Сфера деятельности в бюджетных организациях требует осуществления госзакупок, поэтому появилась необходимость в создании специального отдела и должности, которая называется контрактный управляющий.
Федеральное законодательство содержит немало положений, которые регламентируют работу на такой должности. Основным законом является 44-ФЗ.
В основном в соответствии с ним и идет работа контрактного управляющего.
- Что это за должность?
- Обязанности
- Требования
- Профстандарты
- Должностная инструкция
- Ответственность
- Штрафные санкции
- Назначение
- Создание контрактной службы
- Способы создания
- Комиссия по госзакупкам
- Контрактная служба по Закону № 44-ФЗ; полномочия и должностные инструкции контрактного управляющего
- Контрактная служба или контрактный управляющий?
- Трудовые или гражданско-правовые отношения?
- Требования контрактной службе и контрактному управляющему
- Обучение контрактного управляющего и работников контрактной службы
- Выбор образовательных программ
- Также смотрите: – Закупки 2014: специальная подборка материалов (доступ для зарегистрированных читателей) – Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе – Ответственность учреждения перед контрагентами – Обеспечение контракта. Банковская гарантия – Нарушения в сфере закупок: административная ответственность
- Контрактный управляющий по 44 фз кто может быть назначен с 01.01.2021
- Кто может быть контрактным управляющим
- Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ
- Кто может быть назначен контрактным управляющим по 44 ФЗ
- Контрактный управляющий по 44-ФЗ: функции, обязанности, ответственность, профстандарт образец должностной инструкции
- Требования к контрактному управляющему с 1 января 2021 года
- Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ
- Требования Закона № 44-ФЗ к уровню квалификации работников
- Требования Закона № 44-ФЗ к уровню образованию контрактных управляющих
- Заключение
- Образование контрактного управляющего по 44 фз | Загранник
- Что нужно знать об образовании в сфере закупок
- Где пройти обучение по 44-ФЗ
- 📽️ Видео
Что это за должность?
Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это уполномоченное лицо, которое несет ответственность за выполнение закупок, включая исполнение контракта.
Данная должность появляется, когда общая годовая величина закупок заказчика не выше 100 млн руб., а также нет контрактной службы.
Один заказчик может иметь в штате несколько контрактных управляющих, которые будут заниматься закупками в разных сферах. К примеру, один управляющий может осуществлять закупку строительных и ремонтных работ, другой – продуктовой корзины, третий – различной техники и т. д.
Обязанности
Положения ч.4 ст.38 44-ФЗ описывают, что должен делать контрактный управляющий, обязанности которого состоят в следующем:
- Разрабатывать план закупок, подготавливать изменения для внесения в данный план, размещать план в единой информационной системе, заносить изменения в план.
- Разрабатывать план-график, готовить изменения для него, вносить план-график в ЕИС, вносить изменения в план-график.
- Подготавливать и размещать в ЕИС извещения об исполнении закупок, документов о закупках, готовить и направлять приглашения о принятии участия в выборе поставщиков закрытым способом.
- Осуществлять закупки и заключать контракты.
- Участвовать в рассмотрении дел, касающихся обжалования результатов выбора поставщиков и готовить материал для выполнения претензионно-исковой работы.
- Организовывать консультации с поставщиками, если того требует случай, принимать участие в таких консультациях для выявления конкурентной среды, выявления лучших технологий, решения вопросов, касающихся обеспечения госнужд. Данная работа должна проводиться на стадии планирования закупок.
- Исполнять другие обязанности, которые предусмотрены 44-ФЗ.
Требования
Федеральный закон не содержит конкретных требований к тому, чтобы сотрудник, претендующий на должность «контрактный управляющий», повышал свою квалификацию. Но тем не менее, согласно ст.39 44-ФЗ, в комиссию заказчика могут входит лишь те лица, которые прошли профессиональную подготовку или обладают определенными навыками.
Федеральный закон определяет требования к тем сотрудникам, которые хотят стать контрактными управляющими. Во-первых, сотрудник должен иметь высшее образование, а во-вторых, документ, подтверждающий наличие дополнительного образования в закупочной сфере.
Есть и такое понятие, как профстандарты по 44-ФЗ. Законом принято решение не использовать больше в обиходе понятие «повышение квалификации». Есть профподготовка и переподготовка.
Почему не повышение квалификации? Первое понятие направлено на обновление уже имеющихся навыков и повышение профессионализма в рамках существующего образования.
Второе понятие направлено на получение новой квалификации, то есть сотрудник будет переобучаться.
Законом были установлены сроки до 1.01.2021 г., чтобы все сотрудники, находящиеся на должности контрактного управляющего, прошли переобучение и соответствовали заявленным требованиям.
Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это работник, имеющий следующие документы:
- удостоверение о повышении квалификации: для тех сотрудников, кто получил обучение на семинарах с временем прохождения 72-100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации: для тех, кто обучался свыше 100 часов;
- диплом о профессиональной переподготовке: для тех, кто обучался свыше 1000 часов.
Профстандарты
Опираясь на ч.1 ст.9 44-ФЗ, работодатели должны обеспечивать их деятельность и деятельность контрактного управляющего на профессиональной основе. Поэтому заказчик обязан давать должность «контрактный управляющий» только тем сотрудникам, которые имеют необходимые навыки и знания, относящиеся к закупочной сфере.
https://www.youtube.com/watch?v=IAFyY2h2a64
Кроме этого, такой специалист имеет право во время работы повышать уровень профессиональной подготовки, знания о закупочной деятельности, навыки, соответствующие занимаемой должности, а также уровень квалификации в сфере госзакупок.
Сотрудник, который решил пройти переподготовку, должен пройти обучение на контрактного управляющего. Обучение может проходить как очно, так и заочно. Сейчас большой популярностью пользуются дистанционные курсы. Данная форма обучения предполагает безотрывное обучение от самой работы. Данные курсы состоят из теоретической и практической частей.
Выбирая дистанционное обучение, работодатель все же должен быть готов предоставить сотруднику немного свободного времени для прохождения практических заданий. Для тех сотрудников, которые повышают квалификацию, дается минимум 16 часов для обучения. А для тех, кто проходит переподготовку, дается минимально 250 часов.
Контрактный управляющий может быть новым сотрудником, сотрудником, который переведен на данную должность приказом, или сотрудником, который совмещает данную должность с основной.
Должностная инструкция
В законодательстве нет каких-либо пометок, что именно должна содержать должностная контрактного управляющего и что она вообще должна быть. Поэтому руководитель может самостоятельно выбрать документ, который будет регламентировать работу контрактного управляющего, где прописываются обязанности и права данного сотрудника.
Можно указать должностные обязательства в трудовом договоре или в приложении к нему, но в таком случае составлены они должны быть согласно профстандартам контрактного управляющего.
Иногда данный вариант не совсем удобен для реализации, поэтому руководство организации может составить документ не конкретно для сотрудника, а на должность в целом. Конкретного образца, как должна выглядеть должностная инструкция контрактного управляющего, нет. Поэтому каждая организация, где есть подобная должность, может создать свою унифицированную форму.
Есть один нюанс, который должен быть учтен и об этом должны уведомить сотрудника, предполагающего занять оговариваемую должность.
Инструкция контрактного управляющего по 44-ФЗ должна содержать сведения о том, что данный сотрудник несет ответственность перед законом и может быть оштрафован или же понести административное наказание за невыполнение своих обязанностей или же за злоупотребление своими полномочиями.
Ответственность
Учитывая положение ч.5 ст.38 44-ФЗ, ответственность контрактного управляющего находится в пределах тех обязанностей, которые он исполняет. В инструкции должны быть четко описаны обязанности работника, находящегося на данной должности и ответственность, которую он несет за неисполнение указанных обязанностей.
Сотрудник несет ответственность согласно ТК РФ за неисполнение или пренебрежение своими должностными обязанностями, предусмотренные инструкцией, а также за причинение материального вреда работодателю.
К тому же, контрактный управляющий может понести уголовное, гражданское или административное наказание за правонарушение, которое совершается в процессе его трудовой деятельности.
Законодательно установлено, что контрактные управляющие могут нести индивидуальную ответственность за соблюдение требований, которые установлены законом о контрактной системе в области закупок. Лица, нарушающие предписания закона и нормативных актов, могут понести наказание, вплоть до уголовного.
Штрафные санкции
Как уже говорилось выше, контрактный управляющий по 44-ФЗ, должностная инструкция которого предполагает наличие ответственности, должен внимательно относиться к своей работе. К штрафным санкциям за неисполнение или злоупотребление своими обязанностями относятся:
- Административное наказание. Размеры штрафов определены КоАП РФ.
- Дисциплинарное взыскание.
- Уголовное наказание.
Назначение
При назначении контрактного управляющего заказчик должен придерживаться следующего алгоритма:
- вводится новая должность в текущее штатное расписание организации;
- составляется должностная инструкция контрактного управляющего;
- издается приказ о назначении контрактного управляющего в данной организации.
В настоящее время создается очень много программ, которые направлены на помощь в принятии управленческих решений. Автоматизация в сфере госзакупок становится все более популярной.
https://www.youtube.com/watch?v=3w31GXvKBEo
Специальные программы выполняют мониторинг, составляют планы-графики, уведомляют поставщиков и выполняют еще много полезных действий. Но еще не скоро машины вытеснят человеческий труд. Даже несмотря на то, что программа выполняет большинство работы, сотрудник должен перепроверить всю информацию. Но, тем не менее, автоматизация существенно сокращает время работы и трудозатраты.
Создание контрактной службы
Согласно не раз упомянутому 44-ФЗ, определяющим моментом при создании контрактной службы является совокупный годовой объем госзакупок в соответствии с планом-графиком.
Заказчик должен создать контрактную службу, если показатель будет превышать 100 млн. руб.
Законодательство дает заказчикам выбор – изменять структурную систему своей организации, создавая новый отдел, или же распределять обязанности между работающими сотрудниками путем совместительства.
И это при показателе ниже 100 млн. рублей.
Если контрактная служба не создается, назначается контрактный управляющий по 44-ФЗ, должностная инструкция которого включает все обязанности, прописанные в законе.
Способы создания
Если работодатель остановился на создании контрактной службы, то у него есть несколько способов сделать это:
- Заказчик формирует отдельное структурное подразделение, начальником которого является руководитель контрактной службы. Такой способ актуален для очень крупных предприятий, где отдел включает большое количество сотрудников, работающих в штате на постоянной основе.
- Заказчик готовит приказ, где указывается постоянный состав сотрудников. В результате этого образуется отдельная служба (не путать со структурным подразделением). Главенство принимает на себя заместитель руководителя организации. Основной плюс такого способа – быстрое расформирование отдела в случае необходимости. Обычно такая служба состоит из нескольких человек.
Комиссия по госзакупкам
Согласно ст.39 44-ФЗ, заказчик обязан принять решение об образовании комиссии до начала закупок для выявления поставщиков. Он назначает состав комиссии, порядок работы и председателя. Исключением является ситуация, когда поставщик один.
Состав комиссии включает в себя не менее пяти человек, если это:
- проведение конкурсов;
- проведение аукционов;
- запросы котировок, предложений (единая комиссия).
Состав комиссии должен быть не менее трех человек, если это:
- проведение котировок;
- комиссия для рассмотрения заявок и конечных предложений.
Если при создании комиссии обнаружится, что в ее составе находится человек, который лично заинтересован в выборе конкретного поставщика, заказчик должен незамедлительно его заменить на другое физлицо, не заинтересованное в итоговом результате закупок.
Комиссия может выполнять свои обязанности и принимать решение, если на заседании находится хотя бы половина от ее состава.
Участники комиссии должны быть заблаговременно уведомлены о дате, времени и месте проведения заседания. Заочное принятие решений, а также передача права голоса, запрещены.
Видео:Как найти специалиста по закупкам? Подбор контрактного управляющего, работника контрактной службыСкачать
Контрактная служба по Закону № 44-ФЗ; полномочия и должностные инструкции контрактного управляющего
Указанный в Законе о контрактной системе принцип профессионализма заказчика подразумевает, что закупками занимаются специальные сотрудники учреждения – контрактные управляющие или работники контрактной службы.
Когда заказчик обязан создать контрактную службу, а когда достаточно назначить контрактного управляющего? Каков правовой статус специалистов по закупкам, как организуется их работа? Какие квалификационные требования предъявляются к сотрудникам, и как их обучить? Отвечает эксперт.
За осуществление закупок в учреждении отвечают специальные сотрудники – контрактные управляющие или работники контрактной службы.
Контрактная служба или контрактный управляющий?
Одним из принципов контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд провозглашен принцип профессионализма заказчиков.
Суть его заключается в том, что заказчики ведут закупочную деятельность на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Кроме того, заказчики принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством РФ (ст. 6, 9 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, далее – Закон № 44-ФЗ).
В развитие принципа профессионализма заказчика в ст. 38 Закона № 44-ФЗ закреплены положения, регламентирующие вопросы создания и деятельности контрактной службы. Контрактную службу обязаны создавать не все заказчики, но лишь те из них, чей совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб.
Если же совокупный годовой объем закупок заказчика равен 100 млн руб. или меньше этой суммы, то у заказчика появляется выбор: создавать контрактную службу или назначить контрактного управляющего. Таким образом, контрактный управляющий – это альтернатива контрактной службе.
Если контрактной службы нет (при условии, что совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн руб.), нужно назначить контрактного управляющего, если же контрактная служба у заказчика есть, то контрактного управляющего уже быть не может.
Контрактный управляющий в учреждении заказчика может быть только один, а вот сотрудников контрактной службы может быть несколько.
https://www.youtube.com/watch?v=2ELTqKehGNA
О новых правилах организации закупок читайте в статье «Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе».
Трудовые или гражданско-правовые отношения?
Часто заказчики задаются вопросом о возможности передать функционал контрактной службы (контрактного управляющего) «на сторону», иными словами, привлечь профессионалов по гражданско-правовому договору.
Однако такой вариант невозможен, поскольку согласно ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий – это должностное лицо заказчика.
Сотрудники контрактной службы именуются в Законе № 44-ФЗ «работниками», следовательно, и они связаны с заказчиком именно трудовыми, а не гражданско-правовыми договорами.
Не стоит забывать в связи с этим и о требованиях трудового законодательства РФ. Так, согласно ст. 56 Трудового кодекса РФ работник выполняет определенную трудовую функцию.
Следовательно, у каждого работника контрактной службы, а равно и у контрактного управляющего соответствующие функциональные обязанности нужно включить в должностные инструкции.
Напомню также, что изменения могут вноситься в должностную инструкцию работника только с его письменного согласия.
Нужно отметить, что «контрактный управляющий» – это не название должности, а обозначение функциональных обязанностей должностного лица заказчика, ответственного за проведение закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (ч. 2 ст.
38 Закона № 44-ФЗ). Обратите внимание, что заказчик может своим приказом назначить контрактного управляющего в отношении одной закупки.
Так что это не пост, занимаемый «раз и навсегда», а конкретное поручение (приказ) выполнить функции контрактного управляющего.
Согласно ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ создание контрактной службы в качестве отдельного структурного подразделения не обязательно.
Следовательно, функции контрактной службы заказчик может передать одному из уже существующих структурных подразделений.
А потому у специалиста по закупкам (работника контрактной службы) может быть и иное название должности, главное – установить соответствующие обязанности в его должностной инструкции, а также оформить это приказом.
Согласно ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании Типового положения (регламента), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. № 631.
Требования контрактной службе и контрактному управляющему
Закон № 44-ФЗ содержит норму на «переходный» период. Так, в соответствии с ч. 23 ст.
112 Закона № 44-ФЗ от необходимости нового обучения по закупкам освобождены работники контрактной службы (контрактный управляющий), имеющие основное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Такая отсрочка действует для них до 1 января 2021 года.
Таким образом, сотрудники заказчика (или кандидаты на должность, предполагающую совершение закупок), могут не проходить обучение по нормам Закона № 44-ФЗ вплоть до 1 января 2021 года, если у них есть опыт работы по правилам ранее действовавшего Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ и соответствующее образование.
Тем не менее, практика первой половины 2014 года показала, что специалисты в сфере закупок охотно проходили обучение новым правилам и процедурам. Люди стремятся получить знания, а не только «корочку», и стимулируют их к этому серьезные административные штрафы (ст. 7.29−7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Подробнее об ответственности в области закупок, в том числе персональной ответственности сотрудников заказчика, читайте в статьях «Нарушения в сфере закупок: административная ответственность», «Закупки по Закону № 223-ФЗ: административная ответственность» и «Ответственность учреждения перед контрагентами».
Если же у сотрудника нет основного или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов, то необходимо руководствоваться нормой ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, согласно которой работникам контрактной службы, контрактным управляющим необходимо иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Очевидно, что приведенная норма сформулирована крайне неудачно: если толковать ее буквально, работнику контрактной службы заказчика достаточно просто иметь высшее образование, а дополнительное профессиональное образование не требуется.
Другой вариант: работник контрактной службы может не иметь высшего образования, в этом случае ему необходимо дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Вероятно, законодатель имел в виду совсем другое и разделительный союз «или» стоит в тексте Закона № 44-ФЗ не в том месте, где нужно.
Обучение контрактного управляющего и работников контрактной службы
Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это условие выполнения работниками определенных видов деятельности.
При этом работодатель создает обучающимся работникам необходимые условия для совмещения работы с получением образования и предоставляет гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Таким образом, если работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо пройти дополнительное профессиональное обучение, учреждение издает соответствующий приказ, заключает договор с образовательной организацией, оплачивает обучение, оформляет работнику служебную командировку.
https://www.youtube.com/watch?v=INlCHv-w7Gk
По ст. 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование возможно в форме программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
Принципиальная разница между ними в том, что повышение квалификации – это развитие компетенций и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, а профессиональная переподготовка – это приобретение новой квалификации, то есть переобучение.
Выбор образовательных программ
Согласно ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает автономией и свободой в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения и образовательных технологий. Дополнительные профессиональные программы могут быть составлены с учетом пожеланий учреждения, направляющего сотрудников на обучение.
В программах профессиональной переподготовки упор делается на соответствие установленным квалификационным требованиям, профессиональным и образовательным стандартам.
Формы обучения, сроки освоения дополнительных профессиональных программ, а также форма итоговой аттестации определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.
Конкретных требований к повышению квалификации в сфере закупок на уровне федерального закона устанавливать не планируется. Все вопросы разрешаются только в самой образовательной программе, которая, в свою очередь, составляется образовательной организацией в рамках лицензии.
Однако готовятся методические рекомендации по содержанию программ дополнительного профессионального образования в сфере закупок в целях реализации принципа профессионализма заказчика, предусмотренного в ст. 9 Закона № 44-ФЗ.
Подчеркну, что речь идет не о введении соответствующего образовательного стандарта, но лишь о рекомендациях, адресованных образовательным организациям.
В соответствии с ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. Образцы этих документов самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.
Каждая образовательная организация в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582 размещает на своем интернет-сайте огромный массив информации о себе и о своей деятельности, в том числе и лицензии.
Обращайте на это внимание при выборе места обучения ваших работников.
Уже есть много прецедентов, когда обучение проводят субъекты (как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели), не имеющие лицензии на ведение образовательной деятельности.
Также смотрите:
– Закупки 2014: специальная подборка материалов (доступ для зарегистрированных читателей)
– Закон № 140-ФЗ: изменения в Законе о контрактной системе
– Ответственность учреждения перед контрагентами
– Обеспечение контракта. Банковская гарантия
– Нарушения в сфере закупок: административная ответственность
Чтобы читать свежие материалы журнала «Учет в бюджетных учреждениях», авторизуйтесь как подписчик, оформите демодоступ или подпишитесь на журнал.
Видео:Госзакупки | Контрактная служба, контрактный управляющийСкачать
Контрактный управляющий по 44 фз кто может быть назначен с 01.01.2021
Целесообразно назначать сотрудника, который будет заниматься исключительно госзакупками. Но далеко не все бюджетные учреждения могут позволить себе подобную «роскошь». Закон не запрещает привлекать к работе по должности контрактного управляющего лиц, которые занимают иные должности у заказчика в порядке совмещения.
Кроме того, указанные лица, как должностные, могут быть привлечены к административной ответственности. Так, например, согласно ст. 7.30 КоАП РФ контрактный управляющий может быть оштрафован на 30 000 рублей, если нарушит сроки размещения в ЕИС документов, которые необходимо разместить для госзакупок согласно закону более чем на два рабочих дня.
Кто может быть контрактным управляющим
В соответствии с договором о централизованном бухгалтерском обслуживании, финансовые операции всех образовательных учреждений нашего района проходят через централизованную бухгалтерию отдела образования. Вправе ли директора образовательных учреждений назначить работника централизованной бухгалтерии, который занимался бы закупками всех образовательных учреждений?
В соответствии с частью 23 статьи Закона № 112 «О контрактной системе», работником службы или может быть лицо, имеющее любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов.
что требуют заказчики от управляющего ; какое образование должен иметь сотрудник контрактной службы; какие обязанности возникают у управляющего в соответствии с положением о службе учреждения; положение (регламент) о службе учреждения; переобучение управляющих.
Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.
https://www.youtube.com/watch?v=DPdczBJMfe0
Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.
Кто может быть назначен контрактным управляющим по 44 ФЗ
Кто может быть назначен контрактным управляющим по 44 ФЗ? Какие требования к кандидату? Должно ли быть образование в области закупок или только высшего образования достаточно? Если не достаточно просто высшего образования, а нужно специализированное в области закупок, как его получить?
Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Кроме того, по смыслу Закона N 44-ФЗ контрактный управляющий должен являться работником заказчика (письмо Министерства экономического развития РФ от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Как видим, в приведенной норме не установлено требования к наличию у работника высшего образования определенного профиля, поэтому работнику в данной ситуации достаточно иметь любое высшее образование.
Контрактный управляющий по 44-ФЗ: функции, обязанности, ответственность, профстандарт образец должностной инструкции
Важный момент! Согласно ч.3 ст.
38 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Статья 38 44-ФЗ не предусматривает обязанности Заказчика по разработке и утверждению положения для контрактного управляющего.
- разработка плана закупок, подготовка изменений для внесения в план закупок, размещение в единой информационной системе плана закупок и внесенных в него изменений;
- разработка плана-графика, подготовка изменений для внесения в план-график, размещение в единой информационной системе плана-графика и внесенных в него изменений;
- подготовка и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовка и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
- осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- участие в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготовка материалов для выполнения претензионно-исковой работы;
- организация в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участие в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- иные полномочия, предусмотренные 44-ФЗ.
Требования к контрактному управляющему с 1 января 2021 года
Видео:44-ФЗ | Организация деятельности контрактной службы заказчика: правовые аспекты и ключевые проблемыСкачать
Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ
Вопрос обязательности получения специализированного образования контрактными управляющими и работниками контрактных служб возник с момента появления контрактной системы.
Этому способствовало несколько причин:
- во-первых, это понимание того, что освоить такой большой объем информации, систематизировать его и научиться применять на практике самостоятельно крайне сложно;
- во-вторых, это текст закона, который в части требований к образованию на практике трактуется по-разному.
Не погружаясь в рассуждения о целесообразности прохождения курсов по закону о госзакупках, рассмотрим требования Закона № 44-ФЗ к обучению специалистов и причины их разночтений.
Требования Закона № 44-ФЗ к уровню квалификации работников
Читая текст Закона № 44-ФЗ, довольно сложно себе представить человека, не имеющего специальной подготовки и при этом сходу успешно осуществляющего обязанности контрактного управляющего. Ни для кого не секрет, Закон о контрактной системе является одним из самых сложных и имеет множество нюансов, особенностей и «узких» мест.
https://www.youtube.com/watch?v=f5kM-BS-PYc
Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.
Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.
Требования Закона № 44-ФЗ к уровню образованию контрактных управляющих
Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 статьи 38, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Как показывает практика, содержание части 6 статьи 38 трактуется вовсе не однозначно и вызывает массу споров относительно того, наличия какого же образования достаточно для выполнения требований закона. В данном случае мы говорим именно о формальном исполнении его норм, а не о качественном получении, наличии и применении знаний и навыков на практике.
Достаточно ли наличия любого высшего образования (без учета профиля) или же необходимо иметь высшее образование в сфере госзакупок, которого на сегодняшний день в нашей стране просто не существует? Как ни странно, но этот вопрос возникает даже у квалифицированных юристов, не смотря на то, что закон содержит вполне определенные требования на этот счет. Зачастую у заказчиков, руководителей и контрольных органов складывается мнение об обязательном наличии дополнительного образования в сфере закупок.
Заключение
Не стоит забывать о том, что любые законодательные акты следует читать и понимать буквально, не фантазируя и не вдаваясь в пространные рассуждения. Закон № 44-ФЗ не смотря на наличие пробелов и «узких» мест является исчерпывающим документом, описывающим требования и нормы контрактной системы.
Согласно закону, с 01 января 2021 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:
- высшее образования (без учета профиля);
- дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа.
Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений.
Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.
Прохождение обучения по 44-ФЗ, получение дополнительного образования в сфере закупок – это наиболее целесообразный способ приобретения необходимых знаний и навыков. Возможность консультации с высококвалифицированными специалистами способна избавить начинающих работников от многих ошибок, сэкономить их время и средства.
Поскольку Закон №44-ФЗ обязывает иметь должный уровень квалификации, дополнительное обучение на курсах по управлению государственными и муниципальными закупками не обязательно, но необходимо.
Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация
Видео:12 Организация закупочной деятельности Контрактный управляющий, контрактная служба, Регламент, порСкачать
Образование контрактного управляющего по 44 фз | Загранник
В соответствии с требованиями закона о контрактной системе контрактные управляющие должны иметь образование в сфере закупок. У госзаказчиков часто возникают вопросы каким это обучение должно быть в соответствии с текущим законодательством, в какой форме его можно получить? Ответы вы найдете в статье.
Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.
Для проведения закупок заказчик должен назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу .
Выбор между созданием контрактной службы или назначением контрактного управляющего зависит от размера совокупного годового объема закупок заказчика. Если совокупный годовой объем закупок у организации более 100 млн.
рублей, то назначается контрактная служба. Если менее 100 млн. рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба (ч.2 ст.38 44-ФЗ), то – контрактный управляющий.
Неважно, будет ли это специальное структурное подразделение или просто контрактный управляющий, обучение, согласно федеральному закону № 44-ФЗ, является обязательным для тех, кто занимается закупками.
Вопрос: В связи с созданием контрактной службы у нас в организации произойдет увеличение штата на 2 человека, которые не успевают пройти обучение, по сколько единицы вводятся с первого января, будeт ли нарушением если мы их отправим на повышения квалификации в январе?
Ответ: Новых работников вы можете направить на обучение госзакупкам после того, как приняли их на работу. При необходимости сможете запросить справку из учебного центра о том, что работники проходят обучение в настоящее время.
https://www.youtube.com/watch?v=pm4Iot3UW8E
Участие в государственных торгах. С чего начать? – рекомендуем вебинар поставщикам, которые планируют начать участие в государственных торгах, а также всем, кто желает получить или систематизировать свои знания об участии в торгах.
Что нужно знать об образовании в сфере закупок
От контрактных управляющих всегда требовался определенный уровень образованности и профессионализма, принцип которого закреплен в ст. 9 Закона № 44-ФЗ.
То есть, заказчик должен привлекать к работе только квалифицированных специалистов, так как в их в обязанности входит обеспечение всего процесса закупки, начиная от планирования до утилизации.
Более того, контрактный управляющий обязан теперь просчитывать риски и возможные последствия его решений. Речь идет нередко о стратегических управленческих решениях этих сотрудников.
Сейчас обучению госзакупкам необходимо уделять еще больше внимания по причине усиления государственного контроля над закупочной деятельностью. Кроме того, сама работа становится сложнее, появились многие дополнительные обязанности и тонкости. Руководитель должен уделить важному вопросу обучения сотрудников значительное внимание и уже одного участия в семинарах и вебинарах недостаточно.
Как известно, с 1 января 2021 года закон обязал все контрактные службы и контрактных управляющих иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок. Несоответствие этим требованиям грозит увольнением контрактного управляющего.
Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждает удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона № 273-ФЗ).
Обучение контрактных управляющих регламентировано методическими рекомендациями, содержащимися в письме МЭР № 5594-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки № АК-553/06 от 12 марта 2015 года.
Согласно этого документа, повышение квалификации в сфере закупок по 44-ФЗ должно проводиться по мере необходимости, но не реже, чем раз в 3 года.
То есть, мало получить высшее и дополнительное профессиональное образование, необходимо постоянно эти знания обновлять.
Минимальный срок освоения курса «Управление закупками» — не менее 108 часов. Для руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по программам повышения квалификации — 40 часов.
В том случае, если есть опыт работы, но отсутствует профильное образование, повышения квалификации будет недостаточно. Рекомендуется пройти профессиональную переподготовку. Длительность курса должна быть не менее двухсот пятидесяти часов. Допустимо прохождение стажировки на своем рабочем месте.
Читать дальше Увольнение военного пенсионера без отработки
Где пройти обучение по 44-ФЗ
Высшее и среднее специальное очно-заочное обучение можно получить в профильном учреждении образования. Курсы повышения квалификации можно пройти там же. Как правило, такие программы включают в себя как лекционные курсы, так и практический блок.
В последние годы набирает популярность дистанционное обучение. Это особый вид дополнительного образования. Слушатель не посещает учебное заведение и общается с преподавателями с помощью Интернета.
В современных условиях, когда сотрудники не всегда могут оторваться от работы или уйти в отпуск — это отличная возможность повысить квалификацию. Слушатель сможет самостоятельно распоряжаться своим временем и учебным процессом, изучая полученные от преподавателя методические материалы.
После освоения материала он отчитывается, сдавая зачеты в виде тестов в сети Интернет.
Наши специалисты подготовили программы обучения как для заказчиков, так и для поставщиков. Есть программы для новичков, которых надо обучить с нуля, и для тех, кто в закупках не первый год.
Преимущества обучения в Школе электронных торгов:
- Методические материалы к видеолекциям,
- Ответы на ваши вопросы от экспертов в области закупок,
- Точное соответствие профстандартам.
Как учиться на курсах в Школе электронных торгов — смотрите в видеоролике.
https://www.youtube.com/watch?v=yWhpZVpH6KQ
Подытожим сказанное. В последние годы сфера государственного заказа становится очень популярной. Специалистов, отвечающих требованиям 44-ФЗ по уровню образования и уровню профессионализма, становится все больше.
Благодаря их качественной работе, компания сможет повысить свою производительность, конкурентоспособность и эффективность.
Поэтому работодателю стоит уделить особое внимание обучению контрактных управляющих и всячески способствовать повышению квалификации и профпереподготовке своих сотрудников.
Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – наши эксперты рассматривают самые актуальные и важные темы. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
📽️ Видео
Первое знакомство с профессией Контрактный управляющийСкачать
Введение в закупки: Профессия Специалист по закупкам в сфере регламентированных закупок, 6/7Скачать
Новые требования к организации деятельности контрактной службыСкачать
Контрактный управляющийСкачать
Контрактная служба заказчика.Скачать
Какое образование требуется для работы по Закону № 44-ФЗ?Скачать
Как стать контрактным управляющим первые шаги новичкаСкачать
Создание контрактной службы. Назначение контрактного управляющего.Скачать
Контрактный управляющийСкачать
Госзакупки - становление в истории. Контрактный управляющийСкачать
Урок_3Скачать
Закон № 44-ФЗ для руководителей заказчиков: видеокурс (часть 4/4)Скачать
Профстандарт «Специалист в области закупок»Скачать
Что нужно знать ГУП и МУП о контрактной службеСкачать
Контрактная система. Базовые принципыСкачать
44-ФЗ | Организация деятельности комиссии по осуществлению закупокСкачать