Закон о медиации в РФ

Закон о медиации в РФ Трудовые споры
Содержание
  1. 193 ФЗ о медиации в Российской Федерации
  2. Общие положения
  3. Какие были внесены изменения?
  4. Вс совершенствует медиацию
  5. ВС РФ решил модернизировать примирительные процедуры 
  6. Постановление Пленума как способ реанимировать институт медиации
  7. Сложности внедрения фигуры судебного примирителя 
  8. Инициатива ВС РФ требует доработки 
  9. Механизм судебного примирения может оказаться на качественно новом уровне развития
  10. Медиация в арбитражных судах Российской Федерации
  11. Понятие, цель и принципы процедуры медиации
  12. Применение процедуры медиации при рассмотрении споров арбитражными судами РФ
  13. Преимущества процедуры медиации как способа примирения сторон
  14. Закон о медиации
  15. Законодательство о процедуре медиации
  16. Дополнения к закону
  17. Практика применения
  18. Принципы
  19. Участники
  20. Процедура
  21. Прекращение медиации
  22. Закон о медиации с последними изменениями
  23. 📺 Видео

Видео:Что такое медиация l Советы адвоката Клоповой И.А.Скачать

Что такое медиация l Советы адвоката Клоповой И.А.

193 ФЗ о медиации в Российской Федерации

При возникновении споров и затруднения их решения в судебных инстанциях, стороны вправе прибегнуть к услугам независимого посредника, который изучает предмет конфликта и способствует установлению компромиссного решения. Деятельность данных посредников, именуемых медиаторами, регулируется законодательным актом № 193-ФЗ.

Общие положения

Федеральный закон № 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)” был принят Государственной Думой в третьем чтении 7 июля 2010 года и одобрен Советом Федерации 14 июля того же года. Законодательство было подписано президентом Российской Федерации и вступило в силу 27 июля 2010 года.

Законодательство о медиации состоит из 20 статей, определяющих следующие составные элементы:

  • Ст. 1 устанавливает сферу действия закона;
  • Ст. 2 содержит объяснение ключевой терминологии;
  • Ст. 3 определяет основные принципы, согласно которым разворачивается процедура медиации;
  • Ст. 4 устанавливает правила использования медиации при решении споров в судах и третейских судах;
  • Ст. 5 предусматривает работу с конфиденциальной информацией;
  • Ст. 6 определяет порядок предоставления сведений, являющихся предметом спора;
  • Ст. 7 описывает основные условия, при которых применяется процедура медиации;
  • Ст. 8 предусматривает правила составления соглашения о решении спора с помощью посредника;
  • Ст. 9 устанавливает правила определения медиатора;
  • Ст. 10 описывает особенности оплаты процедуры медиации;
  • Ст. 11 предусматривает порядок осуществления процедуры посреднического решения спора;
  • Ст. 12 определяет суть медиативного соглашения;
  • Ст. 13 устанавливает сроки осуществления процедуры посредничества;
  • Ст. 14 предусматривает условия прекращения медиации;
  • Ст. 15 определяет требования к медиаторам;
  • Ст. 16 устанавливает правила профессиональной деятельности медиаторов;
  • Ст. 17 описывает меры ответственности посредников и организаций, которые выполняют роль посредников при решении конфликтных ситуаций;
  • Ст. 18 определяет статус, полномочия и требования к организациям, выполняющим роль медиаторов;
  • Ст. 19 устанавливает основные функции организаций, которые предоставляют услуги по медиации споров;
  • Ст. 20 описывает порядок вступления законодательства в силу.

Настоящее законодательство предусматривает применения процедуры медиации только для решения споров, возникающих при гражданских правоотношениях, включая предпринимательскую и экономическую деятельность, а также при решении трудовых и семейных конфликтов.

Данная операция осуществляется во время разрешения спорных ситуаций во время судопроизводства в гражданских и арбитражных судах.

Если конфликт является коллективных или он затрагивает третьи лица, а также выходит за компетенции установленных судебных инстанций, запрещается использовать услуги посредников.

ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2021 год по ссылке:

Процедура медиации осуществляется на основе следующих принципов:

  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • сотрудничество;
  • равноправие;
  • беспристрастность;
  • независимость.

Нельзя прибегать к услугам медиатора, если одна из сторон не поддерживает данной инициативы.

