Программа Центра оценки

Программа Центра оценки Справочные материалы
Содержание
  1. Подготовка программы центра оценки
  2. Подготовка программы ЦО
  3. ASSESSMENT CENTER: технология оценки и развития персонала
  4. Цели применения:
  5. Методология
  6. Принципы
  7. Формы оценки:
  8. Диагностические процедуры
  9. Основные этапы
  10. Ассессмент-центр: метод оценки персонала
  11. Задачи и цели ассессмент–центра
  12. Условия эффективности методов ассессмент–центра
  13. Проведение оценки
  14. Наблюдатель-эксперт
  15. Ведущий
  16. Администратор
  17. Ролевой игрок
  18. Дизайнер программы
  19. Разработчик упражнений
  20. Ключевые методики оценки компетентности и их основные принципы
  21. Этапы проведения ассессмент–центра
  22. Подготовительный
  23. Анализ деятельности и формулирование критериев оценки
  24. Конструирование процедур оценки
  25. Обучение экспертов (наблюдателей)
  26. Реализация программы, оценка
  27. Анализ результатов и оформление материалов для передачи заказчику
  28. Заключительный этап – обратная связь
  29. Результат проведения центра оценки
  30. ASSESSMENT CENTER — Центр оценки и развития
  31. Цели применения Центра Оценки персонала:
  32. Технология Центра Оценки персонала
  33. 1. Проектирование Центра Оценки:
  34. 2. Проведение диагностических процедур
  35. 3. Обработка результатов
  36. 4. Предоставление результатов заказчику
  37. 5. Проведение обратной связи
  38. 🔍 Видео

Видео:Все про Ассессмент центры для HR. Как провести Ассессмент Центр в компании. Центр Оценки и РазвитияСкачать

Все про Ассессмент центры для HR. Как провести Ассессмент Центр в компании. Центр Оценки и Развития

Подготовка программы центра оценки

Спутника сам для себя избирай, и кого пожелаешь;

Кто из представших, как мыслишь, отважнейший: многие жаждут.

Но из почтения тайного, лучшего к делу не брось ты И не выбери худшего…

1~1~омер .

В технологическом плане подготовка и реализация программы центра оценки персонала (ЦО) включает шесть основных этапов:

  • 1) подготовка программы ЦО — работа по определению целей, сроков, объемов, возможных результатов оценки, перспектив кадровых проектов в конкретном учреждении;
  • 2) анализ деятельности и формулирование критериев оценки — исследование особенностей деятельности оцениваемых сотрудников, специфики организационной культуры и схем взаимодействия, используемых в организации, а также формирование списка критериев оценки;
  • 3) конструирование процедур оценки — определение релевантных процедур и методов оценки, а также создание организационного плана реализации программы;
  • 4) обучение экспертов (наблюдателей-оценщиков) — отбор и специальную подготовку ряда ключевых сотрудников организации для работы в качестве экспертов, наблюдателей и интервьюеров рамках конкретной программы ЦО;
  • 5) реализация программы ЦО — осуществление программы оценочных процедур для сбора персональной кадровой информации;
  • 6) анализ результатов и оформление материалов для передачи заказчику.

Рассмотрим подробнее содержание каждого из перечисленных этапов.

Подготовка программы ЦО

Технология ЦО может включаться в различные проекты кадрового менеджмента в качестве одного из этапов. В табл. 15.1 представлены описание задач и содержание работ при подготовке программ различных по целям ЦО.

Таблица 15.1

Типы ЦО по целям Определение потребности заказчика
1 Набор новых сотрудниковЦель — конкретизация образа желаемого сотрудника (без учета специфики деятельности)Анализ самой организации (история, период развития, традиции, философия-культура организации, условия ее осуществления, взаимосвязи, перспективы развития)
2 Оценка потенциала сотрудниковЦель — уточнение целей оценки и перспектив использования получаемых в ходе ЦО результатов. Варианты целей в рамках оценки потенциала: 1) аттестация, 2) увольнение, 3) продвижение, ротация, 4) формирование гибкой структуры (рабочих групп)
3 Оценка для обученияЦель — анализ целей обучения и способов подготовки, доступных организации цели обучения: 1) предметная, 2) профессиональное развитие, 3) личностный рост

При определении сроков работы (кроме перечисленных выше аспектов) важно учитывать, что:

  • • организация должна потратить некоторое время на нормативное оформление процесса оценки (издание внутренних распоряжений, регламентирующих данную работу в соответствии и с КЗоТ);
  • • перед проведением оценки должен быть реализован курс подготовки экспертов к работе в рамках технологии;
  • • после проведения оценки необходимо предусмотреть время на обработку результатов и подготовку отчетов.

Опыт показывает, что подготовка оценки может занимать от одной до трех недель, анализ деятельности — около 15 дней, проведение программы (однодневного ЦО) для 200 человек от трех до пяти дней (в зависимости от количества привлекаемых экспертов), обработка результатов и подготовка отчетов (для 200 человек) — до двух недель. Таким образом, средняя продолжительность проекта ЦО для 200 человек может составить примерно полтора месяца.

В рамках этого этапа закладывается содержательная основа оценки. В зависимости от специфики деятельности оцениваемых и связанного с этим набора оценочных критериев впоследствии будут выбираться конкретные методы, методики и процедуры.

В табл. 15.2 представлены описание задач и содержание работ в рамках этого этапа при подготовке программ различных по целям ЦО.Таблица 15.2

Типы ЦО по целямЦели и содержание работ
по анализу деятельностипо формированию критериев оценки
1 Набор новых сотрудниковКонкретизация профессиональных задач, исполняемых сотрудником.Цель — формирование описания деятельности через перечисление основных задач, условий, формальных требований к кандидатуПеревод описания деятельности в требования к кандидату. Цель — описание критериев оценки и формирование подходов к набору сотрудников (выделение ареалов и ключевых признаков для первичного отбора)
2 Оценка потенциала сотрудниковАнализ деятельности с точки зрения определения:

  • 1) индикаторов успешности осуществляемых видов деятельности
  • 2) перспектив изменения условий деятельности
  • 3) индикаторов успешности новых видов деятельности
  • 4) социально-психологического «портрета» группы
Формирование целевых наборов критериев:

  • 1) соответствие требованиям деятельности и «духу» организации
  • 2) гибкость, адаптивность, способность к обучению
  • 3) способность к обучению, управленческие и межличностные навыки
  • 4) совместимость кандидатов, ролевая дифференциация, толерантность
3 Оценка для обученияАнализ управленческой деятельности с учетом специфики организации, но с минимальным учетом специализации.
Цель — формирование круга типичных задач (в соответствии с уровнем должности)
Цель — формирование профиля успешного руководителя конкретного уровня управления в данной организации Перечень и определения критериев делаются максимально операциональными — удобными для работы самих участников программы оценки

К анализу деятельности в рамках технологии ЦО предъявляются следующие основные требования:

  • • обязательный учет таких переменных, как специфика организационной культуры и особенности межличностного и межгруппового взаимодействия в организации;
  • • учет степени сформированности деятельности и ее структуры;

• всесторонним анализ изучаемом деятельности и ее организации;

Видео:Как пройти ассессмент-центр | 100 КАРЬЕРНЫХ ОТВЕТОВ #44Скачать

Как пройти ассессмент-центр | 100 КАРЬЕРНЫХ ОТВЕТОВ #44

ASSESSMENT CENTER: технология оценки и развития персонала

Программа Центра оценки

Впервые Assessment Center ( далее — Центр Оценки) как процедуру кадровой работы применили в компании АТ&Т в 1954 году в рамках исследовательской программы, и уже через четыре года его стали постоянно использовать для оценки готовности к управленческой деятельности. В 1960–70 гг. многие американские фирмы создали у себя Центры Оценки персонала (IBM, «Стандарт ойл оф Огайо», «Сирс Робакс» и др.). В 1970 году Центрами Оценки располагали 100 фирм, а спустя десять лет — уже около двух тысяч.

С конца 1990-х годов эта технология начала активно адаптироваться и развиваться российскими консалтинговыми компаниями, а с 2001-го — повсеместно применяется в России. В Украине же до сих пор лишь единичные структуры имеют реальный опыт ее применения.

На основе существующих, раскрывающих различные аспекты понятия Центр Оценки, сформулируем собственное синтетическое определение:

Центр Оценки — стандартизированная многоаспектная оценка персонала, основанная на моделировании ключевых моментов деятельности отдельных сотрудников для выявления имеющихся у них личностно-деловых профессионально значимых качеств и определения соответствия компетенций кадрового состава организации ее целям, стратегии, корпоративной культуре, структуре, технологиям с применением специализированных оценочных процедур.

Очевидно, что даже самое детальное определение не дает представления о концептуальной модели построения Центра Оценки, поэтому мы изложим суть Центра Оценки персонала как технологии кадрового менеджмента, де-факто являющейся наиболее распространенной и эффективно применяемой в современной практике работы с персоналом в западных и российских компаниях.

Цели применения:

  • анализ кадрового потенциала организации;
  • заполнение вакантных управленческих позиций;
  • формирование кадрового резерва организации;
  • отбор персонала с четко определенными компетенциями;
  • создание программ развития и обучения;
  • планирование индивидуальных карьер.

Методология

В методологии Центра Оценки слились воедино три теоретических подхода к изучению человека:

  • психометрия , выделяющая индивидуальные различия в поведении и личных особенностях людей на основе сравнения их между собой, а также предоставляющая способы сравнения — тесты;
  • социально-психологическое описание поведения , позволяющее фиксировать конкретные факты, выделять типичные способы поведения в конкретных ситуациях, обучать категоризованному, структурированному наблюдению неспециалистов в области поведенческой психологии;
  • клиническое наблюдение — метод, позволяющий сравнивать индивидуальные проявления в конкретный момент с тем, что можно считать оптимальным для данной личности.

Эти подходы позволяют сопоставлять получаемые различными способами данные и формировать обобщенное и уточненное описание конкретного аттестуемого.

Принципы

Центр Оценки — это современная технология, ориентированная на приведение кадрового потенциала организации в соответствие с ее целями и стратегиями, основанная на следующих принципах:

  • каждый аттестуемый оценивается несколькими специалистами и специально подготовленными наблюдателями, каждый наблюдатель оценивает нескольких аттестуемых, что позволяет минимизировать возможную необъективность и использовать перекрестные оценки для повышения достоверности результатов (интегральная оценка);
  • фазы «наблюдения» и «оценки» разведены во времени для достижения большей объективности;
  • оценивается реально наблюдаемое поведение аттестуемых, а не гипотезы причин, стоящих за поведением;
  • создается система оценки, направленная в основном на выявление потенциала кадров;
  • процедуры Центра Оценки предусматривают испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями, в каждом из которых оценивается несколько критериев. При этом каждый критерий оценивается в нескольких упражнениях.

Формы оценки:

  • экспертная оценка — сравнение с «эталоном» или профилем успешного специалиста;
  • развивающая оценка — Development Center;
  • самооценка — Self-Assessment.

Таким образом, оценка является:

  • объективной , так как она не зависит от чьего-либо частного мнения или отдельных суждений;
  • надежной — на нее не влияют ситуативные факторы (настроение, погода, прошлые успехи и неудачи, возможно, случайные);
  • прогностической , ибо она очевидно показывает, к каким видам деятельности человек способен потенциально;
  • комплексной , поскольку оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации;
  • доступной для понимания не только специалистам, но и управленцам, а также самим оцениваемым;
  • встроенной в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

Центр Оценки позволяет руководителям получить наиболее полную и достоверную информацию о профессионально важных и личностных качествах сотрудников, оценить соответствие этих качеств конкретной должности в организации, получить полную информацию о кадровом потенциале организации, принимать решения по основным кадровым задачам, таким как:

  • отбор при приеме новых сотрудников;
  • оценка и аттестация персонала;
  • формирование управленческого кадрового резерва организации;
  • оценка сотрудников для повышения эффективности их обучения.

При этом сотрудники организации (участники оценочных процедур) получают в корректной форме достоверную информацию о собственных профессиональных способностях, о сильных и слабых сторонах собственного стиля деятельности . Полученной информации, как правило, достаточно для самостоятельного построения индивидуального плана развития профессиональных качеств.

Диагностические процедуры

В основу Центра Оценки, как правило, положен набор разнообразных диагностических методик, дополняющих друг друга, ориентированных на выявление профессионально значимых личностных, деловых и узкопрофессиональных компетенций работников.

https://www.youtube.com/watch?v=aMQdpu8gunA

В состав применяемых диагностических процедур могут входить:

  1. Интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника.
  2. Тестирование (диагностика индивидуально-психологических, деловых и профессиональных компетенций).
  3. Краткая презентация участника перед экспертами и другими участниками (иногда с использованием аудио- и видеозаписи).
  4. Деловая игра. Под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию
  5. Биографическое анкетирование.
  6. Описание профессиональных достижений.
  7. Индивидуальный анализ конкретных ситуаций ( case-study ). Участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.
  8. Экспертное наблюдение. По результатам наблюдения составляются рекомендации для каждого сотрудника.

Компания формирует собственный набор компонентов проведения Центра Оценки в зависимости от конкретных задач, а также временных и финансовых ресурсов. Но существуют определенные стандарты формирования оценочных процедур.

Они строятся таким образом, чтобы каждое диагностируемое качество проверялось несколькими методами — это позволяет повысить точность оценки.

Каждый метод ориентируется на выявление нескольких диагностируемых качеств, что позволяет избежать излишнего «нагромождения» методов.

Основные этапы

1. Проектирование Центра Оценки

1.1. Уточнение целей и задач проведения оценки. 1.2. Анализ деятельности: цели, задачи, основные действия, формы взаимодействия с другими должностями, риски, уровни ответственности. Также на данном этапе изучается организационная культура. Создается формализованное описание деятельности: функции (задачи) в соответствующих условиях. 1.3.

Выделение профессионально значимых личностно-деловых качеств, обеспечивающих успешность деятельности на конкретной должности (знания, навыки, умения и способности). 1.4. Формулирование их в виде психологических диагностируемых критериев. 1.5.

Разработка процедур оценки: подбор методов и адаптация их к задачам и особенностям организации-заказчика.

1.6. Разработка программы Центра оценки.

2. Проведение диагностических процедур

2.1. Проведение процедур Центра Оценки персонала в соответствии с разработанной программой.

3. Обработка результатов

3.1. Анализ полученной информации экспертами. 3.2. Согласование оценок между экспертами и формулирование психологического заключения и рекомендаций.

3.3. Написание и оформление индивидуальных заключений и общего отчета о проведенной работе.

4. Предоставление результатов заказчику

4.1. Предоставление результатов заказчику в заранее установленной форме и в согласованные сроки.

5. Проведение обратной связи

5.1. Все участники оценки (при внутрифирменной оценке) знакомятся с индивидуальными результатами. Эксперты предоставляют необходимые комментарии. Совместно с сотрудником формулируются направления профессионального и личностного совершенствования.

Валидность и эффективность

В табл.

 1 приведены данные о валидности методов оценки персонала, полученные на основе исследований Британского психологического общества и свидетельствующие об объективном потенциале различных методик оценки персонала. При этом необходимо учитывать, что достоверность и информативность полученных результатов зависит также от компетентности специалистов, непосредственно применяющих ту или иную технологию.

Таблица 1

Данные о валидности методов оценки персонала

Методы оценкиДостоверность результатов, %
Центр Оценки персонала65–70
Поведенческое интервью48–61
Моделирование рабочей ситуации54
Проверка рекомендаций23
Традиционное интервью5–19

Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в России характеризуется поступательным ростом интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала. В  табл.

 2 представлены базовые характеристики применения различных технологий оценки и аттестации персонала, основанные на данных практического опыта их применения российскими консалтинговыми компаниями.

Таблица 2

Базовые характеристики применения

различных технологий оценки и аттестации персонала

Характеристика методаАттестационная комиссияРанжированиеОценочные шкалыОценка по результатам(МВО)Социо-метрияЦентр Оценки
Количест-венная определенностьНетЧастичноЕстьЧастичноЕстьЧастично
ТрудоемкостьВысокаяНизкаяНизкаяВысокаяСредняяВысокая
Приемлемость для сотрудниковСредняяНизкаяСредняяВысокаяВысокаяВысокая
Приемлемость для руководителяСредняяВысокаяВысокаяВысокаяВысокаяВысокая
Полезность для обоснования вознагражденийНизкаяСредняяСредняяВысокаяНизкаяНизкая
Полезность для обсужденияс сотрудникамиНизкаяНизкаяСредняяОчень высокаяВысокаяВысокая
Полезность для определения потенциала к ростуСредняяНизкаяНизкаяВысокаяВысокаяОчень высокая

Можно констатировать, что Центр Оценки позволяет максимально объективно и прогностично оценить базовые компетенции персонала организации, а также определить возможные направления их развития.

Базовые принципы этой технологии позволяют сформировать конкурсные процедуры для приема на вакантные управленческие должности, а также сформировать управленческий кадровый резерв организации.

На основе результатов оценки персонала по технологии Центра Оценки можно разработать программу обучения персонала и тем самым увеличить и качественно развить кадровый потенциал организации.

https://www.youtube.com/watch?v=4zZ4KzgfQaE

Автор статьи благодарит Агентство «Гуманитарные технологии» (Москва) и КонсалтБюро «Ставка» (Москва)за предоставленные материалы по методологии работы Assessment Center.

  • Оценка персонала, ассессмент
  • Оценка персонала
  • Центры оценки

Оцените публикацию

Видео:Ассессмент-центр и производные от него методы оценки компетенцийСкачать

Ассессмент-центр и производные от него методы оценки компетенций

Ассессмент-центр: метод оценки персонала

Программа Центра оценки

Ассессмент-центр (центр оценки) — организованная технология оценки знаний, навыков, деловых качеств сотрудников. Это универсальная, наиболее точная диагностика групповой оценки для подбора кандидата на вакантную должность.

Ассессмент-центр помогает кадровым службам провести анализ компетенций сотрудников, адекватно оценить, соответствуют ли они занимаемой должности.

Оценка проводится собственной кадровой службой либо внешними консультантами, консалтинговыми компаниями.

Задачи и цели ассессмент–центра

Оценка эффективности работы сотрудника — необходимость успешного ведения бизнеса.

Проведение ассессмент-центра помогает оценить потенциальную успешность сотрудника в профессиональной деятельности в реальном времени. Это может быть, как соответствие занимаемой должности, так и способность решать поставленные задачи. Эксперты не оценивают прошлые заслуги и текущую работу. Они обращают внимание на возможность эффективной работы в других условиях, отличных от нынешних.

Оценочная диагностика помогает реализовать ряд задач.

  • Достоверная оценка уровня компетентности персонала.
  • Выявление потенциала специалистов и сотрудников для дальнейшего развития и карьерного продвижения.
  • Эффективный отбор персонала, точная расстановка кадров внутри компании с целью формирования кадрового резерва.
  • Профориентация, составление плана индивидуального развития персонала.
  • Формирование команды управления, корпоративное обучение.
  • Оптимизация управления персоналом (отбор участников на вакантные и руководящие должности).

Каждая компания выделяет собственные задачи, и для их решения необходимы результаты ассессмент-центра. Руководители используют их для дальнейшего развития персонала.

Дополнительные преимущества ассессмент-центра — это высокая надежность метода и достоверность результата оценки, так как она производится специально подготовленными экспертами по четкому алгоритму, в соответствии с заданными критериями.

Условия эффективности методов ассессмент–центра

Существуют четкие требования к методике проведения ассессмент-центра. Это стандартизированные методы, правильная подготовка наблюдателей, организация обратной связи. Профессиональный подход к процедуре оценки позволит избежать ошибок, так как он преследует конкретную цель, учитывая особенности компании и ее корпоративные ценности.

Необходимое условие эффективности — заинтересованность сотрудников в личностном и профессиональном развитии, желание расширять компетенцию, понимание значимости результатов центра оценки.

В свою очередь, руководители не должны превращать испытание в экзамен. Заработная плата не должна зависеть от результата оценки. Она используется исключительно как основание для карьерного роста специалистов.

Ассессмент-центр проводится отдельно для руководителей и подчиненных, сотрудников со схожими обязанностями можно объединять. Результаты не определяются как низкие или высокие, не выносятся на публичное обсуждение.

Недопустимы ошибки, неточности, переход на личности, так как это провоцирует конфликты и стрессы, демотивирует сотрудников.

Реальный эффект наблюдается при четком соблюдении условий и организационных правил проведения ассессмент-центра.

Проведение оценки

Осуществляют процедуру ассессмент-центра подготовленные специалисты либо один специалист, который может совмещать все задачи.

Наблюдатель-эксперт

Специалист, который прошел обучение и ряд тренингов, участвовал в центре оценки под руководством инструктора. Наблюдатель-эксперт владеет информацией об оценочной методике, о содержании упражнений, ознакомлен с особенностями компании, задачами испытания. Он должен обладать навыками описания поведения, умениями сводить оценки и организовывать обратную связь.

Ведущий

Отвечает за содержание диагностической технологии. Ведущий должен иметь определенную подготовку и опыт работы наблюдателем. Он управляет активностью участников, инструктирует и организует их, наблюдает за работой экспертов.

Администратор

Должность, не требующая специальной подготовки. Администратор отвечает за техническую базу, подготавливает помещение, выдает материалы и атрибутику, необходимую для выполнения заданий.

Ролевой игрок

Им может быть эксперт-наблюдатель, любой человек, владеющий информацией о технике оценки. Игрок выступает в роли партнера для участников.

Дизайнер программы

Разрабатывает концепцию программы, в зависимости от целей выбирает упражнения, составляет расписание проведения оценки.

Разработчик упражнений

Находится в подчинении у дизайнера и разрабатывает конкретные упражнения. Разработчик имеет образование в области социальной психологии или менеджмента.

Ассессмент-центр проводится своими кадрами либо внешними консультантами.

Использование внешних компаний с опытом дает неоспоримое преимущество: гарантирует независимость результата, отсутствие субъективизма, ошибок, а также высокую скорость и безупречное качество проведения оценки.

Ключевые методики оценки компетентности и их основные принципы

Методики проведения ассессмент-центра различные. Они зависят от оцениваемых параметров и того, что исследуют. Выбор чаще всего определяется финансовыми ресурсами компании.

https://www.youtube.com/watch?v=DsvsyACBbto

Основными методами оценки персонала являются следующие.

Аттестация. Порядок ее проведения излагается в официальных документах, утвержденных руководством компании. Критерием оценки служит профессиональный стандарт специальности и должности.

В ходе аттестации оценивается квалификация сотрудника, уровень его теоретических знаний и практических навыков, деловые и личностные качества.

Аттестация, как эффективный метод ассессмент-центра, проводится периодически, от одного до трех раз в год.

Интервью. Метод оценки персонала, основанный на вопросах и ответах. Может проводиться в свободной форме или в соответствии с заранее разработанной схемой.

Наиболее эффективное интервью – ситуационно-поведенческое, когда сотруднику предлагается вспомнить рабочую ситуацию, оценить свое участие в ней и воспроизвести модель поведения.

Вопросы должны быть конкретными, без двусмысленной трактовки.

Деловые игры. Оценка персонала проводится при помощи ситуаций, имитирующих деловую активность. Данный метод ассессмент-центра помогает смоделировать действия персонала в той или иной ситуации, оценить его стрессоустойчивость, поведение, способность оперативно реагировать и принимать решение, взаимодействовать с коллегами.

Моделирование ситуаций. Это метод ассессмент-центра, при котором воспроизводятся ситуации, возникающие в реальной работе.

Участники принимают индивидуальное или коллективное решение, ищут выход из создавшейся ситуации, проявляют оригинальность, чтобы максимально оперативно достигнуть цели.

Эксперты наблюдают за обсуждением, делают выводы о компетентности сотрудников, их организационных способностях.

Этапы проведения ассессмент–центра

Правильная организация является залогом успешного проведения центра оценки. Отсутствие внимания хотя бы к одному этапу может повлиять на результативность методики и отношение участников к процессу. Кроме того, необходимо соблюдать принцип равенства условий для всех.

Подготовительный

На нем определяется цель оценки и профессиональная компетенция, на которые нужно сделать основной упор. Составляется организационный план-график, формируются задания. Со стороны заказчика выбираются наблюдатели. Они проходят специальную подготовку.

На подготовительном этапе решаются все вопросы, связанные с выбором помещения, условиями работы, подготовкой материалов. Участники информируются о целях, методах ассессмент-центра и возможных решениях, принимаемых по итогам испытаний.

В завершение участники дают письменное согласие на обработку персональных данных.

Анализ деятельности и формулирование критериев оценки

Это этап исследований особенностей оцениваемых сотрудников, специфики организации, схем взаимодействия в компании. Формируется список критериев оценки.

Конструирование процедур оценки

Создается организационный план реализации программы, определяются релевантные процедуры и методы оценки.

Обучение экспертов (наблюдателей)

Для работы в качестве экспертов, интервьюеров, наблюдателей отбираются сотрудники, которые проходят специальную подготовку в рамках конкретной программы центра оценки.

Реализация программы, оценка

Этап включает осуществление программы оценочных процедур для сбора персональной кадровой информации. Это проведение деловых игр, упражнений (как командных, так и индивидуальных), тестирования, интервью – в соответствии с намеченным графиком.

Участвуют ведущий и наблюдатели-эксперты. Они оценивают действия участников по определенной схеме: наблюдение, описание, классификация и оценка поведения. В ходе этапа достигается понимание специфики деятельности участников и структуры организации.

Анализ результатов и оформление материалов для передачи заказчику

На данном этапе все сведения и результаты, полученные по специальной схеме (качественный и количественный анализ), собираются воедино. Каждый наблюдатель аргументирует свою оценку. Результат сотрудника обсуждается, подводятся итоги.

Составляется отчет о проделанной работе, в котором отмечаются поставленные баллы, прописываются индивидуальные характеристики участников, анализируются их сильные и слабые стороны. Результат предоставляется руководителю компании.

По итогам испытания делается вывод о соответствии бизнес-требованиям и занимаемой должности.

Заключительный этап – обратная связь

На данном этапе принимаются кадровые решения, строится программа обучения и развития, подготавливаются кадровые резервы и вводятся другие организационные изменения, принятые и утвержденные на первом этапе оценки.

https://www.youtube.com/watch?v=OrosjWCoPV4

Количество этапов и их принципиальное содержание может изменяться (сокращаться, дополняться) в зависимости от поставленных управленческо-психологических задач.

Результат проведения центра оценки

Результаты центра оценки не являются единственным основанием для принятия кадрового решения по отдельным сотрудникам. Они только подсказывают, как улучшить работу персонала и компании в целом. С сотрудником также проводится персональная беседа, в которой отмечаются его сильные и слабые стороны, возможные ресурсы для повышения профессиональной компетенции.

Преимущество ассессмент-центра заключается в том, что он позволяет не просто оценить навыки и умения, но и составить индивидуальную программу развития для отдельно взятого сотрудника. Технологии при этом универсальны: они подойдут для крупных предприятий и небольших фирм. Результаты кадрового аудита используются также для мотивации сотрудников и повышения производительности труда.

Источник: материалы сайта zis.by

Видео:Построение Assessment Center с нуля | Станислав Омельченко, HR-консультантСкачать

Построение Assessment Center с нуля | Станислав Омельченко, HR-консультант

ASSESSMENT CENTER — Центр оценки и развития

Программа Центра оценки

Центр Оценки — стандартизированная многоаспектная оценка персонала, основанная на моделировании ключевых моментов деятельности отдельных сотрудников для выявления имеющихся у них личностно-деловых профессионально значимых качеств и определения соответствия компетенций кадрового состава организации ее целям, стратегии, корпоративной культуре, структуре, технологиям с применением специализированных оценочных процедур.

Цели применения Центра Оценки персонала:

  • анализ кадрового потенциала организации;
  • заполнение вакантных управленческих позиций;
  • формирование кадрового резерва организации;
  • o отбор персонала с четко определенными компетенциями;
  • создание программ развития и обучения;
  • планирование индивидуальных карьер.

Технология Центра Оценки персонала

Центр Оценки — это современная технология оценки персонала, ориентированная на приведение кадрового потенциала организации в соответствие с ее целями и стратегиями.

  1. Интегральная оценка — каждый испытуемый оценивается несколькими специалистами, оценивает себя и других.
  2. Наблюдение и оценка проводятся в специальных ситуациях, в которых моделируются ключевые моменты деятельности.
  3. Оценка производится на основании предварительно сформированной системы критериев.
  4. Процедура оценки предусматривает испытание различными взаимодополняющими техниками и упражнениями.
  5. Фазы наблюдения и оценки разведены во времени для достижения большей объективности.
  6. Оценивается реально наблюдаемое поведение, а не гипотезы о его причинах.
  7. Оценивается потенциал кадров.

Применяются следующие формы оценки:

  • «экспертная оценка» — сравнение с «эталоном» или профилем успешного специалиста.
  • развивающая оценка — Development Center.
  • самооценка — Self-Assessment.

Таким образом, оценка является:

  • объективной, так как она не зависит от чьего-либо частного мнения или отдельных суждений;
  • надежной, так как она не зависит от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);
  • прогностичной, так как она очевидно показывает, к каким видам деятельности человек способен потенциально;
  • комплексной, так как оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации;
  • доступной для понимания не только специалистам, но и управленцам, а также самим оцениваемым;
  • встроенной в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

Центр Оценки позволяет руководителям:

  • получить наиболее полную и достоверную информацию о профессионально важных и личностных качествах сотрудников;
  • оценить соответствие этих качеств конкретной должности в организации;
  • получить полную информацию о кадровом потенциале организации;
  • принимать решения по основным кадровым задачам, таким как:
    • отбор при приеме новых сотрудников;
    • оценка и аттестация персонала;
    • формирование управленческого кадрового резерва организации;
    • оценка сотрудников для повышения эффективности их обучения.

При этом сотрудники организации (участники оценочных процедур) получают в корректной форме достоверную информацию о собственных профессиональных способностях, о сильных и слабых сторонах собственного стиля деятельности. Полученной информации, как правило, достаточно для самостоятельного построения индивидуального плана развития собственных профессиональных качеств.

Диагностические процедуры Центра Оценки персонала

В основу Центра Оценки, как правило, положен набор разнообразных диагностических методик, дополняющих друг друга, ориентированных на выявление профессионально значимых личностных, деловых и узкопрофессиональных компетенций работников.

В состав применяемых диагностических процедур могут входить:

1. Интервью с экспертом, в ходе которого идет сбор данных о знаниях и опыте сотрудника.

2. Тестирование (диагностика индивидуально-психологических, деловых и профессиональных компетенций).

3. Краткая презентация участника перед экспертами и другими участниками (иногда с использованием аудио- и видеозаписи).

4. Деловая игра. Под руководством наблюдателя группа сотрудников или кандидатов разыгрывает бизнес-ситуацию по заранее подготовленному сценарию

5. Биографическое анкетирование.

6. Описание профессиональных достижений.

7. Индивидуальный анализ конкретных ситуаций (case-study). Участнику предлагается выбрать определенную стратегию и тактику действий в предложенной ситуации.

8. Экспертное наблюдение. По результатам наблюдения составляются рекомендации для каждого сотрудника.

Каждая компания формирует свой набор компонентов проведения Центра Оценки в зависимости от конкретных задач, а также временных и финансовых ресурсов. Вместе с тем, существуют определенные стандарты формирования оценочных процедур.

Оценочные процедуры строятся таким образом, чтобы каждое диагностируемое качество проверялось по нескольким методам, что позволяет повысить точность оценки.

При этом каждый метод ориентирован на выявление нескольких диагностируемых качеств, что позволяет избежать излишнего «нагромождения» методов.

1. Проектирование Центра Оценки:

1.1. Уточнение целей и задач проведения оценки.

1.2. Анализ деятельности: цели, задачи, основные действия, формы взаимодействия с другими должностями, риски, уровни ответственности. Также на данном этапе изучается организационная культура. Создается формализованное описание деятельности: функции (задачи) в соответствующих условиях.

1.3. Выделение профессионально значимых личностно-деловых качеств, обеспечивающих успешность деятельности на конкретной должности (знания, навыки, умения и способности).

1.4. Формулирование их в виде психологических диагностируемых критериев.

1.5. Разработка процедур оценки: подбор методов и адаптация их под задачи и особенности организации-заказчика.

1.6. Разработка программы Центра оценки.

2. Проведение диагностических процедур

2.1. Проведение процедур Центра Оценки персонала в соответствии с разработанной программой.

3. Обработка результатов

3.1. Анализ полученной информации экспертами.

3.2. Согласование оценок между экспертами и формулирование психологического заключения и рекомендаций.

3.3. Написание и оформление индивидуальных заключений и общего отчета о проведенной работе.

4. Предоставление результатов заказчику

4.1. Предоставление результатов заказчику в заранее установленной форме и в согласованные сроки.

5. Проведение обратной связи

5.1. Все участники оценки (при внутрифирменной оценке) знакомятся с индивидуальными результатами. Эксперты предоставляют необходимые комментарии. Совместно с сотрудником формулируются направления профессионального и личностного совершенствования.

Валидность и эффективность технологии Центра Оценки персонала

В Приложении 1 приведены данные о валидности методов оценки персонала, полученные на основе исследований Британского психологического общества.

Приведенные данные свидетельствуют об объективном потенциале различных методик оценки персонала.

При этом необходимо учитывать, что достоверность и информативность полученных результатов зависит также от компетентности специалистов, непосредственно применяющих ту или иную технологию.

https://www.youtube.com/watch?v=1SIHLgZIAZk

Приложение 1

Методы оценки

Достоверность результатов, %

Центр оценки персонала

Поведенческое интервью

Моделирование рабочей ситуации

Проверка рекомендаций

Традиционное интервью

65-70

48-61

54

23

5-19

Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в России, характеризуется поступательным ростом интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала.

В Приложении 2 предложена таблица, где представлены базовые характеристики применения различных технологий оценки и аттестации персонала, построенная на основе данных практического опыта их применения российскими консалтинговыми компаниями.

Приложение 2

Характеристика метода

Аттестационная комиссия

Ранжирование

Оценочные шкалы

Оценка по результатам

(МВО)

Социометрия

Assessment Center

Количественная определенность

Нет

Частично

Есть

Частично

Есть

Частично

Трудоемкость

Высокая

Низкая

Низкая

Высокая

Средняя

Высокая

Приемлемость для сотрудников

Средняя

Низкая

Средняя

Высокая

Высокая

Высокая

Приемлемость для руководителя

Средняя

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Высокая

Полезность для обоснования вознаграждений

Низкая

Средняя

Средняя

Высокая

Низкая

Низкая

Полезность для обсуждения с сотрудниками

Низкая

Низкая

Средняя

Очень высокая

Высокая

Высокая

Полезность для определения потенциала к росту

Средняя

Низкая

Низкая

Высокая

Высокая

Очень высокая

Анна НЕПЛЮЕВА, главный специалист отдела социально-психологических исследований Центра психологии и бизнес-технологий «Сигма»

Автор статьи благодарит Агентство «Гуманитарные технологии» (Москва) и КонсалтБюро «Ставка» (Москва) за предоставленные материалы по методологии работы Assessment Center.

По материалам — Справочник кадровика http://www.kadrovik.ua/

🔍 Видео

Методы оценки компетенцийСкачать

Методы оценки компетенций

Презентация программы "Руководитель центра оценки качества образования"Скачать

Презентация программы "Руководитель центра оценки качества образования"

Кейс-вопрос "4 сотрудника в подчинении" - Карина ОлейникСкачать

Кейс-вопрос "4 сотрудника в подчинении" - Карина Олейник

Открытие центра оценки и развития управленческих компетенций.Скачать

Открытие центра оценки и развития управленческих компетенций.

Устаревшая Система ОбразованияСкачать

Устаревшая Система Образования

Как проводить оценку персонала, какие есть виды оценки и как запустить Performance ManagementСкачать

Как проводить оценку персонала, какие есть виды оценки и как запустить Performance Management

Task-Based Assessment Center. Как обойтись без компетенций?Скачать

Task-Based Assessment Center. Как обойтись без компетенций?

Ассессмент центр для оценки качества кандидатов на групповом собеседовании | бизнес-кейсСкачать

Ассессмент центр для оценки качества кандидатов на групповом собеседовании | бизнес-кейс

"О детях по-взрослому": От года до 3-х лет. Людмила Петрановская.Скачать

"О детях по-взрослому": От года до 3-х лет. Людмила Петрановская.

Как провести оценку "360 градусов"Скачать

Как провести оценку "360 градусов"

Программа 'Время по Компасу' - Открытие Центра оценки квалификации (01.03.19)Скачать

Программа 'Время по Компасу' - Открытие Центра оценки квалификации (01.03.19)

Как построить центр оценки компетенций менеджеров и владельцев продуктовСкачать

Как построить центр оценки компетенций менеджеров и владельцев продуктов

YuKoSoft - самая универсальная программа для сервисного центраСкачать

YuKoSoft - самая универсальная программа для сервисного центра

"О детях по-взрослому": Кризис 3-х лет. Людмила Петрановская.Скачать

"О детях по-взрослому": Кризис 3-х лет. Людмила Петрановская.

Кризисный центр | Серия 1 | Бег от себяСкачать

Кризисный центр |  Серия 1 | Бег от себя
Поделиться или сохранить к себе: