» Охрана труда
Программа действий Профсоюза по защите социально-трудовых прав и законных интересов членов Профсоюза в 2015–2021 годах
ОХРАНА ТРУДА И ЗДОРОВЬЯ
Извлечение из программы
Х Съезд профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации считает, что главным критерием эффективной деятельности Профсоюза, его выборных органов и организаций является реальное обеспечение каждого члена Профсоюза:
- рабочим местом в соответствии с трудовым договором (служебным контрактом) и квалификацией;
- своевременно выплачиваемой, достойной его труду заработной платы (денежным содержанием);
- здоровыми и безопасными условиями труда;
- надежной защитой его трудовых прав.
Для достижения этих целей Центральный комитет, комитеты региональных (межрегиональных), территориальных организаций и выборные органы первичных профсоюзных организаций осуществляют работу по следующим направлениям.
«Профсоюзы осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и здоровья через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, …». (Статья 20 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Для реализации этой функции Центральный комитет, комитеты региональных (межрегиональных), территориальных организаций и выборные органы первичных профсоюзных организаций проводят следующую работу.
- 3.1. Центральный комитет Профсоюза:
- 3.2. Комитеты региональных (межрегиональных) и территориальных организаций Профсоюза:
- Права и обязанности госинспекторов труда — Центральная профсоюзная газета
- Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)
- Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)
- Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)
- В чем заключается общественный контроль за охраной труда
- Организация общественного контроля
- Уполномоченные по охране труда
- Права общественных контролеров
- Функции и полномочия
- Документальное оформление контроля
- Обязанности работодателя
- Общественный контроль за охраной труда — Охрана труда
- Технические инспекции
- Правовые инспекции
- Комитет (комиссия) по охране труда
- 🎥 Видео
3.1. Центральный комитет Профсоюза:
3.1.1. Принимает участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об охране труда;
3.1.2. Содействует созданию служб охраны труда в федеральных министерствах, службах и агентствах, органах управления организаций общественного обслуживания Российской Федерации;
3.1.3. По обращениям профсоюзных организаций и членов Профсоюза, а также по собственной инициативе, вносит в соответствующие органы предложения по устранению нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также о привлечении к ответственности лиц, виновных в их нарушении;
3.1.4. Ведет учет несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших с членами Профсоюза, организует страхование жизни и здоровья от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
3.1.5. Осуществляет общее руководство технической инспекцией труда Профсоюза, оказывает методическую и практическую помощь профсоюзным организациям по вопросам охраны труда, организует проведение семинаров-совещаний технических инспекторов труда Профсоюза, участвует в расследовании отдельных несчастных случаев на производстве;
3.1.6. Взаимодействует с Фондом социального страхования Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
3.1.7. Не реже одного раза в три года проводит обучение по охране труда технических (главных) технических инспекторов труда с последующей проверкой знаний требований охраны труда.
3.1.8. Организует обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда председателей региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в порядке, установленном Правительством РФ.
3.1.9. Информирует выборные профсоюзные органы, членов Профсоюза о работе по охране труда через Интернет-сайт, Информационный бюллетень Профсоюза, средства массовой информации.
3.2. Комитеты региональных (межрегиональных) и территориальных организаций Профсоюза:
3.2.1. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями, представителями нанимателей трудового законодательства и иных нормативных правовых актов об охране труда. Представляют в вышестоящие выборные профсоюзные органы установленную статистическую от-четность и необходимую информацию о работе по охране труда;
3.2.2. Принимают решения о введении в штаты комитетов Профсоюза должности технического инспектора труда, утверждают внештатных технических инспекторов труда и организуют их работу в соответствии с Положением о технической инспекции труда Профсоюза;
3.2.3. Принимают участие в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления об охране труда;
3.2.4. Осуществляют проверку состояния условий и охраны труда в организациях, в которых работают члены Профсоюза, принимают меры по устранению выявленных нарушений.
https://www.youtube.com/watch?v=qN8V7z8o2Do
При осуществлении своих полномочий взаимодействуют с территориальными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
3.2.5. Ведут учет всех несчастных случаев на производстве, происшедших с членами Профсоюза, готовят документы на выплату страхового обеспечения родственникам погибших.
3.2.6. Оказывают методическую и практическую помощь первичным профсоюзным организациям по вопросам охраны труда, в том числе при разработке раздела «Охрана труда» коллективных договоров;
3.2.7. Совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, работодателями, представителями нанимателей организуют обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и представителей Профсоюза в комитетах (комиссиях) по охране труда;
3.2.8. Взаимодействуют с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями, представителями нанимателей по обеспечению прав членов Профсоюза и их детей на отдых и оздоровление.
3.2.9. Совместно с государственными и общественными организациями, работодателями, представителями нанимателей проводят оздоровительные мероприятия для членов Профсоюза и их семей;
Видео:ОХРАНА ТРУДА ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ, ВИДЫ ИНСТРУКТАЖЕЙ. ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОСНЕФТЬ ГАЗПРОМ ЛУКОЙЛСкачать
Права и обязанности госинспекторов труда — Центральная профсоюзная газета
Государственные инспекторы труда имеют права и обязанности, установлен порядок действий при проведении проверок, а также ответственность за противоправные действия (бездействие).
Продолжение. Начало в №№ 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43 , 44, 45, 46, 48, 2021;
№ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 17, 19, 20, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 2021
Основные права госинспекторов труда (ст. 357 ТК РФ)
При осуществлении госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов (далее — НПА), содержащих нормы трудового права, госинспекторы труда имеют право:
— в установленном порядке беспрепятственно, в любое время, при наличии удостоверений установленного образца посещать для проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей-физлиц;
— запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти, местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, сведения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
— изымать для анализа образцы используемых материалов и веществ в установленном порядке, с уведомлением работодателя, составлять акт;
— расследовать несчастные случаи на производстве;
— предъявлять работодателям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных НПА, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в нарушении к дисциплинарной ответственности или отстранении от должности;
— направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений из-за нарушения требований охраны труда;
— выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших: обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
— запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты, не соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании и государственным нормативным требованиям охраны труда;
— составлять протоколы и в пределах полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях, направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности;
— выступать экспертами в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных НПА, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
— предъявлять организации, проводящей СОУТ, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о СОУТ.
https://www.youtube.com/watch?v=Pg_hC7tmk4s
В госинспекцию труда могут обращаться профорганы, работники, иные лица. Если речь идет о вопросах, рассматриваемых в индивидуальном или коллективном трудовом споре (кроме рассматриваемых судом или имеющих его решение), госинспектор, выявив нарушение, вправе выдать работодателю предписание, обязательное для исполнения. В течение 10 дней предписание может быть обжаловано в суде.
Обязанности госинспекторов труда (ст. 358 ТК РФ)
Осуществляя госнадзор, госинспекторы труда обязаны соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей — как физлиц, так и юрлиц.
И обязаны хранить ставшую им известной охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую, иную).
А после ухода с должности — считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на нарушения трудового законодательства и иных НПА, не сообщать работодателю сведения о заявителе.
Госинспекторы труда при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей — полномочные представители государства и находятся под его защитой (ст. 359 ТК РФ), независимы от госорганов, должностных лиц и подчиняются только закону.
Порядок проверок работодателей (ст. 360 ТК РФ)
Определяется ратифицированными РФ конвенциями МОТ по вопросам инспекции труда, ТК РФ, иными ФЗ, решениями правительства РФ. Госинспекторы труда проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории РФ любых работодателей в порядке, установленном ФЗ с учетом особенностей, установленных ст. 360 ТК РФ.
Предмет проверки: соблюдение трудового законодательства и иных НПА; выполнение предписаний об устранении нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основание для внеплановой проверки: истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения либо получение Федеральной инспекцией труда (ФИТ):
а) обращений и заявлений граждан, ИП, юрлиц, информации от органов власти (должностных лиц ФИТ), органов госконтроля (надзора), местного самоуправления, профсоюзов, СМИ о нарушениях работодателями трудового законодательства и иных НПА, требований охраны труда — об угрожающих вредом жизни и здоровью работников нарушениях или приведших к невыплате, неполной выплате или занижении зарплаты, других выплат;
б) сообщения работника о нарушении его трудовых прав;
в) запроса работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со ст. 219 ТК РФ;
г) приказа руководителя (его зама) ФИТ о внеплановой проверке, изданного по поручению президента или правительства РФ либо по требованию прокурора (в порядке надзора).
Внеплановая выездная проверка по фактам нарушений может быть проведена незамедлительно, с извещением прокуратуры, без согласования с нею. Предварительное уведомление работодателя о внеплановой проверке по указанным фактам или по обращению работника — не допускается.
Особенности проверок соблюдения трудового законодательства в организациях, подведомственных федеральной исполнительной власти в сфере обороны, безопасности, внутренних дел, ФСИН и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются президентом или правительством РФ.
Решения госинспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному госинспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного госинспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст. 361 ТК РФ).
Ответственность
Руководители и должностные лица организаций, работодатели-физлица несут ответственность за нарушение законодательства в случаях и порядке, установленных ТК РФ и иными ФЗ.
За нарушение трудовых прав работников ответственность наступает на основании ТК, КоАП, УК — дисциплинарная, материальная, административная, уголовная.
Ответственность препятствующих госнадзору за соблюдением законодательства, не исполняющих предписания, угрожающих госинспекторам труда, членам их семей, их имуществу установлена ФЗ (ст. 363 ТК РФ). За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда несут ответственность, установленную ФЗ (ст. 364 ТК РФ).
Госинспекторы труда — это федеральные государственные гражданские служащими (ст. 6 Конвенции МОТ № 81; ФЗ от 27.07.2004 № 79 “О государственной гражданской службе РФ”).
За неисполнение или ненадлежащее исполнение таким служащим по его вине его же должностных обязанностей представитель нанимателя вправе применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение с гражданской службы (ст. 57 ФЗ № 79).
За противоправные действия (бездействие) госинспекторы труда (правовые и по охране труда) могут быть привлечены: 1) к дисциплинарной ответственности (ст.ст. 192 — 194 ТК РФ, ФЗ-79); 2) к административной ответственности (КоАП — ст. 19.6.
1 “Несоблюдение должностными лицами органов госконтроля (надзора) требований законодательства о госконтроле (надзоре)”, ст. 19.1 “Самоуправство”); 3) к имущественной ответственности (ГК РФ — ст. 15 “Возмещение убытков”, ст.
16 “Возмещение убытков, причиненных госорганами и органами местного самоуправления”, ст. 1069 “Ответственность за вред, причиненный госорганами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами”); 4) к уголовной ответственности (УК РФ — ст.
285 “Злоупотребление должностными полномочиями”, ст. 286 “Превышение должностных полномочий”, ст. 293 “Халатность”).
Не могут быть признаны преступными деяния должностного лица при использовании служебных полномочий, повлекшие причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам, если эти деяния были совершены во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ; п. 14 постановления пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 “О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий”).
Отметим еще, что Роструд функционирует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими госнадзор в установленной сфере, иными органами исполнительной власти: федеральными, субъектов РФ, местного самоуправления, прокуратуры, а также профсоюзами (их объединениями), объединениями работодателей и др. (ст. 365 ТК РФ). Роструд и его территориальные органы заключают соглашения о взаимодействии с общероссийскими и территориальными объединениями профсоюзов.
https://www.youtube.com/watch?v=7YaTcU0OkNs
Госинспекции труда используют разные формы взаимодействия с гражданами, общественными организациями и СМИ: международные конференции, пресс-конференции, круглые столы, лекции и семинары; распространение информации в СМИ (интервью, комментарии, соцреклама); официальный сайт Роструда и web-представительства госинспекций труда; листовки, брошюры; информация на билбордах, на стикерах в транспорте; действует “Онлайнинспекция.РФ”. На сайте Роструда каждый может сообщить о нарушении его трудовых прав и свобод.
Автор — заместитель главы департамента социально-трудовых отношений Федерации независимых профсоюзов России
Продолжение следует
Видео:ТОП-7 трудовых прав, о которых вы НЕ ЗНАЕТЕСкачать
В чем заключается общественный контроль за охраной труда
Общественный контроль за охраной труда на предприятии регламентирован статьей 370 ТК РФ. Функции контролеров, которые должны постоянно следить за выполнением условий коллективных договоров, трудовых договоров, прочих соглашений и нормативно-правовых актов (НПА), возложены на профессиональные союзы.
Они имеют право в рамках такой деятельности организовывать специальные инспекции профсоюзов, а также наделять необходимыми полномочиями своих членов. Утверждают положения, которыми должны руководствоваться контролеры, общероссийские профсоюзы и их объединения. Регулирует эту надзорную деятельность Федеральный закон от 21.07.
2014 № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Организация общественного контроля
Форма участия профсоюзов в обеспечении контроля за охраной труда является многоуровневой:
- правовые и технические общественные инспекции труда профессиональных союзов;
- уполномоченные представители общероссийских профсоюзов;
- представители отраслевых, краевых (областных), районных объединений профсоюзов;
- уполномоченные представители первичных профсоюзных организаций непосредственно в компаниях.
Всех уполномоченных (доверенных) лиц избирают открытым анием на общем собрании структурного подразделения либо на профсоюзном собрании работников организации.
На предприятии общественный контроль за охраной труда осуществляется:
- На конкретных рабочих местах в структурных подразделениях.
- В отделах, участках и цехах.
- В целом по предприятию.
Периодичность контроля может варьироваться в зависимости от места проведения. Проверки непосредственных рабочих мест выборочно могут проходить раз в неделю, контролировать работу отделов допустимо ежемесячно, а комплексная проверка организации проводится раз в полгода или год. График разрабатывает и утверждает председатель соответствующего профсоюза.
Уполномоченные по охране труда
Отдел уполномоченных лиц по охране труда может быть создан практически в любой компании. Причем организационно-правовая форма, форма собственности и основной экономический вид деятельности не имеют никакого значения.
Также никоим образом не влияют на административно-общественный контроль по охране труда ведомственная подчиненность, численность работников, наличие структурных подразделений, отраслевая принадлежность экономического субъекта. Охрана труда должна быть на любом предприятии.
Организация охраны труда зависит от специфики производства, регулируется внутренним ЛНА типа программы производственного контроля.
Ключевые задачи уполномоченных:
- оказание всестороннего содействия в структурном подразделении или организации в целом в создании здоровых, безопасных и соответствующих законодательным требованиям условий труда;
- проведение контрольных мероприятий по проверке состояния охраны труда в компании или структурном подразделении, наблюдение за соблюдением интересов и прав трудящихся;
- представление интересов трудящихся в государственных или общественных организациях при рассмотрении трудовых конфликтов, споров по исполнению работодателем принятых на себя обязательств;
- оказание юридических и правовых консультаций по вопросам соблюдения трудового законодательства, оказание иной помощи трудящимся по защите их прав и интересов.
Права общественных контролеров
Инспекторы труда и уполномоченные лица по охране труда имеют право:
- контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства;
- проводить независимую экспертизу условий работы и обеспечения безопасности работников;
- самостоятельно расследовать, а также участвовать в расследовании, проводимом руководством, профзаболеваний и несчастных случаев на производстве;
- иметь оперативную информацию о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях (ее обязано предоставлять руководство организаций и ИП);
- ограждать работников от причинения вреда их здоровью и обеспечивать охрану их деятельности;
- требовать от работодателей приостановления работ, если они непосредственно угрожают жизни и здоровью работников;
- требовать от работодателей устранения всех выявленных нарушений.
Такие требования инспекторов работодатели обязаны не просто исполнять, но и в течение недели информировать соответствующий профсоюзный орган о результатах.
Функции и полномочия
Уполномоченные контрольные органы не только имеют права, но и наделены соответствующими полномочиями и функциями.
Ключевая цель — это надзор за деятельностью работодателя по полному и неукоснительному соблюдению трудовой дисциплины в отношении наемных работников.
Также уполномоченные представители должны контролировать и работников — справляются ли они со своими обязанностями по выполнению и обеспечению требований ОТ.
https://www.youtube.com/watch?v=KevuI06m0Bo
Для достижения ключевых целей контролеры выполняют следующие функции:
- проверяют соблюдение сотрудниками организации норм, инструкций, положений и правил по ОТ;
- контролируют правильность применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты, если их необходимо использовать (имеется в виду применение специальной одежды, обуви, иных средств индивидуальной защиты по их непосредственному назначению, содержание средств защиты в надлежащей чистоте и порядке);
- участвуют в качестве официальных представителей трудящихся в работе специально созданных комиссий по проведению контрольных мероприятий и обследованию технического состояния зданий и сооружений, оборудования, приборов, машин, механизмов и прочих объектов на соответствие их нормам и правилам по охране труда. Проверяют эффективность и исправность работы вентиляционных шахт и систем, санитарно-технических устройств и санитарно-бытовых помещений, содержание средств индивидуальной и коллективной защиты сотрудников, а также разрабатывают мероприятия, направленные на устранение выявленных недостатков;
- разрабатывают и внедряют мероприятия, направленные на предупреждение производственных травм, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда работников;
- своевременно сообщают руководителям о произошедших несчастных случаях, контролируют соблюдение норм рабочего времени и времени отдыха, предоставление гарантий, компенсаций и льгот за условия работы, которые отклоняются от нормальных;
- организовывают обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях на производстве, помогают ее оказывать непосредственно при наступлении несчастного случая;
- участвуют в расследовании уже произошедших несчастных случаев на производстве по поручению профсоюзного органа или иного представительного органа трудового коллектива;
- информируют трудящихся о нарушениях в отношении требований безопасности при проведении работ, проводят разъяснительную работу в коллективе по вопросам охраны труда.
Документальное оформление контроля
Работа по общественному надзору инспектора по охране труда должна быть соответствующим образом зафиксирована. Для этого служит журнал административно-общественного контроля по охране труда.
Форма документа не утверждена никакими НПА, поэтому является произвольной. Ее может самостоятельно разработать и утвердить комитет профессионального союза каждой организации.
Выглядеть этот документ может так:
Скачать
Обязанности работодателя
Поскольку общественный контроль является частью работы профсоюзного движения, все работодатели обязаны создавать инспекторам по общественному надзору условия для работы в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Это значит, что у контролера есть право:
- получать освобождение от основной работы не менее чем на 2 часа в неделю с сохранением оплаты на это время в размере среднего заработка;
- иметь доступ к необходимой документации (правилам, инструкциям, другим нормативным и справочным материалам);
- беспрепятственно посещать необходимые для проверки объекты;
- иметь условия для обработки и хранения полученной документации;
- проходить обучение за счет средств работодателя и ФСС;
- иметь социальные гарантии.
За нарушение прав или препятствование работе общественного уполномоченного сама организация-работодатель и ее должностные лица несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
Видео:ПРАВИЛЬНАЯ последовательность | Инструктаж, стажировка, обучениеСкачать
Общественный контроль за охраной труда — Охрана труда
Роль профессиональных союзов в контроле за соблюдением требований охраны труда. Технические и правовые инспекции профсоюза. Задачи комитета (комиссии) по охране труда.
***
Общественный контроль за охраной труда осуществляется в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
- Постановление Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
- Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда является важной частью социального партнерства. Он реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 31, 218, 370 ТК РФ).
Общественный контроль осуществляется:
- профессиональными союзами;
- иными представительными органами (представителями).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).
Права членов комитета (комиссии) по охране труда:
- получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных
- и вредных производственных факторах и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
- заслушивать сообщения работодателя (его представителя), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
- участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда;
- вносить работодателю предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
https://www.youtube.com/watch?v=kRl3kG_JZAM
Профессиональные союзы могут создавать технические и правовые инспекции труда.
Технические инспекции
- защита интересов и законных прав членов профсоюзов обслуживаемых предприятий на здоровые и безопасные условия труда;
- расследование отказов работников от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных законодательных актов об охране труда;
- рассмотрение обращений членов профсоюза по вопросам охраны труда и др.
Правовые инспекции
- контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений;
- юридическая защита прав членов профсоюза (работников), а также организаций профсоюза от противоправных действий;
- информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание консультационной поддержки членам профсоюза;
- взаимодействие с органами прокуратуры и исполнительной власти и др.
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ст. 370 ТК РФ):
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
Постановлением Минтруда РФ № 30 от 8.04.1994 г. утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда ведут деятельность по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых работают члены профсоюза.
Выборы уполномоченных проводят:
- на общем собрании трудового коллектива организации (цеха, участка);
- на срок не менее 2 лет.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива. Они могут быть отозваны до истечения срока полномочий, если не выполняют своих функций.
https://www.youtube.com/watch?v=JOJi_CXvCCo
Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда.
Основными задачами уполномоченных лиц по охране труда являются:
- содействие в создании на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
- осуществление контроля за состоянием охраны труда и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ст. 370 ТК РФ).
Работодатель обязан:
- создавать необходимые условия для работы уполномоченных;
- обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств работодателя.
Обучение уполномоченных рекомендуется организовывать за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика). Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.
Комитет (комиссия) по охране труда
Комитет — рабочий орган управления охраной труда в организации, обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации.
Комитет (комиссия) является:
- составной частью системы управления охраной труда;
- одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда (ст. 218 ТК РФ).
Члены комитета должны:
- проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) не реже одного раза в три года;
- информировать выборные органы или собрание работников о проделанной работе не реже одного раза в год.
Задачами комитета по охране труда являются:
- разработка программы совместных действий работодателя, профсоюзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
🎥 Видео
Права работников. Охрана труда и техника безопасностиСкачать
Охрана труда. Ответственность работника и работодателяСкачать
Виды инструктажейСкачать
Основные функции профсоюзовСкачать
22 права работника и обязанности работодателя по трудовому кодексуСкачать
Основные права и интересы работника. Преимущества защиты прав работника через ПрофсоюзСкачать
Билеты по охране труда с ответами. Готовимся к проверке знаний. 2024 год. НПЗ БЕЛАРУСЬНЕФТЬ ГАЗПРОМСкачать
Инженер по охране труда. Права и обязанностиСкачать
Электробезопасность Правила по Охране Труда при Эксплуатации Электроустановок 2023Скачать
Новая охрана труда. Полное погружениеСкачать
Как провести обучение работников по охране труда. Требования постановления №2464Скачать
5 обязанностей работника по охране труда | Ты это должен знать на любой работеСкачать
Охрана труда. ВидеолекцияСкачать
Общие вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной трудаСкачать
Аудиокнига Новые Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок 903н. Часть 1.Скачать
Что делать, если работник не прошел проверку знаний по охране труда?Скачать
Плюсы и минусы должности специалиста по охране трудаСкачать