В общих чертах организация труда водителей не отличается от специфики трудовой деятельности других специалистов. Продолжительность рабочей недели шофера, работающего в режиме 5-ти дневной рабочей недели, не должна превышать отметки в 40 часов.
На каждый день при этом должно приходиться не более 8 часов. Если гражданин находится за рулем 6 дней в неделю, каждый день он должен работать максимум 7 часов. Все остальные ситуации считаются ненормированным графиком.
На основании 101 статьи ТК РФ можно сделать вывод, что ненормированным рабочим днем принято считать особый график, при котором трудящийся гражданин может привлекаться к работе за пределами установленного трудовым договором рабочего времени.
В процессе трудовой деятельности водителей могут возникать различные обстоятельства, при которых сотруднику приходится работать ненормированный день.
примеру, работодатель может обратиться к трудящемуся с просьбой явиться на работу раньше начала рабочего дня.
Также может возникнуть обратная ситуация – водителю придется задержаться на работе.
В таких случаях считается, что водитель трудится по ненормированному графику.
Работодатель обязан соблюдать все требования, установленные для нестандартных условий работы.
Нарушение прав трудящихся может грозить руководству предприятиями проблемами.
Призвать к ответственности руководящих лиц в данном случае могут сотрудники проверяющих органов – Трудовой инспекции, прокуратуры и т.д.
Кому можно устанавливать такой график работы?
- Можно ли устанавливать шоферам, управляющим грузовым или легковым автомобилем?
- Для каких категорий вождения транспорта возможен?
- Положена ли доплата или надбавка?
- Нужно ли разработать на предприятии положение?
- Водители и ненормированный рабочий день
- Устанавливаем ненормированный рабочий день для водителя
- Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем («Ваш партнер-консультант», № 52, 2008 г.)
- Что установить водителю ненормированный рабочий или гибкий график рабочего времени
- Кому может быть установлен режим ненормированного рабочего дня?
- Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей
- Ненормированный рабочий день: что значит для водителей
- Можно ли установить водителю ненормированный рабочий день?
- Ненормированный рабочий день водителя: положена ли доплата, надбавка, для каких категорий устанавливается?
- Что такое?
- Выводы
- Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2021
- Методы учета рабочего времени
- Рабочее время водителя
- Периоды труда и отдыха
- График работы водителей и другие документы
- Тахографы
- Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем
- Порядок оформления доплаты за ненормированный рабочий день
- Ненормированный рабочий день у водителя
- Доплата за классность водителям и ее особенности
- Доплаты водителям за ненормированный рабочий день
- Компенсации за ненормированный рабочий день
- Как оплачивается ненормированный рабочий день
- Ненормированный рабочий день водителя служебного автомобиля
- 📹 Видео
Можно ли устанавливать шоферам, управляющим грузовым или легковым автомобилем?
На практике ненормированный режим работы водителей встречается достаточно часто. В особенности, если речь идет о персональных шоферах.
Таких сотрудников работодатели привлекают к работе в нерабочее время довольно часто, при этом забывая, что такой график не может устанавливаться на систематическом уровне.
При необходимости работодатель может установить для водителя возможность привлечения к такой работе. Для того чтобы избежать проблем с вышестоящими органами, важно соблюдать определенные правила, установленные по отношению к этому вопросу.
Не менее важно учитывать, что упомянутый ранее режим работы не может быть установлен по отношению ко всем водителям.
Перед тем как привлечь сотрудника к такой работе, руководитель компании должен внимательно изучить нормативную трудовую документацию, действующую на территории РФ.
Как отменить ненормированный режим труда?
Для каких категорий вождения транспорта возможен?
Ранее было указано, что ненормированный день может быть установлен далеко не каждому водителю. Следует также отметить, что в Трудовом Кодексе РФ нет конкретного списка классификаций работников, которым нельзя работать таким образом.
В 329 статье ТК РФ указано, что на трудящихся, профессиональная деятельность которых подразумевает непосредственное взаимодействие с транспортными средствами, распространяются правила и требования Минтранса РФ.