Процедура медиации применяется при следующих условиях:

  • Стороны должны добровольно составить письменное соглашение о привлечении медиатора для решения спорной ситуации и предоставить ссылку на материалы, являющиеся предметом конфликта;
  • Процедурой можно воспользоваться до обращения в суд для решения спора или после, во время судебного разбирательства по рекомендации судьи;
  • Договор о медиации не препятствует одновременному обращению в суд;
  • Осуществление процедуры разбирательства при помощи посредника начинается с момента подписания соответствующего соглашения;
  • Если одна из сторон не отвечает на инициативу о применении медиации в течении тридцати дней, данное предложение является отклонённым.

Договор о применении процедуры медиации должен оформляться в соответствии с требованиями ч.2 ст.8 настоящего законодательства.

Какие были внесены изменения?

Последние поправки в ФЗ-193 были внесены 27 июля 2013 года.

В ходе указанной редакции был изменён пункт 1 части 4 статьи 18, предусматривающий включение саморегулируемой организации медиаторов в государственный реестр при условии, что в её штате находится более ста действующих профессиональных представителей, выполняющих медиаторную деятельность или при объединении двадцати организаций, предоставляющих услуги по решению споров при помощи медиации.

Видео:Возможности и перспективы применения медиации в РоссииСкачать

Возможности и перспективы применения медиации в России

Вс совершенствует медиацию

Закон о медиации в РФ

В апреле состоялся круглый стол на тему «Альтернативные способы разрешения споров: арбитраж и медиация. Новые возможности для бизнеса».

Мероприятие было организовано Коллегией адвокатов «Регионсервис», Кузбасской ТПП, Кемеровским региональным отделением АЮР при поддержке Арбитражного центра при Институте современного арбитража, международной юридической фирмы Norton Rose Fulbright и ТПП России.

Среди прочего эксперты обсудили различные аспекты проблемы заключения мировых соглашений. Рассмотрению этих вопросов будет посвящена и данная публикация.

ВС РФ решил модернизировать примирительные процедуры 

Постановлением Пленума ВС РФ от 18 января 2021 г. № 1 утвержден проект федерального закона № 421600-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур», который был внесен в Госдуму 21 марта 2021 г.

https://www.youtube.com/watch?v=28Ydcln9smQ

Данная инициатива предполагает, во-первых, легальное закрепление сложившейся практики, связанной с обеспечением утвержденного судом общей юрисдикции мирового соглашения силой принудительного исполнения.

Как ни странно, в ГПК РФ до сих пор не было норм, прямо регулирующих процедуру выдачи исполнительного листа для принудительного исполнения мирового соглашения, утвержденного судом и не исполненного добровольно. Во-вторых, Пленум ВС РФ ставит точку в теоретическом споре о содержании категории примирения в цивилистическом процессе.

В литературе нет единства мнений о том, можно ли считать результатом примирения то, что не вписывается в понятие мирового соглашения или медиативного соглашения. Верховный Суд предлагает отнести к примирительным процедурам переговоры, сверку документов, посредничество, в том числе медиацию и судебное примирение.

А результат судебного примирения Верховный Суд видит не только в утвержденном судом мировом соглашении, но и в признании иска, отказе от иска, отказе от поданных жалобы или представления, признании фактических обстоятельств и т.д.

По сути, идея законопроекта, предложенного в Постановлении Пленума ВС РФ № 1, сводится к тезису: «Все, что основано на активном поведении лиц, участвующих в деле, и способствует снятию с суда обязанности выяснения фактических обстоятельств дела, есть результат примирения». В-третьих, но не по значимости, Пленум ВС РФ инициирует появление в общегражданском процессе нового субъекта – судебного примирителя, и, соответственно, в проекте содержатся положения о процедуре судебного примирения.

Постановление Пленума как способ реанимировать институт медиации

Данное постановление, на мой взгляд, представляет собой результат законотворческой инициативы Верховного Суда, продиктованной стремлением оптимизировать нагрузку на деятельность судей.

За последние годы нам довелось увидеть множество примеров законодательных предложений, направленных на упрощение жизни судей, дистанцирование их от классических для постсоветского гражданского процесса начал состязательности и непосредственности при рассмотрении спора.

Данный проект уместно выглядит на фоне инициатив по расширению полномочий судов по изготовлению немотивированных решений, по введению квалификационных требований в виде высшего юридического образования к представителям, по расширению категорий споров, рассматриваемых в порядке приказного производства и по правилам упрощенного производства, и т.д.

Кроме того, идея примирения проходит красной нитью через все три цивилистических процессуальных кодекса, поэтому неудивительно, что Верховный Суд стремится привести в порядок нормы о примирительных процедурах.

Вместе с тем для этого достаточно было взять за пример Постановление Пленума ВАС РФ от 18 июля 2014 г. № 50 «О примирении сторон в арбитражном процессе», вполне успешно применяемое арбитражными судами.

А потому представляется, что в первую очередь инициатива Верховного Суда, содержащаяся в Постановлении Пленума № 1, направлена на реанимирование института медиации, введенного в современную отечественную правовую систему Федеральным законом от 27 июля 2010 г.

№ 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации).

Статистика непреклонна: институт судебной медиации в России не востребован, а количество споров, урегулированных при помощи посредника после возбуждения производства по делу в суде, с лихвой вписывается в объем статистической погрешности (менее полутора тысяч дел из более чем 19 млн дел, рассмотренных в первой инстанции судами общей юрисдикции и арбитражными судами в 2021 г.). Медиация воспринимается большинством юристов как чуждый отечественному процессуальному праву институт, ведь если стороны готовы урегулировать спор добровольно, заключив мировое соглашение, это будет и проще, и дешевле. Профессиональный юрист практически всегда в состоянии оценить перспективы своей позиции и шансы на принудительное исполнение решения, а значит, действуя добросовестно, обе стороны могут заключить «худой мир, который лучше войны» и без посредников.

https://www.youtube.com/watch?v=_imnWdyP4j4

Видятся две причины невостребованности института профессиональной медиации в России: проблема дополнительных издержек в связи с применением процедуры урегулирования спора с участием посредника и проблема квалификации медиатора, который в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона о медиации должен получить дополнительное профессиональное образование по вопросам применения процедуры медиации.

На текущий момент на нормативном уровне не предусмотрен образовательный стандарт подготовки медиаторов и нет унифицированной программы дополнительного профессионального образования, поскольку ранее действовавшие стандарты в 2021 г. были признаны утратившими силу, а новые так и не были приняты.

Прежняя программа подготовки медиаторов предполагала обучение будущего медиатора конфликтологии, социологии, психологии и лишь в незначительной части – правовым особенностям разрешения спорного правоотношения.

Так что у любого лица, участвующего в деле, которому объяснили, кто такой медиатор, возникает резонный вопрос: «Зачем платить психологу, единственная польза от которого – это обещание сохранить тайну процедуры»?

Согласно ч. 5 ст. 11 Закона о медиации, медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об урегулировании спора. В силу ч. 6 ст. 15 Закона о медиации медиатор не вправе оказывать какой-либо стороне юридическую, консультационную или иную помощь.

Медиатор по действующему законодательству не осуществляет правового консультирования сторон, не отвечает за действительность и законность условий медиативного соглашения, а значит, его участие в разрешении спорного правоотношения представляется в большинстве случаев просто бесполезным.

Сложности внедрения фигуры судебного примирителя 

Судебными примирителями, согласно проекту, смогут выступать судьи в отставке и работники аппарата суда, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

Квалификационное требование наличия высшего юридического образования у судебного посредника, на мой взгляд, заслуживает поддержки, поскольку социологические и психологические аспекты конфликта все же вторичны при разрешении спора судом.

Судебный примиритель будет вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные участниками документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора. Процедура судебного примирения будет определена Регламентом, утверждаемым Верховным Судом, а списочный состав судебных примирителей будет утверждаться постановлением Пленума ВС РФ. Порядок оплаты деятельности судебных примирителей определит Правительство РФ.

Предложение это не новое. В 2012 г.

в проекте федерального закона № 121844-6 ВАС РФ выдвигал идею судебного примирения1, которую практически в первозданном виде предлагает ВС РФ, транслируя ее уже на три цивилистических процессуальных кодекса.

Единственное замечание к законопроекту ВАС РФ касалось неопределенности источников финансирования судебных примирителей, и поэтому после упразднения Суда так и не доработанный законопроект был отклонен Госдумой.

Вторая очевидная проблема инициативы внедрения фигуры судебного примирителя кроется в аспектах квалификационных требований к посредникам. Как было отмечено, статус примирителя могут получить судьи в отставке и сотрудники аппарата суда.

В случае с последними не могу быть уверен, во-первых, что стороны и их представители не будут сомневаться в авторитете и компетентности такого служащего, а во-вторых, что у помощников судей, секретарей, делопроизводителей есть время и силы заниматься примирением сторон. Поэтому ставку я бы сделал на примирителей из числа судей в отставке.

Они, очевидно, более компетентны, обладают навыками рассмотрения споров, лучше ориентируются в тенденциях судебной практики и, что немаловажно, не ограничены в личном общении с представителями судейского корпуса.

Инициатива ВС РФ требует доработки 

Верховный Суд в вопросе примирения оказался достойным последователем ВАС РФ, и хочется верить, что в этой законотворческой инициативе вопрос финансирования института судебного примирителя все же будет решен.

Безусловно, финансирование за счет увеличения государственной пошлины пагубно скажется на доступе российских граждан к правосудию, поэтому в одно действие такую проблему не решить. Здесь необходим разумный баланс.

Важно учесть следующее: возможны случаи, когда лица, участвующие в деле, по своей инициативе прибегают к помощи судебного примирителя, и тогда на них допустимо возложить бремя оплаты его «услуг». Другое дело, когда такой способ разрешения спора предлагает сторонам суд.

В этой ситуации возлагать на участников обязанность по оплате посредничества судебного примирителя было бы несправедливым. На мой взгляд, для «обкатки» идеи судебного примирения следует финансовую нагрузку возложить на бюджет, а не на стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=miGkmRZadtQ

Второй аспект, требующий детальной проработки, – это вербовка судей в отставке в когорту судебных примирителей. Чаще судьи в отставке не желают возвращаться к профессиональной деятельности. Доказывает это практика применения Федерального закона от 29 декабря 2015 г.

№ 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», согласно ч. 3 ст. 47 которого в качестве арбитров должны выступать, в частности, судьи, пребывающие в отставке.

Учитывая, что на текущий момент по новому закону создано всего четыре постоянно действующих арбитражных учреждения, доводы о нежелании судей в отставке выполнять любые другие функции кроме пребывания в почетной отставке, полагаю, подтверждаются.

Верховному Суду в развитие своей законотворческой инициативы необходимо продумать механизм вовлечения судей в деятельность примирителей, возможно, выступить с предложением учитывать стаж деятельности судебного примирителя в качестве судейского стажа. Иначе идея судебного примирения не будет иметь почвы для развития.

Кроме того, инициатива Верхового Суда в части внедрения в судопроизводство нового субъекта – судебного примирителя – без развития правовой культуры сторон спора не принесет положительных результатов.

Необходимо стимулировать лиц, участвующих в деле, достигать соглашения на взаимовыгодных условиях.

Столь глобальная задача развития правосознания, к сожалению, решается либо революционными мерами, либо долгим эволюционным путем.

Механизм судебного примирения может оказаться на качественно новом уровне развития

Для закрепления судебного примирения в отечественном гражданском, арбитражном и административном процессах необходимо императивно часть споров передавать на урегулирование посреднику.

Например, начать можно было бы с семейно-правовых споров, в которых решение суда зачастую не устраивает ни одну из сторон, что обусловлено эмоциональным состоянием бывших супругов и их взаимоотношениями. Очевидно, что судебное примирение возможно и при разрешении индивидуальных трудовых споров.

Что касается дел, подведомственных арбитражным судам, то первой ласточкой судебного примирения могут выступить налоговые споры и прочие дела административного судопроизводства, в которых имеются легальное закрепление смещения бремени доказывания и императивный публичный субъект.

Хотя во всех приведенных категориях дел поведение лиц, участвующих в деле, зачастую объясняется мотивацией Портоса из «Трех мушкетеров»: «Я дерусь, потому что я дерусь», – и не стоит искать глубокого смысла в правовых позициях бывших супругов или уволенного за появление в нетрезвом виде работника.

Судьи должны обязывать стороны проводить сверку документов, заключать соглашения по фактическим обстоятельствам, причем такое требование судьи не стоит воспринимать как отступление от стандарта независимости и беспристрастности при рассмотрении дела. Напротив, заставляя участников процесса «открыть глаза» на доказательства и услышать друг друга, суд вносит определенность в спорную ситуацию.

