+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Креативный менеджмент и нестандартное мышление

Содержание

4 книги, которые помогут развить нестандартное мышление

Креативный менеджмент и нестандартное мышление

Гуру менеджмента Ицхак Адизес о том, как рождаются идеи.

Любопытно, что Архимед закричал «Эврика!», когда был в ванной. Он не думал, он просто наслаждался ванной.Креативные идеи появляются, когда вы не думаете. Они появляются в душе, машине, тогда, когда голова не занята мыслями. Лучшие идеи появляются после медитации.

Люди, не способные создавать инновационные решения, — это люди, которые очень усердно работают. Они не перестают думать. Но сперва нужно чувствовать и лишь потом думать.Инновации рождаются в тишине, не там, где шумно. Поэтому так важно создавать «тихие зоны» в компании, в них люди могут свободно думать и создавать, не боясь никаких угроз.

Вот почему Google строит волейбольные площадки для сотрудников, ставит столы для пинг-понга. Работники могут в любой момент сделать перерыв и поиграть в волейбол — даже в рабочие часы. Так они освобождают свое сознание.Чтобы создавать инновации, в голове не должно быть шума. Нужна тишина.

Поэтому в компаниях будущего будет много «тихих» пространств, чтобы ничего не мешало инновациям.»

Генерирование идей, умение выходить за рамки устоявшихся правил и доводить идеи до успеха — навыки, которым стоит научить каждого человека. Неважно в какой сфере деятельности вы работаете — математика, искусство, бизнес, медицина.

Инновации нужны в самых разных областях знаний и практической деятельности, это путь к лучшему будущему. Возьмите себе на заметку список книг по развитию креативного и творческого мышления.

«Гибкий ум» Эстанислао Бахрах

Бестселлер Аргентины — продано более 200 000 экземпляров. Книга оставалась в верхних строках списка бестселлеров рекордные два года. Теперь она доступна для русскоязычных читателей.

Доказано, что человек способен учиться и творить до последнего. Автор сделал выжимку из научных исследований о человеческом мозге и сознании, и включил в книгу техники, позволяющие развить творческие способности, чтобы в дальнейшем вы могли применить их в повседневной жизни.

По окончании чтения этой книги ваш мозг станет лучше, ведь вы узнаете о его возможностях и ограничениях. Если вы будете регулярно применять описанные техники, ваш творческий потенциал возрастет.

Мы рекомендуем вам попробовать упражнения из книги. Они совершенно просты и легко вливаются в повседневную рутину.

Например, прогулка другой дорогой до места вашего назначения, поспособствует созданию новых нейронных связей в вашем мозге.

Вы получите новый опыт, посмотрите на свое место обитания под иным углом, возможно познакомитесь с кем-нибудь или наткнетесь на место, которое долго искали. Дерзайте!

«Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»Майкл Микалко

Эксперт по креативности Майкл Микалко рассказывает о том, как генерировать прорывные идеи.

Из книги вы узнаете об уникальных техниках и упражнениях, развивающих мыслительные способности, найдете множество интересных задач, игр и головоломок на нестандартное мышление. Вы познакомитесь с творческими прорывами из истории, которые изменили наш мир, они вдохновят вас на практическое применение этих методов и помогут вам активизировать ваше творческое «я».

После применения техник из книги, вы сможете видеть больше других, обладая такой же информацией.

«Рисовый штурм» идеальная книга для мозгового штурма внутри коллектива. Она будет полезна не только художникам и изобретателям, но и предпринимателям и менеджерам.

Вы можете открывать книгу на любом упражнении, пробовать разгадывать головоломки командой или одному.

Попробуйте применить какое-либо упражнение, когда перед вами возникнет конкретный вопрос, подключите друзей или коллег – решите проблему нестандартным способом.

«О пользе лени. Инструкция по продуктивному ничегонеделанию» Эндрю Смарт

Эндрю Смарт – ученый-нейрофизиолог, доказывает, что работать на износ вредно, а лениться – полезно. Мало кто знает, но хроническая занятость вредит нашему здоровью, мешает творчеству, самопознанию, общительности и эмоциональному благополучию.

Вы познакомитесь с механизмами работы нашего мозга, научитесь находить баланс между напряженной работой и периодами отдыха: узнаете, когда стоит переводить мозг в режим автопилота, ослабляя «ручное управление» своей жизнью.

Прочитав эту книгу, вы сможете оправдать свое ничегонеделание фразой “Я позволяю сети пассивного режима работы мозга колебаться, чтобы понять, как жить дальше”,- и люди оставят вас в покое.

Большая часть нашего населения проводит целые дни за компьютером в офисе, перерабатывает, испытывает стресс и переживает о том, как выйти из этого тупика.

Мы не просто так включили эту книгу в данный список, вернитесь к цитате в самом начале и вспомните, быть может именно в моменты «ничегонеделания» к вам приходили озарения? Если вы хотите быть продуктивны, креативны и энергичны, научитесь устраивать себе небольшие выходные на рабочем месте, обещаем результат не заставит себя ждать.

«Взлом креатива» Майкл Микалко

В книге раскрыты секреты нестандартного мышления известных людей. Майкл Микалко исследовал истории более чем ста великих мыслителей — от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо — и адаптировал их методы к современным реалиям.

Вы узнаете девять стратегий мышления, которые помогут вам в поиске новых идей и нестандартном решении любых проблем в жизни и бизнесе.

Книга станет отличным дополнением к предыдущей работе автора — «Рисовый штурм» — с новыми методами работы известных мыслителей, которые реально применять в повседневной жизни.

Вторая книга Майкла Микалко будет интересна не только с точки зрения применимости методик, предложенных в ней, но и как сборник биографий гениев, вы узнаете их «правила работы» и возможно даже жизни. Надеемся, что они вдохновят вас на прорывные идеи, так же как и нас. Приятного прочтения!

___

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a7c3e748c8be3ed32310e3d/5cf3744888d37e00af67ed06

Креативное мышление. Развитие креативного мышления ч.2

Креативный менеджмент и нестандартное мышление

Как мы уже говорили, креативное мышление – это способность путём комбинирования разнородных элементов созидать что-то новое (знания, формы, решения), имеющее значительный социально-экономический эффект.

Креативность в современном мире

Современное общество вовлечено в процессы глобализации рынка и усиления конкуренции. Нужно быстро реагировать на изменения, применять нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи.

Общество нуждается в необычных решениях знакомых задач, в новых подходах к решению известных и исследованных, казалось бы, проблем, а также в новых способах поведения в типичных ситуациях. Большинство профессий в современном мире нуждаются в креативности, в активизации творческого начала.

Креативное мышление проявляется в современной социально-экономической системе разнообразных формах. Это и научные открытия, и предпринимательство, и технические изобретения, и создание произведений искусства, и отношения с людьми, и государственное управление.

Развитие креативного мышления

Разработкой проблемы развития креативного мышления успешно занимался автор бестселлера «Рождение новой идеи», американский исследователь Э. Де Боно. Он разработал целостную программу развития креативного мышления и выделил такие основные принципы:

1.Определение условий решения задачи, необходимых и достаточных для достижения цели.

2.Готовность отказаться от ранее полученного опыта решения подобных задач.

3.Совершенствование способности замечать многофункциональные, универсальные вещи.

4.Соединение самых разных, даже противоположных идей из самых разных областей знаний и использование полученных ассоциаций для решения задач.

5.Совершенствование способности к пониманию господствующей в данной области знаний идее, с тем чтобы не попасть под её влияние.

Формирование креативного мышления предполагает, во-первых, единство логики и мышления; во-вторых, единство позитивности, гармоничности и продуктивности. Третьим необходимым компонентом является радость саморазвития.

Можно выделить ряд умений, без которых не добиться успешности в современном мире, но которые, к счастью, можно в себе развить. Им можно научиться:

—     Умение мыслить логически.

—     Умение формулировать предположения.

—     Умение находить логические связи между явлениями, объектами, фактами.

—     Умение преодолевать стереотипы.

—     Умение принимать решения в нетипичных, новых для себя ситуациях.

—     Умение находить нужные знания и подходящие методы.

Амайстайл Т. М. выделял три основных элемента креативности:

•   компетенция (наличие базы знаний, опыта, навыков);

•   творческое мышление (использование методов креативного мышления, изобретательность, гибкость, настойчивость;

•   мотивация (внутренняя и внешняя). Внутренняя мотивация – личная заинтересованность в решении задачи, настойчивое желание применить знания, самореализоваться. Внешняя мотивация – продвижение по службе, материальная заинтересованность.

Технологии и приёмы креативного мышления

Существуют разные технологии креативного мышления, позволяющие эффективно генерировать идеи. Рассмотрим некоторые из них:

1. «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно (о ней и о других методиках прочитать подробнее можно здесь:

Эта технология креативного мышления хороша, например, при проведении любой дискуссии. Она идеальна для коллективной работы, но подходит и для индивидуального использования. Эта методика помогает управлять мышлением, переключать его.

Яркие цвета шляп делают каждую из них различимой, заметной, помогают задать мыслям нужное направление. Приём надевания шляпы для «мыслеварения» помогает обрести внутреннее спокойствие и беспрепятственно сосредоточиться на решении задачи: ведь и надеть, и снять шляпу – не проблема.

Такой приём как надевание шляп разного цвета, каждый из которых соответствует определенному углу зрения, помогает уйти от ненужных споров и отрицательных эмоций, достичь согласия. Параллельное мышление структурирует процесс решения.

Эта технология креативного мышления развивает, независимо от возраста участников, толерантность, критическое мышление, творческое мышление.

2. «Мозговой штурм». Подробнее об этой технологии креативного мышления можно прочитать здесь:

Эта методика позволяет коллективно обнаруживать новые идеи. Её цель – получение максимального количества самых разных идей.

Генерация идей и их критика разделены во времени, а участники творческого процесса – на генераторов идей и критиков. Озвученные идеи развиваются путем использования ассоциаций и преобразовываются, модифицируются.

Разновидностями этой технологии креативного мышления являются «Совещание пиратов», «Теневая мозговая атака», «Обратная мозговая атака».

3. «Метод фокальных объектов»

В данной технологии новые идеи позволяет находить приём присоединения к заданному объекту признаков или свойств случайно взятых объектов. Необычные, непривычные сочетания получаются путём использования свободных ассоциаций. Этот метод известен как инструмент ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

4. «Синектика»

Основным приёмом креативного мышления в этой методике является построение аналогий. Аналогии пробуждают ассоциации, которые, в свою очередь, стимулируют творческие возможности.

На 1 этапе данной технологии креативного мышления аналогии служат для максимально чёткого определения и понимания участниками сути проблемы. От очевидных решений следует осознанно отказаться.

В ходе последующего специально организованного обсуждения выявляются основные противоречия и сложности, мешающие решению. Определяются новые формулировки задачи, ставятся цели. После этого при помощи вопросов, которые вызывают аналогии, происходит процесс поиска новых идей и решений.

Если есть необходимость в повторном обсуждении и развитии идей, то к проблеме возвращаются повторно.

5. «Метод гирлянд ассоциаций»

Основным приёмом креативного мышления в данной технологии является сочетание нескольких этапов работы со случайными словами и ассоциациями:

1). Построение цепочек синонимов объекта.

2). Случайный выбор слов (существительных в именительном падеже).

3). Комбинирование каждого элемента из гирлянды синонимов с каждым из случайных слов.

4). Подбор нескольких прилагательных к каждому из элементов случайного выбора слов (см. 2)). Так получаются гирлянды признаков.

5). Сочетание элементов гирлянд синонимов и гирлянд признаков. Уже на этом этапе могут родиться интересные идеи для решения творческой задачи.

6). К каждому из элементов гирлянды признаков подбирают свободные ассоциации. Гирлянд свободных ассоциаций должно быть столько, сколько элементов в гирлянде признаков.

Инструментом образования гирлянд свободных ассоциаций является вопрос «о чем нам напоминает слово … ?» При этом каждый ответ становится исходным для следующей постановки вопроса. Например: «О чем напоминает слово синий?» – «О небе». – «О чем напоминает слово небо?» – «О самолёте».

«О чем напоминает слово самолёт?» – «О крыльях». Таким образом в гирлянде появятся слова небо, самолёт, крылья, …

7). Далее каждый из элементов гирлянды синонимов комбинируется с элементами гирлянд свободных ассоциаций, что даёт новые идеи для решения задачи.

8). Анализ полученных идей и принятие решения о продолжении или прекращении поиска. Если поиск нужно продолжать, то комбинируют исходные свободные ассоциации со вторичными гирляндами, а их элементы – с элементами гирлянды синонимов. В результате могут возникнуть новые идеи.

9). Идеи делятся на рациональные, интересные и непригодные. Интересные (то есть хорошие, но с недостатками) впоследствии ещё раз делят на рациональные и непригодные.

8. «Метод маленьких человечков»

Одной из технологий креативного мышления является «метод маленьких человечков». Случаются проблемные ситуации, при которых часть объекта не может выполнять требования поставленной задачи. В таком случае может помочь такой приём креативного мышления как дробление проблемы на множество «крохотных человечков».

Для этого выделяют ту часть, которая не подчиняется условиям задачи, не может их выполнять, и представляют её в виде маленьких человечков. Следующий этап – деление человечков на группы, действующие по условиям задачи группы.

Затем полученная модель рассматривается и перестраивается таким образом, чтобы конфликтующие действия можно было выполнить.

Другими словами, если воспринимаемая проблема как целое кажется неразрешимой, то при её разделении на составные части может оказаться, что эти части можно перегруппировать и затем обьединить в произвольном порядке.

В результате или проблема станет разрешимой по-новому, или возникнет новый взгляд на неё, или какие-то идеи можно будет модифицировать в каком-то направлении для получения решения. Элементы, полученные при делении, желательно перемещать и совмещать друг с другом в различных сочетаниях. Только следует помнить о том, что сочетание элементов – это не монолитная система.

9. «Метод контрольных вопросов»

Основным приёмом креативного мышления в этой технологии является применение правильно поставленных наводящих вопросов, которые помогут направить ход мыслей таким образом, чтобы лучше уяснить суть проблемы, условия, пути решения. Это поможет преодолеть психологическую инерцию.

10). «Морфологический анализ»

Основным приёмом этого метода является использование специальных таблиц, в которых приведены все основные составляющие интересующего объекта. Метод позволяет упорядочить процесс анализа разных вариантов решения стоящей задачи, он помогает не упустить из виду какой-либо удачный вариант решения, не замеченный прежде.

11). Существуют также методика слома стереотипа и другие технологии креативного мышления, в которых используются разнообразные приёмы, стимулирующие выход за рамки шаблонов и помогающие творчески решать самые разные задачи в различных сферах нашей жизни.

 Творчество и креативность

Креативное мышление часто называют также творческим, но творчество и креативность – не одно и то же. Для лучшего понимания процессов имеет смысл уточнить формулировки: творчество – это всегда создание нового путём озарения: получение какого-то продукта мыслительной деятельности, при котором проявляются эмоционально-личностные качества творца.

Многие исследователи называют творческое действие неподвластным контролю, бессознательным актом, или ничем не стимулированной активностью мозга, которая проявляется в стремлении выйти из «зоны комфорта» (Богоявленский Д. Б.). Для акта творчества характерна внезапность, спонтанность, которая. Вязана с внешними обстоятельствами и личными переживаниями.

Креативность – это способность к творчеству, которой присущи готовность к рождению необычных идей и решению задач, выходя при этом за рамки общепринятых схем. Креативность – один из независимых факторов одарённости. Креативное мышление опирается на изобретательское искусство и открытия в разных областях знаний.

Оно ломает стереотипы, смело сочетает несочетаемое, опирается на алгоритмы и создаёт на этой основе нечто совершенно новое или решает нерешаемые, казалось бы, задачи. Вне творчества креативность невозможна. Креативность можно назвать технологией организации процесса творчества.

Креатив может опережать творческий процесс, задавая ему направление, но сопутствует ему не всегда.

Таким образом, креативность – одна из черт творческого мышления. Творчество всегда первично, но креативность позволяет достичь конкретной цели.

В процессе креативного мышления главным компонентом является некоторый прагматизм.

Имеется в виду понимание уже на начальном этапе конкретной цели (зачем нужно это создавать), назначения (для кого это нужно), путь решения (как это сделать), и, собственно, предмета (что для этого нужно).

Если креативность играет решающую роль в процессе генерации творческих идей, то их восприятие и воплощение зависят от когнитивных способностей. Благодаря пластичности мозга, мы можем развивать свои познавательные способности, тренировать и совершенствовать память и внимание, восприятие и мышление. В этом могут оказать хорошую помощь регулярные занятия на тренажерах для мозга онлайн .

Искренне желаем Вам творческих находок и удач и, конечно же, успехов в саморазвитии.

Lillian Vasquez

Источник: https://b-trainika.com/blog/kreativnoe-myshlenie-kreativnogo-myshleniya/

Как развить нестандартное мышление и креативность, которые живут в каждом из нас | Rusbase

Креативный менеджмент и нестандартное мышление

На протяжении всей нашей жизни мы замечаем вокруг себя тех, кто выделяется из общей массы и толпы. «Выскочки» и «воображалы» – такими ярлыками мы награждали в детстве тех, кто не боялся проявлять себя и высказывать свое мнение. «Белая ворона», «неформал» – говорили о таких в юношестве.

В зрелом возрасте мы смотрим на таких людей с восторгом, интересом, а иногда даже с завистью.

Именно они первыми высказывают блестящие идеи на брейнштормингах, ловко решают задачи, над которыми безрезультатно бьются десятки умов, в их головы приходят простые истины, способные вершить революции.

Творческие люди успешны во всем: пишут, рисуют, поют, творят, добиваются успехов в бизнесе и приковывают к себе интерес окружающих.

Что отличает их от большинства, почему именно они способны генерировать уникальные идеи и что каждый из нас может сделать для того, чтобы раскрыть подобные способности в себе? Для начала давайте разберемся, какие черты характера отличают творческих людей и какие качества личности позволяют им успешно применять свою креативность на практике.

Характеристики творческой личности

  • Гибкость ума и нестандартный взгляд на вещи. Творческие люди обладают способностью мыслить вне рамок и клише. Они свободны от стереотипов и открыты к новым, пусть даже сумасшедшим идеям;
  • Оптимизм и юмор. Жизненные трудности воспринимаются творческими людьми как уроки, приносящие бесценный опыт и мудрость. А способность посмеяться над собой и ситуацией обеспечивает легкое отношение к любым возникающим проблемам;
  • Любознательность. Буквально – они любят знания, любят новые места и общение с новыми людьми. Им все интересно, все любопытно, как маленькие дети, они не прекращают задавать вопросы окружающим и самим себе, а жизнь воспринимают как возможность для самовыражения;
  • Уверенность в себе и независимость от чужого мнения. Творческие люди не боятся высказывать точки зрения, отличающиеся от общепринятых. Они не оглядываются на других с целью получения признания, они смотрят только в себя. Так, индийский математик Сриниваса Рамануджан добился колоссальных успехов в области теории чисел, не имея специального математического образования. Несмотря на специфику науки, Сриниваса не боялся творить и имел смелость сначала выдвигать теоремы и формулы и только потом вместе с лучшими профессорами Кембриджского университета в течение нескольких лет искать их доказательства;
  • Эмоциональное восприятие жизни. Творческие люди проживают жизнь ярко и эмоционально. Они осознают свои реакции и эмоции, позволяют себе испытывать любые чувства и эмоции, находятся в состоянии «здесь и сейчас».

Творческий подход применим во многих аспектах нашей жизни – от разгадывания детского ребуса до проработки стратегии развития бизнеса или решения сложной жизненной ситуации.

При каждом таком творческом акте неизменно происходит создание чего-то нового – находится новый путь решения поставленной задачи или применяется какой-то новый подход. В этом, собственно, и заключается само творчество и самореализация.

При этом всегда происходит взаимодействие познавательной сферы личности и эмоционального интеллекта в единстве, где исключение одной из сторон невозможно (подробнее об этом здесь).

А следовательно, развивая эмоциональный интеллект, мы развиваем свое творческое начало, которое есть у каждого без исключения.

1. Работаем над своими психологическими барьерами

Будьте честны с самим собой и проанализируйте, что мешает вашей креативности выйти из тени предрассудков и страхов. Нередко основной причиной является боязнь показаться глупым. Руководствуясь этим страхом, человек выбирает путь наименьшего сопротивления – «быть таким, как все».

Корни такой установки уходят глубоко в наше детство, когда родители, возможно, негативно реагировали на творческие порывы ребенка, гасили их или даже стыдили за них.

Работаем с самооценкой и обращаем внимание на то, как мы реагируем на креатив своих детей, чтобы не наступить дважды на те же грабли.

2. Слушаем свой внутренний голос

Творчество – это реализация неповторимости и уникальности нашей личности. Искать его нужно прежде всего в самом себе: слушаем свою интуицию, доверяем своим ощущениям и осознаем свои эмоции.

Нас учат в школе, что из пункта А надо сначала попасть в пункт В и только потом – в пункт С. Череда логических последовательных выводов может приводить нас к правильным и оптимальным жизненным решениям и выборам. Но! Мы живем не в линейном мире.

По последним данным теории струн, мы живем минимум в 10 измерениях, и из пункта А можно сразу попасть в пункт Z.

Как? Ответ на такой трудный вопрос скрывается не вовне, а внутри нас, и основная задача – услышать его, приоткрыв рамки привычных убеждений, и дать право жить нашим самым смелым фантазиям.

3. Входим в «творческий поток»

Многие из вас испытывали так называемое «состояние потока» – состояние некого транса, когда с удивительной легкостью и за короткий промежуток времени свершаются дела, создаются произведения искусства, решаются трудные задачи. Время в таком состоянии летит незаметно, человек находится в своей высшей степени работоспособности и вовлеченности в дело. 

Это состояние – не вымысел, а изученное психологическое явление, которое впервые исследовал американский психолог Михай Чиксентмихайи. Михай утверждает, что в состояние «потока» может войти каждый без исключения путем работы над восприятием действительности.

Способы концентрации внимания и входа в поток у каждого свои. Вспоминаем пережитый опыт потокового состояния и привносим в свою жизнь максимум аналогичных условий для его создания.

Это может быть особая музыка, созерцание прекрасных видов, поездка в одиночестве на автомобиле, общение с близкими «на одной волне» – вариантов масса, важно найти и использовать свой. 

4. Развиваем творческое мышление

Важной составляющей творческого потенциала человека является способность творчески мыслить – креативить. И если вы чувствуете явный пробел в этом умении, вот конкретные упражнения, которые помогут натренировать творческого мышление:

5. «Фантазии на скорость»

Возьмите любые карточки c картинками или словарь русского языка. Наугад выберите два слова или две картинки и быстро придумайте предложение, в котором будут использованы обе картинки или оба слова. Например, находим слова «заяц» и «куст», строим предложение: «Заяц прячется под кустом». Попробуйте выполнить упражнение вместе с детьми – понравится всем!

6. «С конца до начала»

Представьте, что результат какого-либо дела, которого вы хотите достичь, уже существует. Пройдите «лабиринт» от финиша к началу – прокрутите в голове все шаги, которые были сделаны, в обратном порядке. Упражнение позволяет увидеть целостную картину и сложить воедино все действия по реализации какого-либо проекта, которые ранее никак не могли соединиться в пошаговый план.

7. «А что, если?» 

Представляем себя детьми и начинаем фантазировать: «Каким бы был наш мир, если бы в сутках было 45 часов?», «Каким бы был наш мир без электричества?», «А что если бы все люди могли читать мысли друг друга?», «А что если бы все наши желания исполнялись?» – и т. д. Размышлять можно в одиночестве, с детьми или с близкими во время дружеских посиделок. Хорошее настроение гарантировано!

8. Визуализация 

Вашу реальность, ваши мечты о будущем, конкретные задачи или проекты – оформляем наглядно. Берем большой лист ватмана, старые вырезки, цветную бумагу, фото, пластилин, ленточки и т. п. Правил и инструкций нет, полная свобода творчества. Удивитесь, как из полного хаоса вы сами создадите наглядную картинку любого аспекта вашей жизни.

9. Общение

Один из самых эффективных способов повышения творческой активности – это окружение себя творческими и разносторонними людьми. Выходите из тени, дискутируйте, высказывайте свое мнение, спорьте! Ведь именно в конструктивных дискуссиях знания становятся «объемными», а события и явления предстают перед нами с разных сторон.

10. Дыхательные практики

Самое простое – «техника на 5 счетов»: глубокий вдох, задержка дыхания, глубокий выдох и снова остановка.

 Снижаем уровень тревожности, повышаем уровень осознанности: во время дыхания постепенно концентрируемся на частях тела – от кончиков пальцев ног и до самой макушки.

Представляем, как воздух проходит через все наше тело, каждый орган вдыхает и выдыхает кислород, постепенно растворяясь со светом вокруг. Попробуйте!

11. Состояние «спокойной воды» 

Представьте, что все ваши волнения и тревоги – это рябь на реке, которая мешает увидеть водную гладь и отражение в ней прекрасного мира вокруг. Спокойная вода – объективная реальность – такая, какая она есть. 

Итак, теперь мы знаем, что творчество – это неотъемлемая часть нас самих, которую нужно найти, удержать и непременно развивать. Оно наполняет нашу жизнь смыслом, позволяет быть целостными и дает возможность самореализации. Раскрытие своего творческого потенциала – это именно то, с чего стоит начать путь поиска гармонии с собой и окружающим миром.

Самые актуальные материалы — в Telegram-канале Rusbase

Источник: https://rb.ru/opinion/kreativ-v-kazhdom/

Методы креативного мышления – виды, суть применения, наглядные примеры

Креативный менеджмент и нестандартное мышление

Думаете, предпринимателю ни к чему все это творчество? А вот и нет. Оригинальные бизнес-идеи и схемы работы способны вдохнуть жизнь в любой бизнес, отстроиться от конкурентов и принести в итоге прибыль. В сегодняшней статье Университета InSales рассмотрим основные техники и методы креативности и научимся воплощать их в жизнь, разбирая конкретные примеры.

Для чего нужна креативность в бизнесе?

  1. Чтобы придумывать оригинальные идеи. Торговать одеждой, продуктами и автозапчастями – дело хорошее, прибыльное. Замахнуться на необычную идею – куда сложнее. Однако такая идея способна озолотить того, кто первым до нее додумался.
  2. Чтобы выходить за рамки обыденного, расширять сознание.

    Нет, мы сейчас не о всяких стимуляторах – Боже упаси. Речь о том, чтобы заставить свой мозг мыслить нестандартно – как в бизнесе, так и в жизни.

  3. Чтобы развивать, масштабировать и совершенствовать собственное дело. Приток новых необычных идей – как глоток свежего воздуха.

    Особенно это касается тех, кто немного застоялся или испытывает трудности.

  4. Чтобы отстраиваться от конкурентов. Большинство бизнес-процессов – организация работы, взаимодействие с сотрудниками, выполнение должностных обязанностей, заключение сделок – в целом мало отличаются.

    Тот, кто сможет облечь их в новую форму, станет примером для других бизнесменом и гуру для клиентов.

Техники креативного мышления

Начнем с самых простых, закончим целыми системами. Поехали!

1. Мозговой штурм

Все вы знаете, что это такое. Но часто ли применяли этот способ на практике?

Суть: один или несколько человек садятся и начинают генерировать идеи – абсолютно все, что придут в голову. Никаких “это не для нашей компании” и “что за ерунду ты придумал?” не принимаются. На втором этапе идеи анализируются и выбираются самые лучшие, которые и будут впоследствии воплощены в жизнь.

Пример: вы придумываете название для интернет-магазина. Или решаете важную проблему: как привлечь больше клиентов. Или думаете, как сделать так, чтобы сотрудники работали в полную силу. Подробнее о 10 главных правилах мозгового штурма читайте в нашей статье.

2. Десять идей в день

Все просто: вы ставите себе задачу придумывать ровно по 10 идей в день (можно больше). Неважно, на какую тему они будут. Неважно, насколько окажутся оригинальными.

Суть метода: раскрыть творческий потенциал, заставить мозг работать. Это нужно повторять каждый день – пока не войдет в привычку. Советуем записывать: во-первых, так вы накопите себе багаж мыслей, во-вторых – впоследствии сами удивитесь, насколько первые идеи были слабыми и безжизненными по сравнению с теми, которые вы будете генерировать спустя некоторое время.

Пример: возьмите сферу бизнеса, в которой вы работаете. Что бы вы изобрели в ней, что бы усовершенствовали? Что бы сделали, если бы стали монополистом и могли диктовать свои порядки?

3. Смена привычек

На первый взгляд простое задание, которое меж тем здорово раскрывает творческий потенциал.

Суть: если вы смотрели фильм “Всегда говори “Да!” – поймете, о чем мы говорим. Главное – не отказываться от новых возможностей, которые преподносит жизнь, и самостоятельно менять привычки – как повседневные, так и более глобальные.

Пример: ездить на работу другой дорогой, брать отпуск не в августе, а в феврале, читать не развлекательные журналы, а секреты успеха великих бизнесменов. Заказывать вместо говядины – морепродукты. Не делать все самому, а делегировать полномочия сотрудникам. И так далее.

4. Нестандартное применение

Составление списков – отличная помощь в развитии креативного мышления. Только списки должны быть не простые.

Суть: искать нестандартные применения стандартных вещей. Все зависит от вашей фантазии!

Пример: возьмите любой предмет (компьютерную мышку, ежедневник, стакан с водой) и напишите сферы его применения. Написали? Отлично. Теперь подумайте, как еще можно использовать этот предмет. Чем необычнее будет идея – тем лучше.

5. Анализ текущей информации

Отличный способ отслеживать тенденции в мире и делать выводы.

Суть: все мы варимся в мире постоянного информационного потока. Обыденную информацию – электронные письма, спам, рекламу, проявления массовой культуры – мы не воспринимаем, она идет фоном к реальной жизни. А зря! Стоит изучить ее и делать соответствующие выводы.

Пример: изучите письма, которые обычно отправляются в спам. Да не одно и не несколько, а те, которые пришли в последний месяц. Что в них общего? Наверняка появляются новые тенденции, которые вы тоже можете использовать в работе.

Почитайте газеты, сделайте выводы о региональной и мировой экономике. Какие возможности сулит это для вашего бизнеса? Послушайте песни по радио, пока едете в машине на работу.

Что сейчас модно, что интересует людей? Примеряйте каждую ситуацию к жизни, используйте по полной ситуативный маркетинг для продвижения своего бизнеса.

6. Метод ассоциаций

Один из самых простых методов, который дает толчок к нестандартному мышлению.

Суть: все просто – используйте ассоциации к любому слову или предмету. Или к ситуации в целом.

Пример: что занимает и волнует вас сейчас более всего? Например, работник косячит – надо с этим что-то делать. Теперь возьмите каждое слово из этой фразы и подберите к нему с десяток ассоциаций.

Например – работник – раб, помощник, бездонная дыра, в которую уходит зарплата, лентяй, добрая душа… и так далее. Так проделайте с каждым словом, а затем по очереди подставляйте полученные ассоциации в исходную фразу. Меняйте слова местами, комбинируйте в самые неожиданные варианты.

Крутите фразу и так и сяк -должно прийти ассоциативное озарение.

7. Стратегия креативности Уолта Диснея

Эта стратегия помогла известному мультипликатору добиться успеха. Поможет и вам.

Суть: рассматривать каждую ситуацию с точки зрения будто разных людей: мечтателя, реалиста и строгого критика.

Пример: вы хотите ввести в ассортимент новый товар, но не знаете, как отреагирует целевая аудитория.

Ваш внутренний мечтатель рисует идеальную картину: что получится, если все срастется? Реалист мыслит конструктивно, примеряет сроки выполнения мечты и указывает на возможные риски и перспективы.

Критик все время сомневается: а если что-то пойдет не так? Совместными усилиями этой троицы вы просчитываете ситуацию и продумываете план.

8. Случайное слово

Похоже на ассоциации, но не совсем так.

Суть: обозначаете проблему, которую нужно срочно решить, открываете книгу и тыкаете пальцем в первое попавшееся слово. Чем дальше по смыслу оно будет отстоять от исходной проблемы – тем лучше. Ваша задача – связать это слово и ситуацию.

Пример: перед вами стоит вопрос: как снизить затраты на рекламу и добиться большей эффективности в продажах. В книге попалось слово “память”. Разум рождает ассоциации: нужно понять, как потребитель запоминает рекламную информацию – с первого раза или с десятого.

Логично, что нужно сделать эту информацию более простой и доступной – чтобы запоминалась с первого раза. Еще ассоциация – “память предков”. Человеку свойственно покупать то, что одобряли его родители, близкие люди. Можно сыграть на этом, построив рекламную кампанию на семейных традициях, преемственности, связи поколений.

И таких ассоциаций к одному случайному слову может быть множество.

9. Фрирайтинг

Фрирайтинг, или свободное письмо – метод, которым пользуются не только писатели и журналисты. Он подходит для всех, кто умеет писать и включать кухонный таймер. При чем тут последний? Сейчас объясним.

Суть: вы садитесь и начинаете писать все, что думаете о конкретной ситуации или проблеме, которая вас мучает. Абсолютно все – не редактируя, не стирая и не зачеркивая. Думаете “эээ, что я хотел сказать?” и прочую бессмыслицу – так и пишите. Если угодно – это этакий поток сознания, который отражает ваше истинное отношение к проблеме/ситуации.

Второй этап – перечитываете все, что написали, и выделяете самые главные мысли.

Вы их точно узнаете – запомните, что именно в процессе фрирайтинга вдохновило вас, заставило задуматься, после чего вы начали писать с большим вдохновением.

Если пишете от руки – заметьте, даже почерк на таких мыслях становится другим – более уверенным и размашистым. Когда выделите главные мысли – развивайте их дальше, дополняйте, углубляйте.

Есть еще один момент: писать нужно в течение определенного периода времени. Заведите секундомер, будильник или, как советует автор методики, Марк Леви, кухонный таймер и засеките 10 минут. Все. Пишите.

Пример: вам нужно принять решение: работать ли дальше с этим поставщиком или искать другого. Это мучает вас, вы целыми днями думаете об этом. Садитесь и пишите. В этой ситуации можно применить несколько способов фрирайтинга. Например, дайте себе наводку.

Напишите фразу “Если я завтра откажусь от услуг поставщика, то….” – и продолжайте. Еще вариант. Изложите все факты, которые на сегодняшний день имеются.

Плюсы и минусы решения, плюсы и минусы другого решения, ситуация на рынке, курс доллара, мнение окружающих, поступки конкурентов в аналогичной ситуации – все, что знаете.

И еще способ: заведите мысленный диалог с человеком (любым: хоть вашим партнером, хоть Владимиром Путиным) и объясните ему вашу позиции. Пусть он спорит, приводит аргументы – отвечайте. К концу диалога сами увидите, к какому выбору вы склоняетесь.

10. Шесть шляп мышления

Эту методику можно отнести как к прокачивающей мышление, так и к креативной.

Суть: каждую проблему, каждую ситуацию можно разложить в виде условных шести шляп. Это нужно для того, чтобы уложить в голове все по полочкам, и подходит для решения трудных задач.

В каждой из шести шляп рассматриваются отдельные аспекты мышления. Синяя шляпа – шляпа управления. В этом блоке рассматриваются организационные вопросы, способы достижения целей. В белой шляпе – только факты, которые у вас есть.

Соответственно, методом исключения можно определить факты, которых не хватает. Эмоции и чувства лежат в красной шляпе. Риски и опасности – в черной. Возможности и преимущества – в желтой (здесь невольно вспоминается SWOT-анализ).

И наконец, нестандартные идеи, всяческий креатив – в зеленой.

Пример: дана определенная ситуация. Например, вы стоите перед выбором: повышать цены на товары или оставить все как есть.

Вот и пробегитесь по всем шляпам: сначала решите, какой итоговой цели хотите добиться, потом соберите в одно все факты: что конкуренты давным-давно подняли цены, в стране инфляция и вы вообще не меняли ценовую политику последние пять лет.

Что вы при этом чувствуете – облегчение, уверенность, страх, что продажи снизятся, а клиенты уйдут? А если и правда уйдут – насколько возможен такой риск? А если не уйдут, а примут новые цены и останутся с вами? И так далее.

11. Латеральное мышление

Этот термин означает “боковое”, “направленное в сторону” мышление, призванное посмотреть на проблему или ситуации с совершенно новой стороны.

Суть:заменить привычное понимание ситуации на нечто совсем иное, которое ранее никем не использовалось.

Пример: в компании Bayer производили аспирин. Сфера применения понятна: болеутоляющее лекарство.

Креативные головы компании пошли дальше и придумали следующее: оказывается, обычный аспирин может снижать риск сердечных приступов – а значит, его можно продавать совершенно новой целевой аудитории. Что и было сделано.

Еще пример: производители сыра решили вывести свойства продукта в новое измерение и создали сладкий сыр на палочках, похожий на конфеты. Итог – добавилась новая ЦА – дети и их родители, которая ранее вообще не рассматривалась.

Согласитесь, довольно простые техники? Абсолютно каждый предприниматель может использовать их для решения бизнес-задач.

Как писал автор книги “Рисовый штурм” Майкл Микалко, у творческих и нетворческих людей есть всего лишь одно отличие. Первые уверены в своей креативности, а вторые думают, что это не про них.

Стоит разрешить себе генерировать новые идеи – и вскоре вы сами себя не узнаете. Позвольте себе это! Удачи в продвижении!

Источник: https://www.insales.ru/blogs/university/kak-pridumyvat-nestandartnye-biznes-idei

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.