+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Два лидера в одном коллективе: как минус обратить в плюс

Содержание

Как распознать неформального лидера и общаться с ним: советы руководителю

Два лидера в одном коллективе: как минус обратить в плюс

Вы успешный руководитель и компетентный менеджер, ваша команда работает как единое целое, один за всех, и все за одного. Уверены? А может, команда идёт не за вами, а за тем, кого в психологии называют неформальным лидером?

Ещё Рузвельт говорил: «Лидер ведёт за собой, а босс управляет». Попробуем разобраться, так ли это, и понять, кто такой неформальный лидер (НЛ), как его вычислить, какими бывают неформальные лидеры и как с ними сотрудничать.

Нередки случаи, когда неформальное лидерство порождает бесконечные склоки, конфликты и расслоение коллектива на враждующие группировки. Перетягивание каната между руководителем и неформальным лидером может серьёзно отразиться на производительности труда и психологическом климате в коллективе.

Кто такой неформальный лидер

Чтобы не погружаться в сложные психологические термины, поясним просто. Начальника на руководящую должность назначают. Неформальный лидер может быть как младшим специалистом, так и менеджером среднего звена.

Здесь главное не пост, а набор личных качеств, жизненный опыт и авторитет.

Ведущие игроки есть во всех сферах деятельности. Ведь каждый коллектив — это мини-общество. А обществу нужно за кем-то идти. И в этой ситуации авторитет личности сильнее, чем авторитет должности. Каждому руководителю важно знать и понимать, как сотрудничать и вообще сосуществовать с НЛ.

Для начала определите, кто это.

Как вычислить неформального лидера

Самый точный способ определить НЛ — социометрический тест. Помните, подобные проводили психологи в школах? Если возможности пригласить специалиста и провести тестирование нет, то проанализируйте самостоятельно:

  • с кем чаще общаются сотрудники по нерабочим вопросам;
  • к кому обращаются за профессиональным советом;
  • кто озвучивает причины недовольства в коллективе;
  • кто вносит новые предложения и идеи.

Наверняка при составлении планов, обсуждении нововведений кто-то из подчинённых выражал общее мнение, чаще других задавал вопросы либо выступал зачинщиком спора. Присмотритесь к этому человеку и манере его поведения с коллегами.

Есть два стиля: конструктивный и деструктивный. В первом случае неформальный лидер генерирует идеи, организовывает рабочий процесс и мотивирует коллег, во втором — вносит разлад и создаёт конфликтные ситуации.

С конструктивным важно наладить партнёрские отношения, ведь его деятельность идёт на пользу как отделу, так и бизнесу. С деструктивным сложнее, но и его энергией можно управлять. Главное — распознать истинные мотивы лидерства: желание власти, желание самореализоваться. Когда вы поймёте, что движет этим сотрудником, будете знать, что делать.

6 типов неформальных лидеров

Грамотный руководитель умеет и управлять подчинёнными, и выстраивать доверительные отношения с разными неформальными лидерами. Описание ниже поможет правильно идентифицировать НЛ и понять, как действовать.

1. Инноватор

Эмоциональный и творческий. Его идеи оригинальны. Этот неформал способен дать заряд энергии в коллективе и сдвинуть стереотипные подходы в сторону новаторства. Если он не находит поддержки или сталкивается с критикой — быстро опускает руки, как любой творческий человек.

Как это использовать

  • Советуйтесь с ним, когда бизнесу нужен глоток свежего воздуха. Коллектив готов идти за инноваторами и воплощать их идеи в жизнь. Возможно, за такими нововведениями будет стоять ещё один виток успеха компании.
  • Этот тип получает удовлетворение от поиска и внедрения нового. Каждый мозговой штурм в вашей команде должен проходить при участии, а лучше под руководством инноватора.
  • Эмоциональные всплески в поведении этого человека помогут оголить проблемы в коллективе. Используйте этот сигнал, чтобы вовремя решить неурядицы и нейтрализовать недовольство среди подчинённых.

2. Координатор

Деловой и организованный. Готов спланировать работу и чётко скоординировать процессы. У него есть аргументированные ответы на все вопросы, поэтому в коллективе он пользуется большим авторитетом. А некоторые могут даже побаиваться сухой натуры координатора.

3. Серый кардинал

Живёт в тени начальника. Но в то же время знает всё: у кого горят дедлайны, кто недавно поссорился с мужем (или женой), а кто подыскивает новую работу. Но эту информацию кардинал собирает не для сплетен в курилке.

4. Революционер

Бунтарь и критикан. Тот, кто стоит во главе настроений недовольства в коллективе. Ему ничего не нравится. Революционер высказывает, что не так, но не предлагает, как это исправить. Этот тип может послужить причиной конфликтов и образования враждующих группировок.

5. Весельчак

О таких говорят «душа компании». Коллектив идёт за ним, потому что он обаятельный и с ним не скучно. Под лёгким и непринуждённым руководством сотрудники готовы выполнять даже монотонную работу.

6. Кризис-менеджер

Это ситуативный лидер. Он может никак не проявлять себя в ежедневной работе, но при форс-мажорах быстро ориентироваться и принимать решения.

В заключение

Сотрудничайте с неформальным лидером и попытайтесь сделать его союзником. Не бойтесь появления НЛ. Проанализируйте его личность, компетенции, авторитет и определите, каких качеств не хватает вам.

Возможно, Теодор Рузвельт прав и ваша главная задача как начальника — управлять? Используйте лидерство коллег на пользу бизнесу. И тогда успех будет не за горами!

Источник: https://Lifehacker.ru/neformalnyj-lider/

Как стать лидером в коллективе и развить лидерские навыки

Два лидера в одном коллективе: как минус обратить в плюс

В характере каждого человека имеются задатки лидерства.

Не всем дано стать лидером – человеком, к мнению, которого прислушиваются, уважают в коллективе, отличающимся целеустремленностью, способным за собой вести людей, различать истинные и ложные ценности.

Многие мечтают реализовать собственные идеи и проекты. Поэтому вопрос о том, как стать лидером в коллективе, по вполне понятным причинам, вызывает неподдельный интерес.

Территория лидерства

Если человек хочет стать лидером в коллективе, ему нужно определиться с территорией, на которой это делать. Это может быть школа, отдельный класс, рабочий коллектив, студенческая группа. Также учитывают нюансы:

  1. Что вы собой представляете. Если вы учитесь в школе, цель – стать старостой класса. Если – на работе, необходимо показать себя с лучшей стороны и добиться полномочий руководителя коллектива. Это обязательное условие для лидера, чтобы уметь воздействовать и оказывать влияние на подчиненных людей.
  2. Как добиться получения полномочий лидера в коллективе. Следует проявлять инициативу, показать свое стремление добиваться поставленных задач и целей. Заметив это, вышестоящее начальство назначит такого сотрудника руководителем на работе. В учебном заведении эта прерогатива принадлежит студенческому коллективу.
  3. Желание стать лидером коллектива должно быть естественным, а не наигранным. Заметить это можно по уверенности, особой энергии, которую излучает человек.

Четко выполняя поставленные задачи, учитывая эти моменты, всегда можно стать лидером – первым номером в коллективе.

Энергетика лидера и как ее получать

Подчиненные обладают гораздо меньшей энергией, чем лидер, у которого она в избытке. Разница должна быть большой, только тогда можно привлечь к себе внимание, подтолкнуть людей на выполнение поставленных задач. Люди почувствуют в вас настоящего лидера. Чтобы понять какая у вас энергетика, рекомендуется в течение дня понаблюдать за собой, определить такие моменты:

  • наблюдается ли усталость или же есть желание продолжить дальше действовать;
  • поведение во время прилива или упадка сил;
  • как энергетическое состояние влияет на работоспособность, удовлетворенность собой, собственными решениями, действиями.

Если вы стремитесь стать лидером в коллективе, нужно четко осознавать уровень собственной силы. Некоторые действия ее расходуют, другие – пополняют.

Каждый день вы взаимодействуете с огромным информационным полем, большим количеством людей, поэтому важно грамотно распределять собственные силы. Это поможет вам быть активным, научиться, как стать достойным лидером в коллективе.

В этом случае и окружающие люди будут меняться в лучшую сторону, у них повысится энергия и, как следствие, улучшится работоспособность, здоровье, общее состояние организма, появится креативное мышление. На работе будет нормальная здоровая атмосфера.

За таким лидером люди пойдут с огромной радостью.

Что мешает многим людям развить в себе лидерские качества

Многие люди на работе, дома, в любом другом коллективе стремятся стать лидером. Они хотят быть лучшими в классе, коллективе, семье, кругу друзей. Лучший – это первый. Быть лидером можно в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Многие люди, а правильнее сказать, что подавляющее их большинство остаются ведомыми. На это есть объяснимые причины.

  1. Отсутствие цели. Если у человека нет идей, стремлений, он не знает, какие задачи должен выполнять и во имя чего, он не понимает как стать лидером в коллективе на работе, в собственной семье.
  2. Страх. Он бывает разным. Основной заключается в неизвестности, боязни повторить то, что было раньше. Сюда относят такие качества, как неуверенность, стеснение, чувство вины. Такие черты характера не для лидера коллектива.
  3. Низкая самооценка. Если вы не цените и не уважаете себя, не развиваете способности, так как не уверены в их наличии, вы так же будете относиться к сотрудникам коллектива.
  4. Наличие внутренних барьеров. Личность формируется на протяжении многих лет. Если за эти годы вы не научились воспринимать реальность, видеть вперед на несколько шагов, вы не сможете повести за собой людей.
  5. Неспособность управлять собственной жизнью. Неготовность принимать решения.
  6. Отсутствия нужных навыков и знаний. Будущий лидер должен постоянно развивать свою личность. Знания, навыки, опыт в конкретной области помогут достичь поставленной цели.

Человек, стремящийся иметь руководящую позицию, должен быть уверенным в себе, четко формулировать мысли, излагать их ясно и конкретно, у него должна быть своя точка зрения.

Какие барьеры встречаются чаще всего

На пути лидера коллектива чаще всего  встречаются такие барьеры:

  1. Нечетко выраженная цель, поставленная перед коллективом задача. Неудача на пути к лидерству преследует тех, кто слабо их видит.
  2. Ожидание мгновенного решения, нетерпеливость. Человек, пытающийся изменить себя мгновенно, никогда не станет лидером в коллективе. Нужно довольствовать небольшим результатом. Чтобы вырос величественный дуб, нужно сначала посадить маленький желудь. Сроки на выполнения поставленной задачи должны быть реальными.
  3. Боязнь рисковать, испытать себя в новых ситуациях.
  4. Отсутствие веры в собственные силы. Своим развитием вы должны управлять самостоятельно, и только от вас зависит, станете ли вы лидером. Нужно учиться управлять своей жизнью.
  5. Недостаток знаний, опыта. У каждого имеются собственные жизненные обстоятельства, черты характера, качества, присущие только ему. Изучение биографии успешных людей не помогут вам стать лидером.

Чтобы повести за собой людей, необходимо осознавать свою уникальность. Волшебных рецептов для этого не существует. Нужно использовать собственные знания, энергию, опыт, навыки и применять их в коллективе.

Можно ли найти универсальный метод того, как стать лидером

На современном психологическом рынке много самых разнообразных «полезных советов», помогающих стать лидером в коллективе. Но практической ценности они не имеют, так как нет таких «рецептов» для всех желающих.

Каждый человек по-своему уникален, и он должен это осознать.

Для того чтобы стать первой скрипкой в оркестре нужно не заимствовать чужие секреты, а искать собственные, раскрыть дар, воспользоваться своими навыками и энергией.

Источник: https://lifemotivation.ru/lichnostnyj-rost/kak-stat-liderom-v-kollektive

Лидерство в коллективе (стр. 1 из 3)

Два лидера в одном коллективе: как минус обратить в плюс

Реферат

по психологии

на тему: Лидерство в коллективе

1. Лидер

2. Качества лидера

3. Воспитание качеств хорошего руководителя

4. Лидер в коллективе

Литература

1. Лидер

Лидерство – это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею для своих личных интересов.

Лидерские качества могут быть либо врожденными, либо воспитанными.

Для того чтобы человек проявил себя как лидер, ему прежде всего необходима ситуация, в которой он сможет реализоваться соответствующим образом.

Власть лидера обеспечивается хорошим знанием людей, т.е. настоящий лидер – это хороший психолог.

Он прекрасно чувствует моральный настрой собеседника, будь то единомышленник или оппонент, и умело ведет беседу в официальных и неофициальных условиях.

Всякий лидер – это руководитель, но не всякий руководитель – лидер. У лидера всегда есть подчиненные (последователи) которые выполняют его поручения.

Для того чтобы стать лидером, помимо таланта необходимо уделять много времени своему развитию – как профессиональному, так и личностному. Лидерство – это талант, без развития он угасает, как и все другие способности. Настоящим лидером человек становится к 30-35 годам, когда он набирается жизненного опыта.

Выделяют две группы лидеров:

1. “Игроки”. 2. “Открытые”.

“Игроки” Используют свою способность разбираться и управлять окружающими людьми исключительно в собственных целях. За их внешним благородством кроется холодный расчет в личных интересах. Это актеры, которые постоянно меняют свои маски и роли, чтобы добиться более высокого положения они ни перед чем не остановятся.

“Открытые” Лидеры живут интересами коллектива, некой всеобщей идеей. В своей работе такие лидеры руководствуются обстоятельствами, в остальном они являются полной противоположностью “игрокам”.

Эти люди и есть настоящие лидеры, взаимоотношения которых с людьми, в том числе и их последователями, складываются на основе искренних отношений. “Открытые” лидеры обладают непререкаемым авторитетом у окружающих, который основывается на опыте, порядочности и справедливости.

Такие лидеры встречаются реже, чем “игроки”, так как в большинстве случаев людьми движут амбиции и тщеславие.

Кoнцeпция лидepcкиx кaчecтв paccмaтpивaeт лидepoв кaк ocoбыx людeй c вpoждeнным нaбopoм oпpeдeлeнныx чepт xapaктepa, кoтopыe пpиcyщи тoлькo им. Глaвнaя идeя дaннoй тeopии: лидepaми нe cтaнoвятcя – ими poждaютcя.

2. Качества лидера

Большинство людей, услышав слово “лидерство”, связывают его с миром бизнеса. Лидерство следует воспринимать шире. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и учитель, и исследователь, и нежная мать. Невротизм лидеру противопоказан.

По-настоящему лидеры стремятся не только лидерству в бизнесе, но и к лидерству в своей повседневной жизни. Большинство людей во многом похожи на чашку. Они уже полны до краев. Их ум так переполнен мнениями, идеями и предпочтениями, что ничто новое не может туда проникнуть.

А в нашу эпоху быстрых изменений, когда нужно постоянно знакомиться с новыми взглядами и понятиями, вооружаться новыми умениями, это серьезнейший недостаток. Лидеры должны опустошить свои чашки. Нужно всегда оставаться восприимчивыми к новым знаниям, а себя считать вечными учениками. Вы должны выработать в себе Ум Начинающего.

Это важнейшее качество для лидера. Один из уроков лидерства, гласит: За миг до победы случаются мелкие затруднения. Самое главное в этот момент – сохранять сосредоточенность и продолжать верить. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из главных качеств лидера: ему не страшна неизвестность или отсутствие обратной связи.

Белые пятна не мешают его деятельности. Он справляется со своим делом и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для других, неспособных к действиям в условиях неопределенности. Характер.

Характер должен быть твердым, как скала. Укрепление и всестороннее развитие характера это основное условие нашего развития не только как лидеров, но и как личностей. Ваш характер определяет вашу сущность. Это, в свою очередь, определяет то, как вы воспринимаете окружающий мир. Ваш способ восприятия мира определяет ваши поступки.

Характер – это больше чем просто слова. Поэтому ни в коем случае нельзя отделять характер лидера от его действий. Истинное лидерство всегда означает привлечение других людей. Последователи перестают доверять лидерам, если узнают, что у тех неустойчивый характер, и никогда больше не идут следом за ними.

Характер приносит успех в отношениях с людьми.

Чтобы превратиться в лидера, который притягивает к себе других, вы должны: Ставить каждому человеку пятерку Самое лучшее из того, что вы можете для людей, а заодно и привлечь их к себе, – это ожидать от них исключительно наилучшего.

Если вы цените окружающих людей, поощряете их в разных начинаниях и помогаете им реализовать свой потенциал, то они полюбят вас за это. Дарить людям надежду Самый большой наш капитал – это надежда.

Если вы в состоянии стать человеком, который наделяет этим даром окружающих, они будут тянуться к вам и навсегда останутся благодарными. Делиться собой и своими достоинствами Ведя за собой других людей, отдавайте им все, что у вас есть. Преданность. Преданность делу открывает двери для достижений.

В качестве лидера вам предстоит сталкиваться с множеством препятствий и возражений. Если вы хотите добиться чего-нибудь, то должны быть преданы поставленной перед собой цели. Навыки общения.

Эффективному лидеру абсолютно необходимо развивать у себя навыки общения. Если лидер не в состоянии ясно довести до окружающих важную идею и мотивировать их к действиям, то факт наличия у него идеи вообще не имеет значения. Компетентность.

Если вы разовьете в себе качество как компетентность, то люди придут к вам. Компетентность идет гораздо дальше слов. Она означает способность лидера сформулировать, спланировать и сделать то, что нужно, таким образом, когда другим ясно, что вам известно, как поступать. Мужество.

Мужество считается первейшим из человеческих качеств. Проницательность.

Умные лидеры верят только в половину того, что слышат. Проницательные лидеры знают, какой половине верить. Проницательность – обязательное и незаменимое качество для любого лидера, который желает максимизировать свою эффективность.

Сфокусированность. Для того, чтобы стать эффективным лидером, для обретения той степени сфокусированности, требуются приоритеты и концентрация. Лидер, который установил для себя приоритеты, но нет должной концентрации, знает, что надо делать, никогда этого не делает.

Щедрость. Щедрость исходит от сердца и пронизывает каждый аспект жизни лидера, вплотную касаясь его времени, денег, талантов и имущества. Эффективный лидер действует в интересах других людей, а не исключительно в собственных целях. Инициативность.

Успех явно связан с конкретными действиями. Преуспевающие люди все время шевелятся. Они совершают ошибки, но никогда не выходят из игры. Инициативные лидеры не ждут когда кто-то вызовет в них мотивацию. Умение слушать. Чтобы вступать в контакт с сердцами людей, используйте свои уши.

Подавляющее большинство проблем, связанных с общением, порождается неумением слушать. Умение слушать делает Вас умным.

Большинству людей хочется, чтобы их считали умными, сообразительными, но человека, который бесконечно делает умные замечания, всегда лезет из кожи вон, чтобы выглядеть умным, окружающие не признают умным человеком.

Существует надежный способ убедить другого человека, что Вы являетесь одним их наиболее мудрых и разумных персон – слушайте, слушайте и уделяйте внимание тому, что человек говорит. Люди расскажут Вам все, что они хотят от Вас, если Вы будете слушать.

Вы не сможете по-настоящему понять другого человека, пока не будете готовы слушать его с вниманием, симпатией и терпением. Умение слушать может Вам принести богатство, материальное благосостояние, а также удовлетворение от успеха и счастье. Один из самых лучших комплиментов, который Вы можете высказать другому человеку – попросту выслушать его.

Решение проблем Нельзя позволять Вашим проблемам оставаться проблемами. Лидеры всегда идут навстречу каждому вызову. В этом и состоит одно из свойств, которое отличает победителей от нытиков. Независимо в какой области действует лидер, он столкнется с проблемами.

Способность работать с людьми и укреплять взаимоотношения с ними необходимы лидеру. Первое качество лидера применительно к взаимоотношениям – это способность понимать, что чувствуют и думают окружающие. Ответственность.

Лидеры, желающие достичь совершенства и упорно работающие для ее достижения, всегда обладают чувством ответственности. И такой человек всегда живет в ладу с самим собой. Непременное свойство ответственного лидера – доводить дело до конца. Они добиваются результата независимо от ситуации.

Если Вы хотите вести за собой других – Вы должны добиваться результатов. Уверенность.

Никому не нравится слабый и неуверенный в себе человек. Нам инстинктивно нравятся люди, которые знают, чего хотят и поступают так, будто совершенно уверены в том, что получают желаемое. Мы не любим сомневающихся людей и неудачников.

Если Вы хотите нравится людям, дайте им понять, что Вы собираетесь побеждать, держите голову высоко поднятой, смотрите людям прямо в глаза, двигайтесь так, словно Вы знаете куда направляетесь. Самодисциплина. Без самодисциплины невозможно достичь успеха и преуспевающим человеком.

Независимо от ого, насколько одарен лидер, он не может максимально развиться без самодисциплины. Успех прежде всего внутренняя работа. Лидерство начинается с самодисциплины. Как лидер, вы не можете вдохновить людей, если утром просыпаетесь угнетенным и подавленным.

Не сможете повести людей к победе, если вам не хватает энергии и сил. Внешний успех начинается с успеха внутреннего. Чтобы овладеть искусством управления другими, вы должны овладеть искусством управлять собой.

Самодисциплина позволяет лидеру дойти до самых высоких вершин и является ключом к долговременному лидерству. Если Вы хотите принадлежать к числу таких лидеров, одним из Ваших активов является самодисциплина. Установите для себя приоритеты и никогда не забывайте о них.

Источник: https://mirznanii.com/a/197788/liderstvo-v-kollektive

Подготовка лидеров: опора руководителя, или конкуренты?

Два лидера в одном коллективе: как минус обратить в плюс

Лесная Станислава Валерьевна

В программах обучения персонала часто предлагаются семинары и тренинги по лидерству. Когда руководитель решает, необходимо ли такое обучение его сотрудникам, он задумывается: а зачем это нужно? не будет ли это подготовкой самому себе конкурентов, да еще за деньги фирмы? и вообще – зачем столько лидеров в одном коллективе?

Политика руководства по отношению к росту сотрудников может быть разной. Кто-то проводит систематическое обучение, стимулирует развитие организаторских способностей персонала, поощряет рост своих кадров.

Кто-то предпочитает позицию «руководитель здесь я, остальные – исполнители», а значит, лидерские качества им развивать абсолютно незачем. У каждой из этих позиций есть свои аргументы.

Давайте рассмотрим все «плюсы» и «минусы» обоих вариантов, к каким последствиям они приводят.

Вариант 1. Не растить лидеров

Такая политика может быть целенаправленной, а может сложиться просто «по привычке».

Например, руководитель считает данный подход проявлением четкой иерархии в компании: организовывать все процессы и принимать решения должен только он, если кто-то пытается проявить инициативу, показать свою компетентность – это нарушитель и претендент на место руководителя. А значит, с ним надо бороться.

Тем более не нужно давать сотрудникам такой соблазн. Им на тренинге предложат представить себя в роли руководителя, подумать над проектами развития своего отдела, т.д. – а вдруг им понравится такая мысль, и начнут начальника «подсиживать»!

Довольно часто среди руководителей среднего звена можно встретить следующую ситуацию. Человек хороший, ответственный, старается держать все процессы на контроле. А сотрудники, вот беда, то забудут что-нибудь, то подготовлены недостаточно, то уверенности и шарма им не хватает, чтобы с серьезными задачами справиться.

Вот и «приходится» руководителю все брать на себя! Складывается ситуация, когда «ну ничего серьезного им нельзя поручить».

Руководитель искренне уверен, что справиться со всеми ответственными задачами может только он, а учить остальных или некогда, или бесполезно – настолько они кажутся ему бесталанными и бесперспективными.

«Плюсы», которые может найти в такой ситуации руководитель

1. Все сотрудники ему буквально «в рот заглядывают», ловят каждое слово, постоянно обращаются с вопросами, без его вердикта шагу не могут ступить.

Некоторым людям такое отношение со стороны подчиненных, вообще весь принцип организации работы в подразделении дают ощущение важности, постоянной востребованности.

Перед собственной совестью и вышестоящим руководством всегда можно сказать: да, я работаю, не покладая рук! я просто незаменим!

2. Все решения принимает только руководитель, единолично, без них работа коллектива просто остановится. Это дает эффект «все под контролем». Можно не переживать, что подчиненные что-то там серьезное «напортачат» – они ведь все равно ничего серьезного делать без ведома начальника не будут.

«Минусы», с которыми в таком случае придется столкнуться

1. Руководитель такого «коллектива исполнителей» часто вынужден работать чуть ли не круглосуточно, ведь на нем «замыкаются» все процессы, нужно постоянно проверять, отдавать распоряжения, подробно инструктировать, вникать практически во все вопросы. Неудивительно, если привычным состоянием станет усталость и раздражение.

2. Такой лидер, сосредоточивший всю власть в своих руках, просто прикован к работе. Без него сотрудники не способны вести ни один процесс, кроме самых простых и однообразных. Уехать в отпуск практически немыслимо, времени на стратегию, новые возможности, да и просто отдых и общение с семьей остается очень мало.

Вариант 2. Растить лидеров

В крупной японской корпорации провели интересный «тест на профпригодность» менеджеров среднего звена. В один прекрасный день руководителей сразу нескольких отделов отправили в отпуск на месяц, без предупреждения. Через месяц подвели итоги.

В тех отделах, где без начальника работа шла хуже – руководителей уволили: ведь они не сумели наладить эффективные механизмы организации процессов, функционирующих без их непосредственного участия, не подготовили себе достойного заместителя.

В тех отделах, где работа, наоборот, пошла веселее и успешнее – руководителей тоже уволили: значит, они подавляли инициативу сотрудников, не использовали в должной мере их потенциал.

И только в отделах, которые стабильно продолжали работать примерно на том же уровне, что и раньше, руководителей наградили.

Этот пример показывает, как в стране, занимающей в мире лидирующие позиции по многим экономическим показателям, стимулируют эффективную организацию управления коллективом.

При таком подходе поощряется ответственность каждого сотрудника за свою сферу, умение вести процессы, принимать самостоятельные решения в рамках компетенции, проявлять творчество.

Умение организовывать, стратегическое мышление и творческий подход, ответственность – все это лидерские качества, помогающие сотрудникам эффективнее работать в любом коллективе.

Если руководитель заинтересован создать грамотную команду, способную в значительной мере к самоорганизации и развитию, он старается поощрять раскрытие лидерских качеств сотрудников.

«Плюсы», которые дает подготовка лидеров в коллективе

1. Работа в подразделениях оживляется, появляются новые идеи, предложения, нестандартные варианты решения задач. Ощущая себя лидерами, пусть даже ведущими небольшие процессы, сотрудники учатся смотреть в будущее, искать наилучшие способы достижения целей, планировать, а не просто получать готовые «рецепты» и при этом не чувствовать никакой ответственности за результат.

2. Руководителю нет необходимости вникать во все подробности, все больше дел сотрудники могут успешно выполнять сами. Можно не «пахать» с утра до вечера, а выстраивать свою жизнь в комфортном ритме, находить время для отдыха, а также для освоения новых сфер роста.

3. Идет подготовка надежных помощников, на которых можно рассчитывать: при необходимости они смогут, например, вести важные переговоры от лица фирмы, управлять процессами в отсутствие руководителя. Они растут, и расширяется список их способностей, а значит, суммарный список возможностей, которыми обладает коллектив.

«Минусы», которые могут при этом быть

1. Есть риск, что люди окажутся неблагодарными: всему научатся и уйдут на должность повыше к конкурентам. И непонятно, зачем было готовить из них лидеров. Впрочем, уйти может любой специалист, набравшись опыта и знаний.

Именно для предотвращения таких последствий должна работать система мотивации, мероприятия по укреплению корпоративного духа и т.д. Также большое значение имеют своевременные решения руководства – кому действительно пора предложить новый круг возможностей и обязанностей, оценив рост его профессиональных и организаторских способностей.

Если руководитель сам постоянно растет, повышает свой уровень профессионализма и личных качеств – ему не страшна возможность конкуренции со стороны подрастающих в коллективе начинающих лидеров. Ведь он всегда будет «на шаг впереди».

Человек с большими амбициями понимает, что самые высокие вершины нужно штурмовать вместе с надежной командой.

И старается подбирать и готовить именно тех людей, которые станут ответственными, сильными лидерами, тех, на кого можно опереться.

Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте. Самая быстрая HR-рассылка

условия копирования

Источник: http://www.hr-journal.ru/articles/ov/ov_566.html

Как уменьшить влияние неформального лидера на коллектив?

Два лидера в одном коллективе: как минус обратить в плюс

Руководитель отдела маркетинга подозревает, что сотрудники попали под влияние одного из работников. Выражается это в том, что его указания обсуждаются или выполняются с точностью до наоборот, чего раньше не было. Как выяснить, кто из сотрудников оказывает влияние на коллектив?

Для того чтобы выявить, кто из сотрудников стал оказывать деструктивное влияние на коллектив, руководителю отдела необходимо понаблюдать за поведением работников. Стоит обратить внимание, кто из них наделен какими-то привилегиями со стороны коллег. К кому обычно они идут за советом.

Неформального лидера можно выявить на совещаниях или мозговых штурмах, такой человек выступает активнее всех, открыто выражает свою точку зрения. Как вариант, провести анонимный опрос с целью выявить сотрудников, пользующихся особым авторитетом.

В анкету кроме общих вопросов о хобби и увлечениях добавляют уточняющие: с кем в коллективе обсуждают сложные вопросы, чье мнение важно, к кому обращаются за профессиональной поддержкой.

Кроме этого, стоит напомнить руководителю, что неформальные лидеры появляются в коллективе, когда нарушается коммуникация между подчиненными и начальником (основные причины появления неформальных лидеров в коллективе – в схеме ниже). Порекомендуйте руководителю наладить коммуникацию с подчиненными, чтобы быть в курсе всех новостей и их повседневных поступков, а также интересоваться мнением каждого сотрудника о потребностях и ожиданиях от работы в компании.

Что делать, если неформальный лидер является инициатором моббинга коллег?

На выходном интервью сотрудница пожаловалась, что одна из ее коллег, которая является неформальным лидером, инициирует травлю новичков. Это послужило причиной увольнения уже не одного человека. Как можно исправить ситуацию в отделе?

Прежде всего, необходимо выяснить причины такого поведения сотрудницы отдела. Это могут быть и неразрешенные проблемы внутри коллектива.

Например, неучастие руководителя в жизни коллектива, борьба за власть между двумя неформальными лидерами, что отражается на новичках, которые примыкают к команде одного из них, и т. д.

И личностные особенности сотрудницы, например, у нее свое видение, какой человек должен быть в их команде, и если он не подходит по установленным критериям, то его выживают.

Чтобы выявить наличие проблем внутри коллектива, следует провести анонимное анкетирование об удовлетворенности работой, а затем приступить к корректировке действий подчиненных и руководителя. Если дело в личностных особенностях сотрудницы, то рекомендуем привлечь ее к подбору персонала в отдел.

Необходимо спросить у нее, как справлялись с работой новички, как она думает, почему они увольняются, как можно удержать новых сотрудников в коллективе, кого предпочтительнее взять в коллектив.

Затем назначить ее наставником для новых сотрудников, подобрать подходящую мотивацию, привязав ее к результатам работы новичка.

Что делать, если неформальный лидер подрывает авторитет руководителя?

В отдел был принят новый сотрудник, под влияние которого попали работники. Недавно до руководителя дошли слухи, что в комнате отдыха новичок обсуждает распоряжения начальника, негативно высказывается о его решениях, одним словом настраивает коллег против него. Что делать в такой ситуации?

Загрузите большими объемами работы неформального лидера, чтобы у него не было времени на обсуждения решений руководителя

В этом случае руководитель может привлечь на свою сторону новичка, который негативно высказывается о его решениях, и предоставить ему возможность действовать.

Необходимо побеседовать с ним (желательно сделать это при участии других сотрудников), спросить, как можно улучшить критикуемый им участок работы.

Внимательно выслушав его и задав уточняющие вопросы, поручите ему самому организовать работу (конечно, если его предложения действительно стоящие).

Самостоятельная деятельность позволит новичку познакомиться с более широким кругом проблем, и он начнет больше понимать те или иные шаги руководителя отдела. А может быть и так, что сотрудник не сможет предложить ни одного нормального решения или откажется самостоятельно претворять их в жизнь. Таким образом он скомпрометирует себя в глазах коллектива, и его влияние заметно снизится.

Мария ЩЕННИКОВА, ведущий специалист по работе с персоналом управления трудовыми ресурсами Представительства ООО «Группа “Магнезит”» в Москве:

У руководителя отдела может быть несколько путей выхода из сложившейся ситуации. – Загрузить большими объемами работы “неформала”, чтобы у него не было времени на обсуждения распоряжений руководителя и негативные высказывания о его решениях.

– Создать сотруднику максимально комфортные условия для общей цели, то есть подружиться с ним и всячески поощрять и мотивировать его. Ведь именно неформальные лидеры служат проводниками информации в коллективе, укрепляют командный дух, помогают адаптации новых сотрудников.

– Назначить руководителем проекта (даже можно своим заместителем). И либо человек, получив власть, станет обычным начальником, который отдает приказы и требует их исполнения, либо станет лучшим руководителем, совместив свое состояние души с должностью.

– Перевести его в другое подразделение , чтобы восстановить слаженную работу коллектива.

Как уладить конфликт между двумя неформальными лидерами?

Полгода назад в коллектив был принят новый сотрудник. После его прихода работники разделились на два лагеря, одни стали поддерживать новичка, другие неформального лидера. Два лидера постоянно конфликтуют между собой. Как можно урегулировать конфликт между ними?

Когда два неформальных лидера начинают бороться за влияние на коллектив, у сотрудников снижается мотивация, что отражается на их трудоспособности. С одной стороны, можно не вмешиваться, пусть сами разбираются, возможно, в итоге один из лидеров покинет компанию. Но с другой, пустив все на самотек, вы только усилите конфликт.

Если два неформальных лидера борются за власть в коллективе, разделите обязанности между ними так, чтобы каждый отвечал за свой участок работы

Если есть возможность, то переведите одного из неформальных лидеров в другое подразделение.

Либо разделите обязанности между ними так, чтобы каждый отвечал за свой участок работы, или назначьте их руководителями проектов, чтобы каждый со своей командой трудился над своим заданием и отвечал за результаты.

Как вариант, попросите руководителя отдела, уходя в отпуск, назначать исполняющим обязанности одного из неформальных лидеров, но каждого по очереди. Так можно подчеркнуть значимость каждого из них и дать возможность на время почувствовать себя полноправным руководителем.

Стоит ли неформального лидера назначать на руководящую должность?

У нас в коллективе есть неформальный лидер. Сотрудники уважительно к нему относятся, советуются с ним, а он в свою очередь помогает наладить взаимодействие между работниками и руководителем. Недавно начальника отдела повысили, и он предложил рассмотреть на его должность кандидатуру неформального лидера. Стоит ли назначать его на руководящую должность?

Неформальные лидеры, как правило, становятся первыми претендентами на руководящую должность. Но прежде чем изменить статус человека в коллективе, необходимо все хорошо обдумать. Во-первых, не стоит повышать лидера только потому, что он имеет влияние на сотрудников.

Ведь руководитель должен разбираться хорошо в бизнесе компании, иметь для управления персоналом необходимые навыки и личностные качества.

Поэтому решение о назначении необходимо принимать, основываясь на данных, полученных после собеседования по компетенциям, решения управленческих кейсов и т. д. Во-вторых, не всегда неформальный лидер, получив формальную власть, становится хорошим руководителем.

Может случиться так, что после повышения он потеряет свой авторитет среди коллег или же просто не сможет закрепиться в новой роли. В-третьих, не каждый неформальный лидер стремится стать руководителем.

Лада СЕРЕДЮК, заместитель генерального директора по персоналу ООО «Навигатор» (Санкт-Петербург):

Очень важно понять природу возникновения неформального лидерства. Зачастую бывает, что неформальный лидер противопоставляет свою роль “всеобщего защитника” строгим требованиям руководства.

В этом случае неформальный лидер может оказаться абсолютно несостоятельным как руководитель, потому что “хороший человек – это не профессия”. Ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов и желание самого неформального лидера стать формальным .

Если присутствует полное нежелание нести ответственность за вверенный коллектив, а человека все же назначают на руководящую должность – можно потерять неформала не только как лидера и помощника, но и как сотрудника, профессионала.

Конечно, в любой ситуации стоит рассматривать лидера как кандидата на руководящую должность. Но вот назначать или нет – этот вопрос должен внимательно изучаться в каждом конкретном случае.

Как наличие неформального лидера сделать полезным для коллектива?

Выяснилось, что среди сотрудников есть неформальный лидер. Как сделать, чтобы его влияние носило конструктивный характер и приносило пользу для коллектива?

В первую очередь необходимо понять цели неформального лидера. Как уже говорилось, они могут быть разными. Кто-то настроен позитивно и реализует свою лидерскую функцию для обеспечения максимальных результатов команды.

Кто-то ставит цель противостоять руководителю и саботировать его распоряжения. В зависимости от цели неформального лидера, руководитель должен выбрать свою стратегию поведения.

В любом случае, чтобы влияние лидера носило конструктивный характер, необходимо дать ему возможность проявить свой лидерский потенциал. Порекомендуйте руководителю делегировать ему часть своих обязанностей, поручить ведение сложных и ответственных проектов и т. д.

В свою очередь руководитель сможет использовать потенциал неформального лидера для сплочения команды, улучшения морального климата в коллективе, разрешения конфликтов, повышения дисциплины и т. п.

Если же не удается сделать союзником неформального лидера и он оказывает деструктивное влияние, то лучшим решением будет перевести такого человека в другой отдел. Или попытаться снизить его влияние на коллектив, подрывая его авторитет в глазах коллег.

Как руководителю наладить взаимодействие с неформальным лидером с пользой для себя?

Я недавно возглавила отдел персонала. Как выяснилось, в коллективе есть неформальный лидер. Как мне наладить с ним взаимодействие с пользой для себя?

Для того чтобы сделать наличие неформального лидера в коллективе полезным для себя, вам необходимо научиться эффективно взаимодействовать с ним.

Так как вы недавно возглавили отдел, постарайтесь заручиться поддержкой лидера, попросите рассказать о каждом сотруднике, его сильных и слабых сторонах, как строилось взаимодействие при прежнем начальнике, кому и что можно поручить и как контролировать.

Можно даже делегировать ему что-то из своих обязанностей, задействовать его ресурс в своих целях. Одним словом, вам нужно неформального лидера сделать своим союзником.

Если вам это удастся, вы сможете всегда держать руку на пульсе и следить за настроением всего коллектива, доносить с его помощью до сотрудников все решения руководства, особенно непопулярные, и т. д. Только не пытайтесь копировать поведение неформального лидера – это самая большая ошибка руководителя. Подражание поставит вас в слабую позицию.

Елена ШИЛО, генеральный директор, ООО «Логика Роста» (Санкт-Петербург):

Нужно быть готовым к деликатной и непростой работе по налаживанию отношений.

Соблюдая субординацию и корректность, проявите дружелюбность, покажите, что его опыт и знания имеют для вас ценность и будут непременно востребованы.

Однако отношения с неформальным лидером должны быть прозрачны для всех сотрудников, необходимо демонстрировать жесткость в рабочих вопросах и одновременно мягкость и уважение в личных.

Можно расширить зону ответственности неформального лидера, связанную с управлением персонала, и по возможности официально. Возложите на него ответственность . Поставьте такие задачи «серому кардиналу», чтобы он мог в деле проявить себя и понять вас и руководство.

Тем самым вы приблизите его к управленческому звену перед сотрудниками, лишив со временем оппозиционной привлекательности.

В результате значительно уменьшится его влияние на группу, а вы приобретете союзника, который окажет неоценимую помощь в вопросах, связанных с психологическим климатом в организации.

Материал подготовила Оксана ВИЛИНСКАЯ, ведущий эксперт журнала «Кадровое дело»

Звезда
за правильный ответ

Неправильно

Правильно!

Выяснив, что в коллективе есть неформальный лидер, в первую очередь необходимо:

перевести его в другое подразделение

делегировать ему свои полномочия

Источник: https://e.kdelo.ru/322871

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.