Таким образом, при условии доработки идей, предложенных в рамках законопроекта № 421600-7, судебное примирение в России может выйти на качественно новый уровень. А мы, преподаватели, практикующие юристы, должны прилагать все усилия, чтобы повышать уровень собственной правовой культуры и не противиться примирению в наших же собственных интересах.

1 Проект Федерального закона № 121844-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур». Отклонен Государственной Думой Постановлением от 9 декабря 2021 г. № 469-7 ГД.

Видео:Правовые основы медиации за 5 минутСкачать

Правовые основы медиации за 5 минут

Медиация в арбитражных судах Российской Федерации

Закон о медиации в РФ

Действующее арбитражное законодательство позволяет сторонам, обратившимся в арбитражный суд, урегулировать спор посредством применения альтернативных (примирительных) процедур.

Возможность совершения данных процессуальных действий, а также их последствия и преимущества должны быть разъяснены сторонам арбитражным судом, одной из обязанностей которого является содействие примирению сторон (ст. 138 АПК РФ).

Стороны, в свою очередь, вправе использовать любые виды примирительных процедур, если это не противоречит федеральному законодательству, а именно:

  • переговоры сторон;
  • процедуру медиации;
  • заключение мирового соглашения;
  • иные примирительные процедуры, соответствующие законодательству РФ.

Понятие, цель и принципы процедуры медиации

Термин «медиация» происходит от латинского «mediare» – посредничать.

Медиация – это один из возможных способов урегулирования спора с участием третьей стороны – посредника (медиатора), который не разрешает спор по существу и не дает правовую оценку заявленным требованиям, а лишь содействует в разрешении конфликта с максимальной выгодой для каждой из сторон. Таким образом, целью медиации является достижение сторонами взаимоприемлемого решения, а ее методы основываются на ведении переговоров в русле сотрудничества.

https://www.youtube.com/watch?v=lV2jH2PEUnQ

Медиация может проводиться:

1) во внесудебном порядке – по собственной инициативе сторон без намерения обратиться в суд

2) в досудебном порядке – посредством внесения сторонами в договор или в иное юридически значимое соглашение медиативной оговорки об обязанностях сторон урегулировать разногласия путем применения процедуры медиации;

3) в рамках судебного процесса – как формализованная процедура, происходящая по предложению суда, и позволяющая сторонам прервать процесс на любой стадии судебного разбирательства для обращения к медиатору с целью мирного урегулирования спора.

Эффективность применения процедуры медиации зависит от строгого соблюдения принципов, закрепленных в ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации):

  • сотрудничество и равноправие сторон (равенство их процессуальных прав и обязанностей);
  • добровольность (все решения в рамках процедуры медиации принимаются только по взаимному согласию сторон);
  • беспристрастность медиатора (его независимое отношение к каждой из сторон и отсутствие личной заинтересованности в конкретном исходе дела);
  • конфиденциальность (вся информация, ставшая известной медиатору в процессе индивидуальной беседы, не может быть сообщена другой стороне спора без специального разрешения стороны, сообщившей информацию, а также медиатор не подлежит допросу в качестве свидетеля в ходе судебного разбирательства).

Применение процедуры медиации при рассмотрении споров арбитражными судами РФ

Возможность применения процедуры медиации при разрешении споров, рассматриваемых в порядке арбитражного судопроизводства закреплена в п. 4 ст.

 1 Закона о медиации, которым помимо споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений, регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Применение процедуры медиации имеет некоторые ограничения, не допускающие ее проведения в случаях, если указанные выше споры затрагивают права и законные интересы третьих лиц, публичные интересы, а также если они касаются уголовных или конституционных решений.

Процедура медиации может применяться сторонами как до предъявления в суд искового заявления, – при этом необходимо отметить, что обращение к указанной процедуре приостанавливает течение срока исковой давности на срок ее проведения (п. 3 ст.

202 ГК РФ), – так и на любой стадии рассмотрения дела в арбитражном суде. В последнем случае судья обязан предложить сторонам обратиться за содействием к посреднику, разъяснить существо и преимущества процедуры медиации, а также ее правовые последствия (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.

2006 № 65 «О подготовке дела к судебному разбирательству»).

Необходимым условием проведения медиации является наличие письменного соглашения о проведении процедуры медиации, которое может быть заключено сторонами до возникновения спора (соглашение о применении процедуры медиации или медиативная оговорка) или после его возникновения. Сведения, наличие которых обязательно в содержании указанного соглашения закреплены ст. 8 Закона о медиации и включают в себя:

  1. предмет спора;
  2. сведения о медиаторе или об организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Медиатор может осуществлять свою деятельность равно как на профессиональной, так и непрофессиональной основе (п. 1 ст. 15 Закона о медиации). Однако, следует обратить внимание, что в случае проведения медиации по спорам после передачи их на рассмотрение арбитражного суда данная процедура может проводиться только профессиональным медиатором. Стороны вправе самостоятельно осуществить выбор посредника по взаимному согласию.
  3. порядок проведения процедуры медиации, определение которого находится исключительно в ведении сторон, или, при их указании – устанавливается медиатором с учетом обстоятельств спора и пожеланий оппонентов;
  4. сведения об участии сторон в расходах, связанных с применением процедуры медиации, которые, без настоящей договоренности, будут распределены между ними в равных долях;
  5. срок проведения процедуры медиации, который, согласно закону, не может превышать шестидесяти дней. Тем не менее, по спорам особой сложности, не переданным на разрешение арбитражного суда, он может быть увеличен – максимально – до ста восьмидесяти дней. Истечение указанного срока является основанием для прекращения процедуры медиации.

Соглашение о проведении процедуры медиации заключается после принятия стороной соответствующего предложения от противоположной стороны, заинтересованной в мирном урегулировании спора. День его заключения считается началом проведения процедуры медиации.

Заключив соглашение, стороны представляют в суд его заверенную копию и подают ходатайство об обращении за содействием к медиатору, на основе которого арбитражный суд вправе отложить проведение предварительного судебного заседания, либо объявить перерыв. (См. п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.

2014 № 50) В большинстве случаев, перерыв используют для переговоров сторон в «Комнате примирения». Такая Комната, например, в которой оппоненты в спокойной обстановке могут попытаться самостоятельно урегулировать конфликт, или же – привлечь для содействия независимого профессионального посредника, работает в здании Арбитражного суда г.

Москвы. Все услуги по проведению процедуры медиации в рамках суда оказываются в Комнате примирения безвозмездно.

https://www.youtube.com/watch?v=4GjyHD96k_I

В случае урегулирования всех спорных вопросов в процессе медиации, стороны завершают процедуру подписанием медиативного соглашения, содержащего сведения о всех принятых решениях, а также условия и сроки выполнения сторонами обязательств. Так, в Арбитражном суде г.

Москвы производство по одному из дел (о передаче технической документации на многоквартирный дом) было прекращено после обращения сторон в Комнату примирения с привлечением профессионального медиатора, в результате чего стороны подписали медиативное соглашение, а истец подал заявление об отказе от исковых требований.

Медиативное соглашение, заключенное сторонами по результатам процедуры медиации, в ходе которой спор был передан на рассмотрение арбитражного суда, утверждается арбитражным судом в качестве мирового соглашения, которое подлежит немедленному исполнению, а определение о его утверждении может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции (ч.

8 ст. 141 АПК РФ). Само же мировое соглашение, представляющее собой, по сути, гражданско-правовую сделку, может быть признано недействительным в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (см. Постановление Пленума ВАС РФ от 16.05.2014 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью»).

Процедура медиации может быть также прекращена сторонами (подписанием соглашения о прекращении) без достижения согласия, либо посредством направления ими письменного заявления медиатору об отказе от проведения процедуры. Медиатор, в свою очередь, также имеет право отказаться от процедуры медиации ввиду ее нецелесообразности, направив соответствующее заявление сторонам.

Преимущества процедуры медиации как способа примирения сторон

Следует сказать, что урегулирование спора посредством сотрудничества сторон на основе их добровольного согласия, взаимной выгоды и стремления к мирному разрешению конфликта, – в сравнении с принятием судебного решения по существу – безусловно, имеет определенные преимущества:

  1. Эффективность. Медиатор объективно учитывает интересы оппонентов и старается разрешить спор таким образом, чтобы результат был выгоден для каждой из сторон, что, в свою очередь способствует реализации главной цели медиации – достижению взаимоприемлемого решения, которое, будучи достигнуто сторонами по взаимному согласию, исполняется гораздо чаще, чем принятые судебные решения.
  2. Оперативность. Поскольку стороны заинтересованы в быстром разрешении конфликта, то они предпринимают для этого все возможные усилия, что, в некоторых случаях, позволяет урегулировать спор за несколько часов, не прибегая к длительной судебной процедуре.
  3. Управляемость процесса. Стороны вправе самостоятельно управлять процедурой медиации, добровольно заключая мировое соглашение/отказываясь от него, самостоятельно выбирая медиатора и определяя порядок проведения медиации.
  4. Экономичность. Медиатор может осуществлять свою деятельность как на бесплатной, так и на платной основе (ст. 10 Закона о медиации). В последнем случае стороны распределяют между собой расходы на оплату его услуг в равных долях, а поскольку они не прибегают к обращению в суд, то также существенно экономят на судебных издержках.
  5. Конфиденциальность. Медиация непублична и ограничивается рамками общения медиатора и оппонентов, что позволяет сохранить конфиденциальность в случае, если спор затрагивает коммерческие интересы или личные взаимоотношения сторон. Сохранение коммерческой тайны также предусмотрено законодателем при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании (ч. 2 ст. 11 АПК РФ), однако процедура медиации все же является более доступной.
  6. Доступность. Медиация является своего рода способом защиты «слабой» стороны, которая не всегда для защиты своих интересов имеет возможность привлечь высококвалифицированных юристов.
  7. Психологический комфорт. Отсутствие необходимых элементов процессуальной формы, судебной атрибутики и азартного интереса выиграть спор создает психологически комфортные условия для участников, атмосферу доверия и побуждает к сотрудничеству.

Видео:Закон О медиации РФСкачать

Закон О медиации РФ

Закон о медиации

Закон о медиации в РФ

09.08.2021

​​С 2010 года в Российской Федерации работает закон о медиации. Это способ урегулировать спор между гражданами без привлечения судебной власти. Технология активно применяется на Западе, но пока не широко представлена в России. Связано это с несколькими аспектами, одним из них является отсутствие у граждан знаний о процедуре и особенностях ее применения.

Законодательство о процедуре медиации

Нормативным актом, регулирующим проведение процедуры медиации, является 193 ФЗ от 2010 года.

Закон состоит из двадцати статей, которые скорее не отвечаю на вопрос применения практики, а стимулируют появление большего количества неясностей.

В основе процедуры лежит принцип досудебного урегулирования споров с привлечением независимого посредника. Важнейшим аспектом является добровольность обращения к медиаторам и готовность находить компромисс.

Дополнения к закону

Последняя корректировка текста закона была произведена в 2013 году. Нововведением стало изменение четвертого пункта восемнадцатой статьи. В соответствии с корректировкой внесение организации медиаторов в реестр допустимо двумя способами:

  • штат компании насчитывает более ста профессионалов;
  • объединение двадцати организаций, которые оказывают соответствующие услуги.

За девять лет существования закона было сформировано множество комментариев к отдельным пунктам нормативного акта. Они возникали как необходимость уточнения положений. В некоторых случаях объяснения были основаны на практике применения.

Практика применения

Институт медиации нов для российских граждан. Во-первых, закон появился только в 2010 году. Во-вторых, он неактивно интегрируется в правовую сферу. Есть несколько причин медленного внедрения медиации:

  1. Недоверие граждан к данному методу разрешения конфликтов, нежелание брать на себя ответственность за принятое решение.
  2. Необходимость дополнительных затрат.
  3. Отсутствие централизованной системы альтернативного решения споров.
  4. Несовершенство законодательства, в частности, отсутствие четкого перечня споров, которые допустимо решить посредством медиации без обращения в суд.

Что касается самих медиаторов, то требования к ним тоже неоднозначны, что провоцирует дополнительное недоверие людей. Как показывает практика, граждане охотнее обращаются к юристам.

Принципы

Третья статья закона, посвящена принципам, при которых допустимо применение процедуры медиации. К ним относятся:

  • добровольность — стороны вправе в любой момент (до вынесения судебного решения) вступить и выйти из процедуры, а также установить условия;
  • конфиденциальность — запрет на разглашение сведений, публичные заявления по делу;
  • сотрудничество и равноправие сторон — идея института основана на возможности договориться без привлечения суда, поэтому лица должны стремиться к компромиссу;
  • беспристрастность и независимость медиатора — не имеет личного интереса в споре, не представляет какую-либо из сторон.

Читать так же:  Банки, лишенные лицензии в 2021 году

Если действия медиатора стали ориентированными на одну из сторон, его снимают с должности.

Участники

В процедуре медиации задействовано несколько категорий граждан:

  1. Стороны спора. Участниками медиации могут быть граждане, имеющие конфликт по гражданскому, трудовому или семейному праву. Субъектами выступают как физические, так и юридические лица.
  2. Медиатором может быть только физическое лицо, обладающее соответствующим уровнем профессиональной подготовки.
  3. Организация, представляющая услуги по альтернативному урегулированию конфликтов. Участие компании обязательно, если был нарушен принцип беспристрастности посредника и требуется привлечение другого специалиста.

Процедура

Юридическое регулирование процедуры основано на заключении трех соглашений:

  • о применении, где фиксируется добровольность участия сторонами;
  • об условиях, отражающее процедуру проведения медиации;
  • медиативное соглашение.

Под последним понимаются достигнутые между сторонами договоренности. Соглашение заключается в письменной форме и содержит полные сведения о том, как проходила процедура, кто в ней участвовал.

Прекращение медиации

Прекращение медиации осуществляет по нескольким основаниям:

  1. Заключение медиативного соглашения — достижение компромисса.
  2. Заключение соглашения о прекращении процедуры.
  3. Заявление одной из сторон об отказе от переговоров.
  4. Заявление медиатора о нецелесообразности проведения дальнейших действий.

Отметим, что есть и ограничения по срокам. По общему правилу переговоры должны длиться не более шестидесяти дней. По истечению этого срока необходим выбор одного из вышеуказанных оснований.

В 2021-2021 году процедура медиации несовершенна. Связано это как с несовершенством законодательства, там и с несущественным применением практики. По закону многие виды споров могут рассматриваться в досудебном порядке с применением медиации, но граждане чаще обращаются в суд.

Видео:Елена Николаевна Сенина о медиации в РоссииСкачать

Елена Николаевна Сенина о медиации в России

Закон о медиации с последними изменениями

Закон о медиации в РФ

При возникновении споров и затруднения их решения в судебных инстанциях, стороны вправе прибегнуть к услугам независимого посредника, который изучает предмет конфликта и способствует установлению компромиссного решения. Деятельность данных посредников, именуемых медиаторами, регулируется законодательным актом № 193-ФЗ.

📺 Видео

Возможности и перспективы применения медиации в России.Скачать

Возможности и перспективы применения медиации в России.

Законы "О медиации" России и Казахстана - исторические и культурные особенностиСкачать

Законы "О медиации" России и Казахстана - исторические и культурные особенности

Как работает закон о медиацииСкачать

Как работает закон о медиации

Марат Авдыев - недостатки закона о медиации 2АРС.РФСкачать

Марат Авдыев - недостатки закона о медиации 2АРС.РФ

Законопроект о медиации: как не наступить на адвокатские граблиСкачать

Законопроект о медиации: как не наступить на адвокатские грабли

Суд или медиация? Разбираем особенности.Скачать

Суд или медиация? Разбираем особенности.

От ВС РФ остаются лишь УГОЛЬКИ. Демографический кризис РФ – ГАРАНТИРОВАНСкачать

От ВС РФ остаются лишь УГОЛЬКИ. Демографический кризис РФ – ГАРАНТИРОВАН

Что такое медиация - 99 вопросов и мифовСкачать

Что такое медиация - 99 вопросов и мифов

МедиацияСкачать

Медиация

Почему медиация в США работает, а в России - нет?Скачать

Почему медиация в США работает, а в России - нет?

СУД VS МЕДИАЦИЯСкачать

СУД VS МЕДИАЦИЯ

Примирительные процедуры без суда. Что такое медиация?Скачать

Примирительные процедуры без суда. Что такое медиация?

Досудебная процедура урегулирования споров (Медиация)Скачать

Досудебная процедура урегулирования споров (Медиация)

Сравнение законов о медиации России и КазахстанаСкачать

Сравнение законов о медиации России и Казахстана

Правила проведения процедуры медиации в Российской Федерации Требования к медиатору при проведенииСкачать

Правила проведения процедуры медиации в Российской Федерации  Требования к медиатору при проведении
Поделиться или сохранить к себе: