Наиболее старым и самым распространенным методом количественной оценки является метод стандартных оценок. Руководитель заполняет специальную форму, оценивая отдельные аспекты работы сотрудника в течение аттестационного периода по стандартной шкале (табл. 3.
1).
Данный метод отличается малыми издержками и общедоступностью. Руководителю не требуется ни специальной подготовки, ни значительных затрат времени или других ресурсов. Использование данного метода также обеспечивает единообразие аттестации всех сотрудников.
Однако метод стандартных оценок страдает рядом серьезных недостатков. Во-первых, аттестацию проводит один человек — руководитель, что предполагает высокую степень субъективности и односторонности оценки.
Хотя он должен принимать во внимание только профессиональные качества сотрудника, на оценке могут отразиться личные взаимоотношения с подчиненным.
Во-вторых, стандартная шкала не учитывает особенностей профессиональной деятельности каждого отдельного работника, что может повлиять на качество оценки.
Чтобы преодолеть эти недостатки, некоторые организации усовершенствовали метод стандартных оценок следующим образом: форма оценки заполняется не самим руководителем, а специалистом по управлению человеческими ресурсами. При использовании этого метода аттестации повышается степень объективности оценки за счет использования профессионального консультанта в данной области.
- Экспертные оценки
- Сравнительные методы
- Оценка должностей или классификация должностей: что лучше?
- Классификация должностей. плюсы методологии
- Основные принципы классификации должностей
- Правила классификации должностей
- Процесс проведения классификации должностей
- Как мы проводим классификацию должностей в рамках функции?
- Краткое резюме по процессу
- Система оценки персонала на предприятии
- Методы, на основе которых происходит оценка работника
- Показатели комплексной оценки сотрудников
- Система автоматизации оценки персонала
- Правила разработки системы оценки персонала организации
- Этапы построения системы оценки персонала
- Анализ и описание должности. Часть 1
- Общая логика в построении системы вознаграждения следующая:
- Анализ должности состоит из трех основных этапов:
- Анализ должности. Важный аспект в работе по описанию должностей – это выделение области анализа должности
- При составлении описания можно использовать два варианта логики работы:
- Анализ должности. Выработанная нами структура описания должности представляет собой следующее:
- Критерии оценки работы персонала
- Что это такое?
- Зачем нужны?
- Критерии оценки персонала в организации
- Кто и как разрабатывает?
- Виды
- Каким требованиям должны соответствовать показатели качества?
- Какие документы можно использовать?
- Алгоритм разработки
- 🎦 Видео
Экспертные оценки
Количественные оценки, например деловых и организаторских качеств работника, производятся, как правило, с помощью экспертных оценок. При этом для характеристики кандидата на должность сначала устанавливают (с учетом специфики производства и условий работы) 6— 7 критериев. Например:
- способность организовывать и планировать труд;
- профессиональная компетентность;
- сознание ответственности за выполняемую работу;
- контактность и коммуникабельность;
- способность к нововведениям;
- трудолюбие и работоспособность.
По каждому из этих критериев на основе изучения деятельности кандидатов на должность дается соответствующая оценка по избранной шкале, например, пятибалльной (отлично — 5; хорошо — 4; удовлетворительно — 3; неудовлетворительно — 2; плохо — 1).
Оценки по критериям обычно располагают по нарастающему количественному значению. Например, при оценке по критерию «способность организовывать и планировать труд»:
- «1» — явно неорганизованный работник и руководитель;
- «2» — не умеет организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
- «3» — умеет организовать трудовой процесс, но не всегда удачно планирует работу;
- «4» — умеет хорошо организовывать и планировать свой труд и труд подчиненных;
- «5» — умеет создавать и поддерживать четкий порядок в работе на основе эффективного планирования.
По своей значимости в общей оценке кандидата на конкретную должность определенные качества всегда имеют различный удельный вес, что устанавливается экспертным путем. Для определения общей оценки деловых и организаторских качеств кандидата составляется специальный оценочный лист.
Естественно, чем выше общая оценка по каждой группе качеств, тем более достоин кандидат занять должность в аппарате управления. Наибольшая возможная оценка — 5, а самая низкая — 1.
Образование, стаж работы и возраст работника должны обязательно учитываться при оценке деловых качеств. Дело в том, что образование — одна из основных качественных характеристик при определении уровня квалификации работника, стаж работы — количественная мера опыта, а возраст находится во взаимосвязи со стажем работы.
Данные об образовании кандидата, его стаже и возрасте учитываются путем расчета коэффициента профессиональной перспективности по формуле:
К = Оу.обр. (1 + С/4 + В/18), где:
Оу.обр. — оценка уровня образования, которая обычно принимается:
- 0,15 — для лиц, имеющих незаконченное среднее образование; 0,60 — для лиц со средним образованием;
- 0,75 — для лиц со среднетехническим и незаконченным высшим образованием;
- 1,00 — для лиц с высшим образованием по специальности;
- С — стаж работы по специальности. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 4 (в связи с тем, что, как установлено, стаж в 4 раза меньше влияет на результативность труда, чем образование);
- В — возраст. В соответствии с рекомендациями НИИ труда он делится на 18 (установлено, что влияние возраста на результативность труда в 18 раз меньше, чем влияние образования). При этом за верхний предел возраста для мужчин принимается 55 лет, а для женщин — 50.
На этапе определения общей оценки кандидата на должность величина коэффициента профессиональной перспективности суммируется с общей оценкой по деловым и организаторским качествам. Совершенно очевидно, что предпочтение отдается тому кандидату, который в итоге получит наибольшую оценку, притом обязательно еще и с учетом таким же способом полученных оценок по группам личностных качеств.
https://www.youtube.com/watch?v=GGP0uV7sIeE
Сущность одного из наиболее используемых и достаточно эффективных методов заключается в использовании квалификации, опыта и интуиции наиболее компетентных в своей области работы специалистов — экспертов. Важнейшими условиями применения этого метода является обеспечение анонимности выставляемых экспертами оценок и обоснованность подбора состава экспертных комиссий.
Если анонимность достигается через специальное анкетирование или тестирование, то обоснованность подбора состава экспертов состоит в их тщательной предварительной оценке, а также в методически грамотном и целенаправленном формировании количественного и качественного состава. Например, главные требования к эксперту — его компетентность в управлении производством, нравственность, глубокие знания и признанное умение решать специальные задачи в соответствии с определенными функциями.
Одно из требований — хорошо разбираться в одной из смежных специальных областей деятельности, например, для технолога — в экономике, для экономиста — в технологии, линейного руководителя — в правовых вопросах и т.д. Традиционное требование к формированию группы экспертов состоит в их способности провести экспертизу с учетом разнообразных сторон деятельности оцениваемого работника.
опасность при подборе состава экспертов состоит в завышении доли какой-либо подгруппы экспертов, заведомо близкой в своем мнении.
Эта опасность заключается не только в односторонности выставляемой оценки, но и в том, что при обработке экспертных мнений все другие оценки потеряют свою значимость.
По той же самой причине нежелательно включение в экспертную группу специалистов, авторитет которых резко отличается от среднего авторитета членов комиссии.
Используются группы экспертов двумя способами — индивидуально или группой. Индивидуальный, более распространенный и эффективный способ, заключается в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других, а затем эти оценки обобщаются.
Групповой способ основан на совместной работе экспертов и получении суммарной оценки от всей группы в целом. При таком способе согласование индивидуальных оценок сочетается с последовательным ознакомлением каждого эксперта с оценками остальных.
Результат работы экспертов отражается в документе, вариантами которого могут быть рекомендации, обобщающие оценки, решения. Самым гласным вариантом оформления экспертизы является решение. Самым распространенным — рекомендации, но с указанием определенных признаков будущего решения.
Подбор, согласование и утверждение экспертных комиссий обычно проводят начальник отдела кадров и руководитель организации.
Начальник отдела кадров знакомит экспертов с методикой оценки с помощью научного консультанта, который первый раз практически руководит всей работой.
На уровне организации в состав экспертных комиссий включают обычно 3—5, но не более 7 человек. При этом в числе экспертов должны быть как оцениваемый, так и его руководитель.
Основным инструментом оценки является анкета, которая представляет собой специально разработанный вопросник, включающий перечень определенных качеств и варианты ответа.
При этом перечень качеств, которыми должен обладать специалист, зависит от сферы его деятельности и занимаемой должности.
Поэтому правильный подбор качеств, их перечень для каждой конкретной должности, а также оценки в баллах рекомендуется устанавливать конкретной экспертной комиссией в организации. Именно в этом заключается одно из важнейших условий объективной оценки работника.
После обсуждения результатов каждая экспертная комиссия утверждает не только перечень качеств, включаемых в анкету, но и определяет количественную оценку каждого качества в баллах. Например, в анкету рекомендованы десять качеств, и все они оценены по десятибалльной системе оценок (табл. 3.2).
Расположены эти качества в анкете в ранжированный ряд — от более до менее значимого. В соответствии с этим и выставляется первая оценка, которая характеризует степень значимости качества. Вторая оценка — это оценка степени проявления этих же качеств по четырем вариантам ответа.
Эксперт при этом должен установить, как часто определяемое качество проявляется у аттестуемого по следующей балльной шкале:
- если всегда — 1,5 балла;
- если в большинстве случаев — 1 балл;
- если иногда — 0,5 балла;
- если почти никогда — 0 баллов.
При первой оценке ставится знак «+» в графе против качества и его оценки в баллах. При второй оценке ставится знак «+» в графе, соответствующей мнению эксперта.
https://www.youtube.com/watch?v=UHzBmDcELZ8
Обработка результатов оценки аттестуемого осуществляется путем заполнения специального бланка — «Бланк результатов опроса экспертов на аттестуемого». С этой целью знаки «+» из анкет, поставленные экспертами, переносят со знаком «V» в этот бланк.
В другом бланке («Бланк расчета средней оценки аттестуемого») по каждому качеству рассчитывается средний балл по формуле:
где:Зср — средний балл оценки качества по степени его функциональной значимости;З10 — З1 — оценка экспертом степени значимости качества по десятибалльной шкале;n10 …
n1 — количество экспертов, которые присвоили качеству оценку по степени значимости (в баллах);
п — общее количество экспертов.
Одновременно в этом же бланке по каждому из качеств рассчитывается средний балл степени проявления этого качества у аттестуемого по формуле:
где:Пср — средняя оценка степени проявления качеств у аттестуемого;П1,5 ••• П0,5 — степень проявления качеств у аттестуемого по оценке экспертов;n1,5 ••• n0,5 — количество экспертов, отнесших качество к степени его проявления у аттестуемого к тому или иному баллу оценки;п — общее количество экспертов.Затем по каждому качеству определяется средневзвешенный балл по формуле:
К = Зср х Пср , где К — качество.
Далее путем суммирования средневзвешенных баллов по всем качествам определяется итоговый балл оценки аттестуемого. Итоговую оценку комиссия сравнивает с эталоном.
Расчет эталона производится следующим образом: сумма баллов по всем 10 качествам (10+9+8+7+6+5-1-4-1-3-1-2-1-1 = 57) умножается на 1,5 (коэффициент степени проявления качества, если оно проявляется всегда), или на 1,0 (если оно проявляется в большинстве случаев), или же на 0,5 (если качество присутствует иногда). В итоге получаем следующие результаты:
- 57 х 1,5 = 85,5;
- 57 х 1,0 = 57,0;
- 57 х 0,5 = 28,5.
Таким образом, в первом случае, если оценка работника составляет более 85 баллов, формулируют вывод о его повышении или включении в состав резерва на выдвижение. Во втором случае, если оценка составит от 57 до 85 баллов, делают заключение о соответствии занимаемой должности.
В третьем случае, если оценка составляет ниже 28 баллов, фиксируют вывод о том, что работник не соответствует занимаемой должности.
При этом весьма ценно и то обстоятельство, что детальный анализ оценок экспертов по качествам может помочь определить для каждого работника конкретные направления совершенствования его деятельности.
Сравнительные методы
При их использовании руководитель сравнивает работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. При ранжировании руководитель «выстраивает» своих сотрудников в условную цепочку — от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период.
При распределении все сотрудники классифицируются по группам (табл. 3.3) — например, 10% лучших, 10% худших и т.д.
Сравнительные методы являются очень простым способом оценки сотрудников. Их легко применять и понимать.
Однако эти методы слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.д.
Кроме того, сравнение сотрудников подразделения между собой является достаточно жесткой формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Поэтому применение методов сравнительных оценок относительно ограничено.
Видео:5 2 1 Введение в тему "Количественные методы оценки рисков"Скачать
Оценка должностей или классификация должностей: что лучше?
Классификация должностей – простая методология, которую можно использовать как альтернативу методике оценки должностей. Ее можно использовать везде: в бизнесе, в государственных структурах и т.д.
С классификации должностей мы всегда начинаем проекты по грейдированию должностей или моделированию компетенций.
Если при классификации должностей частично использовать оценку должностей (например оценка ключевых должностей) получается очень неплохой инструмент для сопоставления должностей и построения матрицы и грейдов должностей.
Тема оценки и грейдирования должностей остается актуальной до сих пор. При этом существуют и другие методы сопоставления должностей. Если ранжировать методы по параметрам время и качество, то получается следующее:
- Сопоставление по названию (минимальные затраты)
- Сопоставление с использованием стандартных описаний должностей
- Классификация должностей
- Оценка должностей (максимальные затраты)
Как видно из выше представленного списка: оценка должностей занимает много времени, но получается лучший результат по качеству. Что лучше использовать при грейдировании должностей? Давайте разбираться.
https://www.youtube.com/watch?v=3aoa3QeGa-8
Все больше российских компаний обращается к теме систематизации должностей в организации через построение матриц должностей и грейдирование должностей.
И как мы писали раньше – это информация не только для построения системы оплаты труда. Ранжирование должностей обеспечивает внутреннюю справедливость и позволяет провести внешнее сравнение политики и практики вознаграждения (ее эффективность и конкурентоспособность).
Оценка должностей позволяет обеспечить эффективное построение должностей и пересмотреть структуру организации. При этом мы оцениваем эффективность должностной структуры (об этом писали ранее).
Оценка должностей дает понимание уровней карьерного роста и возможность планирования замещения ключевых должностей. Оценка должности также позволяет определить или пересмотреть необходимый набор компетенций для должности.
Классификация должностей. плюсы методологии
C использованием методологии классификации можно проанализировать и классифицировать любую должность (вне зависимости от ее специфики). А затем это может позволить определить соответствующий уровень вознаграждения. Используя методологию классификации должностей, можно провести сравнение между семьями должностей, между компаниями на рынке, между данными по отраслям.
В процессе классификации мы составляем матрицу должностей, которая наглядно показывает размеры должностей и отношения подчинения между ними и позволяет произвести сравнение с другими должностями в организации.
Итогом классификации должностей мы получаем практически тот же результат, что и при оценке должностей. А следовательно результаты классификации должностей можно пользоваться точно также, как и результатами оценки должностей.
Основные принципы классификации должностей
При классификации должностей мы используем следующую логику. Должность существует для получения конечного результата. Для выполнения задач в своей области ответственности сотрудник должен владеть объемом знаний, умений и опыта. А знания и умения должны применяться для выполнения задач в своей области ответственности.
Исходя из этого размер должности будет складываться из знаний (мы обычно рассматриваем такие параметры, как специальные знания и умения, широта управления, навыки общения), решения вопросов (нас обычно интересует область решаемых вопросов и сложность решаемых вопросов) и ответственности (каким влиянием обладает должность: тип влияния и величина воздействия, а также свобода действий).
Правила классификации должностей
- Уровень компенсации для рассматриваемых должностей не учитывается
- Рассматриваем только существующую (а не будущую) структуру должностей на момент проведения классификации должностей. Интересный момент: после того как проходит классификация (или во время построения матрицы) у заказчика появляется желание моделировать структуру должностей исходя из стратегических задач. Поэтому мы иногда сразу делаем вторую матрицу должностей: будущее
- Фокус на содержании и рамках должности, а не на сотруднике, который ее занимает.
Процесс проведения классификации должностей
Кто проводить классификацию должностей? В нашей практике мы используем несколько вариантов. В классификации участвуют несколько экспертов, которые хорошо знают функционал должностей (в семьях должностей или функциях).
Отличный вариант, если в этом процессе принимают участие сотрудники, которые описывали должности.
Второй вариант: мы сами, как эксперты встречаемся с руководителями функций и с ними проводим классификацию должностей по их функциональным направлениям.
Как выстроен процесс классификации должностей. Процесс классификации идет «снизу – вверх». Как мы писали выше, сначала мы классифицируем должности в рамках функций. При наличии эксперта, который знает функции должности это идет быстро.
Если в функции есть несколько семей должностей, то мы сразу строим несколько линий классификации и сразу предлагаем эксперту (руководителю) согласовать не только вертикальную классификацию должностей, но и сбалансировать должности на горизонтальной линии (между семьями).
Как мы проводим классификацию должностей в рамках функции?
Мы используем следующий принцип.
Если разница между должностями составляет один шаг, то при назначении на должность сотрудника (с ниже расположенной должности) потребуется всего три месяца, чтобы полностью изучить и овладеть функционалом должности в полном объеме, который есть у данной должности.
Это так называемое логичное продвижение по карьерной лестнице. Если сотруднику, назначенному на должность (с нижестоящей должности) требуется примерно полгода для освоения функционала должности (с поддержкой наставника и т.д.), то это солидное продвижение (два шага).
Если между должностями три шага, то это рискованное продвижение. Здесь срок, необходимый для освоения функционала должности около года. При этом не всегда удается сотруднику это сделать.
https://www.youtube.com/watch?v=j0QpiagqsMg
Важный момент. С какого уровня начинать классификацию? На какой минимальный уровень поставить должность, с которой затем начинать классификацию должностей в функции? Раньше мы использовали сопоставление с использованием стандартных описаний должностей.
Затем мы отказались от этого метода и проводим оценку самой простой должности в функции, согласуем ее, получая уровень должности в будущей матрице. Как раз этот уровень должности и является отправной точкой дальнейшей классификации должностей в рамках функции.
Оценку должности мы проводим также и у ключевых должностей в функции (информацию получаем от руководителя функции). Это нам помогает провести первичную балансировку матрицы должностей и получить аргументацию перед рабочей группой.
После построения общей матрицы должностей мы переходим к этапу согласования и балансировки матрицы.
Данный процесс мы всегда проводим в рамках рабочих групп, участниками которой являются руководители функций, которые классифицировали должности.
В процессе обсуждения матрица балансируется и, если возникают спорные вопросы по уровням должностей – мы проводим оценку должности. Как правило это несколько встреч.
Краткое резюме по процессу
- Выбираем функцию для проведения классификации должностей
- Собираем информацию о всех должностях (организационная структура и штатные расписания)
- Определяем «точку» отсчета
- Проводим анализ должностей и их взаимосвязь с целью определения разницы в шагах между должностями в функции
- Оцениваем ключевые должности с целью корректировки матрицы
- Проводим балансировку структуры матрицы должностей, как в рамках функции (вертикальная балансировка), так и соотношение должностей в других функциях (горизонтальная балансировка).
- Согласовываем матрицы должностей с рабочей группой экспертов и руководителей.
После прохождения по такой дорожной карте можно начинать работу с матрицей должностей. Классификация должностей готова!
Важно. Организация – это живой организм. Помните: матрица должна постоянно поддерживаться и корректироваться. Иначе, после определенного срока Вам придется снова делать классификацию должностей!
highadvance.org
Видео:Как приумножить капитал? Советы основателя ЛУЧШЕЙ школы финансовСкачать
Система оценки персонала на предприятии
Оценка персонала с помощью различных принципов позволяет четко выявить любые аспекты, связанные с выполнением сотрудниками поставленных перед ними задач, определить характеристики, личностные качества работников организации.
Принципы оценки персонала основаны на исследовании распространенных критериев, 25-ти из которых достаточно для выявления качеств человека.
Среди них могут быть способности к обобщению в устном либо письменном виде, управлению, карьеристские мотивы, внутренние нормативы, включая этические принципы, самооценка человека, его организаторские и творческие способности, организованность, надежность и др.
Зачастую система оценки персонала на предприятии предполагает применение метода оценочного центра или универсального комплексного метода. Если цели и задачи оценки персонала правильные, то эффективно оценивать работу сотрудников можно, учитывая:
- текущий контроль результатов работы;
- возможности проведения мероприятий по аттестации;
- результаты, полученные в процессе текущего контроля и аттестаций.
Очень важно своевременно доводить результаты текущего контроля и аттестаций до каждого сотрудника.
Понятие и цели оценки персонала связаны с целенаправленным процессом, который позволяет установить соответствие всех качественных характеристик работника, включая его навыки, мотивацию, способности и характер, требованиям той роли, которую он исполняет.
https://www.youtube.com/watch?v=NCAeUX3JTlw
Оценка и развитие персонала позволяют достигнуть следующих целей:
- выявить уровень профессионализма сотрудника (знания, навыки, умения);
- исследовать психологическую подготовленность (мотивы поведения личности и ее направленность, темперамент работника);
- оценить эффективность труда сотрудника, связанную с производительностью и качеством труда, стремлением к рационализации и изобретательству;
- выработать соответствующие рекомендации по развитию личностных и профессиональных качеств работников;
- выявить степень соответствия между уровнем оплаты труда и прилагаемыми усилиями работников, уровнем результативности деятельности и ожидаемым результатом;
- установить направления развития персонала;
- сформировать эффективный механизм мотивации сотрудников.
Методы, на основе которых происходит оценка работника
Качественные (описательные) методы позволяют оценить работников без использования количественных. Наиболее распространен среди них матричный метод, который основан на сравнении характеристик работника с возможными идеальными критериями, соответствующими той должности, которую он занимает.
Выделить достижения более сильных и ошибки наиболее слабых работников можно, применяя метод системы произвольных характеристик, который предполагает сопоставление этих показателей между собой. Применяя элементарный метод, оценивают деятельность сотрудника организации в целом.
Зачастую использование метода “360 градусов” позволяет провести оценку работника со всех сторон другими сотрудниками, начиная от руководства и заканчивая клиентами компании.
Перспективы и результаты работы того или иного сотрудника обсуждаются на основе дискуссионного метода, проводимого экспертами и руководством.
Комбинированные или описательные методы основаны на количественных аспектах. Например, тестирование или метод суммирования оценок. Каждую из характеристик оценивают согласно конкретной шкале с последующим определением средних показателей для сравнения с идеальными.
Количественные методы позволяют с наибольшей объективностью оценить качества работника, фиксируя в числах каждый результат.
Ранговый метод – это наиболее распространенная количественная оценка, которая представляет собой рейтинг характеристик работника, составленный несколькими менеджерами.
После этого осуществляется сверка рейтингов по всем работникам и сокращение находящихся внизу таблицы. Если применяется метод балльных то сотрудник может получить заранее определенное количество баллов – их суммируют по итогам всего периода.
Показатели комплексной оценки сотрудников
Используя критерии оценки персонала, можно получить характеристику показателей, равнозначных для всех работников. Поскольку информация о работнике должна быть достоверной, то это потребует объективности и точности показателей. Поэтому комплексная оценка работы персонала проводится на основе более четких критериев.
Критерий или определенный порог влияет на то, каким будет являться показатель: удовлетворительным или неудовлетворительным – в отношении установленных требований со стороны организации к сотрудникам. Они бывают как запланированными, так и нормированными.
Технологии оценки персонала предполагают применение групп следующих критериев:
- Профессиональных.
- Деловых.
- Морально-психологических.
- Специфических.
К профессиональным критериям относятся характеристики, связанные со знаниями в области профессиональной деятельности, навыками, умениями, наличием профессионального опыта у человека и т.д. Среди деловых критериев выделяют: ответственность, организованность, деловитость, инициативность.
Морально-психологические критерии связаны со справедливостью, честностью, психологической устойчивостью, способностью работника к самооценке. Образующие специфических критериев – это качества работника, характеризующие его авторитет, состояние здоровья, особенности личности.
https://www.youtube.com/watch?v=WWYf3l8ScJs
Формировать систему показателей следует на основе:
- Показателей всех 3-х групп, которые одинаково важны. Если признаются приоритетными критерии определенной группы, то это приведет к пренебрежению работниками иных видов деятельности.
- Показателей, которые должны не только охватывать все необходимые стороны трудовой деятельности, но и не формировать слишком громоздкую систему, которая потребует больших затрат времени и финансов.
Система автоматизации оценки персонала
Предприятие имеет подсистему, которая облегчает работу менеджера по персоналу, инженера по труду, начальников отделов по организационному развитию и управлению персоналом. Работа сотрудников оценивается вышеперечисленными специалистами и руководителями отделов на базе, разработанной фирмой 1С – программы оценки персонала на основе специальных методов.
В продукт входят соответствующие модули:
- Профессионального и психологического тестирования.
- Модели компетенций.
- Оценки результатов труда по KPI.
Функциональными направлениями программы 1С: Предприятие в подсистеме “Оценка персонала” являются:
- Аттестация персонала и анализ результатов труда.
- Мониторинг социально-психологического климата в коллективе в процессе реализации новых либо рискованных управленческих решений.
- Исследование сильных и слабых сторон проектных и управленческих команд.
- Создание команд профессионалов с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого сотрудника.
- Отбор и прием кандидатов на основе анализа оцениваемых качеств, проведения кадровых конкурсов, ротации персонала с учетом соответствия работников должностным требованиям.
- Внедрение системы компетенций персонала, осуществление прогнозирования поведения сотрудников в типичных ситуациях с целью выявления потенциального риска, связанного с деятельностью работников.
- Запуск автоматизированных процессов, включая ассессмент и аттестацию персонала.
- Оценка труда работников в системе показателей эффективности (KPI).
Алгоритм всех действий по оценке и аттестации сотрудников представлен на рисунке (ИЗОБРАЖЕНИЕ 1).
Правила разработки системы оценки персонала организации
Система оценки кадров может быть разработана следующим образом:
- Скопирована система оценки, которая принята в другой организации.
- Разработана система оценки самостоятельно.
- Приглашены консультанты с целью разработки системы, соответствующей выбранным требованиям.
Если руководство поручило специалисту по управлению персоналом осуществить разработку системы оценки, то желаемого результата оно может и не получить по причине того, что абсолютно одинаковых организаций практически не существует. Вместе с тем данный момент может положительно повлиять на дальнейшее продвижение персонала по карьерной лестнице.
Если на одном предприятии требования к сотрудникам высокие, то на другом они являются средними. В целом построение эффективной системы оценки персонала в любой организации позволит каждому сотруднику повышать свой статус и квалификацию. Все специалисты одной и той же профессии и равной квалификации в разных организациях выполняют разные задачи, имеют разные потребности и т.д.
Если в организации необходимо оценить результаты работы тех специалистов или рабочих, деятельность которых регламентируется установленными стандартами и нормативами, то можно получить четкие показатели. К ним можно отнести количество обслуженных клиентов, объем продаж и др.
Комплексная оценка персонала связана с установлением не только требуемого уровня показателей, но и определенных условий поведения сотрудников, позволяющих каждому исполнителю достигать высокого уровня эффективности собственного труда. Если четких показателей для оценки результатов труда нет, то в качестве них выступают рабочие цели, устанавливаемые на основе должностных функций сотрудника.
профессиональной деятельности сотрудника определяет выбор процедур и методов оценки в значительной степени. Некоторые из них используются ежедневно, включая учет производительности и качество труда, а другие – не чаще 1 раза в 1 – 3 года. Например, аттестация персонала.
https://www.youtube.com/watch?v=JcdlyN_ecxw
Поскольку для осуществления оценки выбираются инструменты и определяются процедуры, позволяющие оценивать труд работников организации, различные предприятия могут разрабатывать и предъявлять совершенно разные требования. Это влияет на эффективность полученных показателей: они будут соответствующими только при правильном восприятии персоналом своих результатов труда.
Для извлечения максимальной пользы от действия системы оценки необходимо правильно определить ее цели, поскольку очень часто она сводится к вопросам, связанным с премированием и оплатой труда.
Этапы построения системы оценки персонала
Основная цель проведения процедур оценки персонала – получение объективной информации о следующих показателях:
- Результаты работы сотрудников.
- Усилия, требуемые от них для достижения этих результатов.
- Удовлетворенность работников условиями труда.
- Удовлетворенность сотрудников получаемыми вознаграждениями.
Первый этап предполагает выявление потребностей предприятия при осуществлении оценки деятельности сотрудников. Далее формируются те цели, которые необходимо достичь. Они преследуются в процессе осуществления оценки.
На втором этапе определяют предмет оценки, целевую аудиторию на основе поставленных целей. После этого определяются критерии, позволяющие качественно оценить труд персонала. Отбор профессионалов осуществляется в определенной отрасли, которая будет заниматься выделением всех необходимых характеристик для определенной должности.
На третьем этапе после определения критериев подбирается метод оценки, что зависит от конкретных показателей, соответствующих поставленным целям. Чтобы получить объективные результаты, используются количественные методы оценки.
На четвертом этапе системы оценки персонала выполняется ряд действий для осуществления процедур непосредственной оценки. Так создается внутренняя нормативная база для оценки, которая связана с разработкой регламентов, положений, а также с обучением персонала.
Видео:Как оценить эффективность сотрудникаСкачать
Анализ и описание должности. Часть 1
Сегодня мы разберем важный процесс, с которого начинается построение вознаграждения. Это описание должности.
Общая логика в построении системы вознаграждения следующая:
- Анализ должности и описание должности;
- Оценка должностей;
- Грейды;
- Система заработной платы;
- Изменение заработной платы;
- Формирование структуры переменной части заработной платы;
- Предоставление компенсаций и льгот.
Но давайте обо всем по порядку.
Первым шагом на сложном и извилистом пути построения систем вознаграждения является анализ и описание должностей. Это не 100% обязательный шаг. Давайте не будет перфекционистами. Но он важен. Методам анализа и описания должностей мы обучаем на наших семинарах.
Анализ должности – это процесс собственного понимания должности и представление этой информации в такой форме, которая обеспечила бы понимание данной должности другими.
Это важно, так как описание должностей достаточно трудоемкий процесс и один человек с ним не справиться.
Поэтому важно создать такое описание должности, при прочтении которого читающий ясно мог представить, чем должность занимается.
Анализ должности состоит из трех основных этапов:
- Сбор информации о содержании должности, о контексте ее функционирования;
- Анализ и систематизация собранной информации;
- Представление информации в последовательной и логически связанной форме.
Принципы анализа должности:
- Описание содержания должности, а не должностного лица. Это очень важно! Мы постоянно сталкиваемся в своей практике с тем, что незаметно при сборе информации рассказ о должности смещается в сторону описания того, что выполняет сотрудник на этой должности. Поэтому здесь надо быть очень внимательным;
- Акцент на постоянные задачи, измеримые цели;
- Не переписываем задания, которые выполняет должность!
- Описываем должность, как она существует сегодня!
Основные разделы описания, которые мы используем в нашей работе вы сможете прочитать в разделе практического создания описания должности.
Анализ должности. Важный аспект в работе по описанию должностей – это выделение области анализа должности
Мы выделяем следующие области:
- Организация. Исходя из организационной структуры изучаем в какой области функционирует должность и какие «услуги» предоставляет внутри и вне организации, кому подчиняется.
- Основные виды деятельности. Изучаем управленческие, профессиональные, технические виды деятельности. Какой формат результата деятельности должности.
- Свобода действия и ограничения. Основные инструкции, прецеденты, правила, политика или стратегия, на основании которых функционирует должность. Мы изучаем также, какие у должности полномочия принимать решения и степень, в которой должностное лицо может самостоятельно принимать решения.
- Характеристика должностного лица. Квалификация, опыт, навыки и т.д.
Из областей анализа должности мы так же изучаем: окружение, деятельность подчиненных, наиболее проблематичные моменты работы, количественные и качественные показатели работы должности.
https://www.youtube.com/watch?v=DPWp6R64XtE
Кто описывает? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В нашей практике мы использовали разные методы. Можно использовать интервьюирование. Но на этот метод необходимо большое количество ресурсов.
Чаще всего мы использовали следующую технологию: описание делается самим владельцем должности с последующей аналитикой с нашей стороны и согласованием этого описания с прямым руководителем. Этот вариант для нас наиболее предпочтителен (как в консалтинговой практике, так в in-house). Он позволяет включить в работу, как самого сотрудника, так и его руководителя.
При этом на оценочном комитете никто не может обвинить, что данное описание просто выдумали. Работали все. Минусы в том, что требуется обучить сотрудника описанию должности. Но это решается в процессе индивидуального взаимодействия. Даем сотруднику примеры уже созданных описаний. Потом вместе обсуждаем уже представленные результаты работы (очно или заочно).
При составлении описания можно использовать два варианта логики работы:
- Сразу систематизировать области ответственности, а потом описывать виды деятельности, которые включаются в эту область ответственности;
- В режиме свободного размышления (он может длиться и несколько дней) сотрудник выписывается виды деятельности, а потом систематизирует их по областям ответственности.
Какой из способов наиболее эффективен? Не имеет значение. Главное, чтобы был результат. Окончание работы над описанием должности – это формирование цели должности.
Интересный опыт, когда на должности находится много сотрудников.
В таком случае создаем рабочую группу, которая с высокой степенью вовлеченности работает и, как следствие, созданное описание должности (или должностей) без проблем принимаются в коллективе, так как писали сами. Конечно, в такую группу включается и руководители, которые также вовлечены в работу группы и являются в ней экспертами.
Работая внутри компании, мы проводим корректировку описаний должностей при перераспределении функционала внутри подразделения (компании), а аудит описания всех должностей проводим раз в год при подготовке бюджета по ФОТу на следующий год. Это необходимо для аналитики возможных изменений доходов сотрудников в следующих периодах.
Давайте теперь перейдем к более подробному описанию нашего опыта по описанию должности.
Одной из важных наших задач было создание единого стандартизованного описания, которое бы как отвечало требованиям, предъявляемым к должностной инструкции, так и служило основой для оценки должности.
Анализ должности. Выработанная нами структура описания должности представляет собой следующее:
- Общая информация (подразделение, должность, подчинение);
- Дополнительная информация о сути должности;
- Цель должности;
- Органиграмма;
- Основные области ответственности;
- Показатели результативности деятельности;
- Знания и опыт;
- Измерители должности.
Вот основные разделы нашей формы. Об их заполнении мы подробно расскажем в следующей статье.
Видео:3 правила оценки эффективности сотрудника в управлении персоналомСкачать
Критерии оценки работы персонала
В общественной жизни и в ходе рабочих будней специалист, занимающий должность, постоянно подвергается оценке со стороны руководителя фирмы, коллектива других сотрудников. Каждый из работающих является личностью, поэтому оценочный фактор служит мощным стимулом для производительности труда и оказания услуг в зависимости от типа организации.
Для того чтобы измерить эффективность работы специалистов, учесть ошибки и недочеты в деятельности, отметить работников как профессионалов своего дела, разрабатываются критерии оценки персонала.
Что это такое?
Оценочные критерии предполагают реализацию процесса по установлению соответствия между уровнем компетенции сотрудников, их знаниями, умениями, навыками, и должности, которую они занимают.
Если организация имеет большое количество специалистов, то профессиональные критерии оценки у каждого могут быть разными, исходя из специфики работы. Также они могут быть одинаковыми у работников в одном отделе, но отличаться от показателей в другом подразделении.
https://www.youtube.com/watch?v=FwjdktseIv0
С их помощью грамотный руководитель старается наладить командную работу, периодически стимулировать к повышению качества деятельности. Для самого специалиста критерии качества служат своеобразным ориентиром для направления своих действий в правильное русло – правильной организации рабочего времени, оптимизации процесса.
Зачем нужны?
В целях правильного управления организацией руководителю нужен инструмент, который может выявить уровень способностей и потенциала работников, их волевые и психологические характеристики, стрессоустойчивость, терпимость к непредвиденным ситуациям и адаптивность к ним.
Работник, занимая должность, должен обладать набором определенных качеств, способствующих его подъему по служебной лестнице, развитию в плане карьеры.
Профессиональные критерии нужны для:
- рассмотрения возможности смены статуса работника (кто-то из них может легко адаптироваться к работе, у кого-то могут возникнуть проблемы, поэтому необходимы организационные перестановки – перевод на другую должность, увольнение, повышение);
- запустить процесс повышения мотивации (каждый сотрудник отдельная личность, поэтому механизм воздействия должен быть отдельный, некоторых достаточно похвалить при других работниках, а кому-то обоснованно указать на недостатки в работе один на один);
- осуществить оценку потенциала персонала (выделить для себя людей, которые способны подняться к более высоким должностям, отметить специалистов для премирования);
- организация обратной связи для информирования их о результатах деятельности, разбора показателей качества организации с целью отладки недостатков в деятельности).
С помощью показателей качества директор может использовать много механизмов для повышения качества услуг¸ производительности труда, привлечения дополнительной прибыли.
Критерии оценки персонала в организации
Показатели качества не могут быть одинаковыми для всех, могут часто меняться из-за поправок в законодательстве, либо вообще исключаться из общего перечня. В связи с этим, они постоянно подвергаются корректировке или разрабатываются снова.
Кто и как разрабатывает?
Для того чтобы критерии соответствовали виду организации, наиболее достоверно отражали качество деятельности сотрудников, многие организации предпочитают разрабатывать такие показатели качества самостоятельно.
Руководитель может путем издания приказа делегировать это полномочие сотруднику отдела кадров или методисту, которые качественно и разумно составят действенные критерии для каждого отдела специалистов.
Разработка оценочных критериев предполагается в соответствии с нормативно-правовыми актами, действующими как на территории Российской Федерации, так и на уровне субъекта.
Виды
Наработанный десятилетиями опыт разработки критериев качества говорит об их видовых особенностях, определяющих направленность показателей.
Они подразделяются на следующие типы:
- общеорганизационные (их соблюдение применимо абсолютно ко всем специалистам, работающим в организации, они специализированны и соответствуют конкретному рабочему месту, типу деятельности, к ним можно отнести — своевременность и полноценность выполнения задач, стоящих перед сотрудником);
- количественные (оценочное действие, основанное на уже достигнутых результатах, например, отметить какое количество продукции выпущено у каждого из сотрудников индивидуально и оценить производительность труда. Выпущенный товар можно посчитать поштучно, на основе количественных данных оценивается качество работы);
- объективные (для каждой из работ руководством устанавливаются нормативы по качеству и стандарты производительности, по факту их выполнения происходит оценка выполненных работ);
- субъективные (характеристики и различные показатели, которые предполагают собой оценку с помощью мнения экспертов);
- интегральные (основываются на сочетании и оценочного процесса одновременно нескольких показателей, например, выполнения правил внутреннего распорядка, качества выполняемых работ или оказываемых услуг, времени, затраченного на их произведение или оказание);
- простые (происходит оценка отдельно взятых аспектов работы конкретного сотрудника, специалист отдела кадров отбирает один показатель и выявляет данные по нему).
Каким требованиям должны соответствовать показатели качества?
При определении направленности и разработке стандартов, норм, по которым происходит оценка качественных и количественных характеристик, существуют требования, предъявляемые к критериям.
Их цели и задачи выглядят следующим образом:
- обязательно отражение представлений о деловых и личностных качествах, поведения на рабочем месте, результативной части выполненных работ, принимая во внимание цели организации и отдельного индивида;
- необходимо содержание количественных показателей, рассмотрев их, определяется качество выполнения работы;
- надежность, полнота и достоверность данных, так как мнение, основанное на субъективных показателях, не всегда приводит к правильному формированию данных;
- доступность, как для руководства, так и для исполнителей.
Чаще всего оценочная деятельность ведется в соответствии со шкалой, которая помогает выявить уровень выполнения того или иного критерия, может вестись как по пятибалльной шкале, так и по десятибалльной.
https://www.youtube.com/watch?v=z0tFD4rH95k
Количество критериев, по которым происходит оценка, должно быть достаточным для формирования объективного мнения, ведь в последующем может решиться вопрос о продвижении в карьере, аттестации, премировании, увольнении.
Какие документы можно использовать?
В основании разработки критериев лежат документы и нормативно-правовые акты, которые помогают разработчику правильно и разумно сформировать показатели качества.
К их перечню относятся:
- план развития организации;
- цели компании и их особенности;
- стандарты работы;
- должностные инструкции;
- другие нормативные документы, где прописаны пункты о разработке критериев качества.
Алгоритм разработки
Механизм их разработки предполагает следующие этапы:
- определение целевой группы для разработки критериев (если необходимо произвести оценку специалистов по продажам, то они будут адаптированы конкретно для этой должности);
- выявление тех качеств, которые больше всего способствуют наиболее эффективному выполнению деятельности (ответственность, дисциплинированность, целеустремленность);
- раскрытие смысла придуманных критериев качества (к каждому из них необходимо написать или мысленно сформулировать обоснование);
- группировка и ранжирование показателей (определить значимость каждого критерия и расположить в порядке от более значимых до менее существенных, это необходимо для формирования основных и вспомогательных критериев).
Наличие критериев качества существенно помогает руководителю как при приеме работника для выполнения обязанностей, так и при проверке качества работы уже имеющего стаж и опыт специалиста.
Особенно действенными они являются при оценке сотрудника на испытательном сроке.
Он должен зарекомендовать себя в рабочем процессе как ответственный и исполнительный служащий, а показатели качества работают на выявление его потенциала и принадлежность к определенному виду работ.
Разработку критериев оценки можно считать одним из важных и показательных инструментов воздействия на коллектив.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
🎦 Видео
КАК СОСТАВИТЬ ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТИ ДЛЯ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ - вебинар 15 декабря 2022Скачать
Алфавитный подход к определению количества информацииСкачать
Количественная оценка комплаенс рисковСкачать
Равновесная цена | Крест МаршаллаСкачать
Украшения. Серебро 925. Натуральные камни. 07. 03.2024.Скачать
ПРОФИЛЬ ДОЛЖНОСТИ | ПОРТРЕТ ИДЕАЛЬНОГО КАНДИДАТА | БОЙЛЕРНАЯСкачать
5 типов сотрудников, которых нельзя нанимать / Александр Высоцкий 16+Скачать
2.7.1. Методы оценки работы государственных служащихСкачать
Количественная оценка для кибер рисков - Алексей Сидоренко и Любовь ФроловаСкачать
Как проводить оценку персонала, какие есть виды оценки и как запустить Performance ManagementСкачать
Критерии оценки персонала. По каким критериям оценивать сотрудников?Скачать
Выборочные вычисления суммы, среднего и количества в ExcelСкачать
Все об оценке персонала максимально доступным и понятным языком.Скачать
Оценка профессиональных компетенций при отборе кандидатовСкачать
видеосеминар : МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РИСКОВ. Охрана трудаСкачать
Ассортимент методов и подходов к оценке персоналаСкачать