В частности, в 14-м пункте Положения данного органа отражено, что ненормированный день может быть установлен по отношению к следующим специалистам:
- водителям, работающим на легковых транспортных средствах;
- водителям, работающих на экспедиционных автомобилях. Работа данной категории подразумевает работы топографо-геодезических, изыскательных и геологоразведочного характера.
В первом пункте есть исключение. Таковым являются водители такси.
Для них работодатель не имеет права устанавливать ненормированный режим работы. Аналогичное правило распространяется на водителей грузового транспорта.
Их, как и таксистов, руководство не может привлечь к работе по ненормированному графику.
https://www.youtube.com/watch?v=UvoRNxVoEaE
В двух статьях Трудового Кодекса – 92 и 94, указано, что водителям, по отношению к которым установлена сокращенная продолжительность рабочего дня, или рабочее время ограничено сменой, устанавливать ненормированный рабочий день не рекомендуется.
Трудиться по ненормированному графику любой сотрудник может только периодически. Постоянное привлечение к такой работе – нарушение законодательства.
Положена ли доплата или надбавка?
Известно, что при работе по ненормированному графику, руководитель вправе не выплачивать трудящимся дополнительные денежные средства, то есть, доплату. Как оплачивается ненормированный труд?
В его обязанности входит предоставление дополнительных выходных, которые могут быть прибавлены к отпуску работника.
Исключением являются выходные и праздничные дни.
При работе в выходной сотрудник вправе потребовать у работодателя не отгул, а оплату. В остальных случаях руководитель решает самостоятельно, доплачивать водителю или нет.
Технология начисления доплаты (при наличии таковой) должна быть закреплена на внутреннем уровне. Работодатель может установить работникам доплату, выраженную в твердой сумме, или процентном соотношении, к примеру, от оклада водителя.
Предоставление компенсации за ненормированные условия труда.
Нужно ли разработать на предприятии положение?
Ненормированный день представляет собой особый график работы, который может устанавливаться для определенного работника или круга трудящихся лиц.
Документальное оформление данного процесса – обязательный момент.
В большинстве случаев разрабатывается коллективное соглашение. В нем отражается следующая информация:
- технология привлечения;
- порядок предоставления дополнительных выходных;
- перечень лиц или должностей, на которых распространяется настоящий договор;
- подписи ответственных лиц.
Составленный документ в обязательном порядке должен подписать сотрудник, который при необходимости будет трудиться такому рабочему графику.
При желании работодателя может быть разработано специальное положение о ненормированной дне водителей.
Следует отметить, что это не обязательный момент.
Ненормированный график может быть установлен другим документом.
Коллективное соглашение – оптимальный вариант. Наличие в нем подписи водителей свидетельствует их о согласии с условиями, в нем прописанными.
Условия ненормированного труда может быть прописано в трудовом договоре — как прописать.
Порядок установления ненормированного режима — пошаговая инструкция.
Водители и ненормированный рабочий день
Напомним, что ненормированный рабочий день – это особый режим работы, когда по распоряжению работодателя отдельные работники привлекаются к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени (ч. 1 ст. 101 ТК РФ).
А водителям каких категорий устанавливается ненормированный рабочий день? ТК РФ не содержит конкретный перечень категорий работников, которым можно или нельзя устанавливать ненормированный рабочий день.
По сути, он может быть введен для всех тех работников, которые по не зависящим от них причинам не могут полностью выполнять свои трудовые обязанности исключительно в пределах установленной для них продолжительности рабочего дня.
Например, водитель служебной машины в исключительных случаях может забирать из дома руководителя организации до начала рабочего дня, а отвозить обратно, когда для всех остальных сотрудников рабочий день уже закончился.
Ведь ненормированный рабочий день может распространяться как на период до начала рабочего дня или смены, так и после их окончания (Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1).
Устанавливаем ненормированный рабочий день для водителя
Перечень должностей водителей (как и иных категорий работников), для которых будет действовать ненормированный рабочий день, устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения представительного органа работников (ч. 1 ст. 101 ТК РФ). При этом условие о том, что работнику установлен ненормированный рабочий день, должно быть обязательно включено в трудовой договор с таким работником.
Введение, скажем, ненормированного рабочего дня для водителя легкового автомобиля не отменяет того факта, что время начала и окончания рабочего дня для такого работника также устанавливаются и работник должен эти правила соблюдать.
https://www.youtube.com/watch?v=niRjhyRlh_E
С работника не требуется получать согласие каждый раз в случае привлечения его к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Но работодателю нужно издавать приказ и знакомить с ним работника под роспись.
О том, какая компенсация положена водителям и иных категориям работников, для которых установлен ненормированный рабочий день, мы рассказывали в отдельном материале.
Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем («Ваш партнер-консультант», № 52, 2008 г.)
Водителю служебного легкового автомобиля установлен ненормированный рабочий день. Раньше производилась доплата за ненормированный рабочий день – 25% от оклада и предоставлялся дополнительный отпуск за ненормированный режим работы – 14 календарных дней.
Оплата за сверхурочную работу не производилась. Руководство предприятия приняло решение снять доплату за ненормированный режим работы, так как предусмотрены дополнительные дни к отпуску.
Обязана ли бухгалтерия в данной ситуации оплачивать сверхурочную работу водителю?
Вопрос с сайта
Прежде чем переходить к обсуждению правомерности лишения водителя доплаты, обратим внимание на то, что профессия водителя связана с управлением автотранспортным средством и, следовательно, безопасностью дорожного движения.
По этой причине законодатель в ст. 329 ТК РФ предусмотрел установление особенностей условий труда работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств.
В отношении их особенности установлены гл. 51 ТК РФ, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 5 (далее – Положение).
Видео:Три вопроса юристу. Ненормированный рабочий деньСкачать
Что установить водителю ненормированный рабочий или гибкий график рабочего времени
Работодатель сам определяет, какое время относится к дополнительным промежуткам, сколько его бывает в принципе. Статья 101 ТК РФ более подробно раскрывает данный вопрос.
Для водителей городских автобусов с их согласия администрация совместно с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза может устанавливать рабочий день с разделением смены с двумя выходами на работу.
Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, ненормированный рабочий день может быть установлен руководителем предприятия по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом профессионального союза.
Кому может быть установлен режим ненормированного рабочего дня?
Минимальный размер доплаты определяйте исходя из тарифной ставки и сдельной расценки без учета премий и компенсаций. То есть применяйте правила, аналогичные тем, что предусмотрены в статье 153 Трудового кодекса РФ (письмо Минздрава России от 2 июля 2014 г. № 16-4/2059436).
В случае установления такого учета время управления автомобилем в течение рабочего дня может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю (п. 17 Положения об особенностях режима работы и отдыха). Однако за две недели подряд время управления автомобилем не должно превышать 90 часов.
Из этой статьи вы узнаете, какие документы нужны водителю при трудоустройстве и в чем заключается ненормированный рабочий день для водителей.
В нормативной документации отражена информация по поводу того, какие категории работников и по какой технологии могут привлекаться к работе по упомянутому ранее графику.
На междугородных перевозках после трех часов непрерывного вождения автомобиля предусматривается остановка для отдыха водителя продолжительностью 10 минут, в дальнейшем стоянка такой продолжительности предусматривается через каждые 2 часа. Водителю-сдельщику это время учтено в нормах.
https://www.youtube.com/watch?v=9bt8uZ5x6Jc
Обратите внимание: несмотря на то, что сверхурочная работа и ненормированный рабочий день подразумевают работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в трудовом законодательстве это два разных понятия.
Помимо вышеперечисленных документов и основного пакета документов, необходимого при устройстве на работу, важно предоставить работодателю медицинскую справку о том, что вы можете выполнять функции водителя по медицинским показаниям.
Известно, что при работе по ненормированному графику, руководитель вправе не выплачивать трудящимся дополнительные денежные средства, то есть, доплату. Как оплачивается ненормированный труд?
Устанавливается он работникам, труд которых не поддается точному учету (например, руководителям), лицам, которые распределяют рабочее время по своему усмотрению (юристы, журналисты), а также сотрудникам, рабочее время которых делится на части неопределенной продолжительности (водители).
Но на выходные и праздничные дни стандартный порядок не распространяется. В силу вступают статьи 113 и 153 Трудового кодекса, если именно в этот период сотрудника вызывают на своё место. Рекомендуется установить удвоенный размер выплат за работу в такие моменты.
Давайте рассмотрим некоторые категории сотрудников, для которых целесообразно предусмотреть возможность работы по ненормированному графику.
Сколько часов должен работать водитель и в чем отличие ненормированного графика работы водителя легкового и грузового автомобиля.
Коллективное соглашение – оптимальный вариант. Наличие в нем подписи водителей свидетельствует их о согласии с условиями, в нем прописанными.
Крупные предприятия стараются не отказываться от разработки Положения, связанного с ненормированным рабочим днем. Но часто встречаются ситуации, когда особые условия работы сверх нормы оформляются в виде дополнения к общим правилам распорядка.
Коллективное соглашение – оптимальный вариант. Наличие в нем подписи водителей свидетельствует их о согласии с условиями, в нем прописанными.
Если исполнение обязанностей предполагает наличие ненормированного рабочего времени, то действуют стандартные правила. Это касается начала рабочего времени, графика явки на рабочее место и так далее. Все вопросы должны оговариваться в коллективном либо индивидуальном трудовом соглашении.
При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей
Водитель может быть привлечен и к сверхурочной работе с соблюдением требованием ст. 99 ТК РФ. Однако и в этом случае общая продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля с учетом сверхурочной работы не должна превышать 12 часов (п. 23 Положения).
Первые два часа работы нужно оплатить не менее чем в полуторном размере, а последующие часы – не менее чем в двойном*.
Сейчас хотим ввести систему ненормированного рабочего дня.Что для этого надо сделать?1. Можно ли водителю автомобиля установить ненормированный рабочий день?2. Нужно ли предоставлять водителю дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, если да то сколько дней?3.
Водителям легкового автомобиля и автобуса установлена пятидневная рабочая неделя с графиками работы, составляемыми работодателем ежемесячно. Можно ли установить водителям ненормированный рабочий день с графиками работы? Как вести учет рабочего времени при графиках работы и ненормированном рабочем дне? Учетный период в любом случае будет один месяц.
А водителям каких категорий устанавливается ненормированный рабочий день? ТК РФ не содержит конкретный перечень категорий работников, которым можно или нельзя устанавливать ненормированный рабочий день.
Важно также помнить, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени должно происходить эпизодически и в определенных случаях, а не должно носить систематического характера.
https://www.youtube.com/watch?v=wbOPdrdyngw
Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей.
Здесь важно следить за тем, чтобы работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени не приобрела постоянный характер, поскольку это будет нарушать закон.
Преподаватели учебных заведений. Работа преподавателей предполагает периодическое подведение итогов: выставление оценок в конце учебных четвертей и учебного года, составление ведомостей учеников. Кроме того, преподаватели ведут внеклассные занятия. В связи с этим может потребоваться эпизодическое привлечение этих сотрудников к работе во внеурочное время.
Ненормированный рабочий день: что значит для водителей
При работе в выходной сотрудник вправе потребовать у работодателя не отгул, а оплату. В остальных случаях руководитель решает самостоятельно, доплачивать водителю или нет.
Действительно, такова специфика профессии водителя — быть в постоянной готовности по поручению начальства совершить рабочую поездку не только в строго определенном направлении, но и в четко сформулированные сроки. Притом сами эти сроки нередко выходят за пределы установленной продолжительности рабочего времени.
Время, отработанное сверх продолжительности смены по графику и в свободные от работы дни по графику, не отнесенное к дням еженедельного отдыха, считается сверхурочным и компенсируется дополнительной оплатой в установленном порядке.
Потому надо внимательно изучить вопрос о том, как строится взаимодействие между подчиненными и руководством.
Можно ли установить водителю ненормированный рабочий день?
Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.
Рабочий патриотизм — дело святое! Тем более, что усердие в работе никогда не остается без внимания начальства. Но так ли легко быть патриотом работы настолько, чтобы продолжать исполнять свои трудовые обязанности за пределами рабочего дня, да вдобавок бескорыстно и по собственному желанию?
Особенности труда водителей законодательно ничем не отличаются от особенностей труда любого другого сотрудника организации. При установлении ненормированного рабочего дня, помимо проверки на соответствие перечню должностей, необходимо учитывать характер работы отдельных групп сотрудников.
Не совсем так. Поэтому не будем торопиться с выводами, а лучше вспомним о некоторых тонкостях отечественного трудового права.
Призвать к ответственности руководящих лиц в данном случае могут сотрудники проверяющих органов – Трудовой инспекции, прокуратуры и т.д.
С работника не требуется получать согласие каждый раз в случае привлечения его к работе за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Но работодателю нужно издавать приказ и знакомить с ним работника под роспись.
Можно ли установить водителям ненормированный рабочий день с графиками работы? Как вести учет рабочего времени при графиках работы и ненормированном рабочем дне? Учетный период в любом случае будет один месяц. Графики работы составляются заранее, и работодатель не может предусмотреть будущую переработку.
Особенностью данного режима является такой характер работы, который по независящим от сотрудника причинам эпизодически не позволяет выполнять определенные трудовые функции в рабочее время.
Повышение квалификации для трудоустройства в международную компанию. Записаться на очную, дистанционную практику решения управленческих кейсов.
Видео:Ненормированный рабочий день - Елена А. ПономареваСкачать
Ненормированный рабочий день водителя: положена ли доплата, надбавка, для каких категорий устанавливается?
Практически в каждой компании может возникнуть ситуация, при которой работнику придется выйти на работу ранее начала своего рабочего дня, или остаться выполнять свои должностные обязанности по его окончанию.
В таких случаях речь идет о ненормированном рабочем дне.
Данная тема регламентирована трудовым законодательством РФ.
В нормативной документации отражена информация по поводу того, какие категории работников и по какой технологии могут привлекаться к работе по упомянутому ранее графику.
Что такое?
В общих чертах организация труда водителей не отличается от специфики трудовой деятельности других специалистов. Продолжительность рабочей недели шофера, работающего в режиме 5-ти дневной рабочей недели, не должна превышать отметки в 40 часов.
На каждый день при этом должно приходиться не более 8 часов. Если гражданин находится за рулем 6 дней в неделю, каждый день он должен работать максимум 7 часов. Все остальные ситуации считаются ненормированным графиком.
На основании 101 статьи ТК РФ можно сделать вывод, что ненормированным рабочим днем принято считать особый график, при котором трудящийся гражданин может привлекаться к работе за пределами установленного трудовым договором рабочего времени.
В процессе трудовой деятельности водителей могут возникать различные обстоятельства, при которых сотруднику приходится работать ненормированный день.
примеру, работодатель может обратиться к трудящемуся с просьбой явиться на работу раньше начала рабочего дня.
Также может возникнуть обратная ситуация – водителю придется задержаться на работе.
В таких случаях считается, что водитель трудится по ненормированному графику.
Работодатель обязан соблюдать все требования, установленные для нестандартных условий работы.
Нарушение прав трудящихся может грозить руководству предприятиями проблемами.
Призвать к ответственности руководящих лиц в данном случае могут сотрудники проверяющих органов – Трудовой инспекции, прокуратуры и т.д.
Кому можно устанавливать такой график работы?
На практике ненормированный режим работы водителей встречается достаточно часто. В особенности, если речь идет о персональных шоферах.
Таких сотрудников работодатели привлекают к работе в нерабочее время довольно часто, при этом забывая, что такой график не может устанавливаться на систематическом уровне.
При необходимости работодатель может установить для водителя возможность привлечения к такой работе. Для того чтобы избежать проблем с вышестоящими органами, важно соблюдать определенные правила, установленные по отношению к этому вопросу.
Не менее важно учитывать, что упомянутый ранее режим работы не может быть установлен по отношению ко всем водителям.
Перед тем как привлечь сотрудника к такой работе, руководитель компании должен внимательно изучить нормативную трудовую документацию, действующую на территории РФ.
Как отменить ненормированный режим труда?
Выводы
Водители на общих основаниях могут привлекаться к ненормированной работе, если таковое предусмотрено внутренней документацией компании.
https://www.youtube.com/watch?v=XZOi2sMnpFA
Важно учесть, что не каждого сотрудника можно привлечь к такому труду.
Ненормированный рабочий день не может быть установлен таксистам и водителям грузовых автомобилей.
Также следует помнить, что привлекать к работе по ненормированному графику руководитель может только при крайней необходимости. Делать это систематически нельзя.
Видео:Ненормированный рабочий деньСкачать
Режим труда и отдыха водителей: старые и новые требования с 2021
Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2021 № 170, который вступил в силу 5 июня 2021 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.
Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров.
Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.
Методы учета рабочего времени
В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:
- Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
- Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.
Рабочее время водителя
Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:
- специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
- время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
- время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
- стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
- простои, которые случились не по вине водителя;
- время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
- для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.
То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.
Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:
- время охраны груза — не менее 30 %;
- время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.
Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.
Предрейсовый осмотр | 15 минут | 15 минут |
Управление ТС | 30 минут | 30 минут |
Погрузка | 30 минут | 30 минут |
Управление ТС | 3 часа | 3 часа |
Охрана груза | 2 часа | 40 минут (30 %) |
Разгрузка | 30 минут | 30 минут |
Управление ТС | 3 часа | 3 часа |
Послерейсовый осмотр | 15 минут | 15 минут |
ИТОГО | 10 часов | 8 часов 40 минут |
Периоды труда и отдыха
Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.
https://www.youtube.com/watch?v=5KoGSLAa8Bo
Приказ Минтранса России от 03.05.2021 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2021 года до 12 часов могут работать водители:
— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);
— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);
- на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
- на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
- на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).
Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.
Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.
При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части.
Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения).
При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.
Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю.
Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд.
Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.
Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:
- Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
- Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
- Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.
Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.
Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа.
Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п.
19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.
График работы водителей и другие документы
Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.
https://www.youtube.com/watch?v=JPEmLhFWO9o
Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.
Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале
Узнать больше
Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.
Тахографы
Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:
— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;
— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).
Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2021 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):
1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.3. Нарушение правил использования тахографа | От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц |
Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха | От 1 000 до 3 000 рублей |
Оплата труда водителя с ненормированным рабочим днем
Правила начисления выплат Во избежание конфликтных ситуаций, агенты Роструда напоминают: если сотрудник исполняет свои трудовые обязанности в ненормированное рабочее время, на него также распространяются основные правила работы – время начала и завершения работы, график явки на рабочее место и прочее. Эти правила не относятся к выходным или праздничным дням.
В случае вызова сотрудника на рабочее место в это время, в силу вступают две статьи Трудового кодекса общего порядка – 113 и 153. Выходя на работу в такое время, сотрудник должен получать удвоенные выплаты.
Кроме того, сотрудник по своему желанию самостоятельно может выбрать компенсацию, в виде которой будет производиться оплата ненормированного рабочего дня в праздничный день, – удвоенная оплата труда или отгул.
Во втором случае рабочая смена также компенсируется, но только в обычном, то есть одинарном, размере.
Порядок оформления доплаты за ненормированный рабочий день
В соответствии с принятой в организации системой оплаты труда заработная плата работника включает:- оклад (месячную тарифную ставку — 10 000 руб.
);- доплату за классность (20% тарифной ставки (оклада));- надбавку за ненормированный рабочий день и саморемонт (10% тарифной ставки (оклада)).За полностью отработанный месяц работнику начислено:10 000 руб. + (10 000 руб. х 20%) + (10 000 руб. х 10%) = 13 000 руб.2.
В соответствии с принятой в организации системой оплаты труда заработная плата работника включает:- оклад (месячную тарифную ставку — 10 000 руб.
);- доплату за классность (20% тарифной ставки (оклада));- надбавку за ненормированный рабочий день и саморемонт (10% суммы, включающей начисленную работнику оплату по тарифу и доплату за классность).За полностью отработанный месяц работнику начислено:10 000 руб.
Ненормированный рабочий день у водителя
+ (10 000 руб. х 20%) + (10 000 руб. + (10 000 руб.
Доплата за классность водителям и ее особенности
Водители пассажирского транспорта Водители транспорта МЧС Водители легкового транспорта Водители тракторов лесной промышленности 1 класс 25% 25% 25% 50% 2 класс 10% 10% 10% 25% Определенный уровень работнику ТС назначается только в случае прохождения им полной подготовки, при выдаче специального удостоверения, в котором указаны одна или несколько категорий:
- При наличии 1 класса, служащий может управлять транспортом категорий В, С, Д, Е;
- При наличии 2 класса, в управление предоставляется транспорт категорий В, С, Е или же только Д;
- Для 3 класса соответствуют категории В и С, или же только Д.
За что лишают доплаты за классность? Уровень профессионализма, присвоенный водителю, может быть понижен или вовсе отменен руководством, в зависимости от ситуации. Понижение классности заносится в трудовую книжку. Однако, работник ТС может вернуть ее себе.
Доплаты водителям за ненормированный рабочий день
Инфо
Также работнику полагается 20% часовой тарифной ставки за работу в ночное время. Повышенный должностной оклад Ст.147 ТК РФ регулирует вопросы оплаты труда лиц, работающих во вредных зонах.
https://www.youtube.com/watch?v=q0VdKJIaenU
Дополнительный отпуск Порядок предоставления отпуска и компенсаций регулируется ст.126 ТК РФ.
Компенсации за ненормированный рабочий день
/Заработная плата/Доплата за классность водителям Профессия водителя подразумевает особую специфику работы, связанную с определенными трудностями: ненормированный трудовой режим, опасности во время движения, возможные проблемы со здоровьем. Внимание Количество проработанных лет в качестве водителя транспортного средства отражается на формировании выплат.
И все же, дает ли классность какие-либо доплаты водителю от начальства? Далее, речь пойдет о классности и о том, идет ли за нее доплата лицам, работающим на ТС. Обязательны ли выплаты за классность? Разряд сотрудникам присуждается на рабочем месте, после аттестации. Навыки вождения служащего оцениваются квалифицированной комиссией.
Как оплачивается ненормированный рабочий день
В большинстве случаев, размер финансовых выплат устанавливаются следующим образом:
- за 1 класс идет прибавка в размере 25% от фиксированной ставки за один рейс;
- за 2 начисляется 10%.
Размер доплаты водителю за классность может быть другим, в зависимости от усмотрения начальства. Доплата за 1 и 2 разряд работникам ТС может быть зафиксирована в трудовом контракте.
Внимание
При этом, при трудоустройстве в организацию, работник может не обладать ни каким разрядом. Но, он может получить его в ходе выполнения своих служебных обязанностей.
Стоит учесть, что присвоенная на одном рабочем месте классность не сохраняется при переходе на другое, в иную организацию. Доплата за «профессионализм» подлежит водителям, обладающим 1 или 2 разрядом классности. Приказ о доплате за классность водителю Запись о присвоении классности водителям заносится в местный нормативный акт.
Ненормированный рабочий день водителя служебного автомобиля
Многие работодатели устанавливают своим сотрудникам ненормированный рабочий день, но не все задумываются о положениях законодательства, путая этот режим со сверхурочной работой, которая, по их мнению, должна выполняться чуть ли не ежедневно, да еще и фактически без оплаты. Тем не менее принудительный труд запрещен (ст. ст. 2, 4 ТК РФ). Поэтому в статье рассмотрим, кому можно, а кому нельзя установить ненормированный режим работы; какие гарантии предусмотрены при работе в таком режиме; как учитывать в данном случае время работы.
Ненормированный рабочий день как особый режим работы, как правило, оговаривается при заключении трудового договора. Следовательно, условие о ненормированном рабочем дне закрепляется в трудовом договоре с работником (ч. 2 ст.
57 ТК РФ), а также в приказе о приеме на работу в графе «Условия приема на работу, характер работы».
Введение в индивидуальном порядке режима ненормированного рабочего дня осуществляется по приказу руководителя с извещением работника не позднее чем за два месяца.
Отметим, что установление ненормированного рабочего дня допускается только по трудовой функции работника.
Кого включать в перечень должностей?
Как следует из ст.
101 ТК РФ, ненормированный рабочий день — это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для работника нормальной продолжительности рабочего времени. Причем ст. 101 предусмотрено, что перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.
Обратите внимание! Установить ненормированный рабочий день всем работникам нельзя — это особый режим, который можно установить лишь отдельным работникам, включенным в перечень, определенный локальным нормативным актом. Возможность включения в такой перечень каких-либо категорий работников ТК РФ не ограничивает.
https://www.youtube.com/watch?v=w6vSDksk38A
Как видим, трудовым законодательством не обозначены критерии, по которым те или иные должности работников могут быть отнесены к перечню должностей с ненормированным рабочим днем. Этот режим охватывает всех работников организации, чьи должности указаны в перечне.
Но при составлении перечня следует помнить, что в такой список нельзя включать сотрудников с сокращенной продолжительностью рабочего дня (ст. 92 ТК РФ), а также тех, кому в соответствии со ст. 94 ТК РФ установлена предельная норма ежедневной работы (смены).
То есть в режиме ненормированного рабочего дня не могут работать лица, которых в силу закона запрещено привлекать к работе сверх установленной нормы рабочего времени.
Связано это с тем, что увеличение продолжительности рабочего времени будет нарушением прав работника на предоставление государственных гарантий в области охраны труда.
Здесь отметим, что согласно ч.
📹 Видео
Режим труда и отдыха водителей. Приказ минтранса 15. Время работы и время управления.Скачать
Ненормированный рабочий день Спорные вопросы его установленияСкачать
Какие паузы необходимо делать в течении рабочего дня дальнобойщику? Режим труда и отдыха водителяСкачать
Находим ответ. Режим рабочего времени и отдыха водителейСкачать
Рабочее время водителя!#3#Рабочая неделя водителя!Скачать
ТОП-7 трудовых прав, о которых вы НЕ ЗНАЕТЕСкачать
Оклад или часовые тарифные ставки при суммированном учете? Советы экспертаСкачать
Яндекс.Про: функции "домой" и "по делам". Как это работает НА САМОМ ДЕЛЕ?Скачать
Каков режим труда и отдыха водителей?Скачать
Водители: особенности приема на работу и режим рабочего времениСкачать
Яндекс. Такси - Зачем уходить с линии. 3 важных секрета.Скачать
Как брать дорогие заказы в Яндекс такси без открытой точки Б?Скачать
Трудовые отношения с водителями. Особенности режима рабочего времени водителей в 2021 годуСкачать
Рабочее время водителей в 2022-2023 годахСкачать
ЯНДЕКС ПРО ДОСТАВКА НА АВТОМОБИЛЕ. ЗАКАЗЫ, ГАРАНТИИ, ЗАРАБОТОК!Скачать
БУДУ РАБОТАТЬ ПО 5 ЧАСОВ В ТАКСИ! БОЛЬШЕ СИЛ НЕТ!Скачать
КАК ПРОПУСКАТЬ ЗАКАЗЫ БЕЗ ПОТЕРИ АКТИВНОСТИ В ЯНДЕКС ТАКСИ #shot #shotsvideo #shots #водитель #рекСкачать