+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Особенности правового регулирования труда проводников пассажирского поезда

Профессия: проводник пассажирского вагона

Особенности правового регулирования труда проводников пассажирского поезда

Люди выбирают профессию проводник пассажирского вагона по ряду причин. Кого-то привлекает возможность путешествовать по стране и даже за границу. Другие надеются на то, что перечень их должностных обязанностей ограничится раздачей постельного белья и разносом чая.

Есть такие, кто считает, что для работы в поезде не нужно обладать каким-то специальным образованием. На самом деле, получить должность на железнодорожном транспорте можно лишь при наличии соответствующего диплома.

Еще у проводника должны быть профильные навыки и знания, определенные личные качества.

Задачи проводников и должностная инструкция

К выполнению служебных обязанностей проводник вагона приступает еще до отправления состава. Он принимает участие в подготовке вверенного ему участка, посещает инструктажи и планерки.

Работник получает постельное белье, моющие принадлежности, продукты питания и другие расходные материалы.

Зачастую он участвует в уборке вагона, осматривает его на предмет наличия неполадок и вызывает бригаду для их устранения.

Во время следования состава проводник поезда должен:

  • размещать пассажиров на места, указанные в билетах;
  • следить за работой электричества, освещения, вентиляции, отопления, санузлов;
  • снабжать пассажиров постельным бельем, чаем и другими вещами в зависимости от типа вагона;
  • сообщать пассажирам о прибытии поезда на место назначения или конечный пункт его следования;
  • в случае необходимости проводник должен уметь оказать первую медицинскую помощь и сообщить о происшествии начальнику состава;
  • проводить обучение стажеров или молодых специалистов;
  • убирать вверенные ему помещения сухим или влажным способом;
  • в поездах международного следования проводники раздают таможенные декларации, оформляют дорожные ведомости.

На станциях сотрудники поезда обеспечивают бесперебойное движение потока пассажиров. Во время следования состава они следят за соблюдением порядка в вагоне. В случае необходимости вызывают наряд полиции или начальника поезда по внутренней связи.

Требования к претендентам

Квалифицированных проводников принимают «Российские железные дороги», сервисно-транспортные коммерческие и государственные компании, метрополитен.

Чтобы поступить на работу, соискателю необходимо отучиться в профильном учебном заведении и оформить санитарную книжку. Начинающего специалиста изначально берут вторым проводником.

Опытный куратор за несколько поездок должен научить молодого коллегу практическим нюансам службы, после чего он становится самостоятельным.

Чтобы работать по специальности и иметь шансы для карьерного роста, надо обладать такими личными качествами:

  • пунктуальность, организованность, умение быстро принимать решения;
  • ответственность, коммуникабельность;
  • умение показывать высокие результаты работы при отсутствии внешнего контроля;
  • коммуникабельность, навыки работы в команде;
  • частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье;
  • аккуратность, внимательность, способность четко оценивать ситуацию и анализировать большие объемы информации;
  • частое пребывание в движущемся и вибрирующем составе требует физической выносливости, поэтому, планируя учиться на проводника, следует проверить свое здоровье.

Заработная плата сотрудников на международных рейсах значительно выше, чем на внутренних. Чтобы работать по этому направлению, дополнительно требуется знание иностранных языков.

Достоинства и недостатки профессии

Главное преимущество направления в России – его востребованность. Количество внутренних и внешних рейсов систематически увеличивается с целью создания максимально удобных для населения графиков. Даже начинающие сотрудники способны без труда найти себе работу в течение 2-3 месяцев после получения диплома. Некоторые из них получают такие предложения уже в процессе учебы.

Вот еще ряд плюсов направления проводник пассажирских вагонов:

  • отсутствие требований к возрастному показателю – даже пожилой человек допускается к работе при условии нормального физического состояния;
  • чтобы выучиться на проводника достаточно получить среднее специальное образование по этому профилю;
  • высокий уровень зарплаты у проводников, которые работают на фирменных составах и допущены к международным рейсам;
  • социальные льготы и дополнительные бонусы.

Есть у профессии и несколько существенных минусов. Во-первых, оклад сотрудника формируется таким образом, что для получения солидного финансового вознаграждения за работу ездить приходится немало.

Во-вторых, надо постоянно общаться с большим количеством люде, в том числе, не самых приятных. В-третьих, проводник несет материальную ответственность и отвечает за своих пассажиров.

Наконец, нельзя забывать про влияние на организм разъездной работы, высокий показатель травматизма на транспорте и мало времени на отдых во время рейса.

Как стать проводником и продвинуться по карьерной лестнице

Чтобы получить профессию проводника пассажирского вагона, необходимо поступить в техникум, колледж или училище на одноименную специальность. Срок обучения после 9 классов составляет 3-4 года, после 11 классов – 2-3 года в зависимости от особенностей направления. Людям с высшим образованием достаточно пройти профильные курсы.

Второй вариант подхода оптимален для тех, кто рассчитывает на карьерный рост. Получают проводники со стажем неплохо, но продвижение по службе увеличивает эти цифры. Тот, кто зарекомендовал себя на местных рейсах, переходит на поезда дальнего следования.

За этим идет работа на фирменных составах. На весь этот цикл при ответственном подходе к должностным обязанностям можно потратить 1-2 года. Далее требуется пройти курсы повышения квалификации, чтобы стать начальником поезда.

За этим следуют такие должности, как главный смены и директор вокзала.

Оплата труда и содержимое социального пакета

То, сколько получают начинающие проводницы и работницы с опытом, зависит от выработки, должности, стажа, места службы. У каждой организации, в штате которой присутствуют такие сотрудники, предусмотрены надбавки. При устройстве на работу крайне важно оценить все эти моменты, чтобы понимать, на какие условия можно рассчитывать.

Принцип начисления зарплаты

В РЖД оклад проводников рассчитывается из количества отработанных часов. Существует уровень, ниже которого нельзя опускаться. Есть и верхний предел, который не рекомендуется переходить, так как время на работу не должно быть больше периодов отдыха.

Все цифры рассчитаны так, чтобы проводники в среднем зарабатывали 18 – 20 тыс. рублей в месяц. На поездах дальнего следования и в фирменных составах эти цифры существенно выше. Дополнительно идут надбавки за стаж, направление, сезонность, выполнение планов перевозок.

В итоге, у опытных сотрудников в месяц может выходить до 50 — 60 тыс. рублей при условии отработки 15 из 30-31 дня.

В крупных компаниях, таких как РЖД, предусмотрены существенные бонусы. Независимо от того, сколько получает конкретный работник, раз в пять лет ему выплачивают премию в размере 3-4 месячных окладов. Это традиция, а не обязательства компании, поэтому ситуация может меняться в зависимости от коммерческих успехов организации.

Дополнительные бонусы и поощрения

Зачастую соискателей должности проводника больше интересует, какая предусмотрена наполненность соцпакета. Гарантированы существенная прибавка к пенсии при достижении выслуги лет, медицинское обслуживание в специальных поликлиниках.

Определенные группы сотрудников могут рассчитывать на материальную помощь при выходе в отпуск, льготные условия на путевки для себя в санаторий и ребенка в лагерь.

Еще предоставляется проезд от депо до места жительства, а раз в год бесплатный железнодорожный билет туда-обратно по территории РФ.

Сотрудник железной дороги на пенсии при наличии 20-летнего стажа сохраняет право на льготный проезд один раз в год на всю жизнь. Еще ему полагается «дачный» билет – бесплатное перемещение на пригородных поездах (не более 150 км от места жительства).

Льготные условия работы проводникам обеспечивают профсоюзы. Стараниями этих людей интересная и ответственная профессия с каждым годом становится все более привлекательной. На нее учат во многих учебных заведениях среднего звена, а вузы позволяют сотрудникам повышать уровень квалификации и продвигаться по карьерной лестнице.

Источник: http://PROFchoice.ru/atlas-professij/professiya-provodnik

Проводник пассажирского вагона Общая характеристика профессии

Особенности правового регулирования труда проводников пассажирского поезда

деятельности: Работает в системах “человек-человек” (обслуживание пассажиров), “человек-техника” (обслуживание техники) и “человек-знак” (оформление документов, произведение расчетов). Обслуживает пассажирские железнодорожные вагоны.

Перед подачей поезда на посадку принимает вагон согласно описи имущества и расписывается в маршрутном листе. По накладной принимает белье, товары, предназначенные для реализации пассажирам (чай, продукты). В пути по приборам на пульте следит за техническим состоянием вагона.

При появлении аварийного сигнала оповещает начальника поезда и включает “стоп-кран”. Обеспечивает работу приборов отопления, освещения, вентиляции, водоснабжения. Осуществляет заправку вагона водой и углем. Проводит уборку вагона. Обслуживает пассажиров.

Обеспечивает безопасность их посадки и высадки, соблюдение правил провоза багажа. По окончании рейса по описи сдает вагон. В случае необходимости подает заявку на ремонт оборудования вагона.

Орудия и средства труда:

использует ручные инструменты, механическое оборудование, электрические приборы.

Круг общения:

Для деятельности характерны многочисленные контакты с пассажирами, сменщиками, бригадиром. Ответственность:

несет материальную ответственность за сохранность имущества и оборудования вагона.

Условия труда:

Работа сменная, в том числе в ночное время, праздничные и выходные дни. Проводник подвергается воздействию шума и вибрации.

Квалификация:

При успешной работе возможно выдвижение на должность бригадира бригады проводников, инструктора поездных бригад. ©!!!

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

  • хорошее чувство равновесия;

  • толерантность к многочисленным контактам;

  • владение навыками делового общения;

  • способность конструктивно воспринимать критику в свой адрес.

Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания:

  • органов дыхания (хронический бронхит и др.);

  • сердечно-сосудистой системы (пороки сердца, сердечная недостаточность и др.);

  • нервной системы (неврозы, обмороки и др.);

  • нарушения вестибулярного аппарата.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать:

  • порядок обслуживания вагона и его оборудования;

  • Правила проезда пассажиров и провоза багажа;

  • Правила противопожарной безопасности;

  • Правила оказания первой медицинской помощи.

Должен уметь:

  • оформлять документы (описи, накладные и пр.);

  • обслуживать оборудование вагона и контролировать его исправность;

  • оказывать первую медицинскую помощь.

Культураобслуживания пассажиров, порядокобеспечения питьевой водой,

предоставлениечайной продукции

Этика взаимоотношенийпроводника и пассажиров при реализациичая.

Уставобязывает проводника: хорошо знатьспециальность, умело и добросовестновыполнять свои обязанности, обеспечиватьбезопасность движения поездов, проявлятьзаботу о пассажирах, быть к нимвнимательным, обеспечивать высокуюкультуру их обслуживания.

Проявлениеоснов профессиональной этики приобслуживании пассажиров заключаетсяв том, что проводник следует определенномупрофессиональному этикету. Этикетпредставляет собой совокупность правилповедения, которые призваны регулироватьбезличные отношения между людьми, формывзаимного обхождения и манеры поведения.

Всепассажирские вагоны снабжаются чаем исахаром в индивидуальной упаковке,кондитерскими изделиями в мелкойрасфасовке.

В вагонах пассажирскихпоездов всех категорий пассажирам неменее трех раз в день (с 8 до 10, с 15 до 17 ис 20 до 22 часов по местному времени)проводники должны предлагать чай, а вфирменных и международных поездах —дополнительно по просьбе пассажиров влюбое время суток. Заваривается чай вспециальном заварном чайнике кипяткомиз кипятильника, имеющегося в вагоне.

При обслуживании чаем проводник надеваетверхнюю одежду, соответствующую этойработе (белый фартук и косынку). Прическапроводника — как женщины, так и мужчины— должна быть аккуратной, руки чистыми.Прежде всего проводник должен бытьровным в обращении со всеми, приветливыми вежливым.

Санитарныетребования к питьевой воде, кипятку,чайнойпосуде.

Впути следования пассажиры должныбесперебойно обеспечиваться водой дляпитья и удовлетворения бытовых нужд.Качество воды должно отвечать СанПиН2.1.4.599—96 “Питьевая вода. Гигиеническиетребования к качеству централизованныхсистем питьевого водоснабжения. Контролькачества”.

Головкаводоналивного патрубка системыводоснабжения вагона должна бытьзащищена от загрязнения. Круглосуточнов вагоне должна быть кипяченая охлажденнаявода для питья, запрещается в местеразбора питьевой воды ставить стаканобщего пользования.

Ввагоне имеется чайная и столовая посуда,ложки, вилки и ножи, которые предоставляютсяпассажирам по их просьбе. Для мойкипосуды в вагоне помимо исправной мойкидолжны быть моющие средства, посудныеполотенца. Чайная и другая посуда моетсятолько горячей и проточной водой.

Посудомоечная ванна должна содержатьсяв образцовой чистоте. Перед мойкойпосуды посудомоечная ванна промываетсякипятком с применением моющих средств:1% раствор тринатрийфосфата, 0.5 — 2%раствор кальцинированной соды, 0.5%раствор жидкости “Прогресс”.

Чистовымытая посуда просушивается и протираетсячистыми и сухими полотенцами.

Необходимотщательно следить за качеством питьевойводы. Фильтр кипятильника долженпериодически очищаться.

Воду для питья,которая находилась в питьевом бачкеили водоохладителе более суток, необходимослить, как непригодную для употребления.Кипятильник и поддон кипятильникаследует регулярно промывать.

В вагонедолжен быть заварной фарфоровый илиэмалированный без повреждения эмаличайник, стаканы с подстаканниками,чайные ложки.

Устройство,эксплуатация,основныенеисправности кипятильника.

Комбинированныйкипятильник может работать отэлектроэнергии и на твердом топливе.Объем кипятильного пространства — 9литров, водосборника кипяченой воды —15 литров. Электронагревательных элемента— три. Мощность, потребляемая этимиэлементами — 2.2 кВт, напряжение — 55 В.

Кипятильниксостоит из корпуса, зольника с ящиком,крышки с гнездом для верхнегонагревательного элемента, клапана споплавком, регулирующим подачу сыройводы в кипятильник, водоотстойника ссетчатым фильтром, очищающим сырую водуот механических примесей, двух боковыхнагревательных элементов, указателяуровня кипяченой воды, ртутноготермометра, спускного и водоразборногокранов.

Категорическизапрещается включать или растапливатькипятильник без воды. Для нормальнойработы кипятильника необходимо регулярноочищать от грязи стеклянный колпак ифильтр водоотстойника. Делать это нужнопри открытом трехходовом кране нанеработающем кипятильнике.

Запорныекраны водомерных стекол следует держатьвсегда открытыми, (закрывают их тольков случае поломки стекол).

Приперерывах в работе кипятильникатрехходовой кран необходимо переключатьв положение “Закрыто”, перед включением—- в положение “Сырая вода”, а спускнойкран — закрыть.

После длительныхперерывов (8 — 12 часов) оставшуюся вкипятильнике воду надо слить черезспускной и водоразборный краны и залитьсвежую.

Через каждые 5-6 дней из кипятильникаследует удалять осадок, сливая воду изкипятильного пространства, после чегорекомендуется промыть кипятильноепространство, заполняя его водой.

Возможные неисправности кипятильника:

  • слишком мало или совсем нет воды в кипятильнике из-за отсутствия воды в системе водоснабжения или сильной загрязненности сетчатого фильтра. Необходимо промыть фильтр или заполнить систему водой;

  • не закрывается поплавковый клапан — вода выливается через сливную трубу клапана. Причины: повреждение уплотняющей шайбы, нарушение герметичности поплавка (тонет), заедание оси поплавка. Нужно заменить

уплотняющуюшайбу и поплавок;

  • не нагревается вода из-за отсутствия электроэнергии. Нужно проверить электрическую сеть и устранить ее неисправности;

  • вода нагревается медленно вследствие выхода из строя части элементов. Нужно заменить неисправные элементы, отключив источник тока. Нижние нагревательные элементы можно заменять только после слива воды из кипятильного пространства.

Источник: https://studfile.net/preview/2015467/page:2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.