+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Мотивация внутренних преподавателей

Содержание

Правила мотивации студентов успешными ВУЗами *

Мотивация внутренних преподавателей

Мотивация играет немаловажную роль в жизни человека. Мотивация – это те стимулы, приемы, которые побуждают человека к определенным действиям.

Мотивация и учеба

Мотивация в учебном процессе представлена целым комплексом мероприятий. Ключевым понятием в этом направлении является мотив – это определенное направление учебной деятельности студента, которая связана с его отношением к предмету.

Каждый ВУЗ нацелен не на то, чтобы привлечь как можно больше студентов и просто обучать их по единой схеме, но и на то, чтобы заинтересовать их, чтобы они сами желали познавать новое, получать новые знания и навыки. Ученые давно доказали, что интересным делом заниматься гораздо легче и проще, чем выполнять какие-либо задания по принуждению. Поэтому в каждом ВУЗе действует собственная система мотивации студентов.

Какие бывают мотивы?

Мотивация – это процесс двусторонний. Недостаточно того, чтобы педагог пытался заинтересовать студента и не получал от него отдачи. Важно, чтобы студент сам понимал, что от него хотят и к чему это все приведет.

В мотивационном учебном комплексе можно выделить два основных вида мотивов:

Заинтересованность студента в учебе

Данная разновидность представлена внешним воздействием на студента, теми условиями, которые создаются для его привлечения в образовательный процесс: рекомендации педагогов, наставления родителей, правила ВУЗа. Это могут быть как простые беседы, уговоры, пожелания, так и ультиматумы, законодательные акты или закрепленные документально правила.

Ярким примером внешнего мотива является предложение преподавателя ставить автоматы тем, у кого не будет пропусков по занятиям, кто будет участвовать в конференциях и активно отвечать на семинарах, практикумах.

Данная группа убеждений, которые призывают студента хорошо учиться, заложены в его подсознании, мозге, душе, то есть внутри него. Если рассматривать мотивы и мотивацию в этом ракурсе, то важно, чтобы студенту нравилось и хотелось учиться, получать новые знания и навыки. Для этого достаточно просто понимать, для чего он учится, как пригодятся ему полученные знания в перспективе.

Например, студенту нравится определенная дисциплина, поэтому он готов днем и ночью читать по ней литературу, углубляться в предмет и пр.

Внутренние и внешние мотивы могут оказывать различное влияние. Порой принуждение и настояние со стороны родителей вызывают отвращение к учебе. В то же время натиск преподавателя может заставить студента изучить предмет. В последнее время все чаще уделяется внимание внешним мотивам, хотя пробуждение внутренних мотивов действует гораздо эффективнее.

Как ВУЗы мотивируют студентов к обучению?

В престижных и успешных ВУЗах действует собственная «мотивационная программа» для студентов. Как правило, она основывается на всевозможных наградах и чествованиях успешных учащихся. Рассмотрим наиболее популярные способы побуждения студентов к получению новых знаний и навыков.

Привлечение студентов к получению знаний

1. Вручение грамот, благодарностей и дипломов.

Данный метод мотивации является поощрительным и действует в отношении активных и успешных студентов, которые принимали участие в различных научных мероприятиях: олимпиадах, конференциях, практикумах и пр.

Вручение наград (даже если было занято далеко не первое место) делает участие студента в мероприятии более важным и знаменательным, он понимает, что администрация ВУЗа ценит его успехи и достижения.

Данный подход позволяет заинтересовать студента в достижении больших успехов, установлении нового личного рекорда и пр.

2. Присуждение дополнительных выплат, стипендий и иных материальных благ.

С развитием рыночных отношений люди стали чаще оценивать отношение к себе в «рублевом» эквиваленте. Если студент победил в важном конкурсе «российского» или международного масштаба, то ему полагается повышенная стипендия или получение дополнительной «денежной награды». Это тоже, своего рода, мотивация, побуждающая человека учиться.

3. Мотивация от преподавателя.

В процессе обучения одну из ведущих ролей играет преподаватель и его умение заинтересовать студентов. Педагог должен обозначить, что «нельзя» и что «можно», что должен усвоить студент и для чего, как полученные навыки и знания пригодятся ему в жизни, показать ценность учебы.

Преподаватель может применять личные мотивационные меры: сказать о том, что готов ставить «автоматы» по зачетам и экзаменам и пр.

4. Взаимоотношения преподавателя и студента.

Еще одним вариантом мотивации к учебе могут стать взаимоотношения педагога и учащегося. Если студент понимает, что может получить консультацию и помощь, обсудить с преподавателем вопросы по предмету, учебе, то он становится более заинтересованным в тотальном изучении предмета.

5. Уважение к студентам.

Независимо от успеваемости и поведения студента, его отношения к дисциплине, преподавателю, в ВУЗе должны уважать его. Уважение проявляется, прежде всего, в отношении к студенту: обращение к нему (на ты/вы), отсутствие оскорблений, поощрения за успехи в учебе (похвала) и пр.

6. Игры на занятиях.

Одним из самых эффективных способов привлечения внимания студентов к предмету является игра. Преподаватель может проводить семинарские занятия в игровой форме, разделив студентов на 2 команды, поручая им выполнение определенных заданий и пр.

7. Метод кнута и пряника.

Данный метод фактически сейчас действует в виде «рейтинговой системы» оценки успеваемости студентов. За активность на занятиях, участие в различных мероприятиях студенты получают баллы. За пропуск по неуважительной причине, неудовлетворительный ответ баллы могут «минусоваться». К концу семестра каждый учащийся получает столько баллов, сколько он заслужил, т.е. заработал.

Кнутом вы ступают «штрафы», пряником – бонусы за активное участие на занятиях и конференциях, олимпиадах, посещение всех занятий и пр.

8. Личный пример.

Нередко молодые педагоги завлекают студентов к учебе собственным примером. Например, аспирант может показать, что пошел покорять аспирантуру после того, как администрация ВУЗа предложила ему место работы (с условием получения ученой степени и пр.).

Студенты также ценят пунктуальных, ответственных педагогов, которые своевременно проверяют контрольные работы, дают возможность исправить ситуацию, сдерживают обещания и пр.

9. Формирование положительного отношения к профессии и навыкам.

Порой привлечь внимание студента к определенной дисциплине можно, подчеркнув ее важность и нужность в жизни. Например, бухгалтер не сможет работать без знания основ бухгалтерского учета, бухгалтерских счетов и связок, порядка оформления и формирования документов и пр.

10. Наличие творческих или тематических кружков.

Работники ВУЗа должны мотивировать студентов различными способами. Важно, учитывать желания и способности учащегося. Так, в ВУЗах нередко организуют дополнительные секции: спортивные (баскетбол, волейбол, футбол, борьба и пр.

), творческие (театральный кружок, вокал, игра на музыкальных инструментах, танцы и пр.) и др.

Подобные секции способны не только раскрыть таланты и склонности студента, но и помочь ему в развитии и становлении как профессионала и личности.

Таким образом, мотивация позволяет улучшить результаты работы и учебы: чем лучше замотивирован человек, тем лучше результаты его деятельности.

Источник: https://disshelp.ru/blog/pravila-motivatsii-studentov-uspeshnymi-vuzami/

Структура и мотивы педагогической деятельности

Мотивация внутренних преподавателей

В последние годы образовательная система претерпевает основательные изменения. Преподавателю необходимо неукоснительно соблюдать приказы и требования Министерства образования и науки, соответствовать нововведениям в системе процессов обучения.

Внедрение новых образовательных программ, дополнительная социальная ответственность, наличие такого явления, как неоплачиваемые часы, то есть, в целом, несоответствие уровня заработной платы и возложенной нагрузки, ведет к снижению привлекательности профессии учителя. Меняется и система мотивов педагогической деятельности.

Чем же руководствуются абитуриенты при выборе среди прочих педагогического вуза, и что мотивирует выпускников, получивших диплом преподавателя, идти работать в эту сферу?

Мотивация при выборе профессии

Разберемся сначала, по каким причинам в целом человек выбирает профессию.

Доктором психологических наук Е. Климовым, посвятившим немало работ психологии труда, обособлены факторы внешней и внутренней мотивации:

Внешние факторы:

  • Мнение родственников.
  • Ориентация на приятелей.
  • Рекомендация учителей.
  • Ориентация на позицию общества.

Внутренние факторы:

  • Собственные ожидания.
  • Уровень собственных возможностей, их проявление.
  • Наличие знаний и умений в какой-либо деятельности.
  • Склонность к делу.

Рассмотрим, какими мотивами руководствуются желающие проявить себя в педагогической деятельности.

Выбор преподавательской профессии и мотивация преподавательской деятельности

Несомненно, все эти факторы имеют влияние и на выбор профессии преподавателя. Но главными мотивами педагогической деятельности вследствие ее специфики, являются в первую очередь тяготение к учительскому делу – стремление к обучению других людей, передаче собственных знаний и опыта, а во вторую – уровень осведомленности и способностей к той или иной науке.

При осознанном выборе профессии в образовательной сфере у студента наличествует ясное осознание важности преподавательской работы как процесса формирования личности ученика.

При устремленности к обучению других людей будущий выпускник более глубоко осваивает предмет, который намерен преподавать в дальнейшем.

Среди личных качеств таких студентов преобладают умение идти на компромисс, ровность в общении, чувство такта, четкость мыслеизложения, способность к аргументации суждений, наличие организаторских способностей.

«Непедагогические» мотивационные факторы

Осознанная совокупность мотивов педагогической деятельности означает, что человек проявляет увлечение и заинтересованность в этой области. Ряд абитуриентов поступает в педагогические вузы под воздействием совершенно других факторов. К примеру:

  • это единственное место, куда удалось пройти по баллам ЕГЭ;
  • получение отсрочки от армейской службы;
  • получение диплома о высшем образовании, специальность при этом не имеет значения;
  • следование за сверстниками (друзья туда поступили);
  • местонахождение в родном городе (нет надобности переезжать в другую местность и проживать в общежитии) и т. п.

Характеристика абитуриентов педагогических вузов

По мотивам выбора педагогической специальности студентов можно поделить на несколько категорий:

  • устремленные к повышению уровня знаний по интересующему предмету, но необязательно с целью его дальнейшего преподавания;
  • не имеющие четкого мотива в выборе профессии;
  • имеющие склонность к воспитательной деятельности с преобладанием организаторских качеств;
  • проявляющие способности и интерес к преподаванию.

В течение образовательного процесса студенты могут формировать в себе другие мотивационные факторы, как внутреннего, так и внешнего характера.

Внутренние – это глубокое познание предмета, подготовка к непосредственной учительской деятельности, формирование ответственности за обучаемых.

Внешние – это желание выделяться при помощи результативности обучения как среди студентов, так и среди преподавательского состава, получение повышенной стипендии, диплома с отличием.

Также могут появиться такие внешние отрицательные мотивы, как страх перед родственниками и преподавателями в случае неудач в процессе обучения, боязнь быть отчисленным из заведения, остаться без образования.

Мотивация практикующего преподавателя

При осуществлении преподавательской практики после получения диплома начинают формироваться и другие мотивационные факторы.

К внутренним мотивам педагогической деятельности относят, прежде всего, удовлетворенность от работы с обучаемыми. Не меньшую роль играет и повышение квалификации как способ самоутверждения личности.

Среди внешних мотивов педагогической деятельности имеют место такие, как признание коллег, занятие должности в престижном учебном заведении, получение наград и премий за профессионализм и успехи в работе.

Мотив власти

Автором книги «Диагностика педагогических способностей» Н. А. Аминовым также выделяется мотив власти, возникающий при взаимодействии педагога с учеником.

Этот мотив находит свое проявление в праве преподавателя положительной и отрицательной оценки обучения.

Среди видов давления над учеником Аминов выделяет следующие: власть поощрения, наказания, нормативная и информационная власть, власть эталона и знатока. Эта потребность доминирования проявляется в таких действиях, как:

  • контроль социального окружения;
  • влияние на поступки других посредством приказов, приведения аргументов, уговорами;
  • склонение окружающих действовать в одном направлении с собственными нуждами и чувствами;
  • стимулирование остальных к сотрудничеству;
  • убеждение окружения в правильности собственных суждений.

Разумеется, мотивы власти во взаимоотношениях учителя и ученика направлены на пользу последнего. При помощи доминирования как одного из числа прочих мотивов профессиональной педагогической деятельности преподаватель передает обучаемому свои знания, навыки, опыт.

Социальная мотивация работника образования

Особое внимание следует уделить мотивам социально-педагогической деятельности.

Преподаватель не имеет права обойти вниманием наличие признаков неблагоприятной социальной ситуации у своего подопечного (следы побоев, внешние признаки употребления наркотических средств или алкоголя, резкое снижение успеваемости, отсутствие посещаемости без веских причин и т. д.). Особая ответственность возлагается на социальных педагогов, классных руководителей (в школе), кураторов, заведующих кафедрами и отделениями (в заведениях среднего специального и высшего образования).

Классификация преподавателей по структуре мотивационных факторов

Удовлетворенность педагогической деятельностью напрямую зависит от системы ее мотивов. Преобладание внутренних и внешних положительных и отсутствие внешних отрицательных стимулов – их оптимальное соотношение.

Американским психологом Л. Фестингером основано разделение преподавателей по принципу оценивания ими результата ученика.

К первой категории относятся учителя, которые делают заключение на основании предыдущих его успехов. Вторую категорию составляют те, кто дает оценку в сравнении с другим учеником. Условно первую группу он определил как «нацеленную на развитие», а вторую – на «результативность».

Как российские, так и зарубежные исследователи в области педагогики и психологии убеждены в разности методик, подходов и конечных итогов деятельности преподавателей, направленных на развитие и результативность.

Первые подходят к обучению индивидуально, озабочены, прежде всего, освоением предмета и способны отследить уровень каждого подопечного. Вторым важен показатель общего уровня группы, его значение выше среднего, при этом неважна степень освоения программы каждым отдельным учеником.

Таким образом, представители категории, направленные на развитие, практикуют персональный подход, подстраивая не ученика под программу, а программу под ученика, что, соответственно, дает более высокие результаты в конечном итоге обучения.

В противоположность им, второй тип четко следует методическому материалу, предъявляет одинаковые требования ко всей группе учащихся, направлен строго на результат общей массы, добиваясь уровня его значения выше среднего.

Основным мотивационным фактором является признание руководства и получение вознаграждения.

Но в целом нужно отметить, что, учитывая множество мотивов профессиональной педагогической деятельности, как внешних, так и внутренних, нельзя отрицать, что преподаватель одновременно может быть движим как увлеченностью своим делом, так и озабоченностью повышением получаемого заработка.

Уровни результативности преподавательской деятельности

Последним звеном в цепочке «система мотивации – удовлетворение педагогической работой» является продуктивность этого нелегкого труда.

Характеристика педагогической деятельности включает 5 степеней результативности:

1) Репродуктивная – это минимальная степень, когда педагог доносит ту информацию, которой владеет сам.

2) Адаптивная – низкая степень результативности, но имеет место приспособленность передаваемых знаний к особенностям обучаемых.

3) Локально-моделирующая – средняя степень, когда у педагога выработана стратегия передачи знаний.

4) Системно-модулирующая знания – высокая степень продуктивности.

5) Системно-моделирующая деятельность и поведение – высшая степень результативности педагогической деятельности.

Представление о структуре деятельности

Любую деятельность, осуществляемую человеком, составляют несколько компонентов:

  1. Субъект деятельности – тот или те, кем она осуществляется.
  2. Объект деятельности – то, на что она направлена.
  3. Цель – то, для чего она осуществляется.
  4. Мотивы – то, что является причиной осуществления деятельности.
  5. Применяемые способы – с помощью чего она осуществляется.
  6. Итог и оценка деятельности – результат и его анализ.

При отсутствии какого-либо компонента существование деятельности невозможно.

Состав системы педагогического труда

Структура деятельности преподавателя включает в себя те же элементы, что и любая другая человеческая деятельность.

Субъекты – это не только учителя, ими также выступают родители и другие представители окружения, оказывающие педагогическое влияние на объекты деятельности.

Объекты – учащиеся и студенты, на которых нацелена работа педагога, а также те люди, которые участвуют в педагогическом процессе.

Цели и мотивы педагогической деятельности – передача собственных знаний от субъекта к объектам, имеющая для этого побудительные причины.

Средства – знания, которыми обладает субъект, способы их передачи объекту при помощи дидактического и методического материала.

Итог – это результат преподавательской деятельности, оценкой которого служит уровень освоения переданных знаний.

Функциональный состав структуры преподавательской деятельности

Н. В. Кузьминой, доктором психологических наук, разработана модель деятельности педагога, состоящая из функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, коммуникативного и организаторского.

Гностический элемент структуры – это знания, которыми располагает педагог, но не только по преподаваемому предмету, но также и в области коммуникационной взаимосвязи с учениками.

Проектировочный элемент – это планирование своих действий в учебном процессе.

Конструктивный – отбор необходимого методического и дидактического материала, построение плана обучения.

Коммуникативный элемент – построение взаимоотношений между учителем и учениками.

Организаторский – способности педагога наладить в процессе обучения как свою деятельность, так и группы учащихся.

Независимо от функционального или поэтапного выделения компонентов, структура и мотивы педагогической деятельности тесно связаны между собой.

Выводы

Мы рассмотрели мотивы выбора педагогической деятельности. Несомненно, эта работа имеет творческое начало.

Заниматься этим социально значимым трудом должны люди, осознанно сделавшие выбор в пользу профессии преподавателя.

За ним должны в обязательном порядке стоять внутренние мотивы, такие как ярко выраженное желание и потребность обучать других людей знаниям, накопленным в себе, и глубокие познания в преподаваемом предмете.

Источник: https://FB.ru/article/391794/struktura-i-motivyi-pedagogicheskoy-deyatelnosti

Понятия мотива и мотивации обучения, классификация мотивов обучения и их роль

Мотивация внутренних преподавателей

Поведение и деятельность человека обусловлены двумя взаимосвязанными явлениями: побуждением и регуляцией. В свою очередь феномен побуждения определенного поведения тесно связан с понятиями мотива и мотивации. Именно они придают деятельности целенаправленность, организованный и устойчивый характер, способность к реализации значимой цели.

Необходимо различать мотивацию от мотива. Понятия мотива и мотивации соотносятся следующим образом:

Определение 1

Мотив – это свойство конкретного субъекта поведения, то есть стабильное личностное свойство определенного человека, благодаря которому он стремится к определенным действиям.

Определение 2

Мотивация – это собирательное наименование методов и средств побуждения учеников к познанию и обучению, активному усвоению учебного материала. Понятие мотивации может и не относится к конкретной личности.

Мотивационную сферу составляют три основных компонента: мотивы, цели и потребности.

Определение 3

Потребность – это состояние нужды в чем-либо, ощущение нехватки определенного блага, которое необходимо для развития и стабильного функционирования человека.

Определение 4

Цель – это итог деятельности, осознаваемый в конкретной и явной форме. Именно на цель ориентировано определенное действие, удовлетворяющее актуализированные потребности.

Все перечисленные выше элементы и являются основными в мотивационной сфере любого человека. Мотивированной считается любая человеческая деятельность, потому что любые действия продиктованы определенными мотивами, и любая активность имеет перед собой какую-то цель.

Что касается мотивации учения, степени проявления энтузиазма к учебной деятельности, познанию и изучению школьных дисциплин, то эти вопросы занимают ведущее место в дидактике.

Определение 5

Основными движущими силами любого дидактического процесса являются мотивы учения, под которыми понимаются некоторые предпосылки и побуждения, которые и вынуждают личность заниматься познавательной деятельностью.

Чаще всего в основе учебной активности ученика лежит не один мотив, а целый их комплекс: они могут переплетаться, дополнять друг друга, находиться в определенном соотношении. Однако не все мотивы побуждают к учебной деятельности одинаково. Как правило, несколько из них выступают в качестве ведущих, а остальные – второстепенные.

Виды мотивов к обучению

Существует несколько подходов, по которым классифицируют все мотивы образовательной деятельности у школьников. Их авторами являются Л. Божович, В, Хеннинг и др. Например, классификация Божович предполагает, что существует всего две больших группы мотивов: те, что порождаются непосредственно самим учебным процессом, т.е.

зависят от содержания и действия учения, выбранных методов преподавания, и те, которые располагаются за пределами учебного процесса и связаны только с его результатом.

Примерами второй категории мотивов могут быть: желание иметь высокий заработок в будущем, хорошо закончить школу, поступить в престижный университет, просто получить отличную оценку, заработать похвалу педагога, выделиться среди одноклассников, изменить свое положение в коллективе.

Одним из основных критериев, которые обеспечивают высокую эффективность обучения, является высокая развитость познавательной стороны учебного процесса.

В основе познавательной работы должен лежать когнитивный энтузиазм, обеспечивающий положительное отношение учеников к своей деятельности. Если обратиться к содержательной стороне энтузиазма, то, согласно Г.

Щукиной, можно выделить следующие его значения:

  • конкретный энтузиазм к интересным процессам и явлениям, любопытным фактам, упомянутым в учебном материале (так называемый элементарный уровень энтузиазма);
  • энтузиазм к изучению существенных черт явлений или предметов, которые составляют саму их суть;
  • энтузиазм к построению и изучению причинно-следственных взаимосвязей, поиску закономерностей и единых источников явлений при разных условиях их существования.

Определение 6

Иначе говоря, мотивация обучения – это процесс, содержание которого может быть разложено на три уровня: энтузиазм к правилам и фактам, к сути явлений и к происхождению явлений.

Если же говорить о мотивации действием, то в ней также выделяют три отдельных уровня:

  • творческий (например, самостоятельное создание заданий и упражнений);
  • поисковый;
  • исполнительский.

Важно отметить, что познавательные мотивы учения, выражающиеся повышенным интересом учебного материала, методикам преподавания, самому образовательному процессу, формируются в ходе самой учебной деятельности при условии ее активного протекания, а не предшествуют ей.

Наиболее сильно эффективность проявляется тогда, если у личности сформированы глубокие и сильные мотивы учиться, действовать активно, преодолевать препятствия, неизбежно возникающие на пути, работать с полной отдачей, двигаясь к намеченной цели.

Все это в равной мере относится и к процессу обучения, успешность которого тем выше, чем более позитивное отношение к учителю существует у учеников, чем выше уровень их познавательного энтузиазма. Обучение требует наличия у обучающихся чувства ответственности и долга.

Мотив обучения как стимул учебной деятельности

Для формирования сильных мотивов к обучению используется целый комплекс методов ведения образовательно-воспитательного процесса.

Среди них выделяют наглядные, словесные, практические способы, репродуктивные и поисковые методы, приемы самостоятельного исследования.

Все без исключения способы организации учебного процесса направлены не только на усвоение информации, но и на создание мотивационного воздействия. Следовательно, мы можем сделать вывод о наличии у любого способа учения стимулирующей функции.

На основе научного подхода был выделен широкий спектр способов, специально предназначенных для того, чтобы создавать положительные мотивы обучения, инициировать когнитивную деятельность, способствуя наилучшему усвоению учебной информации. Функцию стимулирования очень важно учитывать, поскольку от нее напрямую зависит эффективность образовательного процесса.

Последние данные широко проводимых исследований в области психологии показали, что мотивация является основной движущей силой становления личности ребенка, которая помогает наиболее полно реализовывать его возможности.

Помочь сконцентрироваться на учебной задаче, не отвлекаясь на посторонние раздражители, способен лишь мощный, сильный мотив. Следовательно, педагог должен обладать практическим умением привлекать интерес любого школьника из учебного класса.

Также очень желательно, чтобы он регулярно доводил до обучающихся свой учебный план: так они смогут проникнуться поставленными перед ними задачами и приложить к ним больше усилий.

Однако для грамотного определения учебной задачи одного умения заинтриговать и заинтересовать в успехе может оказаться недостаточно: нужно, чтобы учитель и ученик ясно представляли совместный масштаб учебного курса, чтобы результат соответствовал высоким ожиданиям.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/ponjatija-motiva-i-motivatsii-obuchenija/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.