+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Развитие топ-менеджеров: терминология, методы, тенденции

Выстраивание системы обучения и развития для топ-менеджмента компании

Развитие топ-менеджеров: терминология, методы, тенденции

Сегодня топ-менеджеры российских компаний имеют большие возможности как для элитного зарубежного обучения, так и для качественного обучения в России, ведь современный рынок обучения и развития в нашей стране хорошо развит и предлагает множество различных методик, форматов и провайдеров на выбор. Сосредоточимся далее на тенденциях российского рынка обучения и развития руководящего состава крупных компаний, которым, как правило, занимаются корпоративные университеты.

Корпоративные университеты быстро развиваются в России: практически у каждой крупной российской компании есть свой учебный центр, который предлагает программы внутреннего и внешнего обучения для всех категорий персонала. Однако есть особенности в программах развития руководителей.

Особенности обучения топ-менеджеров. Следует отметить несколько ключевых отличий в обучении рядовых сотрудников и топ-менеджеров:

• Во-первых, лидерам необходимо быть «на шаг впереди», а значит, они должны учиться больше, а не меньше своих подчиненных. При этом очень важно здесь учитывать вопрос самомотивации к развитию.

• Во-вторых, руководители обучаются, в основном, в очном формате и часто – в индивидуальном. Им доступны такие форматы, как: коучинг. Подобное обучение признано во всем мире высокоэффективным и предназначенным для проработки большого числа не только профессиональных, но и личностных запросов клиента.

• В-третьих, в программах профессионального и делового обучения лидеров присутствуют обязательные модули по управленческим навыкам. Ведь обучение руководителей без пояснений, как мотивировать и вовлекать своих сотрудников, представляется недостаточным.

Так, особенности развития руководителей просматриваются и в мотивации, и в форматах, и в содержании обучения, что необходимо учитывать корпоративным университетам при подготовке программ обучения.

Современный VUCA-мир диктует лидерам необходимость уметь работать в условиях волатильности, неопределенности, сложности и противоречивости. С этим связаны компетенции, подлежащие обязательному развитию у топ-менеджеров.

Ключевые компетенции лидеров. Приведем пример основных компетенций лидеров, которые требуется развивать на регулярной основе — как минимум, ежегодно:

1. Понимание бизнеса. Понимание бизнеса как понимание и умение прогнозировать тенденции развития отраслевого рынка. Понимание стратегии компании и ее конкурентных преимуществ. Понимание стратегии развития своего направления бизнеса на ближайшие годы.

Наиболее эффективными форматами развивающих мероприятий здесь будут: стратегическая сессия с профессиональным фасилитатором, игры-симуляции бизнес-задач, а также индивидуальный коучинг с привлечением коучей с опытом работы в бизнесе и, преимущественно, в стратегическом консалтинге.

2. Гибкость в принятии решений и деловых коммуникациях. Владение техниками креативности для определения новых областей деятельности, поиска нестандартных решений. Нужно учить не бояться делать открытия.

Проанализировать по заданным параметрам задачу сегодня стало несложно – это сделает и компьютер. Человек же способен использовать в аналитике не только свой рациональный интеллект, но и эмоциональный.

А значит, человек может сделать открытие, на которое компьютер не способен. Кроме того, вся коммуникация становится более эффективной, если использовать последние достижения в сфере развития эмоционального интеллекта.

Наиболее эффективными форматами развивающих мероприятий здесь будут: тренинги, индивидуальный и групповой коучинг, «вовлекающие пространства» как обучение через искусство.

3. Управление в сложных условиях включает в себя управление изменениями и риск-менеджмент, а также управление стрессом своим и своих подчиненных (стресс-менеджмент и тайм-менеджмент по индивидуально подобранным инструментам). Наиболее эффективными форматами развивающих мероприятий здесь будут: бизнес-кейсы, игры-симуляции, тренинги, индивидуальный и групповой коучинг. 

Таким образом, ключевые компетенции лидера, необходимость которых объясняется актуальными тенденциями бизнеса, отрабатываются известными и, одновременно, редкими для массового обучения форматами.

Обратим внимание на ключевые тенденции российского рынка обучения и развития, которые тесно связаны с объективными изменениями на рынке труда, появлением новых технологий и, конечно, тенденциями в мировой и российской экономиках.

Основные тенденции рынка обучения и развития руководящего состава российских компаний:

• Во-первых, «индивидуальность подхода» проявляется как требование к программам обучения: например, бесполезно просто обучать стресс-менеджменту или тайм-менеджменту.

Все программы обучения ближайшего будущего основываются на индивидуальном подходе – ищется индивидуальный стиль управления, по которому даются индивидуальные инструменты.

Сейчас появилось множество различных методик, позволяющих быстро и качественно протипизировать участников на основе тестирования и дать им только те инструменты управления, которые подходят именно им.

Индивидуальный подход в программах развития управленческих навыков означает: проведение диагностики индивидуального стиля управления (временем, задачами, стрессом своих и своих подчиненных; изучение различных стилей управления – их сильных и слабых сторон (это важный процесс для руководителей, которые получают важную информацию о своих подчиненных и учатся эффективнее ставить задачи и управлять ими в зависимости от индивидуальных особенностей сотрудников); выработка индивидуальной системы управления для каждого сотрудника с предложением самых удобных для него инструментов в зависимости от его индивидуального стиля управления.

Кроме того, каждому лидеру корпоративный университет готовит индивидуальный план развития, который согласовывается с ним, и служит определенным «вектором» на обозначенный срок (как правило, 2-3 года).

• Во-вторых, умение учиться новому (не накапливать знания, а быть любознательным и открытым для нового знания) – важный тренд в обучении.

По сути, мы вступили в эру такого высокого уровня развития технологий, интернета, поисковых систем, что добыть нужные знания больше не сложно. Сложнее и важнее – научиться ставить стратегические цели, готовность к постоянным изменениям, любознательность.

Также требуются поддерживающие компетенции: умение подключать самомотивацию и ощущать внутреннюю гармонию, чтобы иметь возможность мотивировать других.

• В-третьих, благодаря естественному приросту в коллективах сотрудников поколения Y, которые уже успели занять высокие должности в топ-менеджменте, в обучение пришли игровые техники, краткосрочные обучающие курсы, визуализация и обучающие ролики.

В целом, увеличилась доля дистанционных и кратких форматов обучения. Во многих корпоративных университетах практически под каждую обучающую программу готовится видео-ролик или дистанционный курс, а тестирования давно проводится в электронном виде.

Таким образом, современное обучение стало интересным, удобным и учитывающим индивидуальные особенности лидеров.

Ключевые факторы успеха системы обучения и развития топ-менеджмента компании

Современные талантливые лидеры остаются мотивированными и не вспоминают о традиционном «выгорании» там, где им по-настоящему интересно работать, а не там, где обязательно есть карьерные или финансовые перспективы.

Есть несколько ключевых факторов, на которые нужно обратить внимание:

1. Корпоративная культура, поощряющая творческий подход: сотрудники могут активно предлагать идеи, не боясь, что будут раскритикованы руководством.

Например, можно сделать форум «Копилка бизнес-идей» и регулярно что-то из них воплощать в жизнь. А тех, кто идеи выдвинул, награждать (например, почетной грамотой или небольшим ценным подарком).

Известны примеры из практики, когда за идею, приносящую реальную экономию затрат, сотруднику выдают внеочередную премию.

2. Развивающая среда, поощряющая в компании самореализацию: сотрудники могут преподавать в корпоративном университете или быть наставниками/менторами для молодых специалистов. Дать возможность делиться своим опытом и знаниями значит дать сотруднику неисчерпаемый инструмент самореализации!

3. Культура управления, заинтересовывающая и вовлекающая в решение сложных задач: руководителей регулярно обучают постановке творческих задач, и они применяют эти знания на ежегодной аттестации, ставя цели развития своим сотрудникам, а также при каждом удобном случае — предлагая сложные задачи, делегируя их и давая развивающую (мотивирующую) обратную связь своим подчиненным. 

При условии соблюдения перечисленных важных моментов талантливый сотрудник вряд ли покинет компанию, так как будет творить, самореализовываться и развиваться в решении интересных задач.

Уже сейчас понятно, что нам всем придется учиться всю жизнь! И нам всем придется постоянно повышать свою квалификацию или переквалифицироваться. Следует привыкнуть к тому, что это совершенно нормально. Основная компетенция ближайшего будущего — гибкость.

Нужно учиться быть гибкими во всем: в поиске работы, в своем отношении к профессии, к жизни вообще.

HRы и Корпоративные университеты должны помочь всем осознать, что жизнь изменилась: VUCA-мир означает теперь постоянные изменения на протяжении всей жизни человека. 

Наталья Ечкалова, e-prof.ru

Источник: https://hr-portal.ru/article/vystraivanie-sistemy-obucheniya-i-razvitiya-dlya-top-menedzhmenta-kompanii

Современные методы подготовки топ-менеджеров (стр. 1 из 4)

Развитие топ-менеджеров: терминология, методы, тенденции

Введение

Глава 1 Особенности подготовки руководителей

1.1 Задачи, встающие при обучении руководителей

1.2 Особенности обучения руководителей

Глава 2 Современные методы подготовки топ-менеджеров

2.1 Обучение класса люкс

2.2 Тренинговые группы для менеджеров

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность. В последнее время много говорится о подъеме российской экономики и о тех благоприятных перспективах, которые могут открыться перед Россией к 2021 году.

Но эти перспективы, конечно же, не откроются сами собой.

Движение вперед невозможно, если не повысить эффективность работы наших предприятий, которая примерно в 4-6 раз ниже эффективности работы аналогичных предприятий развитых стран Запада и Востока.

При этом трудно сказать, что мы плохо работаем. Виноваты не рядовые работники. В первую очередь низкая эффективность является следствием низкого качества управления. Сегодняшняя управленческая модель формировалась десятилетиями в совершенно иных условиях – условиях плановой экономики и преобладания административно-командных методов управления. Эту управленческую модель характеризует:

· ориентация на исполнение, на дисциплину в ущерб творческому отношению к работе и анализу возникающих в работе проблем;

· преобладание авторитарных методов управления, низкая готовность к развитию подчиненных и расширению их самостоятельности;

· настрой на стабильность в ущерб настрою на развитие, желанию проявлять инициативу и стремлению к выявлению возможностей для улучшений в работе;

· низкая готовность к эффективному использованию потенциала человеческих ресурсов, с одной стороны, в силу недостатка соответствующих знаний, с другой стороны, с руководителя этого, как правило, никто и не требует, главное – выполнение порученных заданий;

· отсутствие настроя на постоянное обучение, на повышение собственной управленческой квалификации.

Именно эти тенденции нам нужно будет напряженно преодолевать при преобразовании российской экономики. В XXI веке на первый план выходят инновации и динамичные организационные изменения. Это предполагает изменение требований к руководителям на всех уровнях, а особенно к высшему и среднему уровню управления.

Цель исследования – рассмотреть современные методы подготовки руководителей менеджеров.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности подготовки руководителей.

2. Проанализировать задачи, встающие при обучении руководителей.

3. Определить особенности современных методов подготовки топ-менеджеров.

4. Рассмотреть особенности подготовки и проведения тренингов как одного из методов подготовки руководителей менеджеров.

Объект исследования – основополагающие проблемы обучения и подготовки руководителей. Предмет исследования – определение особенностей методы подготовки руководителей менеджеров.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Морозова Е.Н., Рыбкин И., Падар Э., Юдина Ю.Р. и других.

Глава 1 особенности подготовки руководителей

Обучение для руководящего состава российских предприятий имеет особое значение, так как последние десять лет обучению руководителей уделялось недостаточное внимание.

Экономическое возрождение России невозможно без руководителей, владеющих современными знаниями и навыками успешного решения управленческих задач. На многих предприятиях вообще нет руководителей, которые получили специальную подготовку в области управления.

Такие руководители осуществляют управление не на основе знаний в сфере управления, а руководствуясь преимущественно интуицией и здравым смыслом[1].

Важнейшая задача, которую следует решить при подготовке учебных программ для руководителей и в процессе их обучении это необходимость выявления причинных связей между поведением руководителей в процессе реализации своих управленческих функций и факторами, которые на него влияют.

А влияют на поведение руководителей не только внешние факторы, такие как действующие законы, сложившаяся в организации структура управления, но и внутренние, психологические факторы.

Американский психолог Арджирис считает, что действенность учебных программ для руководителей будет повышаться, если при разработке программ исходить из того, что организационное поведение руководителей в первую очередь определяется их установками.

Именно установки, сформировавшиеся ранее, определяют стиль управления и доминирующие подходы руководителей к решению возникающих перед ними управленческих проблем. Таким образом, обучение руководителей, которое передает им необходимую сумму знаний, но не изменяет в нужном направлении их установки, рискует оказаться недостаточно эффективным.

Специфика обучения руководителей определяется структурой и содержанием их профессиональной деятельности. Среди важнейших целей, которые призвано преследовать обучение руководителей, можно выделить следующие:

Дать руководителям знания, необходимые для успешного решения стоящих перед ними задач.

Помочь руководителям лучше понять и систематизировать уже имеющийся опыт.

Обучить навыкам и умениям, необходимым для эффективного руководства.

Дать возможность творчески переосмыслить свою повседневную работу и стимулировать потребность в совершенствовании собственной работы.

Способствовать развитию у руководителей установок, способствующих:

· повышению индивидуальной эффективности труда;

· более продуктивному взаимодействию с подчиненными;

· успешному достижению целей подразделения и организации в целом[2].

Обучение это не просто получение новых знаний, знакомство с новыми возможностями и новыми решениями. Результатом обучения должна быть способность руководителей под другим углом увидеть решаемые ими проблемы и готовность находить новые, более эффективные решения в каждодневной управленческой практике, подкрепленные знаниями из области науки управления.

1.2 Особенности обучения руководителей

Говоря о том, что из себя представляет труд руководителя, часто говорят, что руководитель – это человек, который выполняет работу чужими руками.

Это полусерьезное определение верно отражает специфику работы руководителя решение задач, стоящих перед организацией, перед отдельным ее подразделением с помощью других людей (подчиненных).

Рассматривая систему управления людьми в организации, следует помнить о том, что это не только технологии, процедуры, документы, но и искусство. В управлении людьми нет и не может быть однозначных рецептов “делай так и только так”.

Ясно, что нет “стандартного человека”, которым можно легко управлять при помощи стандартных приемов и методов, дающих стандартный эффект. Управление людьми – это также и искусство, так как управление людьми предполагает обращение не только к их разуму, но и к их душе и чувствам[3].

Опыт лучших западных и отечественных руководителей показывает, что успех приходит к тем, кто не просто ставит задачи перед подчиненными и добивается их выполнения, а обладает способностью заинтересовать, зажечь, вдохновить персонал, объединить общей идеей, сформировать команду единомышленников. Тот кто хочет побеждать в бизнесе, должен понимать, что в основе лежат три ключевых фактора: желание, понимание и возможности.

Желание связано с мотивацией к улучшению работы всей организации; со стремлением к достижению поставленных целей.

Совершенно типичной является ситуация, когда руководство готово платить большие деньги консультантам, экспертам, ожидая, что в итоге будут получены высокие результаты даже без активного участия как самих руководителей, так и рядового персонала организации. Но одного желания мало.

Понимание – это знание того, что и как нужно делать, чтобы добиться поставленных целей. Понимание приходит как в результате опыта, который люди приобретают, работая в организации; так и в результате обучения.

Знание основных закономерностей поведения людей в организации и то, каким должно быть управление, чтобы получить максимальную отдачу от персонала, позволяет лидерам целенаправленно работать, закладывая фундамент будущих побед.

Но и понимание, подкрепленное желанием, не приведет с необходимостью к достижению поставленных целей. Организация должна располагать необходимыми возможностями.

Возможности – это, с одной стороны, наличие чисто материальных возможностей (финансы, оборудование, здания и др.), а с другой – уровень доверия и сотрудничества между руководством и работниками.

Желание, понимание и возможности – это не просто тот контекст, в котором протекает процесс управления, это основа будущих успехов, формируемая и целенаправленно закладываемая руководством и специалистами по управлению персоналом, с учетом целей, стоящих перед организацией. Для успешного выполнения этой работы необходимо последовательное ознакомление с правилами, принципами и технологиями управления людьми[4].

Важной проблемой, с которой приходится сталкиваться при обучении руководителей, является то, что руководители не используют полученные знания на практике.

При этом с их стороны всегда приводятся те или иные самооправдания, выполняющие роль психологической защиты, объясняющие, почему сложившиеся условия исключают возможность практического применения полученных знаний или подходов.

Отсюда важная цель при проведении обучения руководителей – помощь им в понимании собственного отношения к работе, доминирующих ценностей и приоритетов и преодоление защитного поведения, мешающего изменять ставшие неэффективными образцы поведения[5].

Источник: https://mirznanii.com/a/164433/sovremennye-metody-podgotovki-top-menedzherov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.