+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Оплата труда педагогических работников

Содержание

Оплата труда педагогов

Оплата труда педагогических работников

Оплата труда педагогов в вашем учреждении не должна идти вразрез с рекомендациями, которые выпустили Российская трехсторонняя комиссия по социально-трудовым отношениям и Минобрнауки. Стало ясно, как применять повышающие коэффициенты при расчете зарплаты педагогам.

Кого ознакомить со штатным расписанием

Чиновники рекомендовали с 2018 года знакомить работников со штатным расписанием учреждения. Такую обязанность нужно предусмотреть в коллективном договоре, соглашении, локальном акте (п. 19 разд. V Единых рекомендаций).

Ранее Роструд указывал, что штатное расписание не является локальным актом, который непосредственно связан с трудовой деятельностью, поэтому работодатель не обязан знакомить с ним работника при приеме на работу (письмо от 15.05.2014 № ПГ/4653-6-1). В Трудовом кодексе сказано, что локальные акты должны содержать нормы трудового права (ст. 5 и 8 ТК). А штатное расписание — это упорядоченная таблица со сведениями.

Что учитывать в трудовом договоре

Оплату труда работодатель устанавливает исходя из того, как работник выполняет свои обязанности на протяжении определенного промежутка времени: недели, месяца, года.

Изменение нормы труда в ту или иную сторону сказывается на итоговом заработке педагогов. Поэтому фактическая нагрузка педагога обязательно должна быть в трудовом соглашении. Перепроверьте трудовые договоры школьных учителей, университетских преподавателей, тренеров детских спортивных секций, педагогов дополнительного образования.

Любые изменения в рабочем времени педагога придется зафиксировать в трудовом соглашении. При этом следует помнить, что корректировать рабочее время можно только по соглашению сторон. Исключение — если уменьшилось количество рабочего времени по учебному плану или образовательное учреждение не набрало достаточного количества учеников.

В этих случаях руководитель образовательного учреждения в одностороннем порядке вносит изменения в рабочее время.

Теперь у работодателя не будет возможности ущемлять трудовые права сотрудников, которые не имеют высшего образования.

Больше нельзя использовать понижающие коэффициенты по должности, на которую требуется работник с дипломом высшего образования.

Таким образом, работодатель не может экономить на оплате труда сотрудника учебного заведения, у которого нет нужного документа. Он уравнивается в правах с педагогами, у которых высшее образование есть.

Как применять повышающие коэффициенты

Повышающие коэффициенты нужно применять к фактическому объему учебной нагрузки, а не к норме часов за ставку заработной платы. Такой порядок чиновники конкретизировали в разделе IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций.

Коэффициенты начисляют:

  • за квалификационную категорию;
  • работу в учреждениях, расположенных в сельской местности;
  • специфику работы в учреждениях, отделениях, классах или группах для учеников с ограниченными возможностями здоровья или нуждающихся в длительном лечении;
  •  работу в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением.

Если у педагогического работника два и более основания для повышающих коэффициентов, их размер определяют отдельно. Затем суммируют и умножают полученную величину на заработную плату за фактический объем учебной нагрузки или педагогической работы.

Как рассчитать заработную плату педагогам

Тарификацию педагогических работников проводят один раз в год. Если в учебных планах на каждое полугодие предусмотрено разное количество часов в неделю на предмет, тарификацию проводят раздельно по полугодиям. Делают ее, чтобы определить заработную плату за фактический объем учебной нагрузки.

Если педагоги выполняют работу сверх установленной нормы часов за ставку зарплаты либо ниже установленной нормы часов с письменного согласия, рассчитайте им зарплату по формуле:

ОПЛАТА ЗА ТРУД=РАЗМЕР СТАВКИ ЗАРПЛАТЫ ЗА МЕСЯЦ ПО ПКГ БЕЗ ПОВЫШАЮЩИХ КОЭФФИЦИЕНТОВФАКТИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В НЕДЕЛЮ:НОРМА ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НЕДЕЛЮ

Как определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или норму часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год), зависит от должности или специальности с учетом особенностей труда. Поэтому устанавливают либо продолжительность рабочего времени (30 или 36 часов в неделю), либо норму часов педагогической работы за ставку заработной платы (18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год).

Пример 1. У учителя норма часов преподавательской работы — 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Ему присвоена первая квалификационная категория (коэффициент 1,2).

На 2017/18 учебный год с письменного согласия учителя ему установили объем учебной нагрузки 27 часов в неделю. Ставка — 7800 руб. Месячный заработок этого учителя за фактическую учебную нагрузку рассчитывают так: 7800 руб. × 27 ч × 1,2 : 18 ч = 14 040 руб.

В примере 1 мы рассмотрели, как определить заработную плату учителю, у которого установлена норма часов за ставку заработной платы. Подобным образом нужно рассчитывать зарплату педработникам, у которых установлена продолжительность рабочего времени.

Пример 2. Воспитатель имеет высшую квалификационную категорию (коэффициент 1,2). По предложению работодателя он согласился на постоянной основе работать один с детьми в группе общеразвивающей направленности.

Теперь воспитатель трудится пять дней в неделю по 10,5 часа в день. В неделю фактический объем педагогической работы такого воспитателя составит 52,5 часа.

Ставка — 6300 руб. Месячная заработная плата этого воспитателя за часы педагогической работы будет 11 025 руб. (6300 руб. × 52,5 ч / 36 ч × 1,2).

Если воспитатель трудится за пределами рабочего времени не на постоянной основе, а по инициативе работодателя, считать зарплату нужно по-другому. Потому что это сверхурочная работа.

Например, если воспитатель задерживается на работе из-за неявки сменяющего работника или родителей.

То есть когда сотрудник не может оставить рабочее место и выполняет педагогическую работу без перерыва после окончания смены.

Такую работу оплачивают следующим образом: первые два часа работы — не менее чем в полуторном размере, последующие часы — не менее чем в двойном размере (ст. 152 ТК).

Далее рассмотрим, как оплатить труд музыкального руководителя.

Пример 3. Музыкальный руководитель имеет высшую квалификационную категорию (коэффициент 1,2). Со своего письменного согласия работает с восьмью группами детей в дошкольной образовательной организации. Ставка — 15 000 руб.

На каждую группу детей учреждение предусматривает по 0,25 единицы должности музыкального руководителя (постановление Минтруда от 21.04.1993 № 88). Одна должность музыкального руководителя по нормативам полагается на каждые четыре группы. Общий объем педагогической работы для музыкального руководителя на восемь групп составляет 48 часов в неделю (24 ч : 4 группы = 6 ч × 8 групп).

Если музыкальный руководитель согласился работать один со всеми восьмью группами, то его месячная оплата за всю педагогическую работу будет равна 36 000 руб. (15 000 руб. × 48 ч : 24 ч × 1,2).

Чтобы рассчитать заработную плату преподавателям СПО, у которых норма часов педагогической работы за ставку зарплаты 720 часов в год, используйте формулу:

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРПЛАТА=МЕСЯЧНАЯ СТАВКА ЗАРПЛАТЫ, УСТАНОВЛЕННОЙ ПО ПКГ:СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ НОРМА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (72 ЧАСА)×ГОДОВОЙ ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В НЕДЕЛЮ:10 УЧЕБНЫХ МЕСЯЦЕВ

Дорогой коллега, сегодня 6 месяцев подписки в подарок. Читайте «Главбух» полгода бесплатно!

Узнать больше

На все ваши вопросы с радостью ответят по телефону 8 (800) 505-87-17.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/94156-oplata-truda-pedagogov

Особенности оплаты труда педагогических работников, применение надбавок и стимулирующих выплат

Оплата труда педагогических работников

Система оплаты труда фиксируется с помощью коллективных договоров, соглашений, других локальных нормативных актов. Исключения не делают для представителей педагогической сферы. Главное – чтобы при разработке этих документов не нарушались требования законодательства. Не стоит забывать о компенсационных, стимулирующих выплатах и других особенностях оплаты труда педагогических работников.

Общая информация

Статья 135 ТК РФ – один из основных документов, регулирующих решение вопроса. В ней говорится о зависимости заработной платы от системы оплаты труда, которая действует на предприятии.

Конкретные цифры определяются несколькими факторами:

  • При каких условиях выполняют работу?
  • С каким качеством выполняют должностные обязанности?
  • Сколько обязанностей у одного сотрудника, насколько они сложны?
  • Уровень квалификации.

Оформление трудовых договоров с сотрудниками-педагогами требует учёта следующих условий:

  1. Оклад, ставка за то, что гражданин исполняет обязанности. Из обязательных опор – уровень сложности работы. Календарные 30 дней – стандартный период отчётности. Нормы других видов тоже допустимы.
  2. Перечисления с характером компенсаций. Обычно их вводят при работе с тяжёлыми или опасными, вредными условиями.
  3. Перечисления, играющие роль стимулов. Отдельное рассмотрение актуально для условий установления. Локальный акт для регулирования порядка выплат требует отдельной ссылки. У каждой компании – свои правила и размеры по выплатам.

Когда вводится определённая система оплаты труда, нужно учитывать большое количество факторов:

  1. Что думает орган, представляющий мнение сотрудников?
  2. Опираться надо на рекомендации, выпущенные трёхсторонней комиссии РФ, связанные с регулированием социально-трудовой сферы.
  3. положений по компенсации за труд для работников, представляющих разные сферы. Обычно их установку перекладывают на государственные или федеральные органы власти, распорядителей бюджета.
  4. Перечень с выплатами стимулирующего характера, утверждённый Минздравсоцразвития.
  5. Список с компенсационными перечислениями от того же ведомства.
  6. Государственные гарантии, связанные с оплатой труда.
  7. Справочник с должностями, перечислением квалификаций. Действие распространяется на руководителей и подчинённых в равной степени.
  8. Справочник с различными видами работ и точным размером вознаграждений за их выполнение.

По поводу окладов, ставок

Вознаграждение за труд имеет размер, зависящий от обязанностей у конкретной должности, выполненных за определённый временной промежуток. Обычно в расчёт берут календарный месяц, но норма по часам может корректироваться для конкретного учреждения. При расчёте основных ставок компенсации и дополнительные стимулы не используются.

Предполагается, что стандартная рабочая продолжительность недели равна 30 либо 36 часам. Если применяется часовая норма, то её тоже устанавливают для отдельного случая:

  • 18, 24 часа в неделю.
  • 720 часов в год.
  • Недельные нормы могут составлять 20, 24, 25 часов.

Подготовка по профессии, квалификационная степень учитываются при установке должностных окладов. Должности тоже должны относиться к одной из квалификационных степеней.

Надо смотреть, какую работу выполняет гражданин, находясь на той или иной должности. Удовлетворение целей и потребностей организации – главная цель разработки должностей.

Надо помнить о различиях между ставками и окладами по труду. Особенно заметны отличия в случаях с привлечением к выполнению сверхурочной работы.

Рост зарплаты при увеличении учебной нагрузки допустим, но только в том случае, если сам сотрудник даёт соглашение на такую схему. Заинтересованная личность должна быть извещена об изменениях, минимум за два месяца до предполагаемого события.

Как быть с повышающими коэффициентами?

Обычно повышающие коэффициенты применяют для сотрудников, получивших учёную степень. Но допустимо разрабатывать и так называемые персональные коэффициенты. Решение принимает индивидуально руководитель предприятия, на основе изучения существующих факторов.

При установке таких коэффициентов учитывают различные факторы:

  1. Насколько ответственно выполняются задачи, сохраняет ли гражданин самостоятельность.
  2. Выполняемая работа – насколько она важна?
  3. Профессиональной подготовки.
  4. Сложность вопросов, с которыми приходится сталкиваться.
  5. Установка коэффициентов происходит только на определённый период времени, потом условие снимают.

О выплатах-компенсациях

Квалификационная группа сотрудника по профессии становится фактором, заслуживающим больше всего внимания. Проценты от основных окладов и ставок – основная единица измерения для компенсаций. Допустимо применение абсолютных величин. Исключение – когда федеральные законы или Президентские указы предполагают другой порядок.

Помимо компенсационных перечислений, есть другие виды вознаграждений, которые от данной группы не зависят.

Данный вид вознаграждений включает:

  1. За тяжёлые работы, с факторами, наносящими вред здоровью. Для каждого из рабочих мест проводят обязательную аттестацию. При таких условиях есть свой минимум вознаграждения за труд. Он равен 4% от общих ставок, установленных для работы при обычных обстоятельствах.
  2. За нахождение на территориях, где складываются особенные климатические условия.
  3. Если выявлены условия, отличающиеся от нормальных. Речь идёт о совмещении должностей и сверхурочной работе, выходе на неё в выходные и праздники, ночью. Такой компенсации требуют любые действия, из-за которых хотя бы на протяжении некоторого времени учитель испытывает повышенную нагрузку. И любые действия, которые не включены в стандартные инструкции для той или иной профессии.

Функции классного руководителя можно возлагать на сотрудника только в том случае, если он даёт своё согласие. Стандартный размер денежных вознаграждений за такую работу – 1000 рублей.

Это правило действует для классов, где постоянно находится не менее 14 человек. Если их меньше – то и оплата уменьшается пропорционально.

Повышенные надбавки устанавливаются и в других нормативных актах, которые применяются для того или иного конкретного субъекта РФ.

Повышение оплаты предполагается за выполнение следующих видов задач:

  • Заведование пришкольным участком.
  • Каждый рабочий компьютер.
  • Внеклассная работа, связанная с физкультурой.
  • Заведование мастерскими.
  • Классное руководство.
  • Проверка тетрадей.
  • Заведование кабинетом.

Добавляются деньги и за работу со сведениями, которые представляют государственную тайну. Руководитель может устанавливать другие виды компенсаций. Главное – чтобы они были чётко прописаны в соглашениях каждого вида.

По поводу выплат стимулирующего характера

Показатели и критерии оценки эффективности труда сотрудников – вот на основании чего устанавливают эту группу перечислений. Она обязательно описывается в индивидуальных и коллективных соглашениях, локальных нормативных актах.

Источник: https://naimtruda.com/vyplaty/osobennosti-oplaty-truda-pedagogicheskih-rabotnikov-i-ee-oformlenie.html

Зарплата учителя в России: как формируется и от чего зависит

Оплата труда педагогических работников

Заработная плата учителя имеет не самую простую систему расчета. Существует базовая часть, компенсационные выплаты и выплаты за квалификацию и стаж. В этой статье отвечаем на основные вопросы.

В этой статье мы рассказываем:

  • Из чего складывается зарплата учителя
  • Как производится расчет заработной платы учителя
  • Про тарифные сетки НСОТ и ЕТС
  • Что говорят педагоги в разных регионах

Какая зарплата у учителей?

Профессия педагога всегда была одной из самых уважаемых в разных странах, в том числе и в России. В советское время она хорошо оплачивалась и, в общем, все прекрасно понимали, что учитель – «это звучит гордо». Для примера: в 1987 году при средней зарплате по стране 190 рублей учитель получал 230 рублей, директор школы – чуть больше 300 рублей. В ссузах и вузах ставки были еще выше. 

В 90-е годы, с развалом Советского Союза и приходом рыночных отношений, система образования попала под удар одной из первых, в том числе и в плане финансирования. Это довольно быстро сказалось и на имидже учителей, и на отношении к ним их же учеников (все помнят обращенные к педагогу фразочки хамоватых старшеклассников типа «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»).

В 2000-е ситуация постепенно стабилизировалась, но зарплаты учителей и воспитателей по-прежнему далеки от идеала. И майские указы президента далеко не везде сработали как волшебная палочка-выручалочка.

Напомним, весной 2012 года Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым зарплаты бюджетников должны были к 2018 году увеличиться в три раза путем плавного повышения.

Кроме того, средняя зарплата учителя должна была стать не ниже средней зарплаты по региону.

НСОТ против ЕТС

С 1992 года в России труд педагогов оплачивался в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС). Она предназначалась для всех работников бюджетной сферы. Согласно ЕТС существовало 18 разрядов, из которых наивысшим был 18-й.

Ровно десять лет назад – с 1 декабря 2008 года – в стране ввели новую систему оплаты труда (НСОТ), отменив ЕТС. Согласно новой системе, зарплата учителя теперь состоит из трех частей:

  • оклад (устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы);
  • компенсационные выплаты (доплата за совмещение должностей, интенсивность нагрузки, внеурочную работу, северные коэффициенты и пр.), они установлены действующим законодательством;
  • стимулирующие надбавки (премии, выплаты за выслугу лет и т.д.), которые директор распределяет между сотрудниками. Важно! Если учитель работает по совместительству в нескольких учебных заведениях, он имеет право получать стимулирующие выплаты в каждом из них.

Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников. При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % – эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории.

В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты.

К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство.

В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Из чего складывается зарплата учителя

Давайте разберемся, как рассчитывается зарплата учителя. Актуальный вопрос для любого педагога. Ставка заработной платы учителя в соответствии с новой системой оплаты труда формируется по следующей схеме. Базовый оклад умножается на сумму коэффициентов всех компенсационных выплат, в число которых входят доплаты за:

  • классное руководство, 
  • проверку тетрадей, 
  • заведование кабинетом, 
  • внеурочную работу, 
  • категорию, 
  • количество учеников, 
  • большую нагрузку. 

Это все можно представить в виде формулы. Зарплата учителя в школе = базовый оклад х (1 + сумма всех коэффициентов). 

Еще больше увеличить педагогу оклад помогают стимулирующие выплаты. Они полагаются педагогу за:

  • каждого ученика, который стал победителем или призером муниципальной, областной, всероссийской или международной олимпиады; 
  • отсутствие жалоб от родителей и коллег;
  • отсутствие детских правонарушений и отсутствие или снижение количества учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • высокие результаты ЕГЭ;
  • использование в работе современных образовательных технологий;
  • профессиональную дисциплину (своевременная подготовка и сдача отчетов, ведение журнала, личных дел учащихся). 

Стимулирующая часть оклада сначала рассчитывается в баллах: за каждое достижение полагается определенное их количество. Стоимость каждого балла в рублях определяет руководство школы: средства из стимулирующего фонда делятся на число всех баллов, заработанных всеми педагогами за отчетный период.

Затем число баллов умножается на их стоимость. Получившейся суммой поощряют педагога.

Фонд оплаты труда, из которого распределяются стимулирующие выплаты, формируется в образовательном учреждении в соответствии с нормативно-подушевым финансированием, которое зависит от количества учащихся и регионального показателя ученико-часа.

Стоимость ученико-часа в каждой школе устанавливается индивидуально. Так как зарплата учителя считается именно по ученико-часам, директор вынужден формировать большие классы. Количество детей умножается на количество часов и на установленную в школе стоимость ученико-часа. 

Расчет заработной платы учителя

Как начисляется зарплата учителям, вам теперь уже известно. Если вы хотите самостоятельно рассчитать оплату своего труда, используйте калькулятор зарплаты учителя – 2018, который мы вам предлагаем ниже. 

Квалификация: 

  • стаж: молодой специалист без опыта работы – 30%, от 3 до 5 лет – 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 20 %, свыше 15 лет – 30 %. В зависимости от региона эти коэффициенты могут отличаться на 5–10 единиц. Учитывать ли стаж вообще, решает школьное руководство. Многие педагоги говорят о том, что сейчас появилась тенденция аннулировать этот пункт, чтобы вынудить пожилых учителей уйти: департаменты образования пытаются привлечь в школы молодые кадры;
  • категория: вторая – от 10 до 40 %, первая – от 25 до 50 %, высшая – 40 до 60 %. Конкретные коэффициенты зависят от региона;
  • образование: среднее специальное – 30 %, высшее – 50 %.

Компенсационные выплаты:

  • учителя лицеев и гимназий – 15 %;
  • работа в коррекционном учреждении для воспитанников с ОВЗ – 20 %;
  • преподавание в школе-интернате – 15 %;
  • преподавание в школе-интернате для детей-сирот – 20 %;
  • обучение на дому больных детей, детей-инвалидов – 20 %;
  • классное руководство в начальных классах (с 1-го по 4-й) – 15 %;
  • классное руководство в средних и старших классах (с 5-го по 11-й) – 20 %;
  • проверка тетрадей в начальных классах – 10 %; 
  • проверка тетрадей по русскому и родному языку, по литературе – 15 %; 
  • проверка тетрадей по математике, иностранному языку, черчению – 10 %; 
  • сложность или приоритетность предмета – 25 % (русский и иностранный языки, математика), 20 % (учителя начальных классов), 15 % (естественные науки, информатика);
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией – 10 %;
  • работа с библиотечным фондом учебников – 20 %;
  • руководство методическим объединением, предметной комиссией – 15 %;
  • заведование учебными мастерскими – 35 %;
  • заведование учебно-опытными участками – 15 %;
  • обслуживание вычислительной техники – 15 %;
  • руководство кружком по духовно-нравственному и правовому воспитанию – 20 %;
  • работа с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (например, для учителей химии, информатики) – 12 %;
  • народный, заслуженный учитель – 15 %;
  • почетный работник общего образования РФ – 20 %.

Москва:

Зарплата московских учителей – предмет зависти многих коллег из регионов. В столице педагог имеет особый род стимулирующих выплат – городские надбавки.

Во-первых, 12 500 рублей в месяц за классное руководство (при условии, что в классе учится не менее 25 человек) – согласитесь, это существенно больше общепринятой надбавки в 15–20 %.

Во-вторых, ежемесячная доплата 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках. 

Регионы:

Городские школы. Без сомнения, средняя зарплата учителя в любом регионе России ниже столичной. Даже несмотря на использование одинаковых коэффициентов, заработная плата учителя в Москве стоит особняком.

Причина – изначально более низкий оклад и отсутствие «московских» городских доплат. Сам по себе базовый оклад устанавливается департаментом образования области или края. Минимальный размер – 3 749 рублей.

Сельские школы. Сразу скажем, что учителя сельских школ имеют право на несколько дополнительных выплат:

  • работа в сельской школе – 25 %;
  • одному из учителей школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой – 50 %;
  • заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство – 20 %.

Еще один бонус, не относящийся непосредственно к зарплате, но тоже материального характера, – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. 

Что на самом деле

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b6ad6c2bd216300a80d4eb9/5c092cc2998cfe00a955c844

Система оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях

Оплата труда педагогических работников

Система оплаты труда педагогических работников профессионального образовательного учреждения должна обеспечивать:

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях должны:

  • обеспечивать соответствие системы оплаты труда педагогических работников требованиям трудового и

  • образовательного законодательства.

Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству

Основные принципы формирования системы оплаты труда и правовые основы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству:

  • являются едиными для всех государственных и муниципальных учреждений, и

  • не зависят от того, производится ли финансирование с учетом нормативно-подушевого принципа и

  • есть ли вообще в структуре доходов учреждения средства, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы.

Требования к формированию системы оплаты труда педагогических работников в принципе не зависят от того, из какого источника поступили средства на оплату труда:

  • от этого зависит лишь правомерность отнесения средств к средствам на оплату труда и

  • использование этих средств на оплату труда конкретных работников.

В частности, статья 129 «Основные понятия и определения» Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ содержит следующее определение заработной платы (оплата труда работника):

  • заработная плата (оплата труда педагогического работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации педагогического работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,

  • а также компенсационные выплаты:

    • доплаты и надбавки компенсационного характера,

    • в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,

    • работу в особых климатических условиях и

    • на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и

    • иные выплаты компенсационного характера

  • и стимулирующие выплаты:

    • доплаты и надбавки стимулирующего характера,

    • премии и иные поощрительные выплаты.

Таким образом, при формировании системы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству необходимо:

  • в обязательном порядке дифференцировать такую оплату труда в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

  • невозможно, например, установление одинакового оклада (должностного оклада) по должностям, которые относятся к различным квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.

При этом заработная плата педагогических работников имеет структуру:

  • это основная ее часть, например, оклад, должностной оклад,

  • а также компенсационные выплаты и

  • стимулирующие выплаты.

Данные требования трудового законодательства должны быть положены в основу разработки систем оплаты труда любой организацией, в том числе и профессиональным образовательным учреждением.

Система оплаты труда педагогических работников представляет собой:

  • порядок и механизмы исчисления заработной платы работников организации в соответствии:

    • с количеством их труда,
    • условиями труда,
    • качеством труда и
    • результатами труда.

Система оплаты труда педагогических работников образовательных учреждений

Система оплаты труда педагогических работников подразделений образовательного учреждения:

  • осуществляющих и не осуществляющих приносящую доход деятельность,
  • является единой.

Система оплаты труда педагогических работников в государственных образовательных учреждениях устанавливается в соответствии с положениями следующих нормативных правовых актов:

  • Трудового кодекса РФ;

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) и законодательства об образовании субъектов РФ;

  • Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

  • Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2015 г. № 973;

  • номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678;

  • приказа Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

  • приказа Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. № 1601 (ред. от 29.06.2016) «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (с изменениями);

  • Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

Системы оплаты труда педагогических работников государственных образовательных учреждений устанавливаются:

  • с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих,

  • единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов,

  • а также с учетом государственных гарантий по оплате труда,

  • рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Формирование системы оплаты труда педагогических работников на уровне образовательного учреждения осуществляется в соответствии со следующими принципами:

  • верховенство Конституции РФ, федеральных законов и общепризнанных принципов, и норм международного права на всей территории РФ;

  • недопущение снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

  • установление систем оплаты труда педагогических работников соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, включая фиксированные размеры окладов (должностных окладов) за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо за установленные нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), а также размеры доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, размеры выплат стимулирующего характера;

  • обеспечение зависимости заработной платы каждого педагогического работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;

  • обеспечение равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение дискриминации – различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами педагогических работников и результатами их труда, а также результатами деятельности образовательных учреждений;

  • повышение уровня реального содержания заработной платы педагогических работников и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.

Система оплаты труда педагогических работников устанавливается образовательным учреждением на основе указанных правовых актов:

  • в коллективных договорах, соглашениях,

  • локальных нормативных актах образовательного учреждения.

Установление системы оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения коллективным договором, соглашением:

  • обеспечивает педагогическим работникам непосредственную возможность влиять на содержание системы оплаты труда.

Установление системы оплаты труда локальным нормативным актом:

  • обеспечивает работодателю (образовательному учреждению) возможность оперативного изменения системы оплаты труда педагогических работников по собственному усмотрению при условии соблюдения требований законодательства и нормативных правовых актов;

  • локальный нормативный акт образовательного учреждения, устанавливающий систему оплаты труда, принимается работодателем с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения;

  • утверждение системы оплаты труда локальным нормативным актом позволяет обеспечить совершенствование системы оплаты труда педагогических работников посредством внесения изменений в локальный нормативный акт с учетом мнения представительного органа педагогических работников образовательного учреждения, осуществляемого с соблюдением сравнительно несложных процедурных требований, предусмотренных статьей 372 Трудового кодекса.  

Статья 372 «Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов» Трудового кодекса РФ

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения

Размер оплаты труда педагогических работников образовательного учреждения должен определяться:

  • с учетом необходимости обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу,

  • определяемого в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Доведение средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений:

  • до средней заработной платы в соответствующем регионе

  • является целевым средним значением заработной платы по педагогическим работникам и

  • НЕ МОЖЕТ рассматриваться как требование достижения данного значения для КАЖДОГО педагогического работника;

  • достижение высокого уровня заработной платы педагогических работников образовательного учреждения предполагает дифференцирование заработной платы в зависимости от количества, условий, качества труда.

При оценке достижения уровня заработной платы педагогических работников учитываются:

  • все части заработной платы работника, включая стимулирующие выплаты.

При расчете целевого значения «средней заработной платы» педагогических работников используется:

  • показатель среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности),

  • предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 973 «О совершенствовании статистического учета в связи с включением в официальную статистическую информацию показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)».

Система образования

Источник: https://moiprava.info/obrazovanie/prava-pedagogicheskikh-rabotnikov/691-sistema-oplaty-truda-pedagogicheskikh-rabotnikov-v-professionalnykh-obrazovatelnykh-uchrezhdeniyakh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.