Прием на работу выпускника

Прием на работу выпускника Подбор персонала
Содержание
  1. Почему у выпускников ВУЗов возникают проблемы с трудоустройством?
  2. Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников высших учебных заведений
  3.  Решение проблемы трудоустройства в СССР
  4. Причины возникновения проблем трудоустройства
  5. Проблемы трудоустройства выпускников вузов зависят от множества различных факторов:
  6. Заключаем трудовой договор с выпускником
  7. Шаг 1. Определяем, на какую работу можно принять выпускника
  8. Шаг 2. Уточняем, какие документы должен представить молодой специалист при трудоустройстве
  9. Шаг 3. Разбираемся, как принять на работу выпускника, которому вовремя не выдали диплом
  10. Шаг 4. Устанавливаем подлинность диплома об образовании
  11. Шаг 5. Соблюдаем квоты, установленные для приема на работу молодых специалистов
  12. Шаг 6. Заключаем трудовой договор и оформляем кадровые документы
  13. Документы в тему
  14. Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению: закон уже одобрен
  15. Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов
  16. Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов
  17. Правила написания резюме для студента без опыта работы: образец
  18. Какие сложности поджидают студента при трудоустройстве?
  19. Особенности резюме для студента
  20. Образование и сертификаты
  21. Рекомендации
  22. Достижения
  23. Что указывать вместо опыта работы?
  24. Структура документа
  25. Пример заполнения резюме
  26. 📽️ Видео

Видео:Какие проверки проводят при приеме на работу - Елена А. ПономареваСкачать

Какие проверки проводят при приеме на работу - Елена А. Пономарева

Почему у выпускников ВУЗов возникают проблемы с трудоустройством?

Трудности, связанные с трудоустройством выпускников вузов, —  одна из острых проблем нашего общества на современном этапе. Понятие «трудоустройство» произошло от слова «труд».

Что из себя представляет это явление? «Труд — это процесс использования человеком своего интеллектуального и трудового капитала для того, чтобы с помощью различных видов природной энергии и производственных фондов осуществлять целесообразную деятельность по присвоению готовых и производству жизненных благ и по выполнению иных видов общественно полезной работы».

Последние несколько десятков лет изменения структуры политической и экономической систем влекут за собой изменение социальной системы государства. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений является социально-экономическим процессом, т.к. затрагивает обе сферы одновременно.

Данная тема исследовалась в мире как экономистами, так и социологами. В частности, Дж.М.Кейнс, Я. Корнаи изучали методы регулирования глобального рынка труда с экономической точки зрения, а такие социологи как М. Х. Титма и Ю. В.

Голиусова — рынок труда молодежи с социологической точки зрения.

На мой взгляд, с точки зрения экономиста-социолога, следует объединить знания экономистов и социологов в сфере трудоустройства молодых специалистов, а также исследовать, что влияет на возникновение проблем трудоустройства, выявить механизмы поиска решения этих проблем. 

Молодые специалисты, выходя на рынок труда, сталкиваются с различными трудностями, которые преодолеть смогут не все выпускники.

Проблемы и перспективы трудоустройства выпускников высших учебных заведений

Безработица является одной из наиболее острых проблем современной молодежи в Российской Федерации. В частности, в России она порождена процессом становления рыночных отношений.

Данные, приведенные сетевым изданием «Москва 24» за 2014 год свидетельствуют, что в Москве на тот момент было зарегистрировано 24 тысячи 300 человек официально безработных.

Как сообщает издание в своей статье: «…при этом свободных вакансий в Москве в девять раз больше, чем самих безработных — 219 тысяч. Большую часть безработных — 54% — составляет молодёжь в возрасте от 20 до 29 лет». 

Как отмечает Н.Ф. Головатый: «Среди самых разнообразных проблем человека едва ли не главной является отсутствие работы, гарантий труда. Безработица — самая острая социально-экономическая проблема.

Она представляет собой такую систему общественных отношений между людьми, когда некая часть экономически активного населения не может применить свою рабочую силу, а значит, создать себе и своей семье условия для существования».

Существует два основных вида безработицы среди молодежи: добровольная и вынужденная.

К первой можно отнести тех выпускников, которые по своему желанию не хотят устраиваться на работу. Чаще всего, это связано с завышенной оценкой своих способностей и возможностей.

Вынужденная безработица существует независимо от выпускников. В первую очередь, это связано с первым появлением молодых специалистов на рынке труда. Работодатели, как правило, не спешат брать выпускников на работу, так как считают, что у тех отсутствует опыт, в то время, как, университет, по сути, дает только образование.

 Решение проблемы трудоустройства в СССР

В советское время проблемы безработицы среди выпускников вузов практически не было, так как существовало такой механизм, как «распределение». Выпускник учебного заведения в обязательном порядке получал направление на работу на предприятие по профилю своего образования.

Распределение проводилось в последние месяцы обучения в вузе специальной комиссией, которая занималась направлением выпускников на работу на предприятия и в организации, нуждающиеся в специалистах.

https://www.youtube.com/watch?v=ilZ9nMmncnc

В СССР выпускник был обязан отработать «по распределению» не меньше трех лет и только после этого поменять место работы по собственному желанию. «Выпускники, работающие по распределению, имели особый юридический статус «молодого специалиста», то есть их нельзя было уволить без специального разрешения министерства».

В некоторых случаях, если предприятия были заинтересованы в этом сотруднике, он мог получить льготы (обеспечение жильём, устройство детей в дошкольные учреждения, поездки в санаторий и пр.).

C переходом на рыночную экономику это правило не сохранилось, вся ответственность теперь была возложена на самих выпускников. В то же время, как показывает практика, молодые специалисты не готовы полностью отвечать за себя. Это в итоге привело к тому, что на рынке труда стало скапливаться большое количество безработных молодых людей с высшим образованием.

В советское время выпускник вуза практически не имел возможностей распределиться в интересующую его организацию, но при этом не существовало безработицы, как в настоящее время.

В современной России тоже существует механизм распределения, но он есть далеко не во всех вузах.

Чаще всего оно присутствует на военных кафедрах университетов, однако немногие из студентов готовы ехать работать по распределению, особенно это относится к той категории молодых людей, которые родились в столице. В отличии от СССР распределение не является общеобязательным, поэтому носит специфический характер.

Причины возникновения проблем трудоустройства

Существует несколько причин возникновения проблем трудоустройства у выпускников.

Отсутствие свободного времени у студентов во время обучения. В частности, студенты не всегда могут совмещать учебу и работу.

Например, в случае их трудоустройства в ходе обучения они будут должны принимать участие в различных мероприятиях, выезжать в короткие командировки, выполнять различные поручения, что может нанести ущерб учебному процессу и привести к их отчислению из вуза.

Кроме того, участие в научно-практических конференциях, семинарах, прохождение стажировок, по окончании которых вручаются сертификаты не всегда учитываются работодателем при принятии решения в отношении выпускников, желающих устроиться на вакантные должности.

Дискриминация по возрастным и гендерным признакам молодых специалистов. До сих пор существует противоречие на рынке труда, когда опытных специалистов противопоставляют новичкам. Работодатели считают, что молодые специалисты не обладают теми навыками и знаниями, которые нужны для должного выполнения своих обязанностей.

Работа без оформления в трудовой книжке. Многие студенты во время учебы участвуют в волонтерских организациях, трудоустраиваются в качестве разнорабочих в магазинах, складах, частных компаниях. При этом многие из них оформлены без трудовой книжки. В дальнейшем этот период выпадает из их общего стажа трудовой деятельности и не учитывается работодателем при приеме на работу.

Несоответствие требований и условий, предлагаемых работодателем. Работодатель завышает требования к выпускникам, которые планируют устроиться на работу. В тоже время заработанная плата предлагается не соответствующая образованию. Такой вариант невыгоден студентам и выпускникам.

Разочарование в выборе полученной профессии. Примерно 60 процентов выпускников разочарованы в выбранной ими профессией. Причинами этого могут послужить: во-первых, большое влияние родителей, которые настаивали на получении конкретной профессии. Во-вторых, обучение только ради получения какого-либо диплома.

Поскольку многие абитуриенты, поступающие в университет, толком не представляют на кого будут учиться, какую профессию получат. Перед поступлением в вуз, абитуриент должен «выстроить цепочку» дальнейшего хода событий.

Он должен осознавать, почему выбрал именно эту специальность, куда планирует в дальнейшем идти работать. Однако, в большинстве случаев абитуриенты идут учиться туда, куда можно попасть по баллам на бюджет.

Поэтому, в большинстве случаев, такие студенты не заинтересованы в получении специальности и в дальнейшем по ней не планируют работать.

Ежегодно, примерно 900 тысяч молодых специалистов выпускаются из российских вузов, но большинство из них в дальнейшем работают не по своей специальности. Кроме того, выпускники сталкиваются со множеством проблем при трудоустройстве на работу.

Согласно данным Федеральной службы статистики в 2012 году из высших учебных заведений было выпущено 1 млн. 397 тысяч специалистов высшего профессионального образования, потребность организаций в работниках на 2012 год составила 835,6 тысяч человек.

Проблемы трудоустройства выпускников вузов зависят от множества различных факторов:

  • Невостребованность специальностей. Экономика государства не стоит не месте, поэтому всего за несколько лет ситуация в стране может поменяться. Те профессии, которые были популярны еще несколько лет назад, на данный момент могут оказаться совершенно невостребованными. К ним можно отнести такие специальности как: бухгалтер, библиотекарь, сотрудник охраны.
  • Отсутствие рекомендаций и знакомств. Например, молодой специалист, окончивший университет с красным дипломом, из-за отсутствия у него связей и протекции, не всегда может трудоустроится в интересующие его организации.
  • Невостребованность некоторых вузов (к ним чаще всего можно отнести коммерческие вузы, т.е. негосударственные). В наше время важную роль при трудоустройстве играет «престижность» вуза. Для работодателя важно не только имя учебного заведения, но и тот факт, что выпускники рейтинговых вузов обладают достаточным уровнем знаний.
  • Неграмотно составленное резюме. Многие соискатели, при составлении своего резюме допускают множество недочетов и не точностей. Например, забывают указать обязательные данные – контакты, с помощью которых с ним можно связаться; несоответствие цели с предлагаемой вакансией; наличие излишней информации. Одной из главных ошибок, которые допускают соискатели – преувеличение собственных навыков.
  • Отсутствие навыков самопрезентации. Это один из самых важных моментов при трудоустройстве. Приходя на собеседование, выпускник должен уметь зарекомендовать себя перед работодателем, чтобы из несколько претендентов выбрали именного его. Соискатель может обладать многими знаниями и навыками, но не уметь преподнести себя правильно из-за чего терпит неудачу. 

Анализ, проведенный рекрутинговым агентством «FutureToday», свидетельствуют, что 47% россиян врут при трудоустройстве.

Исследователи отмечают, что граждане склонны лгать как при заполнении резюме, так и уже находясь на собеседовании. Чаще всего соискатели приводят ложные данные о своих навыках и умениях или завышают собственные заслуги на прежнем месте работы.

https://www.youtube.com/watch?v=5giFrc55gX8

Часть выпускников, которые после окончания обучения не хотят связывать свою жизнь с полученной специальностью, чаще всего открывают свой бизнес. Большинство из них – выходцы из обеспеченных семей.

Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, выяснившего, какие сферы деятельности выбирают россияне для развития собственного бизнеса, следует, что чаще всего, 24%, это сфера розничной торговли, 17% опрошенных указали сферу услуг, транспорта и общепита, 10% – строительство, по 8% производство техники, оборудования и пищевая промышленность и производство потребительских товаров, 5% – медицина, образование и культура, 4% – наука и информатика и 2% сфера финансов. Ещё 16% россиян, работающих над открытием своего дела, назвали другие отрасли экономики, а 6% затруднились ответить, в какой именно сфере они будут развиваться.

К сожалению, один из способов решения вопроса трудоустройства у молодых специалистов – добровольная безработица.

Такие выпускники, столкнувшись с проблемой устройства на работу, просто перестают ее искать и чаще всего «сидят на шее», то есть живут за счет своих близких родственников.

Это может быть связано с отсутствием цели в построении успешной карьеры, мотивации к труду, низким уровнем предлагаемой заработанной платы.

Видео:Порядок приёма на работуСкачать

Порядок приёма на работу

Заключаем трудовой договор с выпускником

Прием на работу выпускника

Большинство работодателей старается нанимать сотрудников со стажем работы по профессии не менее трех лет. Такие требования препятствуют трудоустройству молодых специалистов – вчерашних выпускников.

Чтобы организации более охотно брали их на работу, Минтруда России планирует ввести для работодателей специальные квоты.

Давайте рассмотрим, какие квоты по приему молодых специалистов действуют сейчас, какие ограничения при приеме на работу существуют и как проверить подлинность документа об образовании.

Шаг 1. Определяем, на какую работу можно принять выпускника

Принимая на работу молодого специалиста, следует учитывать его возраст. Ведь многим выпускникам училищ, колледжей еще не исполнилось 18 лет. Это значит, что им запрещено трудиться во вредных (опасных) условиях1, а также выполнять работу, которая может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (ст. 265 ТК РФ, п. 2.2 и 2.3 СанПиН 2.4.6.2553-09).

Например, нельзя привлекать сотрудников младше 18 лет к работе в ночных клубах, казино, залах игровых автоматов, к производству, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, материалами эротического содержания и др.

Кроме того, запрещается привлекать несовершеннолетних к работам, связанным с подъемом и перемещением тяжестей выше установленных норм2.

Если кандидат – девушка, выясните, позволяет ли ей закон выполнять потенциальную работу. Труд женщин ограничен на тяжелых работах и с вредными, опасными условиями труда (ст.

253 ТК РФ, Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 162). Женщин запрещено принимать на должности, связанные с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих допустимые нормы.

Исключение – спортсменки, если такие нагрузки не запрещены им медицинским заключением (ст. 348.9 ТК РФ).

Шаг 2. Уточняем, какие документы должен представить молодой специалист при трудоустройстве

Кандидат на работу должен вам представить: паспорт; документы воинского учета (для военнообязанных); трудовую книжку (кроме впервые поступающих на работу и совместителей); страховое свидетельство государственного пенсионного страхования – СНИЛС (кроме впервые поступающих на работу); документ об образовании, если для выполнения будущей работы требуются специальные знания (ст. 65 ТК РФ).

Если молодой специалист нигде прежде не работал, трудовую книжку и СНИЛС должен ему оформить работодатель (ч. четвертая ст. 65 ТК РФ). Если вы принимаете выпускника на работу по совместительству, он не обязан представлять вам трудовую книжку (ст. 283 ТК РФ).

В отдельных случаях для трудоустройства могут потребоваться дополнительные документы:

– справка о наличии (отсутствии) судимости, если работа связана с деятельностью, к которой не допускаются люди, имеющие судимость. Так, эту справку обязательно должны предъявить педагоги (ст. 331 ТК РФ);
– справка о прохождении медосмотра – для работников младше 18 лет (ст. 69, 266 ТК РФ), профессиональных спортсменов (ст. 348.3 ТК РФ) и др.

Шаг 3. Разбираемся, как принять на работу выпускника, которому вовремя не выдали диплом

Случается, что молодой специалист к моменту поступления на работу еще не получил на руки документ об образовании, а он нужен для заключения договора (работа требует специальных знаний).

В такой ситуации достаточно письма из учебного заведения о том, что выпускник его окончил и диплом будет выдан такого-то числа.

Чтобы получить подтверждение, нужно обратиться в учебное заведение, которое окончил выпускник, с запросом, предварительно заручившись письменным согласием работника.

Когда вы получите ответ, можно заключить с выпускником трудовой договор, указав, что работник приступит к исполнению трудовых обязанностей с той даты, когда будет выдан диплом (она будет указана в письме из учебного учреждения). Заключать трудовой договор с отложенной датой начала работы позволяет часть вторая статьи 61 Трудового кодекса.

Шаг 4. Устанавливаем подлинность диплома об образовании

Проверьте документ об образовании на соответствие фамилии, имени, отчества владельца, наличие орфографических ошибок, опечаток, дописок, исправлений. Обратите внимание на то, совпадает ли название учебного учреждения c оттиском печати. Хороший источник информации – официальный сайт вуза. Там можно найти сведения о филиалах, направлениях по специальности, сроках аккредитации.

https://www.youtube.com/watch?v=q-PRyKhrHDQ

Если появились сомнения в подлинности диплома, сделайте официальный запрос в учебное заведение с вопросом о том, выдавался ли сотруднику соответствующий документ об образовании.

Но прежде получите письменное согласие на запрос такой информации от самого работника, так как такие сведения относятся к его персональным данным (п. 1 ст. 3, ст.

9 Федерального закона № 152–ФЗ «О персональных данных», п. 3 ст. 86 ТК РФ).

Если это условие соблюдено, направьте соответствующий запрос, оформленный на бланке организации, в учебное заведение. Укажите в нем все необходимые реквизиты диплома: фамилию, имя и отчество выпускника, годы обучения в вузе, полученную специальность, уникальный номер Гознака, который имеется на каждом бланке документа об образовании. Заверьте запрос подписью руководителя компании и печатью.

вы найдете судебное решение о том, что предъявление второй трудовой книжки по новому месту работы приравнивается к предъявлению подложного документа (help.kdelo.ru/sn/item5065?catId=4389)

Если факт фальсификации будет доказан, вы можете расторгнуть трудовой договор с работником в связи с представлением подложных документов при заключении трудового договора (п. 11 ч. первая ст. 81 Трудового кодекса).

Шаг 5. Соблюдаем квоты, установленные для приема на работу молодых специалистов

Молодые специалисты относятся к категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы. В настоящий момент государственная политика в области содействия занятости населения направлена на определенные категории молодежи (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). А именно:

– на несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
– на граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Региональным законодательством устанавливаются квоты3 для приема на работу этих категорий. Их обязаны соблюдать организации с численностью сотрудников более 100 человек. Сведения о выполнении квоты нужно представлять в службу занятости.

Шаг 6. Заключаем трудовой договор и оформляем кадровые документы

В трудовом договоре должны содержаться обязательные сведения и условия, предусмотренные главами 10 и 11 Трудового кодекса: например, сведения о зарплате, режиме труда и отдыха, должности и др.

Трудовой договор, заключенный с выпускником учебного заведения, которому не исполнилось 18 лет, дополнительно должен содержать положенные ему в силу возраста гарантии и льготы. Это сокращенная продолжительность рабочего дня (ст.

92 ТК РФ), удлиненный ежегодный отпуск (ст. 267 ТК РФ), пониженные нормы выработки (ст. 270 ТК РФ) и др.

При заключении трудового договора с молодым специалистом ему не устанавливается испытательный срок, однако для этого необходимо одновременное выполнение нескольких условий (ст. 70 ТК РФ) (схема ниже).

Несовершеннолетних сотрудников в любом случае принимают на работу без испытания. На основании заключенного трудового договора оформите приказ о приеме сотрудника на работу. Его содержание должно соответствовать условиям договора (ч. первая ст. 68 ТК РФ). Затем сделайте запись о приеме на работу в трудовой книжке сотрудника и заведите на него личную карточку (ст. 66 ТК РФ).

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Татьяна БАСТРЫКИНА,

начальник отдела кадров ООО «Челябинский завод автосервисного оборудования» (г. Челябинск):

– Если вы сомневаетесь в подлинности диплома кандидата на работу, сделайте официальный запрос в учебное заведение, которое он окончил. Но только с письменного согласия сотрудника. Если же работник откажется давать такое согласие, вероятнее всего, его документ об образовании содержит недостоверные сведения.

Людмила РЯЗАНЦЕВА,

руководитель отдела кадров ООО «Мэйджор Карго Сервис» (Москва):

– Выпускники принимаются на работу без испытания, если учреждение, которое они закончили, имеет госаккредитацию, а со времени получения диплома прошло не более года. Кроме того, должность сотрудника должна соответствовать полученной им специальности и он должен устраиваться по ней впервые. 

Документы в тему

ДокументПоможет вам
Статья 65 ТК РФУстановить, какие документы должен представить выпускник при трудоустройстве
Статьи 70, 92, 94, 122, 124, 125, 242, 267, 268 ТК РФУчесть особенности при приеме на работу молодого специалиста младше 18 лет
Статьи 253, 348.9 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 (далее – Постановление Правительства РФ № 162), постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. № 105Выяснить, на какие работы нельзя принимать женщин
Статья 265 ТК РФ, постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 (далее – Постановление Правительства РФ № 163), постановление Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 (далее – Постановление Минтруда России № 7), постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30 сентября 2009 г. № 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09 (далее – СанПиН 2.4.6.2553-09)Разобраться, какие работы нельзя выполнять несовершеннолетнему

Материал подготовил Александр БРЯНЦЕВ, юрист компании LEVINE Bridge (Москва)

Звезда
за правильный ответ

Неправильно

Правильно!

Какой документ может являться доказательством оконченного высшего образования, если еще нет диплома?

Видео:6 кадров. Приём на работу учителя труда.Скачать

6 кадров. Приём на работу учителя труда.

Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению: закон уже одобрен

Прием на работу выпускника

Следующий прием абитуриентов (2021-2021 учебный год) в вузы и профучилища будет иметь некоторые особенности. Благодаря Федеральному закону от 03.08.2021 N 337-ФЗ, первокурсники, а также их старшие коллеги, при желании (заставлять никто не будет), смогут заключать договоры о целевом обучении. Второй стороной соглашения выступят:

  • федеральные государственные органы;
  • органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Так называемый заказчик целевого обучения обязуется предоставлять различные меры поддержки будущему сотруднику – оплачивать дополнительные образовательные услуги, предоставлять на период обучения жилье, различными способами стимулировать к развитию молодого человека. Платить за обучение заказчику не придется, эти расходы будут лежать на государстве (речь идет о бюджетниках). В свою очередь будущий работник обязан гарантировать, что по окончании образовательной программы в течение 3 лет будет трудиться на заказчика.

Поправки также предусматривают гарантии для обеих сторон договора.

Если заказчик откажется трудоустроить выпускника, последнему будет положена компенсация в размере трехкратной среднемесячной зарплаты в том регионе, где планировалось трудоустройство.

Если выпускник откажется от сотрудничества, ему придется возместить все расходы, которые понес заказчик. Кроме того, нарушителю обязательств придется выплатить штраф в размере суммы, израсходованной на обучение выпускника.

https://www.youtube.com/watch?v=XOi5SRDhBHU

По закону, квоты приема на целевое обучение, а также специальности, для которых оно будет доступно, утверждаются Правительством. Чиновники работают в этом направлении и уже выпустили список специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение в вузы (Распоряжение от 11 февраля 2021 года №186-р).

В перечне сейчас 500 специальностей по различным направлениям, среди которых математика, физика, химия, биологические и технические науки, архитектура, строительство, приборо- и машиностроение.

Это значит, что организации, работающие в этих сферах, смогут заключать договоры о целевом обучении со студентами и по окончании образования получать молодых специалистов минимум на 3 года.

В правительстве считают, что предложенная альтернатива советской системе распределения выпускников-бюджетников поможет навести порядок на рынке труда: выпускники смогут заранее подбирать работодателей, у бизнеса появится возможность дополнительно обучать студентов и готовить себе молодые кадры. При этом чиновники рассчитывают, что разрешится проблема нехватки работников в определенных регионах, поскольку власти субъектов смогут оставлять оценивать спрос и предложение на рынке и, исходя из этого, составлять планы по квотированию.

Отметим, что договоры о целевом обучении – для российской системы образования не новы. Его типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076. Но до 1 января 2021 года их заключали только вузы и по собственному усмотрению. Сейчас регулирование этой сферы передали региональным и федеральным властям.

Какими будут результаты такой работы, говорить пока рано. Вместе с тем у депутатов Госдумы уже есть другой вариант, как «отбить» деньги, потраченные на обучение молодых людей.

Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов

Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов вместе с коллегами по фракции обсуждает законопроект, который вернет советскую систему распределения выпускников ВУЗов.

Автор инициативы предлагает, чтобы выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, отрабатывали по направлениям столько лет, сколько обучались бесплатно. То есть бакалаврам придется после вуза трудиться у выбранного государством работодателя 4 года, специалистам — 5 лет, а магистрам — 6 лет.

Если выпускник откажется, ему придется вернуть деньги за свое обучение.

Вострецов объясняет: государство ежегодно вкладывает в образование молодых людей огромные суммы денег.

Так, минимальная стоимость 1 года обучения в вузе составляет порядка 40 000 рублей, а в ведущих университетах типа МГИМО и РАНГХиС образование можно получить, заплатив от 250 до 540 тысяч рублей в год.

При этом ежегодно выделяется около полумиллиона бюджетных мест для выпускников школ. И все расходы, связанные с их обучением, ложатся на госказну.

В то же время многие студенты идут учиться в вуз только для того, чтобы получить диплом. Часто они потом работают не по специальности, и в итоге появляется нехватка работников, хотя, если судить по количеству выпускников, их должен быть избыток. Работа по распределению после окончания вуза позволит решить проблему нехватки кадров, особенно в сельской местности.

С идеей Вострецова частично согласна его коллега, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова.

Но, по ее словам, не всех выпускников-бюджетников нужно заставлять отрабатывать. Такую обязанность можно было бы ввести для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом.

Работа по распределению будет своего рода благодарностью государству за высшее образование, считает депутат.

Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов

Многие помнят, насколько несправедливой и некорректной была система распределения выпускников в советское время. Чтобы не уезжать по направлениям, использовали связи, деньги, фиктивные браки, иные ухищрения.

Что будут придумывать современные выпускники, если их заставят отрабатывать по 4-6 лет, остается только догадываться. Но большинство опрошенных экспертов считает, что прежде чем такую инициативу принимать, надо хорошо все продумать.

Не исключено, что она просто не подходит для решения существующих проблем.

Так, по мнению ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, проблема нехватки специалистов по невостребованным рабочим профессиям не решится потому, что в стране в принципе не налажена работа в этом направлении.

— В стране отсутствует система кадровой работы на всех уровнях государственного управления: никто точно не осведомлен о том, каких специалистов требует экономика и действующие ее субъекты сегодня, каких затребуют завтра, а какие нужны в стратегическом масштабе, — подчеркивает Войтковский.

— Поэтому система подготовки (образования), сложившаяся в 90-х годах прошлого века, продолжает штамповать никому не нужные кадры.

Они не нужны никому и по распределению — никто из работодателей не подаст заявку на привет от старых штиблет! Что делать в таком случае? Выстраивать систему взаимоувязки экономики и обучения, чтобы место ожидало и жаждало получить своего специалиста. Это задача верхнего государственного уровня.

Это же задача и регионального уровня. Что касается дел на местах, то здесь все зависит от структуры складывающейся местной промышленности и задач экономического развития городов и муниципальных образований, — негодует эксперт.

https://www.youtube.com/watch?v=wdEII07VniE

Если же говорить о необходимости выпускников вузов по распределению самим работодателям, то ситуацию можно рассматривать с двух сторон, считает Войтковский.

— Работодателю нужны молодые кадры. Но он сам отбирает с первых шагов обучения конкретных претендентов, а не на выходе из образовательного учреждения. Работодатель в процессе обучения участвует в формировании своего будущего сотрудника и создает необходимые условия его профессиональной и карьерной ориентации.

Так поступает заинтересованный в своих реальных долгосрочных достижениях работодатель. Но их можно по пальцам сосчитать, — говорит ректор. — Если же речь идет об учреждениях и предприятиях, где исповедуют «экономику освоения бюджета», там десятилетиями не будет вакантных мест.

А если что-то и откроется в связи с выходом на пенсию, то есть уже «свои» на замещение этого места.

У преподавателя английского языка Владимира Ключникова немного другой взгляд на ситуацию. Он говорит, что работодатели из бюджетной сферы почти всегда готовы принять молодых специалистов, особенно, если речь идет о рабочих специальностях и сельской местности.

«Другой вопрос, что условия жизненного быта там таковы, что никакие компенсирующие финансовые средства не исправят дефицита минимального комфорта, — сетует Ключников.

— Поэтому если данный закон будет принят, выпускник попадает в коррупционный капкан и будет распределен в такие далекие уголки нашей Родины, куда добираться «три дня на оленях». Гораздо актуальнее был бы закон о невозможности получения образования за рубежом детям депутатов и крупных чиновников.

А если все-таки «золотые детки» получили образование заграницей, то должны потом отработать по распределению в России от 4 до 6 лет — в зависимости от того, сколько лет они обучалась за счет российских налогоплательщиков».

Юрист Валерий Иванов, в свою очередь, не может понять, как инициатива о распределении выпускников вузов соответствует Конституции РФ, гарантирующей, что высшей ценностью является человек, его права и свободы.

— Как же быть с Конституцией в таком случае, — недоумевает Иванов. — Статья 43 п. 3 гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

В этом случае система распределения будет противоречить и ограничивать права выбора человеком своего рабочего места после окончания государственного университета.

Государственные вузы созданы для того, чтобы подготовить специалистов, но они никак не связаны с государственными предприятиями и системой распределения! Поступление в государственный вуз — это право каждого человека, закрепленное в Конституции РФ, а распределение и отработка 4 или 6 лет — это обязательство, которое будет наложено на выпускника, — объясняет знаток права. — А если выпускник хочет получить работу в частной компании? Система распределения сломает молодого специалиста на государственном предприятии и убьет его желание развиваться в данной сфере. И что делать? Не отпускать? Приказать отработать, взыскать денежные средства на обучение?

Предложенный метод также не поможет решить проблему нехватки кадров. Возьмем выпускника педагогического вуза. После его окончания он попадает в школу, через полгода он понимает, что не может найти общий язык с детьми, да и профессия ему эта не по нраву.

Но мы обязали его отработать 5-6 лет в школе по профессии преподавателя. А будет ли такой преподаватель эффективен как работник в данной образовательной организации? Человеку придется пойти на нарушение трудовой дисциплины для того, чтобы его уволили.

И что, теперь взыскивать с него через суд сумму его обучения? Ведь он поступал на конкурсной основе и в 17 лет мечтал быть педагогом…

Но, конечно, студенты из небогатых семей имеют право обучаться и делать это лучше остальных, и почему бы не обязать государственные предприятия нанимать к себе на работу 2-3 молодых специалистов из вузов? Ведь можно брать самых лучших! Тогда предприятия и государственные органы уже с 3-4 курса будут интересоваться выпускниками сами и жаждать получить наиболее благополучного из них, — уверен Валерий Иванов.

— Нужно еще и еще раз глубоко просчитать предмет подобной инициативы о распределении выпускников-бюджетников. Ведь большой объем рабочих мест и так занят. Кроме того, нам не импонирует сам тезис, что для выходцев из небогатых семей прямой путь только в рабочие профессии.

По опыту известно, что именно из подобных семей последние 150 лет чаще всего выходят выдающиеся деятели экономики, производства, науки, искусства и государства, — напоминает Сергей Войтковский. — Поэтому нужна система социальных лифтов и способов попадания талантливых людей на свои места и в образовании, и на профессиональном поприще в другой сфере.

Но тогда нужны другие стимулы и совершенно точные государственные ориентиры. Все зависит от того, какую экономику мы строим: освоения бюджетов или прорывных достижений.

Видео:Тестирование при приеме на работу | 100 КАРЬЕРНЫХ ОТВЕТОВ #28Скачать

Тестирование при приеме на работу | 100 КАРЬЕРНЫХ ОТВЕТОВ #28

Правила написания резюме для студента без опыта работы: образец

Прием на работу выпускника

При поиске работы у любого кандидата на вакантную должность есть всего один шанс произвести благоприятное впечатление. От того, насколько ваше резюме сможет заинтересовать работодателя, зависит, пригласят ли вас на собеседование.

Правильное составление этого документа вызывает огромное количество вопросов даже у людей с большим стажем работы. Что уж говорить о студентах, которые только что выпустились и не могут похвастаться трудовым опытом.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации:

Какие сложности поджидают студента при трудоустройстве?

Многие выпускники ВУЗов полагают, что для получения хорошей вакансии просто необходим стаж работы. Конечно, это является преимуществом, однако не может быть единственным критерием для работодателя при найме сотрудников.

https://www.youtube.com/watch?v=-JWgNFlANxI

У бывших студентов еще пока мало опыта побед и достижений, они боятся остаться без финансового обеспечения или разочаровать родителей. Все это естественно оказывает давление. Помимо всего прочего у недавних студентов нет опыта общения с руководителями или представителями отдела кадров.

Страх потерпеть неудачу – это самое главное препятствие для новичков в поиске работы.

Некоторым бывает сложно предусмотреть все детали: создать презентабельный внешний вид, позаботиться о наличие необходимых документов, предусмотреть ответы на возможные вопросы. Ко всему прочему на рынке труда существует много липовых компаний, которые эксплуатируют людей без опыта работы.

Есть вероятность остаться без дохода или подписаться на совершенно невыгодное для себя трудовое соглашение. Однако, самой большой сложностью для многих является составление резюме.

Возможно вам будет интересен вариант службы по контракту, читайте статью о поступлении в ряды нашей армии.

Особенности резюме для студента

Единственное и самое главное отличие резюме человека после ВУЗа от аналогичного документа людей с опытом работы – трудовой стаж. Этот факт приводит к ошибочному заблуждению, что в разделе о предыдущих местах работы не нужно ничего указывать.

Можно собрать доказательства того, что вы обладаете всеми необходимыми для данной вакансии навыками, и составить из них привлекательную картину о себе.

Образование и сертификаты

В первую очередь укажите максимально подробные сведения о вашем обучении. Здесь можно написать не только какое учебное заведения вы закончили, а и все дополнительные курсы.

Не стоит перечислять те дипломы и сертификаты, которые не имеют прямого отношения к интересующей вас вакансии.

Например, если вы претендуете на должность юриста, имея высшее профильное образование, будет лишним указание диплома об окончании кулинарных курсов. А вот сертификат из школы риторики придется весьма кстати, т.к. навык выступления на публике и грамотного построение речи для юриста очень важен.

Рекомендации

Вы можете попросить написать рекомендательное письмо заведующего кафедрой, своего наставника по дипломному проекту, руководителя студенческого или благотворительного движения. Любой человек, кто сможет похвалить ваши профессиональные качества и выделить ваш потенциал, подойдет для этой роли.

Достижения

По-большому счету здесь можно указать все что угодно. Главное, чтобы это соответствовало вакансии, на которую вы претендуете и демонстрировало ваши профессиональные навыки. Можно отметить участие в олимпиаде, рассказать о своей роли в организации конференции, поделиться опытом составления документов.

Читая резюме бывшего или настоящего студента, наниматель постарается определить вашу самооценку и готовность к выполнению обязанностей. Это легко можно сделать, боле пристально посмотрев на все указанные данные.

Не стоит отправлять нанимателю сканированные копии всех ваших грамот, начиная со школьных времен.

Это будет свидетельствовать о заниженной самооценке. Обратная же ситуация, когда соискатель указывает минимальную информацию, укажет либо на отсутствие каких-либо достижений человека, либо на неумение подмечать свои успехи.

Что указывать вместо опыта работы?

При приеме человека на работу нанимателю важен не сам факт его длительного трудового стажа, а понимание, что соискатель справится с должностными обязанностями. Студенты и выпускники ВУЗов могут предоставить довольно внушительные доказательства своей компетенции. Вместо опыта работы они могут указать следующее:

  • Стажировки в других компаниях,
  • Прохождение практики,
  • Перечисление призовых мест в олимпиадах и конкурсах за время учебы,
  • Всевозможные исследования в ходе учебы,
  • Перечисление дипломных и курсовых работ,
  • Участие в семинарах или конференциях.

Главным преимуществом молодых специалистов может стать желание работать. И именно свою готовность и потенциал важно отразить в резюме. Конечно, работники со стажем не нуждаются в дополнительном обучении. Однако со временем у человека повышаются требования к работе, снижается мотивация, пропадает азарт и желание доказать всему миру свое превосходство.

https://www.youtube.com/watch?v=7bTTPPvRCsQ

Если вы не можете похвастаться какими-то достижениями во время учебы и понимаете, что вам абсолютно нечего указать о своем опыте, можно пойти двумя путями:

  1. В срочном порядке создать в своей жизни так необходимые вам победы и свершения.
  2. Примите участие в каком-нибудь конкурсе, который организует администрация вашего города, местный банк или крупная компания. Также можно узнать, не планируется ли что-то подобное в вашем ВУЗе.

    Если вы претендуете на вакансию юриста, то призовое место в конкурсе фотографов не будет являться вашим конкурентным преимуществом.

    Напишите статью на тему вашей специализации для местного портала или печатного издания. Или начните вести блог. У вас появится возможность изложить оригинальные идеи в сфере вашей будущей деятельности, поднять острые вопросы и варианты их решения. Это позволит вам выделиться на фоне остальных.

  3. Организуйте личное общение с вашим будущим работодателем.
  4. Многие отправляют свои резюме по электронной почте. Вы же можете завести их лично. Даже если не получится встретиться с руководителем и сотрудником отдела кадров, доставив распечатанное резюме лично, вы покажете свою заинтересованность в работе.

После успешного трудоустройства, вам возможно будет интересно узнать, как согласовать сроки отпусков с начальством.

Структура документа

Как и при составлении любого документа, существуют общие правила написания резюме. Грамотно оформленный документ не просто позволит вам получить лишний плюс в свою копилку. Это первое свидетельство для работодателя о вашей компетенции. Любое резюме должно включать в себя следующие разделы:

  1. Информация о соискателе.
  2. Эти данные указывают в качестве заголовка. Сначала пишутся ФИО и дата рождения, в следующей строке телефон и электронный адрес для связи.

  3. Вакансия, на которую вы претендуете.
  4. Пишите именно то название должности, которое указал работодатель. Если вы отправляете резюме в компанию, не заявившую об открытых вакансиях, то постарайтесь максимально четко сформулировать название желаемой вами должности.

    Ни в коем случае не пишите, что готовы на любую работу. Не стоит указывать и несколько должностей. Чем конкретнее вы будете, тем выигрышнее будет смотреться ваше резюме.

  5. Образование.
  6. Здесь указывается полученное вами образование. Сначала пишите полное название заведения, где вы получили высшее образование государственного образца или дополнительное образование. Потом следует название вашей специальности или пройденного курса.

    В конце ставятся годы начала и завершения учебы (или месяцы, если речь идет о профильном семинаре или курсах).

  7. Предыдущий опыт работы.
  8. Перечислите все свои достижения, начиная с текущего момента и завершая самым первым свершением.

  9. Профессиональные навыки.
  10. Проанализируйте, какими профессиональными качествами должен обладать сотрудник той должности, на которую вы претендуете. Из этого списка укажите те, которыми обладаете лично вы.

    При этом постарайтесь обойтись без общих фраз. Вместо «быстро печатаю» укажите количество символов за минуту. Вместо «владею компьютерными программами» перечислите все их по очереди и пропишите уровень освоения программ.

    Большой ошибкой многих соискателей является перечисление всех своих умений.

  11. Личные данные.
  12. Здесь обычно указывается та информация, которая способна облегчить принятие решения в вашу пользу. С одной стороны, вы можете рассказать о личных качествах, не имеющих отношение к профессиональной деятельности.

    А с другой стороны, важно всегда понимать, на какую именно вакансию вы отправляете резюме и отказаться от данных, совсем не имеющих отношение к вашей будущей работе. Избегайте шаблонных фраз. Покопайтесь в своем прошлом. Возможно, вы найдете что-то весьма интересное, что покажет вас в выгодном свете.

    Например, спортивные достижения охарактеризуют вас как целеустремленную и упорную личность. Еще один вопрос, который интересует многих: «Указывать или нет ссылку на свой профиль в социальных сетях?». Ответ на него сугубо индивидуален. Все зависит от того, как оформлен ваш профиль и какая информация там преобладает.

Резюме не должно превышать одной страницы формата А4.

Сохраняйте документ в формате pdf. Дело в том, что у каждого пользователя могут быть установлены разные версии Word, вследствие чего структура документа может измениться. Пишите всегда только правду.

https://www.youtube.com/watch?v=k73Y85Tde5M

Как не оплошать при поиске работы на самом старте и что указывать, а что оставить за полями в своем резюме по мнению эксперта:

Пример заполнения резюме

Усачева Ирина Григорьевна

Дата рождения: 16.12.1992 г.

Телефон: (912) 615-2102

e-mail: usacheva_i@gmail.com

Вакансия: юрист

Образование:

2010-2015, Российский государственный Финансово-Юридический институт, юридический факультет, специальность «Гражданское право», диплом специалиста.

Дополнительная информация:

март-май 2015 г.: преддипломная практика в ООО «Исток», сфера деятельности: оптовая торговля продуктами питания, г. Екатеринбург.2013 – 2015 гг.: работа в консультативно-правовом центре юридической помощи при ВУЗе;сентябрь 2014 г.: организация межфакультативного конкурса «Теория и история государства и права», а также участие в самом конкурсе. 1 место;ноябрь 2013 г.

: участие в студенческой олимпиаде «Частное право», 2 место в личном зачете;апрель 2013 г.: участие в межвузовской историко-юридической конференции, диплом I степени за доклад;март 2012 г: участие в междугородней конференции «Подготовка руководителей в области юриспруденции»;весна 2011 г.: организация фестиваля «Студенческая весна», руководитель группы волонтеров.

Профессиональные навыки: умею в соответствии со всеми правилами составлять юридические документы, имею опыт работы с реальными клиентами, знание гражданского законодательства РФ, хорошая теоретическая подготовка.

Владею следующими программами: MS Office, Excel, Power Point, 1С, Консультант плюс, Гарант. Моя скорость чтения составляет 500 знаков в минуту. Печатаю в среднем 300 символов в минуту.

Английский язык на уровне разговорного.

📽️ Видео

Прием на работу в 1С 8.3 Бухгалтерия (пошаговая инструкция)Скачать

Прием на работу в 1С 8.3 Бухгалтерия (пошаговая инструкция)

Suits / Форс-мажоры - Собеседование Майка Росса - (Master Class)Скачать

Suits / Форс-мажоры - Собеседование Майка Росса - (Master Class)

Как принять на работу сотрудника // Трудовой договор или ГПХ // Регистрация в ФСССкачать

Как принять на работу сотрудника // Трудовой договор или ГПХ // Регистрация в ФСС

Собеседование без фильтровСкачать

Собеседование без фильтров

Отрывок из "1+1 (Untouchables)" | Идеальное интервью на работу | Черепашки-ниндзяСкачать

Отрывок из "1+1 (Untouchables)" | Идеальное интервью на работу | Черепашки-ниндзя

Заявление о приеме на работу - Елена ПономареваСкачать

Заявление о приеме на работу - Елена Пономарева

Светлана Рожкова, Игорь Маменко. Прием на работуСкачать

Светлана Рожкова, Игорь Маменко. Прием на работу

Оформление на работу в 2023 году: новое. Что изменилось и как теперь принимаем на работуСкачать

Оформление на работу в 2023 году: новое. Что изменилось и как теперь принимаем на работу

угадайте профессию, на вакансию которой пригласили соискателей?Скачать

угадайте профессию, на вакансию которой пригласили соискателей?

Первый этап оформления приема на работу. Фрагмент вебинара - Елена ПономареваСкачать

Первый этап оформления приема на работу. Фрагмент вебинара - Елена  Пономарева

Заявление по приеме на работу. Зачем и чем заменить - Елена А. ПономареваСкачать

Заявление по приеме на работу. Зачем и чем заменить - Елена А. Пономарева

Как списать на выпускном экзамене?Скачать

Как списать на выпускном экзамене?

Заявление о приеме на работу - Елена А. ПономареваСкачать

Заявление о приеме на работу - Елена А. Пономарева

Зачем и как оформить приказ о приеме на работу - Елена ПономареваСкачать

Зачем и как оформить приказ о приеме на работу - Елена Пономарева

Семинар: "Прием на работу. Устраняем ошибки, исключаем риски" Дмитрищук С.А.Скачать

Семинар: "Прием на работу. Устраняем ошибки, исключаем риски" Дмитрищук С.А.

Прием на работу в 1С 8.3 Бухгалтерия пошаговая инструкцияСкачать

Прием на работу в 1С 8.3 Бухгалтерия пошаговая инструкция
Поделиться или сохранить к себе: