Преимущества и недостатки включения метода самооценки в процесс оценки эффективности работы

Преимущества и недостатки включения метода самооценки в процесс оценки эффективности работы Справочные материалы

Видео:Основные показатели | Анализ эффективностиСкачать

Основные показатели | Анализ эффективности

Самооценка — её уровни, формирование и способы корректировки

В течение жизни человек регулярно получает оценку своей личности со стороны окружающих людей. Обсуждению подлежат и внешность, и слова, и поступки. При этом мы и сами имеем о себе мнение, в соответствии с которым действуем в социуме.

Что такое самооценка

Самооценка — это уровень понимания человеком самого себя, своих положительных и отрицательных качеств, оценивание своей личности, часть Я-концепции.

Самовосприятие неразрывно связано со степенью любви к себе. Чем сильнее человек любит себя, тем адекватнее и выше его самооценка.

Самооценка личности является очень значимым показателем и оказывает влияние на то, как сложится жизнь человека. Уверенность в своих достоинствах, вера в собственные силы позволяет добиваться успеха.

И напротив, уничижение, чувства вины и стыда, неоправданная стеснительность мешают проявляться внутренним потребностям и реализовывать их.

Базовая самооценка формируется в самом детстве, но это та категория, которая может изменяться со временем и подлежит коррекции.

Виды самооценки личности в психологии

В психологии выделяют три вида самооценки. Классификация проводится на основе степени соответствия самомнения человека объективным данным. Чем реальнее личность оценивает себя, тем удачнее складываются взаимоотношения с людьми и выше успехи во всех сферах жизни.

Адекватная самооценка

При данном виде восприятия себя оценка человека совпадает с реальной действительностью. Человек трезво осознает свои сильные и слабые стороны, знает возможности и потребности, определяет внутренний потенциал.

Такая личность способна к самокритике и работе над ошибками. Недостатки устраняются, а сильные характеристики культивируются.

Неадекватная самооценка

Искаженная самооценка предполагает, что мнение человека о себе далеко от объективного. Радикальное самовосприятие может быть завышенным или заниженным, когда человек либо не принимает себя совсем, либо полагает, что обладает теми качествами, которые ему на самом деле не присущи. Неадекватная самооценка мешает коммуникациям и профессиональным достижениям.

Смешанная самооценка

В данном случае человек в разные периоды жизни относится к себе по-разному, то проявляет больше уверенности, то становится слабым и закомплексованным.

О смешанном виде также можно говорить, если мы реально смотрим на себя в части одних качеств, и неадекватно в отношении других характеристик. К примеру, мы уверенно реализуемся в профессии, а в личной жизни считаем себя недостойными подходящего партнера.

Уровень самооценки

Уровень самооценки зависит от степени любви человека к себе и сравнения с другими людьми.

Заниженная

Человек с заниженной самооценкой относится к себе без особой теплоты, он не удовлетворен тем, как складывается его жизнь.

Во внешних проявлениях у такого индивида выражены:

  • частая самокритика;
  • регулярно возникающее чувство вины;
  • желание угодить другим людям;
  • боязнь сделать что-то неправильно.

При этом объективные данные у человека хорошие, потенциал есть, но из-за страха совершить ошибку они часто не реализуются.

Низкая

Самый нежелательный уровень оценки собственной личности, не позволяющий выстроить успешные отношения и добиваться результатов.

Человека с низкой самооценкой выдают следующие проявления:

  • извинения к месту и не к месту;
  • невротическое чувство вины;
  • постоянные оправдания своих слов и поступков;
  • отсутствие инициативы из-за полной неуверенности в своих силах.

При низкой самооценке всегда присутствует «комплекс самозванца». Если человек добился успеха, что-то хорошо сделал, он будет говорить, что это случайность и его заслуги в этом нет никакой.

https://www.youtube.com/watch?v=8fKS-DroLCw

Его речь изобилует такими фразами как: «Не уверен», «Я не смогу, у меня не получится». К слову, перфекционизм – это проявление низкой и заниженной самооценки. Все знают примеры, когда девушки, казалось бы, с идеальной внешностью, о которой многие могут только мечтать, истязают себя диетами, ложатся под нож пластических хирургов и зарабатывают тяжелые патологии.

Нормальная

Иметь нормальную самооценку личности – большая удача для человека! Люди полностью осознают свои плюсы и минусы, принимают как данность свои достоинства и грехи, последние стараются исправить. Человек себя уважает и любит.

Во внешних проявлениях такое самовосприятие выражается следующим образом:

  • способность принимать решения и нести за них ответственность;
  • спокойное выражение своего мнения;
  • стрессоустойчивость;
  • адекватное восприятие критики со стороны;
  • реалистичность ожиданий.

Нормально оценивающая себя личность живет легко, спокойно, гармонично, у нее много друзей, есть все возможности для успешной личной жизни. Мала вероятность появления психических и психосоматических заболеваний. Чувством вины человек себя не грызет, ошибки осознает, исправляет и идет дальше.

Высокая, завышенная

Суть высокой и завышенной самооценок одна – искаженное представление о себе в сторону восхваления достоинств и игнорирования недостатков. Завышенное самовосприятие для человека лучше, чем заниженное, поскольку позволяет двигаться вперед. Но близких друзей у таких людей немного, часто они остаются в одиночестве.

Характеристики человека с завышенной самооценкой:

  • нарциссизм, самолюбование;
  • непереносимость любой критики;
  • непоколебимая уверенность в своей правоте;
  • обвинение в неудачах окружающих;
  • отсутствие привычки просить прощения, даже если виноват;
  • постоянное соперничество с коллегами и друзьями;
  • отсутствие желания и навыков слушать оппонента.

Такому человеку не интересны люди, в принципе. Он часто похваляется, говорит о своих успехах, считает себя недооцененным. Индивид полагает, что весь мир должен крутиться вокруг него, он не просит, а приказывает.

Функции самооценки

Описание и содержание функций самооценки личности, как базового понятия в психологии приведены в таблице.

Функции Описание
СтимулирующаяМотивирует человека на поступки, которые могут повысить самооценку.
Пост прогнознаяБлокирует поступки, которые могут сказаться на самооценке.
РегулирующаяОбеспечивает принятие личностью задач и выбора решений.
ЭмоциональнаяПозволяет человеку удовлетворять потребности и получать удовольствие от жизни.
ЗащитнаяФормирует стабильность личности.
КонтролирующаяОбеспечивает самоконтроль в ходе выполнения человеком задач, осуществления действий.
РазвивающаяМотивирует к саморазвитию, совершенствованию.

Что влияет на формирование самооценки

Самооценка закладывается у человека с раннего детства.

  • Имеет значение как родители показывают свою любовь к ребенку. Если любовь безусловна, не зависит от хорошего поведения, такой ребенок вырастает с нормальной или высокой самооценкой. Когда он понимает, что его будут любить только за что-то (убрал игрушки, получил отличную отметку, вынес мусор), то во взрослом возрасте человек будет полагать, что его нельзя любить просто так, а хорошее отношение нужно заслужить.
  • Большую роль играет отношение родителей к успехам и провалам малыша. Положительную роль в формировании самооценки имеют такие оценочные суждения родителей как: «Ты справишься с этим», «Такой смышленый малыш обязательно это сделает».

Соответственно, высказывания в духе: «Тебя не спрашивают», «Много ты понимаешь», «Ну вот, как всегда, ты безрукий» на долгие годы закладывают у человека установку о том, что он «плохой», ни на что не годный, глупый, неумеха и т.д.

https://www.youtube.com/watch?v=FFn-uoVHdNs

Самооценка может упасть уже в зрелом возрасте. К примеру, человек старается построить карьеру, много работает, повышает квалификацию, а служебного роста не происходит. Личность начинает сомневаться в своих способностях. Если самооценка изначально была нормальная, причина неудачи будет найдена. Невысокая самооценка может упасть еще ниже.

Женщин часто намеренно обесценивают мужчины, с которыми они состоят в близких отношениях. Закомплексованный партнер специально унижает жену или подругу, чтобы иметь возможность навязывать ей свою волю.

Женщина начинает недоумевать и анализировать, что с ней не так.

Если родителями привиты уважение и любовь к себе, то с токсичным партнером девушка расстанется, если нет — будет страдать и доказывать свою нужность неподходящему мужчине.

Способы коррекции самооценки

Повышать самооценку нужно обязательно. Учиться любить себя, принимать со всеми недостатками никогда не поздно. Это та характеристика, которая при усердных целенаправленных занятиях хорошо поддается коррекции.

  1. Желательно заниматься саморазвитием, получать новые знания, навыки и впечатления. Чем сильнее прокачан интеллект и шире кругозор, тем больше человек уверен в себе. Кроме того, он становится интересным собеседником и люди это замечают, тянутся к нему, начинают говорить комплименты.

  2. Кстати, о комплиментах. Научитесь принимать их с видом английской королевы. Не нужно оправдываться на фразу «Как ты хорошо выглядишь!», лучше ответьте: «Что есть, то есть!».

  3. Злоупотреблять оправданиям не стоит никогда. Человек с хорошей самооценкой уверен в себе, поэтому он отвечает за все свои действия и извиняться у него необходимости нет.

  4. Учитесь создавать себе хорошее настроение, улыбаться и хвалить себя по любому поводу. Встала с дивана, чтобы помыть пол? «Какая же я молодец!». Но если не встали, то ругать себя не нужно. Скажите: «Пусть мои шикарные ножки немного отдохнут».

  5. Прощайте себя за ошибки, их совершают все. От чувства вины нужно избавляться, это агрессия, направленная против себя.

В процессе работы над повышением самовосприятия избавьте себя от общения с токсичными людьми, которые критикуют и обесценивают, пусть они выливают свой яд в другую сторону. Когда полюбите себя, их мнение станет вам безразличным либо вы сможете адекватно ответить.

Соколова Елена Николаевна
14.05.2005

Сильным, опытным становится тот педагог, который умеет анализировать свой труд
В.А. Сухомлинский

В связи с переходом профессионального образования к непрерывному образованию неизбежно меняется среда обучения, которая все больше ориентируется на самостоятельную работу студентов.

Актуализируется принцип саморазвития, увеличивается продолжительность и усиливается значимость этапов самообразования в общей системе обучения, существенно возрастает объем самостоятельной учебной работы студентов.

Формирование потребности в самоизменении будущего учителя, в преобразовании своего внутреннего мира, в повышении уровня профессионального самосознания становится важной задачей современного педагогического образования, из которой логично вытекает задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности.

Как формировать потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, в овладении профессиональными навыками студентов? Этот вопрос встает не только перед педагогами общего профессионального образования.

Особенно остро он стоит в преподавании дисциплин художественного цикла, где сталкиваешься не только с решением учебных или методических художественных задач, но часто имеешь дело с утонченной, индивидуальной творческой деятельностью студента.

При оценивании результатов творческой деятельности часто невозможно использование обычных оценок. Для решения поставленных задач возможно использование самооценки в учебном процессе.

https://www.youtube.com/watch?v=aXQhwWK7G-Y

Реализуя компетентностный подход в преподавании, задаешься вопросом: как сделать студента активным участником образовательного процесса на этапе оценивания, каких образовательных результатов можно ожидать при включении студента в оценку собственной учебной или творческой деятельности? Перечисленный выше ряд вопросов приводит к осмыслению роли самооценки.

При контроле за усвоением учебного материала обычно используется как оценка так и самооценка. Какова разница между этими двумя способами оценивания? Оценка, по словарю С.И.

Ожегова «мнение о ценности, уровне или значении кого- или чего-нибудь» (4, 484), самооценка в том же издании определяется как «оценка самого себя, своих достижений и недостатков» (4, 693).

При выставлении отметок педагог выражает субъективное мнение, свое впечатление о ком-нибудь или о чем-нибудь в максимально формализованной и наименее информативной форме, а при самооценке студент сам себе дает содержательную и развернутую характеристику своих результатов, анализирует свои достоинства и недостатки, ищет пути устранения последних. При традиционном способе преподавания оценки за контрольную работу часто воспринимаются как приговор, не подлежащий обжалованию. Самооценка способствует реалистическому уровню притязаний. Таким образом, самооценка выступает как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения.

Отметка используется многими педагогами-практиками с целью регуляции процесса обучения. Но такая регуляция, как показывает педагогический опыт, не столько подталкивает ученика к саморегуляции познавательной деятельности, сколько заставляет всеми способами добывать положительные отметки, что и приводит к подмене мотивов учения.

Самооценка заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции. В этом ее основной смысл.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что на основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Самооценка становится механизмом, корректирующим деятельность, создает условия, в которых возникает ситуация-стимул, позволяющая учащемуся самоопределиться и выстроить самостоятельный план действий.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, к ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, она регулятор поведения и деятельности.

Следует помнить, что самооценка не есть что-то данное, изначально присущее личности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

Существует несколько модификаций изучения методики самооценки с помощью ранжирования (Марищук В.Л., Реан А.А., Сосновский Б.А. и др.) (1, 283)

Вопросам формирования самооценки уделяется недостаточное внимание как в теоретическом осмыслении, так и в практике преподавания. Она, чаще всего, возникает стихийно, без целенаправленного воздействия педагогов.

Зачем нужна самооценка в обычной жизни, какие бывают виды само что влияет на самооценку, почему самооценка бывает низкой — ответы на эти вопросы помогают найти место самооценки в учебном процессе и способы ее формирования.

Зачем необходима самооценка в жизни, какими бывают самооценки? В жизни постоянно приходится оценивать ситуацию и правильно на нее реагировать, что важнее -прятаться или наступать, догонять или убегать.

Самооценка нужна для того, чтобы оценить эффективность своих ресурсов, и перераспределить их так, чтобы использовать свои сильные стороны.

Чем точнее будут оценены возможности и ситуация в которой мы находимся, тем больше шансов, что действия приведут к нужному результату.

Самооценка важна при распределении собственных ресурсов. Самооценка позволяет смотреть на себя со стороны, сравнивать свои качества с качествами других людей и выбирать на основании этих вычислений наиболее удачные действия.

https://www.youtube.com/watch?v=0dcDbgLDdEc

Самооценка необходима при прогнозировании деятельности. Эта способность наиболее высокого порядка, требующая абстрактного мышления. В этом случае человек смотрит на всю ситуацию в целом, в которую включен он сам, как бы глазами третьего человека. Прогноз позволяет произвести расчет последствий до начала самого действия, чтобы учесть непредвиденные факторы.

На формирование самооценки влияют различные факторы. В.А. Степанов (3, 45-46) в этой связи отмечает, что внешние стандарты, установленные педагогами или родителями влияют на самооценку слабо, непосредственное общение со значимыми людьми влияет, несомненно, больше.

Еще значительнее для формирования навыков самооценки является группа сверстников, именно она, а не отвлеченные социальные нормы становятся источником формирования навыков самооценки на основе обратной связи.

Способность к самоуправлению формируется на основе собственной оценки фактического развития личностных качеств и их сравнение с аналогичными качествами сверстников или своего идеала. Это сравнение управляется желаемой и достижимой целью быть похожими на сверстников или избранный идеал.

В результате происходит корректировка в иерархии значимости качеств — в сторону сближения с «портретом» референтной группы.

Структурное строение самооценки достаточно сложно. В структуре самооценки существуют два взаимосвязанных компонента: когнитивный, содержащий знание человека о себе, и аффективный, фиксирующий переживание человека по поводу того, что он узнает о себе. Развитие каждого из этих компонентов имеет свою специфику.

По форме самооценка бывает частная, в которой отражается оценка конкретных физических и психических качеств, и общая, которая включает в себя иерархически выстроенную систему частных само находящихся в постоянном взаимодействии между собой. Указанные формы различаются степенью значимости для личности, мерой обобщенности и независимости.

Показатели частной и общей самооценки принято рассматривать в виде оппозиций: адекватная-неадекватная, стабильная-нестабильная, высокая-низкая, реальная-демонстрируемая, осознаваемая-неосознаваемая, уверенная-неуверенная и т.п. Низкой самооценка может быть по двум причинам. Человек сравнивает свои слабые качества с теми же, но очень сильными качествами других.

Тогда самооценка теряет свой смысл. Человек усваивает оценочные суждения других людей как объективную реальность, принимает чужое мнение за свою точку зрения.

Идеальной будет следующая ситуация: человек выявляет свои сильные и слабые стороны и выстраивает такие ситуации в которых он явно сможет быть эффективным («Не силой, так умом», «Не мытьем так катаньем», — гласит народная мудрость).

Переход к самооценке у каждого студента индивидуален, протекает по-разному. Особенно он сложен, если студент ранее переживал ситуации, где все оценочные функции находились в руках взрослых, т. е. зависит от личного опыта.

Организуя ситуацию самооценки на уроке со студентами третьего курса с помощью вопросов можно сразу обнаружить, каким опытом они обладают и как относятся к оценкам со стороны окружающих.

Например, на вопрос: «Что ты чувствуешь, когда ждешь оценку со стороны педагога?» в начале обучения в колледже большинство студентов моей группы выражают свои чувства словами: страшно, чувство неуверенности, не нравиться, волнуюсь.

На вопрос, что чувствуете, когда оцениваете себя сами, ответы отражают наличие опыта самооценки в предыдущих учебных ситуациях, все разные: «моя работа еще хуже, чем я думала», «неприятно самой себя оценивать», «сложно», «захотелось переделать работу».

На вопрос: «Какие переживания сопровождают процесс оценки вашей работы товарищами?» заметно, что именно эта оценка воспринимается менее болезненно и больше влияет на планирование дальнейших действий. Например, «с замечаниями согласна», «не было чувства обиды, все записала, приняла к сведению», «не очень приятно, не со всеми замечаниями согласна», «узнаешь свои ошибки — это хорошо», «здорово узнать, что другие о тебе думают».

Процедуру самооценки в учебном процессе необходимо планировать и организовывать. В своем педагогическом опыте я использую следующие этапы.

Этапы организации самооценки

  • разработка преподавателем (как вариант, совместно со студентами) в каждом конкретном случае четких критериев или эталонов оценивания;
  • создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;
  • обеспечение ситуации, когда критерии или эталоны студенту известны и студенты самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты.

Как это происходит в реальной практике? По выделенным критериям набирается общее количество баллов, баллы суммируются и, при определенной сумме, ставится та или иная отметка. Следует учитывать, что самооценку не всегда возможно перевести в цифровое обозначение. В результате процедуры выявляются недочеты и достижения, на основе анализа которых студент делает необходимые выводы об эффективности собственной работы.

https://www.youtube.com/watch?v=AfTdsSDt9kM

Составление студентами собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учетом полученных результатов.

На завершающем этапе важна устная оценка педагога. Ее основная роль заключается в уравновешивании высказанных студентами суждений о положительных и отрицательных сторонах своей работы, а также в развитии ее проектировочной функции. Именно в этот момент педагог учит самостоятельному определению программы своей деятельности на основе самоанализа.

Условием для успешного формирования и развития самооценки студента является положительное отношение педагога к ученику, вера в его возможности, желание оказать помощь.

Выводы

  • самооценка — элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, важный регулятор поведения;
  • самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности;
  • самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих; неадекватная (завышенная или заниженная) деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию;
  • самооценка помогает исключить взаимонепонимание между педагогом и студентом, способствует осмысленному обучению. В результате включения студента в оценочную деятельность приобретается навык искать причины в самом себе в случае неудачи, а не в плохом преподавании. Главной фигурой учебного процесса становится сам студент, берущий на себя ответственность за свое продвижение в науке. Роль педагога сводится к роли помощника, советчика, консультанта. Он подводит ученика к самостоятельной деятельности по индивидуальному планированию учебных действий на очередной этап работы с учетом достигнутых успехов, активизируя внутренний потенциал студента.

Полученные выводы совпадают с целями современного профессионально-педагогического образования.

Список литературы

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с.
  2. Захарова А.В. Генезис самооценки. Автореф. Дис. … докт. псих. наук. М., 1989
  3. Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие: — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 121 с.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Русский яз., 1990. — 921 с.
  5. Степанов В. А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей. Педагогика 2004, № 7. — С. 45-50
  6. Филатова Л.О. Преемственность среднего и вузовского образования. Педагогика. 2004. № 8 — С. 63-68.

Видео:Методы оценки эффективности инвестицииСкачать

Методы оценки эффективности инвестиции

Важнейшие преимущества и недостатки методов оценки

Преимущества и недостатки включения метода самооценки в процесс оценки эффективности работы

Преимущества

Недостатки

Графическая шкала оценивания

Прост в применении; обеспечивает количественный рейтинг для каждого работающего

Нормы могут быть неясными; проблемы могут также возникнуть из-за эффекта ореола, центральной тенденции, мягкости, предубежденности

Альтернативное ранжирование

Прост в применении (но менее простой, чем графические шкалы оценивания). Избегает центральной тенденции и других проблем рейтинговых шкал

Может вызвать несогласие работающих и несправедлив, если все работающие действительно отлично исполняли обязанности

Метод принудительного распределения

Неизменное определенное число подчиненных в каждой группе

Результаты оценивания зависят от адекватности вашего первоначального выбора точек отсечения

Метод критических случаев

Помогает объяснить работающим, что значит “хорошее” и “плохое” исполнение обязанностей; заставляет тестирующего оценивать подчиненных на основе поведения

Трудно ставить ранги работающим, отличая их друг от друга

овые шкалы, привязанные к поведению

Обеспечивает поведенческие “привязки”. BARS очень точны

Труден в разработке

Метод управления по целям

Привязан к совместно оговоренным целям исполнения обязанностей

Занимает много времени

  1. Проводите анализ работы для выяснения характеристик (например “своевременное завершение проекта” и др.), требуемых для успешного исполнения обязанностей. Графически:
    Анализ работы Нормы исполнения Оценка исполнения обязанностей обязанностей

  2. Объедините эти характеристики в рейтинговый инструмент.

  3. Убедитесь, что определенные нормы исполнения обязанностей доведены до всех тестирующих и тестируемых.

  4. Используйте четко определенные индивидуальные множества исполнения обязанностей (например, количество или качество), а не неопределенные общие измерения исполнения обязанностей.

  5. При использовании графических шкал оценивания избегайте абстрактных характеристик (например, лояльность, честность). Если они не были определены в терминах поведения, поддающегося наблюдению.

  6. Используйте субъективные рейтинги тестирующих только как один из компонентов общего процесса оценки

  7. Обучайте тестирующих аккуратно пользоваться рейтинговыми инструментами. Это включает инструкции по применению норм оценки исполнения обязанностей (“выдающееся” и т.д.) при высказывании суждений.

  8. Позвольте тестирующим ежедневно реально контактировать с оцениваемыми работниками.

  9. Если возможно, имейте более одного тестирующего для осуществления оценивания и проведения таких оценок независимо. Этот процесс поможет вам избежать индивидуальных ошибок и эффекта “ореола”.

  10. Применяйте формальные апелляционные механизмы и пересматривайте рейтинги на высшем уровне руководства

  11. Документируйте оценки и причины решений об увольнении (если такие есть)

  12. Где необходимо, обеспечивайте корректное руководство, которое поможет плохим работникам улучшить их исполнение обязанностей.

Кто должен проводить оценивание

https://www.youtube.com/watch?v=fZweSjUk_SY

Оценка непосредственного начальника

Ядро многих систем оценки.

Использование оценок других работающих

Может быть эффективной в предсказании будущего управленческого успеха. Одна из потенциальных проблем таких оценок — “взаимное восхваление”, то есть все работающие ранжируют друг друга высоко.

Использование рейтинговых комитетов

В состав входят непосредственные начальники работника и три или четыре сотрудника. Составные рейтинги более надежны, справедливы и обоснованны, чем индивидуальные. Ранжирующие наблюдают различные аспекты исполнения обязанностей работы и их оценка отражает все эти различия.

Самооценки

Оценки подчиненными

Подчиненным анонимно оценивать исполнение обязанностей своих начальников называют направленной обратной связью. Помогает высшему руководству изучать стили управления, выявлять потенциальные проблемы людей и, при необходимости. Применять действенные меры к отдельным менеджерам. Такие рейтинги важны не столько для самой оценки, сколько для целей развития.

Программа первая — обзор, представляющий собой стандартную анонимную анкету, выдаваемую каждый год каждому работнику. Ее пункты должны выявить аспекты, которые помогают и мешают сотрудникам в их работе.

Вторая фаза включает в себя проведение собрания с обратной связью между менеджером и его рабочей группой.

Цель собрания — определить специфические проблемы, изучить причины этих проблем и разработать план действий для их решения.

Третья фаза — реализация плана действий. Сам план — это список действий, которые менеджер предпримет, чтобы решить проблемы работающего и, возможно, повысить результаты. Таким образом, менеджеры получают таблицу плана действий, состоящую из четырех столбцов: Какова проблема? Каков ваш анализ проблемы? Какова ее причина? Что необходимо сделать?

Основные типы оценивающих интервью

Тип интервью, оценивающего исполнение обязанностей

Цель оценивающего интервью

1. Удовлетворительное — с продвижением

1. Разработка плана

2. Удовлетворительное — без продвижения

2. Поддержание обязанностей

3. Неудовлетворительное — корректируемое

3. Коррекция плана

Неудовлетворительное — некорректируемое

Уничтожить или оставить (интервью не нужно)

В последней ситуации (неудовлетворительное — некорректируемое) обычно нет необходимости в оценивающем интервью, так как исполнение обязанностей работающим в любом случае некорректно.

Удовлетворительное — с продвижением

Это интервью с работником, удовлетворительно исполняющим обязанности и имеющим перспективу продвижения по службе. Это самое легкое из трех оценивающих интервью. Ваша цел — обсудить планы карьеры подчиненного и разработать конкретный план действий для образовательного и профессионального развития, необходимого для перехода подчиненного на другую работу.

Удовлетворительное — без продвижения

Это интервью проводится с работниками, удовлетворительно исполняющими обязанности, но без перспективы повышения. Возможно, что подчиненный уже достиг своего уровня компетентности, или в компании нет рабочих мест, или он доволен своим положением и не хочет продвижения.

Здесь ваша цель заключается не в улучшении или развитии работающего, а в поддержании удовлетворительного исполнения обязанностей.

Это нелегко, вы должны найти стимулы, важные для работающего и достаточные для поддержания удовлетворительного исполнения обязанностей: оплата сверхурочных, небольшое увеличение полномочий, словесное поощрение.

Неудовлетворительное — корректируемое

Целью интервью является разработка плана для улучшения исполнения обязанностей.

Как подготовиться к оценивающему интервью

Во-первых, соберите данные. Изучите описание работы подчиненного, сравните исполнение обязанностей с нормами и пересмотрите информацию с его прежними оценками. Во-вторых, подготовьте работника. Предупредите его по крайней мере за неделю, чтобы он пересмотрел свою работу, прочитал ее описание, проанализировал проблемы и подготовил вопросы и комментарии. Наконец, выберите время и место.

Согласуйте время и место проведения интервью с подчиненным. Выделите достаточно времени на эту процедуру. Интервью с персоналом нижнего уровня, например, с канцелярскими работниками и поддерживающим штатом, не займет более часа. Оценка управляющих часто занимает два или три часа.

Удостоверьтесь, что интервью проходит в уединенном месте, где вас не смогут побеспокоить телефонные звонки или посетители.

Page 3

  • Будьте прямы и определенны. Говорите в терминах целей работы.

    Используйте примеры, такие, как отсутствия, опоздания, записи о качестве, ссоры или убытки, выполненные заказы, записи о производительности, использование материалов, своевременность выполнения задач или проектов, управление затратами и снижение себестоимости, число ошибок, себестоимость по сравнению с бюджетом, корреспонденцию покупателей, возврат товара, время выполнения заказа, уровень товарно-материальных ценностей и аккуратность, отчеты о происшествиях и т.д.

  • Не ставьте персонал в тупик. Не говорите: “Вы слишком медлительны при подготовке этих отчетов”. Вместо того постарайтесь сравнить исполнение обязанностей работающим с нормами (“Эти отчеты обычно готовятся за 10 дней”). Аналогично, не сравнивайте исполнение обязанностей одного работника с другим (“Он быстрее вас”).

  • Побуждайте подчиненного к разговору. Внимательно послушайте, что говорит работник; задавайте открытые вопросы типа: “Как вы думаете, что мы сможем сделать для улучшения ситуации?” Используйте фразы: “продолжайте” и “расскажите поподробнее”. Повторите последнюю фразу сотрудника в виде вопроса, например: “Вы думаете, что не сможете закончить работу?”

  • Не ходите вокруг да около. Не ведите пустых разговоров. Убедитесь, что работник понял, что он делает хорошо, а что плохо. Приведите убедительные примеры; постарайтесь сделать так, чтобы сотрудники согласились улучшить свою работу. Разработайте план действий.

  • Page 4

    Защита — одна из естественных и привычных форм поведения человека. Если подчиненного обвинили в плохом исполнении обязанностей, первой его реакцией будет опровержение.

    Отрицая недостатки, работник старается избегать вопросов о его компетентности. Некоторые реагируют на критику со злостью и агрессией. Другие же реагируют на критику, замыкаясь в себе.

    Психолог Мортимер Фейнберг предлагает:

    1. Уясните, что оборонительное поведение нормально. Не пытайтесь “объяснить человеку причину его поведения”, говоря: “Вы знаете, что действительная причина вашей реакции в том, что вы не выносите, когда вас порицают за что-либо”. Вместо этого, попытайтесь сконцентрироваться на действии (“продажи падают”), а не на человеке (“Вы продаете недостаточно”).

    2. Отложите действия. Иногда лучшим способом является ничего не предпринимать. Люди часто реагируют на внезапные угрозы, инстинктивно прячась за свои “маски”. Но если им дать достаточно времени, то возможен нормальный человеческий контакт.

    3. Распознайте ваши собственные ограничения. Не ожидайте от себя способностей решить любую возникшую проблему, особенно если она связана с людьми. Более важно помнить, что тестирующий не должен пытаться быть психологом. Одно дело — демонстрировать людям ваше понимание, и совсем другое — пытаться решить глубокие психологические проблемы.

    Критика не должна унижать человека и задевать его достоинство. Критические замечания лучше делать наедине в конструктивной форме.

    Избегайте “критических упреков раз в год” — осуществляйте ежедневную обратную связь с подчиненным, чтобы на формальном смотре не возникло никаких сюрпризов.

    Никогда не говорите подчиненному, что он “всегда” не прав. Наконец, критика должна быть объективной и свободной от любых предубеждений.

    Как гарантировать, что оценивающее интервью ведет к улучшению исполнения обязанностей

    https://www.youtube.com/watch?v=BW6V-A6GYrM

    Вы должны пояснить проблемы, относящиеся к работе, поставить цели для ее улучшения и составить график их достижения. Исследователи обнаружили, что подчиненные независимо от их оценок были удовлетворены интервью в случаях, когда не чувствовали угрозы и имели возможность высказывать свои идеи, пожелания и влиять на ход интервью и когда интервью проводил конструктивный тестирующий.

    Однако вы должны помнить, что конечная цель интервью — улучшение исполнения обязанностей подчиненным. Постановка измеряемых целей исполнения обязанностей и графика их достижения — это те действия, которые приводят к улучшению исполнения обязанностей.

    Page 5

    Служат двум целям:

    1. помогают работнику избавиться от вредных привычек

    2. помогают защитить ваше решение в случае, например, увольнения сотрудника и перед высшим начальством и если необходимо, перед судом. Убедитесь, что работающий знал о норме, определите любое ее нарушение и покажите, что подчиненного была возможность исправить положение.

    Стр.222

      Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания

    💡 Видео

    КАК ПОДНЯТЬ САМООЦЕНКУ. 4 Шага к высокой самооценкеСкачать

    КАК ПОДНЯТЬ САМООЦЕНКУ. 4 Шага к высокой самооценке

    НИЗКАЯ САМООЦЕНКА как поднять? Проверенные способыСкачать

    НИЗКАЯ САМООЦЕНКА как поднять? Проверенные способы

    ЗДОРОВАЯ САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ: ультимативный гайдСкачать

    ЗДОРОВАЯ САМООЦЕНКА И ЛЮБОВЬ К СЕБЕ: ультимативный гайд

    ДЕЛАЙ ЭТИ - 2 УПРАЖНЕНИЯ ! И ЛЕГКО ИЗБАВИШЬСЯ ОТ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ ! МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙСкачать

    ДЕЛАЙ ЭТИ - 2 УПРАЖНЕНИЯ ! И ЛЕГКО ИЗБАВИШЬСЯ ОТ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ ! МИХАИЛ ЛАБКОВСКИЙ

    Как повысить самооценку?!Скачать

    Как повысить самооценку?!

    Ключевые показатели эффективности (KPI)Скачать

    Ключевые показатели эффективности (KPI)

    Проблемы оценки эффективности труда. А методика точной оценки эффективности есть!Скачать

    Проблемы оценки эффективности труда. А методика точной оценки эффективности есть!

    Признаки и причины низкой самооценки. 5 упражнений для повышения самооценкиСкачать

    Признаки и причины низкой самооценки. 5 упражнений для повышения самооценки

    Самый практичный способ обрести уверенность в себе (3 важных этапа)Скачать

    Самый практичный способ обрести уверенность в себе (3 важных этапа)

    С Чего Начать САМОРАЗВИТИЕ? 5 ВАЖНЫХ ШАГОВ На Пути к Самосовершенствованию / Саморазвитие ЛичностиСкачать

    С Чего Начать САМОРАЗВИТИЕ? 5 ВАЖНЫХ ШАГОВ На Пути к Самосовершенствованию / Саморазвитие Личности

    Алгоритм работы с низкой самооценкойСкачать

    Алгоритм работы с низкой самооценкой

    Самодисциплина. Развитие личности. Майкл Уилсон. [Аудиокнига]Скачать

    Самодисциплина. Развитие личности. Майкл Уилсон. [Аудиокнига]

    Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]Скачать

    Как эффективно общаться с людьми. Дейл Карнеги. [Аудиокнига]

    Как улучшить память. Просто о самом важном.Скачать

    Как улучшить память. Просто о самом важном.

    Как оценивать эффективность обученияСкачать

    Как оценивать эффективность обучения

    Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей |Дейл КарнегиСкачать

    Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей |Дейл Карнеги

    Сила уверенности в себе. Брайан Трейси. [Аудиокнига]Скачать

    Сила уверенности в себе. Брайан Трейси. [Аудиокнига]

    Нейробиолог: Обмани свой мозг! Ты будешь мотивированным каждый деньСкачать

    Нейробиолог: Обмани свой мозг! Ты будешь мотивированным каждый день
    Поделиться или сохранить к себе: