Регулирование взаимодействий между работодателем и сотрудниками во всем, что касается охраны труда – важный процесс на любом рабочем месте. Для этой цели создается специальная комиссия по охране труда в организации.
Продуктивное функционирование комиссии (комитета) строится на социальном партнерстве, позволяя работающим сотрудникам активно участвовать в постановке и урегулировании вопросов охраны труда на предприятии.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:
До 2006 года организацию комитетов по охране труда регулировал Федеральный закон от 17 июля 1999 года «Об основах охраны труда в РФ». В 2006 году произошли законодательные изменения. На текущий момент работу комитета определяют:
В перечисленных документах точно прописан порядок создания и всех аспектов функционирования комитетов по охране труда.
- Создание комиссии (комитета)
- Задачи
- Приказ
- Положение о комитете на предприятии
- Инспекция охраны труда
- Комиссия по трудовым спорам: порядок работы и рассмотрения заявлений
- Каким образом создается орган и каковы причины создания
- Кто является представителями и кем принимается решение комиссии по трудовым спорам
- Приказ о создании комиссии
- Срок обращения с заявлением в комиссию по трудовым спорам
- Какие споры могут быть рассмотрены
- Кто занимается решением коллективных споров
- Как добиться успешного решения конфликта
- Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять
- Что «сильнее»: трудовой договор или локальный акт?
- Какие локальные акты работодатель обязан принять
- Как принять локальный акт
- Из кого должна состоять комиссия по проверке знаний требований охраны труда
- Кто входит в состав
- Каким образом утверждается состав комиссии по охране труда
- Приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда
- Обучение членов комиссии по охране труда
- План работы комиссии по охране труда
- Как создается и регламентируется комиссия по трудовым спорам на предприятии
- Правовое регулирование деятельности КТС
- Как инициировать создание КТС
- Этапы формирования КТС
- Порядок рассмотрения споров комиссией
- Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
- Виды комиссий
- Протокол комиссии
- Функции трехсторонней комиссии по регулированию СТО
- 📹 Видео
Создание комиссии (комитета)
Комитет возможно организовать на предприятии любого размера и с любым количеством сотрудников. Главное, чтобы была инициатива со стороны работающих сотрудников или руководства.
Ст. 218 ТК не принуждает работодателя создавать комиссию по охране труда, то есть она представляет собой факультативное (необязательное) образование.
Выдвинуть предложение по организации комитета могут:
- руководители конкретной организации;
- сотрудники;
- представители профкома.
В состав комиссии входят как представители руководства организации, так и работники. Количество участников комитета и частота заседаний зависят от размеров предприятия, специфики производственного процесса.
В независимости от количества членов объединения, в нем в обязательном порядке должна прослеживаться следующая структура:
- председатель – руководитель предприятия или его доверенное лицо;
- один или несколько заместителей – избираются из числа руководства и работников;
- секретарь – чаще всего в этой роли выступает представитель службы охраны труда.
Задачи
Главной задачей комиссии является контроль за соблюдением безопасности рабочего процесса. В рамках решения этой задачи комитет наделен некоторыми функциями:
- Изучение и введение в практику мероприятий по созданию лучших трудовых условий.
- Совместная работа с руководством по созданию обучающих материалов, касающихся вопросов охраны труда.
- Оказание помощи в деятельности службы охраны труда.
- Решение вопросов по проведению инструктажей по охране труда на производстве. Помощь руководству при проверке у сотрудников полученных по данному вопросу знаний.
- Информирование сотрудников по вопросам безопасности во время рабочего процесса.
- Установление фактов нарушения на рабочих местах. Участие в расследовании несчастных случаев во время производственного процесса.
- Прием и рассмотрение жалоб сотрудников на неудовлетворительные рабочие условия.
- Контроль за наличием и исправностью средств индивидуальной защиты на производстве.
- Организация и контроль за своевременным прохождением медицинских осмотров сотрудниками предприятия.
Перечень всех функций комитета по охране труда сугубо индивидуален для каждой конкретной организации.
Функции и задачи согласовываются и устанавливаются всеми членами комитета.
Посмотрите видео о комиссии по охране труда:
Приказ
Лица, входящие в состав комиссии, избираются из числа руководства и работающих сотрудников. После избрания кандидатур на роль представителей комитета, руководитель предприятия издает приказ о создании комитета.
Такой документ является распорядительным. В нем указываются следующие моменты:
- наименование предприятия;
- название населенного пункта;
- дата составления;
- утвержденные члены комиссии с указанием занимаемых должностей;
- подпись руководителя и участников новоявленного комитета.
Приказ о создании комитета оформляется по форме, принятой на предприятии, или же произвольно. Конкретного стандарта по написанию и оформлению документа нет.
Образец приказа по созданию комитета:
Положение о комитете на предприятии
Полноценную работу комитет по охране труда может начать лишь после составления и утверждения положения о комитете. Он представляет собой основной документ, регламентирующий и контролирующий деятельность комиссии на предприятии.
https://www.youtube.com/watch?v=0fx8Snm1NkQ
Составляется положение на основе типового Положения, утвержденного Приказом № 412н Минтруда. Закон не конкретизирует срок действия положения. Поэтому документ считается бессрочным.
Типовое Положение является шаблоном, на который стоит опираться при составлении конкретного положения. Но при необходимости можно добавить некоторые пункты, если того требует специфичность организации.
В документе должны быть подробно расписаны обязательные пункты:
- Общие моменты. В этот раздел входят общие понятия по положению. Здесь можно указать цель данного документа, главные направления деятельности комиссии, наименование органов и структур, с которыми контактирует комиссия по решению вопросов, наименование нормативных актов и других документов, на основании которых функционирует комитет.
- Основные задачи и функции комитета. Этот пункт согласовывается и утверждается всеми членами структуры.
- Полномочия членов комиссии, с помощью которых достигаются поставленные задачи. В этом разделе прописывается возможные действия членов комиссии. Например, получение достоверной информации о состоянии безопасности на рабочих местах у службы охраны труда, непосредственное участие в создание документов по охране труда на предприятии и др.
- Обязанности и права участников комиссии. Важной обязанностью всех участников является прохождение ежегодного обучения по охране труда. Во время обучения сотрудники освобождаются от своих прямых должностных обязанностей. Средний заработок за ними сохраняется. По итогам обучения проводятся проверки полученных знаний.
Тут можно скачать шаблон Положения по охране труда в организации.
Начав свою деятельность, комиссия по охране труда должна отчитываться о проделанной работе перед коллективом предприятия. Это происходит на ежегодных собраниях с составлением соответствующего протокола.
На таких собраниях комитет не только показывает результаты своей работы, но и составляет план мероприятий на следующий год.
Инспекция охраны труда
Если по какому-либо пункту права и безопасность сотрудников нарушаются, то восстанавливать справедливость будет государственная инспекция охраны труда. Эта организация следит за соблюдением прав работающих граждан. В случае выявления нарушений, инспекция имеет право применять соответствующие карательные меры на недобросовестного руководителя.
По ст. 359 ТК, инспекция подчиняется только законодательным актам РФ. Руководители предприятий, физические и юридические лица не имеют права влиять на деятельность организации.
Выявить нарушения инспекция по охране труда может в двух случаях:
- При проведении плановой проверки. Она проводится при регистрации нового ИП, по прошествии 3-х лет со времени предыдущей проверки.
- При неплановой проверке. Такой вид контроля проводится в случае жалоб сотрудников конкретной организации на несоблюдение их прав и охраны труда.
По окончании проверки обязательно составляется акт. В случае, если при проверке инспекцией нарушения обнаруживаются, организации предоставляется определенное время для устранения нарушений.
Образец акта проверки по охране труда:
Если при повторной проверке положительной динамики не обнаруживается, то применяются различные санкции:
- приостановление всех видов деятельности предприятия-нарушителя;
- привлечение к административной ответственности начальника предприятия (штрафы, накладываемые на руководителя, могут достигать нескольких десятков тысяч рублей. Все зависит от типа нарушения. Например, отсутствие у работников на производстве средств индивидуальной защиты карается штрафов на предприятие от 130 до 150 тысяч рублей, а на руководителя – от 20 до 30 тысяч рублей);
- отстранение от работы сотрудников, не проходивших плановый инструктаж;
- санкционирование проведения расследования по несчастным случаям на предприятии.
Полезно знать, что проверяет такая инспекция. Обычно это документы, касающиеся проведения инструктажей по технике безопасности, медицинские книжки, акты аттестации рабочих мест, документация по расследованиям несчастных случаев.
Примеры нарушений, которые могут повлечь наказание:
- С сотрудниками не проводится инструктаж по технике безопасности;
- Не ведется журнал учета инструктажей;
- Нарушаются правила техники безопасности при работе с приборами и станками;
- Работники осуществляют трудовую деятельность без обязательного медицинского осмотра и т.д.
При нарушении трудового порядка внутри предприятия может последовать увольнение нерадивых сотрудников. Ст. 81 ТК регламентирует подробности увольнения, санкционированные руководителем.
В этой статье можно почитать об увольнении за невыполнение должностных обязанностей.
https://www.youtube.com/watch?v=xLFrCesp0mk
Комиссия по охране труда – это важное представительство в каждой организации. Именно благодаря деятельности членов комиссии, происходит взаимодействие руководства предприятия и всех его сотрудников.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Это быстро и бесплатно!
Видео:Локальные нормативные акты по кадрам - Елена А. ПономареваСкачать
Комиссия по трудовым спорам: порядок работы и рассмотрения заявлений
Комиссия по трудовым спорам создается непосредственно на предприятии, где появилось разногласие между рабочими и их руководством. задача – разрешить спорную ситуацию до обращения в суды. Чаще всего орган справляется и доводит дело до примирения.
Комиссия создается по инициативе сторон и может принимать участие в разрешении конфликта только в том случае, если одна изъявила желание обратиться за помощью.
Комиссия действует только согласно Законодательству РФ, а ее действия регламентируются Трудовым Кодексом.
Каким образом создается орган и каковы причины создания
Значимость комиссии невероятно велика, поскольку она может разрешить тупиковую ситуацию между персоналом и руководством наиболее простым способом, без обращения в суды и последующих разбирательств. По ошибке, многие думают, что создание подобного органа – это сложный и трудоемкий процесс, и стараются решить конфликт самостоятельно.
В законодательстве указано, если произошло какое-либо правонарушение со стороны руководства, то работники не обязаны обращаться в соответствующие органы. Иная ситуация происходит, когда работники инициируют создание комиссии.
Руководитель компании или предприниматель обязан проконтролировать создание комитета, иначе его ждет административная ответственность.
Тем не менее, ошибочно полагать, что инициировать такой вид разбирательств могут только работники.
Бывают случаи, когда руководитель пытается доказать свою правоту перед нечестными работниками, потому сам берет инициативу в свои руки и доказывает правоту легально, в соответствии с ТК РФ.
Порядок образования и приказ о создании комиссии по трудовым спорам прописан в Главе 60 к Трудовому Кодексу.
Кто является представителями и кем принимается решение комиссии по трудовым спорам
Если Вы спросите, из кого состоит комиссия по трудовым спорам, то ответ будет таковым — состав органа поровну делится между представителями руководства и людей, представляющих работников.
Поскольку конфликтная ситуация может решиться только путем переговоров, представительство в комиссии принадлежит обеим сторонам конфликта.
Делегировать своих представителей каждая сторона обязана в десятидневный срок.
Конкретного количества членов комиссии Законодательство не установило. Их число определяется непосредственно самими сторонами. Все организационные моменты, а именно, предоставление подходящего помещения, всей необходимой оргтехники и канцелярии, берет на себя работодатель. Попасть в число представителей от работников не так просто.
Лицо должно быть компетентным и представлять общие интересы. В связи с этим, происходит собрание, где выбираются будущие представители путем ания. При создании комиссии выбирается председатель, его заместитель и секретарь. Комиссия по трудовым спорам действует согласно ТК РФ (ст. 382 – 390), и при осуществлении своей деятельности может опираться на данный документ.
Все решения удостоверяются специальной печатью.
Приказ о создании комиссии
Приказ о создании комиссии составляется работодателем на особом бланке или обычном листе формата А4, за неимением предыдущего. В нем должна быть указана причина, которая поспособствовала возникновению спора.
Это может быть инициатива работника или точно указанная причина спорной ситуации. Когда документ будет готов, необходимо оповестить всех работников предприятия.
Для этого создается необходимое количество копий для отправки в каждую структуру отдела, или приказ вешается на стенде в общественной части предприятия, куда имею доступ все рабочие.
Важно, чтобы работодатель с точностью выполнял свои обязанности относительно действия специальной комиссии. Например, с представителей работников не должна изыматься заработная плата за время, проведенное на собрании.
Когда приказ подписывается руководителем и генеральным директором компании (если имеется такая должность), то он считается вступившим в законную силу.
Комиссия может создаваться единожды, для принятия конкретного решения, или действовать постоянно.
Срок обращения с заявлением в комиссию по трудовым спорам
Действия работника при нарушении его трудовых прав регламентируются ст. 386 ТК РФ. Работнику дается трех месячный срок на попытку урегулировать конфликт непосредственно с работодателем самостоятельно.
В течение этого времени можно подать заявление на рассмотрение комиссии. Бывают случаи, когда работник не успел обратиться с прошением или по другим причинам не вложился в заложенный срок.
Тогда в индивидуальном порядке принимается решение, насколько уважительной была причина не обращения и может ли быть принято заявление.
https://www.youtube.com/watch?v=F7sa_YSFIL4
После написания прошения, дело должно рассматриваться в течение десяти дней, обязательно в присутствии работника или его законного представителя, а также представителя руководства компании.
Какие споры могут быть рассмотрены
Главный вопрос, который интересует большинство работников, имеет ли комиссия право рассматривать индивидуальные трудовые споры. Данный орган может рассмотреть и разрешить все виды индивидуальных споров, кроме тех, которые рассматривают другие компетентные органы. Обратиться в комиссию работник может в таких случаях:
- Если произошла недоплата заработной платы или неправомерное ее взыскание;
- При нарушении исполнения условия трудового договора;
- При невыплате оплаты за сверхурочную работу, отпускных командировочных расходов;
- При увольнении или налаживании материальной ответственности руководством;
- Любые вопросы внутри предприятия, которые не решились путем переговоров между сторонами.
Кто занимается решением коллективных споров
В случае, когда споры между руководителем и работниками достигают больших масштабов, то решение споров осуществляется специальной примирительной комиссией. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией осуществляется на локальном уровне. Она создается по принципу органа по решению индивидуальных споров.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом, который разрабатывает общие принципы ведения социального партнерства на государственном уровне. В состав данного органа входят представители профсоюзов, работодателей и Правительства РФ, которые контролируют весь процесс.
Предназначение комиссии в контроле всего процесса ведения споров и правильности выполнения вынесенных решений. Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры с участием всех сторон конфликта.
Президентом РФ назначается Координатор, который не вмешивается в деятельность органа и не влияет на принятие решений, но заседает на всех собраниях и контролирует правильность ведения переговоров.
Как добиться успешного решения конфликта
Несмотря на то, что процесс разрешения трудовых споров достаточно прозрачен и полностью регламентируется на законодательном уровне, сразу разобраться в последовательности действий не так просто.
Именно потому, мы оказываем услуги профессиональной помощи на каждом этапе трудовых отношений.
Обратившись к специалисту, Вы получите рекомендации относительно правового порядка действий, правильности заполнения заявления и сбора другой документации.
Видео:"Локальные нормативные акты" Дмитрищук С.А.Скачать
Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять
БУХУЧЕТТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯСТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫНДСНДФЛПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
- Новости
- Трудовые отношения
Локальные нормативные акты: что это такое, какие акты работодатель должен принять обязательно, как их применять 20 февраля 2021 Алексей Крайнев Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям
Многие вопросы повседневной жизни организации, а также ее отношений с работниками не регулируются напрямую Трудовым кодексом или иными нормативными правовыми актами (федеральными законами, приказами министерств и т.д.). Ведь в отличие от других отраслей права, в сфере трудовых правоотношений работодатель может сам выступить в роли нормотворца. То есть принять локальные акты, исполнять которые будут обязаны все работники. Более того, в некоторых случаях принятие подобного акта — обязанность организации! Что же такое локальный акт? Какие акты и когда работодатель должен принять в обязательном порядке? Как правильно применять нормы этих актов? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.
О возможности работодателя самостоятельно принимать локальные нормативные акты говорится в статье 8 Трудового кодекса, согласно части 1 которой такое право есть у организаций и ИП-работодателей.
Однако определения локального нормативного акта данная статья не содержит, отмечая, лишь, что они в обязательном порядке должны содержать нормы трудового права. Собственно, именно это уточнение и позволяет отделить локальные нормативные акты от прочих кадровых документов, издаваемых работодателем.
Ведь норма права — это общеобязательное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (п. 2 приложения к Постановлению Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 № 781-II ГД). Оттолкнувшись от приведенной цитаты, можно дать определение локальному нормативному акту.
Это внутренний документ работодателя (организации или ИП), который рассчитан на неоднократное применение. Он устанавливает права и обязанности как самого работодателя, так и его работников (либо всех, либо отдельных категорий) в той части трудовых правоотношений, которая напрямую трудовым законодательством не урегулирована.
В том, что данный документ рассчитан на многократное применение, заключается отличие локальных актов от прочих кадровых документов, оформляемых организацией. Так, различные приказы (о приеме на работу, увольнении, переводе, премировании, направлении в командировку и т.п.
) используются только один раз в отношении конкретного работника в конкретной ситуации, и на многократное применение не рассчитаны. Именно поэтому приказ, скажем, о приеме на работу не относится к локальным правовым актам, хотя он и устанавливает права и обязанности. Такой приказ является актом применения права.
https://www.youtube.com/watch?v=GCNwzt6RK0w
А вот, к примеру, положение о премировании, или положение о командировках — акты, которые могут и должны использоваться каждый раз при назначении премии или при направлении в командировку. Причем, эти акты работодатель может применить к любому работнику и в любой момент.
Так что названные документы определенно рассчитаны на многократное применение и устанавливают взаимные права и обязанности работодателя и работников. А значит, положение о премировании или командировках может служить классическим примером локального нормативного акта.
Что «сильнее»: трудовой договор или локальный акт?
Итак, с правовой природой и признаками локальных актов мы разобрались. Теперь необходимо определиться с его юридической силой, т.е. местом в иерархии других актов, регулирующих трудовые отношения.
В статье 8 ТК РФ прямо сказано, что локальные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с тем, что зафиксировано в трудовом законодательстве, а также в коллективных договорах и соглашениях. В случае, если локальный акт содержит подобные нормы, то они не применяются.
Из этого очевидно, что юридическая сила локального акта меньше, чем у Трудового кодекса, законов и иных нормативных правовых актов, изданных органами государственной власти или местного самоуправления. И ниже, чем у коллективных договоров и соглашений. Обобщим.
Локальные акты, как документы, действующие только в рамках одной организации (или ИП-работодателя), по своему юридическому статусу стоят на две ступени ниже законов и подзаконных актов, которые определяют права и обязанности всех работодателей в стране, и отраслевых и межотраслевых соглашений, которые регулируют отношения определенных групп работодателей. А по отношению к коллективному договору (для заключения которого предусмотрена весьма сложная процедура) локальные акты стоят на ступень ниже.
Что же касается соотношения между локальным актом и трудовым договором, то четкой нормы о том, какой из документов главнее в Трудовом кодексе мы не найдем. При этом, согласно ст.
9 ТК РФ, трудовой договор не может содержать условий, ограничивающих права, или снижающих уровень гарантий по работникам по сравнению с тем, что установлен в локальном акте.
Из этого следует, что локальный акт, действующий на момент заключения трудового договора (или внесения в него изменений), имеет бо́льшую юридическую силу.
А вот обратная ситуация, когда новый локальный акт вступает в противоречие с трудовым договором, в Трудовом кодексе не урегулирована. Однако, учитывая, что утверждение работодателем локального акта в силу ст. 72 ТК РФ не является основанием для внесения изменения в трудовой договор, можно предположить, что в данном случае приоритет будет за трудовым договором.
Таким образом, в отношениях между локальными актами и трудовыми договорами действует принцип более ранней даты: приоритет имеет тот документ, который принят (подписан) первым.
Какие локальные акты работодатель обязан принять
Перейдем к следующему вопросу: когда работодатель может издать тот или иной локальный акт? В статье 8 ТК РФ прямого ответа на этот вопрос нет. Там говорится, что акты принимаются работодателем «в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями».
Из данной цитаты можно сделать следующие выводы. Во-первых, работодатель может (а иногда — должен) принимать подобные акты в случаях, прямо указанных в Трудовом кодексе, или иных нормативных правовых актах.
Таких случаев в ТК РФ не мало. Причем, в некоторых из них речь идет именно об обязанности работодателя по принятию соответствующего локального акта.
Например, работодатель обязан принять следующие локальные акты:
1. Штатное расписание (ст. 15 и 57 ТК РФ).
2. График отпусков (ст. 123 ТК РФ).
3. Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ).
4. Документы, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников (ст. 87 ТК РФ).
Подготовить документы в сервисе «Персональные данные»
5. Положение об оплате труда и премировании, если соответствующих условий нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 135 ТК РФ).
6. Порядок индексации зарплаты, если данный момент не отражен в положении об оплате труда (ст. 134 ТК РФ).
7.
Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, если работникам организации трудовым договором установлен такой режим и соответствующего перечня нет в Правилах внутреннего трудового распорядка (ст. 57 и ст. 101 ТК РФ).
8.
Локальный нормативный акт, предусматривающий разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ), если такое практикуется в организации и указанные положения не включены в Правила внутреннего трудового распорядка.
9. Документ об утверждении формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ).
10.
Положение об аттестации, если в организации осуществлялись (или планируются) увольнения по п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
11. Правила и инструкции по охране труда (абз. 23 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
12. График сменности, если в организации применяется сменная работа (ст. 103 ТК РФ).
13.
Порядок возмещения расходов, связанных со служебными командировками, если данные положения не включены в коллективный договор (ст. 168 ТК РФ).
Есть подобные требования и в других законодательных актах. В частности, в силу п. 1 и 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29.07.04 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» работодатель обязан утвердить. Положение об охране коммерческой тайны, если в трудовой договор хотя бы с одним работником включены условия о работе с информацией, составляющей коммерческую тайну.
Абзац 6 п. 2.1.4 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (утв. Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.03 № 1/29) обязывает работодателя утвердить Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Этот акт принимается, если работодатель решил не проводить такой инструктаж в отношении работников, не связанных с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.
Наконец, не стоит забывать про требования Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.12 № 390). Согласно п. 2 Правил, в компании должна быть утверждена Инструкция о мерах пожарной безопасности.
https://www.youtube.com/watch?v=kRl3kG_JZAM
В других случаях утверждение локального акта, даже прямо упомянутого в ТК РФ, может быть правом, а не обязанностью работодателя. К примеру, если в компании не создается производственный совет, то и утверждать соответствующий локальный акт не требуется (ст. 22 ТК РФ).
Приведем и другой пример. Если представлять работодателя при заключении коллективного договора будет непосредственно руководитель, то утверждать специальный локальный акт, содержащий перечень уполномоченных на ведение переговоров лиц, не обязательно (ст. 33 ТК РФ).
Отдельную группу локальных актов составляют те, которые посвящены вопросам, в принципе не урегулированным трудовым законодательством.
Решение о необходимости разработки и утверждения подобных документов, а также об их содержании работодатель принимает самостоятельно.
Так, работодатель может принять локальный акт, регулирующий порядок уведомления сотрудником работодателя об использовании личного имущества в служебных целях (ст. 188 ТК РФ). Или положение, регулирующее порядок обеспечения иногородних сотрудников жильем.
Как принять локальный акт
В Трудовом кодексе зафиксированы только самые общие положения, касающиеся порядка принятия локальных нормативных актов. Так, согласно ст. 8 ТК РФ, если в организации имеется профсоюз, то в случаях, прямо указанных в ТК РФ, при принятии локального акта работодатель обязан запросить мнение профсоюза.
Например, такая обязанность возникает при утверждении Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), Положения об оплате труда (ст. 135 ТК РФ), Правил компенсации расходов для работников, занятых в районах Крайнего Севера (ст. 325 ТК РФ).
В остальных случаях (либо во всех, если организация профсоюзом не обременена), локальные акты принимаются работодателем самостоятельно. Что касается формы, то на практике локальные акты чаще всего принимаются в виде различных положений, порядков, инструкций.
Порядок подготовки и согласования текста документа внутри организации может быть любой, но вот утверждать готовый документ должен либо непосредственно руководитель организации, либо иное уполномоченное им лицо.
Утверждение может происходить как отдельным распорядительным документом —приказом или распоряжением об утверждении локального акта, так и в виде соответствующего реквизита «Утверждаю», или «Утверждено» на самом локальном акте. Каких-либо ограничений, связанных с этим вопросом, трудовое законодательство не содержит.
О порядке вступления в силу локальных актов и о том, как правильно вносить в них изменения и отменять ставшие ненужными нормы, мы поговорим отдельно в следующей статье.
Бесплатно вести кадровый учет в веб‑сервисе Обсудить на форуме В закладкиРаспечатать 17 958 Обсудить на форуме В закладкиРаспечатать 17 958
Видео:Что такое локальный нормативный акт организации?Скачать
Из кого должна состоять комиссия по проверке знаний требований охраны труда
Трудовое законодательство РФ в целях сохранения жизни трудящихся предусматривает обучение, проверку определённых отраслевых знаний по охране труда. В состав комиссии по проверке знаний по охране труда входят лица, которые прошли специальное обучение, имеют подтверждающий документ о прохождении курсов, компетентны в вопросах безопасности в сфере деятельности.
Контроль знаний у рабочих должен проводиться в году 1 раз по квалификационным требованиям инструкций на данном рабочем месте.
Кто входит в состав
Аттестующий совет создаётся из числа специалистов органов:
- исполнительной власти;
- государственного надзора;
- местного самоуправления;
- профсоюзной организации;
- уполномоченных представительных властей;
- руководителя организации.
Работа комиссии
https://www.youtube.com/watch?v=cBtZ9a0Tjt8
Главный документ, определяющий функционирование комиссии – приказ работодателя. Комитет по проверке знаний требований по ОТ в организации должен состоять из 3 и более лиц. Если для микропредприятии достаточно 3 членов рабочей группы, то в больших организациях численность комитета назначается от количества работников.
В состав комитета должны входить представитель из административного состава и из числа подчинённых. Также профсоюзная организация предлагает своего представителя для защиты интересов работника.
Состав комиссии
В составе определяются председатель, заместитель, секретарь и члены действующей группы. Главным критерием выбора является знание основных требований и инструкций по ОТ. Члены рабочей группы должны быть компетентны во всех вопросах аттестации работников, действовать в интересах охраны жизнедеятельности сотрудников.
Обратите внимание! По итогам аттестационной работы оформляется протокол, где фиксируются все моменты работы комитета.
Каким образом утверждается состав комиссии по охране труда
Первоначально определяется состав из компетентных работников, затем руководителем издаётся приказ об утверждении комитета. Внутри комиссии проводится собрание, где распределяются обязанности председателя, заместителя, секретаря. Работодатель в этот процесс не вмешивается. Основным нормативным актом является протокол собрания.
Приказ о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда
Удостоверение о проверке знаний требований охраны труда
Законодательством РФ определено два термина: комиссия по ОТ и по проверке знаний требований ОТ.
Приказ оформляется в произвольной форме. В структуре должно быть следующее:
- полное название организации;
- отмечается, что это приказ;
- основные требования;
- фамилии, имена и отчества членов с их должностными обязанностями.
При оформлении приказа надо обратить внимание на различные назначения двух действующих групп. По постановлению Министерства труда и Министерства образования внутри предприятия руководитель обязан организовать комитет по проверке знаний работников требований и инструкций по ОТ.
В приказе указать цель формирования рабочей группы, основная миссия — это исполнение регламента Трудового кодекса РФ.
В основном тексте отмечаются персонал, документы, регламентирующие работу состава. Намечается срок ознакомления ответственных лиц с приказом. Отмечается, кто должен контролировать исполнение данного приказа.
Образец приказа
Обучение членов комиссии по охране труда
Назначенная приказом комиссия должна пройти специальное обучение.
Комиссия по охране труда: каким образом утверждается состав комитета
В городах имеются специализированные учебные центры с аккредитационным документом и лицензией для проведения курсов в области ОТ с правом вручения документов гособразца. Крупные учебные заведения приглашают на курсы по охране труда.
Обратите внимание! Иногда обучение может проходить на предприятии, если имеются квалифицированные специалисты. Должна быть программа обучения, утверждённая руководителем, с указанием количества часов урочного времени.
После прохождения курсов должны получить сертификаты государственного образца по теме курса. В программе обучения и учебном плане отражается перечень тем, необходимых для обеспечении безопасности штата предприятия, а также материал аттестации. Учёбу и командировочные издержки должна оплачивать направляющая организация.
Существуют разные формы обучения:
- очная;
- очно-заочная;
- заочная;
- дистанционная.
Документ, который даёт право обучать и аттестовать работников предприятия — это удостоверение.
План работы комиссии по охране труда
Аттестационная комиссия на предприятии разрабатывает план работы, который является локальным актом контроля внутри предприятия. Утверждается руководителем компании и рассматривается на профсоюзном собрании.
https://www.youtube.com/watch?v=VRZpj71WbJg
В плане определяются сроки проведения учебных занятий и процедуры аттестации. Разрабатывается перечень вопросов, форма проведения опроса. Во всех промышленных отраслях включаются для проверки пункты по электробезопасности.
Аттестуемый должен получить минимальный балл на экзамене. В случае провала работником аттестации комиссия назначает пересдачу не позднее 1 месяца. В положении включаются пункты об обжаловании решения аттестующих.
Апелляционная комиссия создаётся по мере необходимости.
Обратите внимание! В плане работы фиксируется отчёт комиссии по проделанной работе перед работниками на собрании трудового коллектива.
Иногда возникает необходимость внеплановой проверки знаний инструкций. Основные факторы:
- внесение изменений в нормативно-правовые акты;
- ввод нового оборудования;
- изменение обязанностей работника, если поменялось место работы;
- по требованию органов надзора;
- после экстремальных случаев;
- при отсутствии на работе 1 год.
В таких случаях комиссия добавляет в план работы пункты о дополнительном сборе проверяющей группы. Работник, который успешно выдержал экзамен, получает удостоверение. Этот документ даёт право выполнять на предприятии прямые обязанности.
Удостоверение о прохождении проверки
В плане указываются методы ранжирования, оценочное суждение, классификация или открытая аттестация. После прохождения аттестации анализируется уровень знаний. Учитываются пробелы в осознании материала, неверные ответы.
Сохранение жизни и здоровья трудящегося на рабочем месте — долг работодателя, уполномоченных по охране труда и самого работника.
Комиссия по проверке знаний требований по охране труда в организации создаётся для постоянного контроля ответственного отношения работников к своим прямым обязанностям.
Предупреждение халатного отношения к технике безопасности поможет избежать несчастных случаев на производстве.
Видео:Локальные нормативные акты образовательной организации: порядок принятия и оформленияСкачать
Как создается и регламентируется комиссия по трудовым спорам на предприятии
КТС – это собрание представителей конкретного работодателя и работников, призванное разрешать в досудебном порядке трудовые споры, возникающие в организации.
Для того чтобы решения комиссии были максимально справедливы в её состав должно входить одинаковое количество людей, представляющих интересы нанимателя и работников (ст.384 ТК).
На больших предприятиях могут действовать несколько комиссий в различных структурных подразделениях. Им подведомственны разногласия между работодателем и работниками конкретного отдела.
Правовое регулирование деятельности КТС
Орган, разрешающий трудовые споры на предприятии создаётся и действует на основании:
- Конституции;
- Трудового Кодекса;
- Локальных нормативно-правовые акты о КТС (положение, приказы и т.д.).
Как инициировать создание КТС
Инициатором создания комиссии по трудовым спорам на предприятии может быть как наниматель, так и работники.
От лица работодателя выступить с предложением о создании КТС может лицо, уполномоченное принимать и увольнять работников в организации.
Некоторые фактыРаботники могут выразить своё волеизъявление через орган, представляющий их интересы на предприятии. Это может быть:
Комиссия по трудовым спорам формируется единажды и в дальнейшем собирается при обнаружении разового либо повторяющегося нарушения работодателя по отношению к сотрудникам.
- Профсоюзный комитет (требование создания КТС оформляется решением профсоюзного органа);
- Общее собрание работников (для оформления своего волеизъявления издаёт протокол собрания).
Независимо от того, кто является инициатором создания КТС, его решение является обязательным для другой стороны. Как работодатель, так и работники обязаны делегировать своих представителей для рассмотрения трудовых споров в течение 10 дней.
Этапы формирования КТС
- Появление оснований для создания комиссии. Как следует из предыдущей главы, это может быть письменное волеизъявление представителей работника или нанимателя. Как правило, они появляются после нарушения условий труда, допущенных нанимателем.
- Формируется состав комиссии.
Претендентам в КТС направляются письменные предложения, на которые они отвечают отказом или согласием. Количество членов КТС определяется сторонами самостоятельно, но численность делегатов от нанимателя и работников должна быть одинаковой.
- Издание приказа о создании КТС.
Этот официальный документ должен быть выполнен с соблюдением всех норм делопроизводства. В части содержания в нём должны найти отражение:
- По чьей инициативе создаётся КТС;
- Какие индивидуальные трудовые споры имеет право рассматривать комиссия;
- Состав комиссии, с указанием председателя комиссии, его заместителя и секретаря.
- Ознакомление работников с приказом. Наилучший вариант – это подпись всех работников на бланке ознакомления, который будет храниться вместе с приказом. Но это правило является не обязательным, приказ может быть просто вывешен в доступном для всех в организации месте.
- Обеспечение деятельности КТС.
Все заботы о материально-техническом обеспечении комиссии ложатся на плечи нанимателя. Он должен обеспечить её помещением для проведения заседаний, бумагой и другими канцтоварами, печатью для заверения решений.
Как правило, в состав комиссии по трудовым спорам входит не менее пятнадцати человек.
На места основных членов комиссии попасть не так уж и просто. Для этого необходимо пройти процедуру ания и только по ее итогам можно занять какое-либо место. Таким образом, только те кандидатуры, которые получили необходимое число , могут замещать эти места.
https://www.youtube.com/watch?v=WM8Nh4ogX8U
Срок обращения в комиссию по трудовым спорам составляет 3 месяца (ст.386 ТК). Работник может обратиться в комиссию для:
- Признания недействительными отдельных пунктов трудового договора;
- Решения вопросов с заработной платой, премиальными, различными доплатами;
- Разрешения разногласий в сфере времени труда и отдыха;
- Оспаривания дисциплинарного взыскания;
- Решения вопросов об отпусках;
- Получения льгот и преимуществ, которых, по мнению работника, его незаконно лишили и др.
В компетенцию КТС не входит (ст.391 ТК):
- Внесение изменений в нормы труда, оклады, штатное расписание;
- Назначение тарифных разрядов;
- Оспаривание увольнения;
- Вопросы исчисления стажа для получения различных льгот.
Смотрите видео о трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Порядок рассмотрения споров комиссией
- Получение заявления от работника о несоблюдении его трудовых прав. Обращение регистрируется в специальном журнале КТС.
- Рассмотрение заявления. Заседание комиссии, на котором будет рассматриваться заявление должно состояться не позднее 10 дней с момента поступления обращения. На заседании необходимо присутствие не меньше половины её членов. На рассмотрении обращения присутствует заявитель, могут приглашаться и заслушиваться свидетели, специалисты, запрашиваются необходимые документы.
- Принятие решения в ходе тайного ания простым большинством членов, присутствующих на заседании. Копии решений выдаются заявителю и работодателю.Решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению всеми сторонами конфликта и может быть обжаловано в судебном порядке.
Видео:Новости трудового законодательства: вносим изменения в локальные нормативные актыСкачать
Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Трудовые споры » Социальное партнерство » Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
В состав комиссии по регулированию СТО входят уполномоченные представители каждой из сторон.
Чтобы обеспечить урегулирование отношений в социально-трудовой сфере, с целью проведения колпереговоров, разработки проектов колдоговоров или соглашений и их дальнейшего заключения, а также для выполнения контролирующей функции за их реализацией, по обоюдному решению сторон организовываются комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (СТО). Главной формой работы таких комиссий являются заседания.
Решения, которые принимаются в ходе их проведения, должны быть оформлены в виде протокола.
В состав комиссии по регулированию СТО входят уполномоченные представители каждой из сторон. Важно отличать представителей обеих сторон, входящих в состав, которые обладают правом принимать окончательное решение и от имени определенной стороны ставить подпись под утвержденным коллективным договором, и особ, которые включены в состав комиссии для участия в ее работе.
Полномочия последних определяют исполнительные властные структуры или структуры местного самоуправления, если это предусматривается на законодательном уровне, а также по соглашению сторон.
Виды комиссий
Комиссии по регулированию СТО подразделяются на несколько видов в зависимости от периода, на который они создаются. Выделяют комиссии:
- действующие на постоянном основании;
- те, которые создаются на срок, пока проводятся колпереговоры.
К первому виду относятся:
- российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений;
- трехсторонние структуры регионального уровня, которые создаются согласно законодательным актам субъектов России;
- территориальные трехсторонние структуры, основой для создания которых являются региональные законы о соцпартнерстве.
Ко второму виду относятся комиссии, действующие на локальном уровне и отраслевые комиссии, которые чаще всего бывают двухсторонними. Однако деятельность отраслевых комиссий может приобретать постоянный характер, если они не только принимают участие в заключение соглашения, но и осуществляют контроль над его реализацией.
Протокол комиссии
Проводятся заседания комиссии не реже одного раза каждые 3 месяца согласно утвержденному плану работы, который формируется ее секретариатом на основании предложений, полученных от входящих в состав структуры членов. В перерывах между заседаниями используется такая форма работы, как консультации.
https://www.youtube.com/watch?v=ROeYeDGV7WU
Допускается создание при комиссии рабочих групп, проведение заседаний которых также регламентируется планом работы, и результаты которых оформляются соответствующими протоколами. Данные протоколы подписывают руководители рабочих групп. В состав рабочих групп могут включаться эксперты и консультанты, которые не являются членами комиссии.
Любая сторона имеет полномочия для внесения предложения о проведении внеочередного заседания, результаты которого фиксируются в протоколе, и протокольные решения которого являются обязательными для выполнения.
Ответственным за ведение протоколов является секретарь комиссии. Кроме секретаря протоколы также подписываются координатором, который председательствует на заседаниях.
Материалы, которые необходимы секретарю для оформления протокола направляются ему выступающими или членами соответствующей комиссии.
Члены также наделены правом вносить коррективы и дополнения в протоколы и протокольные решения, подготовленные секретариатом.
Положения о функционировании комиссии по регулированию социально трудовых отношений являются документацией, определяющей правовое поле для основания комиссии, а также ее функционирования в области урегулирования СТО. Положение содержит следующие разделы:
- способ и порядок формирования комиссии;
- права и обязанности структуры и ее членов;
- ее цели и задачи;
- порядок, согласно которому принимаются решения по различным вопросам и др.
Функции трехсторонней комиссии по регулированию СТО
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений была создана как многофункциональный орган, который должен:
- вести переговоры и готовить драфт генерального соглашения между объединениями общероссийского значения профсоюзов и работодателей и российским Правительством;
- проводить консультации, темой которых является разработка проектов законодательных актов федерального значения и прочих нормативных документов в области социально-трудовых отношений, программ федерального значения в сфере труда, занятости, перемещения рабочей силы, соцобеспечения;
- согласовывать и координировать позиции каждой из сторон по ключевым направлениям соцполитики.
„
Органы соцзащиты м.о. не желают учитывать в общий трудовой стаж запись в моей трудовой книжке об обучении в училище 1968-1970гг, а также справку выданную предприятием о моём трудовом стаже-50лет с учётом обучения, ссылаясь на учёт только рабочего стажа(без училища).Куда обращаться за помощью?
“
Сергей Борисович.01.05.2021 08:28
Добрый день.
Постановление Министерства труда №70 от 17.10.2003 говорит, что если обучение происходило в советское время, то вы вправе применять законодательство, действующее на то время. В прежней версии закона о пенсиях говорилось, что учеба включается в трудовой стаж, даже если проходила с отрывом от работы.
Подготовкой считалось и обучение в высших учебных заведениях Таким образом, время очного обучения может быть зачтено в трудовой стаж по суду, если это было предусмотрено законодательством, действовавшим в то время.
Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам.
Сервис бесплатных юридических консультаций составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «Сервиса бесплатных юридических консультаций». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru .
По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (495) 228-26-51 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html
Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны
Коханов Николай Игоревич20.06.2021 06:45
Задать дополнительный вопрос
📹 Видео
Семинар: "Локальные нормативные акты" Жижерина Ю.Ю.Скачать
Семинар: "Охрана труда: локальные нормативные акты" Жижерина Ю.Ю.Скачать
Проверка локальных актов в начале 2023 годаСкачать
ТОП-7 трудовых прав, о которых вы НЕ ЗНАЕТЕСкачать
Система управления охраной труда 2023| ТехноПрогрессСкачать
Система управления охраной труда: как правильно оформить локальные нормативные акты | ТехнопрогрессСкачать
Теория и практика локальных актовСкачать
Урок 1. Как читать смету или вид локальной сметы // How to read a Local estimateСкачать
3 локальные нормативные актыСкачать
Актуальные требования к работодателю в законодательстве Российской Федерации в области охраны трудаСкачать
Вебинар - Локальные нормативные акты. Снижение рисков организации | Юридический консалтинг | KonsuСкачать
Обучение по охране труда с 1.09.2022 г.Скачать
Проверка локальных актов в начале 2022 годаСкачать
Контроль за работниками со стороны работодателяСкачать
Электронный документооборот с учетом предлагаемых изменений в Трудовом кодексеСкачать