+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Integrity – основа профессиональной этики и морально-нравственной порядочности персонала

Этика и морально-нравственные основы гражданской службы

Integrity – основа профессиональной этики и морально-нравственной порядочности персонала

1. Понятие профессиональной этики, морали, нравственности в системе государственной службы.. 6

1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы 6

1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности 11

2. Этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих. 15

2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих. 15

2.2 Этические правила и требования к государственным служащим.. 32

2.3 Зарубежный опыт обеспечения моральной ответственности государственных служащих. 39

3. Морально-нравственные основы деятельности служащих государственного комитета удмуртской республики по делам молодежи. 49

3.1 Основные задачи Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. 49

3.2 Профессионально-этические принципы служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи. 52

3.3 Морально-этические проблемы государственной службы.. 55

Библографический список. 66

Введение

Актуальность исследования. Российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития.

С одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой – идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени.

Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет.

В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.

Изменения в сложившихся общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления правовых и моральных норм, регулирующих государственную службу. От эффективного взаимодействия этих регуляторов, во многом, зависит состояние законности, правопорядка, уровень юридической культуры, правосознания общества и его граждан.

Регулировать процессы реформирования аппарата государственной службы невозможно без прочной правовой базы и учета опыта, накопленного за всю историю существования государственных органов в России, начиная с древних времен и заканчивая последними десятилетиями.

Ясно, что, как и в любой другой сфере общественного сознания, в государственной службе регуляторами взаимоотношений и поведения выступают право и мораль, причем их влияние осуществляется во взаимосвязи. Следовательно, выработанные обществом нравственные критерии оценки поведения служащих, во многом, определяют содержание правовых норм.

На законотворчество в данной сфере влияет специфика государственной службы, которая неизбежно вытекает из ее природы и заключается в том, что она, одновременно, является, во-первых, социально-политическим институтом, во-вторых – сфера профессионального слоя управленцев, а в-третьих – властной структурой.

К примеру, возникают проблемы согласования властных полномочий и нравственности; ослабление моральных устоев общества порождает объективную необходимость принятия актов, затрагивающих нравственность государственных служащих.

Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам – все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты.

Моральная атмосфера в органах власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей.

В общественном мнении авторитет государственных и муниципальных служащих справедливо связывают прежде всего с их порядочностью, справедливостью.

Степень научной разработанности проблемы.

Вопросы нравственного поведения индивида в обществе, духовно-нравственной составляющей личности госслужащего, этичности управленческого работника достаточно полно рассмотрены в работах Е.А.

Ануфриева, В.И. Бакштановского, В.Э. Бойкова, А.И. Ионовой, А.В. Оболонского, А.И. Ореховского, В.М. Соколова, П.П. Степнова, В.М. Шепеля, Н.Н. Шуваловой и других.

Объект исследования: государственные служащие как носители морально-нравственных качеств.

Предмет исследования: профессиональная этика, нравственные и моральные нормы, регулирующие отношения в сфере государственной службы и влияющие на эффективность управления на современном этапе.

Целью данного исследования является анализ профессиональной этики, нравственных и моральных норм, регулирующих отношения в сфере государственной службы.

Задачи исследования:

Определить содержание понятий профессиональная этика, мораль и нравственность в системе государственной службы.

Выявить этические и общие нормы и принципы служебной деятельности государственных служащих.

Рассмотреть морально-нравственные основы деятельности служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи.

Проанализировать причины существования негативных качеств в поведении и деятельности служащих Государственного комитета Удмуртской Республики по делам молодежи и предложить пути их решения.

Информационной основой данного дипломного исследования с точки зрения профессиональной этики являются законодательные и нормативные материалы: Конституция РФ, федеральные законы “Об основах государственной службы Российской Федерации”, “О системе государственной службы Российской Федерации”, указы Президента Российской Федерации “Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих”, “О Федеральной программе “Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 годы)”, “О Совете при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией”, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации. Представляют интерес классические и современные концепции морали (Л.М. Архангельского, А.А. Гусейнова, О.Г. Дробницкого, А.И. Титаренко и др.), профессиональной этики (В.И. Бакштановского, Е.В. Охотского, В.Л. Романова, В.М. Соколова и др.), социологические теории государственной службы (В.Д. Граждана, К.О. Магомедова, В.С. Нечипоренко, А.И. Турчинова и др.).

Методы исследования:

Теоретические методы: теоретический анализ учебной литературы (выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений).

Эмпирические методы: наблюдение и изучение законодательных и нормативных материалов.

Структура работы:

Дипломная работа включает в себя введение, 3 основные части, заключение, библиографический список и приложение.

1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы

Формирование эффективных управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача.

Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Термин “этика” – древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова “этос” – жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека.

Термины “этика”, “мораль”, “нравственность” по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим – “этические правила”, “моральные принципы”, “нравственные нормы”, придавая различные смысловые оттенки общему понятию [24, с.45].

Любой вид профессиональной деятельности человека формирует корпоративную профессиональную этику, которая своими моральными нормами регулирует поведение работника. Особенно важна профессиональная этика для управленческих структур и, прежде всего, государственной службы.

Этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе.

Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.).

Термин “этика” здесь употребляется в смысле “мораль”, скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям [13, с.34].

Источник: https://mirznanii.com/a/33909/etika-i-moralno-nravstvennye-osnovy-grazhdanskoy-sluzhby

Профессиональная этика: основные понятия

Integrity – основа профессиональной этики и морально-нравственной порядочности персонала

профессиональной этики может быть определено наличием и функционированием специальных понятий, представляющих собой конкретизацию более общих, широких понятий общечеловеческой морали, если использовать их к условиям определенного вида деятельности.

Исходное понятие профессиональной этики представлено понятием профессионального долга. В нем относительно подробно и точно фиксируются служебные обязанности специалиста определенной сферы профессиональной деятельности.

Этически именно через осознание своего профессионального долга происходит появление ответственности у многих специалистов. Они начинают, таким образом, ориентироваться в большей мере не на личные, а на общественные (национальные) интересы. С позиции В. М.

Шепеля, нравственные архетипы, исторически и биологически заложенные в российских людях, предрасположены к несколько другой нравственной манере служебного поведения.

Пример 1

Управленец в России любит свою работу, испытывая при этом удовольствие не от обладания властью над подчиненными, а от возможности быть им полезным, зарекомендовав себя незаурядной индивидуальностью. Если лишить этого российских руководителей, то большинство из них потеряют нравственный смысл занимать свою должность.

Профессиональный долг определяет не только общие правила выполнения специалистами обязанностей, но и часто предписывает их поведение в разных ситуациях. Его закрепление происходит в соответствующих кодексах профессий (психолог, юрист, социолог, журналист и др.).

Например, психолог, социолог, врач могут подвергаться давлению со стороны некоторых лиц (включая руководство), которые будут стремиться выведать различного рода информацию из жизни их клиентов, пациентов, сослуживцев.

Профессиональный долг предполагает соблюдение требований, которые весьма важны для специалистов любых сфер деятельности.

На самом деле, легкомысленное отношение к профессиональному долгу способно отрицательно отразиться на работе специалиста (разглашение тайны врача, предпочтительное отношение к некоторым пациентам, пренебрежение нормами санитарии, игнорирование индивидуальных особенностей клиента со стороны психолога и др.).

Профессионально долг выступает в виде определения профессиональной ответственности человека, которая отражает особый социальный, моральный и этический аспект отношения специалиста к другим людям, к обществу. Его можно характеризовать выполнением нравственного долга.

Профессиональная ответственность формирует человеческую способность сознательно выполнять соответствующие нравственные требования, осуществляя стоящие перед задачи и совершая правильный моральный выбор для достижения определенных результатов.

Это понятие играет важную роль для государственных деятелей, которые по долгу службы принимают судьбоносные решения в сфере развития личности, общества и государства. Их рекомендации способны позитивным или негативным образам повлиять на судьбу и здоровье личности.

Еще один составной термин профессиональной этики (этикета) представлен профессиональной совестью. Именно она помогает специалистам определить содержание и результат своего труда с точки зрения общечеловеческих нравственных ценностей.

Например, совесть учителя не позволит ему равнодушно отнестись к обучению и воспитанию учащихся, прибегнуть к организации «образцово-показательных» мероприятий.

Совесть ученого не даст исказить или представить в удобном свете результаты своих исследований, проведенных научных экспериментов.

Это произойдет в случае, если нравственная составляющая деятельности ученого будет пронизана чувством ответственности за вероятные отрицательные последствия использования открытия. Совесть не даст возможности психологу превратить своего пациента в объект манипуляций, дать официальные, но в то же время легковесные заключения.

Замечание 1

Профессиональная совесть всех без исключения специалистов помогает им более глубоко и точно понять проблемы и переживания окружающих, что способствует завоеванию подлинного авторитета.

Важное понятие профессиональной этики также заключается в понятии профессиональной справедливости. Она является особо важной в процессе анализа деятельности лиц, от которых зависит уровень материального благосостояния подчиняющихся им людей.

Справедливость необходимо утверждать и в отношениях между коллегами.

Двойные стандарты, как то оценка «своих» и «чужих», «удобных» и «неудобных», «союзников» и «конкурентов», способны разрушать моральный и психический климат в коллективе, негативно сказываясь на результатах определенной деятельности.

Профессиональная честь

профессиональной этики включает понятия «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». Именно они раскрывают отношение человека к самому себе, отношение к нему со стороны общества, других людей. Наряду с этим, категории нельзя считать тождественными.

Профессиональная честь теснее связана с конкретным общественным положением людей, родом их деятельности, социальным престижем. Достоинство — более широкое понятие, которое определяется идеей равенства людей в моральном отношении.

Чувство чести и собственного достоинства в качестве нравственных ценностей, с одной стороны, являются формой проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности.

С другой стороны они представляют собой один из каналов воздействия государства и общества на нравственный облик и человеческое поведение в обществе.

Замечание 2

Профессиональная честь способна выразить степень значимости определенной профессии в общественной жизни, включая роль и положение представителей определенной профессии в сложнейшей структуре общественных отношений.

Профессиональная честь в современном понимании состоит из нескольких компонентов:

  • специалист осознает содержание своего профессионального долга, необходимость выполнять его, сознательно и ответственно относится к своему долгу и обязанностям;
  • общество, коллектив признает и оценивает действительные заслуги личности, что отражается в одобрении, поощрении, авторитете, моральной регуляции;
  • у специалиста появляется постоянная готовность и волевой настрой в любых условиях и в любое время до конца выполнять профессиональный долг, сохраняя свою честь (верность слову, высокое чувство гражданственности, внутренняя приверженность конструктивным традициям общества и др.).

Здесь важно упомянуть и честолюбие, которое выражает стремление людей к упрочнению собственного авторитета и к достижению высоких результатов в труде, спорте, учебе, потребность занять более высокую должность. Честолюбие и сопровождающие его чувства можно считать морально оправданными. Тем не менее, здесь необходима определенная мера.

Если честолюбие не противопоставлено коллективным и общественным интересам, то оно чаще играет позитивную роль, повышая социальную активность специалиста. В общем же честолюбие в соответствии со своим характером можно считать индивидуалистическим мотивом поведения.

Издавна известна мудрость народа, возведенная в принцип, – «по труду и честь».

Замечание 3

Если рассматривать конкретный вид профессиональной деятельности, то авторитет специалиста, включая его продвижение по карьере, поощрения и награды, можно определить его деловыми и нравственными качествами, отношением к работе, преданностью профессиональному долгу.

Профессиональное достоинство и такт

Глубокая степень осознания значимости своей профессии для каждого специалиста представляет собой суть профессионального достоинства, которое можно рассмотреть с 2 сторон:

  • нравственная категория, отражающая факт социальной значимости личности (объективная сторона ее значимости);
  • внутреннее осознание человеком своей значимости и ценности (субъективная сторона).

С помощью достоинства специалиста-профессионала, в первую очередь, отражается конкретное воплощение и использование им собственных прав, свобод, обязанностей, ответственности в качестве самовыражения личности.

По этой причине достоинство в виде нравственной ценности может отражаться в авторитете определенной личности, находит проявление в ее добрых делах и поступках. При этом оно взаимосвязано с проблемой самоутверждения и самовыражения.

В нем происходит обобщение приоритетов и социальных признаков, ценностных ориентаций и убеждений, которые выражают самоценность человека, его возможности и способности. Достоинство можно представить в виде признания своей человеческой ценности, правомочий на уважительное к себе отношение.

Недопустимым является проявление любой степени небрежности к сотруднику как к личности, включая ограничение его гражданских прав. Чем больший интерес будет испытывать к себе личность, тем выше будут шансы раскрыть свой природный и социальный потенциал. Постулат буддийской философии гласит: достоинство, которое присуще одному человеку, присутствует и в остальных.

Здесь необходимо отметить потребность включения в содержание профессиональной этики понятия «нравственная культура». Она предполагает наличие и развитие у личности совокупности социальных качеств, в том числе и духовно-нравственных ценностей.

Профессиональную компетентность специалиста нельзя свести только к наличию у нее сугубо деловых и функциональных показателей.

Она должна синтезировать все духовно-нравственные качества личности и невозможна без основы в форме довольно широких знаний, общей культуры личности.

В содержании профессиональной этики также выделяют профессиональный такт. Он представляет собой умение и способность человека реализовать нравственные ценности в конкретной жизненной ситуации, главным образом, в профессиях, где объект деятельности — сам человек.

Вывод

Рассмотренные основные понятия важны в содержании профессиональной этики, они необходимы для формирования и проявления нравственной составляющей личности в ходе выполнения профессиональных обязанностей.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-etika-delovogo-obschenija/osnovnye-ponjatija-professionalnoj-etiki/

Основы профессиональной этики и служебного этикета

Integrity – основа профессиональной этики и морально-нравственной порядочности персонала

Материал из CrimLib.info

К содержанию

Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий.

Для более глубокого понимания профессиональной этики юристов важно уяснить, во-первых, кодексы поведения, предписывающие должный тип нравственных отношений между людьми, которые задействованы в этой профессиональной деятельности.

Во-вторых, социально-философское истолкование культурно-гуманистического назначения данной профессии, позволяющей выбирать собственную линию поведения в процессе выполнения своего профессионального долга.

Также это необходимо, чтобы разбираться в себе и других, чтобы видеть происходящее и с полной ответственностью реализовывать свою свободу.

В структуре профессиональной этики сотрудника полиции выделяют следующие элементы:

  • гражданственность – как преданность Российской Федерации, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
  • государственность – как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства;
  • патриотизм – как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, избранной профессии и служебному долгу.

Долг сотрудника состоит в безусловном выполнении закреплённых Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надёжной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности.

Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам.

Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях.

Принципы профессиональной этики

Профессиональная этика юриста вообще, и в частности – сотрудника полиции, должна быть основана на следующих морально-нравственных принципах:

  • гуманизма, провозглашающего человека, его жизнь и здоровье высшими ценностями, защита которых составляет смысл и нравственное содержание правоохранительной деятельности;
  • законности, определяющей признание сотрудником верховенства закона, а также его обязательности к исполнению в служебной деятельности;
  • объективности, выражающейся в беспристрастности и отсутствии предвзятости при принятии служебных решений;
  • справедливости, означающей соответствие меры наказания характеру и тяжести проступка или правонарушения;
  • коллективизма и товарищества, проявляющихся в отношениях, основанных на дружбе, взаимной помощи и поддержке;
  • лояльности, предусматривающей верность по отношению к Российской Федерации, правоохранительным органам, уважение и корректность к государственным и общественным институтам, государственным служащим;
  • нейтральности по отношению к политическим партиям и движениям, предполагающей отказ сотрудника от участия в их деятельности в любых формах;
  • толерантности, заключающейся в уважительном, терпимом отношении к людям с учётом социально-исторических, религиозных, этнических традиций и обычаев.

Этические нормы поведения

Представитель правоохранительного органа должен:

  • вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и предупредительно, вызывая уважение граждан к правоохранительным органам и готовность сотрудничать с ними;
  • постоянно контролировать своё поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, недоброму настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих поступков и действий;
  • обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебного или социального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким социальным статусом;
  • оказывать уважение и внимание старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младшему – старшего, подчинённому – начальника, мужчине – женщину;
  • придерживаться делового стиля поведения, основанного на самодисциплине и выражающегося в профессиональной компетентности, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время;
  • в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успехам сослуживцев, содействовать успешному выполнению ими трудных поручений, быть нетерпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности.
  • сотруднику-мужчине по отношению к женщинам следует проявлять благородство, особую учтивость, внимание и такт, быть предупредительным и вежливым на службе и в повседневной жизни.
  • быть примерным семьянином, утверждать в семье атмосферу дружелюбия, доброты, искренности, доверия, проявлять заботу о воспитании детей, формировании у них высоких нравственных качеств.
  • сотруднику, управляющему автомобилем или иным транспортным средством, следует:
    • строго и точно выполнять установленные правила безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства повышенной опасности;
    • быть образцом соблюдения правил дорожного движения и водительской вежливости;
    • принимать все меры по обеспечению безопасности движения и снижению риска при вождении в экстремальной ситуации, обусловленной служебной необходимостью.
  • воздерживаться от:
    • употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей;
    • организации в служебных помещениях застолий, посвященных праздникам, памятным датам, и участия в них;
    • использования наркотических, наркосодержащих и психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев официального медицинского назначения;
    • курения табака в общественных местах, образовательных и иных государственных учреждениях, во время несения службы, а также на ходу и в движении;
    • участия в азартных играх, посещения казино и других игорных заведений;
    • беспорядочных половых связей;
    • отношений и сомнительных связей с людьми, имеющими отрицательную общественную репутацию, криминальные прошлое и настоящее.

Культура речи

Сотрудник полиции должен придерживаться следующих речевых норм:

  • ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;
  • грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;
  • содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;
  • логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;
  • доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;
  • лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;
  • уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

Недопустимо в профессиональной речи употребление:

  • грубых шуток и злой иронии;
  • неуместных слов и речевых оборотов, в том числе иностранного происхождения;
  • вульгаризмов, примитивизмов, слов-«паразитов»;
  • высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных или национальных групп;
  • резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека.

Следующая тема

  • Психология профессионального общения сотрудника полиции с гражданами

К содержанию

Источник: https://crimlib.info/%D0%9E%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%B8_%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%B0

Профессиональная этика функции, принципы и особенности

Integrity – основа профессиональной этики и морально-нравственной порядочности персонала

Чтобы регулировать взаимоотношения между людьми в обществе, создана этика – свод моральных и нравственных норм, распространяющихся на действия человека, живущего среди людей.

Без нее, человечество потеряет понимание смысла слов «хорошо» и «плохо», применимых к общению, взаимодействию homo sapiens друг с другом.

Поскольку каждый человек реализовывает себя не только в повседневном общении, но и выполняя профессиональные обязанности. Из учения о морали, выделяют направление – профессиональная этика.

Что такое профессиональная этика

Профессия – это вид деятельности, для реализации которого требуется наличие обязательных знаний и навыков, получаемых как при прохождении специализированного обучения, так и при выполнении рабочих функций.

Несмотря на разнообразие профессий, существуют этические нормы, устанавливающие общие правила взаимодействия между сотрудниками, выполняющими профессиональные обязанности, и специфические морально-этические нормы для работников конкретных профессий.

Профессиональная этика – это нравственные нормы, регулирующие взаимодействие людей в рабочем процессе, определяющие их отношение к обязанностям и формирующие представление о профессиональном долге.

Морально-этические профессиональные нормы влияют на:

  • формирование профессионального сообщества, разделяющего этические принципы;
  • единое понимание работниками понятия «профессиональный долг»;
  • определение понятия «профессиональная ответственность» ;
  • определение обязательных качеств работника, без которых его деятельность не будет успешной;
  • особенности взаимоотношений сотрудников;
  • взаимоотношения между профессионалами и теми людьми, на которых влияют их действия (при выстраивании взаимодействия между врачом и пациентом, учеником и учителем, адвокатом и доверителем);
  • отношение к результатам работы их качеству.

Профессиональная этика складывается столетиями. На ее формирование влияют:

  • общечеловеческие морально-этические нормы;
  • конкретные рабочие ситуации, постоянно повторяющиеся в деятельности определенной специализации, требующие при принятии решений применения этических норм.

Профессиональный кодекс

Профессиональные сообщества создают собственные кодексы, учитывающие общие и частные этические нормы. Любой кодекс выполняет несколько функций:

  1. Создание свода этических профессиональных норм.
  2. Регулирование действий любого члена компании.
  3. Определение конкретных требований к сотрудникам.
  4. Формирование правил дисциплинарных взысканий в случае нарушения требований кодекса.
  5. Определение требований к профессиональному поведению работнику в отношении тех, кого обслуживает профессия: к обучающемуся, к пациенту, к клиенту.

В содержание кодекса может быть включена информация об основных ценностях компании, которые должны разделять все сотрудники.

Особенности профессиональной этики

Поскольку каждая профессия имеет особенности, присущие только ей, рабочая этика конкретного сообщества призвана регламентировать действия работников с учетом специфики деятельности.

Особенное важно наличие этических норм у сотрудников, отвечающих за: жизнь, здоровье, права и свободу клиента. Приведем примеры этических правил для некоторых профессиональных сфер.

Бизнес-этика

Существует несколько ключевых правил, с помощью которых бизнес-этика регламентирует поведение руководителя и подчиненного, действия организации и ее сотрудников в отношении клиентов и партнеров:

  1. Ценность времени. Руководитель и рядовой сотрудник обязаны вовремя приходить на работу, рассчитывать время, необходимое для выполнение задач.
  2. Неразглашение коммерческой и важной корпоративной информации, к которой могут быть отнесены: сведения, являющиеся коммерческой тайной, особенности построения бизнес-процессов предприятия, структура предприятия, рабочая документация, финансовые данные.
  3. Деловой человек обязан заботиться не только о собственных интересах, но и о комфортных условиях для работы коллег. Важно уметь выслушивать мнение других членов коллектива, партнеров и клиентов, уважать чужую точку зрения, не допускать неуважительного отношения, эмоциональной несдержанности в отношении сотрудников и партнеров.
  4. Важно соблюдать требования к внешнему виду и деловому костюму. Одежда должна соответствовать должностному статусу, не быть вызывающей или безвкусной.
  5. От любого человека, работающего в бизнесе особенно в статусе руководителя, важно безупречное владение своим родным языком. Письменная и устная речь должна быть грамотной, структурированной и понятной.
  6. В бизнесе необходимо уметь слушать и слышать коллегу, подчиненного или клиента.
  7. Важно выполнять основное правило: личный интерес сотрудника всегда должен быть ниже по уровню важности, чем производственная необходимость. Специалист обязан получать доход, оговоренный с работодателем, не пытаясь зарабатывать в этой же организации за счет использования служебных ресурсов в своих интересах. Важно исключить конфликт интересов сотрудника и предприятия.

Врачебная этика

Одна их профессий, требующих от специалистов высокого уровня соответствия требованиям этических норм, это профессия врача. Еще со времен Гиппократа, каждый врач приносит клятву, в соответствии с которой он обязан:

  1. Почитать своего учителя, научившего его азам профессии.
  2. Не наносить больному вред. Создавать режим, который способствует выздоровлению пациента.
  3. Хранить врачебную тайну о состоянии здоровья пациента, его заболеваниях и лечении.
  4. Активно общаться с наставниками, обращаться к ним за консультациями.
  5. В жизни не допускать проявления пороков, жить честно.
  6. Хранить верность клятве.

Педагогическая этика

Большой акцент на нравственности сделан в этическом кодексе педагога. Среди основных требований к учителю выделяют следующие:

  1. Учитель должен любить детей.
  2. Педагог обязан обладать высоким уровнем знания предмета, который он преподает.
  3. При выборе наказаний и поощрений он должен быть справедлив.
  4. Чтобы работать с детьми и их родителями, учитель должен обладать целым комплексом личных качеств: доброта, порядочность, ответственность за свои решения и поступки, терпимость к недостаткам других, порядочность и честность.

Этика – это основа для установления эффективных взаимоотношений между профессионалами. Она позволяет им говорить на одном языке друг с другом, помогает находить решения сложных задач.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/etika.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.