкачать

Спорим? - Твоя Лень исчезнет НАВСЕГДА

Физика творчества. Почему творческие люди психически нестабильны?Скачать

Физика творчества. Почему творческие люди психически нестабильны?

Как Побороть ЛЕНЬ и Избавиться от СТРАХА?!Скачать

Как Побороть ЛЕНЬ и Избавиться от СТРАХА?!

Джон Кехо. Устранение Негативных Мыслей. Техники управления Силой Разума.Скачать

Джон Кехо. Устранение Негативных Мыслей. Техники управления Силой Разума.
Поделиться или сохранить к себе: