Формы и сроки дополнительного профессионального образования медицинских работников

Формы и сроки дополнительного профессионального образования медицинских работников Справочные материалы
Обучение медицинских работников

До 1.01 2021 года заниматься медицинской деятельностью в России вправе только те граждане, которые получили высшее или среднее медицинское образование российского стандарта и сертификат специалиста (п. 1 ч. 1 ст. 100 Закона № 323-ФЗ).

При этом медицинское образование может быть получено и за рубежом при условии признания документов об образовании в РФ, сдачи экзамена по специальности и получения сертификата специалиста.

С 1 января 2021 года сертификаты будут заменены на свидетельство об аккредитации специалиста (ч. 1 ст. 69 Закона № 323-ФЗ). 

Для продления сертификата врач проходит повышение квалификации не реже одного раза в пять лет (абз. 4 п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 66н). Если срок действия сертификата специалиста закончился, работник не имеет права заниматься медицинской деятельностью.

Необходимость профессиональной подготовки, переподготовки кадров и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (ст. 196 ТК РФ).

Однако на нем лежит обязанность направить медицинского работника на повышение квалификации, если это является условием выполнения сотрудником определенного вида деятельности, а также оплатить такое обучение (ч. четвертая ст.

196 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 72 Закона № 323-ФЗ).

Содержание
  1.  Кого и когда отправлять на обучение
  2. План обучения медицинских работников
  3.  Документы для зачисления на обучение медицинских работников
  4.  Оформление приказ о направлении на обучение
  5. Внесение данных о повышении квалификациив личную карточку и трудовую книжку
  6. Документы
  7. Диплом о профессиональной переподготовке
  8. Удостоверение (Свидетельство) о повышении квалификации
  9. Сертификат специалиста
  10. Дополнительное профессиональное образование медицинского персонала
  11. Повышение квалификации медицинского персонала
  12. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
  13. Профессиональная переподготовка медицинских работников
  14. Стажировка
  15. Дополнительное образование среднего персонала медицинского учреждения
  16. Основные требования к организации ДПО
  17. Новые правила проведения ДПО
  18. Обучение медицинского персонала
  19. Кто устанавливает необходимость прохождения обучения?
  20. Что требуется для зачисления на программы ДПО?
  21. Как проходит обучение медицинского персонала?
  22. Можно ли обучать медработников за счёт фонда ОМС?
  23. Как получить на обучение средства ОМС?
  24. Аккредитация медработников на смену сертификации
  25. Чья это обязанность — повышать квалификацию?
  26. Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?
  27. Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников
  28. Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?
  29. Когда отменят сертификацию для тех, кто хочет пройти курсы переподготовки?
  30. Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно
  31. 🎬 Видео

 Кого и когда отправлять на обучение

Медработником является не каждый сотрудник медицинской организации. Так, сотрудники, выполняющие трудовую функцию по должностям «главный врач», «заместитель главного врача», относятся к медработникам в случае, только если в их должностные обязанности входит медицинская деятельность (примечания к Номенклатуре должностей.

Медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности (абз. 4 п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 66н). Работодатель обязан вести точный учет и контроль сроков действия сертификатов сотрудников, чтобы не нарушать лицензионные правила осуществления медицинской деятельности.

Необходимо выяснить, у кого из сотрудников в каком месяце следующего года истекает срок действия сертификата и по какой специальности. После формирования такого списка следует пересмотреть приказ Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. № 541н.

Поскольку за пять лет квалификационные требования к специальности могли измениться, и не исключено, что вашему сотруднику потребуется не плановое повышение квалификации, а переподготовка (п. 8 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России № 66н).

Начало обучения не всегда совпадает с окончанием действия сертификатов. Допускается направление сотрудников на учебу на ближайший по времени цикл после истечения срока действия сертификата.

Профессиональная переподготовка обычно проводится в организации раз в полгода.

Врачу, вынужденному ее пройти, можно предложить по соглашению сторон перевод на должность «врач-стажер» по той же специальности до получения диплома.

План обучения медицинских работников

Соответствующие списки направляются в образовательное учреждение, с которым согласовываются сроки и порядок прохождения курсов.

Повышением квалификации врачей и среднего медперсонала занимаются образовательные и научные организации. Они должны иметь лицензию на осуществление соответствующей деятельности.

 Вам предстоит подобрать максимально близкий по сроку проведения учебный цикл по специальности ваших сотрудников. Название цикла зачастую состоит из наименования специальности и типа учебной программы.

Далее составляем и утверждаем у руководителя план обучения на следующий год (образец ниже).

 Документы для зачисления на обучение медицинских работников

Чтобы работников зачислили в образовательную или научную организацию по программам дополнительного профессионального образования, от них требуются:

– личное заявление;

– документы, подтверждающие соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям;

– документы, подтверждающие непрерывный стаж практической работы по соответствующей медицинской специальности более пяти лет.

https://www.youtube.com/watch?v=ntGGHW9XXPU

На основании поданных заявлений составляются списки обучающихся на следующий год.

Затем составляется  ходатайство о зачислении в соответствующее образовательное учреждение, а также документы, подтверждающие квалификацию сотрудников (копии диплома об окончании медицинского вуза, сертификата по основной специальности, документа об окончании интернатуры или ординатуры, последнего свидетельства о повышении квалификации по основной специальности).

Учебное заведение подтверждает зачисление выдачей путевки на каждого обучаемого. В ней указывается: название цикла, даты его проведения, место и время начала занятий. Кадровику нужно заполнить пустые поля путевки (Ф.И.О.

сотрудника, место работы и занимаемая должность, данные о дипломе, стаже работы), затем подписать ее у руководителя и заверить печатью организации.

Далее снять с путевки копию и передать в бухгалтерию, а оригинал вручить сотруднику.

Если  медицинский работник работаете в частном медучреждении, вместе с путевкой будут переданы два экземпляра договора на обучение и счет на оплату. Договор также надо подписать у руководителя и заверить печатью. Один экземпляр договора вместе со счетом нужно передать в бухгалтерию, второй вернуть в учебное заведение.

 Оформление  приказ о направлении на обучение

После получения путевки издается приказ в произвольной форме о направлении сотрудников на обучение. В нем указывается: Ф.И.О. и должности работников, учебное заведение, срок повышения квалификации, форма обучения (с отрывом от работы, без отрыва или с частичным отрывом), предоставляемые гарантии (образец ниже). С приказом работник  ознакамливается под роспись.

Чаще всего на повышение квалификации отправляют с отрывом от работы.

Однако локальными нормативными актами может быть предусмотрена возможность обучения с частичным отрывом от работы, когда сотрудникам разрешено трудиться в свободное от учебы время, чаще всего по вечерам и в выходные. На практике сотрудники обучаются без отрыва от работы на краткосрочных курсах продолжительностью 72 часа и менее.

При направлении работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата по основному месту работы (ст. 187 ТК РФ). Работникам, направляемым на обучение с отрывом от работы в другую местность, оплачиваются командировочные расходы.

Внесение  данных о повышении квалификации в личную карточку и трудовую книжку

По окончании обучения на основании представленного документа о повышении квалификации или профессиональной переподготовке внесите сведения: в его личную карточку формы № Т-2 в раздел «Профессиональная переподготовка» (постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1); в трудовую книжку, раздел «Сведения о работе» (подп. «б» п. 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225).

Видео:Формы получения образования и формы обученияСкачать

Формы получения образования и формы обучения

Документы

Формы и сроки дополнительного профессионального образования медицинских работников

  1. Документ о высшем/среднем медицинском или фармацевтическом образовании
  2. Документ о послевузовском профессиональном образовании (интернатура, ординатура) для специалистов с высшим образованием
  3. Документ о профессиональной переподготовке (при наличии)
  4. Сертификат специалиста (при наличии)
  5. Документ о повышении квалификации (при наличии)
  6. Копия трудовой книжки, заверенная в отделе кадров по месту работы
  7. Копия паспорта
  8. Документы, подтверждающие смену фамилии (при наличии)
  9. СНИЛС
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»
  4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»
  5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование”
  6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»
  7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2008 г. N 176н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»
  8. Приказ Минздрава России от 10.02.2021 N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»
  9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
  10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2021 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов»

В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательные организации имеют законное право выдавать следующие документы установленного государственного образца:

Диплом о профессиональной переподготовке

Выдается при освоении курса профессиональной переподготовки, в объеме не менее 504 академических часов и прошедшим итоговую аттестацию.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Профессиональная переподготовка (сокращённо ПП) – это получение дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, а также личностных качеств), необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Данная форма обучения доступна лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование.

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает её обладателю право заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Диплом о профессиональной переподготовке

Удостоверение (Свидетельство) о повышении квалификации

Выдается при освоении курса повышения квалификации, в объеме не менее 144 академических часов и прошедшим итоговую аттестацию.

https://www.youtube.com/watch?v=3QAHXlWgphg

Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Удостоверение о повышении квалификации

Сертификат специалиста

Сертификат специалиста (далее — сертификат) свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.

Сертификат специалиста

Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г.

N 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный N 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г.

, регистрационный N 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г.

N 210 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г.

, регистрационный N 20144).

Видео:Виды дополнительного профессионального образования и зачем они нужныСкачать

Виды дополнительного профессионального образования и зачем они нужны

Дополнительное профессиональное образование медицинского персонала

Формы и сроки дополнительного профессионального образования медицинских работников

Дополнительное профессиональное образование (далее по тексту — ДПО) — это процесс обучения медицинского персонала по дополнительным образовательным программам за пределами основных образовательных программ.

В Российской Федерации существует три основных вида ДПО:

  • Повышение квалификации;
  • Стажировка;
  • Профессиональная переподготовка.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинского персонала осуществляются согласно Приказу Минздрава России от 03.08.

2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее по тексту — Приказ № 66н).

Повышение квалификации медицинского персонала

Повышение квалификации — вид ДПО, направленный на обновление теоретических и практических знаний медицинского персонала в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

Повышение квалификации проводится не реже чем один раз в пять лет (п. 4 Приказа № 66н).

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного вида деятельности, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
  • Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка медицинских работников

Профессиональная переподготовка (далее — переподготовка) — вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ.

Переподготовка не обеспечивает получения нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.

https://www.youtube.com/watch?v=WLks2cxsXeY

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации медицинского персонала в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Стажировка

Стажировка — форма повышения квалификации или переподготовки с помощью непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности медицинского персонала. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения.

В системе ДПО стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Дополнительное образование среднего персонала медицинского учреждения

Ещё одним важным документом, касающимся повышения квалификации среднего медицинского персонала, является Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». Этим документом закреплён Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала.

Названный Перечень в виде таблицы содержит информацию о периодичности (не реже 1 раза в 5 лет), продолжительности и виде постдипломного образования по окончании определённой тематики циклов. Одна или несколько тематик для повышения квалификации установлена для определённых категорий специалистов и должностей работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием.

Однако стоит не забывать, что упомянутый Приказ Минздрава № 186 не имеет статуса нормативного правового документа, поэтому требования некоторых должностных лиц органов надзора, касающиеся его точного исполнения, не являются правомерными.

Основные требования к организации ДПО

Сроки, формы, содержание и технология обучения медицинского персонала по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности).

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской деятельности.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем образовательной или научной организации, где она проводится.

Новые правила проведения ДПО

Видео:Как медработнику заполнять отчёт о профессиональной деятельностиСкачать

Как медработнику заполнять отчёт о профессиональной деятельности

Обучение медицинского персонала

Формы и сроки дополнительного профессионального образования медицинских работников
Кто решает о необходимости повышения квалификации медработника? Как проходит обучение? Может ли медперсонал обучаться за счёт средств ОМС? Что развитие персонала даёт медучреждению? Читайте в статье.

Век живи ― век учись.

Это поговорка особенно жизненна для медицинских работников, ведь в здравоохранении всегда появляется что-то новое, будь то закон или медицинская технология.

В 2012 году Минздрав РФ издал приказ N 66н, который обязывает медработников проходить обучение на протяжении трудовой жизни каждые пять лет.

В приказе также обозначаются цели обучения медицинского персонала:

  • обновление знаний, связанное с повышением требований к квалификации и необходимостью освоения новых методик;
  • закрепление на практике знаний, умений и навыков, полученных во время подготовки и изучения передового опыта;
  • приобретение навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности;
  • получение дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для нового вида работы.

Кто устанавливает необходимость прохождения обучения?

Решение о необходимости дополнительного профессионального образования медработникам принимает его работодатель (ч. 1, ст. 196 ТК РФ). Работники, планирующие заняться новым видом медицинской или фармацевтической деятельности, проходят профессиональную переподготовку.

Что требуется для зачисления на программы ДПО?

Чтобы начать обучение по программам ДПО, необходимо предоставить образовательной или научной организации заявление, документы, подтверждающие соответствие квалификационным требованиям и непрерывный стаж практической работы более пяти лет (при наличии).

Как проходит обучение медицинского персонала?

Медработники обучаются по программам ДПО в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки или стажировки с полным или частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Сроки, формы, содержание и технологии обучения определяют работодатель и организатор курсов ДПО с учётом ФГОС. Сроки стажировки также устанавливает работодатель, исходя из её целей.

https://www.youtube.com/watch?v=iZtWdfZpUb8

Если у медсестры или врача стаж работы более пяти лет, то обучение организуется:

  • для работников со стажем 5―10 лет ―в виде профессиональной переподготовки (от 500 часов);
  • для работников со стажем от 10 лет ― в виде повышения квалификации (100―500 часов).

Завершается освоение программы ДПО обязательной итоговой аттестацией, по итогам которой выдают удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Можно ли обучать медработников за счёт фонда ОМС?

По приказу Минздрава РФ N 575н, медработники могут обучаться за счёт средств нормированного страхового запаса ТФОМС. Но эта возможно только для тех, кто оказывает медпомощь по территориальной программе ОМС. Чтобы получить средства ТФОМС на обучение, нужен действующий договор на оказание и оплату медпомощи по ОМС на текущий год, заключённого по статье 39 закона N 326-ФЗ.

Как получить на обучение средства ОМС?

1. Оформить заявку.

На портале непрерывного медицинского образования http://edu.rosminzdrav.ru медработник выбирает из списка программу обучения и образовательную организацию. Для доступа сотрудник должен быть зарегистрирован в системе ЕСИА и Федеральном регистре медработников.

Предусмотрено пять форм обучения:

  • симуляционная;
  • электронная;
  • дистанционная;
  • сетевая;
  • стажировка.

Выбрав программу, он оформляет предварительную заявку для зачисления, согласовывает программу, образовательную организацию и сроки с руководителем. Потом передаёт ему заявление о направлении на обучение по программе повышения квалификации.

2. Подготовить проект соглашения.

Чтобы работник смог обучаться за счёт средств ОМС, необходимо заключить соглашение между медицинской организацией и территориальным фондом ОМС. Проект соглашения готовит медицинская организация по правилам, утверждённым постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2021 года N 332 (далее — Правила). Типовую форму соглашения утвердил Минздрав приказом от 6 июня 2021 года N 354н.

К проекту прикладывается заявление сотрудника и договор на обучение, составленный в соответствии со статьёй 54 закона об образовании N 273-ФЗ. Руководитель вносит при необходимости изменения в план ФХД медицинской организации.

Проект соглашения подаётся в ТФОМС в двух экземплярах. В течение трёх рабочих дней фонд рассмотрит заявку, соглашение подпишут или вернут на доработку.

3. Составить заявку на оплату.

Заявку на включение в план мероприятий по организации обучения медицинского персонала направляют уполномоченному органу за 15 календарных дней до начала следующего квартала (п. 9 Правил). Форма заявки закреплена в приложении к Правилам.

В поле «Направление повышения квалификации (специальность, наименование и продолжительность образовательной программы)» указывается точное название, сроки программы, которую выбрал медработник.

А в поле «Обоснование стоимости повышения квалификации» необходимо указать, почему выбранная сотрудником программа, отражает специфику работы в конкретной медицинской организации. Дополнительные аргументы — территориальная близость образовательной организации, её академический статус, авторитетный состав преподавателей и т. п.

Утверждённый план мероприятий направляют в медорганизации в течение двух рабочих дней со дня его принятия.

После включения в План мероприятий и заключения соглашения медорганизации и ТФОМС медицинский работник обучается в образовательной организации и предоставляет работодателю копию документа о повышении квалификации.

Медорганизация обязана соблюдать условия по использованию средств. Если к 1 января нового года были потрачены не все средства, которые выделил ТФОМС на повышение квалификации медработников, остатки направляются на те же цели (п. 13 Правил).

Первоочерёдная задача обучения — это повышение компетентности. Развитие платной медицины и высокая конкуренция заставляют медицинские организации поддерживать высокий уровень качества медицинских услуг, постоянно расширять диапазон предлагаемых услуг и улучшать сервис. Всё это требует непрерывного обучения медперсонала, а развивать сотрудника выгоднее, чем брать специалиста со стороны.

https://www.youtube.com/watch?v=FmO0ovadylU

Эксперт Мария Забурмах рассказывает, как строить отношения «врач—пациент», на II Международном интерактивном симпозиуме «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением», 14—17 августа 2021 года.

Интересное образовательное мероприятие может быть нематериальной мотивацией для сотрудников, так как оно освежает восприятие профессии, избавляет от ощущения рутинности. Прошедшие обучение сотрудники работают с большей отдачей, справляются с задачами в разы лучше и быстрее.

Развитие сотрудников приносит свои плоды для организации в целом. Обучение помогает коллективу адаптироваться к изменяющейся среде, новым законам и методикам, что позволит работать эффективнее.

Вновь обученные медработники могут взглянуть на работу медучреждения свежим взглядом, предложить варианты, например, для повышения качества медицинского сервиса или снижения расходов, работают более вдохновенно, а значит, более продуктивно. Чем опытнее медработники, тем больше возможностей для дальнейшего роста медицинской организации.

Если, прочитав эту статью, вы решили обучать своих сотрудников, то не откладывайте это в долгий ящик. На конференциях «Академии профессионального развития» ваши сотрудники приобретут необходимые теоретические знания и практические инструменты, а по итогам получат удостоверение о повышении квалификации, подтверждающее их профессиональный рост.

Видео:Формы и виды наставничества педагогических работников в образовательных организацияхСкачать

Формы и виды наставничества педагогических работников в образовательных организациях

Аккредитация медработников на смену сертификации

Формы и сроки дополнительного профессионального образования медицинских работников

Неразбериха вокруг сертификации и аккредитации вызывает много вопросов о том, кому и когда можно получить сертификат, минуя процедуру аккредитации. Также ответим на вопрос о том, какую ответственность несут специалист и работодатель, если срок действия сертификата уже истек. 

Внимание! Новый Приказ Минздрава от 22 декабря 2021 года №898 «Об изменении сроков аккредитации в 2021 году»

Чья это обязанность — повышать квалификацию?

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации обязывает не только работников, но и работодателей.

Согласно ст. 100данного закона медицинской деятельностью могут заниматься лица, прошедшие обучение по программам высшего или среднего медицинского образования, а также имеющие сертификат специалиста.

Работник: В этом же законе (пп. 3 п. 2 ст. 73) прописана обязанность медицинского (фармацевтического) работника совершенствовать свои профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях.

Работодатель: Работодатель обязан направлять своих работников на курсы повышения квалификации (пп. 8 п. 1 ст. 79).

Какую ответственность несут стороны за отсутствие сертификата специалиста (свидетельства)?

Росздравнадзор за прошедший период выявил случаи несоблюдения сроков повышения квалификации специалистов (не реже 1 раза в 5 лет) — 151 случай. Были наложены штрафы.

Что касается врачей. Если вина врача будет установлена, а именно специалист проигнорировал указание руководства о необходимости пройти курсы повышения квалификации, то работодатель может применить следующие меры воздействия.

Изменения системы совершенствования знаний и навыков медицинских работников

Порядок и сроки совершенствования знаний и навыков определяет Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н. Данный нормативный акт на момент публикации еще действует. Но в ноябре 2021 года медицинское сообщество было предупреждено о том, что в связи с введением системы аккредитации и института НМО Приказ №66н будет изменен.

На данный момент в Приказе четко разделены 3 вида совершенствования знаний и навыковпутем освоения программ дополнительного профессионального образования:

  • 1 вид: Повышение квалификации

  • 2 вид: Профессиональная переподготовка

  • 3 вид: Стажировка

Помимо дополнительного профессионального образования есть еще Институт базового медицинского образования (получение высшего или среднего мед.образования) и институт ординатуры (узкая специализация).

Таким образом всю систему можно представить таким образом:

А. Базовое профессиональное образование:

  • А1. Высшее или среднее образование (Диплом + сертификат)

  • А2. Ординатура (Диплом + сертификат)

Б. Дополнительное профессиональное образование

  • Б1. Повышение квалификации или как обычно называют «сертификационный цикл» (Удостоверение + сертификат)

  • Б2. Профессиональная переподготовка (Диплом + сертификат)

  • Б3. Стажировка

После завершения любой из данных образовательных программ специалисты получали помимо основного документа о дополнительном образовании еще и сертификаты специалиста. Теперь вместо сертификатов в связи с вступлением в систему аккредитации будет выдаваться свидетельство об аккредитации.

Статья 100 Федерального закона №323-ФЗ определила сроки запуска системы аккредитации. Там же указывается, что переход к новой системе осуществляется поэтапно: с 1 января 2021 по 1 января 2021 г

22 декабря 2021 года был издан Приказ №1043, который определил сроки вступления работников здравоохранения в систему аккредитации. Из Приказа понятно, что все будут получать свидетельства после 1 января 2021 года. До этой даты аккредитацию будут проходить, согласно поэтапному переходу, лишь отдельные категории специалистов. Кто эти специалисты?

Плановая сертификация или внеплановая?

Некоторые специалисты путаются с тем, можно ли им получить еще раз сертификат, минуя аккредитацию. Все зависит от того, какую сертификацию им нужно пройти.

https://www.youtube.com/watch?v=gXqe16t0AhM

Есть плановая сертификация – каждые 5 лет (согласно ФЗ-323) повышать квалификацию.

Есть неплановая сертификация. Сюда относятся те, кто заканчивает ординатуру, курс переподготовки.

Для плановой сертификации уже определены сроки аккредитации. Если специалист получил сертификат специалиста до 1 января 2021 года, то он может еще раз пройти сертификацию. Если же в последний раз сертификат получен после указанной даты, то этот специалист в следующий раз должен будет проходить аккредитацию.

Плановая сертификация: вступать в НМО или нет?

Что делать тем, кто уже не сможет получить сертификат (в рамках 5 летнего цикла)? Некоторые из них еще не зарегистрировались на сайте НМО. Сомневаются, нужно ли вообще вступать в НМО?

Поводом к сомнениям послужили обсуждения о необходимости поправок в Приказ 66Н. Как уже заявлялось, Минздрав намерен внести поправки в данный нормативный акт. Как ожидается, медицинские и фармацевтические работники смогут выбирать: проходить ежегодно курсы повышения квалификации и набирать баллы (ЗЕТы) или прослушать единовременно курс объемом не менее 150 ак. часов.

Пока нет точного ответа на этот вопрос. Правила и необходимость обучения по системе непрерывного образования противоречит Приказу 66н, который должен быть изменен.

В любом случае специалист ничего не потеряет, если зарегистрируется на сайте НМО и прослушает 36-часовой или два 18-часовых курса + 14 часов очных мероприятий. За год специалист должен набрать 50 зачетных единиц (ЗЕТ): из которых очные мероприятия должны составлять не более 14 ак. часов (или 14 ЗЕТ).

В любом случае одним из важных этапов аккредитации является оценка портфолио. Наличие в портфолио не только грамот, благодарностей, публикаций в научных изданиях, но сертификатов, свидетельств, удостоверений позволят успешно пройти аккредитацию.

Когда отменят сертификацию для тех, кто хочет пройти курсы переподготовки?

Приказ №1043 от 22 декабря 2021 года определил, что сертификаты можно получать до 31 декабря 2021 года.

То есть данной категории специалистов продлили возможность получения сертификата еще на 1 год.

