Определение 1
Под лидерством принято подразумевать способность личности влиять как на отдельного человека, так и на группу лиц, при этом направлять усилиях всех на осуществление определенной цели.
Лидерство является естественным социально-психологическим процессом в группе людей, который строится на влиянии личного авторитета личности на поведение членов группы.
Влияние в данном случае рассматривается как поведение человека, вносящее изменения в отношения, поведение и чувства других людей.
Влияние осуществляется через идеи, слова устные или письменные, внушения, убеждения, эмоциональное заражение, принуждения, примеры или личный авторитет.
Группа людей, которой необходимо решить важную проблему, всегда определит лидера, который должен будет решить вопрос. Лидер определяет существование группы.
Определение 2
Лидер – личность, которая способна объединить людей для достижения определенной цели.
Понятия «лидер» и «цель» неразрывно связаны между собой. Потому как лидер всегда имеет определенную цель. Но если человек достигает цель самостоятельно, без помощи других людей, он не может называться лидером. Лидер должен иметь хотя бы одного последователя.
Основная задача лидера – суметь повести за собой людей, создать между людьми в группе связи, способствующие решению определенных задач. Исходя из этого, лидера можно назвать элементом упорядочивания системы людей в группе.
Лидер может рассматриваться как зеркало группы людей.
Замечание 1
Важно отметить: лидером может стать только тот человек, который обладает приветствуемыми и ожидаемыми чертами для представителей определенной группы. Поэтому часто переход лидера в другую группу бывает малоэффективен.
Лидерство в группе состоит из нескольких компонентов: эмоциональный компонент, деловой и информационный. «Сердцем группы» всегда является эмоциональный лидер. К такому лидеру каждый член группы может обратиться за помощью, попросить поддержки. «Руками группы» является деловой лидер.
Такой лидер профессионально организует дело, наладит необходимые деловые связи, обеспечит успех компании. «Мозгами группы» является информационный лидер. Это эрудит, к которому любой может обратиться с вопросом.
Оптимальным вариантом является универсальный лидер, который сочетает в себе все три компонента.
- Теории лидерства
- Типы лидерства
- Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности
- Лидерство: уроки эффективного руководителя
- Что такое лидерство?
- Хотите проверить свои знания?
- Онлайн-уроки по развитию качеств и навыков лидера
- Дополнительные материалы
- Книги лидерству и лидерским качествам
- Статьи по лидерству в блоге 4brain
- Лидерство в менеджменте — теоретический прорыв
- Лидерство в системе менеджмента — суть вопроса
- Лидерство в менеджменте – определение и составляющие
- Лидерство в менеджменте – теоретический прорыв
- Лидерство в менеджменте – создание классики Фидлером и Хаузом
- Лидерство и власть в организации: стили, руководство, кратко
- Характеристика лидера
- Характеристика лидерства
- Типология лидерства
- Роль лидерства в организации
- Лидерство, власть, управление
- Управление лидерством в организации
- Лидерство: инструмент управления коллективом
- 1. Лидер как администратор
- 2. Лидер как стратег
- 3. Лидер как эксперт
- 4. Лидер как представитель группы
- 5. Лидер как регулятор отношений
- 6. Лидер как источник поощрений и наказаний
- 7. Лидер как пример
- Полезно
- 🎬 Видео
Теории лидерства
Существует масса теорий лидерства. Рассмотрим некоторые из них:
- Теория физических качеств, когда лидер должен обладать высоким ростом, весом и силой не нашла практического подтверждения. Как правило, лидеры бывают небольшого роста и не имеющие большой физической силы.
- Теория интеллигентности, предполагающая связь лидерских качеств с вербальными и оценочными качествами человека. Эта теория указывает на управленческий успех личности, которая обладает перечисленными качествами.
- Теория черт предполагает наличие у человека определенных свойств, черт, которые выдвигают его в лидеры.
Лидер должен быть уверен в себе, иметь острый и гибкий ум, быть компетентен в ряде вопросов, обладать сильной волей, умением понять особенности психологии человека, обладать организаторскими способностями.
Но как показала практика, наличие этих психологических качеств не делает человека однозначно лидером.
Есть случаи, когда лидер не обладает перечисленными свойствами, а иногда человек включает в себя все эти качества, но не является лидером.
- Харизматическая теория предполагает, что на лидера снизошли ряд качеств свыше. Это такие качества, как харизма, способность влиять на людей, прозрение, которое указывает, куда вести людей. Харизматический лидер представляет собой синтез концентрированных и самых ярких ценностей группы. Эти ценности харизматический лидер всегда ставит выше своих интересов. В харизматического лидера верят и почитают. Отношения в группе с таким видом лидера отличаются чрезмерной зависимостью от личности лидера: в отсутствии лидера группа не способна функционировать.
- Теория ситуативного лидерства заключается в том, что лидером становится человек, умеющий максимально эффективно решать проблемные вопросы, которые возникают в группе. При разных проблемах к лидеру предъявляются различные требования.
- Теория системного лидерства подразумевает лидерство как процесс регулирования межличностных отношений в группе. Лидер же воспринимается как субъект управления данным процессом. В этой теории лидерство предстает в виде функции группы, следовательно, вопрос ее изучения оценивается с точки зрения целей и задач определенной группы, хотя не стоит игнорировать и структуру личности лидера.
- Теория авторитарной личности. Эту теорию вывел Т. Адорно, который утверждал, что люди, которые стремятся к лидерству и власти, обладают авторитарным типом личности. Эти люди имеют дуалистическую личность. С одной стороны, в ней собран ряд садистских наклонностей, а с другой — мазохистские наклонности.
- Теория игровой мотивации предполагает восприятие процесс руководства как захватывающую и увлекательную игру. Основной мотив лидера – содержание управленческой деятельности.
- Теория инструментальной мотивации определяет власть для определенного типа лидеров, как инструмент, механизм получения различных благ. Власть становится средством достижения определенных целей. Это могут материальные, духовно-нравственные цели.
- Теория последователей заключается в том, что лидер создает последователей.
- Психоаналитическая теория видит основой лидерства подавленное либидо (психическую энергию, бессознательное влечение сексуального характера, сублимирующееся в творческие и лидерские способности).
Замечание 2
Существует ряд закономерностей, связанных с вопросами лидерства. Э. Хартли обозначил следующее:
- если человек хоть один раз становился лидером, шанс стать им в следующий раз увеличивается;
- если человек получил авторитет, проявил себя как лидер, то это может повлиять на его дальнейшее назначение на руководящую должность, что, в свою очередь, ведет к закреплению лидерства;
- восприятие лидера в группе людей имеет стереотипный характер, поэтому если человек стал лидером при одной ситуации, то группа сделает тебя лидером и при других обстоятельствах;
- у человека, стремящегося стать лидером, больше шансов стать таковым, чем у других.
Известный ученый З. Фрейд воспринимал лидерство двуединым психологическим процессом. По его мнению, это и групповой и индивидуальный процесс. Основа заключается в способности лидера притягивать к себе людей, вызывать бессознательные чувства восхищения, любви и обожания. Лидером становятся при постоянном поклонении людей одной и той же личности.
Типы лидерства
Существует десять типов лидерства, которые выделяют психоаналитики:
- «Патриархальный повелитель», еще его называют «соверен». Этот тип подразумевает лидера, который находится в образе строгого, но любимого отца. Такой лидер может внушить человеку уверенность в себе и исключить негативные эмоции. «Патриархальным повелителем» становятся на основе почтения и любви.
- «Вожак» — это тип лидера, в котором группа людей видит выражение и концентрацию своих желаний, которые соответствуют определенному групповому стандарту. И данный лидер включает в себя все эти стандарты. «Вожак» вызывает подражание в группе.
- «Тиран» — это тип лидера, внушающий группе безотчетный страх. Такой тип лидера воспринимается в группе как самый сильный. Лидеры-тираны, как правило, доминирующие, авторитарные личности. Группе, имеющей такого лидера, свойственно смиренное подчинение и страх.
- «Организатор» — это тип лидера, который для группы предстает в виде силы для подражания «Я-концепции». Такой тип лидера удовлетворяет потребность каждого, убирает чувство вины и тревоги. «Организатор» пользуется уважением в группе.
- «Соблазнитель» — это такой тип лидера, который играет на слабостях других. Такой лидер предстает как «магическая сила», он дает выход подавленным эмоциям членов группы, сглаживает конфликтные ситуации, снимает напряжение. «Соблазнитель» пользуется любовью и обожанием в группе. Недостатки такого лидера, как правило, вовсе не замечают.
- «Герой» — это тип лидера, который способен пожертвовать собой ради других. Данный лидер ярко проявляет себя в ситуациях группового протеста. Ориентируясь на его храбрость, члены группы следуют за ним. Группа видит в «герое» эталон справедливости.
- «Дурной пример» — это тип лидера, который выступает в качестве источника заразительности для бесконфликтной личности. Такой лидер способен эмоционально заряжать группу.
- «Кумир» — это такой тип лидера, который способен повести за собой группу. Притягательный, положительно заражающий группу – «кумира» любят, идеализируют и боготворят.
- «Изгой».
- «Козел отпущения»
Два последних типа рассматриваются как антилидеры, которые предстают как объект агрессивных тенденций, развивающие групповые эмоции. В большинстве случаев группа борется с антилидером, но как только он исчезает, группа приходит в состояние распада, так как больше нет обще группового стимула.
https://www.youtube.com/watch?v=ylNG29LOg48
Виды лидерства психология еще классифицирует по преобладающим функциям. И тут выделяются следующие виды:
- Лидер-организатор – это вид лидера, который считает желания группы своими собственными. Такой тип лидера склонен к активным действиям, он уверен в себе и оптимистичен. За лидером-организатором следуют, зная, что он не будет предлагать не действенные варианты. Он может убедить, поощрить. В случаях, когда лидер недоволен каким-либо членом группы, негодование свое он высказывает, не задевая чужого достоинства. А это, в свою очередь, мотивирует людей на лучшую работу.
- Лидер-творец – это вид лидера, который видит новое, берется за решение сложных проблем. Данный тип лидера не склонен командовать, принятие решений происходит при помощи обсуждения. Лидер-творец ставит задачи таким образом, чтобы они заинтересовали и привлекли исполнителей.
- Лидер-борец – это такой вид лидера, который уверен в своих силах. Он первым пойдет навстречу опасности и неизвестности, в любой момент готов вступить в борьбу. Лидеры-борцы отстаивают то, во что верят, не склонны к уступкам. Но минус такого типа лидера заключается в нехватке времени на обдумывание своих действий.
- Лидер-дипломат – это вид лидера, который опирается на отличное знание ситуации и ее невидимых деталей. Он всегда в курсе всех сплетен, поэтому хорошо осведомлен в том, как и на кого можно повлиять.
- Лидер-утешитель – это вид лидера, который может поддержать в сложные жизненные ситуации. Он склонен к уважению людей, доброжелательному отношению.
Типы лидерства психология также классифицирует и по влиянию на членов группы. И тут выделяют следующие типы лидеров:
- Беспрекословный лидер – это такой лидер, указания которого исполняются даже в тех случаях, когда они не отвечают интересам группы.
- Небеспрекословный лидер – это такой тип лидера, подчинение которому возможно до момента, когда возникают противоречия между собственными интересами лидера и желаниями членов группы.
Лидерство бывает:
- конструктивным, то есть помогает достижению целей организации;
- деструктивным, создается на основе стремлений, которые наносят ущерб организации;
- нейтральным, никак не влияет на эффективность деятельности.
Специфика лидерства в зависимости от психосоциотипа личности
Теория лидерства психосоциотипов предполагает связь между врожденным психосоциотипом и типом лидерства. Зависимость от психосоциотипа личности определяет тип лидерства, присущей тому или иному человеку.
Рассмотрим на рисунке специфику лидерства в зависимости от психосоциотипа личности:
Рисунок 1. Специфика лидерства
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Видео:Лидерами рождаются. Роль лидера в команде.Скачать
Лидерство: уроки эффективного руководителя
Историю творят люди. Даже больше – люди и есть история. Практически каждому человеку знакомы имена Наполеона Бонапарта и Уинстона Черчилля, Пеле и Диего Армандо Марадоны, Мэрилин Монро и Джона Леннона.
Всех их, при абсолютной непохожести рода занятий, объединяет одно, этих людей, безусловно, можно охарактеризовать словом «лидер».
Умение увлечь за собой людей, сделать свою идею идеей сотен тысяч других, совершить в одиночку то, что считалось недостижимым – дорогого стоит.
На основе анализа жизни многих видных деятелей прошлого и настоящего современная наука (психология лидерства, социология, менеджмент, политология) пытается выработать уникальную квинтэссенцию лидерских качеств и навыков, чтобы помочь человеку раскрыть свой потенциал и реализоваться в жизни.
Тренинги по развитию лидерства имеют огромный спрос, многие компании постоянно обращаются за услугами в различные школы лидерства. Мы подготовили информацию о базовых теориях и стилях лидерства, принятия решений, ответственности, проактивности, самоорганизации, эффективной коммуникации, работе в команде, развитии лидерского потенциала в целом.
Обо всем из вышеперечисленного вы узнаете из уроков данного тренинга.
Что такое лидерство?
Согласно одному из определений, лидерство — это процесс социального влияния, при котором один человек может прибегнуть к помощи и поддержке других для выполнения общих задач. Для исследования этого влияния очень важен феномен лидера как индивида с набором уникальных лидерских качеств и навыков.
https://www.youtube.com/watch?v=AH82TmU2xN0
Множество примеров из жизни известных людей (о них вы прочитаете ниже) доказывают, что практически любой человек при определенной доле самоотдачи и старания может развить в себе лидерские способности.
Зачем это нужно? Наш мир — это сложная социальная система, которая состоит из множества подсистем, которые, по сути, являются сферами жизнедеятельности любого человека. В каждой из этих сфер есть свои лидеры и последователи, своя иерархия.
Действует этот принцип везде, где одновременно находится больше одного человека, будь то работа или посиделки с друзьями. Поэтому развитие лидерских качеств и навыков необходимо для тех, кто хочет максимально контролировать и нести ответственность за события в своей жизни, и не просто плыть по течению, а быть лидером для друзей или коллег.
Зачастую успех ассоциируется именно с лидерами. А кто сегодня не хочет быть успешным? При этом не стоит забывать, что главное не формальная погоня за статусом лидера, а развитие талантов и способностей, которые станут первым шагом на пути к самосовершенствованию.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
ÐгÑа загÑÑжаеÑÑÑ…
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Онлайн-уроки по развитию качеств и навыков лидера
Тренинг по лидерству, размещенный на данном сайте, является своеобразным методологическим путеводителем по основным методикам и принципам саморазвития качеств и навыков лидера со ссылкой на теоретические рекомендации и практические советы ведущих авторов и научных изданий в этом направлении.
Каждый урок соответствует актуальной проблематике и содержит информацию, призванную помочь в решении поставленных вопросов. Приступая к работе, важно понимать, что тяжело учесть индивидуальные потребности каждого, кто заинтересуется тренингом, поэтому определить, что полезно и нужно именно для вас, предстоит вам самим. Это удобно сделать на нашем курсе по самопознанию.
Если вы хотите приступить к теоретическому курсу по лидерству, то он состоит из 5 уроков:
Урок 1. Теории и стили лидерства
Лидерство – это социальный феномен, изучение которого интересовало многих ученых разных исторических эпох, от седой древности до сегодняшнего дня. Актуальность изучения данной проблематики привела к появлению различных подходов и трактовок понимания этого явления.
Наиболее популярные теории лидерства разработаны в рамках политической психологии, которая изучает политическое лидерство.
Постепенно политическое лидерство стало предметом детального анализа и в политологии, где многие исследования ученых связаны именно с этой тематикой.
Урок 2. Качества характера лидера
Разные культурные и исторические эпохи, набор политических, экономических, социальных условий и стандартов жизни общества подразумевают наличие лидеров с различными качествами характера, достаточными для решения насущных проблем деятельности группы, класса, организации. Спрос на таких людей в наше время особенно большой, а, значит, растет и предложение. Из этого следует развитие борьбы за место лидера, занять и удержать которое могут только те, кто владеет определенными лидерскими качествами.
Урок 3. Навыки лидера
Лидерство определяется не только качествами характера, но и навыками и умениями, которым можно научиться. Развивая комплексно эти навыки и умения, можно добиться хороших результатов.
Эти навыки определяют способность человека правильно разбираться в сложных ситуациях, принимать правильные решения и достигать целей самому или вместе с командой.
Быть лидером означает развиваться систематически, осваивать новые техники, методики по управлению временем и организации деятельности своей команды, неустанно учиться новому.
Урок 4. Лидерство и коммуникация
Умение эффективно взаимодействовать с людьми (коллегами, подчиненными, начальниками) является ценнейшим инструментом настоящего лидера, который всегда будет востребован в любой профессиональной среде.
Успешное руководство и лидерство подразумевают использование многих техник и знаний. Например, в менеджменте это основы планирования, привлечение технологических инноваций, возможность делегирования, знание основ маркетинга.
Но связующим звеном в социальном лидерстве и одновременно ключом к успеху, как утверждает психология, является коммуникация.
Независимо от сферы деятельности, будь то командный вид спорта, бизнес или политика – лучшими всегда становились люди с развитыми коммуникативными навыками. Об этих навыках мы уже упоминали в предыдущих уроках, а теперь рассмотрим их подробнее.
Урок 5. Лидер и работа в команде
В предыдущем уроке была определена роль коммуникации в процессе налаживания эффективного взаимодействия с людьми. Сейчас мы рассмотрим другие навыки, необходимые для успешной работы в команде и познакомимся с рекомендациями по организации жизни группы.
Сегодня в разных сферах деятельности: от работы в большой компании до развития собственного бизнеса – умение сплотить команду из, порой, самых разных людей и добиться с ней высоких показателей производительности является неотъемлемым атрибутом лидера.
Именно поэтому в настоящее время многие учебные центры предлагают клиентам тренинги, призванные помочь участникам коллективных занятий развить умение работать согласованно и слаженно, поднять командный дух, познакомиться с методами разрешения конфликтов. Основа таких занятий – ролевые игры, обучение в группах.
Поскольку индивидуально сложно добиться таких же результатов, как во время тренинга в команде, в этом уроке не будет практических упражнений, мы сосредоточимся лишь на рекомендациях относительно некоторых важных принципов организации эффективной работы команды.
Дополнительные материалы
В этом разделе вы сможете познакомиться с различными источниками, которые могут пригодиться во время работы над развитием качеств и навыков лидера.
Книги лидерству и лидерским качествам
Книги и учебники мы собираем в специальном разделе на нашем сайте. Среди изданий, посвященных лидерству, рекомендуем вам обратить внимание на следующие:
Статьи по лидерству в блоге 4brain
В нашем блоге есть отельная рубрика «Лидерство и взаимоотношения», где мы публикуем материалы близкие по тематике к данному тренингу, но не претендующие на то, чтобы стать отдельным уроком. Среди этих статей наиболее интересными являются:
Желаем вам успешно научиться лидерству!
Сергей Крутько
1Коммуникации
Видео:ТОП-5 Инструментов эффективного руководителя - Успешного лидераСкачать
Лидерство в менеджменте — теоретический прорыв
01.03.202102.03.2021
Автор : Алексей Широкопояс — главный редактор журнала «КОМПЕТЕНЦИИ»
Лидерство в системе менеджмента — суть вопроса
Тема лидерства в менеджменте в последнее десятилетие переживает неоднозначные и противоречивые времена. С одной стороны, всё больше авторов находят практические примеры из жизни значительных людей и выстраивают теорию успеха на этом основании в своих книгах.
С другой стороны , не успевает тираж этих книг разойтись, как герои из них оказываются низвергнуты практикой, и другие исследователи уже препарируют печальный опыт вчерашних героев.
В своё время, когда идея лидерства только начала формироваться, мало кто задумывался о том, что лидерство в менеджменте окажется местом интеграции наиболее серьёзных проблем современного управления.
https://www.youtube.com/watch?v=ZXtX3EYwoR0
Одной из проблем лидерства в системе менеджмента, как дисциплины, является отсутствие единой наукообразной методологии . Авторов (в том числе и серьёзных) достаточно много, также много и базовых подходов. Обучение лидерству, в связи с этим, становится малосистемным.
Такой диагноз естественно совершенно расстраивает профессионалов корпоративного обучения, потому поставить обучение лидерству в менеджменте в компании, весьма амбициозная задача.
Лидерство в менеджменте – определение и составляющие
Для того, чтобы качественно рассматривать лидерство в системе менеджмента и проблематику, связанную с ним, необходимо подойти к этому вопросу методологически грамотно – и начать с определения предмета исследования.
Здесь мы сразу же обнаружим интересный языковой феномен. С одной стороны, «лидерство» — это процесс, с другой положение в группе. Такое положение дел ещё более запутывает исследователей данной проблемы, не владеющих в полной мере методологией.
Однако мы с Вами сразу вскрыли этот дуализм. Итак:
- Лидерство – положение индивида в группе, определённое признанием высоких результатов деятельности другими членами группы
- Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы
Из этих определений вытекает – чтобы добиться лидерства в менеджменте необходимо:
- Достигать высоких результатов деятельности относительно других членов группы.
- Заставить остальных членов группы признать ценность этих результатов.
- Постановка общегрупповых целей по собственной инициативе.
Процессуально это выглядит так: рядовой член группы добивается высокой индивидуальной результативности в достижении мотивирующих группу целей, после этого доносит информацию об этом под предлогом работы на общее благо, и заявляет о новых общегрупповых целях во благо группы. Всё, лидерство в системе менджмента захвачено!
Лидерство в менеджменте – теоретический прорыв
История изобилует личностями, которые можно назвать лидерами. Попытки описать их успех с точки зрения личных качеств, приводили исследователей и жизнеописателей к серьёзной путанице и неразберихе.
К примеру: и Суворов, и Кутузов кажутся нам вполне лидерами, но набор личных качеств этих двух ярких личностей антагонистичен, да и другие яркие исторические лидеры могут разместиться между этими двумя крайними проявлениями.
Но самое печальное — такого рода классификация ни имеет ровно никакого продуктивного выхода. Собственно переход от исследования личных качеств к исследованию целевого поведения привел к серьёзному прорыву в этой области и появлению «двухмерного подхода» к анализу поведения лидера.
Инструмент получил название «управленческой решётки» Блейка – Моунтон, он учитывает две оси: горизонтальную ось — внимания к результатам и вертикальную — отношения к людям и между ними.
Где:
- 1.9 – Управление в стиле загородного клуба, означает скурпулёзное удовлетворение потребностей участников группы, приводит к созданию комфортной и дружелюбной атмосфере
- 9.9 — Групповое управление, производственные успехи обусловленны преданными своей работе сотрудниками, взаимосвязь через общее стремление к организационным целям ведёт к созданию новых взаимоотношений, основанных на доверии и уважении
- 1.1 – Обеднённое управление, приложение минимальных усилий для достижения необходимых производственных результатов, достаточных для сохранения членства в организации
- 9.1 – Власть-подчинение, эффективность производства зависит от создания таких рабочих условий, где человеческие аспекты присутствуют в минимальной степени
Однако и эта на первый взгляд полноценная модель оказалась недостаточной и обнаружила свои недостатки. Один из них – идея о существовании абсолютно идеального стиля лидерства в системе менеджмента.
Лидерство в менеджменте – создание классики Фидлером и Хаузом
Следующей попыткой создать всеобъемлющую теорию лидерства с системе менеджмента, стала работа Ф.Фидлера. В ней он предлагает новые идеи:
- Стиль лидерства в менеджменте отражает мотивацию лидера
- Конкретные формы поведения лидера зависят от ситуационных факторов
- И то и другое сочетаясь создают эффективность деятельности лидера
По теме: Новый взгляд : настоящий лидер должен предоставить принятие решений сотрудникам компании
Однако в теории Фидлера по-прежнему прослеживаются признаки лидерских качеств.Несмотря на это, он вводит принципиально дополняющую характеристику лидера – терпимость к наименее предпочтительным членам группы. Фидлер выстроил связь между этой «терпимостью» и эффективностью лидерства в системе менеджмента через степень контроля над подчинёнными, состоящей из:
- Отношений между лидером и подчинёнными
- Силы его позиционной власти
- Степени структурированности задания
Несомненно в работе Фидлера есть и пионерность в реалистичности, но целенаправленная деятельность лидера в этой ситуационной модели, оказывается далеко не в центре событий.
https://www.youtube.com/watch?v=VL4sxxyMl3Q
Следующей попыткой описать более полноценно вопросы лидерства в менеджменте было создание «следующего поколения» ситуационного лидерства в системе менеджмента Р.Хаузом в 1971 году.
Главное новшество этой теории было «путь-цель», то есть лидер выбирает из четырёх стилей:
- Директивный
- Поддерживающий
- Партисипативный
- Ориентированный на достижения
- учитывает личность последователя (локус внимания и личную эффективность) и на этих основаниях управляет достижением цели.
Если Вам интересны тренинги по лидерству и системному мышлению для руководителей, можете провести данный проект с автором статьи.
Алексей Широкопояс, тренер-консультант, главный редактор журнала «КОМПЕТЕНЦИИ»
8-926-210-84-19. consult2005@inbox.ru
По теме: Программы лидерства поколения Y. Восток создаёт новых лидеров: «люди – мосты»
Лидерство в менеджменте — это важная составляющая эффективного бизнеса!
Видео:Эти 3 навыка сделают из вас хорошего руководителя. Управление персоналомСкачать
Лидерство и власть в организации: стили, руководство, кратко
Успех деятельности любой организации зависит от многих факторов. Одним из них является грамотное управление.
Лидерство в организации определяет вектор развития компании, побуждает работников трудиться для достижения результата. Но представление о функциях лидера в конкретной компании определено не до конца.
Даже человек, претендующий на это звание, часто плохо понимает, что от него требуется.
Характеристика лидера
Лидер — человек, обладающий набором определенных качеств, позволяющих ему оказывать влияние на членов коллектива для достижения целей организации.
В качестве основных качеств лидера выделяют:
- ответственность — способность доводить до конца взятые на себя обязательства, отвечать за их выполнение;
- коммуникабельность — способность находить общий язык с руководством компании и с ее сотрудниками;
- гибкость — способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям в организации;
- широкий кругозор и стремление постоянно получать новые знания;
- дружелюбность — умение выстраивать взаимоотношения со всеми членами коллективами, быть приветливым;
- трудолюбие — желание работать при любых обстоятельствах;
- целеустремлённость и настойчивость — умение ставить цели и достигать их;терпение — умение ждать результатов.
Лидерами в организациях становятся различными путями:
- благодаря наличию лидерских способностей, которые имеются у человека изначально;благодаря активному развитию индивидуальных лидерских качеств;
- из-за удачного стечения обстоятельств, позволивших проявить себя и выдвинуться вперед.
В большинстве случаев сотрудники сами выбирают из своего круга человека, подходящего на роль лидера.
Впоследствии этого человека могут назначить на руководящую должность.
Характеристика лидерства
Лидерство — это сложный процесс воздействия людей с целью достижения поставленных в организации целей. Выделяют несколько важных признаков лидерства:
- оно призвано воздействовать на сотрудников для побуждения их к активной деятельности;
- призвано вызвать у других сотрудников желание работать;
- сконцентрировано на достижении общей цели, объединяющей всех членов коллектива;
- формирует последователей, которые в дальнейшем смогут стать самостоятельными лидерами;
- стремится к самоорганизации внутри коллектива, упорядочиванию всех процессов;чутко улавливает потребности лиц, вовлечённых в зону влияния.
Типология лидерства
Существуют различные модели лидерства в организациях. Разделение проводится по нескольким критериям.
https://www.youtube.com/watch?v=wbHuUdGXuUc
В зависимости от используемых механизмов влияния выделяют:
- формальное лидерство — лидерами становятся по назначению, это понятие тождественно с официальным руководством, в его руках реальная власть, которую он осуществляет в рамках имеющихся у него полномочий, воздействие на коллектив производится через дисциплинарные меры;
- неформальное лидерство — влияние на людей оказывается не через административные ресурсы, а благодаря личностным особенностям лидера.
По стилю поведения выделяют:
- авторитарное — все управление в организации сосредотачивается в руках одного человека, который ожидает беспрекословного подчинения и выполнения своих распоряжений, инициатива других членов коллектива не поощряется;
- демократическое — предполагает распределение обязанностей и ответственности между всеми членами коллектива, развиты коммуникативные связи внутри коллектива, ключевые решения принимаются сообща;
- либеральное — лидер передает большую часть полномочий своим последователям, часто устраняясь от решения поставленных задач, возлагая их на членов коллектива.
В зависимости от особенностей личности лидера:
- харизматическое — у лидера есть способности, которые он использует для организации работы коллектива;
- ситуационное, при котором лидер умеет легко приспосабливаться к постоянным изменениям в организации, может заняться реформированием, не боится новаторских идей;
- атрибутивное, предполагающее выстраивание детальных причинно-следственных связей, их анализ, аналитический склад ума, склонность к кропотливой и монотонной работе.
В зависимости от направленности лидерство подразделяют:
- направленное на людей, при котором превыше всего ставится благополучие сотрудников, их удовлетворённость работой, много внимания уделяется психологическому климату в коллективе;
- направленное на интересы организации, когда все силы и средства направлены на достижение поставленных целей.
Роль лидерства в организации
Роль лидерства трудно переоценить, без него организация обречена в лучшем случае на стагнацию, в худшем случае — на прекращение своего существования. Лидерство координирует все процессы, происходящие внутри, направляет их в наиболее благоприятное для всех русло. Оно часто эффективнее воздействует на работников, чем четко организованная вертикаль власти в компании.
Лидер полноценно участвует в функционировании организации, ставя цели, формулируя задачи, находя пути их решения.
Иногда со стороны лидерства истинные потребности организации видятся в ином ракурсе, что позволяет удовлетворить их быстрее.
Объединяет управленцев и подчиненных, побуждая сосредотачивать усилия для решения единых задач. Не исключено, что обеим сторонам будет сложно, лидерское влияние должно сгладить все шероховатости, найти компромиссы, помочь избежать конфликтов или найти верные пути выхода из конфликтных ситуаций.
Активно участвует в подборе персонала. От этого зависит успех и продвижение организации, поэтому неформальная оценка потенциального работника приносит пользу всем сторонам рабочего процесса.
Лидерство неотъемлемо связано с корпоративной культурой. Оно формирует и развивает ее, создает и поддерживает корпоративные ценности в коллективе.
Лидерские роли не всегда четко регламентированы, они могут выражаться в спонтанно организованных мерах поддержки, позитивном влиянии, вдохновении на новые свершения, разрядке рабочей обстановки. Настроение сотрудников является одной из основных сил, позволяющих им справляться с трудностями, идти к намеченной цели.
Лидерство, власть, управление
Лидерство, власть и управление близкие, но не тождественные понятия. Власть ассоциируется с руководством, она всегда направлена сверху вниз. Лидерство может идти снизу и охватывает все слои организации. Оно может сливаться с властью, обладать ее чертами, частично использовать ее методы, но внешнюю силу старается никогда не применять.
Менеджмент — это система управления, реализующая задачи, поставленные руководством организации.
Менеджеры действуют согласно составленным планам и графикам. Задачи менеджера: выполнить предписания, достигнуть определенных показателей. Они действуют в силу необходимости, а не в силу собственных пожеланий. Менеджмент использует действенные рычаги воздействия на сотрудников, он осуществляет контроль над всеми процессами.
Управление лидерством в организации
Управление лидерством организации включает в себя несколько важных элементов:
- Действия, направленные на выявление лидеров в организации. Необходимо найти тех, кто уже обладает достаточным набором знаний и умений или потенциально готов развивать их в себе.
- Налаживание взаимодействия с сотрудниками для того, чтобы узнать их потребности, пожелания, дать мотивацию.
- Создание условий для углубления и развития лидерских качеств.
- Обеспечить возможности получения дополнительного образования, углубления знаний.
Видео:ТОП-3 качества эффективного руководителя. Лидерство/ Александр ВысоцкийСкачать
Лидерство: инструмент управления коллективом
Все мы понимаем, что каждый руководитель по определению является лидером, который должен вести за собой коллектив.
Однако, у многих руководителей представление о том, какие функции он должен выполнять является достаточно смутным и основанным лишь на прошлом опыте (который не всегда является удачным), либо на опыте общения с другими руководителями. Из-за этого могут возникать следующие негативные эффекты:
- расхождения между ожидания сотрудников и действиями руководителя, что может повлечь за собой недовольство коллектива;
- неэффективное выполнение своих обязанностей, что повлечет за собой падение эффективности всего отдела.
По этой причине руководителю необходимо иметь четкое понимание тех функций, которые, хотя и не прописаны в его должностных обязанностях, должны обязательно им выполняться для поддержания здоровой психологической атмосферы в коллективе. Кроме того, понимание всего спектра обязанностей лидера поможет вам разобраться в том, какие качества у вас хорошо развиты, и которые являются вашими сильными сторонами, а что нуждается в доработке.
В психологии описано большое количество функций лидеров, мы же с вами рассмотрим именно те, которые особенно актуальны для руководителей, и являются инструментами управления коллективом, а также повышения эффективности его работы.
1. Лидер как администратор
Это одна из самых простых и очевидных функций лидера, которая заключается в координации работы группы. Именно он распределяет трудовые ресурсы, предписывая тому или иному члену коллектива выполнение определенной части работы. При этом задача заключается в том, чтобы распределить нагрузку отдела/организации максимально эффективно, учитывая способности и навыки каждого члена группы.
https://www.youtube.com/watch?v=55ziPrg0hTo
Встречаются следующие ошибки при некорректном выполнении функции администратора:
- Лидер не распределяет работу, а берет ее на себя. Как итог сотрудники теряют ощущение ответственности за работу, уменьшается их вовлеченность в общее дело.
- Лидер перегружает либо недогружает некоторых сотрудников. Как итог мы имеем ситуацию, когда в организации копится раздражение, и теряется эффективность как тех, кто перегружен (из-за постоянной усталости), так и тех, кто выполняет недостаточно работы (мало мотивации).
2. Лидер как стратег
Именно руководитель должен знать долгосрочные и краткосрочные цели отдела. Он должен представлять как итоговый результат работы отдела, так и путь, который к нему ведет.
Исходя из этого, он выстраивает работу отдела, мотивируя своих подчиненных.
Важно отметить, руководители отделов должны знать не только цели своих подразделений, но и цели всей организации, и постоянно следить за тем, чтобы им соответствовать.
Игнорирование данной функции ведет к тому, что, во-первых, это напрямую ведет к снижению качества работы, которая будет сводиться только к решению сиюминутных задач.
Во-вторых, рано или поздно сотрудники любой организации (по мере их профессионального выгорания) будут задаваться вопросом «А для чего мы вообще работаем?» и на этот вопрос они могут получить ответ, только имея итоговую цель, ориентир, который будет их мотивировать.
3. Лидер как эксперт
Несомненно, именно к руководителю обращаются его подчиненные в случае возникновения какой-либо сложной ситуации за его компетентным мнением.
Очень часто первым критерием выбора какого-либо кандидата на должность руководителя является именно его компетентность в определенной сфере.
Кроме того, мнение лидера часто является самым весомым в обсуждении любого важного вопроса, так как именно он может дать наиболее профессиональный ответ.
Лидер, не являющийся экспертом в своей области, как правило, не воспринимается всерьез персоналом, не имеет авторитета среди подчиненных и часто не может в полной мере выполнять все остальные функции.
4. Лидер как представитель группы
Именно руководитель является официальным представителем своего коллектива в организации: он высказывает мнение группы, представляет ее интересы. Руководитель должен как уметь резюмировать мнения/потребности/запросы своих сотрудников, так и уметь выразить и отстоять их перед другими отделами. Именно поэтому участникам группы крайне важно, кто и как будет их представлять.
Если лидер не выполняет данную функцию, интересы группы часто остаются ущемленными, что ведет к разочарованию и постепенной демотивации сотрудников. Также, возможен вариант, когда сотрудники начинают попытки выразить свои потребности «через голову» руководителя, что несет прямую угрозу его авторитету.
5. Лидер как регулятор отношений
Руководитель является регулятором отношений в группе, как деловых, так и межличностных. Что интересно, если регулирование деловых отношений является, как правило, успешным, то за регулирование межличностных отношений многие руководители даже не берутся, считая, что это не входит в их компетенцию.
Однако, довольно часто именно руководитель может помочь разрешить те сложные ситуации, которые возникают между сотрудниками. Это особенно важно в серьезных ситуациях, типа затяжного конфликта между двумя подчиненными, или разделении коллектива на противостоящие группы.
В данных случаях руководитель просто обязан сделать все, чтобы примирить стороны между собой либо организовать между ними такое взаимодействие, которое исключало бы возникновение конфликтов.
6. Лидер как источник поощрений и наказаний
Естественно, что именно руководитель определяет как размер и способ мотивации сотрудников, так и возможные лишения за ошибки в работе. Важно, чтобы мотивация была адекватной и предсказуемой для всех сотрудников, как позитивная, так и негативная.
Кроме того, желательно использование разнообразных способов поощрения, помимо стандартной материальной мотивации.
Часто деньги, которые часто считаются самым эффективным способом мотивации сотрудников, не оказывают должного эффекта, и руководителю необходимо искать другие, более действенные способы.
Это может быть мотивация возможным повышением, конкурсы, проводимые в отделе, словесное поощрение, возможность обучения и многое другое.
7. Лидер как пример
Как мы знаем, очень часто сотрудники в работе ориентируются на своего руководителя, на его взгляды и стиль работы. Естественно, что его отношение к работе и организации должны быть точно такими, каких он ждет от своих подчиненных.
https://www.youtube.com/watch?v=Vfo82emJWFY
Активный и целеустремленный руководитель не только подает пример, но заряжает энергией своих сотрудников, либо же (если это не мотивированные подчиненные) как минимум не дает им расслабляться. Руководитель, который требует от подчиненных то, что сам никогда не делает, как правило, имеет низкий авторитет в коллективе.
Это те основные функции, которые должен на себя брать руководитель для того, чтобы поддерживать мотивацию своих подчиненных и обеспечивать высокую эффективность работы отдела.
Полезно
Если вам необходимо провести для руководителей тренинг по управленческим навыкам, вы можете заказать тренинг “Эффективное руководство”. На нем мы разбираем рассмотрим типы управления, различные виды коллективов, способы управления и частые ошибки руководителей.
🎬 Видео
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Три главные ошибки руководителя || Михаил МоскотинСкачать
Начинающий руководитель: что важно сделать первым делом? / Александр ВысоцкийСкачать
5 принципов создания сильной команды / Управление персоналом 16+Скачать
Десять ГЛАВНЫХ Инструментов Руководителя (Управление Персоналом )Скачать
Как управлять сотрудниками и тратить минимум времени — 4 инструмента для руководителяСкачать
3 приема как поставить подчиненного на место / Управление персоналом 16+Скачать
5 главных качеств современного руководителя. Как стать лидером? Ключевые черты управленца.Скачать
21 обязательное качество лидера | Джон МаксвеллСкачать
Как перестать быть “мягким” руководителем и начать требовать результат | Управление персоналом 16+Скачать
5 способов контролировать сотрудников / Управление персоналом 16+Скачать
Воспитай в себе лидера. Джон Максвелл. [Аудиокнига]Скачать
7 золотых правил тайм менеджмента и личной эффективности для руководителя в бизнесеСкачать
СЕКРЕТЫ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ | «Развитие лидеров» — Ицхак АдизесСкачать
10 ошибок руководителя / Менеджмент и управление персоналомСкачать
Александр Фридман: "Лидерство: эффективное управление персоналом." Часть 1Скачать
УПРАВЛЕНИЕ КОМАНДОЙ: 6 правил на вес золота 🔥 Эффективное ЛИДЕРСТВО и РАБОТА в КОМАНДЕСкачать