Коми республиканская академия государственной службы и управления
М.В. Лукин, Л.К. Фоканова
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
Сыктывкар
2009
Рецензенты:
В монографии рассматриваются методологические и прикладные вопросы организации управления персоналом государственной и муниципальных служб в территориальных органах власти. Раскрываются основные направления кадровой политики, проводимой органами власти на подведомственных территориях.
Особое внимание авторами уделено раскрытию сущности, принципов и методов построения концепции территориальной кадровой политики, с учетом требований современного этапа развития общества и особенностей конкретных территорий; механизмов совершенствования деятельности кадровых служб; оценки результатов деятельности государственных и муниципальных служащих, применению управленческого консультирования в рассматриваемой сфере и других вопросов.
Монография может быть полезна для руководителей и специалистов органов государственного и муниципального управления, занимающихся вопросами внутриорганизационного (аппаратного управления), в том числе управления персоналом.
Материалы и положения, содержащиеся в книге, могут быть полезными для преподавателей и студентов высших учебных заведений, изучающих актуальные вопросы государственного и муниципального менеджмента, в том числе учебные курсы, касающиеся управления персоналом в органах власти (курсы «Управление персоналом», «Организационное поведение»).
Она также может представлять интерес для широкого круга специалистов и читателей, интересующихся данными проблемами.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..5
Видео:Эти 3 навыка сделают из вас хорошего руководителя. Управление персоналомСкачать
Глава 1. Концепция кадровой политики: назначение, разработка, состав, правовой статус, использование……………………………………12
Глава 2. Служба управления персоналом региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления: назначение, функции, структура, штаты…………………………27
Глава 3. Проблемы и методы отбора персонала в государственные и местные органы исполнительной власти……………………………………37
Глава 4. Проблемы адаптации специалистов к деятельности в сфере государственного и муниципального управления……………….46
Глава 5. Технологии и механизмы управления мотивацией персонала государственной и муниципальной службы………………………69
Глава 6. Управление движением персонала государственной и муниципальной службы. Ротация персонала. Планирование деловой карьеры……………………………………………………………….78
Глава 7. Обучение и повышение квалификации персонала государственной и муниципальной службы …………………………………………….91
Глава 8. Проблемы и методы оценки результатов деятельности персонала государственной и муниципальной служб. Аттестация служащих ………………………………………………………………………..111
Глава 9. Формирование управленческой команды при главе органа исполнительной власти……………………………………………153
Библиография……………..…………………………………………………….165
Приложение 1. Проект постановления главы администрации о концепции кадровой политики………………………………………………..173
Приложение 2. Положение о Совете по кадровой политике при главе администрации……………………………………………………175
Приложение 3. Примерная схема профессионально-деловой оценки персонала государственной службы (в рамках аттестации)…..175
Приложение 4. Критерии оценки дипломных работ, предназначенные для отбора потенциального резерва специалистов на перспективу для работы в системе органов государственной власти и местного самоуправления………………………………………………….179
Приложение 5. Программа работы по комплексной диагностике резерва руководителей подразделений исполнительного органа власти, проводимой консультантами……………………………………181
Приложение 6. Анкета для оценки мнения руководителей и специалистов о проблемах функционирования исполнительного органа власти……………………………………..……………………..185
Введение
- Актуальность рассматриваемых в данной монографии вопросов обусловлена тем, что на персонал государственной и муниципальной службы2 возлагаются такие задачи, как:
- Муниципальное управление персоналом
- Управление персоналом в условиях муниципальной службы
- Система муниципального управления персоналом
- Социально-психологический аспект муниципального управления персоналом
- 🎦 Видео
Актуальность рассматриваемых в данной монографии вопросов обусловлена тем, что на персонал государственной и муниципальной службы2 возлагаются такие задачи, как:
- Разработка и проведение соответствующей кадровой политики в регионах Российской Федерации, ориентированной на повышение социальной направленности принимаемых органами власти управленческих решений и обеспечение эффективности их деятельности на подведомственных территориях.
- Выработка согласованных действий и установление конструктивных отношений между государственными органами власти и местными органами самоуправления, хозяйствующими субъектами и населением.
- Подготовка высококомпетентных кадров, способных непосредственно решать сложнейшие экономические, социальные и политические проблемы территорий.
- Совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения управления персоналом в органах исполнительной власти.
- Предоставление юридическим и физическим лицам комплекса качественных государственных и муниципальных услуг.
Решение подобных задач возможно при условии, что руководители и специалисты территориальных органов власти и управления обладают высоким уровнем профессионализма; умениями работать в сложных социально-экономических условиях; знаниями специфики конкретных территорий и эффективных путей разрешения имеющихся проблем.
Видео:УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Три главные ошибки руководителя || Михаил МоскотинСкачать
https://www.youtube.com/watch?v=cL8529KFtTw
Следует учитывать, что работа с персоналом на всех уровнях властных структур в настоящее время должна претерпеть определенные изменения.
Во-первых, они связаны с административной реформой, инициированной Президентом Российской Федерации, реализуемой в системе государственной и муниципальной власти.
Во-вторых, в настоящее осуществляются радикальные изменения в органах местного самоуправления, обусловленные работой по введению положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.), испытывающих острый дефицит профессионально подготовленных кадров.
В-третьих, следует учитывать, что всякий переход к новому предполагает особую структуризацию времени и социального пространства, в рамках которых утрачиваются и видоизменяются сущностные черты старого при сложившихся новых обстоятельствах.
«… Россия, — по справедливому и точному замечанию К.Н.
Леонтьева, — не просто государство, Россия, взятая во всецелости, … это целый мир особой жизни, особый государственный мир, не нашедший еще себе своеобразного стиля культурной государственности».3
В ряде разделов работы нами использованы результаты консультационной работы, проводимой с участием авторов в различных регионах России.
Управленческое консультирование как сфера деятельности, ориентированная на совершенствование управления различными объектами с помощью высококвалифицированных специалистов-консультантов, получило широкое распространение в мировой практике, особенно в высокоразвитых странах (например, Япония, США, Германия и др.).
Следует отметить, что с каждым годом потребность в услугах консультантов продолжает увеличиваться, соответственно повышая в этих странах показатель «консультантовооруженности» (количество консультантов по отношению к численности трудоспособного населения)1.
Характерно, что вопросы управленческого развития организаций, формирования организационной культуры и управления персоналом являются сегодня в зарубежных странах наиболее приоритетными и востребованными сферами деятельности консультантов.
В Российской Федерации управленческое консультирование (несмотря на то, что отдельные группы консультантов имеют уже почти 20-30 — летний опыт работы) пока еще находится на стадии становления.
Ситуацию усугубляет и то обстоятельство, что руководство многих предприятий, организаций и учреждений практически не имеет представления о возможностях управленческого консультирования, а иногда и просто убеждено в том, что от него нет никакой пользы.
Если в отношении использования управленческого консультирования в целях совершенствования организации управления хозяйственными и коммерческими объектами можно сказать, что есть определенный положительный опыт, то в отношении работы по совершенствованию структур исполнительной власти и местного самоуправления этот опыт пока незначителен. С одной стороны, это можно объяснить тем, что новые властные структуры в их современном состоянии возникли сравнительно недавно в рамках реформирования Российского общества. С другой стороны, органы власти характеризуются значительной сложностью управленческих задач, что еще более обостряется недостаточно совершенной и полной нормативно-правовой базой (имеются в виду, прежде всего, вопросы, относящиеся к сфере административного права), частыми изменениями «правил игры». Нельзя сбрасывать со счетов и роль субъективного фактора, в том числе амбиций руководителей органов власти, определенная часть которых уверена в непогрешимости своих подходов к организации управления, или считают эти проблемы второстепенными1. Не случайно, практика регулярно дает примеры подтверждения известной истины: «Чем меньше руководитель знает и владеет современными концепциями и методами управления, тем больше он уверен в том, что знает и умеет все, что необходимо для управления».
Говоря о работе консультантов по управлению в органах государственной и муниципальной служб Российской Федерации, необходимо учитывать следующее: обилие проблем в этих структурах обусловлено несовершенством нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов власти различных уровней.
https://www.youtube.com/watch?v=PeBUcf-3Zjk
Определенная часть руководителей уповает на использование зарубежного опыта, в том числе наиболее современных, модных концепций.
Видео:3 приема как поставить подчиненного на место / Управление персоналом 16+Скачать
При этом используется на первый взгляд убедительная аргументация о необходимости подобных нововведений, в результате чего на это расходуются значительные средства из федерального, регионального или местного бюджетов, проводятся различные презентации, учеба руководителей и специалистов с вручением сертификатов международного образца.
Однако, на результатах деятельности органов власти подобные мероприятия практически не отражаются, а иногда способствуют уже неоднократно упомянутому выше «эффекту консервации имеющихся недостатков».
Причина этих неудачных попыток использования зарубежного опыта заключается в том, что он сформировался в условиях давно сложившегося рыночного хозяйства; стабильной, проверенной годами, законодательной практикой; иной культурной среды и т.д.
При заимствовании подобного опыта чаще всего не учитываются особенности современной российской ситуации; существенные различия в уровне подготовки специалистов в различных регионах, факторы сопротивления нововведениям на всех уровнях и, наконец, специфика российского менталитета, вобравшего в себя не только традиции прошлого, но и новые тенденции.
Характерно, что в одном из наиболее полных источников – двухтомном переводном пособии по управленческому консультированию4 полностью отсутствует раздел, касающийся работы консультантов в органах власти и управления.
Имеется только одна небольшая глава, посвященная консультированию руководителей предприятий и организаций, относящихся к государственным ведомствам.
Это, с одной стороны, можно объяснить тем, что в зарубежных странах органы государственного управления и местного самоуправления сложились сравнительно давно и система управления в них отработана до деталей.
А, с другой стороны, в этих структурах существуют подразделения и специалисты (исполняющие в соответствии с принятой терминологией функции внутренних консультантов), полномочные и ответственные за вопросы совершенствования внутриорганизационного (аппаратного) управления.
Здесь важно отметить ряд обстоятельств. Как и при решении любого другого вопроса в сфере государственного и муниципального управления проблемы управления персоналом (в целом и по отдельным направлениям) целесообразно рассматривать и решать на основе концепции системного подхода.
При всей его кажущейся очевидности и простоте, как показывает практика, он чаще всего оказывается новым для руководителей организаций-заказчиков и по многим позициям противоречит привычной практике реорганизации и совершенствования управленческих механизмов, заключающейся, как правило, в исполнительской реакции на «рожденные сверху» новации. Вследствие этого, нередко возникает необходимость преодоления проблем сопротивления предложениям рекомендациям, подготовленным с участием консультантов по совершенствованию управления, какими бы они не были обоснованными и убедительными1.
В частности, один из принципов системного подхода, сформулированный следующим образом: «все зависит от всего остального», предполагает, что если недостатки выявлены в самих основах управления, то есть, в его концепциях, целеполагании, содержании функций и задач, то, следовательно, они должны в той или иной форме проявляться во всех других элементах управления. Поэтому в этих случаях совершенствование управления не может сводиться к косметическим процедурам, типа очередной структурной перестановки, а при планировании проведения локальных изменений (в том числе в подсистеме управления персоналом) необходимо учесть ряд возможных последствий, проявляющихся в других элементах общего механизма управления.
Муниципальное управление персоналом
Определение 1
Управление персоналом представляет собой систему действий по руководству человеческим капиталом, направленных на эффективную реализацию целей предприятий за счет человеческого капитала, в том числе посредством обеспечения удовлетворенности последнего реализацией своих трудовых прав, своим финансовым и социальным статусом.
Иначе говоря, современная концепция управления персоналом строится на необходимости широкой вовлеченности персонала в деятельность предприятия, его ориентированности на результат деятельности предприятия и так далее.
Трансформация общества на демократических началах требует внедрения демократических институтов во все сферы общественной жизни, на смену жесткой субординации, подчиненного положения работника приходит институт сотрудничества, и муниципальное управление не является здесь исключением.
Институт сотрудничества в управленческой деятельности как инструмент выстраивания отношений между руководством и работником реализуется в сегодняшней практике по следующим направлениям:
Видео:2.2. Система управления персоналомСкачать
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
- сотрудничество, организуемое внутри небольших рабочих групп;
- ориентированность руководства на обеспечение удовлетворенности работника положением, формируемым его трудовой деятельностью;
- акцентированность трудовой деятельности каждого работника, соответствующих подразделений, всего трудового коллектива на эффективную реализацию целей предприятия;
- структурированность внутренней среды предприятия посредством организации зон ответственности, рабочих групп во главе с «лидерами» и так далее.
Управление персоналом в условиях муниципальной службы
Деятельность муниципальных органов и учреждений ориентирована на реализацию социально полезных функций и задач на основе следующих предпосылок:
- достижение максимально эффективных показателей социальной полезности при экономичном использовании наличествующих ресурсов;
- формирование позитивного психологического и морального климата внутри трудового коллектива муниципального органа или учреждения;
- перманентный мониторинг и совершенствование условий труда муниципальных служащих, методов их стимулирования для обеспечения максимальной эффективности их деятельности, в том числе посредством удовлетворения их профессиональных, материальных, социальных и иных потребностей и другое.
Степень развития профессиональных способностей муниципального служащего и уровень реализации таких способностей определяют в конечном итоге степень развития муниципалитета, благосостояние населения муниципального образования и реализацию правового статуса отдельной личности.
https://www.youtube.com/watch?v=I7b3hLQtbMg
При этом на сегодняшний момент в отечественной практике муниципального управления недостаточно применяются инструменты социально-психологического взаимодействия с персоналом.
Система муниципального управления персоналом
Система муниципального управления персоналом объединяет следующие компоненты:
- организационная структура муниципального управления;
- подсистема кадровой работы – отбора, аттестации персонала;
- правовая основа муниципального управления персоналом;
- информационно-методическая подсистема муниципального управления персоналом;
- технологии и методы муниципального управления персоналом.
Система муниципального управления персоналом строится на следующих принципах:
- теоретическая и практическая обоснованность используемых инструментов муниципального управления персоналом;
- стабильность функционирования системы, высокая адаптивность к меняющимся внешним и внутренним условиям;
- законность: система должна обеспечивать соблюдения требований законодательства как при работе с персоналом, так и при реализации персоналом своей трудовой функции;
- профессиональное развитие персонала муниципальных органов при его ротации персонала, привлечение новых специалистов с сохранением преемственности;
- экономичность и эффективность деятельности системы;
- прогрессивность системы, ее развитие на основе научно обоснованных и практически проверенных стратегий и планов, с их постоянной оценкой и корректировкой для целей повышения эффективности муниципального управления персоналом;
- непрерывность деятельности системы и оперативность принятия управленческих решений по оценке и развитию системы управления персоналом;
- оптимальность как критерий выбора наиболее обоснованного варианта формирования системы муниципального управления персоналом в конкретных условий.
Социально-психологический аспект муниципального управления персоналом
Результативность муниципальной управленческой деятельности находится в прямой зависимости от факторов объективного и субъективного характера.
К числу важнейших субъективных факторов относятся социально-психологические: от моральных и психологических свойств личности муниципального служащего, коллектива служащих, реализующих работу отдела или подразделения по конкретному направлению, всего трудового коллектива муниципального органа или учреждения зависит характер их отношения к решению поставленных социальных задач, их ответственность, инициативность, активность при реализации своих полномочий.
Учет специфики поведения и характеристик отдельной личности при выстраивании управленческой деятельности позволяет прогнозировать поведение и корректировать его в необходимом с позиции решаемых органов и учреждений муниципальных задач направлении.
Потому при формировании структуры муниципальных органов или учреждений, объединении служащих в отделы, подразделения и прочее крайне важно ориентироваться на психофизиологическую совместимость служащих.
Замечание 1
В этом смысле показателен опыт Японии: социологические исследования, проведенные в этой стране, демонстрируют, что положительный эмоциональный настрой работника и благоприятная морально-психологическая обстановка в коллективе, позволяют повысить эффективность реализации трудовой функции в 1,5 раза.
🎦 Видео
Служба управления персоналомСкачать
5 способов контролировать сотрудников / Управление персоналом 16+Скачать
3.5. Особенности правового регулирования муниципальной службы. Органы управления госслужбойСкачать
Мотивация персонала | Основы управления персоналомСкачать
Управление персоналом | Кем работать после выпуска | О профессииСкачать
Видео-урок «Система управления персоналом»Скачать
«Организация кадровой работы в системе государственной и муниципальной службы»Скачать
Кафедры Менеджмента, Государственного и муниципального управления, Управления персоналомСкачать
Система управления персоналомСкачать
Специальность - Управление персоналом.Скачать
Как правильно контролировать сотрудников? Тренды управление персоналом в 2022 годуСкачать
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМСкачать
10 ошибок руководителя / Менеджмент и управление персоналомСкачать