Все, кто завершит обучение на курсах профессиональной переподготовки после 1 января 2021 года, будут уже сдавать многоэтапный экзамен. Пока неизвестно, из чего будет состоять этот экзамен.

На сегодня процедура аккредитации состоит из 4 этапов:

  • 1 этап: Тестирование знаний

  • 2 этап: Оценка практических умений и навыков

  • 3 этап: Решение ситуационных задач

Четвёртый этап – оценка портфолио. Этот этап действует для тех, кто проходит плановую аккредитацию (сертификацию).

Что касается тех, кто осваивает программы ординатуры, то им тоже отменят сертификаты с 1 января 2021 года.

Плановую сертификацию уже нельзя, а внеплановую – еще можно

Тем не менее сертификат может быть выдан даже тем, кому уже нельзя получить его в рамках пятилетнего цикла (после курсов повышения квалификации). Для этого достаточно пройти переподготовку и получить сертификат.

В Современной научно-технологической академии (СНТА) медицинские специалисты: врачи и средний медицинский персонал, — могут пройти сертификационные циклы и курсы профессиональной переподготовки.

Обучение очно-заочное с применением дистанционных технологий. Согласно Приказу №66н, обучение проходит по индивидуальным учебным планам. Обучение доступно для жителей отдаленных регионов России.

После прохождения тестирования, на адрес слушателей высылается диплом о переподготовке + сертификат специалиста государственного образца, а в случае освоения курса повышения квалификации (сертификационный курс) высылается удостоверение о повышении квалификации + сертификат специалиста государственного образца. 

Ознакомиться с перечнем образовательных программ для врачей, среднего медицинского персонала, а также фармацевтических работников. 

🎬 Видео

ФРМО и ФРМР. Аккредитация фарм. специалистов.Скачать

ФРМО и ФРМР. Аккредитация фарм. специалистов.

Виды дополнительного образования: переподготовка, повышение квалификации, образовательные программыСкачать

Виды дополнительного образования: переподготовка, повышение квалификации, образовательные программы

ФАЦ.Федеральный аккредитационный центр.Периодическая аккредитация для медицинских работников часть 1Скачать

ФАЦ.Федеральный аккредитационный центр.Периодическая аккредитация для медицинских работников часть 1

СЕКЦИЯ 10: НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРАСкачать

СЕКЦИЯ 10: НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Аккредитация медработников 2023г. Новые правила МинздраваСкачать

Аккредитация медработников 2023г. Новые правила Минздрава

Педагогика дополнительного образования детей и взрослыхСкачать

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

Формы получения образования и формы обучения: теория и типовые ошибки в документах обрaз организацииСкачать

Формы получения образования и формы обучения: теория и типовые ошибки в документах обрaз организации

Контрольно-надзорная деятельность в сфере дополнительного профессионального образованияСкачать

Контрольно-надзорная деятельность в сфере дополнительного профессионального образования

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРДИОЛОГИИСкачать

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАРДИОЛОГИИ

Актуальные вопросы реализации программ ДПО и профессионального обучения в 2021 годуСкачать

Актуальные вопросы реализации программ ДПО и профессионального обучения в 2021 году

Обучение медицинских работников и врачей в рамках федеральных законов РФ👩🏽‍⚕️ 👨🏼‍⚕️Скачать

Обучение медицинских работников и врачей в рамках федеральных законов РФ👩🏽‍⚕️ 👨🏼‍⚕️

Организация ДПО: форматы, особенности, планирование, финансированиеСкачать

Организация ДПО: форматы, особенности, планирование, финансирование

Повышение квалификации и профессиональная переподготовкаСкачать

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Что нужно обязательно знать, чтобы успешно пройти периодическую аккредитацию в 2022-2023 гг. - НМОСкачать

Что нужно обязательно знать, чтобы успешно пройти периодическую аккредитацию в 2022-2023 гг. - НМО

ТОП-7 трудовых прав, о которых вы НЕ ЗНАЕТЕСкачать

ТОП-7 трудовых прав, о которых вы НЕ ЗНАЕТЕ

Об образовательной деятельности и аккредитации оториноларингологов в НМИЦОСкачать

Об образовательной деятельности и аккредитации оториноларингологов в НМИЦО
Поделиться или сохранить к себе: