+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Профессиональный и образовательный стандарты

Профессиональные стандарты

Профессиональный и образовательный стандарты
Подробности Категория: Профессиональные стандарты Дата публикации Администратор 116901

В настоящее время в России осуществляется масштабное обновление национальной системы квалификаций работников и формирование системы профессиональных стандартов, затрагивающее практически все отрасли российской экономики и социальной сферы. Планируется, что в ближайшем времени профессиональные стандарты заменят привычные для всех квалификационные справочники. 

До 2015 г. Правительство РФ планирует разработать до 800 стандартов (в текущем 2013 году – более 300), которые станут основой для расчета тарифных ставок и систем оплаты труда работников.

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства РФ №23 от 22 января 2013 г. в соответствии с п.1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

Координация разработки профстандартов в Правительстве РФ поручена Министерству труда и социальной защиты РФ, утвердившему:

Организация разработки и обсуждения профессиональных стандартов инженера-радиоэлектронщика  и специалиста почтовой связи  поручена Санкт-Петербургскому государственному университету телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ).

Презентация СПбГУТ “Формирование системы профессиональных стандартов: основание, принципы,процедура”

Что такое  «профессиональный стандарт»?

Профессиональный стандарт (ПС) является ключевым механизмом саморегулирования рынка труда. Он представляет собой многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках   конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования:

  • и качеству труда;
  • к условиям осуществления трудовой деятельности;  
  • к уровню квалификации работника;  
  • к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия  данной квалификации. 

ПС состоит из структурных единиц, каждая из которых относится к определенному квалификационному уровню и содержит описание:

  • необходимых знаний и умений;
  • уровня ответственности и самостоятельности;
  • уровня сложности выполняемой трудовой функции.

Официально понятие профессионального стандарта введено в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» Федеральным законом N 236-ФЗ от 03.12.2012 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ.

Статья 195.1 ТК РФ

Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Практическое применение профессионального стандарта

  • Для работодателя – формулировка требований  к работникам;
  • Для работника – оценка соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя;
  • Для системы профобразования –   разработка образовательных стандартов  и программ, соответствующих  требованиям рынка труда.

Кроме того, что наличие разработанных профессиональных стандартов позволит сформировать принципиально новый классификатор профессий для конкретного вида экономической деятельности/области профессиональной деятельности, в процессе разработки ПС у работников и работодателей происходит обновление и уточнение содержания трудовой деятельности.

ПС позволяют контролировать профессионализм работников, поддерживать и улучшать стандарты качества в определенной области деятельности.

Поскольку профессиональный стандарт является тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли, он может быть использован в качестве основы для создания  корпоративных  стандартов/стандартов предприятия и должностных обязанностей. При этом возможно расширение или уточнение функций работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников на предприятии/в компании.

Профессиональный стандарт является основой для определения профессионального уровня и совершенствования профессиональных компетенций работников и их сертификации.

Требования профессионального стандарта используются при составлении образовательных стандартов и программ и учебно-методических материалов, а также при выборе форм и методов обучения в системе  профессионального образования и внутрикорпоративного обучения персонала.

Основные этапы разработки ПС

  • формирование Экспертной группы из представителей отрасли
  • формирование базового перечня функций
  • разработка проекта функциональной карты и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования;
  • разработка анкеты для опроса руководителей и ведущих специалистов-экспертов предприятий отрасли, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и ключевых компетенций,
  • организация и  проведение опроса предприятий;
  • обобщение данных анкетирования для разработки проекта профессиональных стандартов;
  • подготовка проекта профессионального стандарта;
  • обсуждение проекта профессиональных стандартов в широком профессиональном сообществе;
  • доработка проекта профессиональных стандартов с учетом результатов обсуждения;
  • согласование, экспертиза и представление проекта профессиональных стандартов на утверждение в Минтруд РФ

Принять участие в обсуждении профессионального стандарта

ИНЖЕНЕРА-РАДИОЭЛЕКТРОНЩИКА 

СПЕЦИАЛИСТА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

Источник: https://www.sut.ru/home/hide/professionalnye-standarty

Профессиональный и образовательный стандарт

Профессиональный и образовательный стандарты

Сегодня на территории России, как и во всех других странах, основным элементом образовательного процесса выступает учредительная программа.

Образовательный норматив (ФГОС) необходим для того, чтобы систематизировать содержание и структуру ключевых концепций в сфере образования.

Стандарт указывает, каким образом лучше сформировать образовательную программу с точки зрение общества, определяет ее принципы, наличие в ней определенных элементов и какое количество полномочий она должна создавать.

На данный момент продолжают внедряться учредительные документы 3-го поколения. В конце прошлого столетия переход на рыночную экономику в государстве стал причиной развития негосударственного образования. В итоге возник вопрос: “Возможно ли регулировать такую сферу обучения в условиях демократии?” Так и появилась идея образовательных нормативов, которые реформируют данную сферу.

Стоит отметить, что в Российской Федерации наблюдается небольшая путаница, имеющая отношение к самому определению «стандарт». В зарубежных странах этот термин означает принятые на добровольной основе обязательства нескольких участников конкретного вида деятельности.

В России считается, что «стандарт» – это строгие требования государства, которые необходимо выполнять.

Но нужно понимать, что законом о технической стабилизации контролируется лишь соблюдение регламентов, а не сами нормативные документы, подобные проекты выступают лишь своеобразными измерительными инструментами.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Что такое профессиональный и образовательный стандарт

Рисунок 1. Образовательный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 1

Образовательный стандарт – норматив, который устанавливает совокупность норм и требований к итогам освоения центральной образовательной программы, ее условиям реализации, принципам и структуре.

Создание, принятие и применение указанного вида федеральных и государственных стандартов (ФГОС) контролируется и регулируется страной и происходит согласно таким нормативными актам:

  1. Закон РФ “О разработке нормальных условий в образовательной среде” в редакции государственного закона Российской Федерации “О внесении корректировок” и дополнений в действующий стандарт “Об образовании” от 15 января 1998 г. № 18-Ф4 (с учетом поправок).
  2. Правила формирования и утверждения национальных образовательных документов, (утверждены официальным постановлением российского Правительства от 28 февраля 2008 г., № 152).

Действующее правовое регулирование подготовки учащихся подразумевает применение профессиональных нормативов (осуществление учета требований и правил работодателей) при разработке государственных образовательных документов, учредительных программ профессионального обучения всех уровней.

Рисунок 2. Профессиональный стандарт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 2

Профессиональный норматив – стандарт, который раскрывает содержание и значение профессиональной деятельности с позиций труда (объединений сообществ и работодателей). Все его содержание касается требований к квалификации сотрудников.

Профессиональные документы являются стандартами нового типа и представляют собой наиболее актуальную и объективную информацию о нормах к квалификациях, которые необходимы для выполнения определенных видов трудовой и интеллектуальной деятельности.

Эти нормативы начали разрабатываться в Российской Федерации в середине 90-х годов прошлого столетия. С 1 июля 2021 г.

разделы профессиональной документации используются на всех предприятиях, подпадающих под требования технического комитета РФ, федерального законодательства и правовых актов РФ.

Такие стандарты нужно учитывать работодателями при организации кадровой политики и в регулировании человеческими ресурсами, при создании условий для обучения и аттестации работников, формировании должностных обязательств, тарификации выполненных работ и определении концепции оплаты труда с учетом специфики производства.

Различие профессиональных и образовательных стандартов

Образовательные и профессиональные стандарты различны по многим параметрам, но в основном они отличаются следующим:

  1. Сферой регулирования (что регулируется?). Профессиональные нормативы – требования к компетенциям и квалификации. Образовательные – формируют устройство и структуру учебного процесса.
  2. Субъектами контролирования и регулирования (кто создает?). Профессиональные проекты – сообщество высококвалифицированных специалистов в конкретном виде деятельности. Образовательные стандарты –Учебно-методические группы, Минобрнауки. Важно: итоги образования должны непременно ориентироваться на требования и нормы профессиональных нормативов.
  3. Внутренней структурой – в профессиональных документах зафиксированы работы, функции, продукты, методики и технологии, устанавливается, какими умениями, знаниями и компетенциями должен обладать профессионал. Образовательная документация фиксирует особенности сформированной компетенции у выпускника, какими образовательными методами будут создаваться те или иные полномочия, доля вариативной и свободной части.

На базе указанных стандартов возникают различные институты – на основе Профессиональных нормативов – стандартизация квалификаций. С помощью образовательных документов формируется кредитно-зачетная программа, аккредитация учредительных систем.

Для предоставления взаимосвязи рассмотренных стандартов и учебных программ всех уровней образования представители НАРК создал для специалистов всех действующих образовательных учреждений «Советы по учету и требований работодателей к профессиональным знаниям сотрудников при планировании профессиональных и образовательных приложений», включающие в себя тщательный алгоритм действий по трансляции правил компаний в блоки правовых документов.

Проблема взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов

Замечание 1

Профессиональные нормативы очень важны для общей системы образования, так как позволяют определить, какие нормы и требования к знаниям выпускника могут предъявлять потенциальные работодатели.

Образовательные проекты нового поколения, прежде всего, отражают не сам процесс обучения, а то, что он обязан дать при завершении учебы. Востребованность выпускников высших вузов на мировом рынке труда выступает основным показателем эффективности образовательной сферы в государстве, чему и способствует правильная гармонизация указанных стандартов.

Таким образом, сегодня решается возникшая в последние годы проблема, когда выпускники ВУЗов могут предоставить одни профессиональные навыки, а работодателю необходимы совсем другие.

В контексте взаимодействия образовательных и профессиональных нормативов следует четко установить требования к полномочиям будущих сотрудников, то есть и данные виды документов должны ориентироваться на применение компетентного подхода к результатам внедрения новых учредительных программ.

При согласовании рассмотренных стандартов необходимо также учитывать, что рынок развивается стремительными темпами и ставит сложные задачи перед образовательной системой: не просто качественное обучение в пределах будущей профессии, а подготовка специалиста к целому спектру профессиональных навыков и умений, позволяющих максимально эффективно и быстро приступить к выполнению собственных обязанностей.

Источник: https://spravochnick.ru/standartizaciya/professionalnyy_standart/professionalnyy_i_obrazovatelnyy_standart/

Профессиональные стандарты в вопросах и ответах

Профессиональный и образовательный стандарты

Согласно тексту Федерального закона от 02.05.

2015 № 122-ФЗ, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации будут установлены требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты по этим специальностям становятся обязательными для применения всеми работодателями.

Звучит очень сурово и, несмотря на тот факт, что уже более 1150 профессиональных стандартов были разработаны и прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, остается очень много вопросов.

1. Для кого профстандарты обязательны

Для работников, должности или трудовые функции которых связаны с предоставлением компенсаций, льгот либо с наличием каких-либо ограничений (врачи, государственные гражданские служащие, полицейские, специалисты по охране труда, работники, занятые на подземных работах, педагогические работники и т. д.).

Согласно статье 57 ТК РФ, наименование этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и условиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих положениях профессиональных стандартов.

Для работников, труд которых, кроме Трудового кодекса, регламентирован иным федеральным законом, например «О государственной гражданской службе».

Так, Приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер». Практически в любой организации, вне зависимости от формы собственности, есть бухгалтер, значит ли это, что всем бухгалтерам теперь надо соответствовать профстандарту?

Надо, но не всем.

Трудовой кодекс, в принципе, не содержит условий и пожеланий к квалификации бухгалтера, а вот в статье 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе» есть квалификационные требования к должностям гражданской службы, в связи с чем бухгалтер, замещающий должность государственной гражданской службы, будет обязан соответствовать указанному выше стандарту. Аналогично для бухгалтеров страховых организаций, главных бухгалтеров.

А для обычного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью соответствие профстандарту не потребуется, во всяком случае на ближайшее время.

Тем не менее работодателям следует обратить внимание на положения соответствующих профстандартов с целью актуализации имеющейся кадровой документации.

2. Что такое профессиональный стандарт

профстандарта раскрыто в статье 195.1 ТК РФ.

Это качественная характеристика уровня знаний, умений, навыков и профессионального опыта работника, которая необходима для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. К указанному необходимо также добавить наличие законченного основного образования и дополнительного обучения.

Простыми словами, профстандарт — это возможности и умения, используемые в профессиональной деятельности, мастерство работника, а не функциональное описание его формальной должности.

Так, профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный Приказом Минтруда от 06.10.2015 № 691н, содержит описание трудовых функций, например, ведение организационной и распорядительной документации по персоналу.

Для выполнения конкретно этой трудовой функции работник должен иметь среднее профессиональное образование, в его обязанность будет входить обработка и анализ поступающей ему документации по персоналу, для чего, согласно профстандарту, ему необходимо уметь вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях, что, в свою очередь, потребует от него знаний технологии, методов и методик проведения анализа и систематизации документов и информации.

Т. е. профстандарт фактически представляет собой взаимосвязанную описательную структуру знаний, умений и навыков работников для выполнения вполне конкретных трудовых функций.

— После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию мы проходим определенные этапы стандартизации и приведения к единому знаменателю в соответствии с международными требованиями. Не исключение и добровольная сертификация классификаций.

Но, по существу, как профстандарты, так и сертификация необходимы нам для развития промышленных секторов экономики, для ее стабилизации в результате ухода от углеродной политики. Последние 25 лет среди молодежи были непопулярны и немодны рабочие специальности.

У нас выросло целое поколение сплошных юристов, бухгалтеров и финансистов сомнительной квалификации и низкого профессионального уровня. При этом среди предпринимателей, занятых в сфере легкой промышленности, наблюдается высокая конкуренция за технологов производственных процессов, конструкторов или обычных швей.

Требуется перераспределение кадровых ресурсов для создания национальной системы сертифицированных специалистов.

3. Где можно найти утвержденные профессиональные стандарты

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает и утверждает соответствующие профессиональные стандарты (с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Соответственно, на официальном сайте Минтруда содержится исчерпывающий перечень разработанных и утвержденных профстандартов на данный момент. Реестр профессиональных стандартов чиновники актуализируют ежемесячно.

4. Что делать, если действующий работник подпадает под действие профстандарта, но сам не соответствует его требованиям, скажем, по образованию

В случае с образованием варианта два: либо у сотрудника есть необходимое образование, либо его нет.

Если требования профстандарта предусматривают наличие высшего образования и соответствующую программу обучения, то при наличии диплома сотрудника необходимо будет направить в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ, на переподготовку или курсы повышения квалификации, которые оплачивает работодатель.

При отсутствии диплома придется объяснить сотруднику, что требования к его должности изменились, и либо предложить ему перевод на другую должность, где профстандарт не действует или работник соответствует его требованиям, либо организовывать аттестационную комиссию, признавать работника не соответствующим занимаемой должности и увольнять его по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 81 ТК РФ.

Однако надо понимать, что увольнять работника, который не соответствует профстандарту, можно только после того, как он провалит аттестацию. На этом настаивают судьи Конституционного суда в Постановлении от 14.11.2021 № 41-П. Суд разбирался в следующем деле: истица, работавшая воспитателем, была уволена на основании п. 13 ч. 1 ст.

83 ТК РФ, поскольку не соответствовала профстандарту (не было образования). Работодатель принял решение об увольнении, несмотря на имевшийся опыт работы и игнорируя тот факт, что по итогам аттестации истица была признана соответствующей должности «воспитатель» и ей была присвоена первая квалификационная категория сроком на пять лет.

По мнению судей КС РФ, такое увольнение следует признать незаконным по нескольким причинам:

  • новый закон и необходимость соблюдать требования профстандарта не распространяются на работников, которые были приняты на работу до вступления в силу нормативного акта;
  • профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, а значит, по решению аттестационной комиссии такие работники имеют право продолжать работать;

Источник: https://clubtk.ru/profstandart

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.